по всей епархии прошли миссионерские беседы с сектантами, к-рые проводили приглашенные миссионеры из др. регионов. В 1888 г. появилась должность епархиального противосектантского миссионера. Были учреждены должности окружных миссионеров для противодействия распространению сект: в Оренбургском (1891), Челябинском (1891) и Уральском (1894) округах. В 1915 г. епархиальный миссионер докладывал о почти 9 тыс. представителей различных сект в епархии, фактически их число было намного больше. Секты мистического толка (хлысты, монтане, мормоны, скакуны, квасники, постники и т. д.) были сосредоточены в основном в Тургайской обл. и в Орском и Оренбургском уездах. Хлыстовство часто встречалось в казачьих станицах вдоль рек Урал и Сакмара. Рационалистическое сектантство (баптизм, адвентизм и молоканство) было распространено среди переселенцев из зап. губерний России в Кустанайском и Актюбинском уездах Тургайской обл., в Оренбургском и Орском уездах. С открытием переселенческих приходов деятельность сектантов стала ослабевать. В 1915 г. при оренбургской пастырско-миссионерской школе начали работу воскресные миссионерские курсы для ревнителей из мирян. В 1900-х гг. в епархии увеличивалось число мон-рей, причем, как и в др. российских регионах, наблюдался рост преимущественно жен. монашества. В нач. ХХ в. близ ст. Юргамыш Сибирской железной дороги возникла Серафимовская община, приписная к челябинскому Одигитриевскому жен. мон-рю. Пять общин были преобразованы в мон-ри: Покровская в Орске (1898), Свято-Николаевская в Илецкой Защите (1900) и Покровская близ г. Верхнеуральска (1901), Покровская (Разгуляевская) в Оренбургском у. (1904), Иверская в Кустанае Тургайской обл. (1908). Мон-ри оказывали многообразную духовную и социальную помощь населению. Больницы для бедных действовали в челябинском Одигитриевском жен. мон-ре, оренбургском Успенском жен. мон-ре. Приют для призрения бедных содержал верхнеуральский Покровский жен. мон-рь. При троицком Казанско-Богородицком жен. мон-ре располагался дом милосердия для призрения вдов и калек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

XVII в., упразднен в 1691), Никольская пуст. (мужская, на р. Сендеге на территории совр. Островского р-на, существовала в нач. XVII в., упразднена в 1764), Макариев мон-рь (мужской, в устье р. Нёмды, основан в нач. XVII в., упразднен в 1708), Спасская Серапионова пуст. (мужская, ныне с. Серапиха Чухломского р-на, существовала уже в нач. XVII в., упразднена, вероятно, в нач. XVIII в.), Вознесенский на Дебре мон-рь (мужской, в Костроме, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в сер. XVII в.), Кривоезерская Троицкая пуст. (мужская, на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 20-х гг. XVII в., закрыта в 1919), Богородицко-Казанский мон-рь на Идском городище (мужской, на территории совр. Чухломского р-на, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., время упразднения неизв.), Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь (мужской, ныне дер. Песочное Костромского р-на, основан в 1624, закрыт в 1919), Словинская Богородицкая пуст. (мужская, ныне с. Словинка Антроповского р-на, основана ок. 1629, упразднена в 1764), Богородицко-Владимирский Сретенский мон-рь (женский, в Нерехте, основан в 1634, упразднен в 1764), Богородицко-Казанская Карпищева пуст. (мужская, ныне с. Бушнево Антроповского р-на, основана в 1643, упразднена в нач. XVIII в.), Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1723, по др. данным - в 1764), Рождественский мон-рь (женский, в Солигаличе, основан в 1663, упразднен в 1764), Крестогорская Тихонова пуст. (мужская, ныне с. Тихон Вохомского р-на, основана в 1-й четв. XVII в., упразднена в 1764), Ильинская Яблонная пуст. (мужская, на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Богородицко-Казанская пуст. (мужская, близ Костромы, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Боголюбский мон-рь (женский, в с. Боголюбском Макарьевского у., основан в 1864 в качестве жен. общины при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с 1893 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. ХХ в.), Богородицко-Феодоровский мон-рь (женский, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани на месте обретения 8 июля 1579 г. Казанской иконы Божией Матери . Основан ок. 1579-1584 гг., первоначально женский. XVI в.