далее... Единственная в Москве приходская Святодуховская церковь стояла до революции на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре. Она была выстроена здесь задолго до того, как стену Белого города сломали и разбили по ее линии бульварное кольцо. Церковь разделила судьбу соседнего храма Христа Спасителя и была снесена для строительства Дворца Советов. На месте Святодуховского храма в самом начале бульвара был возведен наземный павильон станции метро. далее... Знаменитая церковь " Большое Вознесение " у Никитских ворот - самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами " Большое Вознесение " непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания. далее... Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду " под горою " , или на подоле, как тогда называли внутреннюю " низовую " часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название. далее... Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. далее... В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая " Большой Крест " , стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. далее... О Великой Отечественной войне снято много прекрасных фильмов. Мне же хотелось бы вспомнить об одном из них - " Проверке на дорогах " Алексея Германа. На мой взгляд, это один из самых христианских фильмов в мировом кинематографе, заслуживающий включения в курс " Основ православной культуры " .

http://pravoslavie.ru/47.html

Из содержания скупых строк видно, насколько огромным было само здание церкви. Нижний этаж имел 18 окон, верхний этаж - 20 окон. Высокий четверик имел два этажа и на нем устроен восьмерик. В записях протоиерея Ф.Амвросова не упоминается его завершение: шатровое или многоглавое. Также отсутствуют сведения о колокольне, хотя перечислены 9 колоколов, в том числе «большой колокол, на коем весу неизвестно, и полиелейный колокол весом 66 пудов 18 фунтов». В то же время в планах г. Якутска, составленных во второй половине XVIII в., в полутора верстах к западу от города за озером, бывшем некогда протокой Лены, обозначался православный храм, что примерно соответствует современному местоположению Свято-Никольского собора. Название его не сохранилось. Но до получения приказа из Санкт-Петербурга Преосвященный Иннокентий считал себя пока гостем и не решался приступить к освящению храма без формального соизволения Иркутского архиерея. Дожидаясь соответствующего указа, он отправил в Иркутск архиепископу Нилу письмо с просьбой разрешить ему освятить новую каменную церковь. Святитель Иннокентий 9/22 мая сам освятил главный престол, а 11 и 21 мая (ст.ст.) по его распоряжению благочинным священником Димитрием Хитровым (будущим епископом Якутским и Вилюйским Дионисием) и соборным священником М. Ощепковым освящены были другие два престола: в южном приделе во имя Сретения Господня и Смоленской Божией Матери, в северном - во имя преподобного Иоанна Лествичника и святых равноапостольных Константина и Елены. Во вновь построенную церковь были перенесены из старой колокола, святое облачение, многие святые иконы. Все три иконостаса были сооружены вновь по чертежам областного архитектора Диаконова. В ограде Никольской церкви хоронили покойников из всех сословий, составлявших население города. Из преданий известно, что купец Иван Яковлевич Шилов-младший за немеркнущие благодеяния в пользу церкви был похоронен «у входа в храм по правую руку». Со временем надгробные памятники кладбища Никольской церкви ветшали, разрушались, могилы сравнивались с землей и над ними появлялись надмогильные сооружения людей последующих поколений.

