И мы, говорит Василий, не поступим вопреки канонам, возвращая Кириака в его церковь , поскольку, возвращаясь туда, он не преступит своей клятвы. Ведь, хотя он и отлучался на некоторое время, однако, поскольку он не прибавил к своей клятве, что не будет отлучаться от поместья в Минданах даже на краткое время, то это не считается клятвопреступлением 151 . А Севира, поскольку он оправдывается тем, что забыл, что это поместье принадлежало чужой епископской области, и потому хиротонисал туда пресвитера, нам надлежит простить. Пусть он и совершил три зла вопреки правилам, а именно: принудил к клятве Кириака, что противно священному Евангелию; побудил нарушить клятву этим перемещением; и лжет, говоря, что забыл, – но поскольку мы не сердцеведцы, то прощаем его и принимаем без разбора дéла, ради немощи забывчивости, а Господу предоставляем воздать ему отмщение. Смотри также VI Всел. 94. Правило 11 Совершивший невольное убийство достаточно наказан за 11 лет. Очевидно, что в отношении избитых нам нужно соблюдать Моисеево постановление ( Исх.21:18–19 ) и того, кто слег от полученных им ударов, но снова стал ходить, опираясь на палку, не будем считать убитым. А если он и не оправился после ударов, но тот, кто бил, не хотел его убить, то хотя бивший – убийца, однако же, судя по намерению, невольный. (Апост. 66; VI Всел. 91; Анкир. 21, 23; Василия Велик. 2, 13, 43, 54, 56, 57; Афанасия Велик. 1; Григория Нис. 5.) Толкование Некто, совершив невольное убийство, 11 лет провел в покаянии, отлученный от таинств. Когда святого спросили об этом, он ответил в настоящем правиле, что такой епитимии достаточно и должно снять с него отлучение 152 . И прибавил, что в отношении тех, кто был избит, нужно соблюдать постановления Моисеева закона. А там говорится, что если кто-то будет избит и от побоев сляжет в постель, но потом встанет и сможет передвигаться с палкой из-за последствий болезни, а умрет позднее, то сам он не считается убитым, а избивший его не считается убийцей. К этому Моисееву постановлению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Такие домы получали уже особенное название. Самое употребительное было екклисиа (собрание, сборное место). Назывались они также: домом молитвы, домом Божиим, Господним и т. д. Уже позднее, когда можно было строить для этого особенные здания, их стали называть: кириака и басилика. Кириакон – с греческого, слово в слово: принадлежащее господу, господне, т. е. место или здание, принадлежащее Господу Иисусу. (Не отсюда ли и наше: « Церковь », т. е. испорченное «кириака»?) Басиликон – слово в слово: царское, принадлежащее царю; басилики – царский чертог, отсюда –здание, посвященное Царю царей, т. е. Господу Богу. Построенные над гробами мучеников назывались памятниками мучеников, гробницами, трапезами, местами мучеников и т. п. Название – храм сначала не употреблялось, потому что храмами назывались капища языческие. Уже позднее, когда язычество начало совсем исчезать, и самые капища были обращаемы в христианские церкви, их стали называть храмами Божиими. Понятно, что тогда не могло быть и всего того, что мы теперь видим в своих церквах. Дары освящались на обыкновенном столе, лишь покрытом белым