- 1918 г. Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Сведения об устроении К. м. приводятся в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», составленной ок. 1594 г. сщмч. Ермогеном , митр. Казанским (ГИМ. Син. 982), и известной в многочисленных списках XVII-XIX вв. Согласно Повести митр. Ермогена, после обретения образ крестным ходом перенесли в казанскую ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен 1-й молебен, а затем - в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы происходили исцеления. С обретенного чудотворного образа выполнили копию, описание явления и чудес от иконы и послали в Москву царю Иоанну IV Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь повелел поставить на месте обретения иконы девичий мон-рь и «дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны и 40 сестрам [установить] годовое содержание». В К. м. были построены деревянные храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», зимняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, кельи, ограда. Казанскую икону «честным крестным ходом и с молебным пением» перенесли в новоустроенный мон-рь (Повесть. 2006. С. 39). Обитель была основана в период с 8 июля 1579 г. (день обретения Казанской иконы) до 18 марта 1584 г. (дата кончины царя). Первый документ, в к-ром упоминаются мон-рь и, очевидно, его 1-я игумения Петронилла («Петранила»), датирован 25 июля 1584 г. Это грамота казанскому воеводе Г. А. Булгакову, в которой царь Феодор Иоаннович повелел «отмежевать» обители дер. Кузьмино-Займище (М. Дербышки; ныне в черте Казани) (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 13/6421). Настоятельницы, насельницы и священнослужители

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Ежегодно 6-7 нояб. в Казанской ДС проводится научная конференция «Богословие и светские науки», на к-рой работают секции богословия и философии, церковной истории, церковного краеведения, языковедения, психологии. Материалы конференций публикуются в альманахе «Православный собеседник». В 2011 г. состоялась 11-я конференция. В 2001 г. Ин-т перевода Библии совместно с переводческой группой из Казани подготовил и издал НЗ на татар. языке. В 2000-2009 гг. были опубликованы переводы на татарский неск. книг ВЗ. В наст. время в 9 приходах епархии совершается богослужение на татар. языке. Святыни и крестные ходы Главной святыней епархии со времени чудесного обретения 8 июля 1579 г. была Казанская икона Божией Матери. Крестные ходы с чудотворной иконой из кафедрального Благовещенского собора в казанский Богородицкий мон-рь, на место обретения иконы, совершались 8 июля и 22 окт. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. чудотворная Казанская икона участвовала еще в 11 традиц. крестных ходах, совершавшихся до 1926 г. Крестные ходы восстановлены в 2000 г. (из Петропавловского кафедрального собора), с 2005 г. совершаются из Благовещенского собора с Ватиканским списком. В епархии много чтимых списков Казанской иконы Божией Матери, наибольшим почитанием пользуются 2: список, хранящийся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, происходящий из казанского Богородицкого мон-ря, и Ватиканский список, хранящийся в казанском Богородицком мон-ре. Ватиканский образ, созданный в России, в 2004 г. был возвращен Русской Православной Церкви распоряжением Римского папы Иоанна Павла II и в следующем году передан в Казань патриархом Алексием II (вероятно, эта икона была приобретена в 70-х гг. XVIII в. прп. Александрой Дивеевской для Казанско-Богородицкой ц. в с. Дивееве). Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери прославилась в 1654 г., когда после крестного хода с ней в Казани прекратилась эпидемия чумы. С этого времени крестный ход с иконой совершался ежегодно 26 июня, десятки тысяч людей торжественно встречали икону на месте, где позже был построен Кизический Введенский мон-рь. 26 июня в Казань приходило множество паломников, в т. ч. чувашей и кряшен. В течение месяца икона находилась в приходских храмах и мон-рях Казани. После закрытия Седмиезерного Воскресенского мон-ря икона была спасена иеросхим. Серафимом (Кашуриным), к-рый в 1981 г. передал ее еп. Пантелеимону (Митрюковскому), сейчас она находится в кафедральном Петропавловском соборе, в Седмиезерном мон-ре имеется чтимый список.