26 февр. 1998 г. определен быть епископом Богородицким, викарием Тульской епархии. 15 марта в кафедральном Богоявления соборе в Елохове хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 19 июля 2000 г. избран епископом Тульским и Белёвским. 7 окт. 2002 г. назначен епископом Ярославским и Ростовским. 25 февр. 2003 г. возведен в сан архиепископа. Ректор Ярославской ДС (2006-2007). Во время пребывания К. на Ярославской кафедре в Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь была возвращена из Ярославского художественного музея чудотворная Толгская икона Божией Матери ; открылась Ярославская губ. гимназия им. свт. Игнатия Брянчанинова (2003); возвращена Церкви из запасников Ярославского музея-заповедника частица Ризы Господней , открылся Авраамиев ростовский в честь Богоявления муж. мон-рь (2003), кафедра теологии в Ярославском гос. педагогическом ун-те им. К. Д. Ушинского (2004); начала работу Ярославская ДС (2006); все здания Толгского жен. мон-ря были переданы в собственность Церкви (2008); открылся ярославский во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-рь ; освящен возрожденный собор свт. Димитрия Ростовского в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом муж. мон-ре , куда были перенесены мощи святого и положены в специально изготовленную к этому дню серебряную раку (2009); открылся ростовский Петровский муж. монастырь ; был достроен и освящен Успенский кафедральный собор в Ярославле; возвращен в переславль-залесский во имя свт. Николая Чудотворца жен. монастырь древний Корсунский крест (2010). С 27 июля 2011 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. 5 окт. 2011 г. определен ректором Екатеринбургской ДС. Решением Свящ. Синода от 6 окт. назначен главой новообразованной Екатеринбургской митрополии. 8 окт. возведен в сан митрополита. C дек. 2011 по март 2012 г. и с мая 2013 г. по янв. 2014 временно управлял Каменской и Алапаевской епархией. 15 июля 2013 г. К. был освящен Престол во имя св. Царственных страстотерпцев, установленный на месте их убиения.

