Первоначальная редакция сообщает, что прп. Григорий скончался 30 сент., но не указывает год смерти. Минейная редакция и Редакция сборников приводят, вероятно, неверный год преставления святого - 1448 (6957) г. По-видимому, прп. Григорий скончался после зимы 1449/50 г. (т. е. после осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки, когда преподобный обличал князя и по приказу последнего был сброшен с «помоста»). В Первоначальной и Минейной редакциях Жития указано место его кончины - находившийся близ Г. м. храм св. мучеников Бориса и Глеба, в к-ром служил духовник преподобного иером. Варсонофий. К нему прп. Григорий ушел, почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией. В Минейной редакции и Редакции сборников сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Но насельники перенесли мощи основателя в мон-рь и похоронили в Богородицком храме, по правую сторону от алтаря. От мощей происходили исцеления. Вероятно, в 1549 г. состоялась канонизация преподобного ( Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Васильев В. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186). К 1450 г. в Г. м. проживало 13 насельников. По реформе 1764 г. Г. м. был оставлен заштатным со строителем и 6 монахами, в 1833 г. в Г. м. проживало 30, в 1910 г.- 31, в кон. 1918 г.- 29 насельников. До 1764 г. настоятелями Г. м. были игумены, затем строители, в нач. XX в.- архимандриты. После прп. Григория Г. м. возглавлял его любимый ученик иером. Александр. Игум. Иларион (сер. XVI в.) находился в числе лиц, участвовавших по указу митр. Московского свт. Макария в 1560 г. в освидетельствовании мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских. Игум. Серапион (упом. в 1628, 1630 и 1641) служил также казначеем вологодского архиерейского дома. К 1830 г. Г. м. пришел в запустение. По свидетельству схим. Михаила (Чихачёва) , мон-рь «был настолько разорен и заброшен, что хотели его обратить в приходскую церковь» (цит. по: Соколов Л. Свт. Игнатий. М., 2003.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Во время нападений крымских татар, в 1592-1593 гг., М. п. разорялась, братия укрывалась в более укрепленном путивльском Б. Молченском мон-ре, в 1602 г. упоминавшемся как активно «строящийся» ( Палладий (Батенин). 1895. С. 18). Позже монахи вернулись на прежнее место на болоте Молче. Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Фотография. Кон. XIX в. Грамотой патриарха Московского и всея Руси свт. Иова от 5 сент. 1597 г. М. п. стала самостоятельной, была освобождена от церковных даней и казенных пошлин (Там же. С. 23). В Смутное время, в 1604-1605 гг., М. п. оккупировали отряды Лжедмитрия I . Впосл. игум. Пафнутий с братией перешел в Б. Молченский мон-рь. В грамоте царя Михаила Феодоровича от 5 февр. 1621 г. упоминается небольшая обитель «в лесу Линово, что был исстари прежний Молченский монастырь» с деревянными Богородице-Рождественским храмом и 3 кельями, в которых проживали старец иером. Филарет, послушники Созонт и Иулиан ( Анатолий (Ключарёв), архим. Мат-лы для истории Курской епархии//Курские ЕВ. 1879. 2. С. 25). В 1630 г. в М. п. вместо деревянной была построена каменная Рождество-Богородицкая ц. 21 апр. 1635 г. в Линевском лесу, в урочище Кобозева Криница, была обретена другая чудотворная икона Божией Матери (утрачена в 1752), перенесенная в Б. Молченский мон-рь. К сер. XVII в. М. п., вероятно, вновь оказалась приписной к путивльскому Великомолченскому мон-рю, настоятель которого игум. Афанасий (1642-1650) удалил из пустыни прежнюю братию (6 чел.) и отказывался посылать туда насельников из Путивля. По настоянию путивльского воеводы кн. Ф. А. Хилкова в М. п. были посланы четверо монашествующих из соседней Ширяевой пуст. (ныне с. Ширяево Путивльского р-на Сумской обл., Украина), в т. ч. старцы мон. Софроний (Батоврин; † 1692) и иером. Александр. Дело о нерадении игум. Афанасия было передано в Монастырский приказ, после чего игумен был уволен. К 1653 г. в М. п. почти не было братии, богослужения совершались нерегулярно ( Палладий (Батенин). 1895. С. 25). Новый настоятель (с 1652) Великомолченского мон-ря игум. Иосиф также притеснял братию пустыни, наместник к-рой иером. Александр с 1653 г. жаловался на это патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) (Там же. С. 28). В частности, указывалось, что игум. Иосиф отнимает пожертвования, к-рые пустынь получает в дни престольных праздников - Рождества и Покрова Пресв. Богородицы (очевидно, в обители существовал и Покровский храм).

