Обложка " Журнала Московской Патриархии " за 2021 год ЖМП 3 март 2021 /  31 марта 2021 г. 15:00 Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»:   Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод.  Слово Спасителя всегда обжигает своей прямотой и однозначностью. Каждый, однажды откликнувшийся на призыв Бога и выбравший путь христианина, оказывается перед правдой Евангелия. Приносить плод оказывается не каким-то второстепенным делом, но «категорическим императивом» христианина, сформулированным задолго до кантовской этики. В определенном смысле можно сказать, что Евангелие с разных сторон обращается к человеку с этим призывом — не брать, но отдавать, потому что принести плод — значит отдать другому то, что является частью тебя. Неслучайно, конечно же, перед началом Великого поста мы читаем поучение Спасителя о Страшном Суде, которое призывает нас вновь посмотреть на то, сколько мы в своей жизни уделяем внимания другому человеку, потому что оказывается, что именно это станет критерием, по которому Бог будет оценивать жизнь христианина. На протяжении пятнадцати лет в одной отдаленной деревне Ярославской области обычный священник занимается социализацией детей с аутизмом. Он не кричит об этом в соцсетях и не собирает многотысячные аудитории в Тиктоке, он просто делает свое благородное дело, и вокруг него собираются десятки людей, которые приходят ко Христу через боль о своих детях. Захолустная деревня оживает небольшими промыслами, а местные жители начинают понимать, что приехавших из разных мест немного странных детей вполне можно полюбить как родных. Об этой истории рассказывается в номере журнала, который вы держите в руках. Подобных историй принесения конкретных плодов своей веры становится в нашей Церкви все больше. Каждый пастырь призван не только предстоять перед Престолом Божиим, но и деятельно служить ближнему.

http://e-vestnik.ru/news/jmp_mart_2021_1...

«Этим фильмом мы хотим немного «добавить красок» в облик царя, к которому, не секрет, сегодня неоднозначное отношение: начиная от ярых монархистов до тех, кто категорически не приемлет вся его политику». 4 июля. ПРАВМИР. Со 2 по 4 июля в Хабаровске находится съемочная группа из Улан-Удэнской епархии, ведущая работу над документальным фильмом о пребывании цесаревича Николая на Дальнем Востоке в рамках его Восточного путешествия. Об этом сообщает  Информационный отдел Хабаровской епархии . «Мы приехали по грантовой программе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям снимать фильм о пребывании цесаревича Николая Романова на Дальнем Востоке, в связи с чем  уже посетили Владивосток, Благовещенск и сейчас работаем в Хабаровске. Фильм приурочен к празднованию Церковью 400-летия Дома Романовых и входит в цикл телепрограмм «Благовест Бурятии». В Хабаровске нам удалось поработать с архивными документами, провести работу в музее, в научной библиотеке, отснять городские пейзажи, а также  записать несколько интервью. Этим фильмом мы хотим немного «добавить красок» в облик царя, к которому, не секрет, сегодня неоднозначное отношение: начиная от ярых монархистов до тех, кто категорически не приемлет вся его политику. Но, надо сказать, что это практически единственный руководитель, который, прежде чем взять на себя обязанности управления страной, проехал по всем ее окраинам. Говоря о присутствии православного подтекста в фильме, могу сказать, что это совершенно естественно, поскольку сам государь был глубоко верующим человеком, единственный царь, который причислен к лику святых», — рассказала пресс-секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии, руководитель ООО «Зов Байкала», автор и режиссер фильма Марина Алисова. Известно, что 10 июня 1891 года цесаревич прибыл в Хабаровку. Сохранились фотографии этого события, а также архивные документы. Ко дню приезда специально построенные Триумфальная арка и ворота на Соборной площади были украшены зеленью и лентами, по городу расставлены мачты, между которыми развевались гирлянды флагов, дома горожан пестрели флагами, коврами и материями. К приезду цесаревича было приурочено открытие памятника графу Н. Н. Муравьёву-Амурскому. Во время своего визита в Хабаровске будущий император посещал школы, дома для инвалидов, мастерские и, даже, национальное село Вятское, где нанайцы устроили гонки на лодках, а победители получили приз из рук цесаревича. В свою очередь жители села подарили цесаревичу Николаю национальный костюм.

http://pravmir.ru/ulan-udenskaya-eparxiy...

