При внешних успехах миссионерского дела в К.-Б. м. во внутренней жизни монашеской общины накапливались серьезные проблемы. Активная миссионерская деятельность о. Анастасия не встречала поддержки со стороны большей части братии - простых монахов. Масштабные проекты при отсутствии надежного финансирования не способствовали улучшению экономического положения монастыря. Еще в 1906 г. посетивший Николо-Берёзовку еп. Уфимский Христофор (Смирнов) застал обитель, «терзаемую раздорами». В 1908 г. еп. Христофор лишил о. Анастасия игуменского звания и должности. Однако бывш. игумен подал жалобу в Синод и после разбирательства был не только оправдан, но и награжден орденом св. Анны 2-й степени, а указом Синода от 21 апр. 1909 г. восстановлен в должности. Тем не менее престарелый игум. Анастасий уже не мог должным образом управлять братией. Пьянство и упадок нравственной жизни иноков стали причиной сокращения пожертвований благотворителей, уменьшения числа богомольцев. Родители уже не хотели отдавать детей в миссионерскую школу, опасаясь дурного влияния нечестивых монахов (в 1912 число учеников уменьшилось до 30). В К.-Б. м. приостановились строительные работы, хозяйство было доведено «чуть не до окончательного разорения». При этом лесная дача в Пермской губ. «вследствие полной бесхозяйственности монастырской братии и отдаленности ее от монастыря (40 верст) подверглась беспощадному истреблению» (Уфимские ЕВ. 1912. 14. С. 600-601; 16. С. 693, 699, 700). Женский монастырь 3 апр. 1912 г. еп. Нафанаил предложил Синоду ликвидировать муж. обитель. Указом Синода от 28 мая 1912 г. мон-рь был преобразован в Камско-Берёзовский Богородицкий миссионерский жен. мон-рь. Братия (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и схимонах) была переведена в др. мон-ри Уфимской епархии, игум. Анастасий поселился в Одигитриевском мон-ре Белебеевского у. Ядро новой общины К.-Б. м. составили 30 сестер уфимского в честь Благовещения Пресв. Богородицы женского монастыря - многолюдной и процветавшей обители. Настоятельницей стала игум. Мария (Максимович). 20 июля 1912 г. новый Уфимский еп. Михей (Алексеев) торжественно «при громадном стечении народа из ближних и дальних селений - русских и марийцев» открыл жен. мон-рь. «Новооткрытая обитель,- писал архиерей в телеграмме на имя вел. кнг. Елисаветы по случаю открытия жен. мон-ря,- была воодушевлена самым горячим желанием послужить великим миссионерским задачам края среди окружающего ее языческого населения чрез свои молитвенные подвиги, святость и чистоту жизни, просветительную и благотворительную деятельность». Вскоре было получено неск. телеграмм от великой княгини с пожеланиями новому мон-рю «окрепнуть и возрасти в широкую плодотворную ниву» (Там же. 15. С. 641-642).