полотном. Этот стол назывался трапезой Господней, святой, таинственной, духовной, а иногда жертвенником и алтарем. Епископ, пресвитер, иерей По примеру Иисуса Христа, Который на вечери Сам произнес благодарственную молитву, и из своих рук подавал ученикам в виде хлеба и вина Тело и Кровь свою, и по примеру апостолов, которые сами совершали таинство причащения, обязанность совершать это таинство, собственно, лежала на епископе, как первом члене всякого собрания на вечери. Но как епископ не мог быть на всех собраниях, то вместо себя позволял и поручал совершать священнодействие пресвитерам. Пресвитер значит старейший не столько по летам, сколько по душевным дарованиям и заслугам. Пресвитеры, как и епископы, избирались из среды народа общим приговором и были ближайшими сотрудниками епископов, почему и назывались: духовным сенатом или собором Церкви. Св. Игнатий-Богоносоц называет епископов наместниками Бога и Христа, а пресвитеров – великим собором Божиим, вместо апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. «У тебя в келлии – Мой враг», – сказала Она. На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

е. Самуила Хандзериса, в период его Патриаршества в 1773-1774] на пользу христианам»). Однако позднее К., содержащиеся в этих 2 редакциях Анастасиматария Петра Пелопоннесского, были вытеснены соответствующими сочинениями его ученика Петра Византийского (см., напр.: Lesb. Leim. 341. Fol. 227, 1790-1793 гг.: «Кекрагарии по гласам Петра лампадария Византийского»; Athen. K. Psachou. 79. Fol. 81-85, кон. XVIII в.: «Другие кекрагарии наши по гласам, как поются ныне во святой Великой церкви Христовой»), в результате в 1-м изд. Анастасиматария Петра Пелопоннесского (Бухарест, 1820) содержались только К. Петра Византийского, а произведения Петра Пелопоннесского были опубликованы в 1869 г. во 2-м томе к-польского изд. «Музыкальная библиотека». Из других распространенных авторских сборников, содержащих К., следует упомянуть следующие: Анастасиматарий Кириака Кулидаса Нафплионского (см.: Ath. Pantel. 942. Fol. 942. Fol. 1, нач. XVIII в.: «Анастасиматарий с кекрагариями с Богом Святым весьма полезный певчему, который любит петь красивым напевом (εμορφον χμα) как воскресные песнопения, так и Стихирарь, поется же напев, новое сочинение мое, смиренного Кириака Кулидаса Нафплионского»), Анастасиматарий Дионисия Фотиноса (имел хождение в рукописях с 1809; особенно популярен в Румынии), Анастасиматарий хартофилакса Хурмузия (изд. в 1832), Анастасиматарий Феодора Папапарасху Фокейского (изд. в 1839), «Сокровищница Анфологии» протопсалта Константина (здесь содержится 2 группы К.: медленно-быстрая (ργοσντομη; Ταμεον Ανθολογας. 1845. Τ. 1. Σ. 24-35), являющаяся по существу сокращением произведения Иакова, и более быстрая (συντομτηρη; Ibid. Σ. 35-42), подобная сочинениям Петра Пелопоннесского), Анастасиматарий протопсалта Иоанна Неохоритиса (1-е изд.: 1846; широко распространен до наст. времени), Анастасиматарий Зафирия Зафиропулоса (изд. в 1853), Анастасиматарий Панайотиса Килдзанидиса (изд. в 1866), Анастасиматарий Георгиоса Халиориса из Идры (напечатан в качестве 1-го тома изд. «Новая сокровищница музыкальной Анфологии» (1890)).

