да таков же был и другой младший келейный о. Иоаким; ты знаешь их обоих сам... А где найдёшь ныне таковых? Я ведь вот старался избирать в келейники тоже из монашествующих, но ты сам видел, что они только и дули губы и вздымали себе носы перед другими, а предо мною только заискивали и старались стяжевать своих си... Хорошо, что я мог, наконец, отпускать их от себя, как бы по их собственному желанию... Теперь я рад, что Яков 327 очень выдержанный малый, да и чувашенин Митрич (Павел) 328 напоминает мне отчасти о. Назария своею, между прочим, угловатостью, видимо, прирожденною...» «Наконец, – продолжал Владыка!, – что касается экономии, то я рад радёшенек, что Господь благословил мне устроить всю заново домовую церковь , – и уповаю, что мои-то деньги, по крайней мере, пошли на это святое дело, тем более для меня дорогое, что ведь эту церковь устроил Владыка же Филарет; а он-то, сам видишь, как знаменательно – на стене в верху около самого окна, – что из молельни в церковь, – поместил изображение св. праведного милостивого Филарета, держащего в руке своей денежную суму, отверстую и простертую к другим, а не охваченную обеими руками и не прижатую к себе к груди, к сердцу». «Охма! охма! произнёс, глубоко вздохнувши преосв. Антоний... Ведь чего доброго, найдутся думающие, что и недавние-то перестройки во всех комнатах моих я затеял как бы из прихоти... и тем более скажут: – к чему-де, когда уже и жизнь-то на исходе... А впрочем – доводилось ли тебе слышать, что когда кто, проживши долго на одном месте, вдруг вздумает перестраивать свои помещения, – то это особенная, почти верная, примета скорой смерти? «Да, – ответил я, – такая примета есть, но насколько она соответствует действительности, – это само собой вопрос»... хотя на этот раз примета эта глубоко залегла в душе моей, что оставалось бы только договорить... Видимо, заметив по самому тону моих слов недосказанное мною, Владыка сказал: «Что же? Буди воля Господня! Жалею я только, что я не последовал твоему плану в устройстве моленной. Действительно, хорошо было бы сделать прямо из моей теперешней спальной сход в находящиеся внизу комнаты, которые ты же занимал, живя здесь прежде, и там восстановить бывшую дверь прямо в церковь . Это весьма кстати бы теперь, чтобы мне выходить в церковь для св. Причастия, да и вынести-то меня по смерти тотчас же удобно было бы весьма, прямо в церковь , чтобы там же на амвоне совершить и самое облачение и положение во гроб»... Такие и многие другие рассуждения бывали у преосв. Антония постепенно, день за днём, в присутствии иногда разных лиц, его посещавших. Об этом, в своё же время, были сообщены нами по возможности подробные сведения, напечатанные в Церковном Вестнике (от 29 Ноября 1879 г.) и Редакциею его изданы отдельной брошюркою. Эти сведения, с более обстоятельными подробностями, и будут изложены в нижеследующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«О магнетизме, когда спрашивали меня употребить ли, отвечал и я, что христианам даны высшие и вернейшие силы, вера и молитва» (10:250; 23:23). А в приметах святой Филарет видит и нечто положительное: «Можно смеяться над тем, что называют приметами. Но в них иногда скрывается значение, хотя непонятна связь предваряющего с последующим. Птица весной прилетает и осенью отлетает, иногда ранее, иногда позже: и оказывается, что она как будто предвидела, какая погода последует. Не без опыта составилась примета, что необыкновенное появление и дерзость зверей – примета нехорошая» (10:62). Общий вывод: спасение в Церкви – и вход в неё открыт: • «Разрешение при исповеди принимать за присоединение к Православной Церкви без особого чина разрешаемо... без ограничения условием» (10:69). • «В отношении к людям разных исповеданий надобно со всей свободой и силой открывать убеждение в достоинстве Православного исповедания; но в обличении заблуждений и заблуждающихся терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность так же нужны, как и ревность» (5:12). «Латиняне умеют доказать правительству, что надобно быть епископу и там, где он не нужен. Будем уметь доказывать истину так, как они умеют доказать, что хотят» (5:13). 