В 16–17 вв. сложилось ошибочное, но оказавшееся очень устойчивым представление о том, что в катакомбах скрывались первые христиане в эпоху гонений, что катакомбы были местами культа и чуть ли не местами обитания. В действительности катакомбы были кладбищами. Большая часть катакомб представляет собой общинные кладбища, но были и семейные кладбища, которые именуют ипогеями частного права 1437 . Хорошо известный пример такой катакомбы, принадлежавшей богатому семейству, – римская катакомба первых десятилетий 4 в. под виа Латина (Дино Компаньи). Римские катакомбы, общее число которых доходит до пяти десятков, располагались вдоль консульских дорог. Наиболее известны комплексы: к западу от Рима – Ватиканское кладбище по Корнелиевой дороге и кладбище Св. Панкратия по Аврелиевой; к северу – кладбища Св. Присциллы по Новой Саларийской дороге, Св. Памфилия по старой Саларийской дороге и Св. Агнесы по Номентанской дороге; к востоку – кладбища Св. Кириака и Св. Лоренцо по Тибуртинской дороге, Свв. Марцеллина и Петра (оно же – «У двух лавров» или, в средневековую эпоху, «У св. Елены») по Лабиканской дороге. В южной зоне римских предместий расположены самые посещаемые катакомбы – Св. Каликста по Старой Аппиевой дороге и Св. Домициллы по Ардеатинской дороге. К югу расположены также катакомбы Коммодиллы по Остийской дороге, Свв. Гордиана и Эпимаха по Латинской дороге, Св. Бальбины между дорогами Аппиевой и Ардеатинской и др. На развитие подземных кладбищ огромное влияние оказал культ мучеников. Для увековечения их памяти и благоустройства катакомб много сделал папа Дамас. Большое значение приобрела деятельность фоссоров (термин известен с начала 4 в.) – рабочих, которые были даже, в качестве смотрителей кладбищ, включены в низшую ступень церковной иерархии. В 5 в., после разграбления города лангобардами, а позже, в 9 в. – арабами, мощи из катакомб переносились внутрь города, под защиту стен, их погребали около церквей. Постепенно катакомбы пришли в забвение. Их посещения, сначала эпизодические, возобновились в 15 в., в частности членами Академии Помпония Лета 1438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При переходе от радостного рассказа к печальному у агиографов была обычная фигура – введение в рассказ таинственной силы в образе – у классических трагиков – deus ex machina, у агиографов – μισκαλος δαμων. Такие выражения как «ненавидяй добра диавол», «ненавидяй исперва враг рода человеческого диавол» становятся наиболее обычным термином для объяснения причины всякой помехи и воздвигаемых препятствий на пути святого. Этот диавол наводит на аскета то варваров, то диких и лютых зверей, и святой или преодолевает эти препятствия, или делает их менее вредными. В отношении подвижничества св. жен очень распространенным был рассказ о жене, много лет жившей в пустыне или на безлюдном острове, не видевшей людей и жившей в совершенной наготе. Однажды, когда в пустыню случайно заходил охотник, а к острову приставал случайный путешественник и встречал нагую женщину, она прежде всякого разговора просила у посетителя его одежду для прикрытия своей наготы. Облекшись в ризы, она вкратце передавала ему рассказ о своем житье-бытье, чем приводила его в неописуемый трепет. На прощании она просила принести или привезти ей Св. Даров для приобщения. Путник через некоторое время действительно являлся к ней со Св. Дарами, но так как жена оказывалась уже умершею, то он тут же и хоронил её. В этом общем виде сюжет вошел в жития Кириака отшельника (§§ 18–19), Марии Египетской, Мартиниана, Феоктисты Лесбосской, с некоторыми несущественными разностями. 