Воронежская духовная семинария. Фотография. Нач. ХХ в. Воронежская духовная семинария. Фотография. Нач. ХХ в. Арсений (Костюрин) , хиротонисанный во архиепископа Воронежского и Елецкого, прибыл в Воронеж в янв. 1705 г. При архиеп. Арсении на подворье была построена деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла. В 1712 г. он освятил собор во имя апостолов Петра и Павла в Павловской крепости. Первым Воронежским архиереем в сане митрополита стал Пахомий (Шпаковский) , хиротонисанный 25 апр. 1714 г. Митр. Пахомий развернул большие строительные работы, прежде всего обновляли пришедший в ветхость кафедральный Благовещенский собор, его реставрация продолжилась при еп. Льве (Юрлове) . Еп. Лев освятил в архиерейском доме храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Будучи сторонником реставрации допетровских порядков, еп. Лев в февр. 1730 г. по получении рескрипта о восшествии на престол имп. Анны Иоанновны не сразу начал поминать ее на богослужении. 8 июня он был переведен на Астраханскую кафедру, вскоре арестован, лишен сана, расстрижен и отправлен в заточение на о-в Кий в Белом м. Сменивший еп. Льва на Воронежской кафедре еп. Иоаким (Струков) завершил в 1735 г. перестройку Благовещенского собора, много внимания уделял духовному образованию, при нем были организованы школы для детей церковнослужителей в Воронеже при архиерейском доме и в Острогожске. При последующих Воронежских епископах - Вениамине (Сахновском) и Феофилакте (Губанове) - открылись славяно-лат. уч-ще при Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (1742) и духовная семинария (31 мая 1745). Архипастырская деятельность свт. Тихона Задонского в 1763-1767 гг. привела к укреплению духовно-нравственных основ жизни епархии, прежде всего в мон-рях. В 1767 г. он ушел на покой сначала в Толшевский, затем в 1769 г. в задонский Богородицкий мон-рь В. е., где прожил ок. 13 лет, совмещая подвижнические труды с духовнической деятельностью. Еп. Арсений (Москвин) неоднократно объезжал епархию (в 1800, 1801, 1805 и 1807), укрепил епархиальное управление, расширил состав консистории, увеличил число духовных правлений по уездам с 5 до 9.

http://pravenc.ru/text/155254.html

После городского пожара (июнь 1842) в 1843-1855 гг. К. м. был приписан к казанскому во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рю , в 1855-1900 гг.- к казанскому Преображенскому мон-рю. В 1889 г. близ обители была устроена богадельня для престарелых казанских иеромонахов и священнослужителей. В 1891 г. при К. м. открылась церковноприходская школа с приютом для мальчиков-сирот. По проекту архит. С. Тынкасова для школы выстроили отдельный 2-этажный дом (см.: Отчет по постройке школы при Феодоровском мон-ре г. Казани//Изв. по Каз. епархии. 1895. С. 107-109). Известно, что 12 дек. 1887 г. на Фёдоровском бугре, у стен обители, совершил попытку самоубийства А. Пешков (М. Горький). Юноша собирался выстрелить в грудь из пистолета, но пуля лишь пробила левое плечо. Раненого юношу спас монастырский сторож М. Юнусов. Указом Синода от 23 сент. 1900 г. К. м. был преобразован в жен. общежительный мон-рь и 12 нояб. 1900 г. вновь освящен архиеп. Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым) . Обитель возглавляла игум. Иоанна, с 1906 г.- постриженица казанского Богородицкого мон-ря мон. (Анфия (Бакакина; с 1907 г.- игумения), затем - игум. Ангелина (Алексеева) . К 1910 г. в мон-ре проживали игум. Людмила, 2 монахини, 63 послушницы, священник и псаломщик. Насельницы занимались в основном белошвейным ремеслом, они также работали на епархиальном свечном заводе, расположенном в обители. Сестры поддерживали тесную связь с находящимся неподалеку казанским Богородицким жен. мон-рем, часто переходили из одного мон-ря в другой. Нек-рое время в К. м. служили свящ. В. Д. Богоявленский (архиеп. Черниговский сщмч. Василий), свящ. П. А. Грачёв, репрессированный в 30-х гг. XX в. Постройки и святыни В нач. XVII в. в К. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Вероятно, храм неоднократно горел. В 1700 г. в К. м. был построен каменный Свято-Троицкий собор, представлявший собой небольшой 2-светный кубовидный храм, слегка вытянутый в ширину, с 3-частной апсидой. Четверик был перекрыт глухим сомкнутым сводом с 4-скатной кровлей. Уникальным не только для архитектуры Казани, но и вообще для рус. архитектуры было завершение четверика 3 главами по оси, на небольших глухих барабанах. С сев. стороны к храму примыкал придел во имя вмч. Феодора Стратилата. С запада собор имел небольшую трапезную. По оси придела, слева от трапезной, возвышалась 2-ярусная восьмериковая колокольня с типичным для Казани нарышкинским декором, возведенная, возможно, несколько позже собора.

