Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери… В отличие от других крымских монастырей Успенский монастырь имел генеральный план застройки, разработанный губернским архитектором в 1848 году по указанию архиепископа Иннокентия. На средства от пожертвований уже в 1850 году сооружили колокольню. Но дальнейшему обустройству монастыря помешала Крымская война 1855-1856 гг. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя… После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили… Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать 3 яруса. В верхнем ярусе, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на её сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов. В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Лёгкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери. В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и 2 гостиницы. При въезде устроили ворота с 2 кельями…

http://sobory.ru/article/?object=00290

Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописца, таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена, в честь святой равноапостольной Елены. И удалилась святая Ольга из Константинополя к себе домой с великой радостью. Вернувшись из Константинополя в Киев, новая Елена — княгиня Ольга — начала христианскую проповедь. Многое зависело от того, обратится ли ко Христу ее сын Святослав, который должен был вот-вот принять бразды правления государством. Но никак не могла она привести его в истинный разум, к познанию Бога. Всецело отдавшийся военным предприятиям, не хотел Святослав и слышать о святом крещении, но креститься никому не возбранял, а только смеялся над новокрещеными. Ольга теплой верой молилась день и ночь о сыне и о народе, чтобы просветил их Господь, какими ведает судьбами. А между тем, будучи не в силах умягчить сердце Святослава, она старалась посеять семена христианства в трех своих малолетних внуках — Ярополке, Олеге и Владимире, которых оставлял ей отец-воитель. Святое семя сие в свое время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира. Несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, св. Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства. Для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова великая княгиня воздвигла Никольский храм над могилой Аскольда и заложила деревянный собор над могилой Дира во имя Святой Софии Премудрости Божией, освященный 11 мая 960 года. Недаром русская княгиня Ольга получила в крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал святой восьмиконечный крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Крест и другие христианские святыни благодатью, от них исходящей, содействовали просвещению Русской земли. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

10. Протодиакон Сергий Голубцов, кандидат богословия. «Московская Духовная академия – очаг образования и просвещения в русской культуре XIX–XX вв.». 11. Гостев Олег Алексеевич, член Московского Союза художников. «“Будьте как дети” (ср.: Мф. 18, 1–6). Детский портрет в русском искусстве XVIII–XX вв.». 12. Протоиерей Димитрий Грудогло, настоятель храма во имя св. благоверного князя Александра Невского, директор церковно-приходской школы в г. Кинешма; Ракоца Александр Николаевич, помощник благочинного Кинешемского, Юрьевецкого и Заволжского районов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. «По страницам альманаха “Свет Православия” Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии». 13. Захарченко Елена Владимировна, член Санкт-Петербургского Союза художников и Союза писателей «Литературный Петербург». «Культурные традиции православных национальных приходов Санкт-Петербурга». 14. Кедрина Светлана Дмитриевна, член Союза писателей Москвы. «Церковь, обряд, торжественность – основа моего понимания в раннем детстве. К 50-летию со дня смерти и 100-летию со дня рождения поэта Дмитрия Кедрина (1907-1945)». 15. Ковалевская Ольга Тимофеевна, член Союза художников Санкт-Петербурга, заведующая отделом прозы журнала «Костер», представитель журнала «Вестник русского христианского движения» в Санкт-Петербурге. «Творческий и духовный путь монахини Елены (Казимирчак-Полонской)». 16. Кублановский Юрий Михайлович, поэт, член Союза писателей России, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир». «Религиозные мотивы в современной русской поэзии». 17. Кузинков Алексей Михайлович, лейтенант Космических войск Российской Федерации (Санкт-Петербург). «К возрождению храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены при Павловском военном училище (ныне Военно-Космическая академия)». 18. Кузнецова Татьяна Феликсовна, ст. н. с. музея архитектуры им. А. В. Щусева, кандидат культурологии. « Музей и церковь: исторические аспекты и поиск путей взаимодействия». 19. Лебедев Валентин Владимирович, председатель «Союза православных граждан», гл. редактор журнала «Православная беседа». «Проблемы духовной культуры на страницах российской церковной периодики».

