Новый император, узурпатор и убийца, однако, был приветствуем папой в поздравительных письмах, раболепство и ласкательство которых можно объяснить только предположением, что Григорий когда писал эти письма, не знал о той вопиющей жестокости, которой сопровождалась узурпация (что в виду смутности тех времен, отнюдь не невероятно). Так же можно объяснить и его отношения к Брунегильде. Брунегильда была просто чудовищем. Преступления, которые она совершала в течение царствования ее сына, Хильдеберта II (575–596) и ее двух внуков, Теудеберта II и Теудеберика II, приобрели ей прозвище «франкской фурии», «новой Иезавели». А между тем к этой женщине Григорий писал письма, исполненные похвалы и лести. Но он, очевидно, судил о ней просто по ее собственным письмам. А в этих последних она с притворной набожностью обращалась к нему то за какими-нибудь мощами для церкви, то за паллиумом для св. Сиагрия Аутунского, то за какой-либо привилегией для какого-нибудь монастыря, то с просьбой о присылке папского легата на Франкский собор; причем обещала поддерживать английскую миссию, строить церкви и монастыри, отменять симонию, вводить целибат, воздерживаться от раздачи церковных должностей и бенефиций мирянам, и т. п. В виду всего этого Брунегильда могла казаться ему такой, как он и описывал ее, – женщиной весьма благочестивой. Григорий Двоеслов много потрудился для христианского просвещения чужеземных стран, особенно Испании и Англии. Благодаря влиянию епископа Леандера Севильского, близкого друга Григ., который познакомился с ним в Константинополе, Реккаред, король вестготов, согласился оставить арианство и присоединиться к православной церкви. В письме от 599 г. король сообщил о своем обращении папе, и в то же время послал золотую чашу в качестве своего подарка св. Петру. Григорий отвечал ему чрезвычайно любезно, и отправил аббата Кириака в Испанию с паллиумом для Леандера. Собор Барцелонский, состоявшийся в том же году под председательством митрополита Азиатика Таррагонского и обсуждавший вопросы о симонии и инвеституре мирян церковными бенефициями, вероятно, находился в связи с посольством Кириака. – Что касается Англии, то она обратила на себя внимание Григ., когда он был еще монахом. Увидев англо-саксонских мальчиков, выставленных на продажу в качестве рабов в Риме, он почувствовал к ним глубокое сожаление, и порешил отправиться в Англию в качестве миссионера. Он и действительно уже двинулся в путь, но был возвращен папой. Сделавшись сам папой, он отправил (596) Августина и сорок других монахов к королю Этельберту Кентскому, и дело пошло так успешно, что уже в следующем году Августин сообщил ему о крещении короля и 10.000 его подданных. С каким великим интересом Григорий относился к английской миссии, это можно видеть из его писем к Августину, в которых давались ему самые подробные инструкции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

150 мучч. персидских. Абис. У Люд. Леви-арагат . Абис. у Люд. 4 . Воспоминание чудесе , бывшего чрез св. Афанасия. Копт. у Порфир. 5 . Клавдиана, Плавта, Иринея мучч. в Никомидии в Вифинии. Иерон. Дидима пресвитера, Квинта, Панкрата и Сукцесса , мучч. в Александрии. Иерон. Маркианы, Никанора, Аполлония мучч. в Египте. Иерон. Гонория импер. Копт. 1425. Преп. Исаака , учен. Аполлоса скитского. Копт. 1425. 6 . Фирма, Иринея епископа, Гимнара, Солютора, Кириака, Моисея, Романа, Сукцесса, Квартиллы, Романы, Доната, Сикста, Виктора, Кириаки, Гага, Сатира мучч. в Никомидии. Иерон. Руфины, Модераты, Романы, Секунда и других 7-ми, также Флорентина, Геминиана, Сатура мучч. в Сирмии. Иерон. Тимофея и Диогена мучч. в Македонии. М. Р. Клюзия пресвитера, Тимофея, Макарии, Тигрии, Марции (или Марки ) и Максимы в Александрии. Иерон. Феодора еписк., Иринея диакона, Аммона чтеца, Суммисты, Априка, Виктора в верхней Ливии. Иерон. Иоанна , еп. газского. Копт. 1338 и 1425. Исихия пресвитера, деда Евтихия патр. конст. Никод. Феодоры щедрой. Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. 7 . Егезиппа писателя церковного, † 180 г. М. Р. Тимофея, Диогена, Макарии или Мадиарии и Максимы в Антиохии сирской. Иерон. Коприки, Виктора, Доната в верхней Ливии. Иерон. Пелевсия или Пелузия в Александрии. М. Р. Иерон. У. Н. Кириака и дружины его в Никомидии. Иерон. М. Р. Диоклии , матери муч. Каллиопии. Феррарий – по греч. Феоклии. Антония , еп. Тамоии. Копт. 1425 и др. Михаила архангела. Копт. 1338 и 1425. 8 . Муч. монахов Иосии и Иосифа на горе Харасан, учеников св. Милия (у нас 23 апр.). Копт. 1425. Мучч. Мудия и Дионисия . Копт. 1425. (Дионисии диакониссы и Гелваса мученика. Абис. у Люд.) 9 . Акакия , еп. амидского в Месопотамии, при Феодосии младшем, продавшего церковныя сокровища для искупления пленных у персов. М. Р. 5 дев мучч. в Сирмии (в Среме) в Паннонии. М. Р. Иерон. Максима , патр. александр. † 282. Копт. 1425. Исаака и Германа . Абис. у Люд. (Исаак 5 апр.). 10 . Аполлония пресвитера, Грана, Илария, Доната, Концесса, Сатурнина , мучч. в Александрии. М. Р. У. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

О Господи кроткий и благий, Агнец Божий преумиленный, напои и нас Твоей кротостью и благостью, дабы и мы стали общниками Твоей победы! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 21 марта 1. Св. Иаков , епископ и исповедник. Не известно ни место его рождения, ни его епископская кафедра. Известно лишь то, что исполнил он закон Христов, усердно подвизаясь в посте и молитве, и что в правление Копронима претерпел от иконоборцев многие беды и злоключения: и голод, и темницу, и разного рода оскорбления. Наконец, предал он свою душу Богу, Которому в этой жизни верно послужил. Жил и страдал он в VIII веке. 2. Преп. Кирилл, епископ Катанский , на Сицилии. Родом из Антиохии и ученик апостола Петра. Хорошо управлял Христовым стадом. Имел дар чудотворения посредством молитвы. Так, например, горькую воду, не пригодную для питья – а в том месте летом другой воды не было – молитвой претворил в воду пресную, питьевую. Упокоился в мире. 3. Св. Фома, патриарх Цареградский . Жил в эпоху императоров Маврикия и Фоки, в правление патриархов святых Иоанна Постника и Кириака. Святой Иоанн, заметив его великую ревность и благочестие, возвел его в чин сакеллария (ризничего) Патриархии, а по кончине Кириака Фому избрали патриархом. В его правление произошло необычайное событие: однажды при шествии крестного хода кресты начали сами по себе качаться и ударяться друг о друга. Весь народ этому подивился. Узнав об этом и удостоверившись в истинности происшедшего, патриарх призвал святого Феодора Сикеота, известного постника и прозорливца, и попросил его объяснить, что этим предвещается. Святой Феодор помолился Богу и открыл патриарху, что это предзнаменует великие потрясения, грядущие и для Церкви, и для греческого царства, вследствие внутренних религиозных и политических распрей. Христиане сами будут бить и истреблять друг друга. Всё это вскоре и исполнилось. Святой Фома просил святого Феодора помолиться о себе Богу, чтобы Бог взял его до того, когда эти бедствия нагрянут. «Велишь ли ты прийти к тебе или мы там увидимся пред Богом?» – так отписал святой Феодор патриарху, предвещая тем самым близкую смерть и патриарха, и себя самого. В тот же самый день заболел и скончался патриарх, а следом за ним – и святой Феодор. Святой Фома преставился и переселился ко Господу в 610 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Таким образом, последние годы 70-ти-летнего старца, испытавшего уже пять гонений, были проведены им в Александрии, но всё же в постоянной борьбе против различных ересей, колебавших Церковь , и в неутомимых стараниях водворить мир и