26. Праздничные приветствия «Прославим Дарующего нам новую жизнь» (9:91) Праздничные приветствия святого Филарета – к праздникам: 1 . Рождества Господа нашего Иисуса Христа 2 . Новолетия 3 . Богоявления 4 . Воскресения Спасителя, а также 5 . ко дням Ангела 6 . церковным дням Обители Пресвятой Троицы – исполнены великой радости о священных спасительных событиях и истинно архипастырских – отеческих пожеланий. Рождество Ко дню, когда рождается «во спасение наше» Господь Иисус Христос (9:371); когда «и Небесные Служители Божии приемлют участие в радости... и приветствуют ею земнородных» (2:81); когда «Бездетный» несёт «нам Свой мир и Своё благоволение» (2:46, 68), Святитель восклицает: «Слава Христу Богу, явившемуся в смирении естества нашего, да явит нам образы смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Решено было пригласить моих родных, знакомых и некоторых подруг знакомых невесты. На свадьбе присутствовали три тургельских ксендза, среди них и наш сват, прелат Шепетский. Приглашенный на свадьбу о. Понтий отсутствовал, он избегал светского общества. Когда настало время венчания, все отправились в церковь . Только совсем недавно я узнал от михновского священника о. Константина, что свадьба наша была «при закрытых дверях». Михновцам не было разрешено присутствовать в церкви, чтобы не было тесноты. Количество сестер в то время было в Михнове во много раз больше, чем в настоящее время. Пел церковный хор, которым управляла Мария Николаевна. На свадьбе были также Ирины родители и тетки, Нина Васильевна Климович, старая знакомая моей семьи, наши соседи Родзевичи, тургельский ветврач Соколовский. Все было как положено, подали обручальные кольца. О. Понтий сказал: «Обручается раб Божий Борис рабе Божией Ирине» и наоборот. Он нас водил три раза вокруг аналоя. Ира была в белом платье, на голове традиционная фата. Я был в смокинге, белой накрахмаленной рубашке с черной мушкой. Все как полагалось, согласно моде того времени. Я предоставил Ире возможность первой вступить на разостланный ковер из розового атласа. Примета, что в супружеской жизни она будет главенствовать. Мне трудно сказать, насколько верна эта примета. После венчания о. Понтий поздравил нас, хор пропел «многая лета», мы поцеловались. Свадебный обряд был закончен. Сначала родные, затем знакомые подходили к нам с поздравлениями. Все приглашенные сели за большой стол в тогдашней столовой. Начались тосты и пожелания. Из напитков было только вино. Музыкантов не было. Решили, что неудобно, чтобы гремела музыка в Михновском доме. Да и не было тогда в обычае приглашать музыкантов и выбрасывать на свадьбу тысячи. Но танцы были под рояль и патефон. Играли в распространенную тогда игру: ставили шарады. Так началась наша семейная жизнь, которая продолжается уже многомного лет. Наступил роковой 1939 год. В январе месяце началась в Михнове тяжелая эпидемия гриппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Те, кто трижды пересчитает деньги в Чистый Четверг, весь год не будет нуждаться – а заодно подтянет школьные  арифметические пробелы, – говорят приметы. Перестановка мебели  на Чистый Четверг  разрешит все финансовые проблемы.  Если вас и так устраивает интерьер, не переживайте, ведь можно  сразу же всё переставить обратно. Оккультисты советуют  вымыть окна  какой-то особой водой, заговорённой на достаток – деньги сами придут. Для денежного благополучия оккультные сайты советуют… сходить в церковь на Пасху с близкими, а после, сурово не заговаривая ни с кем, вернуться домой. Если на Пасху прийти в церковь раньше соседей, то богатство  и благоденствие обеспечены. После праздничной службы нищим нужно от чистого сердца подать кулич и красное яйцо, что улучшит благосостояние. Правда, примета не поясняет, где разыскать нищих на исходе пасхальной ночи, примерно в половине третьего утра, когда обычно заканчивается богослужение. Вообще, в приметах много загадочного и недосказанного: в церковь поклонники примет призывают  идти не умывшись и не позавтракав,  вести там себя незаметнее и скромнее. Почему – поверье не проясняет. Другое резонно советует: Не проси деньги в нетрезвом  виде и плохом расположении духа. Да, с этим не поспоришь… И этотолько десятая часть всех примет, связанных с привлечением денежной удачи. Мы не зря перечисляли их терпеливо и так подробно. Что будет, если исполнять все эти строгие правила и предписания и прочно держать их в голове? На зарабатывание денег и семейный быт ни времени, ни сил, очевидно, не останется, не говоря о церковной жизни и ежедневном домашнем молитвенном правиле. Ерунда? Да, но отказаться не можем Игумен Фома (Василенко), настоятель храма св. Димитрия Донского при Университете МВД РФ, поделился размышлениями о  бытовых суевериях.  Приведем сказанное им  в  передаче телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». В приходской практике  отец Фома сталкивается с такими явлениями каждый день: «Это и смешно, и грешно, как Юрий Шевчук поет: «Я слов уже не нахожу, и сильно раздражает…».