http://pravoslavie.ru/428.html

" 371. Грамота Преосвященнаго Кирилла па построение в с. Суводском, Орловск. у., вместо ветхой деревян. Предтеченской церкви, вновь каменнаго храма во имя Св. Пророка Предтечи Господня Иоанна с приделами в честь Св. Василия Великаго и Св. Равноап. Царей Константина и Елены. 1828 г. 30 Мая. Божиею милостию. Смиренный Кирилл Епископ Вятский и Слободской. По благодати, дару и власти всесвятаго и живоначального Духа, данной нам от самаго великаго архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его апостолы и их наместники и преемники. Слушав мы поданное нам епархии нашея, Орловской округи, села Суводскаго, Предтеченской церкви из прихожан от выборнаго крестьянина Якова Ворошилова прошение о дoзboлehiu в оном Суводском селе, вместо деревянной церкви, приходящей в ветхость, построить вновь каменную в проименование Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна с приделами Святаго Василия Великаго и Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены. Благословили оную каменную церковь в означенныя проименования удобнейшем и пристойнешем месте на востоке строить но плану и фасаду архитекторскому, под надзором его или другаго сведущаго и опытнаго в правильном и прочном построении человека, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием так, как святыя правила и церковные уставы повелевают, святые ж престолы уготовить по указу Святейшаго Правительствующаго синода 734 года сентября 13 дня, в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина четырех вершков, и когда та церковь с приделами строением окончена и всем принадлежащим украшением в совершенство приведена будет, то о освящении оной просить нас особым прошением. Дана сия храмозданная граммата рукою нашею подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Вятке при нашем архиерейском доме. Лета мироздания 7336, воплощения же Бога Слова 1828-го месяца Мая в 30 день. 1958. На подлинной приложена архиерейская печать на шелковом шнуре. Печать сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=30376

По плану новая церковь строилась двухпрестольной. Главный храм по освящении в 1818 г. стал носить имя святого великомученика Георгия Победоносца. К середине 1830-х церковь обрела холодный придел. Его освятили во имя Покрова Божией Матери в 1835 г. До своего закрытия в ХХ в. храм конструктивным переделкам не подвергался. К началу ХХ в. в состав прихода Георгиевской церкви помимо села Мироново входили деревни Бучина, Клепинина, Забегалова, Липина, Гостькова и Луковая. Храм имел две деревянные приписные часовни. Первая находилась Клепиной и была освящена в честь Вознесения Господня. Вторая располагалась на въезде в Гостькову и носила имя двух святых: равноапостольных Константина и Елены. В самой Гостьковой была построена каменная часовня, однако, за неимением иконостаса, осталась не освященной. Дабы здание не простаивало, в нем расположилась церковно-приходская школа грамоты. С началом Гражданской войны Урал и Сибирь оказались в самом ее эпицентре. Летом 1918 г. Красная власть объявила о мобилизации в ряды своей армии. В Мироново по грубым подсчетам контингент «призывников» составил бы около 2000. Но мужчины, недавние солдаты Первой Мировой, отказывались брать оружие, игнорируя большевистские указы. Красными это воспринялось, как бунт. В одном из абсурдных отчетов говорилось, что люди «…сконцентрировались в селе Мироново, с целью уклониться от службы, хотя они не были вооруженные, а на селе играли в городки». Чтоб подавить восстание, красногвардейцы сосредоточили у села несколько отрядов с пулеметами. Организаторами протеста были объявлены священники из Мироновского и Лягушинского. Отец Иоанн (Шишов) и отец Иосаф (Панов) числились штатными священниками церкви во имя святого Георгия Победоносца. 26 августа 1918 г. к ним подошли солдаты Красных Орлов с приказом следовать в штаб полка в село Егоршино. На вопрос о причинах бойцы заметили, что на священников поступил донос об антисоветской агитации. Выехав за приделы Миронова, красногвардейцы приказали священникам и сыну отца Иосафа Сергею (тот окончил Пермскую Духовную семинарию) спешиться, встать в шеренгу и молиться. Через мгновение за приказом последовал ружейный залп. Постановлением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священники Иоанн (Шишов) и Иосаф (Панов), а с ними - служитель лягушинского храма отец Константин (Попов) прославлены в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=11342

Информация с сайта Святые мощи преподобного Пахомия были обретены в 1675 году при строительстве в монастыре каменного Троицкого храма под алтарем старой церкви, но до настоящего времени находились в земле под спудом. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия,а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011 года, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку. Преподобный Пахомий, Нерехтский чудотворец, родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. При Святом Крещении он получил имя Иаков.  После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушел в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы святителем Алексием, будущим митрополитом Московским, пребывавшим тогда на Владимирской кафедре. В 1360 году митрополит Алексий, зная благочестивую жизнь своего ставленника, назначил преподобного Пахомия настоятелем основанного им монастыря во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Устроив порученную его попечению обитель и духовную жизнь насельников, преподобный Пахомий, тяготясь властью над братией и стремясь к уединенным подвигам, удалился в нерехтские пределы. Здесь, на берегу реки Солоницы, в месте, издавна называемом Сыпаново, по просьбе и при помощи местных жителей, сразу увидевших в пустыннике угодника Божия, преподобный основал обитель во имя Святой Живоначальной Троицы и стал первым настоятелем нового монастыря. В житии преподобного Пахомия не говорится о его знакомстве с преподобным Сергием Радонежским, считается, что он был учеником и последователем игумена Земли Русской. По примеру аввы Сергия сыпановская обитель была также посвящена преподобным Пахомием Святой Троице. Преподобный Пахомий отличался удивительным смирением и кротостью, вниманием к людям и заботой об их духовных нуждах. Братия обители и нерехтчане отвечали преподобному взаимной любовью, глубоко почитая святого старца. Проведя свою жизнь в молитвенных подвигах и стяжав от Бога дар чудотворений, преподобный Пахомий отошел ко Господу 3 апреля (21 марта ст. ст.) 1384 года. Всероссийское почитание святого стало совершаться по благословению патриарха Иоакима с 1675 года — со времени обретения его нетленных мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00157

