Из статьи священника Александра Балыбердина, настоятеля церкви Иоанна Предтечи, кандидата исторических наук сайт http://www.nashavyatka.ru/ Знаменская (Царевская) церковь, каменная, построенная в 1699 году. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Квартиры для причта казенные. Земли под церковной оградой 810 сажень, усадебной 615 сажень, сенокосной 10 десятин. Братский денежный доход священнику 1050 руб., диакону 350 руб. 2 коп. Прихожан православных русских 221 муж. пола и 281 жен. пола, приход состоит из городских жителей. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» 22 февраля 1682 года посадские жители " били челом " Преосвященному Ионе " о разрешении им воздвигнуть на Московской улице деревянную церковь во имя святых Равноапостольных царя Константина и Елены. Разрешение было получено. Церковь строилась и " обзаводилась утварью " усердием и трудами дьячка хлыновского Богоявленского собора Федора Ивановича Попова и приношениями благочестивых граждан. В 1688 году церковь освятили, а через 8 лет, в 1696 году, она сгорела ночью " со всей утварью " . Вынести успели только старинное Евангелие, животворящий крест да образ Знамения Пресвятой Богородицы. Каменную Царево-Константиновскую церковь начали строить взамен сгоревшей деревянной в 1697 году. 19 февраля была получена храмозданная грамота, 31 мая состоялась закладка здания. Строил церковь " своим коштом " крестьянин Гаврила Петрович Машковцев, незадолго до этого переселившийся в град Хлынов из села Кстинино. На работу он подрядил артель хлыновских каменщиков. В подряде указывалось, что за образец при строительстве следует взять только что выстроенную Спасскую церковь (ныне утрачена - разобрана после пожара 1752 года, на ее месте построен Спасский собор). Выработанный артелью индивидуальный " архитектурный почерк " делает их постройки узнаваемыми. Возводимые мастерами храмы относились к так называемому трапезному типу церквей, для которого характерно существование кроме основного (летней, холодной церкви), пристроенной с запада трапезной (зимнего, теплого придела). В данном случае небольшой по размеру двусветный бесстолпный четверик холодного храма дополняли полукруглый в плане алтарь и прямоугольная трапезная, " нанизанные " на единую продольную ось восток-запад. Стены четверика делились колонками на три прясла, над колонками проходил широкий декоративный пояс. Завершал композицию стен ряд полукруглых кокошников (ложных закомар). Из множества кирпичных розеток, разнообразие которых определила фантазия мастера, как в мозаике, " набирались " узоры наличников и поясков.

http://sobory.ru/article/?object=08699

Крестный Ставрос-Кийостровский монастырь, 2 класса, на острове Кий Онежского залива, близ устья реки Онеги, в 15 верстах от города Онеги. Основан в 1656 году патриархом Никоном в благодарность за спасение его от бури во время переезда из Анзерского скита и назван им «Ставрос» (крест, крестный). В соборном каменном храме, во имя Воздвижения Креста Господня, хранится из кипариса крест, обложенный листовым вызолоченным серебром, устроенный, согласно желанию патриарха Никона, в Палестине по точному размеру креста Христова, животворящей силе которого патриарх Никон приписывал свое избавление от смерти. В сребропозлащенных ковчегах креста вложены части древа креста Господня и ризы Господней, камня гроба Господня, камня вертепа, где родился, и пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и водружено по лицевой стороне крестообразно 97 частей мощей угодников Божиих. Крест имеет 4 аршина 13 вершков длины. По сторонам креста находятся писаные изображения святых равноапостольных Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патриарха Никона. В библиотеке хранится рукописное житие патриарха Никона, написанное Иваном Шушерой, патриаршим ставрофором. Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " Онежский Крестный монастырь находится на небольшом острове Кие, лежащем в Онежской губе Белого моря, близ устья реки Онеги. Основателем монастыря был патриарх Московский Никон. Ему же предание приписывает и происхождение названия острова. Будучи еще простым иеромонахом в Анзерском ските Соловецкого монастыря, Никон, вследствие разногласия с основателем скита, Преподобным Елеазаром, решился покинуть Анзеры и найти себе для препровождения монашеской жизни другую тихую обитель. Во время переезда из Анзерского скита к реке Онеге, Никона и его спутников застигла великая буря, так что они ежечасно опасались за свою жизнь. Но Никон полагал надежду на милость Божию и силу Животворящего Креста Христова и горячо молился Господу Богу о спасении своем. Бог услышал его молитву: судно их было выброшено на песчаную часть острова, находящегося при устье реки Онеги. Предание говорит, что выйдя на остров, Никон спросил " кий сей остров? " Когда остров оказался без наименования, то Никон сказал: пусть же он называется " Кий " . Это был остров пустынный и никем не занятый. Возблагодарив Бога за спасение свое, Никон в память избавления своего от неминуемой смерти водрузил деревянный крест, который существует на Кие острове и по ныне и находится в часовне на берегу моря. Дикая пустынная местность острова, подобная любимым, но покинутым Анзерам, внушила Никону мысль устроить на сем месте обитель и он дал обет, если Богу будет угодно, устроить на Кие острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. Это было в 1639 году.