http://pravenc.ru/text/2564084.html

9 дек. 1878 г. еп. Маркелл был переведен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. Целью этого было противодействие усилившемуся в приходах Холмщины влиянию галицких священнослужителей, к-рых привлек еп. Маркелл; они вступали в конфликты с местными клириками. Кроме того, отношения еп. Маркелла с назначенным в кон. 1875 г. Холмско-Варшавским архиеп. Леонтием (Лебединским) были напряженными: Люблинский епископ стремился подчинить правящего архиерея своему влиянию и, по-видимому, желал выделения Л. в. в самостоятельную епархию. В 1877 г. по требованию гражданских властей и архиеп. Леонтия был уволен ректор Холмской ДС Ипполит Криницкий, уроженец Галиции, ректором в 1877-1889 гг. являлся прот. Михаил Добрянский, уроженец Подолии. Тем не менее влияние галицкой группы сохранялось и после удаления еп. Маркелла из Холма. На Л. в. был назначен еп. Модест (Стрельбицкий) , уроженец Подольской губ., хорошо знакомый с униатской проблематикой. При еп. Модесте полномочия викария были ограничены, Холмско-Варшавский архиерей усилил контроль над воссоединенными с Православием приходами. В крае возрождалось братское движение. В 1877 г. при Николаевском храме в Замостье начало работу Николаевское братство вместо ставропигиального братства (Замойской ставропигии), существовавшего в 1616-1698 гг. В 1879 г. было учреждено холмское Свято-Богородицкое братство при кафедральном соборе, его основателем и 1-м главой стал Люблинский епископ. По предложению еп. Модеста Холмское духовное правление собрало мнения благочинных по вопросу образования приходских братств и в 1881 г. разработало их типовой устав. В сент. 1882 г. при холмском кафедральном соборе и Свято-Богородицком братстве еп. Модест основал Холмский братский церковно-археологический музей. В 1890 г. для братства, б-ки и музея было построено новое здание. В окт. 1882 г. было восстановлено Люблинское братство при Преображенском храме в Люблине. В 1882 г. еп. Модест основал 1-й в Люблинской губ. муж. скит во имя прп. Антония Печерского (с 1891 мон-рь, с 1898 жен. община, с 1901 жен. мон-рь) в с. Радочница (ныне Радечница Замойского повята).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

После того как в июле 1897 г. в Забайкалье произошло большое наводнение, 30 июля был образован Комитет по оказанию помощи пострадавшим под председательством еп. Георгия. В адрес комитета поступали деньги, продукты, пострадавшим выдавали пособия в размере от 10 до 200 р. В 1907 г. забайкальское духовенство открыло в Чите «школу грамоты для нищих детей» с проживанием на полном обеспечении. Архиереи и священники участвовали в работе этих учреждений. Отдельные обители были ориентированы на социальную помощь. Читинский Богородицкий мон-рь опекал девочек-сирот и больных. В Мысовской Успенской общине стали заниматься воспитанием девочек. В Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре в 1897 г. начали собирать мальчиков-сирот, к-рые после обучения могли получать места псаломщиков в приходах епархии. Посольский Преображенский мон-рь (с 1900 женский) содержал на свои средства одиноких, престарелых и больных, сирот и подкидышей. При нек-рых приходских церквах открывались богадельни для обездоленных, престарелых и больных людей, больницы. Др. формой миссионерства стали религ. торжества, крестные ходы, паломничества к святыням и др. Центрами паломничеств были Селенгинский во имя Св. Троицы , Посольский и Чикойский мон-ри. В Иргенский миссионерский стан устраивались крестные ходы из соседних сел, паломники приезжали со всего Забайкалья и соседних губерний, чтобы поклониться местным святыням: чудотворной иконе вмц. Параскевы Пятницы, могилам воинов-землепроходцев из отряда воеводы А. Ф. Пашкова, построивших Иргенский и Нерчинский остроги в XVII в. Также почитались икона Божией Матери «Споручница грешных» из Троицкосавска-Кяхты, св. крест 1690 г. из Староселенгинска и др. Отдельные миссионеры (в частности, с кон. XIX в.) применяли насильственные методы христианизации местного населения. Указы о веротерпимости, прежде всего манифест от 17 апр. 1905 г., разрешавший новообращенным переходить из Православия в исповедания, к к-рым они ранее принадлежали, ослабили позиции З. д. м. Пандито хамбо-лама выступил с инициативой подчиняться не генерал-губернатору, а непосредственно министру внутренних дел, мн.

