В XVIII веке единственный известный нам случай прямого участия священника в битве отражен в «Деяниях Петра Великого». Там говорится, что «олонецкий поп Иван Окулов в 1702 году, собрав охочих людей до тысячи человек, ходил за шведский рубеж, разбил четыре неприятельских заставы, побил до 400 шведов и со взятыми рейтарскими знаменами, барабанами, оружием и лошадьми возвратился в торжестве; чего же забрать не смог с собою, то предал огню». В XIX веке нам известно несколько случаев прямого участия священнослужителей в битвах. В 1854 году монахи Соловецкого монастыря обороняли монастырь от нападения английской эскадры. В том же году священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из кабинета Его императорского величества «за содействие в отражении англо­-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами». При этом позднее, служа в городе Николаеве отец Гавриил прославился как молитвенник и постник. Во время Первой мировой войны среди духовенства было много желающих добровольцами служить в армии с оружием в руках, и в 1915 году Святейшим Синодом было утверждено определение, категорически запрещающее священникам идти в армию не на духовные должности. В 1914–1917 годах священнослужители часто возглавляли пешие и конные атаки, но без оружия, только с крестом в руках. Во время русско-японской войны погибло 16 священнослужителей, было ранено и контужено не меньше 10 человек. Выявленные нами данные говорят о том, что к лету 1917 года на войне пострадал 181 священнослужитель. Из них были: убиты – 26, умерли от ран и болезней – 54, ранены – 48, контужены – 47, отравлены газами – 5 человек. Число убитых и умерших от ран и болезней составляет 80 человек. В Первую мировую войну к 1917 году в плену перебывало или продолжало находиться не менее 104 православных священнослужителей. Говоря о наградах духовенства, следует сказать, что к началу XX века порядок наград белых священнослужителей выглядел следующим образом: набедренник; фиолетовая скуфья; фиолетовая камилавка; наперсный крест от Святейшего Синода; орден святой Анны 3-й степени; сан протоиерея; орден святой Анны 2-й степени; орден святого Владимира 4-й степени; палица; орден святого Владимира 3-й степени; золотой наперсный крест из кабинета Его императорского величества; золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его императорского величества; орден святой Анны 1-й степени; митра. Для иеромонахов из вышеперечисленных наград исключались скуфья, камилавка, сан протоиерея и добавлялся сан игумена (дававшийся после получения ордена святого Владимира 4-й степени) и сан архимандрита (дававшийся после получения палицы или ордена святого Владимира 3-й степени). Благодаря наличию «духовных» наград (скуфьи, наперсного креста и т.д.), военные священники могли иметь значительное количество отличий и даже превосходить в этом показателе офицерский состав.

