Кириака, пресв. Максима, диак. Архелая и прочих пострадавших в Остии при префекте Ульпиане во время правления имп. Александра Севера; под 24 авг. помещено имя девы Авреи, под 5 сент.- Геркулана в Римском Порте (MartRom. P. 354, 356, 381). В совр. редакции Римского Мартиролога восстановлены дни памяти О. м., указанные в древнейших источниках: имя мц. Авреи содержится под 20 мая, имена Кириака и Архелая, не названных ни епископом, ни диаконом,- под 22 авг., память Геркулана и Таврина вместе с Нонном и Аконцием - под 5 сент. (MartRom (Vat.). P. 278, 447, 471). Гробницы О. м. находились в базиликах, возведенных в IV-V вв. на пригородных некрополях Остии и Римского Порта. Почти все эти базилики в средние века пришли в упадок и были разрушены, в связи с чем их остатки трудно идентифицировать. О почитании О. м. в эпоху поздней античности свидетельствуют фрагменты надписей с упоминанием мучеников Хрисы, Таврина и Геркулана. В оратории рядом с театром в 1910 г. был обнаружен саркофаг некоего Кириака, однако этот Кириак не был ни епископом, ни мучеником, упомянутым в Мученичестве, но христианином, жившим в IV или V в. ( F é vrier. 1958. P. 299, 302). Среди немн. остийских церквей, которые действовали в средние века, была базилика св. Авреи (Сант-Ауреа), построенная, вероятно, в кон. IV в. Об этой базилике упоминается в источниках VII-IX вв. и затем XII в., в то время в ней хранились мощи св. Астерия и 12 др. мучеников (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489). В Liber Pontificalis говорится, что папа Сергий I (687-701) заново отстроил и покрыл крышей разрушенную базилику св. Авреи (LP. T. 1. P. 376). Также базилика была полностью отреставрирована при Льве III (795-816), она упоминается и в описаниях деяний Льва IV (847-855) (LP. T. 2. P. 14, 118). К XV в. древняя базилика обветшала, поэтому кард. Г. д " Эстутвиль велел построить на ее месте новую небольшую церковь. Строительство было завершено в 1483 г. по указанию кард. Дж. делла Ровере (впосл. папа Юлий II) (см.: Mastrorilli. 2008). Работы возглавлял архитектор Б.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Со слов аббата Виккера он описывает эпизод из жизни М., пропущенный Лупом: клирики, завидовавшие аскетическому образу жизни св. Кириака, донесли епископу, что тот по ночам занимается непотребными делами; М. отстранил его от служения, но явившийся ангел подтвердил невиновность Кириака (это событие было изображено на фресках в крипте ц. св. Кириака). В 1-й части сказания сообщается о чудесных исцелениях, об изгнании демонов из одержимых людей и о защите прав и имущества монашеской общины от посягательств местной знати. Во 2-й части описана история мон-ря М. после его разорения норманнами в 882 г.; основное внимание уделено обретению и перенесению мощей святого ( Nightingale. 2001. P. 175-185; Kr ö nert. 2005; Idem. L " exaltation. 2010. P. 66-69, 390-392). В большом легендарии аббатства М. в сочинение Сигехарда вставлено повествование о спасении ребенка, отданного родителями в мон-рь и похищенного неким воином. Когда похититель пересекал по мосту р. Мозель, мальчик воззвал к М.; рассерженный воин попытался ударить ребенка, но его конь оступился и упал в реку. Мальчик вернулся в обитель и рассказал о случившемся аббату Виккеру, к-рый впосл. поведал об этом имп. Оттону II (ркп.: Trier. Stadtbiblioth. 1151, IIoo. Fol. 135r-v, XIII в.; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 31; см.: Kr ö nert. 2005. P. 147-150; Idem. L " exaltation. 2010. P. 392-393). Т. н. метрическое Житие святого (BHL, N 5827) было составлено между 963 и 975 гг. ( Anton. 2007. S. 53-56) или в 90-х гг. X в. ( Kr ö nert. L " exaltation. 