согласие в потрясаемой Церкви. В 373 г. упокоился от земного подвига своего этот непоколебимый и могучий защитник Православия, пребыв до 80-ти летней жизни верным и самоотверженным конца своей служителем и столпом всей душой возлюбленной им Церкви Христовой. Много сочинений осталось после св. Афанасия, – и не было бы столько уклонений от Православия – в виде различных сект всё более и более, и в наше время в особенности, распространяющихся искателей религиозной правды вне Откровения, если бы они изучали со всем душевным вниманием вдохновенные писания этого и подобных ему вселенских учителей и отцов Церкви. Страдание св. мучеников: Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому Римлянину, именем Катулу язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова Апостола: «Рабы, во всём будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, со страхом Божиим; и всё, что вы ни делаете, делайте от души, и как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаянии от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу!» ( Кол.3:21–24 ). В том же духе смиренного подчинения своей участи воспитывали эти Боголюбивые люди и детей своих Кириака и Феодула. Между тем, придя в возраст, дети стали тяготиться тем, что им приходилось жить с язычниками и таить от них свою веру. – Уйдём от нечестивых, – говорили они своей матери, – ведь сама же ты научила нас Священному Писанию , в котором сказано, чтобы удаляться от нечестивых... и зачем скрываем мы от них нашу веру? Не лучше ли смело высказать господину нашему, что мы христиане? Если он убьёт нас, то мы знаем, что нам предстоит вечная жизнь с Христом Богом. Чего же бояться нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В то время как отсечена была ее голова, некоторые слышали голос на небе, произносящий: — Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева! Христиане с благоговением похоронили тело святой в ее доме. — Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом. На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг: упавши, военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу. Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь и поклонение во веки, аминь.   Тропарь, глас 4: Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/мужескую крепость прииемши,/женскую же немощь отвергши,/диавола победи и мучителя посрами,/вопиющи и глаголющи:/приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./Тоя молитвами, Христе Боже,/спаси души наша.   Кондак, глас 3: Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная. Память святого священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского Святой Кириак, уверовавший во Христа и крестившийся после обретения честного и животворящего Креста, был епископом Иерусалимским. Он прожил до царствования Юлиана Отступника. Последний, во время похода на персов, прибыл в Иерусалим и здесь потребовал св. Кириака на суд, и принуждал его принести жертву идолам; но святой решительно отказался сделать это. Тогда император приказал отрубить ему правую руку:  — Много посланий написал ты этой рукою, — сказал он, — и многих отклонил от почитания богов. Потом он велел лить святому в рот расплавленное олово и положить его на раскаленное медное ложе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, восток к этим римским воззваниям отнесся с полным равнодушием.  Когда по смерти Иоанна на кафедру вступил Кириак (595—606), он, не признавая разрыва между церквами, послал свое общительное послание в Рим и его поддержал император, и Григорий пошел на некоторые уступки. Григорий в ответном послании Кириаку хвалил его за православие, но советовал ему отказаться от титула «вселенский». Своему апокрисиарию служить вместе с Кириаком он не разрешил, но подателя синодики Кириака принял в свое общение .  