Воскрешенному Фаустину было 12 лет; перед театром был обезглавлен только Архелай, а Максима бросили в темницу. Евсевий, названный пресвитером, похоронил Архелая на некой равнине. Воины, уверовавшие во Христа и принявшие крещение от пресв. Максима, вместе с ним и с еп. Кириаком были обезглавлены в темнице, а их тела брошены в море. Пресв. Евсевий похоронил Максима и Кириака 8 авг. в крипте на равнине близ Остии. Через 4 дня Евсевий нашел на морском берегу останки воинов и похоронил их вместе с трибуном Феодором. В этом Мученичестве говорится, что Нонн, предавший земле Хрисию, получил др. имя - Ипполит, он был пресвитером и скончался 22 авг. Савиниан, названный главой Остии, был похоронен 27 янв. пресв. Кордием (вместо лат. Конкордия). В др. лат. редакции Мученичества Кенсорина (BHL, N 1723) говорится, что О. м. пострадали во время гонений имп. Требониана Галла (251-253). Кенсорин назван префектом Рима. В остийской тюрьме его посещали пресв. Максим, диак. Архелай и Аврея (здесь не названная девой), по молитвам к-рых совершалось множество чудес. Имена некоторых стражников в этой редакции переданы иначе: Невин носит имя Венерий, Гисторакин - Сторокин, Коммодий - Коммод, Монаксий - Монахий, Олимпий - Олиппий. Прибыв в Остию, Ульпиан сразу призвал на суд еп. Кириака, пресв. Максима, диак. Архелая, Аврею, Кенсорина и обращенных в христианство стражников. Их подвергли допросу, заключили в темницу, повторно допросили и пытали, после чего казнили 5 сент. у арки перед театром в Остии. Пресв. Евсевий собрал тела казненных христиан и похоронил Таврия и Геркулана в Римском Порте, Феодора - в его гробнице, а еп. Кириака с прочими близ Остии. В нек-рых редакциях Мученичества Авреи (BHL, N 808-810) время страданий святых датируется периодом правления имп. Клавдия, в других (BHL, N 811-813) - правлением имп. Александра Севера (222-235). Редакция BHL, N 810 по рукописи Brux. lat. 18653-57 (XV-XVI вв.) не содержит эпизода с Сабинианом. В начале Мученичества Аврея представлена как дева благородного происхождения, «дочь императоров», с младенчества христианка.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

24. Муч. Саввы стратилата (т. е. воеводы), мучч. Евсевия, Неона, Лонтия, Логгина и прочих с ними, Пасикрата и Валентина, преп.: Фомы юродивого; преп. Елисаветы чудотворицы; пр. Саввы печерского. 25. Св. Ап. и св. Марка; пр. Сильвестра обнорск., Македония, патр. константинопол. По преданию, св. Македоний († 516 г.) во время своего отпевания совершил крестные знамение, а наши сектанты считают этот знак молитвы совершенно ненужным. 26. Свящснномуч. Василия, еп. амасийского; св. Стефана пермск.; св. прав. Глафиры девы. 27. Св. свм. Симеона, сродн. Господня; пр. Стефана, игум. печерск., Иоанна игум., Евлогия фиваидского. 28. Св. Апп. (от 70-ти): Иасона и Сосипатра и проч. с ними; мучч.: Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Керкиры девицы, Дады, Максима, Кинтилиана, Зинона, Евсевия, Неона, Саторния и Виталия; св. Кирилла, еп. туровского; п. Кириака каргопольского. 29. 9-ти мучеников, иже в Кизике Феоинида, Руфа, Аитипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фасмасия и Филимона; пр. Мемнона; мч. Диодора, Родопиана диакона; пр. Василия, еп. сербск. 30. Св. ап. Иакова зевед., св. Доната еписк.; мч. Максима; обр. мощ. свм. Василия, еп. амасийск. и св. Никиты, еп. новгор. Май 1. Св. прр. Иеремии; свм. Макария, митр, киевск. (1497); п, Пафнутия боровского (1477); п. Герасима, мч. Ваты. 2.      Св. Афанасия великого , патр. александрийского (373); муч. Еспера, Зои и чад их: Кириака, Феодула; пер. мощ. (1017 и 1115) благоверн. кн. Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида, свят. Афанасия пателар., кн. Бориса болгарск. Ик. Бож. М. Путивльской. Относительно мучч. Еспера и Зои раскольники говорят, что они не причащались св. Таин, однако спаслись. Но откуда они знают, что эти мученики не причащались? Правда, в житии их об этом не говорится, но потому, как говорит св. Иосиф Волоцкий , что нет нужды писать о том, «еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайны (Слово II о иноч. жит. 494–5 стр. Казань, 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