http://sobory.ru/article/?object=03558

Молит Тя Церковь Русская, представляющи Тебе ходатайство всех святых в ней просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, от лет древних покрывающия и заступающия страны наша. Возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея, утверди волю нашу в воли Твоей, да якоже древле, тако и ныне прославится всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь» . За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Суровегина, временно служащего в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Матфей Хаустов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыне г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Святейший Владыка рассказал о воспоминаемой скорбной дате начала гонений и зачитал воззвание Патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей от 15 (28) февраля 1922 года. Также Предстоятель Русской Церкви призвал верующих к молитвам за Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и Украинскую Православную Церковь . Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию о претерпевших смерть в лютую годину гонений . После литии Святейший Владыка напутствовал участников богослужения: «Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днем и прошу всех возносить особые молитвы о мире — о мире на просторах исторической Руси, чтобы Церковь наша сохранила свое единство, чтобы народ наш сохранял те прочные узы братства, единства, которые сформированы общим Крещением и более чем 1000-летней традицией совместной духовной жизни. Пусть Господь хранит землю Русскую, пусть Господь хранит Отечество наше, Церковь нашу и каждого из нас укрепляет и духовно, и телесно в это непростое время!» Далее Святейший Владыка вручил церковные награды: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5904377.ht...

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку. В 1845 году мощи были перенесены в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого, а в конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении началось строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В 1881 году в благодарность в монастырь была послана десница святого. В 1898 году строительство храма было завершено, а мощи были туда перенесены. Современное состояние [ править править код ] В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покинуло Анатолию в обмен на турецкое население Греции (Греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переехали в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовали его в Нео-Прокопион. С собой они забрали и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 году там началось строительство большого каменного храма, которое продолжалось более 20 лет. Оно закончилось 27 мая 1951 года. Именно тогда останки святого оказались там, где находятся и поныне. В 1962 году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приёма паломников на 160 мест, другой — для нужд Общества. Также созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна - в Нео-Артаки, студенческое общежитие, столовая и детский лагерь на 1000 мест. А что касается чудес, которые творит Святой Иоанн Русский – то они происходят по-прежнему. История знает множество случаев, когда приехавшие сюда паломники после посещения храма выздоравливали, или же чудо происходило с их родственниками, за которых они приезжали помолиться.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_И...