http://pravenc.ru/text/1840329.html

XII в., сближающей ее с аналогичными постройками в Польше, Чехии и Венгрии, являются вскрываемые раскопками небольшие центрические храмы - ротонды и квадрифолии. Назначение их не вполне понятно, возможно, то были церкви малых пригородных мон-рей или боярских вотчин. Эти формы отражались и в деревянном церковном зодчестве. Вероятно, к рубежу XII-XIII вв. (не позднее 1194, если эта дата читается в граффити на стене храма - Рождественская Т. В. Древнерус. надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992. 84. C. 125-126) относится создание ц. во имя вмч. Пантелеимона в Галиче, дошедшей до наших дней, хотя и с перестроенным верхом. Ряд технических особенностей и элементы декора роднят этот древнерус. по общим формам храм с памятниками цистерцианской архитектуры, особенно в Венгрии. Скорее всего в 1-й трети XIII в. была построена вскрытая раскопками каменная церковь в г. Василеве (ниже Галича по Днестру). После перерыва, вызванного монголо-татар. нашествием (в 1241 был разрушен Галич), каменное церковное строительство в Г. е. возобновилось не позднее кон. XIII в., когда во Львове, в 1268 г. ставшем стольным городом Галицкого княжества, была построена ц. во имя свт. Николая Мирликийского. Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина Церковь в Василеве. XIII в. Реконструкция Г. Н. Логвина О мон-рях на территории Г. е. в домонг. время известно очень мало. Мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Галиче упоминается в Ипатьевской летописи в связи с погребением здесь в 1188/89 г. кн. Ростислава Иоанновича, двоюродного племянника Ярослава Осмомысла (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665). Под 1240 г. в Галицко-Волынской летописи находим известие о небольшом (по археологическим данным, площадью 0,5 га) Богородицком мон-ре в г. Синеводске (по др. чтению, Синеволодске) в верховьях р. Стрый (Там же. Стб. 787). После 1269 г. галицкий кн. Лев I основал Георгиевский мон-рь во Львове. В кон. XIII в. свт. Петр , буд. митр. Киевский и всея Руси, построил на свои средства Спасо-Преображенский мон-рь на р.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Преподобный Сергий благостию своею да предварит его прошения и да явит ему утешение общения святых» ( Филарет (Дроздов). 2007. С. 368-370). Пребывание И. на Костромской кафедре осложнилось опустошительным пожаром (сент. 1847), в результате к-рого в костромском Богоявленском мон-ре сгорели почти все храмы и постройки, а также находившаяся в нем семинария. Поэтому кроме упорядочения дел консистории, скопившихся в связи с болезнью предшественника Костромского еп. Виталия (Шепетева; 29.01.1846), И. занимался ревизией сгоревшего и сохранившегося имущества обители. Определением Синода от 5 дек. 1847 г. Богоявленский мон-рь был упразднен, земельные угодья переданы Ипатиевскому мон-рю, а братия переведена в Богородицко-Игрицкий мон-рь . По инициативе епископа Костромская ДС временно разместилась в 2 домах (XVIII в.) близ Успенского кафедрального собора; ранее здесь находились архиерейские покои, к-рые И. передал под правление семинарии. По свидетельству очевидцев, во время пожара в Костроме чуть не погиб ректор семинарии архим. Агафангел (Соловьёв) ; только благодаря предпринятым И. «самым энергическим мерам по отысканию его - живаго или мертваго» ректор был спасен ( Касаткин. 1879. 13. С. 354). В 1848 г. на месте сгоревшей Богоявленской обители было решено построить новый большой семинарский корпус. При И. в Ипатиевской обители из-за недостатка средств была закрыта 2-годичная причетническая школа, но в нояб. 1845 г. в монастырских Палатах бояр Романовых открыто уч-ще «для обучения детей штатнослужительских лиц мужеска пола». Во время эпидемий холеры в 40-х гг. XIX в. И. устраивал регулярные молебны, духовно поддерживал паству. В 1847-1848 гг. И. посещал Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь , в к-ром проживал архим. свт. Игнатий (Брянчанинов) . Он всегда благосклонно отзывался об архиерее. Так, 24 авг. 1847 г. святитель писал иером. Игнатию (Малышеву) : «Около недели гостил в Костроме у преосвященного Иустина, который обходился со мною очень любовно». По свидетельству костромского прот.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Часть униат. приходов Брацлавщины вошла в Каменецкий официалат (обозначавшийся в 1735-1741 как «Каменецкая епархия»); в период конфликтов между Львовским епископом и Киевским митрополитом в Каменецкий официалат входили Рашковская, Красненская и др. протопопии. В 50-60-х гг. XVIII в. за контроль над униат. приходами Брацлавщины велась борьба между Львовским еп. Львом Шептицким, к-рый поддерживал пророссийскую Радомскую конфедерацию, и Киевским митр. Фелицианом Филиппом Володковичем - сторонником Барской конфедерации. Конфликт закончился победой Шептицкого: в 1762 г. папа утвердил его коадъютором Володковича. В 1764 г. приходы вост. Брацлавщины были переданы во временное управление Холмскому еп. Максимилиану Рыло. В 1769 г. Володкович бежал в Пруссию, в сент. 1773 г. большая часть униат. приходов и церковных владений Брацлавщины официально перешла в ведение Львовского епископа, ему же подчинились униат. протопопии Киевщины, граничившие с Брацлавщиной: Корсунская, Смелянская, Тетиевская и др. В 1765 г. в г. Умань, на границе Брацлавщины и Киевщины, был основан униат. Рождество-Богородицкий муж. мон-рь, ставший крупным центром пропаганды унии. При Шаргородском, Барском, Винницком и Уманском униат. монастырях действовали школы. При поддержке польск. магнатов открывались униат. мон-ри: Галайковский (в с. Галайковцы, упом. в 1741), Черноостровский (в с. Чёрный Остров, упом. в 1770), Паволочский (в мест. Паволочь, упом. в 1770), Ляховецкий (ныне Белогорье Хмельницкой обл., упом. в 1770). Однако эти обители просуществовали недолго. Мн. униат. обители занимались виноторговлей: василианский Свято-Троицкий муж. мон-рь близ мест. Сатанов (ныне Хмельницкой обл.) в 60-х гг. XVIII в. производил и продавал водку, «бровар», пивоварню имел василианский Головчинский в честь Преображения Господня мон-рь (в совр. с. Головчинцы Хмельницкой обл.). Для искоренения следов Православия на вост. Брацлавщине униаты применяли следующую тактику: вскоре после перевода православного прихода в унию приходскую церковь под предлогом ветхости разбирали и строили на новом месте храм в униат.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