Новости СКП подтвердил, что на Урале были найдены останки членов царской семьи 15.01.2009 11:03 Москва, 15 января. Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ завершил следствие по обстоятельствам гибели и захоронения российского императора Николая Второго (Романова) и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге 17 июля 1918 года, сообщает в четверг сайт СКП. «По уголовному делу проведен большой комплекс антропологических, судебно-медицинских, генетических и исторических исследований, которые убедительно доказали принадлежность останков членам семьи императора Николая Второго и лицам из его окружения. Исторические исследования дают основания для категорического утверждения о принадлежности захоронений 1991 и 2007 годов царской семье и слугам», - заявляет СКП. Кроме того, отмечается в сообщении, выяснены вопросы, связанные с принятием решения о расстреле царской семьи. «Согласно материалам следствия, официальное решение в отношении бывшего императора Николая Второго (Романова) было принято Президиумом Урал Совета, о чем местные власти уведомили ВЦИК и Совнарком - высшие органы государственной власти. Официальное решение о расстреле других членов царской семьи и слуг органами власти не принималось», - сообщает СКП. Главное следственное управление СКП прекращает расследование уголовного дела в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности и смертью лиц, совершивших умышленное убийство (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 24 УПК РСФСР). Останки, принадлежащие цесаревичу Алексею Николаевичу Романову и его сестре великой княжне Марии Николаевне Романовой, были обнаружены в июле 2007 года около Екатеринбурга. В связи с этим было возобновлено расследование уголовного дела, возбужденного ранее по факту обнаружения в июле 1991 года останков Николая Второго, Александры Федоровны, Ольги, Татьяны и Анастасии Романовых. В начале 1991 года в местную прокуратуру было подано первое заявление об обнаружении тел, имеющих признаки насильственной смерти, а в 1993 году Генпрокуратура завела по этому факту уголовное дело. Останки членов царской семьи, расстрелянной большевиками, были найдены в 1991 году в урочище Ганина Яма.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_24336.html 26 декабря 2005 Рудольф Колчанов Дата значения не имеет Как появился праздник Рождества Источник:  http://www.ruskur.ru Русский курьер Привычный в наши дни красный костюм Санта-Клауса появился только в 1931 году благодаря художнику, который создал знаменитую рекламную картинку для " Кока-колы " . Европа опять в рождественском сиянии. Дома и целые улицы опутаны гирляндами многоцветных лампочек, елочные базары придают городам колорит хвойных перелесков Сам вопрос: " Что же празднуется? " , звучит просто кощунственно – конечно, Рождество Христово. Между тем взглянем в историю. В 274 году римский император Аврелиан, возведя культ персидского бога света Митры в государственную религию, объявил 25 декабря, предполагаемую дату зимнего солнцеворота, " Днем рождения непобедимого солнца " . Христиане категорически отвергали поклонение Митре, но, благоразумно оценив соотношение сил, в конфликт не вступили, назвав 25 декабря " Днем рождения Бога " , без уточнений, о ком идет речь. Кстати, в Польше Рождество называется и поныне этим термином. В ГУ веке новой государственной религией в Римской империи стало христианство, и в следующем столетии папа Лев I с триумфом провозгласил: " Мы празднуем 25 декабря не рождение солнца, а рождение Того, кто создал солнце " . Похожий плавный переход из праздника в праздник произошел и при христианизации в X веке ряда северных народов. По существу для праздника Рождества сам факт конкретной даты рождения Христа не играет никакой роли. Тем более согласно Библии нельзя утверждать, что Он родился зимой. В Священном Писании слово " рождество " упоминается единственный раз. " Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа святого " (Мат. 1: 18). В Евангелии от Луки (2: 8, 10-11) содержатся дополнительные сведения: " В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего...

