Год постройки каменной Константино-Еленинской церкви на месте старой Димитриевской неизвестен. Обыкновенно её датируют " приблизительно 1690 годом " . Непонятно также, почему не было сохранено посвящение главного престола. Возможно, храм освящали в день, когда празднуется память равноапостольных царей, либо же эта дата была чем-то иным знаменательна для прихода. Приход Константино-Еленинской церкви считался в Вологде одним из самых бедных. Район был заселён главным образом ремесленниками и мелкими торговцами, богатых амбициозных благотворителей здесь не водилось. И вплоть до революции храм сохранял своё исконное убранство - просто потому, что не имел средств на поновления. С распространением в Вологде каменного строительства вологжане не отказались от привычных им пар " тёплая церковь-холодная церковь " . Но Цареконстантиновская, будучи двухэтажной, вмещает в себе и тёплый, и холодный храм. Холодная церковь находится в верхнем этаже, и в ней изначально освятили только один престол - во имя святых равноапостольных царей Константины и Елены. В нижнем ярусе престолов имелось два - во имя прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Где уж были изысканы причтом и прихожанами средства на постройку каменного храма (тем более столь совершенного по композиции, что выдаёт руководство " дорогого " зодчего), о том нет известий. Но на протяжении своего дальнейшего бытования Цареконстантиновский приход был малочислен и беден. К концу XVIII века число прихожан увеличилось до полутора сотен человек, мещан по большей части. Причт составляли всего один священник и один псаломщик. Обеспечивать повседневное существование храма и причта при таком составе прихожан ещё было возможно, но на " благоукрашения " средств уже не оставалось. И оно, быть может, к лучшему, поскольку благодаря бедности Константино-Еленинский храм долго сохранял нетронутым своё старинное убранство. Некоторые сравнительно постоянные источники дохода церковь, впрочем, имела. К ним принадлежали сенокосные угодья и огороды, отдававшиеся внаймы.

http://sobory.ru/article/?object=01085

Преподобный в точности исполнил все, как ему было заповедано. На месте явления ему Иоанна Предтечи он поставил деревянный крест и начал жить с двумя иноками, положив тем самым начало Учемской обители. Известность о благочестивой жизни Кассиана быстро распространялась по окрестным местам, к преподобному приходили новые люди, желавшие посвятить свою жизнь служению Богу. В монастырь приезжали даже послушники из других стран Поэтому вскоре иноками были возведены деревянная церковь во имя Успения Богоматери с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи, а также трапезная и келейный корпус. При этом заслуживает внимания скромность и смирение самого Кассиана. Когда монахи выбирали игумена, то преподобный пожелал остаться простым монахом, в Синодике Учемского монастыря он именовался «рода начальник и строитель святыя обители сей» Иоанн III Васильевич Очень быстро слава о подвижнической жизни преподобного Кассиана дошла до угличского князя Андрея Васильевича Большого (1446-1493), родного брата Иоанна III. Князь приезжал в обитель на богомолье, часто встречался с Кассианом, делал богатые вклады в монастырь. Преподобный был крестным княжеского сына Димитрия. Спустя несколько лет после основания обители (предположительно после 1480 года) монастырь и братию постигло тяжкое испытание – в результате необычайно сильного наводнения после весеннего паводка почти все монастырские постройки оказались разрушены. Как писал протоиерей Петр Васильевский – приходской священник села Учма и одновременно краевед и исследователь истории Учемской обители, – «монашествующие очень испугались, пришли в отчаяние и хотели разойтись. Тогда преподобный Кассиан стал утешать братию свою: “Не скорбите, братия мои, и не унывайте... Не оставит нас Бог, собранных во имя Его. Аще скорби не стерпим, како покой обрящем? Мало зде претерпим, да во веки возрадуемся”» Очень скоро обитель была устроена заново. Князь Андрей Васильевич, ставший с самого зарождения монастыря его покровителем, наделил монастырь землями с деревнями, назначил ругу (денежное довольствие на содержание церковного причта), послал мастеров и материалы для восстановления построек. Так, в 1494 г. был освящен новый храм во имя Успения Божией Матери, в то же время был построен каменный храм во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, а также надвратная церковь во имя святых равноапостольных Елены и Константина.