http://pravenc.ru/text/1319822.html

Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был возведен в сан игумена свт. Ионой , митр. Киевским и всея Руси. В большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г. (см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др. даты (6959 (1451) и др.). Перед смертью И. назначил игуменом мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв. Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И., вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И., где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743-1757 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г. над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г. хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн. Василием II. 4-6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования, к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений (Тимофеев).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Оптинский старец Макарий считал, что обитель отличается «строгой монастырской жизнью» (Настоятельница Тихвино-Богородицкого Кирсановского жен. мон-ря игум. Антония: Некролог//Тамбовские ЕВ. 1910. 31. С. 1094-1098). В 1-й пол. XIX в. некоторые сестры поддерживали духовную связь с задонским затворником Стратоником (Г. А. Машуриным ), в нач. XX в. мн. монахини окормлялись у прмч. Варлаама (Коноплёва) , архимандрита Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Среди подвижниц обители известна юродивая старица Евдокия, получившая благословение прп. Серафима Саровского, и схим. Аполлинария, отличавшаяся строгостью и аскетичностью жизни. Насельница К. м. игум. Анфия в 1868 г. возглавила елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Мон. Аполлинария († 1879) стала строительницей Оржевского Боголюбского мон-ря близ с. Оржевка Кирсановского у. В 1876 г. в К. м. проживали 162 насельницы (игумения, казначея, 41 монахиня, 91 рясофорная послушница, 28 указных послушниц), в 1890 г.- более 500, к нач. XX в.- 233, к 1907 г.- 562 насельницы (в т. ч. игумения, казначея, благочинная, экономка, схимница, 126 монахинь, а также послушницы, живущие по указам и на испытании). Первым самостоятельным священником и духовником сестер был прот. Гавриил Федорович Калаисовский, перешедший из с. Сухой Калаис Кирсановского у. (похоронен у алтаря Тихвинской ц.), 2-м священником был Иоанн Васильевич Базилев. Затем в К. м. служили свящ. Алексей Федорович Кандидов († 1871) и свящ. Василий Ефимович Базилев, с 1871 г.- свящ. (затем протоиерей) Василий Лаврентьевич Салтыков (1853-1901; (похоронен напротив алтаря Тихвинской ц.) и свящ. Федор Иванович Некторов. В нач. XX в. в К. м. также служили свящ. Симеон Андреевич Левкоев и свящ. Василий Никитич Архангельский (впосл. примкнул к обновленческому расколу). Деятельность пастырей не ограничивалась только монастырским служением, к обители был причислен приход «для пропитания доброхотными даяниями священно-церковнослужителей». По инициативе свящ.

http://pravenc.ru/text/1841119.html

XIX в. из приписанной к Свято-Духову мон-рю ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Боровичах; ныне в НГОМЗ - ПЭ. Т. 6. С. 80); в другом - к фигуре И. с Иверским мон-рем добавляется образ свт. Филиппа (икона 2-й пол. XIX в. с этими святыми в молении Казанской иконе Божией Матери, празднуемой 22 окт., т. е. накануне дня памяти И., находится в Боровичском мон-ре?). Переработанным вариантом этой иконографии является панорама Валдайского монастыря, гравированная в 1824 г. А. Степановым по рис. архит. А. Макушева (Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон: «Премудрая двоица»: [Кат. выст.]. М., 2005. Кат. 129. С. 106-107): свт. Филипп и И. представлены в облаках над обителью коленопреклоненными, в молении Иверскому образу Божией Матери, который поддерживают 2 ангела (И. одет в рубаху до пят). По мнению Г. М. Зеленской, И. (в молении) и свт. Филипп изображены в нижней части списка Иверской Валдайской иконы Божией Матери, исполненного в 1853 г. в Москве В. К. Мазаевым (ИАХМНИ «Н. Иерусалим» - Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 209-211). Вывод остается гипотетичным из-за отсутствия надписей и несоответствия предполагаемого изображения И. (старец с короткой бородой в апостольских одеждах) его традиц. иконографии (последнее можно объяснить тем, что московский иконописец не знал достоверных изображений святого и текстов иконописных подлинников). После канонизации в 1861 г. свт. Тихона Задонского, родившегося в с. Короцке близ Валдая, была написана икона И. и свт. Тихона в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне пейзажа с озером и Иверским монастырем (Жервэ Н. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий муж. мон-рь.//Рус. мон-ри: Север и Северо-Запад России. М., 2001. С. 167. Ил.). Ряд изображений И. кон. XVII-XVIII в., не связанных с Боровичским и Валдайским мон-рями, свидетельствует о развитии его почитания как одного из местных святых Новгородской епархии. На ее территории изредка появлялись посвященные ему престолы и, следов., писались иконы (известно, что в нач.