http://pravenc.ru/text/1684113.html

Спасо-Евфимьева монастыря бывший архимандрит Кириак ныне живёт в Москве за поруками по тому делу, а именно: сего 1721-го году в Феврале месяце в доношении из Канцелярии Тайных Розыскных Дел написано: в прошлом 720-м году по именному Царского Величества указу велено о выезде из Суздаля из Покровского девича монастыря бывшей Царице, монахине Елене, которая пострижена была в том монастыре, и о прочих её некоторых противных действах исследовать. И по оному между прочими делами явилось: в тезоименитство царских ангелов и в господские праздники при суздальских архиереях, также и один с иконами с и почестью к ней, бывшей Царице, он, Кириак, хаживал и руку её целовал, с 710 году едва не повся годы, и пивал у неё водку и рейнское и видал её в мирском платье; а однажды при бывшем суздальском архиерее Ефреме в келье её, бывшей Царицы, обедал, и подачи от неё к нему присылываны; также и в Спасский Евфимьев монастырь она, бывшая Царица, приезжала, и он, Кириак, служил при ней молебен и почитал её за Царицу. И Его Царское Величество указал о вышеписанном в Правительствующий Духовный Синод объявить, а что по оному учинено будет, о том в Канцелярию Тайных Розыскных Дел прислать известие. С Москвы Златоустовский архимандрит Антоний в Святейший Правительствующий Синод доношением объявил, что его, Кириака, с Москвы без указу никуды отпустить не смеет; а по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода велено по посланному из Синода о том Златоустовскому архимандриту Антонию указу против оного доношения того Кириака допросить с подлинною очисткою и тот допрос прислать в Святейший Правительствующий Синод, по которому указу оный Златоустовский архимандрит тот допрос в Синод прислал. А по допросу он, Кириак, во всём, что в том доношении написано, не запирался; и во оную Тайную Розыскных Дел Канцелярию тот его допрос при посланном из Синода указе в ведении написан имянно; и по тому посланному при указе ведению из той Канцелярии в Синод о нём, Кириаке, для уведомления никакого известия Сентября по 26 число было не прислано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ [Лат. Martyres ad Ostia Tiberina] (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима. Сведения об О. м. содержатся в 2 созданных примерно в одно время агиографических циклах, первый из к-рых посвящен мч. Кенсорину (Кенсурину, Цензорину), второй - мц. Аврее (греч. Χρυσ (Хрисе)). А. Дюфурк отметил, что эти святые не связаны между собой ( Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 118). Мученичество Кенсорина сохранилось в 2 редакциях (BHL, N 1722-1723); не позднее кон. IX в. одна из них (BHL, N 1722) была переведена на греч. язык (BHG, N 466) с заглавием «Мученичество святых Кириака, Ипполита, Максима, Хрисы и прочих». Мученичество Авреи имеет более многочисленные редакции (BHL, N 808-813d), что указывает на его большую популярность по сравнению с Мученичеством Кенсорина. По мнению большинства исследователей, оба Мученичества были созданы в Риме не ранее IV в. и не позднее VI в. Так, Дюфурк пришел к выводу, что Мученичество Кенсорина было составлено в 1-й пол. VI в., Мученичество Авреи - немного позднее ( Dufourcq. 1900. Vol. 1. P. 246-247; 1907. Vol. 2. P. 113-119). К VI в. относил время создания обоих произведений и Ф. Ланцони ( Lanzoni. Diocesi. P. 101), а Э. Фольери датировал этим периодом Мученичество Кенсорина ( Follieri. 1977. P. 39). Однако В. Саксер считал, что Мученичество Кенсорина было создано в кон. IV - нач. V в., а Мученичество Авреи - в 1-й пол. V в. ( Saxer. 1978. P. 120). Также в одной из рукописей XV в. «Большого австрийского легендария» содержится Мученичество еп. Кириака (BHL, N 2055 b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 757. Not. 10). Согласно Мученичеству Кенсорина (BHL, N 1722), при имп. Клавдии (вероятно, Клавдий II Готский (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. Кенсорин занимал важный пост при имп.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Спустя немного времени они являются во сне предстоятелю святой церкви Божией в Кесарии Палестинской Иоанну, мужу боголюбивому по благочестию, сохранившему чрез скорописцев и памяти об их подвижничестве; ему повелевают они взять оттуда божественные тела их и положить в том указанном месте, на котором воздвигнут храм во имя божественного первомученика Стефана, вне славного града Иерусалима. 