http://sedmitza.ru/text/400770.html

В Павловском соборе четыре придела. Главный освящён во имя святого апостола Павла, правый - во имя святых равноапостольных Константина и Елены, великих распространителей христианства. Левый придел освящён во имя равноапостольной Марии Магдалины. Ещё один придел - в честь местно чтимой иконы " Утоли моя печали " - находится в нижнем храме. Эта икона была найдена на чердаке одного из гатчинских домов во время войны и перенесена в открытый в 1942 году Павловский собор. Через этот образ Богородица явила чудо спасения молящихся в храме. Во время богослужения в нижнем храме Павловского собора кто-то бросил в окно ручную гранату. Граната разорвалась, но, несмотря на большое скопление молящихся и тесноту в храме, никто не пострадал. Лишь один осколок ранил ланиту Богоматери на Её иконе. Иконостас главного придела был изготовлен из благородного греческого кипариса, который красиво оттенял иконы, написанные на золотом фоне: это был достаточно новый подход, при котором золото икон не сливалось с золотом иконостаса, как бывало обычно в других церквях. Двухъярусные иконостасы с резьбой изготовил резчик Скворцов по рисунку археолога Фёдора Солнцева. Главный иконостас украшался витыми колоннами, а царские врата окаймлял резной карниз. В главном алтаре располагались живописные на золоте иконы святых, соименных лицам Российского императорского дома. Император Николай I, задумавший собор как памятник своему отцу Павлу I, уже после завершения строительства неожиданно решил увековечить также память отцовских сподвижников. С этой целью на северных и южных стенах внутри собора были установлены бронзовые доски в благородных кипарисовых рамах, на которых выгравированы имена офицеров гатчинских войск. Сейчас в соборе находятся копия ковчега в виде Десницы Иоанна Крестителя с мощами Иоанна Крестителя и частью Древа Животворящего Креста Господня и копия Филермской иконы Божией Матери, написанной евангелистом Лукой. Помимо копий знаменитых святынь, в Павловском соборе находятся мощи св. Марии Гатчинской, а также икона Святого Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Книга, определившая жизнь Настоятель абаканского храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены, автор фундаментальных исследований по библеистике протоиерей Геннадий Фаст родился в протестантской семье. Вспоминает, что первый Евангельский кружок, в котором он принимал участие, вела его мама. Ему, десятилетнему, как-то попался в руки Новый Завет на родном немецком языке, и это чтение стало самым сильным впечатлением детства. Библия довольно рано стала его настольной книгой. В 1970-е годы за ведение молодежных Евангельских встреч его дважды выгоняли из института, а когда он стал священником, то и уголовное дело возбуждали. Где бы ни служил отец Геннадий все эти годы, он везде собирает людей изучать слово Божие. Некоторые участники его групп стали известными библеистами. — Однажды, когда после занятия я спускался из крестильного храма на втором этаже, где у нас проходят библейские встречи, дежурная посмотрела на меня внимательно и говорит: «Батюшка, я поняла: эти занятия вам нужны, вы без них не можете». Мне кажется, так должно быть со всеми моими собратьями. Конечно же, эти встречи могут вести и миряне, но важно, чтобы это стало потребностью самих пастырей. И первый, кто проигрывает, — это он сам, если этого не делает. Уверен, что тем самым он наносит себе непоправимый урон. Иисус и бывшие рыбаки — кто они были? Учитель и ученики. Давайте представим себе эти встречи без Иисуса. Это как? Никак. А почему мы, священники, себя от этого освобождаем? Господь сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». А в более близком к греческому оригиналу переводе: «Идите сделайте Моими учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И эти слова обращены прежде всего к нам, священнослужителям. И ведь, в отличие от других форм катехизации, которые бывают трудноисполнимы, например поездки на Святую Землю, доступной не каждому из-за высокой стоимости, а во времена пандемии или политических нестроений вообще невозможной, библейские встречи просты в организации и проведении. При храме всегда есть какой-то уголок, где можно посидеть с прихожанами. А если этого уголка нет, то его надо создать. Организуем же мы место, где продают свечки. Вот и уголок, где слово Божие можно изучать, надо найти. И даже в наше горькое и унылое время с онлайнами и дистантами Евангельский кружок может продолжать существование. То есть время само подсказывает — делай, это возможно.

http://e-vestnik.ru/church/govori_gospod...