http://religare.ru/2_24336_1_21.html

Актер Алексей Гуськов сыграл роль понтифика в фильме об Иоанне Павле II По словам Гуськова, если бы Войтыла был уже провозглашен святым, то он не взялся бы за эту работу. Два Андрея один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?» Новосибирский священник снял художественный фильм о наркоманах Фильм заявлен на участие в пяти кинофестивалях, в том числе международных, переведен на английский язык и в августе этого года будет представлен кинопублике Лос-Анджелеса. Улан-Удэнская епархия снимает фильм о последнем русском императоре «Этим фильмом мы хотим немного «добавить красок» в облик царя, к которому, не секрет, сегодня неоднозначное отношение: начиная от ярых монархистов до тех, кто категорически не приемлет вся его политику». Спаси себя – и хватит с тебя Что человек хочет? Чтобы его любили. Что вы хотите, приехав ко мне? Чтобы я вас ласково принял, рассказал все, что вам хочется, дал себя сфотографировать... А я должен через свое я, через свою усталость, через свою гордость — через это все переступить и двинуться к вам навстречу. Зачем я это делаю? Чтобы Господь меня не покинул. И если я сейчас вас выгоню — что я буду потом делать один, без Него?! Ночью — как я буду спать?! Митрополит Иларион: С помощью кино можно нести христианское благовестие Я думаю, что главная опасность изображения Христа в кинематографе заключается в том, что авторы фильма создадут такой образ Христа, который многими зрителями будет воспринят отрицательно и через который люди не смогут приобщиться к реальному, живому Христу. Снята документальная драма «Сталинградская Богородица» В основу фильма легла история Курта Ройбера, протестантского пастора, художника и военного врача немецкого вермахта, который в Рождественскую ночь 1942 года в окопе под Сталинградом написал куском угля на оборотной стороне советской географической карты икону Божией Матери, впоследствии получившую название «Сталинградская Мадонна».

http://pravmir.ru/tag/kino/page/24/

Возобновил работу Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии 2 октября 2008 г. 17:45 2 октября 2008 года в Паломническом центре Московского Патриархата открылась сессия возобновляющего свою работу Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии. Основная тема заседания — «Христианство в современном мире: национальное и вселенское». Сопредседателями Христианского консультативного комитета стран СНГ и Балтии являются председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , глава епархии Божией Матери в Москве Римско-Католической Церкви архиепископ Паоло Пецци , председатель Отдела внешних церковных связей Росийского союза евангельских христиан баптистов пастор Виталий Власенко. Приветствуя участников заседания, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил, что «люди, именующие себя последователями Христовыми и связанные общей историей, живут сегодня в разных государствах, в которых формируется разная национальная идентичность». Более того, православные, католики и протестанты имеют единоверцев по всему миру, и эти люди живут в государствах, чьи интересы могут расходиться. «Вот почему в реальной пастырской деятельности и богословии возникает необходимость постоянно соотносить национальное и вселенское», — подчеркнул владыка Кирилл. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата высказал убеждение: ничто так не разделяет людей, как пролитая кровь. Ярким свидетельством этого стали августовские события на Кавказе. Два православных народа — грузинский и осетинский — с разным пониманием истории и разным видением своего будущего долго жили в относительном мире, но сейчас эти народы разделены кровью, страданиями. Однако, по словам митрополита Кирилла, в для верующих людей «остается насущным категорический императив Евангелия — призыв Спасителя к единству и миру». «Необходимо помнить, что все мы — граждане небесного Отечества, ибо, по словам апостола Павла, « не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего » (Евр. 13. 14). В Православии всегда было живо осознание того, что правительства, государства и даже народы приходят и уходят, а Церковь остается, — продолжил Владыка Кирилл. — Для христиан важнейшей является жизнь вечная. Христианин должен уметь взглянуть со стороны на свои земные интересы, ведь главное для него — стремление к Небесному Царству, где будут новое небо и новая земля (Откр. 21. 1), где больше не будет национальных и государственных границ».

http://patriarchia.ru/db/text/468985.htm...

