В 1689 г. состоялись похороны биографа патриарха Никона иподиак. Иоанна Шушерина , к-рый был погребен в приделе Воскресенского собора, освященного 29 апр. 1690 г. в честь архистратига Михаила. Также в годы игуменства Н. были освящены: ц. Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи (обновлена на средства царевны Татьяны Михайловны после погребения в ней патриарха Никона 26 авг. 1681), подземная ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены, придел свт. Николая (украшен на средства царицы Прасковьи Феодоровны), придел Всех святых Воскресенского собора под колокольней (1690), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с больничными палатами (1698). В 1686-1692 гг. были построены 3 большие трапезные палаты на средства царевен Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны. В 1690-1694 гг. вместо деревянной ограды по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей была построена глухая каменная стена с амбразурами и 8 трехэтажными башнями. 1 июля 1694 г. Н. принимал в обители царей, прибывших для осмотра каменной стены. В 1694-1697 гг. была построена каменная надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре В период игуменства Н. в мон-ре началось почитание патриарха Никона. Так, было установлено его поминовение 24 мая каждого года, в день памяти прп. Никиты Переяславского, а над местом погребения патриарха каждую субботу стали петь панихиды (РГБ. Унд. 415. Л. 463-466, 467-468). В 1691 г. царевна Татьяна Михайловна пожертвовала мон-рю ковчег с частицей мощей вмц. Татианы, который был установлен в Воскресенском соборе. В 1692 г. она передала в дар мон-рю Петровскую икону Божией Матери в драгоценном окладе (список чудотворного образа, написанного митр. Московским Петром). Н. известен как 1-й историк Новоиерусалимского мон-ря. Сохранились 2 его сочинения, а также предисловие к монастырскому уставу. Н. создал стихотворный «Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим» (Летописец. 1874. С. 92-98). Текст высечен на 2 плитах по 2 столбца на каждой. Архим. Леонид (Кавелин) отметил, что в XIX в. «надпись эта высечена в глубь на белых изжелта каменных плитах, вставленных в то место, где прежде была дверь, ведшая снаружи храма через придел преп. Марии Египетской на Голгофу» (Там же. С. 98. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Год постройки каменной Константино-Еленинской церкви на месте старой Димитриевской неизвестен. Обыкновенно её датируют " приблизительно 1690 годом " . Непонятно также, почему не было сохранено посвящение главного престола. Возможно, храм освящали в день, когда празднуется память равноапостольных царей, либо же эта дата была чем-то иным знаменательна для прихода. Приход Константино-Еленинской церкви считался в Вологде одним из самых бедных. Район был заселён главным образом ремесленниками и мелкими торговцами, богатых амбициозных благотворителей здесь не водилось. И вплоть до революции храм сохранял своё исконное убранство - просто потому, что не имел средств на поновления. С распространением в Вологде каменного строительства вологжане не отказались от привычных им пар " тёплая церковь-холодная церковь " . Но Цареконстантиновская, будучи двухэтажной, вмещает в себе и тёплый, и холодный храм. Холодная церковь находится в верхнем этаже, и в ней изначально освятили только один престол - во имя святых равноапостольных царей Константины и Елены. В нижнем ярусе престолов имелось два - во имя прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Где уж были изысканы причтом и прихожанами средства на постройку каменного храма (тем более столь совершенного по композиции, что выдаёт руководство " дорогого " зодчего), о том нет известий. Но на протяжении своего дальнейшего бытования Цареконстантиновский приход был малочислен и беден. К концу XVIII века число прихожан увеличилось до полутора сотен человек, мещан по большей части. Причт составляли всего один священник и один псаломщик. Обеспечивать повседневное существование храма и причта при таком составе прихожан ещё было возможно, но на " благоукрашения " средств уже не оставалось. И оно, быть может, к лучшему, поскольку благодаря бедности Константино-Еленинский храм долго сохранял нетронутым своё старинное убранство. Некоторые сравнительно постоянные источники дохода церковь, впрочем, имела. К ним принадлежали сенокосные угодья и огороды, отдававшиеся внаймы.