2010. P. 69-77, 388-390). Текст сохранился в единственной рукописи, созданной в аббатстве М. в Трире (Gent. Univ. Bibl. 9. Fol. 25r-v, кон. X в.; изд.: MGH. Poet. T. 5. Fasc. 1. P. 147-152). Фактически Житие состоит из стихотворных подписей к фрескам в монастырском зале капитула, на к-рых были представлены эпизоды жизни и чудес святого. Среди росписей выделялись сцены основания мон-ря св. Иоанна еп. Агрицием по указанию имп. Елены , матери Константина Великого; прибытия М. в Треверы вместе со святыми Павлином и Кириаком; явления Кириаку ангела, предсказавшего кончину Агриция и избрание М.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Адама и Евы. Абис. у Люд. 2. Феодола, Агатофа. Мастеза, Публия, Валерия и других 3, также Урвана, Иулиана, Прокула, Гага (Гая), Агапита, Дионисия, Кириака, Зониса, мучч. в Солуни македонской. Иерон. Мучч. Агапии и Феодоры. Копт. 1425. Макария, сына Моисея, основателя монастыря Белины в Фиваиде. Копт. 1425. Гаия и других. Копт. у Порфир. 3. Агафемера муч. в Мизии, или Агафы и Мерета. Иерон. Евагрия, Бенигна, Христа, Ареста, Синнудии, Руфа, Патрикия, Зосимы в Томах в Скифии. М. Р. Иерон. У. А. Н. (Иерон. в Никее или Сицилии у Флорентиния). Улпиана муч. в Тире в Финикии в 304. М. Р. (в Деян. св. по Евсевию VIII, гл. 5). Доната и Амфиана мучч. в Никомидии в Вифинии. Иерон. Н. 150 мучч. персидских. Абис. У Люд. Леви-арагат. Абис. у Люд. 4. Воспоминание чудесе, бывшего чрез св. Афанасия. Копт. у Порфир. 5. Клавдиана, Плавта, Иринея мучч. в Никомидии в Вифннии. Иерон. Дидима пресвитера, муч. в Александрии. Иерон. Маркианы, Никанора, Аполлония мучч. в Египте. Иерон. Гонория импер. Копт. 1425. Преп. Исаака, учен. Аполлоса скитского. Копт. 1425. 6. Фирма, Иринея епископа, Гимнара. Солютора, Кириака, Моисея, Романа, Сукцесса, Квартиллы, Романы. Доната, Сикста, Виктора, Кириаки(а), Гага, Сатира мучч. в Никомидии. Иерон. В Бернск. Донат и следующие отнесены к Сирмии. Руфины, Модераты, Романы, Секунда и других 7-ми, также Флорентина, Геминиана, Сатура мучч. в Сирмии. Иерон. Тимофея и Диогена мучч. в Македонии. М. Р. Клюзия пресвитера, Тимофея, Макарии, Тигрии, Марции (или Марки) и Максимы в Александрии. Иерон. Феодора еписк., Иринея диакона, Серафиона, Аммона чтеца, Суммисты, Априкия, Виктора в верхней Ливии. Иерон. Иоанна, еп. газского. Копт. 1338 и 1425. Исихия пресвитера, деда Евтихия патр. конст. Никод. Феодоры щедрой. Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. 7. Егезиппа писателя церковного, 180 г. М. Р. Тимофея, Диогена, Макарии и Максимы в Антиохии сирской. Иерон. Коприки, Виктора, Доната в верхней Ливии. Иерон. Пелевсия или Пелузия в Александрии. М. Р. Иерон. У. Н. Кириака и друмины его в Никомидии. М. Р. (вероятно, что 5 апр. в Иерон.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Кисть очаровательная! Один мучитель раздувает огонь под решеткой, а другой цепью привязывает мученика к решетке; жрец уговаривает его принесть жертву идолу, который виден вдали. Подле жреца стоит отрок с кадилом. Лицо его прекрасно. В боковом алтаре, что на левой стороне собора, замечательна малая икона Богоматери, так называемая Мадонна святого Кириака. Она высоко поставлена за святым престолом. Это – образец красоты, невинности и смирения. Пресвятая Дева потупила свои очи, знать, в ту минуту, когда сказала архангелу: буди Мне по глаголу твоему. Правое око Ее, черное как смоль, приоткрыто немного более, чем левое. Говорили мне, что Она во время Наполеона I поднимала свои веки и смотрела зорко и что в Анконе еще живы те граждане, которые видели сие чудо. В приделе, что под левым боковым алтарем собора, хороши четырехсторонние столбики, облицованные зеленым мрамором. Они поддерживают свод этого придела. В нем находятся мраморные раки с мощами святых: Кириака, Либерия и Маркеллина. Кириак есть тот самый, который указал царице Елене место, где под земляной насыпью лежал Крест Христов. А Либерий, происходивший из царского рода армян, жил подле Анконы отшельником. Маркеллин же был епископом в сем городе. В приделе, что под правым боковым алтарем собора, находятся предметы достопримечательные. 