1685 г. патриархом Иоакимом. В том же году был освящен устроенный в храме усердием царицы Параскевы Феодоровны придел во имя свят. Николая. В следующем 1686 г. великие государи особою грамотой утвердили за Воскресенского обителью «бесповоротно» на вечное время все приписанные к ней вотчины с угодьями «для того, что та святая обитель от иных обителей и монастырей отменно строена государскою милостью, во образе святыя великия иерусалимския церкви, и в ту святую обитель пришествие великих государей бывает и в той святой обители положено тело великого господина, святейшего Никона, патриарха московского и всея России». В 1691 г. в монастыре были освящены приделы в Воскресенском храме: св. равноапостольных Константина и Елены – подземный, св. Иоанна Предтечи, св. Архистратига Михаила (окончен Шушериным) и Всех Святых, устроенный под колокольней. В 1692 г. был освящен патр. Иоакимом, в присутствия строительницы, царевны Татианы Михайловны, второй соборный храм во имя Рождества Христова по вифлеемскому образцу с вертепами и тремя обширными трапезами. В 1690 и 1694 гг. монастырь обнесен был каменной стеной, окружностью в 432 сажени, высот. 4 саж. 7 вершк. с 8 башнями, после чего цари Петр и Иоанн осматривали монастырь, украшенный и благоустроенный преимущественно их иждивением. Вообще, время с 1682 по 1694 г. можно назвать золотым временем в жизни Воскресенской обители, временем полного ее благоустройства и процветания. Затем наступили годы испытаний, из коих тягчайшим был пожар 1723 г., истребивший некоторые здания в монастыре и сильно повредивший храм Воскресения, на котором обрушился громадный каменный, в три яруса, шатер. Почти 26 лет пролежал собор в развалинах, и только жертва импер. Елизаветы Петровны в 30 тыс. руб. позволила возобновить его, причем шатер был сделан деревянный по проекту Растрелли. Окончательное восстановление монастыря обязано энергии и трудам архим. Амвросия, бывшего потом архиепископом московским (убит чернью во время чумы). Следующие за Елизаветой Петровной государи и государыни наши также оставили о себе добрую память в обители патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Высота церкви — около 30 метров, размеры главного помещения 18x18 метров. Храм рассчитан на 500 человек. внутри храма установлен трехъярусный иконостас. Близ Казанской церкви находится небольшая православня церковь святителя Николая (Константинопольский Патриархат) и знаменитая древняя католическая базилика Франциска Ассизского. Выходцы из России посещали Кубу и жили в этой испанской провинции еще в XVIII и XIX столетиях. В 20-е годы XX века на Кубу прибыли представители первой волны российской эмиграции. В конце 1950-х годов в Гаване был возведен греческий православный храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, после победы кубинской революции переданный русскоязычной общине. В 1971 году храм освятил исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). В начале 1980-х годов деятельность православного прихода приостановилась, а здание храма было передано молодежному театру. Новая страница в истории русского Православия на Кубе открылась в последнее десятилетие XX века. В июле 1998 года состоялся визит на Кубу председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейшего Патриарха). 14 ноября 2004 года митрополит Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма. 19 октября 2008 года митрополит Кирилл в сослужении сонма архипастырей и пастырей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви возглавил чин великого освящения Казанского храма в Гаване. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года (журнал 62) настоятелем Казанского храма в Гаване назначен протоиерей Димитрий Орехов. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 22.02.2016 15:05 В последний день визита в Латинскую Америку предстоятель Русской Церкви совершил литургию в соборе апостола Павла в Сан-Паулу