Но самое раннее, конкретное и точно датированное историческое упоминание о слуцких церквях относится к Михайловской церкви – это 1392 год. Именно в этом году слуцкий князь Александр Владимирович, основатель рода Олельковичей, записал ей имение Остров. Так говорилось в грамоте, найденной в Несвижском замковом архиве в середине XIX в. Правда, в те далекие времена под понятием «остров» подразумевалась не часть суши, омываемая водой, а земельный надел. С тех пор этой землей, впоследствии ставшей городским предместьем «Остров», а сегодня уже просто одним из районов разросшегося Слуцка, Михайловская церковь владела постоянно. Этот фундуш подтверждали и все князья Олельковичи, а позже слуцкие архимандриты и новые владельцы города князья Радзивиллы. Сама же церковь располагалась тогда в Городе, то есть с сегодняшней точки зрения – в историческом центре. Отдельные источники даже указывают конкретную улицу – Копыльскую. Известно также, что рядом с Михайловским храмом «на том самом цвинтаре», то есть на церковном кладбище находилась «малая», приписная к Михайловской, церковь во имя Архангела Гавриила. В зимнее время ее использовали как теплый храм, поскольку сама Михайловская тогда не отапливалась. На «Острове» же со временем появилась часовня или приписная церковь, которая, как дают понять некоторые архивные документы, также была освящена «под титулом Михаила Архангела». Такое действительно было возможным, поскольку в XVI–XVIII в.в. город окружала мощная система оборонительных валов и водяной ров, и предместье, находившееся на удалении от стен города, воспринималось как отдельное поселение. Впоследствии, когда территория города, да и предместья увеличилась, и их границы сблизились, а городские укрепления стали терять свою фортификационную значимость и две святыни под одним именем в одном городе существовать не могли, церковь на Острове получила название Царе-Константиновской – в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Состоялось это, скорее всего, в 1736 г., когда на Острове возвели вместо предыдущего новый храм, поскольку в 1786 г. упоминаются «города Слуцка Михайловская церковь и Царе-Константиновская за городом в одну версту, где прежде Михайловская стояла». А 50 лет вполне подходящий срок, чтобы и деревянное строение сохранилось, и память еще хранила название предыдущего храма на этом месте. Из этого же документа узнаем, что плебания – дом священника – также находился к этому времени уже на Острове.

http://sobory.ru/article/?object=29327

«Павлон» Дмитрий Шатилов Да, мой дедушка, Дмитрий Владимирович Шатилов, был человеком решительным. Десятилетним мальчишкой он поступил в Московский кадетский корпус, а в 17 лет стал юнкером знаменитого Павловского военного училища в Санкт-Петербурге. Павловское училище часто называли «первейшим из первейших», и шефами его были сами Императоры, начиная с Александра II и заканчивая Николаем II. Юнкер-Павловец Анатолий Марков, царский офицер и писатель, писал: «Павловское военное училище имело свое собственное, ему одному присущее лицо и свой особый дух. Здесь словно царил дух сурового Императора, давшего ему свое имя. Чувствовалось во всем, что это, действительно, та военная школа, откуда выходили лучшие строевики нашей славной армии». Павловское военное училище Юнкера разных училищ в шутку соперничали между собой и давали друг другу прозвища по названию училищ; юнкеров Павловского училища звали «павлоны». Они были лучшими строевиками в Российской императорской армии и отличались высочайшей дисциплиной, а вследствие этого – стойкостью в бою. Военный марш павловцев начинался так: Под знамя Павловцев мы дружно поспешим, За славу Родины всей грудью постоим! Мы смело на врага, За русского Царя, На смерть пойдём вперёд, Своей жизни не щадя!!! Рвётся в бой славных Павловцев душа… Юнкера Павловского военного училища Храм при Павловском училище был освящен в честь Святых равноапостольных Константина и Елены, и юнкера праздновали храмовый праздник 21 мая по старому стилю. Когда юнкеров производили в подпоручики – первый офицерский чин, начальник училища вешал каждому из них на шею серебряную Казанскую иконочку Пресвятой Богородицы. После окончания военных училищ молодежь была готова отдать свои жизни «За Веру, Царя и Отечество», причем вера занимала в этом девизе первое место. Молодежь была готова отдать свои жизни «За Веру, Царя и Отечество», причем вера занимала в этом девизе первое место К началу Первой мировой четверть состава офицеров Генерального Штаба состояла из бывших «павлонов». На войну мой дед отправился, будучи 28 лет от роду, в составе элитного гвардейского полка – Измайловского.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/15/lyudi_...