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Казанская Ярославская икона Божией Матери в Казанском соборе Казанского Богородицкого мон-ря в Ярославле В ярославском Казанском мон-ре деревянный храм в честь Казанской иконы по благословению Варлаама, митр. Ростовского и Ярославского, в 1649 г. на средства жителей города был заменен каменным трудами священника мон-ря Ермила Михайлова (впосл. протопресвитер Успенского собора Ярославля). В сер. XVII в. в мон-ре подвизалось более 100 монахинь. Существующий ныне большой каменный Казанский собор 1835-1838 гг. (освящен в 1845) выстроен на месте снесенного аварийного храма 1649 г. в классицистических формах. В 1910 г. в обители подвизалось ок. 400 сестер. В 1918 г. мон-рь упразднен. Сестер перевели в Толгский мон-рь , а К. Я. и. в 1921 г. была перенесена в Крестовоздвиженскую ц. Ярославля, откуда ее похитили 11 окт. 1925 г. В 1997 г. начались богослужения в подклетной части Казанского собора, 1 авг. 1998 г. обитель открыли. Ныне в мон-ре особо почитается список К. Я. и., написанный сестрами мон-ря в 1881 г. (благословение игум. Феофании в дар священнику обители Иоанну Крылову). В 70-х гг. XX в. этот список был отдан архим. Михею (впосл. архиепископ Ярославский и Ростовский) с наказом вернуть его в мон-рь, когда в нем возобновится монашеская жизнь, что и было сделано сразу после открытия монастыря; публикуется во всех монастырских изданиях. Икона имеет оклад (золото, серебро с позолотой, драгоценные камни - турмалин и хризопраз) ювелирной работы, выполненный в 2009-2010 гг. Валерием Созиновым из приношений (крестиков, колечек и т. п.) к иконе в благодарность за исполнение просимого, и множество драгоценных прикладов (т. к. от иконы продолжают происходить чудеса, ведется их запись). Крестные ходы с К. Я. и. совершались из Ярославля дважды в год в др. города епархии, с 1761 г.- ежегодно в Романов. С 1781 г. во время крестного хода икона 3 недели стояла в Романове в выстроенном в 1758 г. каменном Казанском (Преображенском) храме под горой, на берегу Волги, а затем переправлялась в Крестовоздвиженский собор Борисоглебска, на др. сторону реки. С 1800 г. ежегодный крестный ход совершался в Рыбинск. С 2000 г. совершается ежегодный общегородской крестный ход до Казанской часовни, сооруженной в память создания ополчения Минина и Пожарского, в 2002 г. возрожден крестный ход до г. Тутаева. Ныне в крестных ходах выносится почитаемый в Казанском ярославском мон-ре список К. Я. и., перед которым молится множество людей, прибывающих в мон-рь из разных регионов России.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери был написан по указу Казанского и Свияжского митр. Лаврентия и в 1661 г. помещен в Раифский Богородицкий мон-рь. Во 2-й пол. XVII в. у иконы происходили многочисленные исцеления, в Свияжске во 2-й пол. XVII в. принесение Грузинской иконы неск. раз останавливало эпидемии. В XIX - нач. XX в. со дня Св. Троицы до 31 июля икона находилась в храмах и мон-рях Казани, 14 сент., в день Воздвижения Креста Господня, начинался многодневный крестный ход с иконой в Свияжский у., собиравший тысячи паломников. После закрытия мон-ря икона сохранилась и мн. десятилетия пребывала в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани, в 1991 г. возвращена в Раифский Богородицкий мон-рь. Чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери , находившийся в Тихвинской ц. Казани, прославился в 1859 г., когда над храмом было видение образа Божией Матери, после чего прекратился пожар в этом районе. В результате приняли крещение нек-рые жители Старотатарской слободы. Ныне икона находится в Никольском кафедральном соборе. В церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище почитается образ прп. Сергия Радонежского (XVI или XVII в.) из 1-го на территории епархии свияжского Троицкого монастыря. Мощи свт. Гурия, ранее почивавшие