1.Со входу направо на стене виден барельеф какого-то Филиппа, помещенный тут в 1213 году. На нем изваян Христос, сидящий на престоле; вид Его строг; около Него – эмблемы евангелистов: вол и лев. 2.В средине у задней стены стоит древняя мраморная гробница с барельефами. Сопровождавший меня письмоводитель нашего консула Чевкини, анконец, католик, рассказывал мне, что во время оно эта гробница св.Кириака была несена ангелами в Анкону и оставлена ими недалеко от сего города и что один крестьянин привез ее сюда на своих волах, сделав постромки из травы. Но при осмотре ее оказалось, что ее заживо изготовил себе претор Анконы Тит Горгоний. Она походит на Стиликонову раку в Милане. На лицевой стороне ее изваяны Христос, сидящий на престоле, у ног Его два умершие и десять апостолов, на двух узких сторонах: Моисей со скрижалями закона, жертвоприношение Исаака и Христос пред Пилатом, сзади – умершие супруги рядом, на крышке – надпись с двумя ангелами, три волхва, Рождество Христово, исцеление слепорожденного, Христос поучающий и вход Его в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А Сентября 26 дня в указе Великого Государя из Святейшего Правительствующего Синода в Тайную Канцелярию писано: велено о бывшем архимандрите Кириаке из той Канцелярии требовать к решению, которое до Святейшего Правительствующего Синода надлежит, такого от подобных оному дел уведомления, как с явившимися в таких причинах людьми поступано, из чего б (понеже в Синоде о том ведано) видно было, какие во оном должно Святейшему Правительствующему Синоду восприять меры, которые по получении того уведомления и предложиться могут 126 . А Октября 9 дня по оному указ3 из Тайной Канцелярии доношением ответствовано: по справке-де в Тайной Канцелярии помянутого Кириака действам на примере показуется следующее: Володимирского уезду Боголюбова монастыря бывший игумен Аверкий в 717 и в 718 годах у бывшей Царицы, монахини Елены, в Суздале был дважды, также и в том Боголюбове монастыре, как она приезжала, был же и видал её в мирском платье, и на молебне поминал её Царицею единожды; а что она была пострижена, не ведал, а о правильной Царице Екатерине Алексеевне ведал. И по приговору-де Тайной Канцелярии он, Аверкий, за такие вины послан в Александро-Невский монастырь к духовному наказанию, и велено послать из того монастыря под начал в другой монастырь и быть тамо до кончины жизни его неисходно. А окроме-де того в Тайной Канцелярии к примеру дела бывшего архимандрита Кириака подобного-де не обретается. Святейший Правительствующий Синод, поданного из Тайной Канцелярии доношения и вышеписанной выписки слушав, согласно приговорили: бывшего в Суздале в Спасском Евфимьеве монастыре архимандрита Кириака по исследованному розыскному о бывшей Царице, монахине Елене, делу в вышеобъявленных причинах явившегося, который за престарелыми летами телесного наказания понести не может, послать из Приказу Церковных Дел в Савин монастырь Сторожевского, в котором быть ему, Кириаку, в братстве до кончины живота его неисходно. И о том к Златоустовскому архимандриту Антонию послать указ. 297 (271). – 10 Ноября. О выдаче жалованья секретарю, нотариусу, регистратору и подьячим Святейшего Синода на сентябрьскую треть из синодальной наличной казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины преподобного Герасима 27-летний инок Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия, которого тоже уже не было в живых. Он испросил себе уединенную келлию и там пребывал в глубокой тишине, имея общение лишь со своим другом иноком Фомой. Но вскоре Фома был послан в Александрию, где был хиротонисан во епископа, а святой Кириак в глубоком безмолвии провел 10 лет. В 37-летнем возрасте он был посвящен в сан диакона. Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона (память 28 сентября). В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях. В 40-летнем возрасте преподобный Кириак был хиротонисан в сан пресвитера и назначен канонархом; в этом звании он трудился 18 лет; всего же он пробыл в обители святого Харитона 30 лет. В эти годы преподобный Кириак предавался великому подвижничеству, которое тщательно скрывал. Воздержание и кротость его были необычайны. Каждый вечер преподобный Кириак читал в келлии Псалтирь до того времени, как раздавался благовест к полунощному пению. Достигнув 70 лет, преподобный решил вести жизнь еще более строгую и удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горьким зелием, которое по молитве святого Кириака делалось сладким, становясь годным в пищу. По прошествии пяти лет строгого уединения о пустынниках узнал один поселянин. Он привел к преподобному Кириаку своего больного бесноватого сына, и святой исцелил его. С тех пор многие стали приходить к преподобному со своими нуждами, он же искал все большего уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет. На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в место, отстоявшее на сотню верст от Сукийского монастыря. В этом сокровенном месте, называемом Сусаким, сходились две высохшие реки. По преданию, это место упоминал святой пророк Давид в своем псалме, говоря: Ты изсушил еси реки Ифамския ( Пс. 73,15 ). В этой далекой пустыне преподобный Кириак прожил семь лет. Затем к нему явились братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи в годину голода и губительных болезней, и умолили святого Кириака вернуться в обитель. Преподобный, тронутый мольбами братии, вернулся и поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда по смерти Иоанна на кафедру вступил Кириак (595–606), он, не признавая разрыва между церквами, послал свое общительное послание в Рим и его поддержал император, и Григорий пошел на некоторые уступки. Григорий в ответном послании Кириаку хвалил его за православие, но советовал ему отказаться от титула «вселенский». Своему апокрисиарию служить вместе с Кириаком он не разрешил, но подателя синодики Кириака принял в свое С этой синодикой вышел инцидент, освещающий слабость римской эрудиции в церковной истории. В своем общительном послании Кириак между прочим перечислял еретиков, которых он признает осужденными, и в их ряду стояло имя Евдоксия константинопольского (арианина). Григорий Великий зазрел Кириака на этом пункте, – опасаясь, не предаст ли он анафеме кого-либо православного, – и обратился к Евлогию александрийскому за разрешением вопроса о том, кто этот неведомый в Риме Евдоксий. А когда Евлогий успокоил папу, что Евдоксий – еретик, и сослался на историю Созомена, то Григорий опять впал в колебание, так как Созомена, будто бы, «не приемлет римская церковь ». В злополучное правление Фоки римские епископы продолжали агитацию против титула «вселенский», и, по-видимому, не без успеха. Бонифатию III (606–606) удалось получить от Фоки указ, – «ut sedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum, id est ecclesia Romana, quia ecclesia Constantinopolitana primam se omnium ecclesiarum scribebat» 78 . Чтобы Фока запретил константинопольскому епископу давать титул οικουμενικς, из этого известия не видно (но Фока мог иметь неудовольствие