43 Историческая часть. Историческая часть в житиях не дается как нечто обособленное и целое, а является в виде отдельных, не редко вскользь брошенных исторических замечаний, рассеянных по всему житию. Но, вообще говоря, сумма исторических сведений, извлекаемая из отдельного жития, очень не велика и стоит в прямой зависимости как от личности святого, от обстановки его жизни, так и от большей или меньшей современности его агиографа. Особенно выдающийся святой всегда имеет своего современного ученика-агиографа; святой заурядный часто не имеет современного жития, а если и сохранился позднейший его βος, то он уже не блещет фактами, отсутствие которых заменяется пустым фразерством или, выражаясь книжным языком, риторикою.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В самой Палестине обнаружилось еще более благочестие души её, почестями, какие воздала девам, посвященным на служение Богу: созвав их в свои палаты, она сама рабски им служила, возливая им воду и предлагая яства во время трапезы. Столь глубоко была проникнута царица чувством истинного смирения; в её присутствии совершались работы около святого вертепа. Но ревностной царице желательно было обрести животворящее древо Честного Креста, на коем распят был Господь славы, ибо Голгофа завалена была землею 16 , подобно, как и Св. гроб; она сокрушалась духом о сей утрате. Богу угодно было указать, в сонном видении, некоторым из благочестивых мужей, самое место, где находился Крест. Предание говорит также, что один из евреев, по имени Иуда, уже преклонный годами 17 , сохранял письменное свидетельство отцов своих о том, где обреталась святыня христианская, и угрозами вынужден был открыть ее. (Еще другое предание дополняет, что сам он, обращенный к вере зрением чудес, сделался впоследствии епископом Иерусалимским, под именем Кириака, но его нет в списке патриархов Св. града). После многих трудов обретены были в недрах земли, с северо-восточной стороны Голгофы, три креста и начертание на трех языках, еврейском, греческом и римском; но нельзя было распознать, который из сих трех крестов послужил орудием смерти Спасителю нашему, ибо воины небрежно бросили их с Голгофы и начертание отпало с древа. Надлежало опять промыслу Божию указать животворящий крест Господень, и епископ Макарий успокоил смятенное сердце царицы, верою испросив знамение. В Иерусалиме лежала на одре смертном одна именитая жена; святитель велел принести к болящей три креста и, преклонив колена со всем народом, так помолился: «Ты, Господи, единородным Сыном Твоим даровавший спасение роду человеческому чрез крестное Его страдание и в новейшие времена вложивший в сердце рабы твоей искать сие блаженное древо, на коем висело спасение наше, – Сам явственно укажи ныне, который из сих трех крестов послужил ко славе Господней и которые из них только для рабской казни? Даруй, дабы сия полумертвая жена, одним прикосновением к спасительному древу, внезапно возвратилась от врат смертных к жизни!» 18 Произнесши сию молитву, Макарий приложил к болящей сперва один крест, а потом другой, и не было от них никакого действия; но едва прикоснулся к ней третий, болящая внезапно открыла глаза и, встав с одра, укрепилась в силах своих, еще более нежели в прежнем состоянии здоровья, и, бегая по всему дому, громко прославляла силу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Св. муч. Терентий и дружина. У протоиерея Вершинского на основании греч. манускрипта парижского 19 Bibl. suppl.) сказано, что они пострадали в Африке от Фортуната при Декии, но это другая дружина, именно: Африкан, Терентий, Помпий и проч. В слав. прологе и некоторых других сии пострадавшие при Декии поставлены также 28 окт. с особенным проложным сказанием, отличным от сказания о Терентии, Неонилле и об их детях. Собственно же память Терентия, Афривкна и других празднуется 10 апреля. Издатели Деяний (Oct. XII. 