писания, и отеческого предания, и житий святых. Текст 1) Иконоборцы в Царе-граде церковь св. Евфимии претвориша в кузницу и живяху в ней с женами и детьми; а в алтаре, яко в месте сокровенном, телесные нужды исправляху. Но послежде, возсиявшу благочестию, сия церковь паки освятися. Замечание Тако еретичествующии храм Божий, где были мощи прехвальныя Евфимии, претвориша в мерзость запустения; всяким сквернам и нечистотам угодное тамо бяше место, долготерпевшу Богу о таковых делах человеческих, святыню Его дотоле осквернявших, донеле же, злых зле погубив, паки воздвиже рог православия и, место свое очистив, сотвори оное яко селение славы своея. Чет. мин. июля в 11день. Текст 2) По умертвии св. мученика Кириака, дом его, освященный церковию, испроси Карнасий идолослужитель, и сотвори банею и блудилищем. Замечание Тако и Карнасий и други его, егда совершаху утехи своя в доме святого Кириака, абие вси мертви падоша, невидимою силою Божиею пораженны. Текст 3) Уведав Максеитий мучитель, яко блаженная Лукина дом свой в Риме содела церковию и папа Маркеллин освяти (претвори в скотское стоялище). 4) Егда плениша церковь сарацыны св. Феодора, сотворишь ю скверным своим обиталищем, творяху в ней с женами и детьми различный мерзости. Замечание Напротив, хотя и св. папа Маркеллин освятил тот дом блаженной Лукины, которой нечестивый царь обратил в скотское стоялище, но тем спасению своему не повредил, предав страдальческую душу свою в руце Божии. Чет. мин. июня в 3 день. Текст Но от сих всех превращениев Божество ни в чем не пострадало и не умалилось; и освящение сих домов и церквей было не с тем намерением, чтобы отдать их на осквернение; но когда в том последовала Божественная власть, то уже воли его никто противитися не может. Замечание И хотя Божество, как бесстрастное, от всех вышепоказанных превращениев ни в чем не пострадало, однако же видели мы, как Божеское правосудие осквернителей Ему посвященных мест карало. К сему да прочтут неверующие 16-ю главу книги Числ, и видят гнев Божий на Корея и сообщников его; да прочтут св. Библию , книги 2-я Царств главу 6-ю, и видят, как и за что порази Господь поражением Озу; да прочтут 2-я книги Маккавейския главу 3-ю, и видят, как Господь, обитание на небеси имеяй, надзиратель есть и помощник месту своему, и грядущих на озлобление поражает и погубляет; да прочтут св. Евангелия от Иоанна главу 2-ю, ст. 14. 15. 16. 17. Между тем, это самая ужасная кара Божия и недостойным христианам, что святыя места отдаются в распоряжение злочестивых иноплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Вот придел Лонгина Сотника,» сказал мне Архимандрит. – «Он есть и в Иерусалиме, продолжал я, и принадлежит Грекам.» – «Вот придел Андрея Критского , устроенный на том месте, где в Палестинском храме закладены восточные врата.» – «Вы сами сознаетесь, что его нет в Св. земле: как, жаль, что такими неуместными прибавлениями беспрестанно нарушается подобие. На хорах дело иное, но здесь казалось бы, все должно быть верным.» – «Вот придел Разделения риз, прямо против средины главного алтаря, и несколько далее придел Тернового венца в память поругания Спасителя. Между ними спускается лестница в подземную церковь Обретения креста.» – «Я опять узнаю местность Иерусалимскую, и Армянский престол Разделения риз, и Греческий Тернового венца, хотя оба, как и Лонгинов, там без иконостасов, и служба совершается на открытых престолах.» – Мы спустились к честному кресту по тридцати трем ступеням, как и в Иерусалиме, в подземелье Царицы Елены, поддерживаемое четырьмя тяжелыми столбами. Я увидел опять церковь св. Елены и в алтаре оной окно, пробитое в камне, у которого сидела Царица, когда отрывали честный крест; но с левой стороны сей церкви придел Утоления печали заменил Иерусалимский, благоразумного разбойника. Еще одиннадцать ступеней низводят к приделу Епископа Кириака, и к колодцу, где обретен был самый крест. В Палестине, на месте сего кладезя, стоит Греческий престол честного креста, на месте же придела св. Кириака, Латинский, также в честь креста Господня. «Вот мы прошли весь храм от одного края и до другого: скажите мне теперь, обратился я к Архимандриту, сколько считаете вы в оном длины и ширины?» – «Длина его от стены и до стены, отвечал он, «50 сажен, а широта 20; но, без подземной церкви Обретения, внутренней долготы будет только 36 сажен.» «И так Воскресенский храм пятью саженями длиннее Иерусалимского, а широта его та же; внутренняя же долгота Палестинского святилища, от гробов Иосифа и Никодима до придела Разделения риз, с небольшим 32 сажени, следовательно и здесь он уступает четырьмя саженями Воскресенскому. – Но возвратимся в собор; мы еще не были в главном алтаре его и на Голгофе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В