http://sobory.ru/article/?object=01085

Садчиков, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, сотрудник Папского Совета по христианскому единству священник Милан Жуст, а также сотрудники российских учреждений в Риме, прихожане нового храма. Весной 2007 г. в строящемся русском храме во имя святой великомученицы Екатерины в Риме впервые прошло Пасхальное богослужение. 7 апреля 2007 г., в Великую субботу и совпавший с ней праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, президент Фонда великомученицы Екатерины игумен Филипп (Васильцев) совершил Божественную Литургию, после чего освятил куличи. 24 мая 2007 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, в храме святой великомученицы Екатерины в Риме была совершена Божественная Литургия. Богослужение возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий. В этот день, когда русская православная община в Риме впервые за свою историю отметила День славянской письменности и культуры, руководитель Центра имени В. Иванова профессор А.Б. Шишкин передал библиотеке Екатерининского храма книги из фондов русской библиотеки города Лозанны (Швейцария). 7 декабря 2007 г., в ходе своего визита в Италию, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил территорию виллы Абамелек, где совершил чин освящения храма святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного в цокольном этаже строящегося храма святой Екатерины. 24 мая 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось великое освящение храма. Чин освящения и первую Божественную Литургию возглавил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. Владыке сослужили управляющий приходами Московского Патриархата в Италии архиепископ Корсунский Иннокентий, секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), клирик храма святой Екатерины игумен Филипп (Васильцев), сотрудники Отдела внешних церковных связей. На торжественной церемонии присутствовали супруга президента Россиийской Федерации Светлана Медведева, мэр Москвы Юрий Лужков, управляющий делами президента Российской Федерации Владимир Кожин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Италии Алексей Мешков и другие.

http://sobory.ru/article/?object=09355

В Павловском соборе четыре придела. Главный освящён во имя святого апостола Павла, правый - во имя святых равноапостольных Константина и Елены, великих распространителей христианства. Левый придел освящён во имя равноапостольной Марии Магдалины. Ещё один придел - в честь местно чтимой иконы " Утоли моя печали " - находится в нижнем храме. Эта икона была найдена на чердаке одного из гатчинских домов во время войны и перенесена в открытый в 1942 году Павловский собор. Через этот образ Богородица явила чудо спасения молящихся в храме. Во время богослужения в нижнем храме Павловского собора кто-то бросил в окно ручную гранату. Граната разорвалась, но, несмотря на большое скопление молящихся и тесноту в храме, никто не пострадал. Лишь один осколок ранил ланиту Богоматери на Её иконе. Иконостас главного придела был изготовлен из благородного греческого кипариса, который красиво оттенял иконы, написанные на золотом фоне: это был достаточно новый подход, при котором золото икон не сливалось с золотом иконостаса, как бывало обычно в других церквях. Двухъярусные иконостасы с резьбой изготовил резчик Скворцов по рисунку археолога Фёдора Солнцева. Главный иконостас украшался витыми колоннами, а царские врата окаймлял резной карниз. В главном алтаре располагались живописные на золоте иконы святых, соименных лицам Российского императорского дома. Император Николай I, задумавший собор как памятник своему отцу Павлу I, уже после завершения строительства неожиданно решил увековечить также память отцовских сподвижников. С этой целью на северных и южных стенах внутри собора были установлены бронзовые доски в благородных кипарисовых рамах, на которых выгравированы имена офицеров гатчинских войск. Сейчас в соборе находятся копия ковчега в виде Десницы Иоанна Крестителя с мощами Иоанна Крестителя и частью Древа Животворящего Креста Господня и копия Филермской иконы Божией Матери, написанной евангелистом Лукой. Помимо копий знаменитых святынь, в Павловском соборе находятся мощи св. Марии Гатчинской, а также икона Святого Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Книга, определившая жизнь Настоятель абаканского храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены, автор фундаментальных исследований по библеистике протоиерей Геннадий Фаст родился в протестантской семье. Вспоминает, что первый Евангельский кружок, в котором он принимал участие, вела его мама. Ему, десятилетнему, как-то попался в руки Новый Завет на родном немецком языке, и это чтение стало самым сильным впечатлением детства. Библия довольно рано стала его настольной книгой. В 1970-е годы за ведение молодежных Евангельских встреч его дважды выгоняли из института, а когда он стал священником, то и уголовное дело возбуждали. Где бы ни служил отец Геннадий все эти годы, он везде собирает людей изучать слово Божие. Некоторые участники его групп стали известными библеистами. — Однажды, когда после занятия я спускался из крестильного храма на втором этаже, где у нас проходят библейские встречи, дежурная посмотрела на меня внимательно и говорит: «Батюшка, я поняла: эти занятия вам нужны, вы без них не можете». Мне кажется, так должно быть со всеми моими собратьями. Конечно же, эти встречи могут вести и миряне, но важно, чтобы это стало потребностью самих пастырей. И первый, кто проигрывает, — это он сам, если этого не делает. Уверен, что тем самым он наносит себе непоправимый урон. Иисус и бывшие рыбаки — кто они были? Учитель и ученики. Давайте представим себе эти встречи без Иисуса. Это как? Никак. А почему мы, священники, себя от этого освобождаем? Господь сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». А в более близком к греческому оригиналу переводе: «Идите сделайте Моими учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И эти слова обращены прежде всего к нам, священнослужителям. И ведь, в отличие от других форм катехизации, которые бывают трудноисполнимы, например поездки на Святую Землю, доступной не каждому из-за высокой стоимости, а во времена пандемии или политических нестроений вообще невозможной, библейские встречи просты в организации и проведении. При храме всегда есть какой-то уголок, где можно посидеть с прихожанами. А если этого уголка нет, то его надо создать. Организуем же мы место, где продают свечки. Вот и уголок, где слово Божие можно изучать, надо найти. И даже в наше горькое и унылое время с онлайнами и дистантами Евангельский кружок может продолжать существование. То есть время само подсказывает — делай, это возможно.

