Вот таков истинный День святого Валентина. Откуда же взялся день влюбленных? В Западной Европе с глубокой древности бытовала примета: в середине февраля ласточки разбиваются на пары и начинают строить гнезда. По совпадению дат у людей возникла ассоциация с днем памяти святого. Характерно, что в средние века день влюбленных в народном сознании был неотделим от понимания важности семейных ценностей. Но впоследствии ситуация изменилась. Сегодня Валентинов день ассоциируется с чувством влюбленности,  зачастую не связанный с любовью, основанной на самопожертвовании. Недавнее вторжение этого «праздника» в нашу жизнь из «цивилизованных западных стран» несет с собой печать назойливой коммерции и пропаганды разврата. Празднование «дня влюбленных» в предлагаемой интерпретации для верующих является неприемлемым. 16. О молитвах 16.1. Что такое молитва? – Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова) , есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания. 16.2. Зачем надо молиться? – Молитва есть первое дело в христианской жизни. Она помогает человеку пребывать в духе истинной веры, покаяния, смиренномудрия и любви, быть под водительством Святого Духа: «Ибо все водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии» ( Рим. 8:14 ), «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ). Молитва также необходима душе как дыхание телу. «Через моление происходит одуховление души Духом Святым. Есть молитва – живет Дух; нет молитвы – нет жизни в духе» (святитель Феофан Затворник ). Молитва – это выражение веры, надежды, любви и благодарности человека к Богу, милосердия к людям и благодатная помощь во всех нуждах самому молящемуся. «Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному» (святой праведный Иоанн Кронштадтский ). 16.3. Когда надо молиться? – Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» ( 1 Фес. 5:17 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол. 4:2 ). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Между тем литовские и тверские войска, опустошая русские земли, направились к Москве. В столкновении с неприятелем погибли князья Семен Стародубский и Константин Оболенский. На реке Тростне был наголову разбит посланный великим князем сторожевой отряд. После этого объединенное войско подошло к Москве. В летописях значится: «...князь же великий пове-ле около города кремля посад пожещи, примета деля, а сам затворися в граде, и брат его князь Володимир Андреевич, а с ними Алексий митрополит и прочий князи и бояре и вси христиане» 445 . Видимо, оборона столицы княжества была организована хорошо. Князю Оль-герду и тверскому князю, которые уже почти достигли полной победы, город взять не удалось, и они повернули обратно. Но Москва была вынуждена пойти на серьезные уступки. «Toe же зимы (примерно в конце 1368 года. – Б. К.) Москвичи отступилися опять Городка и весе чясти княжи Семеновы князю великому Михаилу Александровичи), а князя Еремея отпустили с ним в Тферь» 446 . То есть Москва, во-первых, потеряла все свои территориальные завоевания в тверских землях, во-вторых, выдала своего союзника неприятелю. Изложенные события, очевидно, можно рассматривать и как результат деятельности митрополита Алексия, ибо, как уже отмечалось, митрополит являлся одним из главных инициаторов возникшей войны. С одной стороны, это была явная неудача Москвы: она потеряла все тверские приобретения, допустила врага к стенам города. Но с другой стороны, Москва сумела сдержать напор объединенных усилий враждебной коалиции, вынудила противника отступить и получила возможность, укрепив позиции, приступить к разработке новой политической стратегии. После похода князя Ольгерда Москве удалось достичь крупного дипломатического успеха. Константинопольский патриарх Филофей прислал на Русь целый пакет грамот (шесть), датированных июнем 1370 года 447 . В них он подтверждал отлучение от церкви митрополитом Алексием тех русских князей, которые встали на сторону князя Ольгерда, а также тех, которые не хотели выступить против Литвы на стороне Москвы. О причинах, побудивших патриарха фактически стать на сторону московского князя, было сказано выше. Здесь же нас интересуют патриаршие грамоты с точки зрения дополнительных сведений о роли митрополита Алексия в московско-тверской войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- А когда на татар ударить? - спрашивает Боброк. - Погоди, пока сомнут они нашу рать и тыл свой покажут. Не спеши, не горячись, Боброк. Береги нашу лучшую конницу. Пусть увлекутся татары погоней, тут на них и ударишь. Склонил голову опытный воевода. Понимает он, Засадный полк - последняя надежда русская. Если не он, то кто остановит татар? Ведя коней в поводу, вышли Боброк и князь Дмитрий из Зеленой Дубравы. Остановились на холме, смотрели, слушали. Со стороны татарского стана доносилась громкая перекличка воинов, дикие крики, хохот. Слышалось позади него завывание волков. Носились по левую руку и граяли тучи воронья, предчувствовали богатую поживу. По правую руку, глухо ударяя крыльями, пронесся гусиный клин, а за ним три лебедя. Трепетно плескали лебеди крыльями, как перед страшной бурей. - Есть примета. К сече это, - негромко молвил Боброк. Повернулись они к русскому стану. Ничего не слышно с русской стороны, видно только зарево словно от множества огней. Удивился этому Боброк. Костры и у татар пылают, да нет такого зарева. - Не костры это. Свечи горят, что поставили за нас в храмах матери, жены и дочери наши, - тихо сказал князь Дмитрий. Вспомнив старую примету, попросил он Боброка опуститься на колени и припасть к земле ухом. Встал воевода на колени, приложил ухо к сырой земле. - Что слышишь, Дмитрий Михайлович? - Слышу я, - отвечает Боброк, - горький плач. С одной стороны, татарская женщина рыдает, с другой - русская девица. К чему бы это, княже? Ничего не объяснил воеводе князь, сказал только: - Да будет воля Господня! Сели они на коней, поехали в русский стан. Уже занимался рассвет. Близился день страшной сечи... Не ведал тогда князь Дмитрий, что в ту же ночь в соборном храме Богородицы, в городе Владимире-на-Клязьме, чудесное было явление. Пономари, ночевавшие в церкви, увидели, как у гробницы Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча. Из алтаря вышли два неведомых старца и, приблизившись к раке, сказали: " Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников " .

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Вязники. Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Карта и ближайшие объекты Достаточно только взглянуть на Благовещенский храм и сразу понимаешь - смотришь не на рядовую церковь, а на событие в архитектуре. Событие с большой буквы. Это сейчас кажется, что Вязники - " провинция " . В далёком прошлом именно " провинциальные " зодческие школы делали русское искусство столь многогранным, ярким и самобытным! Вот что писал Алексей Алексеевич Тиц в своей книге из серии " дороги к прекрасному " - " По окраинным землям Владимирским " (1969 год): " Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен. В нём отразилась борьба двух художественных концепций - середины XVII века, с её безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Ассиметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объёмом храма. Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит своё произведение из отдельных объёмов... Испокон веку каменодельцы, подражая природе, делали нижние части сооружения массивнее, крепче. Идея роста организма, его развитие по вертикали используется и в Благовещенском соборе... Группа дополняющих друг друга объёмов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась тёплая церковь " . " Общее основание " многокомпонентного сооружения позволило зодчим применить очень интересный, нечасто встречающийся приём - сделать " двухуровневые " апсиды, когда алтарные части нижнего и верхнего храма располагаются не сплошной стеной, а ступенчато, причём нижние апсиды сильно вытянуты на восток! Этот приём был весьма популярен у каменных дел мастеров из соседнего Гороховца (Никольский собор). Особой функциональной подоплёки это решение не имеет, оно играет чисто на эстетическое восприятие - делает силуэт храма более сложным, облик - более живописным, позволяет при минимуме декора создать выразительный рисунок фасада... Ну и, конечно, это бросающаяяся в глаза, запоминающаяяся " визитная карточка " местной архитектурной школы. По храмам эпохи узорочья впору писать " энциклопедию русского наличника " : что ни храм - то глава. На северном фасаде Благовещенского собора насчитываем аж целых пять типов! Однако стоит обратить внимание - расположение окон подчинено строгим законам симметрии. А это уже - примета новой архитектурной эпохи...