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

16:30. Вечернее богослужение. 17.00. Новогодний молебен Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, Измайловское ш.,2 18.00. Новогодний молебен. Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, ул. Новокузнецкая, 23б. 18.00. Новогодний молебен. Патриаршее  подворье Николо-Перервинская обитель, ул. Шоссейная, 82. 17:00. Новогодний молебен. 23:00. Литургия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, ул. Заповедная, 52а. 18:00. Утреня, новогодний молебен. Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», ул. Б. Ордынка, 20. 18.00. Новогодний молебен. Храм Воскресения Христова в Кадашах, 2-й Кадашевский пер., д. 7. 18.00. Новогодний молебен (верхний храм). Храм Архангела Михаила в Тропарево, просп. Вернадского, д. 90. 17.00. Новогодний молебен. Казанский храм селе Шеметово Сергиево-Посадского района  Московской области 1 января, 11-00. Молебен мученику Вонифатию об исцелении от недуга пьянства Санкт-Петербург Санкт-Петербургское подворье монастыря Оптина пустынь, ВО, наб.лейтенанта Шмидта, д.27/2. 23.30 молебен на Новый год 00.15 мч. Вонифатия. Часы. Божественная литургия. Андреевский собор, Васильевский остров, 6 линия, д. 11. 17.00. Вечернее богослужение, по окончании — новогодний молебен. Феодоровский собор, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А. 18.00. Новогодний молебен. 00.00. Новогодняя литургия. Храм Преображения Господня в Лигове, ул. Добровольцев, д. 32. 18.00. Молебен на начало Нового года. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рыбацком, Рыбацкий пр. 12. 18:00. Новогодний молебен. 18:30. Огласительные беседы. 00.00. Литургия. Храм святых равноапостольных Константина и Елены, ул. Доблести д. 24 к. 3. 18:00. Новогодний молебен. 23:30. Исповедь. 00:00. Ночная Литургия. Храм Преображения Господня в Лесном, Выборгский район, ул. Орбели, дом 25, корпус 1. 17:00. Новогодний молебен. Храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, проспект Славы, 45. 18.00. Молебен перед новолетием. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, Каменностровский проспект, 83.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

2 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, воспоминание обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Никольском храме города Костаная. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), клирик Константино-Еленинского кафедрального собора протоиерей Андрей Корчажников, настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Лисаковск протоиерей Олег Калмыков, настоятель Свято-Михайловской церкви поселка Качар Костанайской области протоиерей Василий Королев, настоятель Михаило-Архангельского храма города Костаная протоиерей Виталий Клеба, настоятель Никольского храма города Костаная протоиерей Виталий Гуцан, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), настоятель храма Казанской Божией Матери поселка Затобольск иерей Андрей Крутин; диаконский чин возглавил протодиакон Александр Мокий. Для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих в Никольский храм Костанайской епархии был принесен ковчег с мощами равноапостольных императора Константина и царицы Елены. Богослужебные песнопения исполнил хор Константино-Еленинского собора города Костаная под управлением Т. Жебрак. Иерарх совершил молитву о восстановлении и укреплении мира. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Виталий Клеба. По отпусте Литургии состоялось славление празднику Вознесения Господня, равноапостольным царям Константину и Елене и святителю Алексию Московскому. Глава Митрополичьего округа поздравил молящихся с отданием праздника Вознесения и обратился к собравшимся со словом назидания. 2 июня в актовом зале Никольского храма продолжила свою работу II Международная научно-практическая конференция «Тимоновские чтения». Во второй день проведения конференции участниками и гостями чтений стали: временно управляющий Костанайской епархией митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель отдела по канонизации святых иерей Андрей Крутин, руководитель секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), священнослужители храмов Костанайской епархии; сотрудники епархиального управления; работники Государственного архива Костанайской области, Костанайской областной универсальной научной библиотеки имени Л.Н. Толстого и Костанайского областного историко-краеведческого музея; представители научной интеллигенции и средств массовой информации; краеведы из Казахстана, России и Киргизии.

http://patriarchia.ru/db/text/6032988.ht...