512) сознаются, что об Терентии, Неонилле и их детях ничего не знают, кроме неопределенного проложного сказания, так что время и место их страданий неизвестно. Судя по восточным именам греческим и сирским (Сарвил, Бела) можно полагать, что место рождения их и, вероятно, страдания есть восток и, может быть Сирия. Вила мученица неверно в Киев месяцеслове названа Вилом. Священномуч. Кириак, патриарх иерусалимский . Полное сказание о явлении Иудою или Кириаком креста царице Елене и о его мучении помещено в Деяниях св. (Mai I. 439). Так как в дошедших до нас каталогах иерусалимских епископов после Макария нет Иуды или Кириака, а известен Иуда Кириак епископ, пострадавший при Адриане; то издатели Деяний возводят его ко временам Адриана. Но вообще каталоги иерус. епископов не полны, отрывочны и имеют довольно пропусков. (См. Деяния св. Mai III об иерус. епископах). Имя Иуды – Кириака, явившего крест, находится в древнейших памятниках агиологии. В Иероним. мартирологе 1 мая показано: в Иерусалиме мучение св. Иуды (natale). Григорий турский в 6 веке пишет: во время его (Константина) честное древо креста Господня обретено тщанием Елены матери, при содействии Иуды еврея, который после крещения назван Кириаком. В мартирологе Рабана († 856) 1 мая: в Иерусалиме страдание (passio) св. Иуды или Кириака епископа, которому открыто древо креста Господня. В мартирологе Узуарда (9 в.): в Иерусалиме страдание Кириака епископа при импер. Иулиане. Но известно, что при Иулиане был епископом Кирилл иерусалимский . Вероятно, кончина Иуды была ранее. В восточных памятниках имя его встречается не позднее 8 века: в месяцесловах евангелий 42, Констант. и других. В коптском сборнике ватиканской библиотеки, переписанном в 957 году, сказано: мучение Кириака, обретшего св. крест Господень, и Анны матери его. Вероятно, в преданиях о сем лице есть смешение его с другим каким-либо лицом, но развязать доколе этот узел трудно. Сн. Флорентиния о Иероним. мартирол. 1 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преподобный Герасим так строго соблюдал посты, что в святую и великую четыредесятницу совершенно ничего не вкушал до самого Светлого дня и подкреплял свои телесные и душевные силы только причащением Божественных Таин. У этого благочестивого наставника подвизался и блаженный Кириак, как о том написано в житии его: «Дружелюбно приняв пришедшего к нему Кириака и провидя в нем Божественную славу, преподобный Евфимий сам облек его в схиму и послал на Иордан к святому Герасиму. Святой Герасим, видя юность Кириака, приказал ему жить в монастыре и нести послушания. Готовый исполнить всякую работу, Кириак целый день проводил среди монастырских трудов, а всю ночь стоял на молитве, иногда только предаваясь сну на короткое время. Он наложил на себя пост и только через два дня вкушал хлеба и воды. Видя такое воздержание Кириака, не смотря на юные годы его, преподобный Герасим изумлялся и полюбил его. Святой Герасим имел обычай на Четыредесятницу уходить в отдаленнейшую часть пустыни, называемую Рува, где некогда жил преподобный Евфимий; любя блаженного Кириака за его великое воздержание, он брал его с собою, и там Кириак каждую неделю причащался Святых Таин из рук святого Герасима, пребывал в безмолвии до Вербного воскресенья и возвращался в обитель, получив великую пользу душевную». Через некоторое время преставился преподобный отец наш Евфимий, и об его кончине преподобный Герасим узнал, находясь в своей келлии: он видел, как Ангелы Божии радостно возносили на небо душу преподобного Евфимия. Взяв с собою Кириака, он пошел в обитель Евфимия и нашел его уже умершим. Предав погребению честное его тело, он возвратился вместе с любимым учеником своим Кириаком в свою келлию. Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесный зверь служил, как разумный человек, как пишут в Лимонаре [ 7 ] блаженные отцы Евират и Софроний Софист: «пришли мы в обитель отца Герасима, отстоящую на расстоянии одного поприща от Иордана, и жившие там иноки рассказывали нам об отце Герасиме. Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В рукописях сохранилась др. версия сказания о М., озаглавленная «Страсти св. папы Марцелла и святых Сатурнина, Сисинния и Кириака диаконов» (BHL, N 5234-5235; среди самых ранних рукописей - шартрский легендарий Paris. lat. 5299. Fol. 9r - 15v, 104r - 105v, IX в.; 1-е изд.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. T. 2. P. 169-173, 688; чаще всего используется изд. ActaSS. Ian. T. 2. P. 5-9). Август Максимиан, вернувшись из Африки, решил построить термы в честь своего отца и старшего соправителя Диоклетиана. На строительстве использовался принудительный труд арестованных воинов-христиан. Богатый христианин Тразон помогал узникам, пользуясь услугами благочестивых Кириака, Сисинния, Смарагда и Ларга. Узнав об этом, М. назначил Сисинния и Кириака диаконами. Вскоре Сисинний и Сатурнин были схвачены и казнены вместе с воинами, к-рых они обратили ко Христу. Диак. Кириак исцелил одержимую демонами Артемию, дочь имп. Диоклетиана, и по просьбе шаха Шапура II совершил путешествие в Персию, где исцелил его дочь Иовию. Обе принцессы уверовали во Христа и приняли крещение. После смерти Диоклетиана, к-рый был благодарен Кириаку и не подвергал его преследованиям, имп. Максимиан велел казнить свою сестру Артемию, Кириака и других мучеников. М. упрекнул императора в жестокости, заявив, что христиане «молятся за твое благополучное правление и за все государство» (orant pro regno tuo et pro republica), но тот избил и прогнал епископа. После казни мучеников М. и матрона Луцина похоронили их тела. Узнав, что Луцина щедро одарила Римскую Церковь, император конфисковал у нее имущество (proscriptione eam damnauit). Однако матрона передала М. свой дом «посреди города, на Широкой улице» (in media ciuitate uia Lata), чтобы епископ устроил там церковь. Разгневанный попыткой спасти усадьбу от конфискации император велел устроить в ней гос. конюшню, в к-рой должен был трудиться М. Через много лет епископ умер от лишений (16 янв.). Пресв. Иоанн и матрона Луцина похоронили его на кладбище Присциллы. Викарий Карпазий получил от императора дом Кириака, в к-ром диакон ранее крестил язычников, и для поругания христ. веры устроил там термы с театром и публичным домом. За это Бог наказал викария и его приспешников внезапной смертью.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона. В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях. Через несколько лет преподобный Кириак был хиротонисан во пресвитера и назначен канонархом и трудился в этом послушании 18 лет. В обители святого Харитона преподобный Кириак провел 30 лет. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов – подвижников Лавры. Каждую ночь он читал в келлии Псалтирь, прерывая чтение лишь для того, чтобы идти в храм к полунощнице, спал подвижник очень мало. Когда преподобному исполнилось 70 лет, он удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горькими травами, которые по молитве святого Кириака делались годными в пищу. По прошествии пяти лет о пустынниках узнал один из жителей и привел к ним своего бесноватого сына, и святой Кириак исцелил его. С тех пор много людей стало приходить к преподобному со своими нуждами, но он искал полного уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет. Однако и в эту пустыню к нему приходили больные и бесноватые, и преподобный исцелял их крестным знамением и молитвой. На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в