http://e-vestnik.ru/analytics/govori_gos...

В 1924 году, во время изгнания греков из Малой Азии, жители Прокопиона, переселяясь на греческий остров Эвбею, перенесли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи святого Иоанна Русского. Место нового поселения они назвали Новый Прокопион (ныне Прокопи). Мощи святого были помещены в храм святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 году было начало строительство величественного храма во имя Иоанна Русского, которое продолжалось в течение 20 лет. Во время гражданской войны в Греции в 1947 году Эвбея избежала кровопролития, как и предсказывал Иоанн Русский, являясь местным жителям и обещая свое покровительство. Так, один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!» В 1951 году церковь во имя святого Иоанна Русского начала действовать, и останки святого были торжественно перенесены туда. Иконостас храма изготовлен из белого мрамора с тонкой резьбой. На стенах – фрески с изображением издевательств и пыток, через которые прошел многострадальный Иоанн Русский. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится в открытой раке под стеклом. В храме хранится солдатский пояс Иоанна Русского, на пряжке которого изображен двуглавый орел. Ежедневно к нему стекаются сотни православных паломников со всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. В дни Великого поста храм посещают 6-7 тысяч паломников. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой горе Афон, особенно в русском Пантелеимоновом монастыре. По молитвам святого Иоанна Русского совершалось и совершается множество чудес и исцелений: он помогает больным раком, парализованным, бесноватым и вообще всем больным. Он вразумляет заблудших, укрепляет слабых духом, спасает моряков, помогает в решении судебных дел и др. У бездетных супружеских пар по молитвам к святому рождаются дети. Паломники припадают к его мощам, как к неиссякаемому источнику исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с искренней верой. Паломники натирают больные места освященным лампадным маслом из чаши.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