церковной архитектуре эпохи О. также прослеживалось каролингское и отчасти визант. влияние, но проявлялся и ряд особенностей. Церкви этой эпохи представляли собой, как правило, базилики с мощными стенами и небольшими окнами, массивным зап. фасадом, напоминавшим крепостные сооружения - вестверк. Из Италии на герм. земли привозили мощи святых, в честь которых освящали новые храмы (напр., вмч. Пантелеимона в Кёльне, св. Кириака в Гернроде). Иногда при строительстве использовались сполии (напр., античные колонны для кафедрального собора в Магдебурге). Самым масштабным архитектурным памятником, созданным в правление О., был, по-видимому, кафедральный собор в г. Магдебурге (сгорел в нач. XIII в.). Еще в 937 г. О. основал в Магдебурге мон-рь св. Маврикия (в 946 там похоронена 1-я жена короля - Эдит); в 50-х гг. Х в., после того как было принято решение об основании Магдебургского архиепископства, начались работы по перестройке монастырской церкви в кафедральный собор. В 973 г. собор стал местом упокоения О. Наиболее значительные из сохранившихся памятников церковной архитектуры этого времени создавались по инициативе близких сподвижников государя (предполагалось, что эти церкви и мон-ри станут местами их погребения и посмертного поминовения). Церковь жен. секулярного капитула св. Кириака в Гернроде (Саксония) основана в 959 г. маркграфом Геро Железным в память о его скоропостижно скончавшихся сыновьях. Первой аббатисой новой обители была вдова одного из них - Хедвига (939-1014), вероятно, племянница кор. Матильды, матери О. Мон-рь быстро превратился в один из самых влиятельных во владениях О. Местом упокоения и особого почитания архиеп. Бруно Кёльнского стал основанный им мон-рь вмч. Пантелеимона за городскими стенами Кёльна. По инициативе архиепископа был заново отстроен Кёльнский кафедральный собор, основаны мон-ри св. ап. Андрея и св. Мартина. Ист.: Adalberti Continuatio Reginonis// Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum Continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

В третьем приделе с правой стороны от главного входа под престолом почивают мощи преподобномученицы Евгении и матери ее преподобной Клавдии (их память 24 декабря). Св. Евгения была дочерью Филиппа, правителя Александрии Египетской. Прочитав книгу Деяний святых апостолов, она уверовала во Христа и, оставив все земные блага, в мужском одеянии вступила в монастырь. По смерти отца она переселилась со своей матерью Клавдией в Рим, где пострадала за Христа в середине III в. и была погребена на Латинской дороге за городом. Через несколько дней по кончине св. Евгении, преставилась и мать ее, преподобная Клавдия, и погребена рядом с дочерью. Преподобномученицей Евгенией были обращены ко Христу два ее евнуха Протасий и Иакинф; вместе с ними она обратила ко Христу, в числе многих других, знатную римлянку Василлу. На левой стороне от спуска в нижнюю древнюю базилику находится вход в ризницу, в которой, между прочими святынями, хранятся частицы мощей всех двенадцати апостолов. 32. Церковь во имя Божией Матери «на Широкой дороге» (Chiesa di S. Maria in Via Lata; Via del Corso. 306, угол Via Lata) Церковь получила свое название, «на Широкой дороге», от местности, где она находится; в древности в Риме был целый квартал, который носил наименование «Широкая дорога». На этом месте уже во времена св. Сильвестра, папы римского, существовала церковь с монастырем св. мученика Кириака диакона (память 7 июня). В последующие времена церковь не один раз была перестраиваема. Над главным престолом стоит древняя чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, евангелистом Лукой. В особенности прославилась эта икона в VIII в., вследствие исцеления, полученного от нее находившимся в параличе племянником сенатора Альберика. С левой стороны от главного входа в ближайшем к главному престолу приделе почивают мощи мучеников Кириака диакона, Ларгия и Смарагда (память 7 июня), пострадавших одновременно при Максимилиане Галерии в самом начале VI в. Они были усечены мечом вместе с другими христианами, всего в количестве двадцати одного человека – мужей и жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в имяборческое нечестие впал не один человек, а за малым исключением почти всё духовенство Российской Церкви. Тем большее для неё наказание. А покаяния духовенства за имяборчество до сих пор не проявляется. Училище благочестия . «Однажды к преп. Кириаку пришёл инок Феофан заражённый несториевой ересью , который на предостережения преп. Кириака отвечал: «И все ереси также утверждают, что человек может спастись только с их верою. Что же после сего делать мне, окаянному? Все называют своё учение боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить её от заблуждения. Человек Божий! Помолись, чтобы Господь свыше просветил меня». После усердной молитвы преп. Кириака о сем, Феофан в 9 час. следующего дня увидал боголепного, но грозного юношу, который показал ему место мучений еретиков и сказал: «Если сей казни ужасаешься, то приступи ко Св. Апостольской Церкви: Я говорю тебе истину, не забудь её: – если человек имеет все добродетели, но мыслит нечестиво, низвержен будет в сие место» 1503 . Вот какое наказание несторианам! А наши патриархи сообщаются с армянами, заражёнными монофизической ересью, молятся у них, участвуют в их церковных торжествах. Св. ап. Пётр . «Многими словами он свидетельствовал и увещевал говоря: » Спасайтесь от рода сего развращённого » ( Деян. 2:40 ). «Господи! Кто обитает в жилище Твоём?.. Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит» ( Пс. 14:4 ). " Не седох с сонмом суетным и с законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду » ( Пс. 25:4–5 ). Книга о вере так пишет : «На сем камени, не рече на апостоле Петре, ибо не на человеце, но на вере Христос созда Церковь Свою. Что же вера бе? – «Ты еси Христос Сын Бога Живаго!» 1504 . «Потому что хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Св. Духа, т. к. преподаяние оной оскудело по пресечению преемства, и, хотя первые отделившиеся имели рукоположение от Отцов и чрез возложение рук их получили духовное дарование, но, отторгнувшись сделались мирянами , не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не в состоянии были передавать другим благодать Св. Духа, от которой сами отпали» 1505 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Больничная ц. в честь Сретения Господня с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, поставленная над захоронением праведных Антония и Феликса, была последним деревянным храмом обители. После строительства на новом месте каменного Никольского собора над гробницей святых была поставлена часовня. В 1719 г. по благословению архиеп. Холмогорского Варнавы (Волатковского) архим. Порфирием «для болничной братии на месте часовенном» над гробами святых Антония и Феликса возвели новую, теплую церковь. В пожаре 1731 г. Сретенская ц. с больничной кельей сгорела, в 1735-1738 гг. по благословению архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Германа (Концевича) восстановлена и 24 июля 1740 г. архим. Павлом освящена. 30 сент. того же года освящен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Сретенская ц. вторично сгорела, по-видимому, 26 мая 1798 г., когда «от молнии произошел пожар, истребивший как церкви, так и прочия здания в монастыре» ( Макарий (Миролюбов). 1879. С. 13). Вместо нее в 1860 г. была построена каменная часовня. В расходных книгах строителя старца Кириака за 1551-1559 гг. упоминается о ремонте (или строительстве) колокольни (Арх. СПб ИИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 935; Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 65, 82). В 1588 г. мастером Петром и плотником Яковом Корелянином была срублена новая колокольня, «о девяти столбах с верхом». По описи 1601 г., на колокольне были повешены «колокол большой, да три середних, да два малых» и укреплены «часы железные боевые с получасием и указным колесом» ( Макарий (Миролюбов). 1879. С. 41; Мильчик. 2007. С. 395, 413, 414). Ограда впервые упоминается в расходной книге строителя старца Кириака 1551 г. (Арх. СПб ИИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 935. Л. 63 об.). Из расходной книги и из описи 1601 г. следует, что К. м. был обнесен оградой «взаплот» с 2 воротами. Главные св. ворота находились с вост. стороны, напротив пристани. В нач. 40-х гг. XVII в. ограду перестроили и она стала тыновой, «стоячей». В 1691-1692 гг., при игум. Василиске, по завершении переноса св. ворот с надвратным Богоявленским храмом с вост. стороны обители на западную перестроили и ограду. Опись 1834 г. сохранила подробное описание 4-угольной рубленной из круглых бревен ограды: «...окружности 308 сажен, в вышину 2 сажени 3 четверти». В ограде имелось четверо ворот (в т. ч. святые: восточные и западные) и 6 башен. Седьмая располагалась с вост. стороны над св. воротами («с низу четвероугольная, а выше крыши оградной осмиугольная, на ней шатер») (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 301. Л. 7-8), это единственное сохранившееся деревянное строение К. м., ныне находится в МГОМЗ «Коломенское». Каменные постройки