http://sobory.ru/article/?object=36674

Настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира города Саратова священник Михаил Богатырев: -Боюсь, что ничего нового не скажу: многим, пришедшим в храм на Крещение, нужна только вода. Все остальное им не нужно: ни служба, ни Сам Бог. Но у меня создается впечатление, что людей, подходящих к празднику и к святой воде осознанно, становится больше. Хотя нельзя не заметить, что после Великого освящения воды основная часть людей пошла к кресту, как и положено, а кто пришел только за святой водой - тот рванул к бочке, начал ругаться. Ажиотаж среди людей, которые приходят только за водой, проходит примерно минут через сорок после начала раздачи воды. Спустя это время все остальные, все, кому понятен смысл праздника, идут набирать воду, спокойно, с молитвой, с благоговением. В течение дня все желающие приходили за водой, в порядке нормальной очереди, спокойно наливали святую воду без всякой толкотни и суеты. Мне нравится, что людей в храме становится больше. Пусть эти люди пришли только за водой, но ведь до раздачи воды они стояли и ждали в храме. Они слушали наши молитвы, проповедь священника, и что-то, наверное, доходило до них, чему-то они откликались. И многие из них через какое-то время начнут вникать, задумываться, изучать более подробно все, что происходит в Церкви. Конечно, не все сразу. Но тем не менее, слава Богу, что хотя бы вот так, но люди идут в Церковь, ищут Бога. Ведь Господь к Себе людей приводит по-разному. Не каждый сразу откликается на призыв Божий. Как зернышко - посадил, а оно еще прорасти должно. Всех, кто приходит в храм, мы встречаем, привечаем, всем даем освященную воду - пожалуйста, берите. Многие спрашивают: а что с ней делать? Как обращаться? Объясняем, что это святыня, нужно относиться к ней с благоговением. Клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова священник Ярослав Коздринь. В праздник Крещения служил в храме во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в поселке Северный Хвалынского района:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Было это таким образом. Сначала, в 1769 году в теплой низкой части был освящен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана Римских. Затем, (время неизвестно) был освящен главный престол высокого летнего храма – в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1775 году при священнике Андрее строительство церкви было благополучно закончено и в ознаменование окончания работ в день празднования иконе Божией Матери Одигитрии (или Смоленской) был освящен придел во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены в теплой части, с левой стороны. Таким образом, строительство и украшение храма продолжалось в течение шести лет. В записях на памятных крестах отмечены участники этого дела – священник Максим Никифоров (он начинал) и диакон Афанасий. Несмотря на освящение главного престола новой каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, храм по-прежнему называют в большинстве случаев Косьмо-Дамианским. Для путеводителей и документации советского времени это станет его исключительным названием, почему мы используем его и сейчас. Историки пишут, что: «О роли церкви святых Косьмы и Дамиана в ряду других храмов города с конца 18 по начало 20 века можно составить представление, например, из дел Ярославской Духовной Консистории и Ростовского Духовного Правления. Можно сказать, что Косьмо-Дамианская церковь упоминается в делах разнообразно и чаще, чем многие другие ростовские храмы. Уже само расположение храма обеспечивало церкви многолюдный приход и разнообразные возможности самостоятельного дохода». При храме был погост – кладбище для прихожан. По данным, относящимся к 1908 году, церкви принадлежали 1812 кв. саженей земли в городе Ростове и 8 десятин 1875 кв. саженей в Ростовском уезде. Церковный капитал составлял 2008 р. 26 к., причтовый - 8788 р. 76 к. Причт по штату состоял из священника и псаломщика. Приход церкви составляли 633 человека, проживавших в Ростове и пригородных слободах Богоявленской, Квасоварной и Петровской. Тогда же, в начале 20 века ростовский краевед А.А.

