Мученики от Лонгобардов . По чтению места в беседах Григория Двоеслова о сих мучениках (кн. III, гл. 27 и 28) видно, что из 400 большая часть пострадали (sed ех eisdem capimivis maxima multitudo...) Сн. Деян. св. Mart. 1. 142. Св. Евфалия . В синаксаристе Никоима о ней следующее сказание: св. Евфалия была из Сицилии, имела матерь язычницу также Евфалию страдавшую течением крови: но свв. мучч. Алфий, Филадельф и Киприн (память их 10 мая), во сне явившись ей, обещали исцеление, если она уверует во Христа, она крестилась, исцелилась, крестила и свою дочь. Но сын ее Сермилиан, узнав о сем, едва не задушил матери, только с помощию служанки она вырвалась у него и убежала. Сестра же его Ефифлия, исповедав пред ним себя христианкою, жестоко бита и отдана слуге на растление, но она его ослепила молитвою и усечена мечем от брата. В Деян. св. (Aug. VI. 12) тоже сказание из пролога. Полное сказание об ней в житии Алфия, Филадельфа и Киприна (Mai Т. II. 502). Время кончины их по сему житию полагается около половины 3 века. Кайетан относит кончину Евфалии к 267 году (De vitis Siculorum). 3 Евтропий, Клеоник и Василиск . Житие или мучение их, помещенное в печатных славянских минеях из рукописных древних славянских, неизвестно ни Фабрицию, ни Болландистам. Никодим в синаксаристе указывает также на мучение их, помещенное в сборнике – Ефреме . О Пиаме сказание в Лавсанке Палладия. У Филарета (Подвижницы восточной церкви) она называется Пиамука. Другие называют ее Пиамун, что значит: матерь, питательница. 4 Пр. Герасим . В Деяниях св. (Mart. 1. 386) житие его также, как и в слав. минее, составлено из жизнеописания св. Евфимия, написанного Кириллом ок. 555 года, из жития Кириака и их Лимонаря или Луга, духовного Иоанна Мосха , который слышал о подвигах Герасима от старцев обители его. В это время жил еще стосемилетний Кириак, современник пр. Герасима Кириллом в житии Евфимия день кончины пр. Герасима означен 5 марта. Болландисты Константина Погоната, при котором по прологу жил св. Герасим (против чего сделано замечание в минее Димитрия ростовского ; ибо пр. Герасим скончался за сто лет до сего царя), заменяют Феодосием младшим. В синодальном греч. прологе XV в. 364 сказано, что житие преподобного передано Софронием при Константине Погонате – вот где объяснение ошибки прологов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Исцелением, спасением может быть только возрождение духовных сил христианских народов. Иного пути нет. И становясь на этот путь, мы спасаемся сами и спасаем их – евреев. Ведь уподобившись иудейству в отвержении Христа, мы, если найдем исцеление от этого страшного духовного состояния, найдем его не только для себя, но и для всех ветвей человечества, зараженных одной общей болезнью – богоотступничеством. Но надо ясно осознавать, что дело возвращения на путь спасения с пути гибели – дело сложное и трудное, более трудное и сложное, чем первое обращение ко Христу из язычников. Подтверждений этому можно найти много из ежедневного опыта. Из свидетельства истории мы знаем, как ярко, как неодолимо и пламенно загорались христианством языческие народы. Даже теперь подобные примеры встречаются в миссионерской практике, хотя, строго говоря, теперь уже нет в полной мере непричастных христианству народов. По всей земле, по крайней мере руководящая, ведущая часть народов уже знакома с христианством, встретилась со Христом, и если не пошла за Ним, то значит сопричастилась отвержению Его. Вот почему теперь и в среде официально языческих народов, случаи бурно-пламенного обращения ко Христу стали реже, чем в древности. Этого бурного, горячего порыва ко Христу не было никогда в еврейской среде, за исключением самых первых лет христианства, когда проповедью апостолов обращалась в христианство та часть еврейства, которая не отвергла Христа, но наоборот была как никакая иная часть человечества всей предыдущей историей приготовлена к немедленному принятию Христа. После этого короткого раннего периода, обращение в христианство из иудейства стало и осталось поныне делом трудным, сложным, кропотливым, связанным с большим подвигом, мукой, трудом и болью. Таковым было уже обращение Савла в ап. Павла. Таковы же обращения св. Епифания Кипрского , Кириака Иерусалимского, Константина Синадского и других. Все эти обращения были делом сложным и трудным, но увенчавшись успехом, давали Церкви великих святителей и руководителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