http://pravoslavie.ru/28242.html

Император Константин не был человеком, который разбирался в тонкостях богословия. Ему представили такое двусмысленное вероизложение, что он решил возвратить из ссылки и Ария, и Евсевия Никоми-дийского, и Феогнеса Никейского. Евсевий Никомидийский потребовал от Афанасия, чтобы тот принял Ария, осужденного I Вселенским Собором, в церковное общение. Афанасий ответил категорическим отказом, это вполне естественно. И здесь повелась борьба и со стороны еретиков-ариан, и со стороны схизматиков-мелетиан. Итак, Осия Кордубский предлагает императору Константину внести словосочетания «единосущный» и «из сущности Отца» в Символ веры , император сам собирает Собор, большие деньги уходят на это. Собор решает, стоят подписи отцов Собора, император утверждает решения Собора, и вдруг он выпускает эту публику. Это трудно понять, если не вспомнить 326 год. Это год 20-летия, когда Константин стал императором. Он был женат, его женой была Фауста (Фавста). От неё у него было 3 мальчика: Константин, Констанций, Констант. Константин направляется в Рим на празднование 20-летия, ему становится известно, что его старший сын Крисп от 1-го брака находится в любовной связи со своей мачехой Фавстой. Константин не был очень старым, но был немолодым человеком, и невероятного в этом ничего не было. Но даже по языческим законам кровосмешение считалось мерзостью, хотя и встречалось. Константин приказывает отрубить Криспу голову (внутри Константин пока язычник по своим нравам). Фавста моется в бане, её там либо заперли, либо слишком крепко натопили, и она задохнулась. Он приезжает на празднование фактически к двум покойникам. Его эта драма сломила. Он, пожилой человек, остается один, три мальчика на руках (младшему Константу было лишь 8 или 9 лет). Рядом его родная сестра Констанция, духовная дочь Евсевия Никомидийского. Мы не слышали этого разговора, но Константин мог поплакаться сестре, как ему трудно и тяжело. Она и могла сказать: пока ты не гнал таких святых, как Арий, Евсевий, ты был счастлив, поднял на них руку – имеешь то, что имеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Исходя из этого, императрица издает несколько принципиальных документов, я не буду вас ими отягощать, но вот первый из документов очень интересен — это указ, изданный в декабре 1772 года, как раз генерал-губернатору Чернышеву, в котором содержится прямой запрет публиковать на вновь приобретенных территориях любые папские распоряжения. Исполнять содержащиеся в них предписания римского папы, в частности, клирикам разрешается только с санкции самой императрицы. То есть если из Рима поступало какое-то распоряжение, то с ним сначала должен был ознакомиться белорусский генерал-губернатор, затем он должен был отослать его в Санкт-Петербург, и только после этого лично императрица говорила, что с этим распоряжением делать, можно его довести до сведения католических священников и вообще католиков или нельзя. Кроме того, в этом документе Чернышеву предписывалось строго следить за тем, чтобы католическое и униатское духовенство ни под каким видом, ни тайно, ни явно, не пыталось обратить в свою веру православных. Забегая несколько вперед, мы можем сказать, что всё царствование Екатерины II npoдoлжaлocь тридцать четыре года, но с момента упразднения Ордена иезуитов, то есть с 1773 года, до окончания ее царствования прошло двадцать три года, и за эти двадцать три года практически неизвестны случаи, чтобы на территории восточной Белоруссии православные переходили в католичество. Известно несколько случаев, когда католичество принимали протестанты и иудеи, это понятно. Собственно, российское законодательство никогда не запрещало этого u b XIX beke. А вот переходы из Православия в католицизм практически неизвестны. Но я хочу обратить внимание на то, что в одном из первых распоряжений Екатерины II coдepжamcя два важнейших пункта, согласно которым императрица и строила свою политику в дальнейшем по отношению к Ордену: во-первых, всячески оградить и в целом Католическую церковь, и в частности Орден иезуитов от какого-либо внешнего вмешательства, в первую очередь вмешательства из центра, который находится за пределами империи; во-вторых, категорически запретить как вообще католикам, так и в частности иезуитам то, что мы сейчас называем прозелитической деятельностью.

http://pravmir.ru/ekaterina-ii-i-orden-i...

Неизвестно, сколько времени он провел на столпе, также именовавшемся столпом во имя Пресв. Богородицы, прежде чем перешел на новое место. В Vita B и «московском» тексте упоминается видение Л. Г.: ночью во время молитвы он наблюдал огненный столп от земли до неба и сонм ангелов. У основания огненного столпа Л. Г. построил храм Воскресения, где вскоре возник мон-рь. Во всех Житиях сообщается о том, что на строительство мон-ря выделил деньги имп. Константин IX Мономах , однако детали этого события излагаются по-разному. В Vita A говорится, будто некий недобросовестный монах получил известие, что Константин скоро будет освобожден из ссылки на о-ве Лесбос. Без ведома Л. Г. этот инок отправился к Константину и выдал сведения за свое пророчество, рассчитывая на материальную благодарность. Мошенник вернулся на гору Галисий уже после того, как Л. Г. взошел на столп в мон-ре Воскресения; пожертвовал ли он деньги императора мон-рю или нет - неизвестно. Т. о., на основании этого источника нельзя утверждать, что Константин IX Мономах имел отношение к строительству мон-ря. Однако в «московском» Житии и в Vita В изложен иной ход событий: якобы Л. Г. сам через своего ученика, посланного на Лесбос, предсказал Константину освобождение из ссылки, после чего император проникся особым доверием к подвижнику и стал делать богатые пожертвования мон-рю. Сведения о том, что Константин IX Мономах участвовал в основании мон-ря, входят в противоречие с его предписанием Л. Г. покинуть Галисий и перенести мон-рь в Бессы (близ Эфеса) ( Greenfield. 2000. Chap. 245), а также не очень уверенно согласуются с известным фактом дарования монастырю устава от своего имени. Вероятно, именно мон-рю в Бессах император выделил денежное пожертвование и соответственно для этого мон-ря составил устав. Л. Г. категорически отверг имп. предписание покинуть Галисий, аргументировав свой отказ тем, что монастырь в этом месте повелел основать Сам Христос. Несогласие подвижника с предписанием властей, видимо, стало причиной острых споров о местонахождении обители и после его смерти.

