§85. Приметы Простейшим видом суеверия можно считать приметы. Приметаэто произвольный закон, утверждающий, что между теми или иными фактами в мире физическом или нравственном существуют известные соотношения. Этот закон причинности основывается исключительно по последовательной смене фактов: известное явление случилось post hoc, ergo propter hoc., например, мое предприятие было неудачно потому, что я повстречал священника; или такая логика: я имел в своем деле успех потому, что, идучи на дороге нашел подкову. Первобытный человек подмечал, что между известными предметами и явлениями существует какая-то связь. Из ряда повторявшихся явлений делался вывод, и получалась примета, более или менее верная, смотря потому, насколько эта примета соответствует действительному закону причинности. Многие наши приметы совершенно бессмысленны; но имея суждение о них, необходимо стоять на исторической почве. Некогда иные из примет могли иметь глубокий смысл. В былое время встреча язычника с христианским священником могла повлечь для язычника неприятности. Находка же подковы во времена, когда железо ценилось дорого, могла считаться счастьем; а в греко-римском мире аристократия подковывала своих мулов серебряными подковами, которые нарочито прикреплялись непрочно, чтобы мул терял подковы; это делалось затем, чтобы толпа бегала за тщеславным богачем. Таким образом находка подковы некогда действительно приносила счастье. Русские люди были весьма суеверны. На все случаи и явления жизни у них были приметы. Наши предки придавали огромное значение явлениям фзического мира, примечали, в какой день случится тот или иной праздник, делили дни и часы на счастливые и несчастные и проч. В числе отреченных книг числятся Молнияник 877 и Громник 878 , содержащие приметы относительно ударов молнии и грома по дням и месяцам года. Колядник содержит приметы, судя по тому, в какой день в году случится праздник Рождества Христова. В сказании «О часах добрых и злых» 879 указывается, какие часы в тот или иной день недели счастливые и какие несчастные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо уже ночь наступила светоносного праздника Рождества святой Богородицы. Осень тогда задержалась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали. Ибо истинно сказал пророк: «Ночь не светла для неверных, а для верных она просветленная». И сказал Дмитрий Волынец великому князю: «Хочу, государь, в ночь эту примету свою проверить»,– а уже заря померкла. Когда наступила глубокая ночь, Дмитрий Волынец, взяв с собою великого князя только, выехал на поле Куликово и, став между двумя войсками и поворотясь на татарскую сторону, услышал стук громкий, и клики, и вопль, будто торжища сходятся, будто город строится, будто гром великий гремит; с тылу же войска татарского волки воют грозно весьма, по правой стороне войска татарского вороны кличут и гомон птичий, громкий очень, а по левой стороне будто горы шатаются – гром страшный, по реке же Непрядве гуси и лебеди крыльями плещут, небывалую грозу предвещая. И сказал князь великий Дмитрию Волынцу: «Слышим, брат, – гроза страшная очень». И ответил Волынец: «Призывай, княже, Бога на помощь!» И повернулся он к войску русскому – и была тишина великая. Спросил тогда Волынец: «Видишь ли что-нибудь, княже?» – тот же ответил: «Вижу: много огненных зорь поднимается...» И сказал Волынец: «Радуйся, государь, добрые это знамения, только Бога призывай и не оскудевай верою!» И снова сказал: «И еще у меня есть примета проверить». И сошел с коня, и приник к земле правым ухом на долгое время. Поднявшись, поник и вздохнул тяжело. И спросил князь великий: «Что там, брат Дмитрий?» Тот же молчал и не хотел говорить ему, князь же великий долго понуждал его. Тогда он сказал: «Одна примета тебе на пользу, другая же – к скорби. Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точно какая-то женщина, громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какая-то дева, вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно слышать очень. Я ведь до этого много теми приметами битв проверил, оттого теперь и рассчитываю на милость Божию – молитвою святых страстотерпцев Бориса и Глеба, родичей ваших, и прочих чудотворцев, русских хранителей, я жду поражения поганых татар. А твоего христолюбивого войска много падет, но, однако, твой верх, твоя слава будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу, я предложил нечто похожее на общество. Не знаю как примут. Помолитесь о мне больном. С прошедшей пятницы на субботу зубы и голова заболели было у меня так сильно, как в прошедшем мае: теперь легче, но и завтра праздновать не могу. Ноября 7-го 1857. 