http://sueverie.net/denezhnaja-primeta-k...

5 августа отправился папа на загородную виллу кардинала Адриана. За ужином, несмотря на предостережение врачей, ел свои любимые пряные блюда, запивал их тяжелым сицилийским вином и долго наслаждался опасною свежестью римского вечера. На следующее утро почувствовал недомогание. Впоследствии рассказывали, будто бы, подойдя к открытому окну, папа увидел сразу два похоронных шествия – одного из своих камерлингов и мессера Гульельмо Раймондо. Оба покойника были тучными. – Опасное время года для нашего брата, тучных людей, – молвил будто бы папа. И только что он это сказал, горлинка влетела в окно, ударилась об стену и, оглушенная, упала к ногам его святейшества. – Дурная примета! Дурная примета! – прошептал он, бледнея, и тотчас удалился в опочивальню. Ночью сделалась с ним тошнота и рвота. Врачи определили болезнь различно: одни называли ее терцианою, третичною лихорадкою, другие – разлитием желчи, третьи – «кровяным ударом». По городу ходили слухи об отравлении папы. С каждым часом он ослабевал. 16 августа решили прибегнуть к последнему средству – лекарству из толченых драгоценных камней. От него больному сделалось еще хуже. Однажды ночью, очнувшись от забытья, стал шарить на груди, под рубашкою. В течение многих лет Александр VI носил на себе маленький золотой ковчежец, нательную дароносицу, в виде шарика, с частицами Крови и Тела Господня. Астрологи предсказали ему, что он не умрет, пока будет ее иметь при себе. Сам ли он потерял ее, или украл кто-либо из бывших при нем, желая ему смерти, – осталось тайною. Узнав, что нигде не могут отыскать ее, смежил глаза с безнадежною покорностью и произнес: – Значит, умру. Кончено! Утром 17 августа, почувствовав смертельную слабость, велел выйти всем и, подозвав к себе любимого врача своего, епископа Ванозы, напомнил ему о способе лечения, изобретенном одним евреем, врачом Иннокентия VIII, перелившим будто бы в жилы умирающего папы кровь трех младенцев. – Ваше святейшество, – возразил епископ, – вам известно, чем кончился опыт? – Знаю, знаю, – пролепетал папа. – Но, может быть, не удалось потому, что дети были семи-восьми лет, а нужно, говорят, самых маленьких, грудных...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Неужели Святая Церковь в 1850 лет не успела еще установить своих догматов? Западная Церковь , видно, так думает, когда теперь провозглашает новый догмат, не бывший прежде догматом 657 . Православная Церковь Восточная довольствуется и спасается догматами, достаточно установленными на семи Вселенских Соборах. Мне кажется, благословно рассуждение некоторых французских епископов, которые говорили, что поднятый папою вопрос Церковь не решила догматически, а оставила каждому свободно рассуждать о нем без предосуждения своему православию и спасению и что по сему некоторые святые имели утвердительное об оном мнение, а некоторые – отрицательное, и, следственно, если утвердительное мнение сделать догматом, то противоположное сему отрицательное мнение сделается ересью и окажутся святые с еретическим мнением. Что же с ними делать? Исключить ли из святых, признанных уже святыми в Церкви? Признать ли, что люди с еретическими мнениями могут быть святыми? На что добровольно производить сию неразрешимую запутанность? То есть на что обращать мнение свободное в догмат? Так думаю я или, точнее, пишу, почти не думавши. Что Вам дано уразуметь, Вы мне скажите. 23 января 1857 года Праведно наставление преосвященному Антонию, что с креста не сходят. Но что, если я не только не распят еще, но и худо несу крест, или едва влеку, и, может быть, не уготовляю, но заграждаю и другим путь спасения? Что изволю, не вем. Пощади, Господи! […] 31 января 1857 года Можно смеяться над тем, что называют приметами. Но в них иногда скрывается значение, хотя непонятна связь предваряющего с последствием. Птица весною прилетает и осенью отлетает, иногда ранее, иногда позже: и оказывается, что она как будто предвидела, как погода последует. Не без опыта составилась примета, что необыкновенное появление и дерзость зверей примета нехорошая. […] 16 ноября 1857 года Отцу наместнику и братии мир. Приветствую вас в преддверии поста. Благословен да будет вход, и бодрено шествие, и плод подвига душепитателен и радостен. Молитвы ваши да возбудят меня от лености. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Препро " стый - неученый; невежда. Препя " ти - остановить. Пререка " емый - спорный. Пререка " ти - прекословить; говорить наперекор; перечить. Пресеца " ющий - пересекающий; перерубающий. Преслуша " ние - неповиновение. Пресмыка " ться - ползти по земле. Преспева " ти - иметь успех. Преста " вити - переставить; переместить; переселить в вечность. Престо " ли - один из чинов ангельских. Пресу " щественный - предвечный; исконный. Пресу " щный - сверхъестественный. Пре " тися - спорить; тягаться. Прети " ти - запрещать; скорбеть; смущаться. Преткнове " ние - помеха; соблазн; задержка; остановка. Прето " р - претория, резиденция представителя римской власти в Иерусалиме. Претыка " ние - см. Преткнове " ние. Преща " ти - грозить; устрашать. Преще " ние - угроза; страх; запрет. Прибе " жище - убежище; приют; покров; спасение. Приведе " ние - доступ. Привещева " ти - приветствовать. Привлещи " - притащить; позвать; призвать. Привреме " нный - временный; непостоянный. Придева " ти - прицеплять; приближаться; подносить. Приде " л - небольшая церковь, пристроенная к главному храму. Приде " лати - прирастить; увеличить; принести. Приде " яти - подносить; приносить. Призре " ти - милостиво посмотреть; принять; приютить. Прииждива " ти - расходовать; издерживать. Прии " скренне - точно так же; равно; точь-в-точь. Прикрове " ние - прикрытие; предлог; выдуманная причина для сокрытия чего-либо. При " куп - барыш; прибыль. Прикупова " ние - купечество; торговля. Прило " г - приложение; желание сделать зло; злоба; клевета. Приложе " ние - заплатка; лоскут. Примета " ти - прибрасывать; отдавать; уступать. Примета " тися - припадать; отдаваться; лежать у порога. Примеша " тися - присоединяться. Прини " кнути - пригнуться; наклониться; припасть; проникнуть. Приобря " ща - польза; плод; корысть. Прирази " тися - напасть; удариться. Прирева " ние - устремление. Пририста " ти - подбегать. Прири " щущий - подбегающий. Присвя " нути - завянуть; засохнуть. Приседе " ние - угнетение; окружение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/134/...

Какая польза в посте, когда душа исполнена лукавства, когда обвиняете других, когда осуждаете их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаете для того, чтобы показать себя? (свт. Иоанн Златоуст , 50, 334). Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества (свт. Иоанн Златоуст , 50, 783). Источник. ...Иные, воздерживаясь по заповеди поста от пищи, мало-помалу дошли до того, что гнушаются пищей; а это приносит им величайшее наказание (свт. Иоанн Златоуст , 50, 858). Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато терзаешь плоть брата своего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином и упиваться богатством? Какая польза не есть хлеба и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Какая польза терзать члены и не оказывать милости вдовам и сиротам? Какая выгода проводить время в созерцании и сокрушении и в то же время не оказывать покровительства сиротам, удрученным несчастиями?.. Ты постишься? В таком случае избегай прелюбодеяния, избегай блуда, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты. Ты постишься? Избегай тогда любостяжания, хищения, раздора и губящей душу зависти. Ты постишься? Избегай гнева, блуда, ревности, клятвопреступления и всякой несправедливости. Ты постишься? Избегай объядения, матери всякого нечестия, которое удаляет нас от Самого Бога, – объядения, которое низвергает нас в пучину погибели. Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностию (свт. Иоанн Златоуст , 52, 916–917). Какая... будет нам польза от поста или бдения, если язык наш предается невоздержанию, питается пищею сквернее мяса псов, делается кровожадным, извергает грязь и превращает уста наши в проток нечистот, или даже еще хуже? (свт. Иоанн Златоуст , 53, 454).