http://pravenc.ru/text/2462541.html

Неправда. Я больше 20 лет прожил только в КазССР, и потом РК и могу от первого лица свидетельствовать, что " когда большевички командовали " на исконно русских землях и в построенных нами " с колышка городах " -русских открыто дискриминировали. За долго до крушения СССР в КазССР и других союзных республиках были запреты русским на занятие руководящих постов - где-то категорический, где-то " рекомендованный " . Для русских был повышенный бал для поступления в ВУЗы и, наоборот - всевозможные льготы для " нацкадров " . А вот когда вернулись поклонники Краснова, Семёнова, Дутова, Маннергейма и Власова с Бандерой, то " выбора не осталось " да. не осталось. Одно дело малые народы холить и лелеять, другое - когда снова фашизм. Это слишком. Странно, что вам это не очевидно. Да и само ваше противопоставление - странно. 18. Потомок подданных Императора Николая II Время показало,что красные временщики.А не хозяева страны изначально,всего лишь Бизнес-проект Запада! Уничтожили природную русскую аристократию,интеллигенцию,русского мужика,довела страну к разорению и краху.Вычерпали весь людской русский ресурс до дна.Сейчас наблюдаем конечный продукт красной апостасии.Иного и быть не могло,ибо есть причины происходящего дня,и сейчас следовательно мы можем воочию наблюдать логичный,драматичный результат от кровавой диктатуры " пролетариата " .. 17. А кто ж тогда в России останется ? Люди. Остальные уедут. 16. Ответ на 7, Потомок подданных Императора Николая II: Зоологический антикоммунист Чубайс сбежал. При чём тут зоология.? В природе антикоммунистов не существует. 15. Ответ на 13, Сергей иванович: Мы вежливые, а еще более - скромные люди. Но когда нам не оставляют выбора, те, которых мы искренне считали братьями - когда при всем выше описанном, нам же под бок еще и суют чужие ракеты и биолаборатории - нам приходится напоминать о том, чья это земля и кто в этом доме главный. Что-то пока " большевички " командовали в СССР, всем было ясно, " кто в доме главный " . А вот когда вернулись поклонники Краснова, Семёнова, Дутова, Маннергейма и Власова с Бандерой, то " выбора не осталось " .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/na...