  Святейший Патриарх Алексий принял приглашение посетить Кубу . В Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с парламентской делегацией Республики Куба во главе с президентом Национальной ассамблеи Кубы Рикордо Аларконом. Через господина Аларкона Святейший Патриарх получил приглашение в будущем году посетить Кубу и возглавить Великое освящение строящегося православного храма. Предстоятель Русской Православной Церкви с благодарностью принял это приглашение. Сейчас на Кубе проживает более трех тысяч русских. Единственный православный храм – во имя святых равноапостольных Константина и Елены – находится в Гаване . Деятельность прихода была возобновлена пять лет назад и можно надеяться, что патриарший визит поможет не только прихожанам, но и в целом повысит статус Православия в этой стране. Стоит напомнить, что это будет уже второй предстоятель Поместной Православной Церкви, приглашённый лидером Кубы Фиделем Кастро, несколько лет назад страну посещал Константинопольский Патриарх Варфоломей, освятивший первый православный храм здесь. Замечательно видеть столь искреннее и уважительное внимание к нуждам православной общины со стороны политичесого руководства, которое открывает большие перспективы и для миссионерских трудов.   В Детройте лютеранский пастор перешёл в Православие. Джон Фентон, бывший пастор Сионской Евангелическо-лютеранской Церкви Детройта Пастор Сионской Евангелическо-лютеранской Церкви Детройта, отец семерых детей, Джон Фентон подал в отставку. В открытом письме прихожанам он сообщил: “когда я стал пастором Сионской Церкви более 11 лет назад, то собирался остаться в ней до своей смерти. Однако… я должен предложить свою отставку, потому что больше не признаю учение Лютеранской Церкви, как оно выражено в “Книге Согласия” (основополагающий вероучительный документ лютеран – Ю.М.)… Я убедился, что “Книга Согласия” содержит искажённые или несовершенные учения, не соответствующие вере апостолов. Имеется в виду принятие исправленного Никейского Символа веры (лютеране “унаследовали” от католиков учение о “Филиокве” – Ю.М.), понятие, что Иисус умер, чтобы успокоить гнев Его Отца, антропоцентричное понимание Церкви, отвержение молитв святым, и идея, что литургия – человеческое дело”.

http://pravoslavie.ru/press/4993.htm

Бог из камней сих способен соделать детей Аврааму (Мф. 3. 9) и любого грешника может привести к святости, отметил Патриарший Местоблюститель. Вот почему, по его словам, нужно приходить в храм Божий и приносить раскаяние, особенно же когда в жизни человека были грехи, в том числе и разрушающие целостность внутреннего бытия.   «Молясь перед иконой Божией Матери, которую мы сегодня прославляем, именуя ее " Нечаянной Радостью " , будем помнить, что всякое освобождение от греха – это подлинная радость, это душевный мир, это внутреннее обретение силы и свободы, вкусив которые, человек никогда не променяет их на жизнь во грехе, – сказал иерарх. – Пусть Покров Царицы Небесной покрывает всех нас, особенно нашу молодежь, наш народ, дабы под этим Покровом мы могли возрастать в вере и целомудрии во славу Божию. Аминь». По окончании Божественной литургии Патриарший Местоблюститель совершил литию об упокоении души новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также молебен у чудотворного списка иконы " Нечаянная Радость " . Настоятель храма игумен Тимофей (Подобедов) обратился к Патриаршему Местоблюстителю с приветственным словом. «Праздник иконы Царицы Небесной " Нечаянная Радость " является вторым, по сути, престольным праздником нашего храма», – сказал, в частности, игумен Тимофей. От имени клира и мирян он поблагодарил Владыку Кирилла за то, что в праздничный день он нашел возможность посетить этот известный московский храм, возглавить в нем Божественную литургию и молебен перед чудотворным образом.    Настоятель храма пожелал митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу сил, помощи Божией и добрых помощников в преддверии Архиерейского и Поместного Соборов, подготовкой к которым занимается Патриарший Местоблюститель, и преподнес в дар старинную икону Божией Матери «Нечаянная Радость». На оборотной стороне образа сохранилась надпись с благословением кремлевского храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены, который был разрушен в советское время. Именно в этом храме прежде пребывала чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», которая в 1944 году была принесена в Ильинскую церковь. Патриаршему Местоблюстителю также было подарено изображение храма Илии Обыденного.  

http://sedmitza.ru/text/534101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010