В злополучное правление Фоки римские епископы продолжали агитацию против титула «вселенский», и, по–видимому, не без успеха. Бонифатию III (606—606) удалось получить от Фоки указ, — «ut sedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum, id est ecclesia Romana, quia ecclesia Constantino–politana primam se omnium ecclesiarum scribebat»  . Чтобы Фока запретил константинопольскому епископу давать титул οικουμενικς, из этого известия не видно (но Фока мог иметь неудовольствие на Кириака за строгое охранение последним [это фактцерковного права убежища); а в праве на титул «вселенского» константинопольскому и римскому епископу никогда не отказывали. Во всяком случае, за константинопольским патриархом, несмотря на всякие римские протесты, удержался спорный титул и доныне.  Римский смысл оппозиции против титула «вселенский» в переписке Григория I закрыт был тем, что Григорий ставил вопрос на общую почву, понимал его как дело всех епископов; его смирение не позволяло выставлять свои собственные преимущества. Впрочем, и смирение бывает о двух концах. Григорий называл себя «servus servorum Dei»  , но этот титул более претенциозный, чем οικουμενικς πατριρχης: из Марк. X, 44 видно, что именно «primus» должен быть таков.  Но это, о чем умолчал Григорий, досказал Адриан I (772—795) в своих посланиях к императрице Ирине и к Тарасию константинопольскому (от 26 октября 785 г.). Императрица Ирина, извещая Адриана о поставлении Тарасия в епископа константинопольского, называла, по обычаю, Тарасия «вселенским патриархом». В ответ на это Адриан спрашивает: что он должен думать об этом титуле? Скрывается ли в нем imperitia, или schisma, или haeresis?  Если именуемый «вселенским» этим самым дает понять, что он выше римского епископа, supra praelatam sibi sanctam Romanam ecclesiam, quae est caput omnium Dei ecclesiarum, describatur  , " ) он, без сомнения, выставляет себя противником св. соборов и еретиком; если он «вселенский», то он — смешно сказать — имеет первенство даже над кафедрой римской церкви. Б конце концов, папа высказывается очень категорично: кто называет себя вселенским, тот чужд православной веры. Итак, борьба против титула «вселенский» выяснилась как борьба за римское верховенство. Таким образом, восстановившееся на этот раз общение римской кафедры с константинопольской осложнено было совсем не миролюбивыми задатками, которые и повели к разделению церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schrifsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887. S. 288; Hombergen. Cyril of Scythopolis. 2001. P. 39). Сопоставляя сообщения К. С. с данными др. источников, исследователь пришел к выводу, что К. С. и близкая к нему монашеская партия первоначально критически относились к идее осуждения «Трех Глав» (Феодора Мопсуестийского, Феодорита, еп. Кирского, и Ивы , еп. Эдесского), но затем согласились с политикой имп. св. Юстиниана в этом вопросе. В Житии прп. Саввы К. С. излагает ход событий с позиций офиц. богословия 2-й пол. VI в., допуская при этом ряд анахронизмов. В Житии прп. Кириака К. С. повествует о своем посещении подвижника ок. 544 г. и о его резком осуждении Оригена. Причем в уста прп. Кириака К. С. влагает дословные цитаты из 15 анафематизмов против Оригена, принятых на V Вселенском Соборе ( Cyr. Scyth. Vita Cyriac. 11-15// Schwartz. 1939. S. 229-231). Однако К. С. умалчивает о важных фактах, предшествовавших Собору и касающихся осуждения «Трех Глав»: в частности, он ничего не говорит об эдикте имп. Юстиниана 544 г. и о его неприятии на Востоке и Западе, а сам Собор 553 г. в его представлении был созван против оригенистов, а не против «Трех Глав». К. С. преувеличивает роль аввы Конона, преемника прп. Саввы, в том, что К. С. считает окончательной победой православия (Vita Sabae. 