780 об. и далее) Святитель передал начало жития, а затем, с рассказа о разрушении Гимназиума, руководствовался Актами, где (май, VII, 66) encomium Константина акрополита логофета; 31 -го мая – страдание св. мученика Ермия (Акты, май, VII, 424), где акты, свободно изложенные Святителем... 189 К первым относятся: В Январе: 16-го – житие свв.мм. Спевсиппа, Мелевсиппа и Елевсиппа, в Четиих-Минеях: «писана от св.м. Неона, по скончании их страдавши» (Акты, январь, II, 76–90); 26-го – свв. Ксенофонта и Марии, «от Метафраста и Чет’и» (Acta, январь, II, 724), где жизнь, составленная Метафрастом, из ВЧМ (январь, л. 1147 и далее) внесены в житие некоторые дополнения. В Феврале: 10-го – св.м. Харлампия, «от Метафраста» (Acta, февраль, II, 382–386), здесь обширные акты, ненадписанные Метафрастом, но близкое сходство житий не только в фактах, но и в изложении дает право предполагать, что Святитель пользовался именно этой редакцией жития; 23-го – священ.-м. Поликарпа Смирнского , «списатель жития сего Пионий, его же память марта 10-го, мы же из него и из иных вкратце» (Acta, январь, III, 695), где житие, написанное Пионием, и послание Смирнской церкви о смерти св. Поликарпа; 28-го – св. Протерия, патр. Александрийского, «пишут о нем мнози суть: Феофан, Никифор, Евагрий, Кедрин, Феодор чтец и инии»; в Прологе: «зри о нем пространно в Баронио латинском, Ann. 457, п. 12 et seq. f. 250 et Acta SS. февр. т. III, л. 729», в Acta исторический комментарий, где собраны свидетельства о Протерии всех указанных церковных писателей, по ним и составлено житие Святителем. В Марте: 4-го – преп. Герасима, иже на Иордане, «из жития Евфимия великого и Кириака и от Лимонаря собрано», в Acta (март, I, 386 и 388) приведены отрывки из указанных житий и из Луга Духовного, предваряемые историческим комментарием, на основании этих данных и составлено Святителем житие; 6-го – свв. 42-х мучеников Амморейских, «от Георгия Кедрена и Леона грамматика и Еводия синхрона и иных», в Acta (март, I, 459) собраны свидетельства всех указанных писателей, предваряемые историческим комментарием и appendix’oм; 10-го – свв.мм.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

была река Дунай. царствовал с 582 до 602 г. данниками которых были непросвещенные еще тогда светом Христовой веры славяне, жили на Дону, около Каспийского моря. чудо произошло в 547 г. царствовал от 527 до 566 г ангел явился святому пророку Аввакуму и повелел ему отнести пищу Даниилу, заключенному тогда во рву Вавилонском. Когда Аввакум сказал, что он не знает, где находится Вавилон, ангел дивным образом перенес его в сей город. Память святого пророка Аввакума празднуется 2 декабря. Страдание святого мученика Нестора житие св. Димитрия Солунского, память коего празднуется 26 октября. филистимский великан — необычайного роста, которого убил Давид пращою (1 Цар.17). Житие преподобного Нестора летописца Нестор в 17-ти летнем возрасте постригся в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской летописи, жизнеописании Киевских и Печерских угодников. Из его творений, кроме летописи, дошли до нас: житие преподобного Феодосия Печерского и житие святых Бориса и Глеба. Преставился около 1114 г. 27 октября. преп. Антония Печерского празднуется 10 июля. Память святых мучениц Капетолины и Еротииды восточная часть Малой Азии. допросах о роде св. Капетолина производила себя от одного рода с Фирмилианом, архиепископом Каппадокийским (жившим в половине III века). По другим сказаниям, она считала себя только его духовной дочерью. Блаженная кончина ее относится к 304 году. Страдание святой великомученицы Параскевы ее 24 сентября. Память святого священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского Кириак, до крещения Иуда, указал св. царице Елене место, где находился честной крест. Св. царица Елена, желая найти святой и животворящий крест, призвала Иудеев и упрашивала их, чтобы они показали ей то место, где скрыт ими святой крест. Они только после угроз указали на одного старого еврея, по имени Иуда, который мог указать место св. креста, но и Иуда отказывался исполнить желание царицы, за что и был ввержен в ров. Пробывши в нем некоторое время, он обещался сказать. Тогда, по указанию Иуды, отправились на то место, где Адриан, царь римский, задумал построить храм богини Венере; здесь и был обретен честной Крест (Подробнее смотри сентября 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кирилл. Данную атрибуцию образа предложил Прахов на том основании, что надпись: «А КОСТ//НТИНЪ» - возле фигуры святителя не что иное, как мирское имя равноап. Кирилла. Святитель рядом (верхняя часть дописана масляными красками в XIX в.) может быть определено как образ равноап. Мефодия, брата Кирилла. Если признать достоверность