46. Богодуховский , мужской, 2-го класса, в гор. Оренбурге. Учрежден в видах противодействия расколу, как общежительный, в 1867 г., и в 1876 г. поставлен на степень 2-го класса с возведением игуменов в сан архимандрита. Для открытия м-ря городское общество уступило 10 десят. земли. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1867 г., 20, ст. 188; 1876 г., 103, ст. 1121; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1867 г., 32, 91; 1876 г., 138; Григоровичь, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764      – 1869 г.”, 182. 47. Боголюбов – Рождество – Богородицкий , мужской, 2-го класса, Владимирской губ. и уезда, в 10 вер. к сев.-вост. от Владимира по Московско-Нижегор. шоссе и близ железной дороги, при впадении р. Нерли в Клязьму. Основан кн. Андреем Юрьевичем, известным под именем Боголюбского, на месте проявления чуда от иконы Божией Матери, во время ее перенесения из Киева во Владимир. Первоначально была построена церковь Рожд. Богородицы в 1159 г., а в 1160 г. устроена другая с трапезою во имя муч. Леонтия и поставлен первый игумен Сергий. Андрей Юрьевич особенно любил этот м-рь, что свидетельствуется летописями; под 1175 г., когда был убит князь, записано: „поидоша пианы в м-рь Боголюбьский, бе бо любяше монастырь тот паче меры, и мнози негодоваху о том, яко остави град и часто в селе Боголюбове и в монастыре том пребываше”. Хотя церковь м-ря и была разграблена кн. Глебом в 1177 г., однако же м-рь продолжал свое существование, и в 1214 г. здесь принял схиму еписк. Суздаль. св. Иоанн, мощи коего покоятся в Суздаль. соборе. В 1764 г. положен в 3-м классе и в 1872 г. перечислен во 2-й класс. В соборном храме находится чудотв. икона Божией Матери, написанная по желанию кн. Андрея Юрьев. вследствие бывшего ему видения во сне; празднество ей совершается 25 марта и 18 июня. В 1867 г. здесь жил на покое еписк. Владимир. Иустин. Доброхотов, “Древний Боголюбов город”, Моск., 1851 г. с рисунк.; “Летопись Боголюб. м-ря с 1158 по 1770 г., составл. по монаст. актам и записям настоятелем оной обители игум. Аристархом в 1767–69 год.”, напечатано в “Чтениях И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ († ок. 1602), архиеп. Тверской и Кашинский. Монашеский постриг, возможно, принял во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , в котором позднее стал архимандритом. Иона (Думин) , буд. митр. Ростовский и Ярославский, в нач. XVII в. в рукописи с творениями прп. Феодора Студита писал, что «пострижение приях от отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом» ( Титов. 1890. С. 57). Время настоятельства З. во владимирском Рождество-Богородицком монастыре следует отнести к периоду после 1572/73 г., когда архимандритом обители был Евфимий, до осени 1578 г., когда З. был хиротонисан во епископа, в 1578/79 г. в мон-ре был новый настоятель - Иоаким. 30 нояб. 1576 г. З. получил от царя Иоанна IV Васильевича жалованную тарханную грамоту, которая освобождала вотчины Рождество-Богородицкого мон-ря во Владимирском, Суздальском и Муромском уездах от ряда налогов и повинностей и давала возможность беспошлинного провоза и покупки товаров для монастыря. Важную особенность документа составляет содержащееся в нем освобождение всех церквей монастырских вотчин от пошлин в архиерейскую казну. Такого условия не было в более ранних грамотах, пересказ к-рых помещен во вводной части акта 1576 г. ( Антонов А. В. Вотчинные архивы владимирских монастырей и соборов XIV - нач. XVII в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 196-197; Кистерёв С. Н. Владимирский Рождественский мон-рь в док-тах XVI - нач. XVII в.//Там же. 2000. Вып. 6. С. 117-120). Грамота 1576 г. содержит важные данные о состоянии Рождество-Богородицкого мон-ря, запустевшего из-за неурожая и эпидемии; документ следует рассматривать как результат усилий З. по восстановлению обители. Осенью 1578 г. митр. Антоний возглавил хиротонию З. во епископа Тверского и Кашинского. Первым деянием нового владыки стало его участие 20 дек. 1578 г. в Соборе иерархов Русской Церкви. В янв. 1580 г. З. присутствовал на Земском соборе в Москве.