http://sobory.ru/article/?object=03740

В «Онейрокритике» (Книга 1:31) различаются сны о верхних зубах и о нижних, правых и левых, причем «средние зубы, называемые резцами, указывают на молодых, клыки – на людей средних лет, а коренные – на стариков. Какой зуб кто теряет, такого человека и лишится». Одновременно, непонятным образом, выпавшие во сне зубы указывают и на имущество, причем «коренные означают сокровища, клыки – не очень ценные вещи, а резцы – домашнюю утварь», также «должникам любые выпавшие зубы сулят уплату долгов», рабу – освобождение, торговцам – распродажу товара и т.д. Как видно из перечня древнего автора, приснившееся выпадение зуба можно подвести под какое угодно событие, приключившееся в жизни, была бы соответствующая примета. Примета сама по себе еще не есть суеверие – она может быть естественным следствием житейской наблюдательности, например – приметы погоды, урожая, внешние приметы характера человека. В самом слове «примета» (от – приметывать, наживлять, наметывать что-либо на скорую руку) содержится частичное объяснение устойчивости этого явления. Примета соединяет, «наметывает» события, придавая им видимость причинно-следственной связи, и претендует быть своего рода «тайным пророчеством», выраженным посредством знака, или собственно знаком, указывающим на нечто, что должно случиться. Другое дело суеверное или языческое состояние приметчивости – веры в приметы, выведение из каких-либо случайных предпосылок таинственных и мистических связей, имеющих отношение к настоящему или будущему. Все, что касается веры, в том числе и вера в приметы, – есть уже область духовного, то есть область верности и упования. Христианская вера есть освобождение человека от низменных верований в темные и магические силы. Отношение к приметам, в том числе и во снах, в христианстве очень осторожное и строго ограниченное определенными условиями, о которых мы поговорим ниже. Область сна, сновидений, – с точки зрения исследования, правильное, не ложное и уклоняющееся в соблазн отношение в этой области, тщательно разъяснялось духовными подвижниками и аскетами: «Приметы есть предчувствия, и иногда правильные, имеющие сотвориться событий, если перед этими событиями не попросить Бога, чтобы Он избавил нас от беды», — говорил преподобный старец Нектарий Оптинский 189 Отношение к снам в Священном Писании 190

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

– А официальный ислам вас признает? Они считают, что вы можете сказать: вот это ваххабиты, а это не ваххабиты? – Я с традиционными мусульманами в хороших отношениях. Меня зовут периодически лекции читать. В Алма-Ату звали, в Челябинск часто приглашают. С Татарстаном я дружу. Отвечая на второй вопрос, я могу сказать, что мы разработали экспресс-тесты, как определить, ваххабитская община или нет. Если в общине чтут Гайнутдинова Равиля (мусульманский богослов, – прим. ред.) – это плохая примета. Если имам учился в Саудовской Аравии – это тоже вызывает много вопросов. Если имам – не коренной национальности, а того хуже – русский или еврей, или цыган, или якут – это также плохая примета. Кроме того, подозрителен имам, если у него мечеть открыта круглосуточно. Хорошая примета – когда имам пожилой. Хорошая примета – когда это сельская община, моноэтническая, татарская например. Из этих показателей с вероятностью до 99% можно понять, чья это община. – Какие последствия от этих мутаций ислама? – Сейчас модно говорить, что люди, которые вышли на Болотную площадь, представляют серьезную угрозу власти. Но могут ли они свергнуть власть? Для начала, те, кто ходит на Болотную площадь, не очень большой процент населения составляют, а главное – они малобоеспособны. Человек ничего тяжелее айпада не держал, с ОМОНом ему драться проблематично. Десять омоновцев могут разогнать практически любую такую группу. А вот если человек имеет опыт боевых действий в каком-нибудь Афганистане или на Кавказе, а то и в Пакистане или Сирии (а таких людей среди ваххабитов довольно много) – это уже другое развитие ситуации. – С этого места поподробнее. – Есть, например, город Покачи (город в Ханты-Мансийском автономном округе, 17 тысяч человек, – прим. ред.), где приходит имам-ваххабит к администрации и спрашивает, почему ему так мало денег дают. Ему объясняют, что помогают как могут. Он говорит: " Вы неправильно понимаете, я с автоматом в следующий раз приду " . Они ж настолько перепугались, что отменили даже празднование 9 Мая. Народ понял, что это совершенно не теоретический уровень. И реально сейчас встала угроза повторения Буденовска и Кизляра.