По состоянию на 1908 год при храме имелось несколько учебных заведений: церковно-приходская мужская школа, в которой обучалось 122 мальчика (законоучителем в третьем отделении состоял протоиерей Николай Белосельский, в первом и втором - священник Николай Майгов, оба преподавали безвозмездно); приходское мужское училище Министерства народного просвещения (должность законоучителя занимал священник Павел Коробейников); Николаевское женское училище (законоучитель - священник Семен Митропольский). Долгое время, до 18 июня 1917 года, должность церковного старосты занимал Николай Васильевич Штамов. В ведении Успенского прихода находилась и домовая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, располагавшаяся в каменном здании Пушкинского 4-классного городского училища (ныне ул. Советская, 11). Справочная книга по Томской епархии, изданная в 1914 году, содержит следующую информацию об Успенском храме: " Состав прихода: г. Бийск. Прихожан 5238 душ, в том числе раскольников 55 человек. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика... Настоятель церкви свящ. Иоанн Лаврентьевич Невский, окончил курс в Омской учительской семинарии, рукоположен во свящ. в 1892 г. " . С 1918 года храм стал именоваться собором. В 20-е годы прошлого столетия собор перешел в ведение обновленцев и являлся кафедральным. В 30-е годы Успенский храм, как и многие храмы страны, постигла печальная участь: в 1932 году он был закрыт и приспособлен под зернохранилище. Многие священно- и церковнослужители были арестованы... Возрождение Успенского храма состоялось только в 1947 году. Об этом свидетельствует справка о регистрации приходской общины, подписанная уполномоченным Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Алтайскому краю И.Сивко: " Настоящим удостоверяется, что на основании решения Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 мая 1947 г., уполномоченным Совета при Алтайском крайисполкоме зарегистрирована приходская община Успенской церкви, имеющая пребывание в городе Бийске Алтайского края, с предоставлением этой общине в пользование церковного здания, находящегося на Советской улице в городе Бийске " . 29 июля 1947 года между членами приходского совета Успенского храма и исполнительным комитетом Бийского горсовета депутатов трудящихся был заключен договор передачи храма и предметов культа приходской общине на определенных условиях в бессрочное и бесплатное пользование. Настоятелем храма был назначен священник Дмитрий Ложкин.

http://sobory.ru/article/?object=12116

Предстоятель Русской Церкви приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Папы Римского Франциска, а также Председателя Государственного Совета, Председателя Совета министров Республики Куба Рауля Кастро Рус. Обращаясь к главе кубинского государства, Святейший Патриарх Кирилл пожелал народу Кубы «процветания и мира, возрастания духовного и материального». По словам Его Святейшества, состоявшаяся в аэропорту кубинской столицы первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси «создает особую уникальность» этого пространства. В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил прихожан храма с праздником и пожелал помощи Божией участникам богослужения. В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Владимирской иконы Божией Матери и предметы церковной утвари. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Храм Казанской иконы Божией Матери в Гаване является самым большим храмом Русской Православной Церкви в Америке. Это единственная церковь, построенная при активном участии государства, не входящего в каноническое пространство Московского Патриархата. Белоснежный пятиглавый храм возведен согласно традициям древнерусского зодчества. Его украшает шатровая колокольня в стиле XVII века. Храм удачно вписался в облик центральной части кубинской столицы — Старой Гаваны. Здание церкви находится на набережной напротив порта, и с судов, которые подходят к Гаване, издали виден купол православного храма. Высота церкви — около 30 метров, размеры главного помещения 18x18 метров. Храм рассчитан на 500 человек. внутри храма установлен трехъярусный иконостас. Близ Казанской церкви находится небольшая православня церковь святителя Николая (Константинопольский Патриархат) и знаменитая древняя католическая базилика Франциска Ассизского. Выходцы из России посещали Кубу и жили в этой испанской провинции еще в XVIII и XIX столетиях. В 20-е годы XX века на Кубу прибыли представители первой волны российской эмиграции. В конце 1950-х годов в Гаване был возведен греческий православный храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, после победы кубинской революции переданный русскоязычной общине. В 1971 году храм освятил исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак).

http://patriarchia.ru/db/text/4374174.ht...