http://pravenc.ru/text/182695.html

Деревянный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был построен за 3 месяца и освящен 21 сент. 1634 г., в день памяти ап. Кондрата ( Гавриил. 1871. С. 6). Икона была перенесена в храм и получила наименование «Оранская». Вскоре вокруг храма было построено несколько деревянных келий, которые положили начало О. В. м. Главные праздники в новоустроенном храме отмечались 23 июня и 26 авг. по ст. ст. В XVII-XVIII вв. мон-рь успешно развивался. В 1710 г. обитель была ограблена (Там же. С. 35). В XVIII - сер. XIX в. монастырем нередко управляли архимандриты. В 1721-1771 гг. приписной к О. В. м. была Крестомаровская Воздвиженская пуст. в Васильском у. (Там же. С. 38, 41). В 1764 г., после введения штатов, отнесен к заштатным мон-рям. Некоторое время О. В. м. переживал кризис, но с нач. 70-х гг. XVIII в. благодаря расширению почитания его главной святыни вновь получил импульс к развитию. Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г. Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г. В 1861 г., при игум. Лаврентии, составлен богослужебный устав, в котором было подробно описано «все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти зафиксированные правила и традиции неукоснительно соблюдались вплоть до закрытия мон-ря. В 1866 г., после создания Балахнинского вик-ства, О. В. м. был передан под прямое управление архиереев Нижегородской епархии, к-рые теперь являлись его настоятелями, и переведен в число мон-рей 1-го класса. Непосредственное управление мон-рем возлагалось на назначаемых архиереями наместников. В 1867 г. в О. В. м. открыто подготовительное уч-ще для сирот духовного звания на 40 чел., к-рое находилось на полном монастырском содержании (Там же. С. 77). В 1875 г. оно было преобразовано в нижегородскую епархиальную ремесленную школу. В школе обучались 40 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет, как правило сироты и дети бедного нижегородского духовенства. Первоначально курс был рассчитан на 3 года, детей обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а также навыкам арифметики, черчения и чтению. С 1888 г. по благословению епископа Нижегородского Модеста (Стрельбицкого ; впосл. архиепископ) учебная программа была расширена в рамках курса 2-классной церковноприходской школы, обучение стало длиться 6 лет. Помимо вышеуказанных ремесел детей стали учить переплетному делу, а по окончании курса выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в. (Ефимовская Евгения Борисовна; 28.08.1850, Москва - 28.10.1925, Панчево, Сербия), игум. Из семьи графов Ефимовских. Получила блестящее образование, интересовалась вопросами лит-ры, философии и богословия. В 1869 г. сдала экзамен по рус. лит-ре при Московском ун-те, обучалась медицине. Увлеченная идеями славянофильства, была близко знакома с семьей Аксаковых. Много размышляла о воспитании в вере. Сблизилась с видным педагогом и энтузиастом религиозно-нравственного образования С. А. Рачинским . Преподавала в созданной Рачинским народной школе в его имении Татево (Бельский у. Смоленской губ.), уделяя много внимания Закону Божию и истории Церкви. Преподавала в школе при Троицком Великобудищском жен. мон-ре Полтавской епархии. Решив посвятить жизнь иноческому служению и основать мон-рь, ездила для получения благословения в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужскую пустынь к старцу прп. Амвросию (Гренкову) . Архиеп. Варшавский и Холмский Леонтий (Лебединский) поддержал стремление гр. Ефимовской открыть мон-рь и предложил учредить обитель в запустевшем католич. мон-ре в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша). 19 окт. 1885 г. гр. Евгения прибыла в Лесну вместе с 5 сестрами-послушницами и 2 девочками-сиротами. 20 окт. было совершено торжественное богослужение, и этот день стал днем основания Леснинской православной жен. общины. 26 авг. 1889 г. община была преобразована в Леснинский Богородицкий женский монастырь . Вскоре после этого гр. Евгения Ефимовская приняла монашеский постриг с именем Екатерина и затем была возведена в сан игумении. Первоначально сестры жили в ветхих кельях, переделанных из хлебных амбаров. Е. выполняла черную работу, ночью убирала храм, пела на клиросе, канонаршила, заботилась о расширении обители, особое внимание уделяла просветительной деятельности. Строгая к себе постница и молитвенница, она была снисходительна к другим. Свой духовный подвиг несла сокровенно, лишь немногие приближенные сестры знали о ее ночных молитвенных бдениях. Е. пользовалась искренней любовью местных жителей, умело вела воспитательную работу среди девушек и женщин, приобщая их к Церкви.