http://pravenc.ru/text/200241.html

В 1-й пол. XIX в. в Оренбургский край в значительном числе переселялись сектанты: хлысты, скопцы, молокане и др., в связи с чем в 1854 г. были назначены первые епархиальные священнослужители противосектантской миссии. В 1855/56 г. в Оренбургской ДС было введено преподавание раскола и сектантства. К кон. 1858 г. в Оренбургской епархии имелось 578 храмов: 10 соборов, 513 приходских церквей и 4 монастырские, также домовые, при казенных заведениях, кладбищенские и приписные. В 1857 г. по инициативе оренбургского и самарского ген.-губернатора А. А. Катенина возник вопрос о новом церковно-адм. устройстве края. По Высочайшему повелению от 21 марта 1859 г. Оренбургско-Уфимская епархия была разделена на 2 самостоятельные епархии: Уфимско-Мензелинскую и Оренбургско-Уральскую (названия предложены Катениным - РГИА. Ф. 796. Оп. 139. Д. 623. Л. 27-27 об., 2 об.), границы Оренбургской губ. не изменились. В состав третьеклассной Оренбургско-Уральской епархии с кафедрой в Оренбурге были отчислены Оренбург с уездом, г. Уральск, земли Оренбургского и Уральского казачьих войск, церкви в Зауральской степи и на Сыр-Дарьинской линии. К кон. 1859 г. в Оренбургской епархии насчитывалось 159 храмов, в т. ч. 4 собора и 144 приходские церкви. Между архиереями новых епархий возникли настолько острые противоречия по поводу определения епархиальных границ, что в Синоде обсуждался вопрос о возвращении к одной кафедре. Решающую роль сыграло мнение митр. Московского св. Филарета (Дроздова) , выступившего за разделение Оренбургской епархии (Там же. Оп. 140. Д. 1386. Л. 56-56 об.). В 1865 г. Оренбургская губ. была разделена на Оренбургскую и Уфимскую, после чего определились границы епархий. В Оренбургской губ. остались уезды: Оренбургский, Челябинский, Верхнеуральский и Троицкий, образован Орский у., Златоуст перешел в состав Уфимской губ. Все города и уезды Оренбургской губ. в ее новых границах были причислены к Оренбургской епархии, куда в 1865-1866 гг. из Уфимской епархии отошли еще 72 приходские церкви, челябинский Одигитриевский монастырь (учрежден в февр. 1862, из общины) и Казанский Богородицкий жен. мон-рь в Троицке (учрежден в 1865, из общины).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Адриане, в Богородицкий мон-рь был вложен серебряный позолоченный крест с Распятием и частицами мощей мн. святых (в т. ч. Новгородских), созданный на средства, выделенные «церковною казною Николы Тульского» ( Малов. 1879. С. 68-69). Вскоре в мон-ре появился большой золотой крест «с эмальированными золотыми изображениями, осыпан крупным жемчугом и драгоценными камнями… особенно красиво эмальированное украшение нижней части креста, представляющее виноградную лозу» (Там же. С. 69). Он был построен в мон-ре «церковною казною» по благословению митр. Маркелла 3 марта 1694 г. (Там же. С. 69-70; Рощектаев. 2004. С. 141), среди вложений упоминаются частицы Креста и Гроба Господня, а также мощей мн. рус. и греч. святых, что также указывает на столичную поддержку. Использование популярной в тот период техники эмали по золоту и упоминание растительного орнамента в виде виноградной лозы напоминают крест из Успенского собора Московского Кремля (кон. XVII в.; Мартынова. 2002. Кат. 319. С. 256-259), в нижней части к-рого серебряные пластины покрыты цветочным резным орнаментом и изгибами, наподобие виноградной лозы. В др. мон-рях К. и Т. е. появлялись драгоценные предметы богослужения. Для настоятеля Зилантова монастыря архим. Алексия была создана в 1689 г. митра с серебряными позолоченными чеканными изображениями и вкладной надписью ( Дульский. 1917. С. 14; Рощектаев. 2004. С. 144-146); в 1716 г.- серебряный крест с частицами Животворящего Креста и частицами мощей 15 греч. и рус. святых ( Рощектаев. 2004. С. 141-142). Блюдо. 1678 г. (НМРТ) Сведения о переделках драгоценного имущества свидетельствуют о разных аспектах культурной жизни и быта в храмах К. и Т. е., напр. о предпочтении нового художественного стиля. Так, сохранившееся от утвари кафедрального собора серебряное церковное блюдо («церкви честнаго Благовещения и Гурия чудотворца») (НМРТ), к-рое изначально было гладким, в 1685 г. по благословению Иоасафа, митр. Казанского и Свияжского, украсили чеканным «травным» узором по краям и вызолотили, о чем сказано в надписи на центральной мишени, посреди украшенных чеканным узором «ложек».