Встреча состоится в культурно-просветительском центре при храме Косьмы и Дамиана 12 октября. ПРАВМИР. Открытая лекция иеромонаха Димитрия (Першина) «Этика любви: от годонизма к исихаизму, софисты, Сократ, Кант, Дейл Карнеги, Силуан Афонский» пройдет 13 октября в культурно-просветительском центре при храме Косьмы и Дамиана. Среди вопросов, которые рассмотрит иеромонах Димитрий, будут такие: 1) Что сказали бы вирусы, если бы могли говорить? Где заканчивается арбидол и начинается Хиросима? Почему мы судим террористов, но не землетрясение? Что отличает поступки человека от мира природных явлений? 2) Почему эпикурейцы не женились, не выпивали, не ели мяса и участвовали в политике? Как выжить после краха Матрицы? Можно ли избежать одиночества, извлекая по совету софистов и Дейла Карнеги пользу из людей? 3) Не пользуется ли нами мораль, запрещающая нам пользоваться людьми? За что Иван Бездомный хотел упечь Канта на Соловки? Как Чернышевский разбудил Достоевского? И почему развалилась Российская империя, а затем и Советский Союз? 4) Категорические императивы и цель христианской жизни: в чем разошлись современники – Иммануил Кант и Серафим Саровский? Как Василий Шукшин продолжает паскалевское пари с атеистом в своей новелле «Алеша Бесконвойный»? О каких деньгах стоит спросить влюбленного самоубийцу? 5) В чем, по мысли аввы Дорофея, прав Кант, утверждавший, что христиане ничем не лучше тех, кто не нарушает законы, опасаясь полиции (=страх перед вечным огнем ) и делая карьеру (=желание заслужить себе рай )? Можно ли любить так, чтобы, по слову Высоцкого, «не дать порвать, чтобы сохранить волшебную невидимую нить, которую меж ними протянули»? 6) Правы ли католики в том, что на горе Фавор апостолы видели тварный свет, но никак не предвечную славу Божию? Как в XX веке по этому вопросу католическое богословие разделилось само в себе, но не вернулось к православию? О чем свидетельствует опыт Силуана Афонского? Встреча состоится в культурно-просветительском центре при храме Косьмы и Дамиана на Маросейке по адресу: Малый Златоустинский переулок, д. 5.

http://pravmir.ru/otkryitaya-lektsiya-ie...

[греч. Υπατα] (ум. в 415, Александрия), философ, математик, преподаватель философии неоплатоников. «Церковная история» Сократа Схоластика является основным источником сведений о жизни и гибели И. Согласно Сократу, она была дочерью александрийского философа и математика Теона (Феона), к-рый обучил ее философии, математике и астрономии. И. преподавала в философской неоплатонической школе, комментировала сочинения Платона и Аристотеля. Кроме того, отличаясь познаниями в риторике и ораторском искусстве, часто выступала с публичными речами. Среди ее почитателей был префект Александрии Орест. По словам Сократа Схоластика, популярность язычницы И. в Александрии вызвала ненависть к ней в церковной общине. Ситуация осложнялась тем, что Орест находился во враждебных отношениях с архиеп. Александрийским свт. Кириллом . В правление свт. Кирилла при попустительстве городских властей произошло нападение иудеев на христиан (414). Архиепископу пришлось улаживать конфликт, что вызвало жалобу префекта Ореста на его самоуправство. Однако послание свт. Кирилла к императору решило дело в его пользу. На помощь христианам Александрии пришли 500 монахов из Нитрийской пустыни. Один из них, Аммоний , был схвачен властями и умер в заключении под пытками. Такое противостояние церковных и светских властей накалило обстановку в городе. Александрийские монахи напали на колесницу Ореста и, обзывая его язычником, бросили в него камень ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 14). Судя по последовательности повествования Сократа, это случилось незадолго до убийства И., к-рая тоже стала жертвой внутригородского противостояния языческих властей и христ. общины. Александрийские христиане подозревали, что именно она настраивает Ореста против свт. Кирилла и мешает их примирению. По сообщению Сократа Схоластика, инициатором расправы был некий чтец Петр. Ведомая им толпа подстерегла И., возвращавшуюся домой, и потащила к церкви Кесарион, где с нее сорвали одежды и зарезали ее глиняными черепками. Растерзанное на части тело отнесли в местность Кинарон, где сожгли. Сократ сообщает, что событие произошло во время поста, и дает точную хронологию по годам епископства свт. Кирилла Александрийского и правления консулов. Он категорически осуждает это убийство как противное духу Христову, свидетельствуя также, что убийство И. группой фанатиков причинило немало скорби архиепископу и всей Церкви (Ibid. VII 13-15).

