«Монастырь – это место, где живут в другом измерении» Во время посещения одной из обителей, говоря о чуде возвращения святынь из небытия и строительстве новых храмов по лицу Русской земли, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что хотя чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия, тем не менее, они всегда в себя включают и человеческий фактор. Потому что под лежачий камень вода не течет. Монастырь под Бахчисараем, в советскую эпоху разрушенный, стал возрождаться с 1992 года, когда в пещерном храме митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию и освятил источник. Из Одесского монастыря приехал отец Силуан (Макей), назначенный наместником монастыря, и по свидетельствам прихожан, очень быстро была восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Также была восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви. Появились гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота.      Да много чего было сделано! Трудами наместника, братии, благочестивых мирян монастырь изменился до неузнаваемости. О непростом начале вспоминает в документальном фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» иеромонах Аввакум (Губанов), (ныне – архимандрит). По признанию батюшки, случались такие дни, когда, казалось, строиться здесь ничего не будет – насельников выгонят отсюда и всё тут заморозится, умрет. Но проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка возобновлялась. «Лучше всех это знает отец Силуан, – продолжил отец Аввакум, – потому что в его руках все рычаги управления. Он игумен, он сердце монастыря. Он и стройку держит в руках, и нас. Я ему очень благодарен, потому что этот человек как мать, как отец для нас всех. По крайне мере, я его так воспринимаю. Я знаю, что это мой начальник от Бога и воля Божия через ум и сердце отца Силуана сходит на меня и мною движет».

http://pravoslavie.ru/133566.html

В 1913-1914 годах он начал издавать в Берлине журнал «Церковная правда», выходивший два раза в месяц. Большое место в трудах отца Алексия занимала практическая деятельность – благотворительность, строительство новых храмов, распространение знаний о Православии в немецком обществе. Все это неутомимый протоиерей Алексий осуществлял вместе с основанным им в Берлине Православным Свято- Владимирским братством Эта православная организация со временем стала получать поддержку от Германской Императорской Фамилии и некоторых немецких Владетельных Домов. Накануне Первой мировой войны братство насчитывало более тысячи членов. Оно оказывало благотворительную помощь русским гражданам всех исповеданий и православным любой национальности. Благотворительность братства имела разные формы. Так, в 1895 году оно открыло приют имени Императора Александра в Берлине-Тегеле, а непосредственно перед Первой мировой войной – дом престарелых в Бад Наугейме. Братство оказывало поддержку при постройке и содержании русских православных церквей и часовен. По инициативе протоиерея Алексия Мальцева на севере Берлина (ныне – Берлин-Тегель) было заложено и поныне используемое русское православное кладбище. Для того чтобы похоронить усопших в родной земле, земля привозилась из царской империи в железнодорожном вагоне. Именитые русские дипломаты, артисты и ученые обрели здесь свой последний покой. Скромный монумент напоминает о том, что в 1857 года смерть внезапно застигла в Берлине композитора Михаила Глинку, занимавшегося вместе с немецким теоретиком музыки С. Деном исследованием мелодий русской православной литургии. В 1893-1894 годах Владимирское братство построило на кладбище в Берлине-Тегеле церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены Братство также способствовало строительству храма в честь Всех святых в Бад Гомбурге (1899), храма преподобного Сергия Радонежского в Бад Киссингене (1901), храма Архангела Михаила в Герберсдорфе (1901), домовой церкви святителя Николая в Гамбурге (1901), церкви святого Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского в Бад Наугейме (1908), церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Бад Брюкенау (1908), а также богослужебного помещения в гостинице «Kaiserhof (Императорский двор)» в Бад Вильдунгене (1913) Владимирское братство часть времени посвящало катехизации детей и взрослых.