1185 Отцу наместнику и братии обители мир.       Бог благословит вас, и вы благословите нас праздновать день преподобного Никона. Мне становится трудно служить в домовой церкви, потому что окна с левой стороны каждый раз действуют на больную левую сторону моего тела, и особенно головы. За две недели перед сим я занемог было почти так, как весною в Лавре: и теперь немного болит левое ухо и глаз, и даже левая сторона горла. Попросите мне милости преподобного Никона в день его. Если дадут Лавре 700 десятин леса: будем и за сие благодарны покровительству преподобного Сергия; и не будем роптать, что не все по нашему желанию. Преподобный Сергий попечется и впредь о своей обители. Удивительные дела бывают на свете. Жили, жили на свете люди прежде нас; жили, жили на свете мы грешные: наконец в 1857 году узнаем, что мы не умеем учиться грамоте! Нашел я указанный вами лист Петербургских ведомостей, и прочитал сказание об азбучной премудрости Золотова. Вероятно, в скорости обучения много участвует искусство учителя возбуждать внимание и охоту учеников. Может быть, успех и окажется удовлетворителен. Но от разных выдумок скороспелого учения грамматики замечается то последствие, что скоро выучившиеся не знают грамматики, и худо владеют языком. Систематически учащиеся грамматике имеют более труда: за то узнают правильный язык во всех оттенках его, и привыкают свободно владеть обилием языка. Если угодно, пошлите одного из наших учителей поучиться методе Золотова. Господь да поможет рабе своей Елизавете, и да оградит ее от темных приражений. Можно смеяться над тем, что называют приметами. Но в них иногда скрывается значение, хотя не понятна связь предваряющегося с последующим. Птица весною прилетает, и осенью отлетает, иногда ранее, иногда позже: и оказывается, что она как будто предвидела, какая погода последует. Не без опыта составилась примета, что необыкновенное появление и дерзость зверей примета нехорошая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Даринька увидала в рябине отблескивавший золотцем темный ком, державшийся чудом в воздухе, под сучком. Вокруг этого, с голову, «яйца» вились и налипали пчелы. - Рой увидеть- к счастью, - сказал Алеша. - Никогда не видала… к счастью?.. - Такая примета. Вчера мы с Костей разбирались в чердаке. И вот в маминой шубке… она проветривалась перед слуховым окошком… вдруг увидали рой, в рукаве шубки, и Костя сказал: «Какое-то нам будет счастье?» И вот, приехали вы… вспоминали сегодня ночью. Будто мама дает нам знак. Костя не признает примет, а сказал: «В маминой шубке, счастье!» Пчелы всегда облепляют матку, где она сядет. И все говорили: «Будет счастье, вас мамаша не забывает». Вы приехали и сняли тяжесть, Костя веселый уехал… - Какой-то «церковный сад»… говорил садовник?.. - Здесь особые цветы, «церковные»: астры, георгины, бархатцы, бессмертники… вон, за канавкой спаржи. И душистый горошек. Мама называла «мотылечки», очень любила. Эти цветы и спаржевую зелень посылали в церковь, на Животворящий Крест. И всегда хоругви украшали… Пришел Мухомор с Егорычем, принесли лесенку. Веселый, подвижный Егорыч хотел ручку поцеловать, но Даринька сказала: «Нет, нет… батюшке целуют руку…» Егорыч покачал головой и сказал весело: «Ишь ты, какая умница-разумница! ну, поклонюсь тебе». Шутник был, Дариньку будто за ребенка принял, сказал: - Ужо, на Спаса, загляни на пчельник ко мне, медком-почином попотчую новую хозяйку нашу. А на хозяйку-то не похожа, не строгая. Смотрел умильно, и у глаз его лучики сияли,- совсем как пчеляки-монахи. - А ну, загану тебе, а ты разгадай; «Висит мохнато, увидал - жить богато!» Чего будет?.. - Ро-ой!..- засмеялась Даринька. - Говорю- красавица-умница! А ну еще: «Сидят чернички во темной темничке, без нитки, без спицы,- вяжут вязеницы… ни девки, ни вдовы, ни мужни жены… детев не рожают, Господу Богу угожают»?.. - Пчелки!..