http://pravenc.ru/text/673759.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВКРАТИЙ СТУДИТ [Греч. Ναυκρτιος Στουδτης] (ок. 760-765 - 18 апр. 848), прп., исп. (пам. в Неделю всех преподобных; пам. греч. 18 апр.), игум. Студийского мон-ря. Жития Н. С. не существует. Сведения о его жизни содержатся в основном в произведениях прп. Феодора Студита (в письмах и др.). Н. С. принадлежал к числу самых первых насельников Саккудийского мон-ря, к-рый преподобные Платон и Феодор, впосл. Студиты, основали в семейном имении Воскитий на юж. берегу Никомидийского залива ок. 780 г. Со временем Н. С. стал экономом этого мон-ря. В 797 г. он вместе с Платоном, Феодором и Иосифом в ходе Михианской схизмы был сослан в Фессалонику. Ок. 798 г., после переселения в обновленный Студийский мон-рь в К-поле, Н. С., по-видимому, продолжил свое служение в качестве эконома. В течение 2-й фазы Михианской схизмы (809-811) он снова подвергся репрессиям. Возобновление иконоборчества имп. Львом V в 815 г. застало Н. С. в Саккудийском мон-ре, откуда он и был отправлен в ссылку. Ок. 818 г. вместе с др. 7 студийскими монахами подвергся бичеванию, которое, впрочем, не нанесло большого вреда его здоровью. После воцарения Михаила II Травла Н. С. был освобожден, причем при приближении к столице войск мятежника Фомы Славянина в 821 г. император приказал Н. С. в числе др. видных студитов оставаться в К-поле (очевидно, из опасений, что они перейдут к Фоме, декларировавшему иконопочитание). В дальнейшем Н. С. находился при прп. Феодоре Студите до самой его смерти 11 нояб. 826 г. на одном из Принцевых о-вов. Там же он написал Окружное послание, извещавшее студийскую конгрегацию о кончине игумена. Н. С. сменил Феодора в роли лидера студитов и при императоре-иконоборце Феофиле был снова сослан. После возвращения в К-поль в 842 г. он занял место игумена Студийского мон-ря. В 844 г. под его руководством состоялось перенесение в эту обитель мощей Феодора и его брата свт. Иосифа , архиеп. Фессалоникийского. Вскоре патриарх К-польский свт. Мефодий I (843-847), узнав о том, что студиты хранят в своей б-ке сочинения Феодора, написанные во время 2-й фазы Михианской схизмы и содержащие резкие выпады против патриархов Тарасия и Никифора, потребовал уничтожить и анафематствовать их. Н. С. и Афанасий, игум. Саккудийского мон-ря, категорически отказались сделать это, и Мефодий применил к ним церковные прещения, к-рые, однако, были сняты преемником Мефодия Игнатием. Н. С. снова стал студийским игуменом, но вскоре умер, будучи уже в очень преклонном возрасте, после чего обитель возглавил прп. Николай Студит .

http://pravenc.ru/text/2564580.html

Пн У генетика: виклики XXI 17 жовтня 2020 р. 10:17 16 октября 2020 года в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла всероссийская мультимедийная конференция «Биоэтика и генетика: вызовы XXI века», в ходе которой выступили ведущие российские ученые — генетики, молекулярные биологи, специалисты в области биоэтики и права, а также представители органов государственной власти. В форуме принял участие член Высшего Церковного Совета , председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон . Говоря о позиции Церкви в отношении новейших биотехнологий, член Высшего Церковного Совета процитировал документ «О редактировании генома человека», принятый  полтора года назад Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. В нем, в частности, говорится, о том, что манипуляции над живыми эмбрионами могут иметь своими отрицательными последствиями отношение к ним «как к расходному материалу экспериментов при том, что по отношению к ним необходимо применение тех же норм и стандартов, что и к экспериментам над людьми». «Как я понимаю, это спорный вопрос в научном сообществе, но я озвучил  принципиальную позицию Церкви. Понятно, что это усложняет те эксперименты, которые уже сейчас ведутся. Но — всего лишь усложняет», — сказал митрополит Тихон. Он обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что «Церковь понимает статус эмбриона как статус личности». Митрополит Тихон «не совсем уверен, что это так», однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх, это «потенциально будущий человек». «Это, наверное, для всех очевидно. И отношение к нему как к " расходному материалу " , действительно, далеко-далеко не безупречно. Если ученые сейчас смогут найти какой-то приемлемый вариант воздействия на эмбрион в целях лечения, то, конечно, это было бы замечательно. Что это будет, мы не знаем. Но это такой, если можно сказать, категорический императив со стороны церковной и христианской этики», — сказал владыка Тихон. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5706747...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010