http://bogoslov.ru/article/1473340

Александр Оттонович Медем умер 1 апреля 1934 года от отека легких в больнице сызранского домзака. В 2009 году Алексей Наумов и священник Виталий Колпаченко установили приблизительное место его захоронения в Сызрани. Церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены в бывшем имении графа Медема ныне восстановлена и действует. Как это получилось, как удалось? Удалось – совместными усилиями многих людей, находивших друг друга и передававших из рук в руки, как пламя, – живую память. Осенью 2002 года в Хвалынский район, в поселок Северный (он же, как мы помним, Александрия), приехала внучка святого мученика Александра – Ольга Федоровна фон Лилиенфельд-Тоаль. Она увидела стены разрушенной церкви и надпись на стене: «Этот дом – бывшая церковь, берегите». Надпись, оказывается, сделала местная жительница Лидия Тямкова. Ольга Федоровна привезла с собой альбом со старинными снимками Константиновской церкви, ее иконостаса. Она была уже знакома с Алексеем Наумовым, а чуть позже познакомилась с отцом Виталием Колпаченко, служившем в соседнем поселке. Нашлись помощники. Нашлись жертвователи. И храм возродился. А в 2010 году в маленьком городке с богатой историей – в саратовском Хвалынске – открылась православная гимназия, директор которой – тот же отец Виталий Колпаченко, по светскому своему образованию историк (кстати, одно время он совмещал служение на сельском приходе с преподаванием истории в школе того же села – случай редкий). – В этом году у нас произошел-таки перелом, – с удовлетворением рассказывает отец Виталий, – в первых трех классах, начиная с набора 2010 года, всего 17 детей, а 1 сентября этого года в первый класс придет сразу 14. Конечно, все наши дети знают о святом мученике Александре, и молебен ему мы служим в гимназии каждую неделю. Здесь надо знать, что в Хвалынске всего 13 тысяч жителей, городок и район считаются депрессивными. Однако и за него есть кому молить Бога на небесах: с Хвалынском связаны имена многих страдальцев за веру… Но мы переместимся из Хвалынского района Саратовской области в Татищевский.

http://pravoslavie.ru/62543.html

В 1892-1895 гг. в связи с расширением Никольской ул. территория, занимаемая М. Г. м., сократилась, и в кон. XIX в. он наряду с Заиконоспасским мон-рем стал самым маленьким по площади среди московских обителей. На рубеже XIX и ХХ вв., при деятельном архим. Герасиме (Папазафиропуло), в М. Г. м. разобрали все строения, стоявшие по периметру двора и выходившие на Никольскую ул., включая колокольню. В 1895-1901 гг. было сооружено огромное, увенчанное колоколенкой 3-этажное здание (по проекту архитекторов Г. А. Кайзера, К. Ф. Буссе) в русско-визант. стиле, в к-ром устроили часовню; часть помещений сдавали в аренду под торговые заведения (Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): Иллюстр. биогр. слов. М., 1998. С. 43, 123). У китайгородской стены архит. Буссе был сооружен 3-этажный келейный корпус. К 1907 г. в М. Г. м. проживали архимандрит, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и послушник. В нач. 20-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, все жилые и хозяйственные помещения заняты учреждениями и приспособлены под коммунальное жилье. Монастырский собор был действующим до 1932 г., служба в нем совершалась на греч. языке. Храм был закрыт по постановлению Моссовета в ответ на инициативу об-ва «Знания - массам», в 1934-1935 гг. разрушен. Приходская община перешла в храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, ранее принадлежавший К-польскому подворью. Ансамбль обители (каре зданий) уцелел и используется под офисы, магазины, учебные заведения. Через ранее закрытый монастырский двор в 20-30-х гг. XX в. был прорублен проход с Театральной пл. на ул. Никольскую. В 2004 г. приходу возрождавшегося Заиконоспасского мон-ря передали несколько помещений в бывшем монастырском корпусе по ул. Никольской. На сохранившейся звоннице корпуса установлен 8-конечный крест, в 2015 г. в этом здании открыто Подворье Заиконоспасского мон-ря в Китай-городе. Храмы и святыни Во время пожара 19 мая 1564 г. в М. Г. м. сгорели 2 деревянные церкви и 8 келий (РИБ. Т. 3. С. 224). Вскоре мон-рь был восстановлен, и к сер. 30-х гг. XVII в. каменный храм свт. Николая Чудотворца имел придел во имя святых Гурия, Самона и Авива. В книгах выдачи ладана из государевой казны мон-рь «Николы Старого что позади Иконного ряду» упомянут под 7128 г. дважды: в дек. (1619) и в авг. (1620) ( Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям Ладанных книг: (Опыт справ.-указ.)//Сакральная топография средневек. города/Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 159). Во 2-й пол. XVII в. в М. Г. м. находились также храм равноапостольных Константина и Елены и часовня свт. Николая Чудотворца. К 1661 г. мон-рь расширил свои владения за счет участка земли Заиконоспасского мон-ря, «что взята у них после пожару» и где были построены каменные кельи. Также для хозяйственных нужд и в качестве келий использовались 14 «печур» в каменной стене Китай-города. Собор святителя Николая Чудотворца