http://sobory.ru/article/?object=00601

17 ноября в г. Кельн прошли мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и казачьих общин Германии. Совещание и круглый стол предварила Литургия на приходе во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Возглавил богослужение архиепископ Подольский Тихон в сослужении иерея Виктора Якима, сотрудников Синодального комитета и духовенства Берлинской епархии. За богослужением молились члены делегации Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, казаки Германии, прихожане. По окончании богослужения архиепископ Тихон обратился к верующим с проповедью и поблагодарил митрополита Кирилла за состоявшийся визит. В ответном слове митрополит Кирилл поблагодарил за гостеприимство архиепископа Тихона и иерея Виктора Якима. Владыка передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла, который уделяет особое внимание вопросам духовного окормления казачества в России и во всем мире. «Практически в самом начале своего служения он присутствовал на Совете при Президенте по делам казачества в Новочеркасске, в столице Российского казачества. И тогда сказал, что увидев казаков, общаясь с ними, почувствовал большую силу, увидел не просто людей в форме, не просто людей в погонах, а защитников православной веры и действительно православных воинов». Следующим событием дня стало общение с казаками в формате круглого стола. На встречу с делегацией Синодального комитета по взаимодействию с казачеством прибыли иерей Виктор Яким, атаманы и казаки Германии, представители Генконсульства РФ в Бонне. Владыка Кирилл рассказал о положении казаков в современной России. Казаки создают школы, университеты, участвуют в общественной жизни страны. Важнейшим условием правильного развития самой идеи казачества в России остается приверженность Православию: «Если казаки в своей присяге говорят: " Клянусь служить вере православной, казачеству и Отечеству " , — то надо этому и служить. Форму надел — надо эту форму отражать в своей жизни. А что значит служить вере православной? Некоторые говорят: " Я готов веру защищать " . Как защищать? Войны нет. Защита веры православной — это свой личный образ жизни».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5535072...

27 августа 2011 года начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Абаканскую епархию. За время пребывания в Республике Хакасия Святейший Владыка посетил Саяно-Шушенскую гидроэлектростанцию, отслужил заупокойную литию по погибшим в результате аварии 17 августа 2009 года, встретился с родными погибших и сотрудниками ГЭС. Кроме того, в городе Абакане Святейший Патриарх Кирилл осмотрел Спасо-Преображенский кафедральный собор и Абаканское епархиальное управление. 30 августа Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана и возглавил здесь в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Красноярского и Ачинского Антония, архиепископа Абаканского и Кызылского Ионафана, епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Бельцкого и Фэлештского Маркелла, а также избранного и нареченного во епископа Находкинского и Преображенского архимандрита Николая (Дутки) и председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина Божественную литургию. На богослужении, в частности, присутствовали глава Республики Хакасия В.М. Зимин, председатель верховного совета Республики Хакасия В.Н. Штыгашев, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Его Святейшество также посетил Республику Тыву, где совершил малое освящение Воскресенского собора города Кызыла, провел встречу с председателем Правительства республики Ш.В. Кара-оолом и встречу с Верховным ламой (Камбы-ламой) Тувы Тензином Цултимом. 31 августа 2011 года Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл в Магаданскую епархию. 1 сентября Святейший Патриарх Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия, архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана, епископа Магаданского и Синегорского Гурия, епископа Костанайского и Петропавловского Анатолия, епископа Бельцкого и Фэлештского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, а также председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, духовенства Магаданской епархии возглавил чин великого освящения Свято-Троицкого собора города Магадана и Божественную литургию в нем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