Но обратимся к собственно паломничеству. «Русь подключилась к паломническому движению в XI-XII вв., - отмечает современный исследователь, - когда оно как церковное и общественное явление христианского мира давно уже cфopмupobaлocь».[xii] Действительно, начиная с паломничества на Святую Землю равноапостольной Елены, матери византийского императора Константина (IV в.), паломничества становятся важнейшим социальным институтом христианской жизни (вопрос о евангельских, апостольских, апокрифических «паломничествах», также как и «паломничестве» святой равноапостольной княгини Ольги в Царьград в 957 r.[xiii] мы оставляем в стороне). Совершают паломничества на Святую Землю Евдокия-Афинаида, супруга императора Феодосия II, основательница университета в Константинополе (V в.), датская королева Бодила, жена короля Эрика I (начало XII в.), похороненная на Масличной горе в Uepycaлuмe,[xiv] и др. В этот же типологический ряд А. В. Назаренко включает и древнерусские «княжеские паломничества»: паломничество англичанки Гиды, жены князя Владимира Всеволодовича Мономаха (вероятно, в 1097 г.), полоцкой княжны, преподобной Ефросинии (она посетила Святую Землю уже будучи игуменьей в 1160-1170-е гг.), скончавшейся в Иерусалиме и первоначально похороненной в монастыре Феодосия Великого (по другим данным, в русском монастыре Пресвятой Богородицы). В 1187 г. ее прах был перенесен в Киево-Печерскую лавру, в 1910 г. в Полоцк, в Спасо-Ефросиньевский мohacmыpь.[xv] Все эти паломничества не оставили после себя литературных памятников, подобно тому, как не получило отражения в древнерусской паломнической литературе, например, «монашеское» паломничество Киево-печерского игумена преподобного Варлаама в 1060-е гг. В целом же, - утверждает А. В. Назаренко в другой работе, - «в русском летописании XI - начала XII веков (то есть в «Повести временных лет» и в предшествовавших ей летописных сводах) все упоминания о Иерусалиме, Палестине, Сирии и так далее сводятся к литературным peмuhucцehцuям».[xvi] «На протяжении полувека киевского печерского летописания XI века, основанного на современных записях (1060-1110-е годы), - делает он категорический вывод, - мы не найдем в нем даже намека на какие бы то ни было контакты Руси со Святой Землей. То же верно и в отношении других ucmoчhukob...».[xvii]Bnpoчeм, исследователь все-таки допускает некоторые исключения, касающиеся паломничеств Гиды и Варлаама (см. выше).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Они написали, что если все пройдет законно, канонично и согласно преданиям святых вселенских соборов и святых учителей Церкви, ничего не будет к вере (т.е. Символу веры ) прибавлено, изменено и не будет введено новшеств, то в таком случае и они одобрят и поддержат то, что произойдет« 8 . Разумеется, такое ограничение полномочий местоблюстителей категорически не устроило латинского представителя, который находился в Константинополе. По его настоянию император потребовал, чтобы восточные патриархи переписали верительные грамоты, дав местоблюстителям большую свободу действий. Но патриархи дали эти новые грамоты только после обещания, что на соборе в любом случае не будет принято ничего из латинских новшеств: »Патриархам император подробно написал: «…Мы не сделаем ничего иного, нежели то, о чем вы написали… Пусть не смущает вас никакое иное помышление, но составьте грамоты согласно тому, что мы вам пишем, так как вы имеете уверение в том, что мы не сделаем ничего против того, чего вы желаете»» 9 . Таким образом, любой соборный акт, который включал в себя принятие нововведенных догматов Римской церкви, был заранее недействителен. Более того, получив известия о результатах собора, патриархи аннулировали подписи своих представителей. На это обстоятельство, которое делало любые постановления Ферраро-Флорентийского собора канонически ничтожными, указывали как на центральный пункт своей апологетики такие православные полемисты как Иоанн Евгеник, брат свт. Марка Эфесского 10 , Георгий Амируци (перешедший на православные позиции после собора) 11 и сам св. Геннадий Схоларий (см., например, главы 7 и 8 настоящего сочинения). Отвержению унии церковным народом они уделяли значительно меньше внимания. Отрицая вселенский статус и авторитет за Флорентийским собором, Схоларий подчеркивает, что таковой статус имеет Константинопольский Собор 879 г. при свт. Фотии, который св. Геннадий прямо называет Восьмым Вселенским (5, 7, 8). Это именование было принято в поздневизантийской богословской литературе (см., например, трактат архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Разумеется, такое ограничение полномочий местоблюстителей категорически не устраивало латинского представителя, который находился в Константинополе. По его настоянию император потребовал, чтобы Восточные патриархи переписали верительные грамоты, дав местоблюстителям большую свободу действий. Однако патриархи дали свое согласие только после обещания, что на соборе в любом случае не будет принято ничего из латинских новшеств: «Патриархам император подробно написал: «…Мы не сделаем ничего иного, нежели то, о чем вы написали… Пусть не смущает вас никакое иное помышление, но составьте грамоты согласно тому, что мы вам пишем, так как вы имеете уверение в том, что мы не сделаем ничего против того, чего вы желаете»» 12 . Таким образом, любой соборный акт, который включал в себя принятие нововведенных догматов Римской Церкви, был заранее недействителен. Более того, получив известия о результатах собора, патриархи аннулировали подписи своих представителей. На это обстоятельство, которое делало любые постановления Ферраро-Флорентийского собора канонически ничтожными, указывали как на центральный пункт своей апологетики такие православные полемисты как Иоанн Евгеник, брат свт. Марка Эфесского 13 и сам свт. Геннадий Схоларий (см., например, главы VII и VIII рассматриваемого нами сочинения). Отвержению унии церковным народом они уделяли значительно меньше внимания. Отказываясь признать вселенский статус и авторитет за Флорентийским собором, Схоларий подчеркивает, что таковой статус имеет Константинопольский Собор 879г. при свт. Фотии, который свт. Геннадий прямо называет Восьмым Вселенским (V, VII, VIII). Это именование было принято в поздневизантийской богословской литературе (см., например, трактат архиеп. Нила Кавасилы под редакцией прав. Николая Кавасилы «О Святом и Вселенском VIII Соборе» 14 , «Историю Вселенских Соборов» архиеп. Нила Родосского 15 или «Исповедание веры» свт. Марка Эфесского 16 ); «Вселенским» этот собор именует сам себя в своих канонах (вошедших в «Книгу правил» 17 ), так его именуют и позднейшие вероучительные тексты, как, например, Томос Великого Собора 1484г. 18 и изданное в 1848г. патриархами Востока «Окружное послание ко всем православным христианам» 19 . Свт. Геннадий указывает, что Собор 879г. воспретил любые изменения Символа веры , и потому Filioque является незаконной вставкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Человек - это глина, средство, пища для человека более сильной физической организации. Все относительно; и человек относителен. Но Дух Вечности, Христовой Вечности учит: человек вечен и имеет вечную ценность - он не может быть ничьим средством, кроме как Божиим. Богочеловек единственно имеет право оценить человека последней ценой; никто из людей не имеет права даже самого худшего человека сделать средством для своего самосохранения. - По духу времени, гордость: будь гордым; по Духу Вечности, смирение: будь смиренным. В соответствии с первым, главное достоинство - быть довольным собой; в соответствии со вторым, главное достоинство - быть недовольным собой, а быть довольным Христом. Человек, который живет духом нашего времени, смотрит лишь на то, что видимо, что временно; человек, который живет Христом, смотрит на то, что невидимо, т.е. вечно. Посему для первого нынешние заботы тяжелы, а для другого легки (ср. 2Кор.4:17-18). Сквозь потрескавшуюся кору времени, сквозь трещины пространства Христов человек смотрит и видит то, что вечно, богочеловечно. Он проникает в тело каждого человеческого существа, ищет и находит жемчуг вечности. Через недолговечную хижину тела своего он идет к дому вечному, нерукотворному, дому, Богом созданному на небесах. О единственном он воздыхает: чтобы облечься в свое небесное тело, чтобы жизнь поглотила смертное (ср. 2Кор.5:1-4). Время бессмысленно - пока не крестится вечностью; человек - пока артерией любви не свяжется с сердцем Господа Иисуса. Время есть переход и проход к Вечности. Вечность есть содержимое, пункт назначения, море, в которое впадает река времен. Дух нашего времени имеет один категорический императив: carpe diem (лови день!); дух Христовой Вечности имеет свой императив: carpe aeternitatem (лови вечность!). Для Христова человека каждый день - это пропуск в Вечность. В любой отрезок времени он живет Вечностью и ради Вечности; уже здесь, на земле, он живет Христом и потому имеет жизнь вечную (Ин.5:24); сквозь смертность он устремляется к бессмертию, сквозь горечь - к блаженству, сквозь время - к Вечности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/270/...