90//Ibid. S. 198-200). Важным фактом является полное молчание К. С. о Феодорите Кирском, сочинения к-рого против свт. Кирилла Александрийского были осуждены Собором 553 г. Феодорит, безусловно, был авторитетом для К. С., по крайней мере как агиограф. Не зависящие от К. С. лат. источники свидетельствуют, с одной стороны, о том, что бывш. «оригенисты» якобы с помощью интриг добились осуждения «Трех Глав» эдиктом 544 г., как бы мстя за осуждение Оригена в 543 г. ( Facund. Pro defens. cap. I 2, 4). С др. стороны, имеются свидетельства того, что антиоригенисты Палестины поддержали тех, кто противились осуждению «Трех Глав», в частности рим. диак. Пелагия, и развернули свою кампанию по дискредитации Оригена ( Liberat.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

Когда они раскопали землю до глубины около 20 локтей, были найдены три креста, которые Иуда и принес царице. Не зная, который из них принадлежал Христу, все три креста положили среди города. Здесь, около девятого часа того же дня, несли мертвого юношу, и чудо воскрешения его одним из крестов дало ответ на вопрос. Когда умерший от прикосновения святого древа воскрес, вдруг послышался крик сатаны: «кто Ты, изгоняющий меня из душ, которые принадлежат мне? Горе Тебе, Иисус из Назарета, что Ты снова выносишь на свет против меня крест Свой. Горе тебе, Иуда! Что сделал ты со мною! Прежде чрез одного Иуду я сделал народ грешным; теперь же твоею рукою, Иуда, я изгоняюсь отсюда...» И сделался Иуда силен в Духе Святом и сказал: «именем Христа Бога, Который оживляет мертвых, я осуждаю тебя на преисподнюю глубину геенны огненной». – А дерево креста св. Елена приказала обложить золотом и драгоценными камнями, заключить в серебряный ящик и поставить в церкви, построенной на Голгофе. Уверовавший Иуда принял от Евсевия крещение с именем Кириака и по смерти иерусалимского епископа занял его место, а иудеи подверглись преследованию и были изгнаны из Иерусалима. По молитве Кириака, Господь знамением своим в виде молнии указал ему на месте обретения креста и святые гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя. Из них Елена приказала сделать печать на вооружении Константина и узду для его коня, во исполнение пророчества Захарии 14:20. – См. сирский текст рукописей и немецкий перевод их у Eberh. Nestle. De sancta cruce. Ein Beitrag zur christlischen Legendengeschichte, Berlin. 1889, s. 7–64. Epist. ad Constantinum: π μυ γρ... το Κονσταντνου το σο πατρς, τ σωτριον το σταυρο ξλον υ εροσολμοις ηρηται. Catech. X, 19: τ ξλον τ γιον το σταυρο μαρτυρε, μχρι σμερου παρ μν φαιυμευου. – Факт обретения древа креста Господня при царице Елене стоит тем тверже и непоколебимее, что были и ложные попытки указать крест Христов, однако не имели успеха. Так, Тоблер говорит о такой попытке, бывшей в 310 году, при папе Евсевии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Самые ранние упоминания о почитании И. на Западе содержатся в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.). Формулы записей различны: в ряде случаев вместе с памятью И. содержится память других мучеников. Так, в Эхтернахской рукописи (VIII в.) под 21 авг. указана память «в Римском Порте Ипполита, Траяна, Квадрата, Прима»; под 22 авг.- «...и в Римском Порте Перегрина, Априлия, Марциала, Авреи, Эпиктета, Марцелла, Аврелия [ошибочно вместо Авреи], Феликса, Ипполита, Сатурнина»; под 23 авг.- «...и в Римском Порте Нонна, и в Остии Кириака, Архелая». В других рукописях под 22 или под 23 авг. обозначена память «в Порте города Рима... св. Ипполита, прозванного Нонном» (Виссембургская рукопись, 3-я четв. VIII в.) (MartHieron. P. 454-461). Ж. М. Ханссенс полагал, что первоначально память И. отмечалась только 21 авг., затем было установлено 2-е празднество - 23 авг. ( Hanssens. 1959. P. 326-327). Кроме августовской группы записей в Мартирологе содержатся упоминания и о др. днях празднования: под 11 сент.