 — Где удалось совершить богослужения во время вашей поездки? — Наше паломничество началось с молитвы в храме великомученика Георгия на Фанаре, Литургию служил Патриарх Варфоломей, после чего он всех нас принял у себя в резиденции, сказал слова напутствия. Мы совершили три Божественные литургии: в храме святых равноапостольных Константина и Елены в городе Синасосе (Мустафа-паша) в Каппадокии, в Мирах Ликийских в храме Святителя Николая и в Эфесе в храме Пресвятой Богородицы. Это удивительные места по своему духовному значению. В Мирах Святитель Николай был наречен епископом, долгие годы служил, здесь почивали его святые мощи. С нами приехали помолиться члены русской общины и сотрудники Генерального консульства Российской Федерации. А в храме Пресвятой Богородицы в Эфесе — это первый в мире храм, освященный во имя Матери Божией, — проходил III Вселенский Собор. От него, к сожалению, остались лишь руины, и наше богослужение проходило под открытым небом.  — Какие еще места вам хотелось бы открыть для богослужебной жизни?  — Мне очень дороги места, связанные с именами Григория Богослова и Василия Великого. В пещерных каппадокийских храмах хотелось бы послужить. Большое впечатление на всех нас произвела Никея. Там паломники бывают крайне редко, а жаль: это места деяний I и VII Вселенских Соборов, с которых началось и закончилось догматическое формирование нашей веры. Также назову подворье Пантелеимонова монастыря в Стамбуле. Это те места, где можно получить разрешение на богослужение.  — А Святая София? Вы можете представить себе условия, при которых мы смогли бы помолиться там?  — Это только мечта. Сейчас там и перекреститься-то нельзя: оштрафуют, а то и в участок заберут. До недавнего времени духовенству вообще не разрешали туда заходить со всеми вместе — только через отдельный вход и под более строгим присмотром. Но великая святыня Византии изумляет даже просто созерцанием ее величия. Этот храм — самый яркий образец выражения бесконечной любви людей к Господу. Когда начиналось строительство, все знали, что для его осуществления потребуются три казны империи! Но любовь к Господу была выше расчетов, император Юстиниан и народ были едины в стремлении посвятить Богу всё лучшее, что имели. И вот плод этой любви Святая София — наиболее полное художественное воплощение религиозной мысли восточного христианства, чертог Божий, идеал церковного зодчества для всего православия.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_t...

— Владыка, а где Вам удалось совершить богослужения в этот раз? — Мы совершили три Божественных литургии: в храме святых равноапостольных Константина и Елены в городе Синасосе (Мустафа-паша) в Каппадокии, в Мирах Ликийских в храме святителя Николая и в Эфесе в храме Пресвятой Богородицы. Это удивительные места по своему духовному значению. В Мирах святитель Николай был наречен епископом, долгие годы служил, здесь почивали его святые мощи долгое время. С нами приехали помолиться члены русской общины и сотрудники Генерального Консульства Российской Федерации. А в храме Пресвятой Богородице в Эфесе — это первый в мире храм, освященный во имя Матери Божией — проходил III Вселенский Собор. От него, к сожалению, остались лишь руины, и наше богослужение проходило под открытым небом. — Какие еще места Вам хотелось бы открыть, если можно так выразиться, для богослужебной жизни? — Мне очень дороги места, связанные с именами Григория Богослова и Василия Великого. В пещерных каппадокийских храмах хотелось бы послужить. Большое впечатление на всех нас произвела Никея. Там паломники бывают крайне редко, а жаль: это места деяний I и VII Вселенских Соборов, с которых началось и закончилось догматическое формирование нашей веры. Также назову подворье Пантелеимонова монастыря в Стамбуле. Это те места, где получить разрешение на богослужение с той или иной степенью вероятности возможно. — А Святая София? Вы можете представить себе условия, при которых мы смогли бы помолиться там? — Эта мечта остается только мечтой, конечно. Сейчас там и перекреститься-то нельзя: оштрафуют, а то и в участок заберут. До недавнего времени духовенству вообще не разрешали туда заходить со всеми вместе — только через отдельный вход и под более строгим присмотром. Но эта жемчужина изумляет даже просто созерцанием ее величия. Этот храм — самый яркий образец выражения бесконечной любви людей к Господу. Когда начиналось строительство, все знали, что для его осуществления потребуется три казны империи! Но любовь к Господу чужда была расчетов — и император Юстиниан и народ были едины в стремлении посвятить Богу все лучшее, что имели. И вот плод этой любви Святая София — это наиболее полное художественное воплощение религиозной мысли восточного христианства, чертог Божий, идеал церковного зодчества для всего Православия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1670320...