Среди самых ранних свидетельств почитания М.- Мученичество Поликарпа, еп. Смирнского (не ранее 155): «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало» (Passio Polycarpi, ep. Smyrnenis. 18 (BHG, N 1556-1560)); а также в Мученичестве св. Игнатия Богоносца († нач. II в.) сообщается о перенесении его св. останков в Антиохию с особыми почестями. Во время правления имп. Диоклетиана и Максимиана Галерия (кон. III - нач. IV в.) уже полностью сформировалось сакральное отношение к телам мучеников. Так, в Мученичестве св. Вонифатия Римского в основе сюжета лежит желание госпожи Вонифатия иметь у себя М. мучеников, за к-рыми она и посылает своего слугу. Распространено мнение о том, что обычай вкладывать в престол храма частицы М., а также служить литургию на М. мучеников восходит к раннехрист. временам; вероятно, эта т. зр. основывается на указе папы Римского свт. Феликса I , датированном в Liber Pontificalis 269 г., о служении литургий на могилах мучеников (LP. Т. 1. Р. 158). Однако на практике на могилах, по-видимому, совершались лишь поминальные службы, а в местах регулярных собраний христиан для общей молитвы М., как правило, не было ( Izzo J. M. The Antimension in he Liturgical and Canonical Tradition of the Byzantine and Latin Churches. R., 1975. P. 12-20). Практика перенесения М. с места захоронения в специально освященный во имя святого храм становится допустимой лишь с сер. IV в. Однако и после VI в. в Византии чин освящения престола и храма не предполагал обязательного вложения М. в престол ( Желтов. 2006. С. 70; подробнее см. в ст. Освящение храма ). Впервые М. были извлечены из погребения и перенесены в специальное место, отведенное для них в храме, при имп. Констанции II; по его распоряжению в ц. св. Апостолов, строительство к-рой начал его отец, равноап. имп. Константин I Великий, были перенесены М. апостолов Тимофея , Андрея Первозванного и Луки ( Woods D. The Date of the Translation of the Relics of Saints Luke and Andrew to Constantinople//VChr. 1991. Vol. 45. N 3. P. 290). Однако существует предание о том, что ап. Лука отделил от М. Иоанна Предтечи десницу и перенес в Антиохию, где она хранилась в течение мн. веков. Ко времени равноапостольных Константина и его матери Елены относится начало строительства над могилами святых мартириев - культовых зданий особого типа.

http://pravenc.ru/text/2564262.html

Статус И. является одной из важнейших проблем в арабо-израильском конфликте. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 118 (29 нояб. 1948) при образовании евр. и араб. гос-в в Палестине предполагалось создать систему международного управления И. Однако план не был реализован, и И. был разделен на зап. (еврейскую; Израиль) и вост. (арабскую; Иордания) части, к-рые затем почти 20 лет развивались обособленно. В 1967 г. Израиль оккупировал Вост. И. вместе с остальными араб. территориями Палестины. В 1980 г. был принят Основной закон о статусе И. как «вечной и неделимой» столицы Израиля. В наст. время в зап. части И. располагаются резиденции Президента и Премьер-министра Израиля, кнессет, Верховный суд и др. гос. учреждения. Однако ни объединение И., ни его столичный статус официально не признаны большинством стран ООН (в т. ч. Россией). Дипломатические миссии почти всех стран мира, работающие в Израиле, находятся в Тель-Авиве. В совр. И. сосредоточено большое число церковных орг-ций и представительств мн. христ. Церквей и общин. Традиционно первенство во владении св. местами принадлежит Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ; Иерусалимскому Патриархату). Ее кафедральным собором является храм Гроба Господня , в котором Патриархату принадлежат основные престолы. Резиденция Иерусалимского Патриарха, совмещенная с мон-рем св. Константина и Елены, занимает квартал в Старом городе И. к западу от храма Гроба Господня. В Христианском квартале находятся муж. мон-ри св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Великого, женский - вмц. Екатерины; также ИПЦ принадлежат муж. мон-ри Успения Богородицы у горы Сион, «Мужи галилейские» (Viri galilaei) на Елеонской горе, св. Стефана в долине Кедрона, св. Симеона Богоприимца и св. Илии (оба в юж. части совр. И.), женские - святых Марфы и Марии в Вифании , св. Онуфрия ( Акелдама ). В Старом городе действует неск. небольших церквей; в долине Кедрона находится храм Гроба Богородицы. Представительство РПЦ в И., Русская духовная миссия (РДМ), владеет частью зданий Русского квартала, центром к-рого является Свято-Троицкий собор. Помимо этого на территории совр. И. РПЦ принадлежат жен. Горненский монастырь в Айн-Кареме . Во владении РПЦЗ находятся женские монастыри Елеонский Вознесенский и Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, Александровское подворье в Старом городе. Подворье в И. имеет Румынская Православная Церковь.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010