http://pravenc.ru/text/1470151.html

Чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери был написан по указу Казанского и Свияжского митр. Лаврентия и в 1661 г. помещен в Раифский Богородицкий мон-рь. Во 2-й пол. XVII в. у иконы происходили многочисленные исцеления, в Свияжске во 2-й пол. XVII в. принесение Грузинской иконы неск. раз останавливало эпидемии. В XIX - нач. XX в. со дня Св. Троицы до 31 июля икона находилась в храмах и мон-рях Казани, 14 сент., в день Воздвижения Креста Господня, начинался многодневный крестный ход с иконой в Свияжский у., собиравший тысячи паломников. После закрытия мон-ря икона сохранилась и мн. десятилетия пребывала в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани, в 1991 г. возвращена в Раифский Богородицкий мон-рь. Чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери , находившийся в Тихвинской ц. Казани, прославился в 1859 г., когда над храмом было видение образа Божией Матери, после чего прекратился пожар в этом районе. В результате приняли крещение нек-рые жители Старотатарской слободы. Ныне икона находится в Никольском кафедральном соборе. В церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище почитается образ прп. Сергия Радонежского (XVI или XVII в.) из 1-го на территории епархии свияжского Троицкого монастыря. Мощи свт. Гурия, ранее почивавшие в кафедральном Благовещенском соборе, находятся в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Мощи свт. Варсонофия из Спасо-Преображенского мон-ря утрачены. Исчезли также мощи свт. Германа, но сохранилась их частица (с 1849 в казанском Иоанно-Предтеченском мон-ре), сейчас частицы мощей свт. Германа находятся там же и в свияжском Успенском мон-ре. Прп. Гавриил (Зырянов) был похоронен в 1915 г. в храме Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерного Воскресенского мон-ря. В 20-х гг. в связи с предстоящим закрытием монастыря мощи были извлечены, позднее сохранены иеросхим. Серафимом (Кашуриным), ныне вновь находятся в мон-ре, частица - в храме прав. Иоанна Кронштадтского в Казани. Мощи преподобных Ионы и Нектария , а также неканонизированного, но почитаемого Казанского митр. Ефрема, похороненных в часовне у собора казанского Спасо-Преображенского мон-ря, были обретены в 1995 г. и переданы в кафедральный Петропавловский собор. Частица мощей мч. Авраамия Болгарского, ранее пребывавшая в приходском храме в с. Болгары, ныне в храме Авраамия Болгарского г. Болгар.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Со 2-й пол. XIX в. мн. храмы в К. и Т. е. (как и по всей России) получали, как правило, в дар от частных жертвователей или в благодарность за приношения иконы, созданные в художественных мастерских афонских монастырей. В Троицкий собор женского монастыря в Царёвококшайске была прислана икона Божией Матери «Скоропослушница» из афонского монастыря Дохиар на благословение вновь открытой женской обители ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 82). Были востребованы иконы с образом вмч. Пантелеимона, написанные в Русском Пантелеимоновом мон-ре. Такая икона с частицей мощей, к-рая была вложена в золоченый ящичек, вделанный в доску, была прислана в Черемисский Михаило-Архангельский мон-рь (Там же. С. 59), в Макариевский муж. мон-рь близ Свияжска (ныне в казанской ц. Ярославских чудотворцев на северной стене трапезной). В Казанско-Богородицком мон-ре Цивильска почитали икону вмч. Пантелеимона из Русского Пантелеимонова мон-ря, присланную в память чудесного спасения имп. Александра III и августейшей семьи 17 окт. 1888 г.; перед ней каждую пятницу местный причт служил молебен с чтением акафиста вмч. Пантелеимону (Обозрение. 1898. С. 364). В Черемисский Михаило-Архангельский мон-рь в 1876 г. была прислана по просьбе игум. Паисия икона Божией Матери из Русского Пантелеимонова мон-ря ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 59). Настоятелю К. и Т. е. из Грузии архиеп. Павлом (Лебедевым), бывшим еп. Кахетинским и Карталинским, экзархом Грузии (1882-1887), была привезена икона «Апостол Павел» из поясного деисусного чина (ГМИИРТ), вероятно визант. мастера XIV в. (согласно надписи красным карандашом на обороте). В собрании (ГМИИРТ) сохранился живописный «Проскинитарий» (1842), написанный в Иерусалиме с изображением ряда св. мест и храма Гроба Господня. Иконы 2-й пол. XIX - нач. XX в. свидетельствуют о почитании в К. и Т. е. святых и чудотворных икон, особо чтимых в др. регионах. В верхнем храме казанского Петропавловского собора, у левого клироса, находится икона Божией Матери «Взыскание погибших» в киоте, в изданиях 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В Москве здание уч-ща принадлежит Мин-ву обороны, в помещении храма устроен киноконцертный зал. Подавляющее число награждений Е. с. о. было обусловлено принадлежностью женщин к определенному роду или заслугами мужа. Всего было произведено 734 пожалования. Орденом 1-й степени награждались гл. обр. императрицы, принцессы, члены владетельных и королевских домов. Российские вел. княжны получали орден 1-й степени при крещении, а княжны имп. крови - по достижении совершеннолетия. Статут предусматривал принятие в орден помимо членов имп. фамилии «12 дам Большого креста» и «94 дам Малого креста» (на практике это правило не соблюдалось). Российские подданные (помимо членов имп. фамилии) награждались, как правило, орденом 2-й степени, 1-й степени очень редко. Среди получивших орден были княгини Е. Р. Дашкова, Е. И. Голенищева-Кутузова, Е. И. Барклай-де-Толли и др. В 1745 г. орден 1-й степени получила аббатиса Ольденбургская Мария Елизавета, принцесса Гольштейн-Готторпская. Статут 1797 г. предполагал возможность награждения рус. духовных особ. С 1797 по 1917 г. Е. с. о. было награждено 6 игумений: в 1797 г.- Елпидифора (Кропотова); в 1801 г.- кнж. Анфия (Козловская), настоятельница московского во имя Алексия, человека Божия, мон-ря , и кнж. София (Болховская), настоятельница казанского Богородицкого мон-ря ; в 1809 г.- Назарета (Шванвичева), настоятельница казанского Богородицкого монастыря, и кнж. Пульхерия (Шаховская), настоятельница киевского в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра мон-ря ; в 1840 г.- Максимилла (Шишкина), настоятельница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . Награждения этих игумений скорее всего были обусловлены их высоким происхождением и связями с имп. двором. Игум. Назарета переписывалась с имп. Марией Феодоровной. Помимо ордена в 1804 г. она была пожалована золотыми часами из Кабинета Е. И. В., украшенными бриллиантами и жемчугом, в 1808 г.- золотым наперсным крестом из Кабинета Е. И. В. В 1809 г. Александр I пожертвовал казанскому Богородицкому мон-рю ризницу и дал беспроцентную ссуду на обустройство. В 1820 г. его супруга имп. Елизавета Алексеевна также пожертвовала монастырю ризницу «в благоволение к личным достоинствам и заслугам» игум. Назареты. Игум. Максимилла в 1817 г. была восприемницей при миропомазании вел. кнг. Александры Феодоровны, супруги буд. имп. Николая I. При ее игуменстве новгородский Духосошественский монастырь постоянно посещали члены имп. фамилии. В 1834 г. по ее ходатайству мон-рь был возведен в 1-й класс.

http://pravenc.ru/text/189641.html

Сергий (Ларин). В апр. 1946 г. еп. Сергий был утвержден епископом Одесским и Кировоградским. Еп. Сергий создал органы епархиального управления и секретариат, во главе к-рого встал настоятель Димитриевской кладбищенской ц. прот. Василий Брага, награжденный медалью «Партизан Великой Отечественной войны». Епархия активно включилась в процесс помощи фронту. При этом наблюдались как организованные, так и стихийные начинания. Так, прихожане Казанской ц. на Пересыпи в Одессе устроили продовольственный пункт питания (столовую) для раненых фронтовиков. Архангело-Михайловский мон-рь организовал уход за ранеными, пошив обмундирования, выпечку хлеба, сбор вещей и денег на нужды армии. Мон-рь шефствовал над ранеными солдатами Лермонтовского госпиталя, в обители устраивались духовные концерты, сбор от к-рых шел в пользу раненых. В 1944-1945 гг. епархия перечислила 2 932 768 р., в т. ч. 112 345 р.- на оборону страны, 3814 р.- на подарки воинам, 415 632 р.- в пользу раненых и больных солдат, вещами и продуктами - на сумму 1 529 862 р., семьям воинов - 623 621 р., в Фонд победы - 124 072 р., на танковую колонну - 22 095 р. К 25 июля 1944 г. в Одесской обл. было взято на учет 219 действующих церквей и молитвенных домов, 2 мон-ря. Оставались недействующими 48 храмов. К 10 сент. 1945 г. в Одесской обл. насчитывалось 317 церквей, служили 194 священника (22 священника имели высшее образование, 30 - среднее, 191 - среднее богословское), 27 диаконов, 107 псаломщиков. В Одессе действовали церкви: Пантелеимоновская, Алексиевская, Димитриевская, Никольская при доме трудолюбия (приписная к Казанской), Григорие-Богословская, Кирилло-Мефодиевская, греч. Троицкая, Скорбященская, Марие-Магдалининская, Христо-Рождественская (больничная), святых Виктора и Виссариона, Всехсвятская, Архангело-Михайловская (на Молдаванке), Входоиерусалимская, Рождество-Богородицкая и Вознесенская церкви на Слободке, Казанская и Крестовоздвиженская на Пересыпи, Ильинский кафедральный собор. 