в кафедральном Благовещенском соборе, находятся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Мощи свт. Варсонофия из Спасо-Преображенского мон-ря утрачены. Исчезли также мощи свт. Германа, но сохранилась их частица (с 1849 в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре), сейчас частицы мощей свт. Германа находятся там же и в свияжском Успенском мон-ре. Прп. Гавриил (Зырянов) был похоронен в 1915 г. в храме Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерного Воскресенского мон-ря. В 20-х гг. в связи с предстоящим закрытием монастыря мощи были извлечены, позднее сохранены иеросхим. Серафимом (Кашуриным), ныне вновь находятся в мон-ре, частица - в храме прав. Иоанна Кронштадтского в Казани. Мощи преподобных Ионы и Нектария , а также неканонизированного, но почитаемого Казанского митр. Ефрема, похороненных в часовне у собора казанского Спасо-Преображенского мон-ря, были обретены в 1995 г. и переданы в кафедральный Петропавловский собор. Частица мощей мч. Авраамия Болгарского, ранее пребывавшая в приходском храме в с. Болгары, ныне в храме Авраамия Болгарского г. Болгар.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Церковь Рождества Христова в Казани. 2003 г. Фотография. 2010 г. Церковь Рождества Христова в Казани. 2003 г. Фотография. 2010 г. Важнейшими событиями в жизни епархии стали визиты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Впервые Предстоятель Русской Церкви посетил Казань в кон. авг.- нач. сент. 1997 г. Патриарх Алексий открыл Казанское ДУ, к-рое через год было преобразовано в КазДС (Казанский ун-т передал б-ке КазДС более 50 тыс. книг). Второй визит Патриарха был связан с празднованием 1000-летия Казани. 21 июля 2005 г. Патриарх Алексий принял участие в торжественном открытии Благовещенского собора в Казанском кремле, в крестном ходе к месту обретения Казанской иконы Божией Матери. Первосвятитель передал Казанской епархии чтимый Ватиканский список Казанской иконы. В наст. время бывш. кафедральный Благовещенский собор является действующим, находится в ведении Музея-заповедника «Казанский кремль» и Фонда Благовещенского собора. При Казанском епархиальном управлении работают отделы: информационно-издательский, по работе с молодежью, миссионерский, социального служения, религ. образования и катехизации, социального служения, по взаимоотношению с медицинскими учреждениями и органами здравоохранения, по противодействию наркомании и алкоголизму, по взаимодействию с Вооруженными силами, по взаимодействию с правоохранительными органами, канонизации, паломнический, создан Казанский правосл. центр глухих. Раифский мон-рь. Фотография. 2009 г. Раифский мон-рь. Фотография. 2009 г. В К. е. выходит 16 периодических изданий. Наиболее значительным является издающийся при ДС церковно-научный альманах «Православный собеседник», где публикуются статьи по богословию, религиозной философии, церковной истории, филологии. Семинария выпускает ж. «Семинарский вестник». В епархии издаются газеты «Раифский вестник» (Раифский Богородицкий муж. мон-рь), «Заступнице усердная» (казанский Богородицкий муж. мон-рь), «Монастырский вестник» (елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь) , «Свет Православия (Елабужское благочиние), «Параскева» (Лениногорское благочиние), «Православное слово» (Спасское благочиние), «Трезвение» (Информационно-просветительский центр свт. Варсонофия Казанского епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму), 6 газет издаются приходами. С 2000 г. в Казанской епархии осуществляются интернет-проекты.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