http://religare.ru/2_102886.html

  8   Затем пфальцграф. — Думают, что здесь содержится намек на некоего польского пфальцграфа Альберта-а-Ласко, который в 1583 году вел в Лондоне роскошную жизнь, а затем, наделав долгов, скрылся.   9   …о шотландском лорде… — так стоит в Q, напечатанном до восшествия на престол Якова I, родом шотландца (1603). Но после этого насмешки над шотландцами, хотя бы самые невинные, были признаны цензурой недопустимыми, и поэтому она здесь подставляет: " о другом лорде " .   10   Кажется, француз был его поручителем и подписался за него. — Намек на обещания, неоднократно дававшиеся Францией поддержать Шотландию в ее борьбе против Англии.   11   Будь у него нрав святого, а лицо дьявола… — Намек на черный цвет кожи Марокканского принца.   12   Риальто — островок в Венеции, где помещалась биржа.   13   …пророк-назареянин. — Иисус Христос, который, согласно легенде о нем, провел детство в городе Назарете, в Палестине. В евангелии рассказывается, что Иисус изгнал из одного " одержимого " бесов, которые будто бы переселились из его тела в стадо свиней. Поэтому Шейлок называет свинью " сосудом, в который Иисус загнал бесов заклинаниями " . На самом деле религиозный запрет евреям есть свинину не имеет ничего общего с этой легендой о бесах.   14   Мытарь — старинное слово, обозначающее сборщик податей (в Древней Иудее).   15   Иаков — один из " патриархов " , о которых рассказывается в Библии. Он пас стада Лавана, будущего своего тестя.   16   …узором ветки обдирал… — " узором " , то есть фестонами, вследствие чего они становились наполовину белыми, наполовину черными, " пестрыми " . От этого будто бы ягнята, матки которых смотрели на эти ветки, рождались тоже пестрыми.   17   …рода нашего примета.Примета — в двояком смысле. Евреи в Венеции носили как отличительный признак своей национальности желтые шапки. Произнося слово " примета " , Шейлок дотрагивается до своей шапки.   18   Софи (Сефевиды) — династия персидских шахов, правившая с 1499 по 1732 год.   19   Сулейман — турецкий султан Сулейман II Великолепный (1495-1566). завоевавший Венгрию и едва не взявший Вену в 1529 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Здесь схвачены все характерные, часто трудно уловимые явления годового оборота великорусской природы, отмечены ее разнообразные случайности, климатические и хозяйственные, очерчен весь годовой обиход крестьянского хозяйства. Все времена года, каждый месяц, чуть не каждое число месяца выступают здесь с особыми метко очерченными климатическими и хозяйственными физиономиями, и в этих наблюдениях, часто доставшихся ценою горького опыта, ярко отразились как наблюдаемая природа, так и сам наблюдатель. Здесь он и наблюдает окружающее, и размышляет о себе, и все свои наблюдения старается привязать к святцам, к именам святых и к праздникам. Церковный календарь – это памятная книжка его наблюдений над природой и вместе дневник его дум над своим хозяйственным житьем-бытьем. Январь – году начало, зиме – середка. Вот с января уже великоросс, натерпевшийся зимней стужи, начинает подшучивать над нею. Крещенские морозы – он говорит им: трещи, трещи – минули водокрещи; дуй не дуй – не к рождеству пошло, а к великодню (пасхе). Однако 18 января еще день Афанасия и Кирилла; афанасьевские морозы дают себя знать, и великоросс уныло сознается в преждевременной радости: Афанасий да Кирилло забирают за рыло. 24 января память преподобной Ксении: Аксиньи – полухлебницы-полузимницы: ползимы прошло, половина старого хлеба съедена. Примета: какова Аксинья, такова и весна. Февраль – бокогрей, с боку солнце припекает; 2 февраля сретение, сретенские оттепели: зима с летом встретились. Примета: на сретенье снежок – весной дождек. Март теплый, да не всегда: и март на нос садится. 25 марта благовещенье. В этот день весна зиму поборола. На благовещенье медведь встает. Примета: каково благовещенье, такова и святая. Апрель – в апреле земля преет, ветрено и теплом веет. Крестьянин настораживает внимание: близится страдная пора хлебопашца. Поговорка: апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит, что-то будет. А зимние запасы капусты на исходе. 1 апреля Марии Египетской. Прозвище ее: Марья – пустые щи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Я — крестная мать у девочки, когда крестили, не была замужем. Теперь узнала, что есть примета, по которой делать этого было нельзя. Я верующая, но и многие приметы соблюдаю. А у меня, действительно, не складывается жизнь в личном плане. Сейчас, проанализировав, сделала вывод, что все как-то пошло кувырком после крестин… Здравствуйте! У меня вопрос, который уже задавался, но все-таки надеюсь получить от Вас комментарий. Я — крестная мать у девочки, когда крестили, не была замужем. Теперь узнала, что есть примета, по которой делать этого было нельзя. Я верующая, но и многие приметы соблюдаю. А у меня, действительно, не складывается жизнь в личном плане. Сейчас, проанализировав, сделала вывод, что все как-то пошло кувырком после крестин… (крестили 4 года назад).  Понимаю, что, с одной стороны, утверждать так — абсурд. Но, с другой стороны, ведь наши предки тоже были мудры — не появились же приметы из ниоткуда! Спасибо Вам и извините за такой глупый вопро с. Дарья Дарья! Невозможно усидеть на двух стульях, так что надо выбирать — чему Вы больше верите: Евангелию или суеверным приметам? Приметы — попытки простого объяснения сложных явлений или психологических коллизий, когда человек осуществляет «перенос вины» с себя, любимого, на события или других людей. С точки зрения Евангелия и христианского предания, примета эта бессмысленна и вредна, что подтверждается простейшим наблюдением. Что касается проблем в отношениях, то, как правило, причина их не где-то во «вчера», а в нас сегодняшних — в нашем собственном отношении к людям, в ценностях, которые исповедуем.  С уважением, священник Алексий Колосов Здравствуйте! У меня два вопроса! 1. Мой маленький ребёнок сломал крестик, который надели на него после крещения. Скажите, пожалуйста, можно ли приобрести новый и будет ли это правильно? 2. Меня постоянно мучают страхи за свою жизнь и за жизнь моего ребенка. Скажите, какому святому поставить свечку и как помолиться, или что правильно сделать в этом случае?  Марина Здравствуйте, Марина!