31.  Иоанн, пробудившись, исполнил согласно явлению во сне, и святые погребаются этим святейшим архиепископом в том месте, которое они возжелали. Они лежат ныне в том досточтимом месте, в  котором соблаговолили, святые свято, славные славно, образуя божественное сокровище и неисхитимое богатство христианам, прогоняя бесов, просвещая очи слепых, отверзая слух глухих, укрепляя стопы ног хромых, скорым посещением и благодатью уничтожая многообразные болезни, сильно нападающие на тела, и легко разрешая всякий род страстей и болезней во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, сила, честь, поклонение и великолепие со безначальным Его Отцом и всесвятым и благим и животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. X. Октября 28. МУЧЕНИЧЕСТВО святого Кириака архиепископа Иерусалимского.   . Пер. В. В. Латышева.   1.  После кончины боголюбивейшего царя Константина и сына его Константа унаследовал царство его Юлиан. Он, направляясь на войну с Персами, услышал об епископе Кириаке. Поэтому он прибыл в Иерусалим и, призвав епископа Кириака, говорит ему: «Как твое имя?» Епископ говорит: «От родителей моих назывался я Иудою, когда же умилосердился Владыка мой Иисус Христос и даровал мне недостойному имя епископское, праведная Елена чрез преподобного епископа римского повелела мне именоваться Кириаком». Юлиан сказал: «Родители твои живы?» Епископ Кириак сказал: «Одна только мать моя». Юлиан сказал: «Да будет призвана». 2.  Когда она пришла, Юлиан сказал: «Как твое имя?» Она говорит: «Анна». Юлиан сказал: «Какую чтишь веру?» Анна сказала: «Я служу небесному царю моему Христу, Который явился мне чрез честного сына моего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

388 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306–337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337–361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи. 389 Флавий Клавдий Юлиан Отступник (360–363 гг.) сам происходил из рода Константина – он был сыном Юлия Констанция, племянником Константина I. К моменту его воцарения из рода Константина кроме самого Юлиана в живых, насколько нам известно, осталась лишь дочь Констанция II – Констанция, родившаяся уже после смерти Констанция II в 361 г. Сведений о преследовании ее и ее матери, третьей жены Констанция II, Фаустины, мы не имеем. Фаустина с Констанцией жили в Константинополе (Amm. Marc. XXVI, 7, 10), и уехала Констанция оттуда, только когда вышла замуж за императора Грациана (Amm. Marc. XXIX, 6, 7). По-видимому, этот пассаж о преследовании Юлианом верного христианской вере рода Константина Великого связан с распространенной в христианской литературной традиции, прежде всего восточной, легенды о языческих гонениях при Юлиане (см., например, Theodor. III или мартирий (рассказ о мученичестве) Иуды Кириака, епископа Иерусалимского, созданный в конце IV – начале V вв., согласно которому Юлиан пытает и казнит Кириака, его мать Анну и своего «начальника песнопений», который объявил себя христианином). Посещение Юлианом Нисибиса следует связывать с его походом против персов в 363 г. 390 Флавий Иовиан (27.06.363–17.02.364), будучи начальником личной охраны Юлиана, после смерти последнего был возведен на трон. Иовиан заключил с персидским царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Армении и Месопотамии, в состав которой входил Нисибис. 391 Юлий I (337–352 гг.), папа Римский. Играл ведущую роль в борьбе против арианства во второй четверти IV в. Он оказал содействие в 339 г. Маркеллу Анкирскому и Афанасию Александрийскому после того, как они были низложены арианами. В 340 г. он собрал в Риме собор, куда съехались около 50 епископов, в основном Западной церкви, который признал эти низложения незаконными. Юлий единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., на который, однако, восточные епископы не приехали. Собор поддержал решение Римского собора и утвердил за Римским епископом (Юлием) право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. В 346 г. по решению императора Констанция II Афанасию было возвращено епископское достоинство, и Юлий I отправил жителям Александрии послание, хваля их за верность истинному пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, мы должны с ревностью благотворить всем». Случилась однажды непогода: сверкали молнии, гремел гром, лил сильный дождь, а преподобный в это время сидел перед домом. Подошел к нему один путник, уставший от дороги и холода и, глядя на него, спросил:«Господин, где здесь дом Кириака Милостивого?