-воскликнула радостно Даринька. - А, ты, бедовая какая, светленькая.,.- всплеснул руками Егорыч,- весело с тобой балакать. А теперь огребать давай, милая, тебе на счастье. Господи, баслови… далось бы…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Даринька увидала в рябине отблескивавший золотцем темный ком, державшийся чудом в воздухе, под сучком. Вокруг этого, с голову, «яйца» вились и налипали пчелы. — Рой увидеть- к счастью, — сказал Алеша. — Никогда не видала… к счастью?.. — Такая примета. Вчера мы с Костей разбирались в чердаке. И вот в маминой шубке… она проветривалась перед слуховым окошком… вдруг увидали рой, в рукаве шубки, и Костя сказал: «Какое-то нам будет счастье?» И вот, приехали вы… вспоминали сегодня ночью. Будто мама дает нам знак. Костя не признает примет, а сказал: «В маминой шубке, счастье!» Пчелы всегда облепляют матку, где она сядет. И все говорили: «Будет счастье, вас мамаша не забывает». Вы приехали и сняли тяжесть, Костя веселый уехал… — Какой-то «церковный сад»… говорил садовник?.. — Здесь особые цветы, «церковные»: астры, георгины, бархатцы, бессмертники… вон, за канавкой спаржи. И душистый горошек. Мама называла «мотылечки», очень любила. Эти цветы и спаржевую зелень посылали в церковь, на Животворящий Крест. И всегда хоругви украшали… Пришел Мухомор с Егорычем, принесли лесенку. Веселый, подвижный Егорыч хотел ручку поцеловать, но Даринька сказала: «Нет, нет… батюшке целуют руку…» Егорыч покачал головой и сказал весело: «Ишь ты, какая умница-разумница! ну, поклонюсь тебе». Шутник был, Дариньку будто за ребенка принял, сказал: — Ужо, на Спаса, загляни на пчельник ко мне, медком-почином попотчую новую хозяйку нашу. А на хозяйку-то не похожа, не строгая. Смотрел умильно, и у глаз его лучики сияли, — совсем как пчеляки-монахи. — А ну, загану тебе, а ты разгадай; «Висит мохнато, увидал — жить богато!» Чего будет?.. — Ро-ой!.. — засмеялась Даринька. — Говорю- красавица-умница! А ну еще: «Сидят чернички во темной темничке, без нитки, без спицы, — вяжут вязеницы… ни девки, ни вдовы, ни мужни жены… детев не рожают, Господу Богу угожают»?.. — Пчелки!.. — воскликнула радостно Даринька. — А, ты, бедовая какая, светленькая… — всплеснул руками Егорыч, — весело с тобой балакать. А теперь огребать давай, милая, тебе на счастье. Господи, баслови… далось бы…

http://azbyka.ru/fiction/puti-nebesnye-t...

Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью напоказ… За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на покаяние». 7 (Письмо это было написано в 1863 году, то есть времени на покаяние новым «прогрессистам» оставалось полстолетия. Но теперь уже очевидно, они им не воспользовались, и наступил «потоп». Учтут ли этот урок их потомки?) Своему брату Петру Александровичу святитель Игнатий пишет с полной откровенностью: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, колеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать… Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия…». 8 Святитель Феофан Вышенский в одном из своих писем утверждал с не меньшей определенностью: «Руководителя, подходящего, трудно найти. Сразу положиться ни на кого нельзя. Остается, все искушающе, добрая держать». 9 Очень показательна оценка святителем Игнатием духовного уровня современных ему академий. «Сбывается, – писал он, – слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех! да и только); эти степени даются людям… Случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких – доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!». 10 Несколько ранее, но фактически то же самое говорил преподобный старец Серафим Саровский Н.А. Мотовилову «Мы в настоящее —13— время по нашей почти всеобщей холодности к вере святой в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас промысла до того дошли, что почти не понимаем слов Священного Писания .