данной атрибуции, то эти образы св. братьев самые ранние в искусстве Др. Руси. Во 2-м ряду благодаря хорошей сохранности выделяются изображения святителей Иоанна Македонского и Иосифа Солунского. С юж. стороны апсиды в среднем регистре сев. пилона сев. столба триумфальной арки помещен образ святителя с надписью, зафиксированной в отчетах о реставрации: «А KЛIMAHTЪ». По иконографическому типу он напоминает свт. Климента Охридского, ученика и продолжателя дела равноапостольных Кирилла и Мефодия, обретших мощи свт. папы Климента Римского. Св. мощи папы Климента были привезены в Киев равноап. кн. Владимиром и стали особо почитаемой на Руси святыней. Расположенные здесь же образы святых Наума Охридского, Кириака, Евмения также входят в ряд изображений учеников святых братьев. В 3-м регистре предположительно помещены святые, ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников (круг прп. Иоанна Рильского?). Подобный подбор образов святителей может свидетельствовать о том, что в конхе жертвенника, очевидно, находилось фресковое изображение Климента, папы Римского (не сохр.), в XVII в. там поместили погрудное изображение арх. Михаила (см. подробно: Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 115-117). «Св. Кирилл проповедует правую веру». Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. «Св. Кирилл проповедует правую веру». Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. В юж. алтарной апсиде (диаконнике) представлен житийный цикл святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, не имеющий аналогов в памятниках византийско-балканского круга. Первоначально цикл содержал 16 сюжетов, из к-рых сохранились 14 (2 дописаны в XIX в., 8 сохр. в хорошем состоянии, остальные в фрагментах).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Наконец, в 326 году, когда так благолепно расцвела вера Христова обращением Константина, и когда уже первый собор Никейский, разрушая ариеву ересь, вечным символом утвердил неколебимые основы православия, священная ревность воспылала в груди осмидесятилетней императрицы Елены – плыть в Палестину, чтобы обрести животворящее древо креста и через 180 лет сокрушить идолов, со времен Адрияна верно хранивших поприще страдания. Самые престарелые из евреев были призваны в Иерусалим, для показания места, где утаили предки их крест, и один из них, подвигнутый угрозами, сознался, что слышал младенцем от деда своего, куда был брошен с Голгофы крест. Опасаясь, однако же, сокрушить собственную веру явлением креста, долго был он непреклонен к мольбам Елены доколе, наконец, шестидневный голод на дне безводного колодца не исторгнул из уст его признания. Тогда привел он царицу к северо-восточной стороне скалы и там обещал желанное обретение. С теплыми молитвами приступила Елена к благочестивому подвигу и достигла вожделенной цели. Но из трех найденных ею крестов, который был животворящий? Недолго сомнение тревожило царицу: по совету епископа Иерусалимского Макария, она принесла все три к смертному одру именитой жены Св. града и прикосновением одного из них исцелилась больная. Пораженный сим чудом еврей обратился сам к Христианству и был впоследствии святителем Иерусалима, под именем Кириака. Тогда, обрушив идолов, Елена велела отрыть заваленный землей утес гроба, и внутри его обрела, по преданиям, терновый венец и гвозди, которые принесла в дар сыну, вместе с частью честнаго древа, оставив другую Иерусалиму, в серебряном крестообразном окладе. Сей драгоценный остаток хранился в сокровищнице храма и только в великий пяток выносим был на Голгофу для поклонения. Я предполагаю, что от того произошел в Страстную пятницу обряд выноса креста у латин и плащаницы у греков; ибо большая часть торжественных ходов нашей и латинской церкви, перешли из Иерусалимского храма, где дала им начало священная местность, невольно возбуждавшая хотя слабое подражание самих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И другое чудо, бывшее при гробе великого Саввы, удостоился видеть тот же Кирилл, когда посетил его лавру для беседы духовной с молчальником. Там ископали обширное водохранилище, в самой пещере, где была церковь , из коей вела потаенная лестница в башню св. Саввы, а над нею устроен был сток для дождевой воды в сие хранилище. Зодчий вифлеемский, по имени Мамонт, трудился над верхним водоемом, вместе с учеником своим Авксентием, когда настигла их внезапная буря с ливнем; быстро нахлынувшая вода опрокинула обоих, но Мамонт удержался, ученик же увлечен был падением камней на площадку между обоими церквами, пещерною и внешнею, где находилась гробница