- И. и Ингенуя (в Римском Порте), под 12 сент.- Прота, Санктина и И. (в Риме) (MartHieron. P. 501-503). По мнению П. Тестини, празднование в честь И. под этими числами было установлено в память об освящении базилики над гробницей святого ( Testini. 1977. P. 61). В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.) память И. и других остийских мучеников отсутствовала (см.: Quentin. 1908. P. 47-48). Под 22 авг. память И., Кириака и Архелая значится в лионских календарях 1-й пол. IX в. и в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), под 23 авг.- в т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.) (PL. 94. Col. 1014; 123. Col. 167; см.: Quentin. 1908. P. 437). Последний день памяти 3 мучеников (без сказания) упоминается также в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) (PL. 123. Col. 335; 124. Col. 389). Кард. Цезарь Бароний поместил память И. в Римском Мартирологе (XVI в.) под 22 авг. и отнес кончину мученика к правлению имп. Александра Севера (222-235) (MartRom. P. 352). Под этой датой поминовение (commemoratio) И. включено в тридентские богослужебные книги (Missale Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1872. P. 30).

http://pravenc.ru/text/673783.html

Наверху площадки еще 6 выбитых в скале ступеней ведут к двери, через которую можно пройти в маленькую пещерку, где афонскими иноками установлены 3 небольших колокола. Далее, через дверь налево, входим в главную пещеру, где преп. Харитон освободился от разбойников и создал церковь , посвященную теперь его имени. Алтарь расположен в восточном углу, рядом со входом. Простой иконостас работы афонских монахов отделяет его от превращенной в церковь пещеры. Благодаря трем застекленным окнам в ней бывает достаточно светло днем. В день памяти Преподобного, 28 сентября, здесь совершается праздничное богослужение. Рядом с пещеркой-звонницей есть еще одна, с отдельным наружным входом. В двух каменных ковчежцах хранятся мощи подвизавшихся здесь св. угодников. Современные здания приютились в углублении скалы, служащей надежным природным навесом. В двухэтажном домике помещаются часовня-трапезная, освященная во имя свт. Николая Чудотворца, с небольшим деревянным куполом на стропилах, две иноческие кельи и служебные помещения. Русской собственностью является и небольшой участок земли наверху скалы, над Лаврой, где разбит масличный сад. В противоположной стене ущелья находится пещера преп. Кириака Отшельника, который подвизался здесь на 100 лет позже преп. Харитона. Небольшая дверь и круглое окно на головокружительной высоте отмечают место его подвигов. Имени преп. Кириака посвящена небольшая греческая обитель на дне ущелья, основанная иноками Иерусалимской патриархии в начале XX в. – «в пику» русским пришельцам. Неподалеку, заключенный в бетонную плотину, находится и сам Мышиный источник, вызвавший в свое время такие церковно-дипломатические бури. ...Айн Фара – не единственное место в Святой Земле, находящееся под юрисдикцией Русской Зарубежной Церкви. Ей принадлежит в различных местах около полутора десятков участков, приобретенных в свое время начальниками Русской Духовной Миссии. Разделение в Русской Церкви, связанное с революцией, гражданской войной и эмиграцией, коснулось и Палестины. В Иерусалиме долго говорили: «Красная» или «Белая» церковь . После возникновения государства Израиль в 1948 г., русские недвижимости, в том числе храмы и монастыри, оказавшиеся на его территории, были возвращены СССР. Но все оставшееся на территории, отошедшей к Иордании (включая Восточный Иерусалим, Вифлеем, Хеврон и т. н. «Западный Берег»), остается в ведении Зарубежной Церкви. Акт о воссоединении Московской и Зарубежной ветвей Русской Православной Церкви не коснулся вопросов управления собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010