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Итак, уже в 1890 году Свято-Князь-Владимирское братство начало оказывать помощь оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, пожелавшим вернуться в Россию из Бразилии, а также тем из них, кто даже не добрался до Америки и решил повернуть назад, еще находясь в Германии. Несколько позже братчиками были приобретены два участка земли в северной окрестности Берлина, неподалеку от селения Тегель, и к 1894 году там был построен храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, при котором было устроено кладбище. В 1896 году там же открылся и братский дом в память императора Александра III (Keiser-Alexander-Heim), который стал домом трудолюбия, где нуждающиеся не только находили приют, но и получали возможность добыть средства для пропитания и возвращения на родину. Это было особенно актуально, так как в те годы в Германии из-за рабочего кризиса иностранцам найти работу было почти невозможно. В Keiser-Alexander-Heim были устроены мастерские: столярная, слесарная, переплетная, свечная, а также жилые помещения и приемные комнаты для посетителей. Для тех, кто зарабатывал в мастерских деньги на возвращение в Россию, были построены часовня, два жилых домика, оранжерея, отапливаемые теплицы и 20 парников. Каждый рабочий, проживавший в братстве 7-8 недель, получал за труды по хозяйству 2 марки в день, причем одна марка выдавалась ему на руки, а вторая откладывалась на его дорогу до родины. Тем беднякам, которые по каким-либо причинам не могли работать, братство безвозмездно выдавало на проезд и содержание 9-10 марок или больше, смотря по нужде. Для своих подопечных братство по мере надобности приглашало врачей, доставляло больным все необходимое для жизни, в том числе и книги. Отец Алексий Мальцев переписывался с руководителями германских фабрик и заводов, на которых работали русские люди, а также ходатайствовал за своих подопечных перед представителями власти и дипломатами. Например, если рабочий терял паспорт, отец Алексий выправлял ему новый у губернатора той области, где этот рабочий проживал.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Сейчас иконостас, дошедший до нас деформированным и с утратами, полностью отреставрирован. Иконы для него, правда, только предстоит написать (то же самое касается, впрочем, и большинства приделов собора: по российскому законодательству, бюджетные средства в ходе реставрационных работ можно расходовать лишь на приведение в порядок недвижимых объектов культурного наследия). Завершена и колокольня в целом (Илл. 3). Ярусы звона устроены в ее втором и третьем уровнях (исторический набор из 15 колоколов уже воссоздан), а выше располагается часобитня с курантами. Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены Ныне в здешнем убранстве преобладают барочные мотивы XVIII столетия. По хранящимся в Государственном музее-заповеднике (ГМЗ) «Новый Иерусалим» подлинным иконам воссоздан чеканный позолоченный иконостас (от его первозданного оригинала, изготовленного в XVIII веке на средства графов Алексея и Кирилла Разумовских, уцелела только медная основа) (Илл. 4). Помимо центрального здесь имеются два боковых придела. Северный — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — фамильный некрополь Суворовых. Семья великого русского полководца делала вклады в обитель, и здесь покоятся супруга генералиссимуса Варвара Суворова-Рымникская (†1806) и единственный их сын Аркадий (†1811). Южный — во имя священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского, — примыкает к пещере Обретения Животворящего Креста. Патриарх Никон предполагал устроить на этом месте святой престол. Но из-под земли забил источник с чистой прохладной водой. Поэтому патриарх заключил его в строгие формы кладезя «Живоносный Источник». Ежегодно в день празднования этой иконы Пресвятой Богородицы и на Крещение Господне здесь после торжественного крестного хода освящается вода. Воздвиженская церковь с Голгофой Подняться сюда можно по северной («жалостному пути») либо южной (винтовой) лестницам. Эта церковь — одна из немногих в соборе, освященных Патриархом Никоном. Само кипарисовое распятие высотой 3,4 м — в точности в меру и подобие Животворящего Креста Господня — сохранилось с никоновских времен. Теперь оно обрамлено образами предстоящих Божией Матери и святого апостола Иоанна Богослова (Илл. 5). Иконы в деревянный резной иконостас с большим Страстным чином еще предстоит написать (частично оригиналы хранятся в ГМЗ «Новый Иерусалим»).