св. Саввы. Но, хотя отрок упал с высоты десяти локтей и был завален камнями, однако, по миновании бури, нашли его невредимым. Подробность, с какою рассказывает сие событие Кирилл, свидетельствует о истине; это случилось в тот день, когда он сам пришел устроить себе келию в великой лавре, чтобы там навсегда основаться при молчальнике. Он имел также утешение пользоваться духовными наставлениями именитого отшельника Кириака, в лавре Сусакимской; но еще прежде его переселения в великую лавру, когда, по совету Иоанна, патриарх Евстохий перевел его в новую, очищенную от оригенистов, написал Кирилл житие великих Евфимия и Саввы или, лучше сказать, привел в порядок собранные им постепенно записки о их деяниях, виденных или слышанных им от очевидцев. Послушаем как он сам о том рассказывает. «Восприяв от св. Евфимия много милости и вспомоществований, телесных и духовных, силою его молитв, и видя непрестанные чудеса, совершавшиеся при гробе его, благоговел я пред великою благодатию, ему данною у престола Божия; в сердце моем возникло желание вполне изучить деяния его жизни, дабы уведать, какою добродетелию достиг он до такой святости, столь благоугодившей Богу. Итак, испытав о том со тщанием у отцев сей пустыни, из коих некоторые почерпнули из верных источников все относившееся до великого Евфимия, а другие еще и жили с блаженным Саввою, я тщательно собрал все, что мог узнать от тех и других, и составил записки, не приводя их, однако, в порядок. Несколько времени спустя собран был пятый Вселенский собор, на коем осудили заблуждения Нестория и Оригена ; когда же изгнанные из новой лавры оригенисты заменены были православными отцами, и я был в нее призван, с дозволения Иоанна молчальника, то едва поселился я в новом моем жительстве, как он стал возбуждать меня, с отеческою любовию, к описанию жития блаженных Евфимия и Саввы».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но, говоря о церкви и стенах сей обители и о другой св. Феоктиста, лежавшей под горою, к полдню от Евфимиевой, Даниил отзывается о них уже в прошедшем времени, и жалуясь на большие разбои в сих ущельях, обвиняет поганых в разорении обителей. Ему удалось также видеть дуб Мамврийский и, в горе Хевронской, сугубую пещеру Авраама и других Патриархов, над гробами коих были воздвигнуты несколько церквей; но он посещал сии места под защитою воинской дружины, ибо сарацины имели крепость на Хевроне. Один из их эмиров провожал его до лавры Фаранской, на Мертвом море, где обретались тогда мощи строителя её св. Харитония, Кириака, детей Ксенофонта и других угодников; а недалеко от Фарана великолепная церковь стояла над обширной пещерою, где покоились двенадцать Пророков. Описание Вифлеема менее занимательно, ибо с тех пор ничего почти в нем не изменилось; остатки монастыря, построенного в долине, где пели Ангелы, с пастырями, и в то время были уже развалинами. Вообще церкви, в окрестности городов Иудейских, более потерпели, нежели в пустынях, где древние скиты отшельников, молитвами своих старцев, держались посреди сарацин. Так и в Горней стояли еще при Данииле неприкосновенными две обители: одна Предтечи в дебрях, пристроенная к пещере, где жил он младенцем, другая же Елисаветы, на память посещения Св. Девы, в той веси, где родился Иоанн. Касаясь окрестностей Иерусалима, игумен хвалит Иверский монастырь, кратко упоминает о великой церкви в Вифании, над гробом Лазаря, и о другой, на месте побиения Стефана, у потока Кедрского, не говоря, однако, о их состоянии. Но он застал уже только развалины древней обители, воздвигнутой над гробовою пещерою Богоматери в Гефсимании; быть может арабы разорили оную во время прежних приступов или последней осады Иерусалима, по её соседству со стенами города, дабы она не могла служить укреплением неприятелю. На Сионе, дом Тайной Вечери был тогда христианскою обителью, под именем дома Иоанна Богослова. Далее, через овраг долины Эннона, находилась, в бытность игумена Даниила, глубокая пещера, лицом к востоку, где каялся Апостол Петр; тридцатью ступенями туда спускались и над нею стояла великая церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сам историк Кирилл, которому мы обязаны полным описанием жития святых Евфимия, Саввы, Феодосия, молчальника Иоанна, Кириака и всех современных обстоятельств Палестины, рассказывает о себе, что он был родом из Скифополя 114 . Когда, в последний год своей жизни, Савва Освященный пришел в город сей объявлять указы императора Иустиниана, благоприятные Церкви, епископ Феодосий встретил его со всем народом, а отец Кирилла, бывший при нем домоправителем, привел к нему