сокровенную пустыню Сусаким, где сходились русла двух высохших рек. По преданию, о Сусакиме возвещалсвятой пророк Давид: «Ты иссушил еси реки Ифамские» (Пс. 73, 15). Через семь лет к нему пришли братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи во время наступившего, по попущению Божию, голода и губительных болезней. Они умолили святого Кириака вернуться в обитель, и преподобный поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон. Преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью оригенитов, молитвой и словом обращал обольщенных на истинный путь, укрепляя в вере православной. Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Кириак стал задумываться о монашеской жизни и, желая испытать свое смирение и умение беспрекословно подчиняться чужой воле, на 3 года поступил на корабельную службу. Он во всем слушался корабельщика и команду, исполнял все приказы и поручения; моряки издевались и насмехались над ним, но святой только радовался этому. Желая избавиться от страстных помыслов, он часто во время молитвы бил себя по бедрам и плечам палкой, веревкой или терновником. К концу срока службы на корабле Кириак так измучил свое тело постом, бдением и истязаниями, что не мог выполнять даже простых заданий. Вернувшись домой, он хотел удалиться в мон-рь, ссылаясь на то, что не может содержать семью из-за телесной немощи. Но супруга уговорила его остаться, пообещав, что будет содержать его и детей. Он соорудил себе в доме маленькую келью и все время проводил там в молитве и псалмопениях; он надел на себя железные вериги и никогда не снимал их. За усердие в подвигах Бог наградил Кириака слезным даром. Святой плел рыболовные сети и относил их соседям. Он раздавал нищим свои вещи и продукты, и жена его не противилась этому, а только радовалась. Кроме того, Кириак имел обычай навещать больных и умирающих и по мере сил помогать им. Время от времени он уходил из дома к озеру, где по неск. дней жил в полном безмолвии, молитве и воздержании от пищи. Однажды подруга дочери Кириака, играя, бросила камень и выбила девочке правый глаз. Все очень опечалились, а жена Кириака рассердилась на родителей девочки. Но святой радовался такому испытанию и своими увещеваниями утешил всех и привел к примирению. Вскоре дочь святого скончалась от болезни. Каждую пятницу он пешком ходил в К-поль, в ц. Пресв. Богородицы во Влахернах, и после службы ночью возвращался обратно; расстояние от деревни до К-поля было ок. 40 миль. Во время голода в тех краях умерло много людей; в доме Кириака закончились все припасы, и он, оставив последний хлеб жене и детям, голодный, отправился в К-поль. Совсем ослабев в дороге, он стал молиться Богу, и Тот чудесным образом послал ему хлеб и воду. Возвращаясь из столицы, Кириак пришел в дер. Неаполь; на вопросы чиновника, кто он и зачем явился, святой ничего не отвечал и лишь указывал на небо. Сочтя его шпионом, чиновник велел побить Кириака, заковать в колодки и бросить в темницу. Но через неск. дней открылось, что этот человек - святой. Тогда чиновник упал на колени и со слезами просил у него прощения.

http://pravenc.ru/text/1840451.html

Св. Коинты мученицы в Александрии в Египте в 249 г. М. Р. Об ней упомин. Дионисий алекс. см. Деян. св. Мучч. Дионисия, Емилиана на и Севастиана в малой Армении. Иерон. М. Р. см. Деян. св. Иоанна . Абис. у Люд. 9 . Аполлония , муч. александрийского в 249. М. Р. Деян. св. немалое исследов. Св. Бебунды . Абис. у Люд. (у Копт. Абнуды 1286). Мучч. Аммония и Александра и других 20 в Кипре. Иерон. М. Р. Деян. св. Мучч. Иулия, Миликута, Фирса, Плесея, Ронея, Орбаса, Ориона, Агафона, Рекумба, Бастама, Серматы, Протириона, Колорра, Лува, Арата, Феониты, Иппа, Германа, Сатурниллы, Пектима, Серапиона, Лиастамона, Папия, Пампира, Диоскода, Ирода, Потамона, Петиконида, Евмина, Зотика, Кириака, Иппия в Александрии. Иерон. Освящение храма 40 воинов . Абис. у Люд. Св. Пафнутия . Копт. 1338 и 1425 (которой Пафнутий – неизвестно.) Успение Елисаветы. Копт. у Порфир. 