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Среди посетивших больного пастыря был и Николай Беляев , будущий Оптинский старец Никон, в 2000 г. прославленный как преподобноисповедник. Дед его, Лаврентий Иванович Швецов, 33 года служил старостой храма Святых равноапостольных Константина и Елены и был желанным гостем в доме Амфитеатровых. Прощаясь с отцом Валентином, Николай произнес: «Батюшка, благословите меня,– и мысленно добавил:- на монашество». Пастырь медленно, широко осенил его крестным знамением со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – и поцеловал в лоб, что юноша воспринял как благословение на монашескую жизнь. Хотя отца Валентина окружали любящие его люди и спасительный для многих пастырский труд его продолжался, в первое время он тяжело переживал потерю зрения. Мучительно было для него лишиться возможности читать. Всю сознательную жизнь батюшка имел неутолимую жажду знаний. Владея древними и многими новыми языками, среди нескончаемых пастырских трудов он непостижимым образом находил возможность перечитывать книги из своей обширной библиотеки, которую собирал десятилетиями. Теперь ему читали дочери. Чтобы отец имел больше покоя и жил на свежем воздухе, они перевезли его в новопостроенный дом в Очакове. Но здоровье отца Валентина продолжало ухудшаться, к старым болезням прибавились новые: головные боли, бессонница. «Однако, приняв кротко обрушившиеся на него испытания, батюшка не потерял ни ясности духа, ни присущей ему добродушной веселости»,– писал В. Н. Зверев. Прощаясь во время последней встречи, батюшка сказал ему: «Всегда благодарите Бога... За все, за все... Не огорчайтесь выше меры в несчастии». Пастырь слабел с каждым месяцем. «У папы сильно болит нога,– писала Любовь Валентиновна в 1906 г.,– ежедневная бессонница, ежедневная головная боль, частые приливы, когда он делается опухлым и красным, как сукно. Возобновились сердечные припадки». 19 июля 1908 г. отец Валентин по крайней слабости не смог принимать посетителей, а в воскресенье 20 июля (2 августа по новому стилю), в день святого пророка Илии, около 11 часов пред полуднем его праведная душа отошла ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