отрока для принятия благословения. «Отныне я уже приемлю отрока сего как моего ученика, – сказал великий авва, – это чадо пустыни» и, обратясь к епископу, поручил наблюдать за ним. Святой отшельник посетил и дом родителей Кирилла; с тех пор епископ не преставал спрашивать их: «Что делает ученик блаженного Саввы? Научите его твердо читать Псалтирь и Апостол»; и он постриг его сам в первую степень церковную. Вместе с годами пробудилась в юном Кирилле жажда к пустыне; он воспользовался праздником обновления храма Иерусалимского, чтобы отпроситься в Св. град; нежная мать заповедала ему твердо держаться во всем советов молчальника Иоанна, чтобы не впасть в заблуждения оригенистов. Поклонившись Св. местам и Честному Кресту, Кирилл посетил и великую лавру, чтобы испросить наставления молчальника. – «Если хочешь освятиться, иди и поселись в обители великого Евфимия», сказал ему Иоанн; но юноша, по ветрености своей, в которой сам потом сознавался, предпочел идти в один из монастырей пустыни Иорданской и горько в том раскаялся; ибо он занемог в лавре Каламоновой и, одинокий, впал в уныние. Тогда предстал ему во сне блаженный Иоанн и сказал: «Ты был наказан за то, что ослушался, но встань и поди в Иерихон; там найдешь в богадельне Евфимиевой малорослого старца, который приведет тебя в обитель аввы, где и обретешь спасение». Юноша проснулся со свежими силами и, к общему изумлению иноков Каламоновых, причастившись, пошел пешком в Иерихон и оттоле в обитель Евфимиеву, где благосклонно принял его игумен Леонтий. С тех пор не преставал он испрашивать духовных наставлений у молчальника, который врачевал и недуги душевные и в его присутствии исцелил беснуемого, одним помазанием елея от лампады Честного Креста. Кирилл был свидетелем такого же исцеления и при мощах великого Евфимия. Некто Павел, болящий инок монастыря Мартириева, оставленный на ночь при гробе святого, видел его в сонном явлении и на утро присоединился к братии, поющей псалмы, но уже не хотел более удаляться из спасительной для него обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После сего блаженного успения и перенесения честных мощей богоугодного мужа в обитель Юрьевскую упоминать ли о неблагословенном мертвеце, для погребения коего в стенах того же храма нужно было соборное разрешение Святителя Ионы митрополита и с ним епископов Русских? Ибо они связали его анафемою за возмущение против законного Государя. Говорить ли о бедственном ослепителе Темного, Шемяке, который, домогаясь престола великокняжеского, долго смущал крамолами всю землю Русскую, и, наконец, окончил в Новгороде скитальческую жизнь? Но милосердая мать Церковь не отказала раскаявшемуся в последнем приюте и дала оный в той обители, которой благодетельствовал он во дни краткого своего земного величия. Могилу его указывают в храме Великомученика. Есть и еще погребенные под сению его, из сановников мирских и духовных, Великого Новгорода и земли Русской. Там гробы двух старинных игуменов, Кириака и Исайи, при коих сооружена и освящена церковь . Вероятно, подле них положены были и их преемники, особенно более именитые, как первый архимандрит Кирилл и обновитель Дионисий, но могилы их неизвестны. В паперти почивает и кроткий Владыка Новгорода, Макарий II, преемник Никона Патриарха на кафедре Софийской, участвовавший во всех его соборах, и Маркелл, епископ Корельский, ибо в первой половине минувшего столетия обитель Юрьевская была местом жительства викариев митрополии Новгородской. Там же три мраморные платы всечены в стену, украшенные орлами. Над одною из них изображен во весь рост Святитель Алексий, держащий в руках своих позлащенную икону Божией Матери, пред коею теплится всегда лампада. Это семейная усыпальница обновившей обитель Великомученика. Приняв ее близко к своему сердцу, она в свою чреду вручила ей и то, что всего ближе было ее собственному сердцу – гробы родителей. Таков древний храм Великомученика. Внешнее величие его зодчества соответствует строгою византийскою простотою внутреннему благолепию. Три главы – в честь Св. Троицы – венчают собор, и каждая имеет свой особенный характер; они горят ярким золотом на синеве Новгородского неба. Красивая колокольня над Святыми вратами довершила собою красоту Юрьева, ибо в ней соединилась легкость итальянская с величием Византийским, вполне соответствуя характеру всего здания. Серебристым, густым звуком колоколов беседует древний Юрьев с современною ему Святой Софиею, и им сладостно внимает Великий Новгород, разумея сердцем многоглагольный язык сей, исполненный минувшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010