на Кириака за строгое охранение последним [это факт] церковного права убежища); а в праве на титул «вселенского» константинопольскому и римскому епископу никогда не отказывали. Во всяком случае, за константинопольским патриархом, несмотря на всякие римские протесты, удержался спорный титул и доныне. Римский смысл оппозиции против титула «вселенский» в переписке Григория I закрыт был тем, что Григорий ставил вопрос на общую почву, понимал его как дело всех епископов; его смирение не позволяло выставлять свои собственные преимущества. Впрочем, и смирение бывает о двух концах. Григорий называл себя «servus servorum Dei» 79 , но этот титул более претенциозный, чем οικουμενικς πατριρχης: из Мк.10:44 видно, что именно «primus» должен быть таков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Однажды, находясь в К-поле, Кириак услышал о подвижнике, авве Иларионе, и пришел к нему за советом. Он рассказал монаху о своей жизни, и тот одобрил все его подвиги, кроме ношения вериг, объяснив, что такое берут на себя только столпники и пустынники, но не люди, живущие в миру. Ношение вериг в миру может привести ко множеству искушений. Кириак сразу же снял вериги и вместо них опоясался веревкой. После беседы Иларион просил Кириака отнести письмо знатной даме из рода Комнинов (возможно, речь идет об Анне Далассине). Увидев Кириака, она сразу поняла, что перед ней святой, упала на колени и просила его благословения, а затем исповедалась; они долго беседовали о спасении души. На прощание она дала ему немного денег, по дороге святой раздал их нищим. Когда Кириак направлялся в Хоны поклониться чудотворной иконе арх. Михаила, хозяин гостиницы, где он остановился на ночлег, отобрал у него сумку с деньгами и раздел донага. Однако, увидев раны на теле святого, понял, что перед ним праведник, вернул ему одежду, а потом и все деньги. Святой же призывал его оставить разбой и покаяться. В др. раз Кириак вместе со своим братом Михаилом совершил пешее паломничество в Рим. По дороге святой заболел, но не соглашался принять помощь, даже просто съесть приготовленную пищу или выпить немного вина; он только разрешил брату помазать его елеем из лампадки. Через неск. дней он чудесным образом набрался сил и продолжил путь. Вернувшись из Рима, брат преподобного восстановил принадлежавшую их семье ветхую ц. во имя Христа Спасителя, основал при ней мон-рь и был пострижен в монахи с именем Матфей. Кириак помогал ему в устройстве мон-ря, наставлял братию и обучал их церковному пению, однако сам жил в деревне с семьей. Во время нападения варваров на Фракию все жители бежали в города. Брат Кириака с монахами укрылся в крепости Деркос. Однако Кириак не захотел идти вместе со всеми, опасаясь большого скопления людей. Он нашел уединенное место у озера, построил себе хижину и переждал нападение врагов. После этого он ушел в основанный братом мон-рь и принял постриг с именем Кирилл. Ему было 30 лет. Он построил себе келью на месте, к-рое было указано ему чудесным образом. Первые 3 года он ходил на все службы вместе с братией и посещал трапезную, однако ничего не ел, а читал вслух Жития святых. Спустя 3 года он отгородил место вокруг кельи, чтобы выращивать овощи, и перестал выходить за ограду, пребывая в молчании. Так он прожил еще 3 года. Святой вязал шерстяные камилавки, отдавал их братии или раздавал нищим; когда некому было отдать, он бросал их за монастырскую стену, чтобы кто-нибудь из прохожих взял себе. Он наставлял монахов с радостью принимать посетителей и путников, не тяготиться ими и помогать им по мере сил; однако предостерегал их от людей, к-рые праздно ходят из обители в обитель: они могут навредить монахам, да и им самим нет пользы от праздного блуждания.