http://pravenc.ru/text/182391.html

заложил каменную Спасскую ц. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. После кончины еп. Симона во епископа Суздальского, Владимирского и Переяславского 14 марта 1227 г. был хиротонисан игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественской ц. в Суздале, в этом же году архиерей освятил «вельми дивную резным камением» Георгиевскую ц. в Юрьеве-Польском, построенную блгв. кн. Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем . В 1237 г., накануне нашествия монголо-татар. завоевателей, святитель установил во владимирском Успенском соборе «над трапезою» «кивот» и «украси его златом и сребром», одновременно был расписан притвор храма. Наиболее значительным церковным событием этого времени было перенесение во Владимир «из Болгарьское земли» в 1230 или 1231 г. мощей мч. Авраамия Болгарского , помещенных в Княгинином мон-ре. Еп. Митрофан принял мученическую кончину вместе с великокняжеской семьей 7 февр. 1238 г., во время разгрома города монголо-татар. войсками, на хорах владимирского Успенского собора. После 1238 г. Суздальско-Владимирской епархией управлял Ростовский еп. Кирилл II , в 1250-1274 гг.- живший во Владимире митр. Киевский и всея Руси Кирилл II (III) . 23 нояб. 1263 г. в храме Рождества Богородицы владимирского муж. мон-ря был погребен блгв. кн. Александр Ярославич Невский (в схиме Алексий). К сер. XIII в. предание относит возникновение 3 мон-рей: суздальского во имя Св. Троицы , суздальского во имя свт. Василия Великого , суздальского во имя мч. Александра. В 1271 г. из Суздальско-Владимирской епархии была выделена обширная Тверская епархия. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. В 1273 г. во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/154964.html