25 нояб. 1946 г. состоялось освящение отремонтированного Успенского собора, ставшего кафедральным.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В том же году уполномоченный Выщепан выражал беспокойство по поводу активизации фин. движения, участники к-рого выступали с требованиями создания фин. автономного района во Всеволожском Волосовском и Кингисеппском районах как среди финнов-лютеран, так и среди правосл. финнов (ЦГА СПб. Ф. 2017. Оп. 1. Д. 119. Л. 153). К 1990 г. в регионе насчитывалось 59 приходов (22 в Ленинграде и 37 в области). В 1989 г. впервые с послевоенных времен власти разрешили начать строительство храмов в городах Кириши и Лодейное Поле. В 1990 г. были возвращены историческая резиденция митрополитов С.-Петербургских на Каменном о-ве, а также Покровский собор в Гатчине. В 1996 г. в регионе были зарегистрированы 229 приходов (82 в С.-Петербурге и 147 в Л. о.), в клире состояли 293 священника и 96 диаконов. В Л. о. выпускались церковные газеты «Воскресение» (Тихвин), «Мир Божий» (Мариенбург), журналы «Архангельский глас» (Ораниенбаум) и «Православный Выборг». В 90-х XX в.- 2000-х гг. были возобновлены мон-ри: мужские - Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий во имя Св. Троицы, Троице-Сергиева пуст., тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы, Александро-Невская лавра, Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова, Александров Свирский в честь Св. Троицы, староладожский Никольский, Антониев Дымский; женские - санкт-петербургский во имя прп. Иоанна Рыльского , Введено-Оятский, Воскресенский Новодевичий, староладожский Успенский и тихвинский Введенский. Основаны Тервенический Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь в дер. Тервеничи Лодейнопольского р-на (1997) и Константина и Елены, равноапостольных, жен. мон-рь в пос. Ленинское Выборгского р-на (2006), а также 2 скита Александро-Невской лавры - св. ап. Андрея Первозванного вблизи дер. Коркино Всеволожского р-на (1998) и свт. Николая Чудотворца вблизи дер. Ручьи Кингисеппского р-на (2015). Состоялось прославление небесных покровителей С.-Петербурга св. прав. Иоанна Кронштадтского и сщмч. митр. Вениамина (Казанского). В 1998 г. из музея при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии Церкви были переданы мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Это обстоятельство наряду с пограничным положением В. е., политическими, церковными и экономическими связями региона долгое время определяло своеобразие местной культуры. Панорама Воронежа с видом на Успенскую церковь. Фотография. Нач. ХХ в. Панорама Воронежа с видом на Успенскую церковь. Фотография. Нач. ХХ в. Первые храмы, согласно сведениям дозорных и писцовых книг кон. XVI-XVII в., были деревянными, преобладали небольшие постройки клетского типа. Вскоре после основания Воронежа был возведен деревянный Благовещенский собор, неск. раз перестраивавшийся в том же материале в кон. XVI - 1-й пол. XVII в., тогда же сложились ансамбли самых крупных мон-рей: Успенского, Акатова и Покровского жен. в Воронеже, валуйского в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Пристанского , елецкого Троицкого и елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение», задонского Богородице-Рождественского, Борщёвского Троицкого, Богородицкого в с. Карачун, Семилуцкого Преображенского, Толшевского. Обители создавали местные жители, донские казаки (Борщёвский мон-рь), монахи из др. мест. Напр., задонский Богородице-Рождественский мон-рь на левом берегу Дона основали в 10-х гг. XVII в. иноки московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря . Церкви возводили прихожане, духовные лица и представители местной администрации: в Воронеже воевода М. А. Вельяминов построил Троицкую (Ильинскую) ц. (1642-1645). Близость к границам и связь с культурой центральных областей отражали наименования древнейших храмов В. е.: вероятно, в память о соборе г. Ряжска (Рязанская обл.), откуда происходили первые жители Воронежа, собор был посвящен Благовещению Пресв. Богородицы. Существовали престолы в честь почитаемых праздников и святых: Успения и Покрова Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, вмц. Параскевы Пятницы, вмч. Никиты, прор. Илии, мучеников Флора и Лавра, святых Космы и Дамиана, Казанской иконы Божией Матери, а также арх. Михаила, в связи с воинским аспектом почитания к-рого появились церкви в старых селах Воронежского у.