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Евангелие» (Там же. С. 83). По сведениям Яблокова, этот покров был подобен покровам на раках Казанских митрополитов - свт. Гурия в Благовещенском соборе и свт. Варсонофия в Спасо-Преображенском мон-ре (местопребывание неизв.). Ризницы казанских храмов пополнялись драгоценной утварью работы местных и столичных мастеров. Для Благовещенского кафедрального собора в 1686 г. были сделаны серебряные сосуды на средства келейной казны митр. Маркелла; ладанница с вкладной надписью митр. Адриана (1688, НМРТ); в 1694 г. сосуды пожертвованы патриархом Адрианом ( Он же. 1909. С. 37); в 1689 г. им же пожертвован золотой напрестольный крест, украшенный эмалями и алмазами ( Платон (Любарский). 1868. С. 80; Пинегин. 1890. С. 364; Яблоков. 1909. С. 32). Распятие на лицевой стороне было выполнено белой эмалью, фигуры предстоящих - цветной. В эмалевых клеймах на обороте были упомянуты частицы мощей из Св. земли, вероятно полученные из патриаршей ризницы. По использованию эмали с росписью напрестольный крест кафедрального Благовещенского собора напоминает крест, происходящий из московского Успенского собора (кон. XVII в., ГММК; см.: Мартынова. 2002. Кат. 319. С. 256-259). Драгоценные вклады в соборную ризницу поступали от горожан: напр., серебряный ковш с чеканным орлом на внутреннем поддоне, пожалованный, судя по надписи, царями Иоанном и Петром Алексеевичами с царевной Софией Алексеевной в 1682 г. посадскому человеку Алексею Третьякову «за пробир Казанской таможни». Напрестольное Евангелие из казанского Петропавловского собора. 1-я четв. XVIII в. (НМРТ) Напрестольное Евангелие из казанского Петропавловского собора. 1-я четв. XVIII в. (НМРТ) Наиболее роскошные вклады в этот период были сделаны в казанский Богородицкий мон-рь, что связано с растущей славой обители и покровительством правящей династии. В монастырской ризнице немало предметов из золота и щедро украшенных драгоценными камнями и жемчугом; исполненные местными мастерами, они напоминают столичные образцы. Еще в 1687 г., при митр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Перестюк Андрей Адамович, 15.10.1904, с. Астраханка Южно-Уссурийского у. Приморской обл.- 14.05.1986, Свердловск (ныне Екатеринбург)), архиеп. Свердловский и Курганский. Род. в многодетной крестьянской семье, переселившейся на Дальн. Восток из Киевской губ. В 1916 г. окончил церковноприходскую школу. В янв. 1917 г. поступил послушником в Уссурийский во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь (близ ст. Шмаковка). После закрытия обители в 1924 г., служил с дек. 1925 по 1929 г. псаломщиком в церкви с. Воздвиженка (ныне в Уссурийском городском окр. Приморского края). Затем до 1931 г. нес послушание иподиакона Хабаровского еп. Пантелеимона (Максунова) и служил псаломщиком при кафедральном храме г. Хабаровска. Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г. Климент (Перестюк), еп. Свердловский и Курганский. Фотография. 1966 г. После выезда в Китай, 19 дек. 1931 г. Камчатским еп. Нестором (Анисимовым ; впосл. митрополит) в Харбине был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Климента, еп. Анкирского, а 27 дек. рукоположен во диакона к Скорбященской ц. харбинского Камчатского подворья и назначен ризничим. 25 мая 1933 г. рукоположен архиеп. Нестором во иерея, назначен благочинным храма и монашествующей братии Обители милосердия при Камчатском подворье. В 1934 г. с отличием окончил 3-годичные богословские курсы в Харбине. 31 мая 1937 г. причислен к братии Казанско-Богородицкого мон-ря в Харбине с временным командированием к Введенской ц. на железнодорожной ст. Фуляэрди (Маньчжурия). 14 окт. того же года командирован на ст. Барим для устройства церкви и организации прихода. 16 сент. 1939 г. переведен на должность настоятеля ц. во имя св. Александра Невского на ст. Бухэду. 14 апр. 1941 г. назначен настоятелем ц. во имя св. ап. Иоанна Богослова при приюте-училище «Русский дом» в Харбине и преподавателем Закона Божия в этом же уч-ще. Одновременно состоял преподавателем церковного устава и церковнослав. языка Харбинской ДС. Прослушал полный курс Богословского ин-та св. Владимира в Харбине (1941-1944). 8 июня 1945 г. назначен священником к молитвенному дому на ст. Ламадянцзы. В 1946 г. возведен в сан игумена. 14 сент. 1948 г. переведен на ст. Ананси временно исполняющим обязанности настоятеля ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 7 марта 1949 г. перемещен на должность настоятеля ц. во имя прп. Сергия Радонежского на ст. Барим. В окт. 1951 г. назначен настоятелем харбинского Богородице-Казанского мон-ря. 26 окт. того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1841365.html