2. Педоцентричность – учет возрастных особенностей слушателей, их религиозной и общеобразовательной подготовки. В практике деятельности православных гимназий, лицеев и особенно воскресных школ это наиболее трудный вопрос. Многие преподаватели стараются, дать как можно больше информации обучаемым, не считаясь с возможностями их восприятия, – издержки нашего светского образования. Как-то автор посетил занятия в одной из московских воскресных школ. Средняя группа, дети лет 12–14. Была лекция по истории Церкви. С подробностями рассказывалось, как в таком-то веке складывались взаимоотношения между императором, императрицей и высшими церковными сановниками империи. Мне было любопытно слушать излагаемые факты – многие из них я не знал или забыл, а детям было явно скучно. Только единицы записывали кое-что в тетрадках, и то по указанию педагога, большинство же просто занималось своими делами: рисовали и так далее. «Лектор» на мои замечания категорически отказался реагировать. «Это они позже поймут и увяжут с общей историей Церкви». К сожалению, сам лектор, несмотря на все его общие заявления, понимал историю Церкви как историю борьбы Церквей и государств и отдельных кафедр между собою. А история Церкви есть история того, как в разных исторических условиях трудились люди, чтобы стяжать Дух Святой, как передавалось из поколения в поколение святое апостольское предание и почему люди отпадали от него. Детей надо знакомить с историей Церкви не в стиле арианствовавшего Евсевия Неокессарийского, а с житиями святых в увлекательном, не елейном изложении. Особенно сильное впечатление у них оставляют детские годы святых. Жизнь святого Афанасия Великого может быть представлена как увлекательный приключенческий роман, житие Александра Невского – это и воинская доблесть, государственная мудрость в сложнейшей исторической эпохе, и личная святость и чистота. А мученики Колизея, житие Иннокентия Московского и святого Герман а Аляскинского могут быть прекрасными книгами в сериях литературы «География, путешествия», «История». Список этот почти бесконечен. Нужно искусство рассказчика и мастерство литератора. Образы человеческие, а не хронология обладают учительной силой, особенно для детей и подростков. Детям надо говорить просто и образно. Нельзя опускаться до упрощенчества, от которого впоследствии пришлось бы отказываться.

http://azbyka.ru/deti/zadachi-printsipy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010