10 . Мучч. Андрея, Апория или Апония в Вифлееме в 41 г. при Ироде. Иерон. Р. Н. Мучч. Аполлона, Протия, Ориона, Плавса и многих других в Александрии. Иерон. Освящение Церкви 40 мучч. в Севастий: Василием В. Копт. у Порф. (Копт. 1425 9 февр.) 11 . Василия в Армении. Иерон. Пеона или Пены, Евпраксия или Евфраксия мучч. в Апамее. Иерон. Лукия священномуч., еп. адрианопольского, умершего в темнице в борьбе с арианами 348. М. Р. Деян. св. Аввы Авраама . Копт. 1286. 1338. Мины , еп. Акмина. Копт. и Абис. у Люд. Евтропия , еп. в Адрианополе Фракийском, предшественника Св. Лукия. 12 . Иулиана, Виктора, Феликса, Секунда, Севериана, Карпофора, Германа или Герминия, Кириака, Аммония, Евминия, Памфтла , и других в Александрии. Иерон. Мучч. Модеста и Аммония отроков, Зотика, Кириака, Симплиция в Александрии. М. Р. Иерон. У. А. Н. и др. Иакова апост. Копт. 1286 (неизвестно, которой. сн. 4 февр.) Мелания . Абис. Копт. у Люд. 13 . Туллиана, Антия, Кириака, Аммония в Адександрии. Иерон. и друг. 14 . Иулиана и Маркиана мучч. в Егах киликийских. Иерон. Н. и др. Басса, Антония, Протолика, Кириона пресвитера, Вассиана чтеца, Агафона закиинателя, Моисея, Дионисия и Аммония, Арматы, Арбаза, Павла; Левиора, Орбаза, Плеба, Амантия, Дионисия еписк. и Дионисия пресвит. в Александрии. М. Р. У. А. Н. и друг. см. Деян. св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Виктора, Евсевия. Абис. Люд. Муч. Сергия атрибского и родителей его при Киприане правителе Копт. 1338. 1425 и у Болланд. 8. Мучеников при Персидск. царе Кабе. М. Р. Св. Коинты мученицыв Александрии в Египте в 249 г. М. Р. Об ней упомин. Дионисий алекс. см. Деян. св. Мучч. Дионисия, Емилиана и Севастиана в малой Армении. Иерон. М. Р. см. Деян. св. Иоанна. Абис. у Люд. 9. Аполлония, муч. александрийского в 249. М. Р. Деян. св. немалое изследов. Св. Бебунды. Абис. у Люд. (у Копт. Абнуды 1286). Мучч. Аммония и Александра и других 20 в Кипре. Иерон. М. Р. Деян. св. Мучч. Иулия, Миликута, Фирса, Плесея. Ронея, Орфоса, (Орбаса), Оридиона, Агафона, Рекумба, Бастама, Серматы, Прота, Ориона, Колора(та), Луза, Арата, Оеоны, Иппа, Германа, Сатурниллы, Пектима (Епетима), Серапиона, Лиастамона, Папии, Пампира, Диоскода, Ирода, Потамона, Петиконида, Декомина, Зотика, Кириака, Иппии в Александрии. Иерон. Освящение храма 40 воинов. Абис. у Люд. Св. Пафнутия. Копт. 1338 и 1425 (которой Пафнутий – неизвестно). Успение Елисаветы. Конт. у Порфир. 10. Мучч. Иуды, Андрея, Апорияили Апония в Вифлееме в 41 г. при Ироде. Иерон. Р. Н. Мучч. Аполлона, Протия, Орио- на, Плавса и 20 других в Александрии. Иерон. Освящение церкви 40 мучч. в Севастии Василием В. Копт. у Порф. (Копт. 1425 9 февр.). 11. Василия в Армении. Иерон. Пеона или Пены, Евпраксия или Евфраксия мучч. в Апамее. Иерон. Лукия священномуч., еп. адрианопольского, умершего в темнице в борьбе с арианами 348. М. Р. Деян. св. Аввы Авраама. Копт. 1286. 1338. Мины, еп. Акмина. Копт. и Абис. у Люд. Евтропия, еп. в Адрианополе фракийском, предшественника Св. Лукия. 12. Иулиана, Виктора, Феликса, Секунда, Севериана, Карпофора, Германа или Герминия, Кириака, Аммония, Евминия, Памфила, и других в Александрии. Иерон. Мучч. Дамиана воина, Модеста, и Аммония отроков, Зотика, Кириака, в Александрии. М. Р. Иерон. У. А. Н. и др. Иакова апост. Копт. 1286 (неизвестно, которой. сн. 4 февр.). Мелания. Абис. Копт. у Люд. 13. Туллиана, Антия, Кириака, Аммония в Александрии. Иерон. и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010