В 1-й пол. XIX в. в епархии начался переход старообрядцев-поповцев в единоверие. В 1861 г. в К. и Г. е. насчитывалось 5 единоверческих церквей, к 1917 г. их число достигло 23 (в Костромском у.- 2, в Буйском у.- 1, в Кинешемском у.- 5, в Макарьевском у.- 10, в Варнавинском у.- 5); существовал Высоковский Успенский единоверческий мужской монастырь, созданный в 1784 г. при переходе старообрядческого скита в единоверие. В 1820 г. скит был преобразован в пустынь, в 1829 г.- в мон-рь. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. ряд муж. мон-рей в К. и Г. е. были преобразованы в женские, напр. Богоявленский в Костроме (1863), Макариево-Решемский (1901), Николо-Надеевская пуст. (1912). В это же время в епархии возникли новые жен. мон-ри: Богородицко-Феодоровский, Ново-Троицкий Сумароков, Боголюбский, Успенский в Кинешме, Ново-Казанская жен. община. 19-20 мая 1913 г. в Костроме проходили торжества в честь 300-летия Дома Романовых. Центром их стал Ипатиевский мон-рь, куда утром 19 мая прибыл имп. Николай II Александрович с семьей. В торжествах участвовала и прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна . 20 мая в бывш. Костромском кремле, вблизи Успенского собора, Николай II заложил монумент в честь 300-летия Дома Романовых, на к-ром на высоком гранитном постаменте должны были находиться фигуры всех государей из династии Романовых (в 1928 на вершине постамента установили бетонную фигуру В. И. Ленина). К нач. XX в. в епархии выросло число храмов и мон-рей. В 1844 г., в год 100-летия учреждения К. и Г. е., в ее пределах, по данным «Военно-статистического обозрения Российской империи», числились 17 мон-рей (14 мужских и 3 женских), 1007 церквей, 1244 часовни и молитвенных дома; в 1861 г.- 15 мон-рей (12 мужских и 3 женских), 1016 церквей, 1187 часовен (42 каменные и 1145 деревянных); на 1 янв. 1909 г. насчитывалось 28 соборов, 1015 приходских церквей, 23 домовые, 22 приписные, 44 кладбищенские, 1711 часовен. К 1913 г. существовал 21 мон-рь (10 мужских и 11 женских). Кремль в Костроме. Фотография. Нач. XX в. Во 2-й четв. XIX в. в епархии особо почитался прп. Тимон Надеевский , ученик прп. Серафима Саровского. Уроженец г. Балахны Нижегородской губ., Тимон весной 1825 г. поселился в Кривоезерской Троицкой пуст., а в 1825 г. перешел в приписанный к пустыни Никольский погост (бывш. Николо-Надеевская пуст.). В 20-30-х гг. прп. Тимон стал широко известен в народе благодаря своим способностям исцелять больных, к-рых к нему везли отовсюду. В 1832 г. по благословению прп. Серафима Саровского прп. Тимон начал восстановление обители как самостоятельного мон-ря. Эти труды были завершены уже после его смерти. Память прп. Тимона почитали сразу после его кончины в 1840 г., особенно он стал известен после 1903 г., когда состоялось церковное прославление его учителя, прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Арх.: РГБ. Ф. 178. 3311. Л. 1-14; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2875. Главная церк. и ризничная опись Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. мон-ря, сост. на основании указа Свят. Правит. Синода. 1853 г. Л. 37-38. Лит.: ИРИ. Ч. 5; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотв. Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 21-22; Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря//Пензенские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 12. С. 369-376; 13. С. 392-396; 14. С. 436-439; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1891 г. Пенза, 1891. С. 18-23; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1911 г. Н. Ломов, 1911. С. 17-24; Тихомиров Е. А. Жизнь Пресв. Богородицы и сказание о всех чудотв. иконах Ее, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 91-92; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 310-311 (переизд.: М., 2010. С. 301-302); Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 440 с ил.; Гедеон (Котлов), архим. Нижне-Ломовский Казанский второкл. муж. мон-рь Пензенской епархии. [Н. Ломов], 1911. С. 7-14; Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери XVII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 468-480; Логинова Т. В. Возвращение древней святыни: К годовщине явления чудотв. Казанской иконы Божией Матери в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2010. 6. С. 28-33. Ил. на с. 29; Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь с. Норовка Нижнеломовского р-на//Там же. 11. С. 36-40. Ил. на с. 38; Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. Ил. на с. 124. Казанская Пензенская икона Божией Матери Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе) Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе)

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010