В храме пять престолов. Главный алтарь освящен во имя святого первоверховного апостола Павла (престольный праздник 12 июля); приделы — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены (3 июня); святой равноапостольной Марии Магдалины (4 августа); в нижнем храме: предел иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (7 февраля) и придел святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля). В Павловском соборе находятся святыни: частица древа Креста Господня; ковчег с частицей мощей святого пророка Иоанна Крестителя; мощи преподобномученицы Марии Гатчинской; частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона; частица мощей святой княгини Анны Кашинской; чтимые иконы: икона Божией Матери «Утоли моя печали», икона Божией Матери «Скоропослушница», икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, икона Покрова Божией Матери, икона Божией Матери «Филермская». В алтаре находится крест с частицей Тернового венца Спасителя и частью вериг святителя Тихона Задонского. Ежегодно 25 октября Русской Православной Церковью празднуется «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя (1799)» — святынь подаренных императору Павлу I Мальтийским орденом (сегодня они находятся в Черногории). В этот день ежегодно совершается крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца-музея в Павловский собор с иконами и мощами. Традиция проведения этого крестного хода была восстановлена Гатчинским благочинием в 1999 году, в год 200-летия перенесения святынь из Мальты в Гатчину. Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. Год спустя состоялось обретение и принесение мощей святой из Санкт-Петербурга в Павловский собор. В 2008 году в храме был проведен капитальный ремонт, а звонницу украсили девять колоколов, отлитых в Воронеже. Самый крупный из них весит более двух тонн. На каждом колоколе изображены иконы особо чтимых в соборе святых, в том числе и святой Марии Гатчинской.

http://patriarchia.ru/db/text/3617295.ht...

В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал. 15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению вселенского патриарха Константина V, кесарийским митрополитом Иоанном. В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Архивные записи из истории Херсонской епархии свидетельствуют о том, что «...жители недавно населенного г. Николаева в 1794 году предположили построить каменную трехпрестольную церковь во имя Рождества Богородицы, святителя Николая Мирли-кийского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. По благословению и с разрешения Новороссийского епархиального архиерея, митрополита Гавриила, в 15-й день сентября (ст. ст.) того же года церковь была заложена, но вследствие проектируемых огромных своих размеров и скудных материальных средств николаевских новопоселенцев строительство не двигалось до 1799 года. В том же году по ходатайству городского коменданта, князя М.С. Вяземского, городского головы П. Н. Турченинова и николаевского купечества, тем же митрополитом Гавриилом разрешено построить на другом месте вместо названной трехпрестольной церкви временную однопрестольную церковь во имя Рождества Богородицы. Для построения этой церкви и для церковной ограды князем Вяземским отведено было большое место, и 15 октября 1799 г. церковь была заложена, а в ноябре 1800 г. постройкой окончена, в два этажа - первый каменный, второй - деревянный. 25 ноября (8 декабря н. ст.) того же 1800 года церковь была освящена с наименованием Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы. Это наименование церковь удерживала за собою до 1861 года. В 1818 г. второй деревянный этаж церкви за совершенною ветхостью был разобран до каменных стен первого этажа. Здание храма высотой 38 метров имеет мощные стены из тесаного камня-ракушечника, и выдержано в стиле классицизма. Колонны в храме поначалу были позолочены. В 1828 г. к церкви пристроили еще два придела, левый - в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана Воронежского. Строителем был протоиерей Карп Павловский. В том же 1828 году храм утвержден как городской собор. В 1830 г. при соборе действовала богадельня. Спустя 40 лет, в 1870 г. была построена колокольня (намного больше нынешней), для которой в Москве был отлит огромный колокол весом 513 пудов 35 фунтов, то есть более 8 тонн.

http://sobory.ru/article/?object=09919

В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены. С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны - престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года. Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости. Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный - он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны. Жители Хрипунова отличались благочестием, всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_ски...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010