2 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, воспоминание обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Никольском храме города Костаная. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), клирик Константино-Еленинского кафедрального собора протоиерей Андрей Корчажников, настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Лисаковск протоиерей Олег Калмыков, настоятель Свято-Михайловской церкви поселка Качар Костанайской области протоиерей Василий Королев, настоятель Михаило-Архангельского храма города Костаная протоиерей Виталий Клеба, настоятель Никольского храма города Костаная протоиерей Виталий Гуцан, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), настоятель храма Казанской Божией Матери поселка Затобольск иерей Андрей Крутин; диаконский чин возглавил протодиакон Александр Мокий. Для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих в Никольский храм Костанайской епархии был принесен ковчег с мощами равноапостольных императора Константина и царицы Елены. Богослужебные песнопения исполнил хор Константино-Еленинского собора города Костаная под управлением Т. Жебрак. Иерарх совершил молитву о восстановлении и укреплении мира. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Виталий Клеба. По отпусте Литургии состоялось славление празднику Вознесения Господня, равноапостольным царям Константину и Елене и святителю Алексию Московскому. Глава Митрополичьего округа поздравил молящихся с отданием праздника Вознесения и обратился к собравшимся со словом назидания. 2 июня в актовом зале Никольского храма продолжила свою работу II Международная научно-практическая конференция «Тимоновские чтения». Во второй день проведения конференции участниками и гостями чтений стали: временно управляющий Костанайской епархией митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель отдела по канонизации святых иерей Андрей Крутин, руководитель секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), священнослужители храмов Костанайской епархии; сотрудники епархиального управления; работники Государственного архива Костанайской области, Костанайской областной универсальной научной библиотеки имени Л.Н. Толстого и Костанайского областного историко-краеведческого музея; представители научной интеллигенции и средств массовой информации; краеведы из Казахстана, России и Киргизии.

http://patriarchia.ru/db/text/6032988.ht...

  Святейший Патриарх Алексий принял приглашение посетить Кубу . В Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с парламентской делегацией Республики Куба во главе с президентом Национальной ассамблеи Кубы Рикордо Аларконом. Через господина Аларкона Святейший Патриарх получил приглашение в будущем году посетить Кубу и возглавить Великое освящение строящегося православного храма. Предстоятель Русской Православной Церкви с благодарностью принял это приглашение. Сейчас на Кубе проживает более трех тысяч русских. Единственный православный храм – во имя святых равноапостольных Константина и Елены – находится в Гаване . Деятельность прихода была возобновлена пять лет назад и можно надеяться, что патриарший визит поможет не только прихожанам, но и в целом повысит статус Православия в этой стране. Стоит напомнить, что это будет уже второй предстоятель Поместной Православной Церкви, приглашённый лидером Кубы Фиделем Кастро, несколько лет назад страну посещал Константинопольский Патриарх Варфоломей, освятивший первый православный храм здесь. Замечательно видеть столь искреннее и уважительное внимание к нуждам православной общины со стороны политичесого руководства, которое открывает большие перспективы и для миссионерских трудов.   В Детройте лютеранский пастор перешёл в Православие. Джон Фентон, бывший пастор Сионской Евангелическо-лютеранской Церкви Детройта Пастор Сионской Евангелическо-лютеранской Церкви Детройта, отец семерых детей, Джон Фентон подал в отставку. В открытом письме прихожанам он сообщил: “когда я стал пастором Сионской Церкви более 11 лет назад, то собирался остаться в ней до своей смерти. Однако… я должен предложить свою отставку, потому что больше не признаю учение Лютеранской Церкви, как оно выражено в “Книге Согласия” (основополагающий вероучительный документ лютеран – Ю.М.)… Я убедился, что “Книга Согласия” содержит искажённые или несовершенные учения, не соответствующие вере апостолов. Имеется в виду принятие исправленного Никейского Символа веры (лютеране “унаследовали” от католиков учение о “Филиокве” – Ю.М.), понятие, что Иисус умер, чтобы успокоить гнев Его Отца, антропоцентричное понимание Церкви, отвержение молитв святым, и идея, что литургия – человеческое дело”.