2102 . Тимоновско – Дранский, мужской, ныне местечко Тимановка, около которого лежит село Дранка, По­дольской губ., Ямпольского у. В 1654 г. сотник Михаил Махаринский подавал прошение о дозволении построить ему м-рь на отчине своей Тимановки-Дранки в благодарность Богу за освобождение из польского плена. По резолюции ему в этом отказано впредь до разрешения митрополита. Дальнейший ход дела неизвестен. “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, X, 16 (статья XX, на стр. 763, две челобитные Мих. Махаринского). 2103 . Тихвинский, женский, ныне церковь на горе во имя Тихвинской Бож. Матери с приделом Иоанна Богослова, в гор. Кунгуре, Пермской губ. Основан в начале XVIII стол. преосвященным Вятским и Великопермским Дионисием (1700–1718 г.); упразднен до штатов. Еще в 40-х годах XIX стол. у церкви оставался камен. дом, в котором жило несколько лиц, носивших черное платье, но уже в виде богаделенных. Евг. Попов, “Великоперм. и Пермская епархия”, 25. 2104 . Тохтарев – Богородицкий, мужской, ныне село Монастырь или Тохтаревское, Пермской губ., Красно­уфимского у., в 78 вер. к сев.-сев.-зап. от Красноуфимска, на левом берегу р. Сылвы. Основан в 1645 г. В церкви села особенно чтится по всему уезду древняя икона Божией Матери Неопали­мой Купины, писанная будто бы для монастыря самим Вятским архиеп. Ионою в конце XVII ст. “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 52; “Спис. насел. мест Перм. губ.”, CCLXIX; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 946, 5; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архи­ереев). 2105 . Трактомировский или Терехтемиревский – Зарубский – Успенский или Крестовоздвиженский, мужской, ныне деревня Мостырок, Киевской губ., Коневского у., в 47 вер. к сев. от Канева, между мест. Трактомировым и селом Зарубинцами, на прав. бер. Днепра, где откры­ты пещеры, в коих, как полагают, жили отшельники. В Ипатиевской лето­писи под 1147 г. говорится: «постави Изяслав Митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба (в Ермолаевской летописи прибавлено – где теперь м-рь Терехтемерский); бе бо черноризец скимник, и быть книжник и фило­соф, так якоже в Русской земле не бяшет».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЙЛИДЫ [польск. Dojlidy], р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Мон-рь является продолжателем традиций Красностокского Рождество-Богородицкого жен. монастыря - крупнейшей правосл. миссионерской обители нач. XX в., располагавшейся в бывш. Гродненской губ. в Красностоке (совр. Ружанысток, близ г. Домброва-Бялостоцка). 25 янв. 1993 г. по указу архиеп. Белостокского и Гданьского Саввы (Грыцуняка ; ныне Предстоятель ПАПЦ) в Д. при храме прор. Илии была образована монашеская община в честь Рождества Пресв. Богородицы. 7 мая того же года архиеп. Савва и архиеп. Гродненский и Волковысский РПЦ Валентин (Мищук) открыли новый жен. мон-рь в специально возведенном для этого здании. Первыми его насельницами стали игум. Анастасия (Харкевич) и мон. Афанасия (Дземях), принявшие постриг 7 окт. 1992 г. в Покровском монастыре в Бюси-ан-От (Франция) по благословению архиеп. Саввы. В наст. время в Д. подвизаются ок. 20 монахинь и неск. послушниц. Инокини участвуют в становлении жен. мон-ря в с. Зверки, на родине мч. младенца Гавриила Белостокского. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178736.html

Кадом. Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм с разрешения Епархиального начальства был заложен в конце XIX века. Об этом свидетельствует надпись внутри на стене – 1882 г. Храм каменный, трехпрестольный: главный придел – во имя иконы Божьей Матери, именуемой Неопалимая Купина, правый - во имя Архистратига Божия Михаила, левый - во имя Святого Евангелиста Иоанна Богослова. Храм строился на добровольные пожертвования. Для оформления иконостаса приглашались издалека мастера-живописцы. 17 апр. 1997 г. мон-рь возобновлен. В 2006-2010 гг. в К. м. проведены реставрационные работы в соборном храме и келейном корпусе, благоустроено монастырское кладбище (на территории монастыря найдены захоронения 2 настоятельниц - Рафаилы (Волковой; † 1923) и Филареты). В сент. 2010 г. К. м. возвращено здание келейного корпуса (с сер. XX в. в нем размещалось общежитие технологического техникума). Рязанская епархия ходатайствует об освобождении храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рый используется под учебный корпус Кадомского технологического техникума; здания бывш. сестринского корпуса (используется с 1920 правоохранительными органами; ныне в нем располагается ОВД по Кадомскому р-ну). По материалам: http://www.pravenc.ru/text/1319784.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20180

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТА КУРСКАЯ († 1849), игум. Род. в купеческой семье. Ок. 1792 г. поступила послушницей в один из тульских мон-рей. Спустя 10 лет была переведена в Борисовский Тихвинский мон-рь Курской губ. Несла послушание на клиросе, была искусна в чтении и пении, умела шить золотом и писать иконы. В 1805 г. пострижена в монашество. В 1814 г. назначена игуменией Борисовского мон-ря. Заботами А. в мон-ре было окончено строительство колокольни и ограды, заложена первая каменная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, введен строгий пустынножительный устав. В 1822 г. уволилась на покой, 27 лет провела в уединении и молитве. Лит.: Леонид [ Кавелин ] , архим. Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни//ЧОИДР. 1872. Кн. 1. Отд. V; То же. [Б. м.], 1884n. С. 141-144, 174, 200; Беляев И. С. Богородицкий Тихвинский монастырь Курской губернии. М., 1914. С. 141-157. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/62602.html

На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010