За время существования храма он перестраивался несколько раз. Первые преобразования организовал ктитор Иоанн Жила в 1794–1795  гг.: с западной стороны был пристроен каменный притвор, а к нему — каменная колокольня. Для этого потребовалось вынуть западную стену, положить фундамент и кладку, сделать окна на северной и южной стороне, покрыть притвор деревянной крышей и гонтом. В 1825–1844  гг. под руководством старосты Прокофия Искры были позолочены кресты и главы на церкви, усилено освещение за счет прорубания новых окон в стенах. Значительной реконструкции храм подвергся в 1850е годы при следующем старосте — купце Федорченко. С 1841 г. собираются пожертвования на расширение храма. В 1853 г. начинается, а в 1858 (по другим данным, в 1855, 1859 гг.) завершается его обстройка приделами: правым — в честь святых равноапостольных Константина и Елены, левым — во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В этот период устраивается новый иконостас, пишутся образа, золотятся купола. В литературе также упоминается реконструкция, проводившаяся в 1902 г. В ХХ ст. с изменением общественно-политических условий изменилось и отношение к религии. В 1931 г. Архангело-Михайловский храм закрыли. В его помещении разместился клуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. В 1946 г. церковь опять начала действовать. Но окончательно восстановить ее так и не удалось. Здание постепенно пришло в упадок, и было снесено к началу 1970х годов. «Прихожанин Архангело-Михайловской церкви П. Г. Молчанов сделал в пользу своей приходской церкви несколько крупных пожертвований. Так, например, им сооружён в означенной церкви образ св. Иоасафа Белгородскаго в ценной ризе и киоте, а также ценные киоты на несколько других икон, на сумму более трёх тысяч рублей. В настоящее время законченный, сооруженный им же в память умершей жены его М. Ф. Молчановой, капитальный дом в два этажа, предназначенный для религиозно-просветительных целей прихода, а также в нём будет помещаться церковно-приходская школа на 100 слишком человек и квартиры для учителей. Здание это хорошо оборудованное, с водяным отоплением, массой света, воздуха и всеми удобствами обошлось жертвователю более пятнадцати тысяч рублей. В настоящее время, после торжественнаго освящения, в здании этом начались занятия церковно-приходской школы».

http://sobory.ru/article/?object=43968

За год до открытия братства отец Алексей Мальцев овдовел, и на него вдобавок к устройству церковной и братской жизни легли заботы о двух дочерях и сыне. А братство стало центром, который сплотил русских, проживавших тогда в Германии. И в том же 1890 году оно начало оказывать помощь переселенцам-крестьянам, пожелавшим вернуться в Россию из Бразилии, а также тем из них, кто даже и не добрался до Америки и решил повернуть назад, ещё находясь в Германии. Многие из них остались на чужбине без средств, но в братстве они находили тёплый приём и поддержку. В 1891 году, когда голод начался в некоторых регионах России, отце Алексей после Литургии обратился с призывом к прихожанам, и в результате было собрано более 500 марок в помощь голодающим. Через некоторое время стало понятно, что посольский храм уже не вмещает всех новых прихожан отца Алексея, и братство приобрело два участка земли в северной окрестности Берлина, неподалёку от селения Тегель. К 1894 году там был построен храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, При этом храме устроено кладбище, что было крайне важно потому, как до этого усопших отпевали или под открытым небом, или прямо в лавке гробовщика, куда в любой момент мог прийти новый заказчик, из-за чего обряд отпевания пришлось бы прервать. Кладбище было обнесено каменной оградой, рядом храмом построили домик для посетителей и разбили сад для отдыха. В то время в Германии был рабочий кризис, и русским людям найти работу было почти невозможно. Поэтому братство решило устроить дом трудолюбия, где нуждающиеся находили бы не только найти приют, но и получали бы возможность добыть средства для пропитания и возвращения на родину. Братский дом в память императора Александа III (Keiser-Alexander-Heim) открылся в конце 1896 года к огромной радости прежде всего русских – собравшиеся на открытие люди плакали от радости и целовали друг друга, так важна для них была возможность собраться вместе вокруг русского православного храма. В нижнем, подвальном этаже братского дома трудолюбия были устроены мастерские: столярная, слесарная, переплётная, свечная.

http://religare.ru/2_104041.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010