http://pravmir.ru/legko-byt-veruyushhim-...

Лобанчики – монеты. Варна – в 1828 г., во время Русско-турецкой войны шли кровопролитные бои за крепость Варна. Ныне – крупный болгарский город. Каторга – один из самых тяжелых видов тюремного заключения, связанный с работой на рудниках или на строительстве в труднодоступных местах. Целковик – серебряный рубль. Новина – небеленый холст домашней выделки. Примета: если мать умершего младенца станет есть яблоки до Спаса (когда они поспевают), то Бог, в наказание, не даст на том свете ее умершему младенцу «яблочка поиграть». Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то первая называется бракованной . Комета. Примета: не надевай чистую рубаху в Рождество, не то жди неурожая. (Есть у Даля.) Сибирская язва – опасное инфекционное заболевание, которому бывают подвержены как животные, так и люди. Стоги. Копны. Только дворяне имели право носить белую шапку с красным околышем. Т.е. большой, огромный, высокий. Уставная грамота – специальный акт, который определял отношения временнообязанных крестьян с помещиком после 1861 г. Гусем – особый вид упряжки коней: один за другим. Т.е. форейтором. Бурмистр – до 1861 г. помещик обычно назначал управляющего своим хозяйством. Им мог быть и выборный из крестьян. Тягло – мера труда, соответственно с которой крестьяне облагались барщиной, оброком, а также государственными налогами. Господский срок – по «Манифесту» 1861 г. помещики обязывались в течение двух лет составить уставные грамоты и урегулировать правовые отношения со своими крестьянами. Ухаб – могила. Доднесь – «доныне, до сего дня, до наших дней, времен» (В.И.Даль). Подать – дань, сборы. Тизенгаузена. Примета: чтобы иметь хорошую память, нужно есть сорочьи яйца. Т.е. боятся. Т.е. принимал участие в известном морском бою 1788 г. под крепостью Очаков (на северном берегу Днепровско-Бугского лимана). Волость – часть уезда, административно-территориальная единица в России. Пещур – небольшой заплечный мешок. Крепь – т.е. закрепощение, крепостное право. Редут – военное укрепление для роты или двух, защищенное снаружи рвом.

http://azbyka.ru/fiction/komu-na-rusi-zh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010