— Среди проектов только один храм прямоугольный, другие имеют в основном крестово-купольную конструкцию. Удобно ли и уместно ли ставить в Москве крестово-купольные храмы, квадратные в плане, напоминающие Успенские соборы во Владимире и в Кремле, но гораздо меньшей площади? Или подобные храму Покрова на Нерли, прекрасному, но вряд ли принимавшему столько прихожан, сколько должна вместить в праздник московская церковь? В то же время традиционная московская церковь обычно в плане прямоугольная, что позволяет принять больше прихожан, и довольно низкая — возвышается лишь колокольня, — что не создает больших отапливаемых и в целом «пустых» объемов. Таковы и лучшие, на мой взгляд, проекты, как, например, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Митине. Понятно, что храмы не должны быть одинаковыми, но разве не должны они быть удобными, просторными для прихожан, утилитарными в хорошем смысле слова? — Перед тем как отвечать по существу, я бы хотел напомнить, что мы ведем речь о глобальном проекте, реализуемом в условиях плотно застроенного мегаполиса в районах не просто архитектурно эклектичных, а во всех смыслах верно называемых спальными. Их строили, чтобы там спали и ели. Следов архитектурной эстетики там не найдешь. Времена были такие. Разрабатывая базовые проекты храмов, нужно было учитывать массу факторов, далеких от изыскания буквальных параллелей с архитектурно более продуманными старыми районами, которые изначально строились вместе с храмами. Квадратные храмы во всех отношениях лучше отвечают задачам проекта. Они дают больше возможностей делать храмы двух-трехпридельными, в них нет функционально неиспользуемых площадей. Несколько приделов внутри здания храма — это очень важно для густонаселенного района. На одном престоле в один день можно только одну Литургию служить. Когда придела два или три, можно служить две или три Литургии. Сейчас в воскресенье в любом храме 150-200 причастников. А больше и невозможно, люди устают в очереди ждать. И по времени это хорошо. Кому-то перед работой удобнее в храм прийти, на раннюю Литургию. Не всегда ведь праздники на выходные выпадают. С детьми удобнее в девять-десять часов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вот пример: храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского на улице 148-й Черниговской дивизии. Хорошее место. Но весь участок пересечен коммуникациями. В общем, это все упирается, естественно, в денежные средства, а точнее, в их отсутствие. Пока мы там поставили временный храм, но он вмещает не больше ста человек. И там уже сложился очень хороший, большой приход, динамично развивается церковная жизнь. Храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены на улице Колотилова - тоже в крупном районе, где много живет народу, хороший участок был выделен. Можно будет построить со временем большой, хороший храм. Пока мы там поставили небольшой домик, в нем помещаются и храм, и воскресная школа. И люди ходят в храм, и очень довольны, что у них есть теперь церковь рядом. Еще был выделен участок рядом с Банным озером. Это лесопарковая зона - там уже заложен фундамент большого, прекрасного собора в честь Преображения Господня. И можно будет очень красивый парк вокруг храма разбить. А сейчас там пока тоже временное помещение. Конечно, очень важно строить храмы и на окраинах города (в спальных районах). И у нас уже сегодня почти во всех концах города действуют приходы. Например, храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», это район Мясокомбината. Там выделен участок, и на нем уже действует приспособленный храмик. А со временем вырастет большой храм. - В день именин Вашего города, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Вы открыли Покров-на-Волге - так его уже все называют; маленький, но очень красивый храм на месте выстроенного в 1781-м и разрушенного в 1931 году большого Покровского храма, который и дал имя городу. Как я понимаю, восстановить этот храм в прежнем виде не представлялось возможным? - В прежнем величии - нет, конечно. Это ведь был огромный храм, на три тысячи молящихся. На его месте теперь детский сад, не разбирать же его. Но хотелось, чтобы историческая справедливость восторжествовала. И очень большое было желание у нас у всех - отметить то место, откуда город наш начал развиваться, где стоял первый Покровский храм. Построить хотя бы храм-памятник, храм-часовню, чтобы люди - не только церковные, верующие, но и просто неравнодушные граждане города нашего и гости - могли видеть и понимать: да, была у нашего края, у нашего Отечества другая история. Чтобы люди иначе к прошлому нашему относились.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Сегодня Крестовоздвиженский храм - краса, и гордость, и настоящий духовный центр Хвалынска. Кроме него и храма в Возрождении отцу Виталию пришлось возрождать, а точнее, строить с нуля еще несколько храмов в Хвалынском районе. Один из них - храм во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в поселке Северный. До революции это была Александрия - имение графа Александра Медема, умершего в 1931 году в сызранской тюрьме и прославленного ныне в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. В октябре 2002 года из Германии сюда приезжала внучка святого - Ольга Федоровна фон Лилиенфельд-Тоаль; после ее визита и при ее участии началось возрождение местной церкви. Спустя четыре года, в день освящения восстановленного храма, священник Виталий Колпаченко прочитал прихожанам письмо Ольги Федоровны: «Пусть никто не забывает первоначальной причины создания этого храма. Он был воздвигнут, чтобы здесь молились за тяжелоболящую рабу Божию Елену, которая родилась в семье Медем. Прошу: будьте внимательны к страждущим, детям, больным, старикам, которым нужна помощь, - это и есть истинное христианство». Завершается строительство церкви во имя великомученицы Параскевы в селе Благодатное. Более 15 лет назад название села привлекло выпускника истфака Виталия Колпаченко, опоздавшего на вступительные экзамены в семинарию, и он проработал здесь учителем истории один учебный год. А уезжая, обещал вернуться и построить в селе церковь. И там же, в Благодатном, ученики рассказали отцу Виталию - тогда еще просто Виталию Сергеевичу - еще об одном старинном храме - Преображенском, что в соседнем селе Новоспасское. Село это вместе с сопредельной Варваровкой, входившей в тот же приход, умерло еще в начале 70-х. А могучий каменный храм, хоть и разорен и поруган, сохранился неплохо и высится теперь среди полей в одиночестве. Виталий Сергеевич предложил ученикам вместе сходить к этой церкви. Сейчас он с улыбкой вспоминает свою досаду: дети, казалось, совершенно не понимали важности и серьезности события, прыгали и озорничали, как всегда...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010