«Удивившись его словам, он сказал:«Я Кириак, но кто милостивый, я не знаю. Ответь мне ради Господа, почему ты так сказал?«И благочестивый тот муж отвечал: «Поскольку я неожиданно впал во многие искушения и в безумии погрузился во глубину от помыслов себялюбия, то просил Бога презреть мои грехи и показать мне образ защиты и спасения. Тотчас же явился мне воин, прекрасный видом, на коне, и сказал:«Не печалься, потому что Бог позаботится о тебе. Ступай в селение и спроси дом Кириака Милостивого, он даст тебе покой». Вот что сказал мне воин, а больше я ничего не знаю, потому, господин мой, я и спросил тебя». Преподобный вошел в дом, налил в умывальницу воды, чтобы омыть гостю ноги, но тот, поняв его замысел, не дал. Преподобный же на это заметил:«Подумай, брат, Кто умыл ноги Своим ученикам, и какие страшные слова были сказаны Петру, из благочестия не дававшему Господу сделать это». После этих слов гость послушался, и преподобный умыл ему ноги, как привык поступать с гостями. Он также дал ему смену одежды и, накрыв стол, угощал гостя и радовался со всей своей семьей, прославляя Бога. Однажды преподобный безмолвствовал в своей келье, а дочь его играла с подругой. Не без наущения диавола девочка бросила камень и выбила дочери правый глаз. Мать ее, сильно испугавшись, стала возмущаться и ругать девочку и ее родителей. Выйдя из кельи, преподобный не произнес ни одного плохого слова, но благодарил Бога с теплыми слезами, считая себя самого виновником такого несчастья. Супруга называла его жестокосердным, а дивный Кириак стал наставлять ее, приводя множество изречений из Священного Писания и житий святых. Так, с помощью Божией, ему удалось смягчить гнев жены и привести ее в мирное устроение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Впрочем, прибавляет правило, в таких случаях нужно рассматривать и образ клятвы, то есть Бога ли наименовал клянущийся, или другое что-нибудь, и слова давшего клятву, и расположение, с каким он поклялся, и тонкия прибавления в словах. Ибо, принимая во внимание качество клятвы, слова и расположение (произнесшего клятву), если, например, он поклялся по малодушию, а не с твердою мыслию, удобно заключить, что нет препятствия поклявшемуся отступить от клятвы; если же, при рассмотрении всех этих обстоятельств, нельзя найти какого-либо извинения для отступления от клятвы, таких должно оставлять, чтобы не нарушали клятвы. Дело же Севира, (о котором говорится в настоящем правиле) было таково. Некто Лонгин имел село, называемое Миндана, подчиненное Мисфийской епископии. Севир, епископ Мисадский, рукоположил к находившемуся в этом селе храму в пресвитера некоего Кириака, давшего клятву пребывать при храме, или, что то же, находиться в подчинении Мисадской епископии. Епископ же той области, в которой находилось село, запретил Кириаку, как рукоположенному другим (епископом), священнодействовать в принадлежащей ему церкви. Почему Кириак, оставив ее, перешел в другое место, а Лонгин, оскорбленный этим, грозил упразднить церковь . Спрошенный по этому делу Василий Великий отвечал, что село, в которое произведен, то есть наименован пресвитером Кириак, должно быть подчинено Мисадской епископии, хотя оно и принадлежало к другой области, а Кириак обязан опять возвратиться туда; ибо таким образом ни он не поступит против клятвы, ни Лонгин не упразднит церкви, то есть не оставит ее пустою, не уничтожит, и своей души не осудит на лишения, то есть не останется без участия в молитвах и божественных песнопениях. Решая таким образом дело Кириака и позволяя ему возвратиться в церковь , в которой он поклялся пребывать, ни мы, говорит святый отец, не возмнимся « делати нечто противное правилам », ни он не может быть осужден за то, что нарушил клятву; ибо самым возвращением своим он показывает, что соблюдает клятву, так как в клятве его не было присовокуплено, что он не оставит села Минданы даже на короткое время.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010