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И уже там, где прежде идолопоклонники иереи жрели и ораторствовали, там сегодня проповедуется слово Христово, и служители Вышнего служат божественные таинств а Церкви Христовой; там же, где судили римские преторы, сегодня на седалищах их сидя, судят судьи христиане, там же, где стояли престолы кесарей, сегодня основаны престолы христианских царей. Божественность характера Господа нашего Иисуса Христа свидетельствует от внешних Иосиф, иудейский историк, говоря: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любил Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он явился им живой, как возвестили о Нем и многих других Его чудесах богодухновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени». (Иудейские древности, 18, 3, 3) 14 Талмуд и целый ряд известных эллинских и римских писателей, имена которых здесь ради краткости мы опускаем, повторяют это. Из новейших приведем несколько отрывков Иакова Руссо. Иаков Руссо (Emile, т. III, с. 173) признаёт: «Меня потрясает величие Писаний: святость Евангелия мне говорит в сердце: вы видели книги философов со всем их великолепным стилем, вы видели, как далеки они, в сравнении с Евангелием; как возможно, что одна книга, столь возвышенная, и в ней было бы столь простое дело человеческое, как возможно, что в столь высокой и одновременно простой книге говорилось бы о лице, которое было бы простым человеком: это невозможно... Какая сладость! Какая чистота во всех его нравах! Какая благодать! Какая убедительность в поучениях Его! Какая высота в достоинствах Его! Какая глубина мудрости в рассуждениях Его! Какое дерзновение духа! Какая тонкость! Какая точность в ответах Его! Какое во всех страданиях Его благороднейшее превосходство: где этот человек, где этот мудрец, умеющий действовать, страдать, умирать без немощи и без показности?» Платон, описывая по внешности праведника этого, покрытого позором преступления, отчетливо раскрывает характер Иисуса «Подобие настолько живое, что все отцы 15 хорошо поняли это: невозможен же обман.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Кроме того, выбери в неделе еще один день и постись за брата. И раздавай милостыню как бы от его имени. Тогда Господь в свое время изберет способ даровать брату твоему добрый дух и предаст его в твои руки здоровым и разумным, таинственно изливая на раны сердца твоего евангельские слова: вот брат твой, был он мертв и ожил. Поистине, сестра, твоя огромная любовь и жертва не останутся без награды. Мир тебе и помощь от Господа! Письмо четвертое. Двоим друзьям, которые спорят, нужно ли причащать больных? Один из вас говорит: " Не нужно. Не нужно, - говорит, - потому что есть такая примета: больной умрет, если причастится " . Другой говорит: " Нужно, ибо грешно, когда христианин отходит с этого света без причастия " . Я считаю, что прав второй, ибо так велит Церковь. Многие отшельники, жившие вдали от храмов и священников, боялись умереть не причастившись и горячо молили Бога, чтобы Господь им перед смертью послал священника с причастием. Благий Господь, исполняя мольбу этих Своих угодников, посылал им какого-нибудь служителя алтаря, чтобы причастить их Святых Тайн. Причастившись, они словно озарялись радостью и спокойно расставались с этим светом. Был случай, когда один больной желал причаститься, но священник не успел к нему, и больной умер. Так умерший пришел в сознание, принял причастие и снова умер. Это произошло в окрестностях Кралева. Такие случаи ясно показывают, что есть воля Божия. Глупо думать, что больной должен умереть, как только причастится. Есть множество примеров, когда происходит наоборот. Я сам лично присутствовал на причастии таких тяжелых больных, которые, по общему мнению, непременно должны были умереть. Так они живы и сегодня. Если больные от причастия умирают, тогда было бы логично предположить, что и здоровые от причастия заболевают. Но это безумие и богохульство. Если и случается, что какой-нибудь больной умирает после причастия, то он умирает не от причастия, но от болезни. Такова его судьба от Бога. Разумный человек думает о смерти и покуда он здоров, а уж тем более, когда болен. В этом царстве умирания нет ничего более вероятного, чем смерть. Господь сказал здоровому богачу, который строил далекие планы своего обогащения: безумный, этой ночью Я возьму Себе душу твою, а то, что ты скопил, чье будет?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010