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Окна и двери – это возможность сообщения с миром. И опять здесь возникает множество культурологических ассоциаций, как-то: «Окно в мир», «Ломиться в открытую дверь» или «Двери моего дома всегда открыты для вас» и пр. Знаменательно означен в ветхозаветной культуре порог . У пророка Софония есть слова: Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом ( Соф.1:9 ). Выражение «перепрыгивают через порог» большинством толкователей понимается как дерзость, отсутствие благоговения перед святыней Храма. Известен обычай у древних филистимлян не наступать на порог. Этот обычай вошел в употребление после того, как на порог идольского капища упала статуя Дагона в присутствии израильского Ковчега Господня. Этот обычай был усвоен и иудеями во время царствования Манасии. Вообще в волюнтарном отношении порог– это всегда некий внутренний предел, черта, которую надо переступить, войти в некое новое пространство. Существует не примета, в скорее обычай не здороваться через порог, так как порог как бы разделяет сферы. Символ порога открывает нам важные антропологичесие акции: входа, вхождения в некое пространство и, напротив, исхода, выхода, ухода. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и во век ( Пс.120:8 ). Какая-то особая значимость сокрыта в словах человека, который, войдя в дом, был чем-то озадачен и говорит: «Подождите, я-только-только вошел в дом». В христианском календаре есть, по крайней мере, два больших праздника, которые означают это особое деяние. Это, во-первых, Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник знаменует начало Страстей Христовых. Второй – Введение Божией Матери во храм, где Церковь празднует и воспоминает день посвящения Девы Марии Богу. При этом вхождении Марии было одновременно и восхождение . Она должна была преодолеть 15 ступеней Иерусалимского храма. 15 ступеней Иерусалимского храма символизируют так называемых «степенных» псалмов. Эти псалмы пели священники и левиты, входя в храм для служения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

– Я буду говорить сегодня с вами о любви… …«Жизнь сама по себе очень разнообразна – это своего рода калейдоскоп, люди должны в ней принимать различные виды и цвета. Но часто они сами не хотят занять в этом калейдоскопе своего места, которое присуще только им одним, а предпочитают становиться на одно место с другими, не желая или боясь отличаться от «других, всех». Каждый человек должен идти своей собственной дорогой, чтобы внести в жизнь хотя немного своего. В противном случае он в огромном жизненном механизме только маленький гвоздь. Это все вспомните, когда не будет двух братьев». (Подпись на фотографии Михаила и Александра Савичей, 29.08.1903 г.). У него был рак; больше двух лет он провел в темной комнате, не вынося света. Жена ухаживала за ним. Умерла первая, у нее было слабое сердце и высокое давление. Он лежал, отвернувшись к ковру на стене, и все звал ее: «Шурочка, Шурочка»… …«У нас с тобой есть что-то такое хорошее (в чувстве нашем), что делает встречу особенно дорогой и памятной. В ней мне чудится и огонь, и солнышко и что-то сладкое, идиллическое. Что делать – я не «реалист», доля сентимента во мне есть-таки. Вот, видишь, солнышко, золотое мое, ты не любишь, когда я долго не пишу. Да что же делать, когда не могу я всего высказать. Я не умею вести таких разговоров, а могу, хочу и умею любить». (Из письма жене 04.07.1906 г.)… 13 Галина подружка, приходившая до войны к ним на Декабристов заниматься музыкой, сказала ей при встрече, что видела их фортепиано у соседей снизу. Тамара Михайловна подала в суд. – Гражданка Наумова, можете ли вы доказать, что инструмент доподлинно ваш? Была особая примета. Когда инструмент покупали, рядом крутилась какая-то девочка и незаметно выцарапала на нем гвоздиком свое имя: «Катя». Как ее тогда ругали, как огорчались, а сейчас – пригодилось! Фортепиано вернулось к хозяйке. Но ни разу больше она за него не села. …Один раз не выдержала. Склонившись над штопкой, терпеливо слушала, как уже взрослая внучка (а именно – я) бездарно выстукивает Шумана. Вдруг встала, подошла к роялю – перебитые пальцы пролетели по клавишам… – что это было – Лист? – она захлопнула крышку и сказала:

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Второй херувим, имеющий лицо львово, знаменует мужество. «Звездочеты время жатвенное львом изобразили, и по их разумению без льва жатва быти не может. А о Марсовой победительной что возглаголем жатве?.. Свидетельствуйте истинно вы себе, которые духом Марсовым дыхаете, непреодолении Кавалери Российстии!... Не имели бысте так изобильного в победные лавры и финики процветающего жнива, аще не бы в сердечном вашем зодиаке яснело знамение льва, то есть мужества». Третий херувим имеет лицо тельчее. Проповедник находить два свойства особенно достохвальные в тельце: «яко ярем на себе носить... яко приятна Богу жертва». Теже свойства он приписывает воинам, и обращаясь к ним, говорит: «простите ми храбрые воины, что вас тельцами нареку, а тельцами не простыми, но херувимское имя от Иезекииля пророка имущими... О коль тяжкий ярем вы на себе носите терпеливодушно, ждуще оного неложного обетования Христова: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, тельцы прямы, тяжкое иго носящие, и аз упокою вы!.. А вестели, что есть смерть воинская? Жертва Богу приятна, в нейже тельцы закалаются» и пр. Применение четвертого херувима представляло большие трудности; но Стефана Яворского они не смутили: «приметами только военными суть орлы, львы, тельцы, а естеством суть человецы. Но откуду познати их человеками, какая их примета человеческая: Иоанн Св. Евангелист повествует о Христе Спасителе Нашем: изыде Иисус нося тернов венец и багряну ризу, и рече Пилат: се человек! Что глаголеши беззаконный Пилате: сей ли есть человек весь в ранах, весь в крови, глава в тернии, ризы кровию обагряны, очервлены? Не Пилат, но Дух Святый во Евангелии глаголет: се человек! Смотрите только прилежно... Се человек! иже между острыми мечами, копиями, аки между остроколющим тернием стоит неустрашен. Се человек, его же риза багряна, и червленица своей и неприятельской крови в порфировиднем изъявляет образе». Все это как нельзя лучше идет к воинам; «а за тем имате уже вся четыре животная четыреличныя, колесницу Божию, сию Православную Монархию движущая». Но этого мало; Стефан Яворский открывает все четыре лица в одном лицо, в Петре Великом. «Вемы о том, яко в едином лицо Христовом все четыре Херувимы изобразуются. Христос Спаситель наш по научению Отцов Святых в рождестве своем бяше человек: в страдании своем бяше телец: в воскресении своем бяше лев: в вознесении своем бяше орел. Сообразно и мне лепо есть глаголати: в едином Царском лице всех четыреличных вижду херувимов».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Говорят правду. Потому не хорошо стучать свечкой по плечу впереди стоящего, что ты отвлекаешь от богомыслия молящегося, отрываешь его от сосредоточения на молитве. Не лучше ли тебе положить или поставить свечу, не толкая, не отвлекая и не беспокоя никого?! А что левой рукой – это уже вражеское (какая-то примета). Передавать свечку можно любой рукой. 1165. Говорят, что нельзя при поклоне касаться пола сложенным троеперстием, якобы это неуважение к Святой Троице? Вообще, зачем это каждый раз при поклоне касаться рукой пола? Поклоны приятны Богу, когда совершаются с мыслию о Нем и с чувством своего недостоинства и греховности. 1166. Как лучше поступить, если брезгуешь (боишься) приложиться к иконе или кресту в храме после явно больного человека? Это опять диавольское внушение. Надо знать, что через Святыни зараза, болезнь не пристает. Вот чудо, которое мы постоянно видим, что в ином храме сотни, тысячи проходят причастников, всех причащают из одной Святой Чаши, а после всех диакон или священник употребляет оставшееся – и не заражается. 1167. Что можно посоветовать, если моего ребенка заставляют учить в школе произведения еретиков, например, Толстого, или романы о любви, читать которые грешно, или совершать иные антихристианские поступки? В школе надо стараться избегать всего греховного. Во всем слушаться учителей, всех любить, но не более Бога. В Деяниях апостольских читаем: …должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян. 5, 29 ). 1168. Можно ли вызвать милицию, если муж пьет и дерется? По-христиански ли это? Подвижники поступали так: безвредное для души, – они терпели, а от вреда избавлялись. Например, пока больной (умалишенный) не вредил, за ним ходили, кормили, ухаживали, а как он начинал становиться опасным: бить стекла, бить людей и т. п., – его сдавали в дом умалишенных. 1169. Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)? Можно, смотря по обстоятельствам. 1170. Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010