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Теперь, когда мы частично уже коснулись основной гипотезы Лоофса в отношении к личности Леонтия Византийского , благовременно подвергнуть ее разбору и в целом виде. Итак, Леонтий Византийский , по Лоофсу, есть тот самый, о котором говорится в двух древних Житиях: Vita Sabae («Житие св. Саввы») и Vita Cyriaci («Житие Кириака Отшельника») 182 . В обоих Житиях, относящихся к VI веку, упоминается некий монах Леонтий, причем особенно подробно и выразительно повествуется о нем в Житии св. Саввы, где читаем следующее: «Об искоренении гибельной ереси Оригеновой Савва просил потому, что между монахами, при нем бывшими, нашелся один монах, родом Византиец, по имени Леонтий ( τις τν μετ» ατν μοναχν Βυζντιος τ γνει Λεντιος νματι), который, будучи принят в Новую Лавру в числе прочих принятых с Нонном после кончины игумена Агапита 183 , держался Оригеновых мнений. Он притворно защищал Халкидонский собор, а на самом деле держался Оригеновых мыслей. Почему отец наш Савва, услышавши о сем и вспомнив слова блаженного Агапита [Новолаврского игумена, отказавшегося принять в свою Лавру Леонтия и его сообщников], употребил строгость, отверг от себя и отлучил от своего сообщества как Леонтия, так и державшихся мнений Феодора Мопсуестийского, а императору внушил искоренить ту и другую ересь» 184 . В Житии Кириака Отшельника точно так же говорится: «Нонн был начальником этого зла [то есть оригенизма в Новой Лавре] и приобрел себе ревностного помощника, поборника и соратника в лице Леонтия Византийского ( Λεντιον τν Βυζντιον πουργον χων κα περμαχον κα συναγωνιστν) " 185 . К Нонну, который был «родом палестинец» 186 , в деле распространении им оригенизма присоединились еще и другие, и «прежде всего те, кто были в Новой Лавре ученейшими, именно: Петр Александрийский , и другой Петр, родом из Греции, даже самый наместник Лавры, родом Скифопольский, вернейший в религии и в добродетелях и просвещенный в науках» 187 . Дальнейшая судьба Леонтия в связи с развитием оригенизма в Палестине представляется, по свидетельству Жития св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1983. P. 34). Жития прп. Евфимия и прп. Саввы составляют основу корпуса Житий и значительно превосходят по объему 5 остальных. Оба жития написаны в одно время (в Житии прп. Евфимия К. С. указывает на скорое появление Жития прп. Саввы ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 47, 84// Schwartz. 1939. S. 50, 84)) и посвящены одному лицу - игумену мон-ря Веэлла Георгию. Сам К. С. называет каждое из Житий Словом (Ibid. 85//Ibid. S. 84; Vita Sabae. 2//Ibid. S. 86; Vita Ioan. Hesych. 14//Ibid. S. 212). Житие прп. Иоанна Молчальника, по мнению Флюзена, является лишь частью одного из Слов ( Flusin. 1983. P. 34). Предполагать это позволяет начало Жития: «Первым я предлагаю для повествования авву Иоанна…» ( Cyr. Scyth. Vita Ioan. Hesych. 1// Schwartz. 1939. S. 201). Структурная композиция Жития прп. Кириака Отшельника говорит о том, что автор также не замышлял это Житие как отдельное произведение (Vita Cyriac. 1//Ibid. S. 222). По мнению Г. Узенера, все Жития (кроме Житий Евфимия и Саввы) являются частями незаконченного сочинения ( Usener H. Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta. Bonn, 1890. S. XVIII). Эта гипотеза, однако, не имеет твердых оснований. В нек-рых рукописях собрание Житий, написанных К. С., именуется общим термином «Монашеские истории». Наиболее древние рукописи (X в.) (напр.: Vat. Ottob. gr. 373 и Vat. gr. 1589) содержат только 4 Жития: Евфимия, Саввы, Иоанна и Кириака. Флюзен высказал предположение, что К. С. намеревался составить более обширный сборник о жизни и подвигах палестинских подвижников, подобно тому как Феодорит Кирский описал подвиги сир. подвижников в «Истории боголюбцев» ( Flusin. 1983. P. 35). Критическое издание Шварца включает греч. текст 6 Житий и часть Жития свт. Авраама Кратейского. Данное издание не лишено недостатков: в нем использованы не все известные рукописи, не учтены должным образом предшествовавшие издания греч. оригинала, метафрастовские редакции Житий, а также древние вост. переводы (см. рецензию: Thomsen. 1940). Сохранились древние переводы сочинений К.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010