http://pravenc.ru/text/155254.html

После прихода к власти большевиков и отделения Церкви от гос-ва в кон. 1917 - нач. 1918 г. были закрыты все домовые церкви, прекращено преподавание Закона Божия в учебных заведениях, в нач. 1918 г. прекратили деятельность ДС (здания переданы Казанскому ун-ту) и миссионерские курсы, все духовные училища и епархиальное училище были преобразованы в советские школы. В КазДА занятия продолжались. В нач. 1918 г. при Правосл. церковном союзе Казанской епархии было образовано епархиальное братство защиты правосл. веры, к-рое организовывало массовые акции протеста, добиваясь от властей возвращения в школы преподавания Закона Божия за счет родителей. Так, 11 марта 1918 г. 200 представителей братства явились к комиссару просвещения Казанской республики А. Максимовичу, потребовав у него отменить декрет о запрещении преподавания Закона Божия и запрещении молитвы в школе (Там же. 1918. 7/8. С. 187). Впосл. члены братства были арестованы. 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , бывшим еп. Сарапульским и управляющим Свияжским монастырем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях уволенные им насельники обители, архиерей был оправдан. В апр. 1918 г. в Казани убили свящ. Иоанна Богоявленского. Весной того же года были разорены Трехсвятительский крещено-татар. мон-рь в Лаишевском у. и Троицкий жен. мон-рь в с. Ромодан (Рамадан) Чистопольского у., принадлежавшие им земли были захвачены крестьянами, а имущество разграблено, обители закрылись окончательно в 1919 г. В июне 1918 г. в Раифском мон-ре местные крестьяне убили 5 чекистов, приняв их за грабителей, позже в этом обвинили монахов. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. 7-10 авг. 1918 г. Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В Свияжске в это время находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого были расстреляны еп. Амвросий (Гудко), свияжский свящ. Далматов Константин . В нач. сент. 1918 г. развернулись бои за Казань, 10 сент. город был взят Красной Армией, при штурме были расстреляны насельники Зилантова монастыря. Митр. Иаков (Пятницкий), еп. Борис (Шипулин) и часть духовенства ушли с отступавшими белыми войсками. Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) в то время находился в Москве на сессии Поместного Собора, вернулся в Казань 26 сент. и стал временно управляющим епархией. В сент.-окт. 1918 г. в городе шли массовые расстрелы, погибли более 30 священнослужителей. 22 сент. Казанский кремль был объявлен военным городком, были закрыты кафедральный Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, конфискованы архиерейский дом и здание консистории. Кафедральным собором стал храм Казанского Богородицкого монастыря, епархиальное управление переехало в казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь .

http://pravenc.ru/text/1319802.html

9 июля 1920 г. он прибыл в Казань, где в тот же день принял участие в праздновании чтимой иконы Божией Матери «Седмиезерная». Жил в казанском Богородицком муж. монастыре , откуда ежедневно ходил пешком в Иоанно-Предтеченский мон-рь, где размещался епархиальный совет. Совершал богослужения в приходских и монастырских храмах Казани и окрестностей. Сумел быстро урегулировать конфликты внутри епархии, назначил новых настоятелей Макариева свияжского в честь Вознесения Господня и Раифского в честь Грузинской иконы Божией Матери мон-рей. 24 июля К. вместе со своим викарием Чистопольским еп. сщмч. Анатолием (Грисюком) и викарием Нижегородской епархии Балахнинским еп. сщмч. Петром (Зверевым) совершил хиротонию архим. сщмч. Иоасафа (Удалова) во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. 15 июля ЧК Татарской АССР (ТатЧК) информировала ВЧК о пребывании К. в Казани. 23 июля Лацис отправил в Казань телеграмму с приказом о немедленном аресте К., как уехавшего из Москвы без разрешения. К. был вызван в Казани на допрос, но оставлен на свободе. 24 июля председатель ТатЧК Г. М. Иванов телеграфировал Лацису: «Митрополит Кирилл выехал по разрешению бюро пропусков ВЦИК от 6 июля и заявил, что по выезду из Москвы от ВЧК не зависит. Как поступить, если он выехал по разрешению бюро пропусков?» (Там же. Л. 22). 18 авг. Иванов повторно обратился к Лацису с просьбой подтвердить необходимость задержания К. В тот же день Лацис телеграфировал арестовать архиерея. 19 авг., сразу после богослужения в Богородицком мон-ре в праздник Преображения Господня, К. был арестован и помещен в тюрьму ЧК в Казани. Через неск. дней его этапировали в Москву. В заключении Секретного отдела ВЧК по делу К. предлагалось, «принимая во внимание политическую неблагонадежность Кирилла, причислить его небольшое преступление к преступлениям неподчинения распоряжениям советской власти и сослать его в Соловецкий монастырь на все время гражданской войны» (Там же. Л. 5). 27 авг. это решение было утверждено Президиумом ВЧК. К. в свою очередь отверг обвинение в выезде из Москвы без разрешения: «Никто и никогда не обязывал меня подпиской о невыезде из Москвы... Осуждение меня Президиумом ВЧК к заключению до конца гражданской войны признаю недоразумением» (Карточка арестованного К. И. Смирнова//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 65).

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

С обретенной иконы сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые также дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий мон-рь для 40 сестер (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь ), выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего мон-ря освятили в честь Богородицы «Одигитрии» («во имя святыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия»). Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь мон-ря - теплая деревянная с трапезной - была освящена в честь Рождества Пресв. Богородицы. Насельницей девичьего мон-ря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. В мон-ре от иконы продолжали совершаться чудеса. В Повести описано 16 чудес. Помимо 2 первых приведены следующие чудеса исцелений: некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью (чудо 3); слепого младенца, к-рый внезапно начал осязать лицо матери и «яблоко нача хватати», принесенное по повелению архиепископа (чудо 4); от болезни ног жены боярского сына Ивашки по прозвищу Кузьминский (чудо 5); сухорукой жены поселянина, жившего в веси боярского сына Василия Рагозина (чудо 6); больного ногами Исаака, по прозвищу Бык, из Казани (чудо 7); от болезни глаз жены попа Григория Елены из с. Тагашева (чудо 8); от болезни глаз ключника инока Иосифа (чудо 9); бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева (чудо 10); от слепоты (не видела 40 дней) Пелагеи из Казани (чудо 11); от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары (чудо 12); от беснования жены свияжского попа Ивана Домны (чудо 13); от болезни рук и ног жены скорняка из Казани Дмитрия Домны и ее дочери Неонилы (чудо 14); от беснования Афанасея Ерофеева из Ярославля (чудо 15); от болезни ног жившего в одной келье с митр. Ермогеном инока Арсения, называемого Высокий (впосл. архимандрит Спасо-Преображенского мон-ря) (чудо 16).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010