Иконы-мощевики предназначались для 2 кряшенских (крещено-татарских) общин - муж. Трехсвятительского скита при казанском Спасо-Преображенском мон-ре в Лаишевском у. (с 1911 - отдельный мон-рь) и жен. Покровской просветительской общины в Мамадышском у. (официально с февр. 1911), созданных стараниями еп. Мамадышского Андрея (Ухтомского). Драгоценным достоянием этих монастырей стали иконы с образами свт. Иоанна Златоуста и вмц. Параскевы Пятницы с мощами, которые носили в крестные ходы ( Молчанов Н. Порядок следования святых икон с частицами св. мощей в Покровскую просветительную крещено-татарскую жен. общину Мамадышского у. Казанской губ.//Изв. по Казанской епархии. 1909. 17. Офиц. отд. С. 480-481; Алексеев. 2010. С. 56-58). О важном значении обители на рубеже XIX и XX вв. свидетельствуют и др. иконы: икона Казанской Божией Матери «живописной работы», подаренная прп. Иоанном Кронштадтским в 1908 г. через еп. Андрея (Ухтомского); образ ап. Андрея Первозванного с частицей его мощей; образ свт. Иоанна Златоуста с частицей мощей (пожертвован Н. П. Оброниальской), образ вмц. Параскевы Пятницы с частицей мощей (пожертвован М. Е. Трефиловой), образ молящегося на камне прп. Серафима Саровского, написанный «на том самом камне, на котором он молился» (некогда полученный из Дивеевского мон-ря и ставший келейным для свт. Владимира, архиеп. Казанского). Бытовали иконы, освященные на мощах новых святых, напр. образ свт. Феодосия Черниговского, пожертвованный в 1909 г. А. П. Косых (Отчет о Покровской просветит. крещено-татарской жен. общине. Каз., 1910. С. 10-11; Алексеев. 2010. С. 56); подобная же икона св. Феодосия Черниговского, «новоявленного чудотворца, освященная на его гробнице» была написана на средства купца Н. П. Курбатова в кон. XIX в., находилась в Казанско-Богородицком монастыре г. Цивильска (Обозрение. 1898. С. 364-365). Серебряников в Казани XIX в. работало много: в 1839 г. было учтено 36 серебряников, 9 ювелиров и 1 бриллиантщик. Мастерская Ф. Е. Чернышёва работала в 1824-1876 гг.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010