http://pravenc.ru/text/189609.html

В 1909 г. в Л. м. действовали 6 церквей: в честь Воздвижения Креста Господня (14 сент. 1683 была обретена Леснинская икона Божией Матери ), Св. Троицы (построена над целебным источником, который забил рядом с деревом, где нашли икону), св. мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Введения во храм Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. На праздники Воздвижения Креста Господня и Св. Троицы в обители собирались до 25 тыс. паломников. К 1915 г. в Л. м. было ок. 500 насельниц. Игум. Екатерина также направляла группы сестер во главе с опытными монахинями в окрестные села для учреждения обителей. Так, в 1893 г. образовалась монашеская община в Теолине, в 1894 г.- мон-рь в Вирове близ Дрогичина и др. обители. Л. м. пользовался особым вниманием имп. семьи, дважды посетившей обитель. Имп. Николай II жертвовал на развитие монастыря крупные суммы. Поддерживал Л. м. материально и духовно св. прав. Иоанн Кронштадтский. История Л. м. в эмиграции Во время первой мировой войны, в 1915 г., когда военные действия приблизились к Лесне, часть инокинь эвакуировали в Петроград и разместили на подворье Л. м., в Новодевичьем жен. мон-ре в честь Воскресения Христова и в жен. мон-ре во имя прп. Иоанна Рильского, часть поселили в Серафимо-Понетаевском мон-ре Нижегородской губ. 17 авг. 1917 г. петроградская община по благословению еп. Холмского и Люблинского Анастасия (Грибановского) переехала в Вознесенский мон-рь в Жабке на р. Днестр (Бессарабия). Пребывание ее там было недолгим, и осенью 1920 г. по приглашению принца-регента Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) Александра I Карагеоргиевича и серб. священноначалия 62 леснинские монахини прибыли в Белград. Местом их поселения стала Фрушка-Гора: сначала инокини расположились в мон-ре Кувеждин, затем - в древнем мон-ре Хопово, в последнем они пребывали более 20 лет. Несмотря на трудности существования в эмиграции, насельницам Л. м. удалось в 1920 г. в Хопове открыть сиротский приют, в котором обучалось более 500 детей. По словам митр. Амфилохия (Радовича) , усилиями леснинских монахинь «на югославской земле появились 32 женских монастыря и много маленьких, скромных, невидных обителей». После кончины 28 окт. 1925 г. игум. Екатерины общину возглавила игум. Нина.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

В 1863 г. мон-рь монахов-паулинов стал местом собраний мятежников во время Польского восстания и распоряжением российского правительства был упразднен (богослужения в костеле продолжали совершать); за агитацию перехода в католичество в период очищения униат. обряда (1865-1875) костел был передан православным. Была возвращена также Л. и., явленная «для ободрения и утешения тамошним православным» ( Петров. 1887. С. 118). 25 апр. 1884 г. при леснинском храме была учреждена Свято-Богородицкая жен. община, преобразованная в авг. 1889 г. в Леснинский Богородицкий женский мон-рь Бывший костел перестроили и освятили в честь Воздвижения Креста Господня, поставили низкий 2-ярусный иконостас, к-рый не скрывал чудотворную икону, находившуюся в алтаре на Горнем месте (очевидно, местоположение Л. и., а также ее убранство, сложившиеся при паулинах, были сохранены). Она помещалась «в высокой, двухсаженной нише, имеющей вид католического алтаря, с колоннами по бокам», ниша была украшена «двумя большими золоченными херувимами и множеством различных золотых и серебряных привесок» ( Поселянин. Е. Богоматерь. С. 593). Икона представляет собой каменную пластину овальной формы темно-пурпурного (гематитового) цвета, на которой в невысоком рельефе вырезан образ Божией Матери с Младенцем на правой руке (тип «Одигитрия»). Фон средника неровный, края овального поля гладкие. По типологии Л. и. восходит к произведениям белорусской мелкой пластики XV в., одним из самых известных примеров является Жировицкая икона Божией Матери . Однако в отличие от других таких икон, подобных камеям или нагрудным образкам, Л. и. имеет значительно большие размеры (ок. 40 см в высоту). Лики хорошо сохранились, они проработаны четкими уверенными линиями и не утратили пластичность при попытке передать в плоском рельефе объем с помощью легкой асимметрии. Характерными чертами (гл. обр. в лике Богоматери) являются укороченный нос, припухшие веки, рисунок губ - Л. и. близка к произведениям белорус. иконописи сер. XVI в., которая еще сохраняла узнаваемость византийских образцов, но осваивала и средства западноевроп. живописи.

http://pravenc.ru/text/2463593.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010