http://pravenc.ru/text/1840451.html

   3. Предаваясь таким размышлениям, он в один воскресный день услышал слова Евангелия: «аще кто хощет no Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и no Мне грядет» (Матф. 16:24), и тотчас выйдя из церкви и никому не сказав ничего, пришел в Кенхреи и взойдя на корабль, отправлявшийся в Палестину, прибыл в Иерусалим, на восемнадцатом году возраста, на восьмом году святительства в Иерусалиме Анастасия, на десятом царствования великаго царя Льва, в начале индиктиона. И придя в святый град, он был принят иже во святых Евсторгием, мужем святым и блиставшим дарами Всесвятаго Духа, уже устроившим монастырь близ святаго града Сиона; раб Божий Кириак, проведя там зиму, пожелал поселиться в пустыне. И слыша почти ото всех разсказы о божественном Евфимие, просил великаго отца Евсторгия отпустить его с молитвою.    4. И будучи отпущен, он пришел в лавру великаго Евфимия и прилепившись там к Анатолию пресвитеру и Солимпию монаху, братьям по плоти, родом из Коринфа, знакомым ему с долгаго времени, поклонился великому Евфимию и был облечен в образ святыми его руками; оставаться же там тот ему не дозволил, ради юнаго его возраста но отослал его на Иордан к иже во святых Герасиму, так как великий Феоктист уже скончался: великий Евфимий совершенно остерегался иметь в своей лавре безбородых. Иже во святых Герасим, приняв его, приказал ему жить в общежитии, где он рубил дрова, носил воду, служил в поварне, с готовностию исполнял всякое послушание, дни проводил в трудах и скорбях, а ночи в молитвах к Богу, будучи весьма готовым на исполнение правила псалмопения и на работу.    5. Исполняя послушание в общежитии, он превосходил подвиги отшельников двумя особенностями: употреблением лишь хлеба и воды; масла, вина и смеси он не употреблял, так что великий Герасим, видя воздержание и подвиги юноши, удивлялся ему и любил его. В подтверждение сего он во время поста брал его в великую пустыню Рувы, и там они безмолствовали до праздника Ваий, приобщаясь по воскресным дням из рук великаго Евфимия. По прошествии небольшаго промежутка времени, при кончине во Христе великаго Евфимия, иже во святых Герасим видел, как его душу провожают Ангелы и возносят на небо, и, взяв авву Кириака, пришел в его обитель и, похоронив тело, возвратился. На девятый год пребывания аввы Кириака в Палестине, великий отец наш Герасим скончался и был увенчан венцом праведности, месяца марта в 5-й день, 13-го индиктиона, при чем игуменство прияли его братья Василий и Стефан. Тогда авва Кириак удалился и пришел в лавру великаго Евфимия; будучи принят игуменом Илиею, он взял келлию и безмолвствовал на 27 году своего возраста, ничего не приобретая от века сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3543...

– Вот это тебе, святой Николай (или святой Иоасаф). От Господа стопы человека устрояются (История моего крестника) Совершенно необычайное направление жизненного земного пути иеромонаха Кириака складывалось сложно, своеобразно и многогранно. И суждено ему было связать свою жизнь со мной, ставшим его крёстным отцом так же, как и нескольким тысячам других моих крестников разбросанных по вселенной. В 1908 году в далёкой северной окраине Камчатской области на берегах Охотского моря я исполнял свой пастырско-миссионерский долг, просвещая язычников-шаманистов верой Христовой. Над многими гижигинскими коряками, тунгусами и чукчами, подготовленными мной для достойного просвещения Христовой Православной верой, я совершал Таинство Святого Крещения. В большой толпе крещаемых подошёл ко мне гигантский коряк-язычник и заявил, что он тоже желает креститься, считая себя вполне подготовленным для принятия Таинства. Я в порядке очереди крестил его, дав православное имя Илия, кратко пояснив житие святого пророка Божия. Больше этого Илию я не видел, поскольку пастырско-миссионерская жизнь требовала постоянных разъездов. В силу этого, а также из-за кочевой жизни местных жителей мне редко приходилось встречать крещённых мной камчадалов. Но по милости Божией сложилось так, что через 52 года он, будучи уже иеромонахом Кириаком, разыскал меня, и у нас в 1960 году наладилась заочная связь. Вот как это было. В августе 1960 года я получил письмо от очень доброго и милого мирского человека Михаила Васильевича. Он мне сообщал, что ещё в 1957 году запросил Патриархию, и ему был дан мой новосибирский адрес, по которому он послал целую тетрадь (исповедь отца Кириака) и письмо, но мною они не были получены. Спустя какое-то время он снова пустился в розыски и получил мой новый адрес, у нас завязалась переписка. В день праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы я получил письмо от соплеменников отца Кириака, в котором они сообщали, что «радость и ликование были велии у нас по поводу сего», и описывали, какое впечатление на них произвёл мой ответ. Причём они, так как были малограмотные, обо всем сообщали своему другу Михаилу Васильевичу, а он уже весточки от них пересылал мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010