http://pravoslavie.ru/4993.html

Наиболее внушительным строением новой части Гефсиманского скита является высокая, 5-ярусная надвратная колокольня (1895-1900) с 2 боковыми пристройками (где были освящены церкви во имя свт. Николая Чудотворца и равноапостольных Константина и Елены). Тип многоярусных колоколен, ярусы которых сужаются в высоту и богато декорированы в формах узорочья, был особенно характерен для Л. Объемно-пространственное их решение восходило к ярославскому зодчеству XVII в. Шатровое завершение центрального башенного объема с кокошниками в основании, со слухами на гранях и с луковичной главкой воспроизводит архитектуру колоколен ярославских церквей XVII в., таких, как церкви прор. Илии и свт. Иоанна Златоуста в Коровниках. С основной вертикалью постройки соотносятся сложные декоративные завершения симметричных церквей в пристройках. Кирпичный декор составляют колонки, арочки, ширинки, килевидные кокошники. Благодаря общему стилевому решению и нарядному кирпичному узорочью со вставками из белого камня колокольня составляет единый архитектурный ансамбль с храмом Черниговской иконы Божией Матери архит. Н. В. Султанова. Аналогичную колокольне Гефсиманского скита 3-частную пирамидальную композицию с 2 шатровыми палатками по бокам имеет колокольня Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой пустыни . Нельзя исключать, что Л. принимал участие и в создании др. монастырских построек, в т. ч. Смоленского собора (1894-1900), церквей Всех святых и прп. Сергия Радонежского, а также утраченной ныне надкладезной часовни. Никольский собор Хотьковского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря. 1895–1898 гг. Фотография. 2014 г. В русле визант. стиля Л. спроектировал 4-престольную ц. прп. Сергия Радонежского при благотворительных попечительских учреждениях им. митр. Сергия (Ляпидевского) у Московской заставы в Туле (1895-1898) и Никольский собор Хотьковского в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря , также отличающиеся открытой красно-кирпичной кладкой. Одноглавая Сергиевская ц. имеет план в виде лат. креста, к основному 2-ярусному объему примыкают боковые ризалиты с крыльцами, с запада - трапезная в 2 оси и небольшой притвор, увенчанный также одной шлемовидной главой.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

Прекрасная Елена, гордая Русь Именно Руси предстояло стать преемницей Византии. Унаследовать ее духовные богатства и могущество, ее величие. Для Византии Русь была полудикой, но сильной северной страной. Нападки Руси тревожили греков. Вспомним: еще Олег Вещий прибил щит на врата Царьграда — Константинополя, столицы Византии. Греки хотели сделать Русь зависимой от себя, но Русь хотела равенства и не хотела идти в слуги старой империи. При крещении княгиня Ольга получила святое имя Елена. Здесь, несомненно, была перекличка с именем святой равноапостольной Елены, матери святого равноапостольного Константина, восстановившей святыни Иерусалима и Святой Земли и обретшей Крест, на котором был распят Иисус Христос. Княгиня Ольга, выбрав для себя веру христианскую, склоняла к ней и своего неугомонного сына Святослава. Но он, заботясь о силе и крепости Руси, все время был в походах. Подчинив Руси восточные земли, отразив нашествие хазар, он устремился на запад и всерьез думал сделать столицей город Переяславец на Дунае. На уговоры матери о принятии им христианства он отвечал, что ему дружина такого не позволит. Хотя сам не только не противился приходу христианства на Русь, но и одобрил свою мать, когда она объявила о своем решении ехать в Византию и окреститься. Княгиня отправилась в столицу империи не как частное лицо, а как глава огромного государства. Она требовала соответствующего отношения и месяц прожила на корабле в гавани Константинополя, прежде чем получила уверения о приеме ее на высочайшем уровне. И патриарх Константинопольский Феофилакт, и император Константин Багрянородный лично вышли ее встречать. После пышного приема во дворце княгиня знакомилась с городом, с храмами Святой Софии, Влахернской Божией Матери, присутствовала на богослужениях. Легенда говорит о том, что император был так поражен умом и красотой русской княгини, что влюбился в нее. Мудрая княгиня просила его быть ее восприемником при крещении, то есть крестным отцом. Крестил княгиню сам патриарх. После крещения новообращенная христианка Ольга сказала императору: «Как же можно любить дочь как женщину? Ты должен любить меня как дочь и заботиться о Руси как о Византии».

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010