Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (III в.), сщмч. Сидский (пам. 15 марта); пострадал при имп. Аврелиане (270-275) в г. Сида в Памфилии (М. Азия). А. предстал перед судом игемона Антонина и по его приказу был подвергнут многочисленным истязаниям: А. секли жилами, пытали с помощью колеса, ввергали в котел с кипящей смолой, жгли в печи. Во время всех мучений А. чудесным образом оставался невредим; один из слуг игемона, увидев в горящей печи рядом со святым двух ангелов, исповедал Христа, за что был немедленно казнен. После этого А. истязали железными крючьями до тех пор, пока не стали видны кости, затем извлекли внутренности и бросили истерзанное тело на съедение зверям, но те не тронули его. Тогда А. был усечен мечом. После смерти А. игемон Антонин был наказан беснованием и вскоре умер. Мощи А. с честью похоронил христианин Евстафий. Пространное житие А. переведено на слав. язык к кон. XI в. и известно только из слав. Миней , в т. ч. из Супрасльской; греч. житие неизвестно. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития святого, а также стих включены под 15 марта в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Лит.: ЖСв. Март. С. 318-320; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 107. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64072.html

Всем подданным (горожанам) предписывалось в этот день воздерживаться от работ и посвящать время отдыху и молитвам верховному божеству. Тексты молитв Единому Богу также были обнародованы и скорее всего проходили личное утверждение К. (CTh. II 8. 1; CJC. III 12. 22; Euseb. Vita Const. IV 18-20; Socr. Schol. Hist. eccl. I 8). Как свидетельствует Евсевий, христиане праздник восприняли как посвящение выходного дня Спасителю и Его воскресению. Впосл. во всех христианских странах праздник сохранился именно с таким смыслом как день Воскресения. Тем не менее в ряде западноевроп. языков сохранилось его первоначальное название - Dies Solis (нем. Sonntag; англ. Sunday), а также посвящение праздника Единому Богу (итал. Domenica; испан. Domingo; франц. Dimanche; все от лат. dies Dominicus; греч. Κυριακ). Следует отметить, что первоначальный смысл введения праздника был далек от ортодоксального христианства и в большей степени соответствовал развитию общеимперского культа Sol Invictus, к-рый был провозглашен главным божеством империи еще при имп. Аврелиане (270-275) и с тех пор официально оставался таковым. В то же время формулировки эдикта К. и обнародованных им молитв Верховному Единому Богу были вновь столь расплывчаты, что могли устроить практически все религ. общины империи, в т. ч. и христиан. К. сохранял определенный интерес к культу Sol Invictus почти до конца своего правления; до 325 г. на монетах его изображали вместе с Sol Invictus или вместе с Divus Comes Augusti (Божественный Предводитель Августа) ( Bruun. 1962; Idem. 1991). На церемонии освящения К-поля в 330 г. К. был в диадеме в виде солнечных лучей (известна в иконографии Аполлона и Sol Invictus); в церемонии участвовали 2 приближенных к К. философа-неоплатоника - Сопатр и Претекстат. В новой столице почитали также богиню Тюхе, традиц. покровительницу городов античного мира. На вершине колонны К. стояла статуя императора, который держал в руках фигуру Тюхе. В К-поле находились алтари, посвященные Тюхе и Диоскурам.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Зотик с учениками своими был убит в местечке Карпен (на бер. Черного моря, на север от Никомидии). Свв. Феопрепий и Акиндин пострадали в Потамоне фракийском, а св. Севириан близ Халкидона. В службе прославляется один муч. Агафоник. 156 Кондак, гл. 1. Звание благое стяжав, богомудре, мужей лухавых отвратился еси веры, не убоявся мук, Агафониче славне; темже благим был еси наследник, и приял еси со страждущими с тобою достойныя венцы. Поется в сий день служба и св. Луппа. Муч. Елалїи девы, пострадавшей за веру Христову при Диоклетиане и Максимиане, около 303 г. Она жила близ г. Баркинона (ныне Барселона, в Испании) и, услышав о гонении на христиан, тайно ушла из родительского дома в город. Там она дерзновенно исповедала веру во Христа пред игемоном, несмотря на свои 14 лет. По приказанию последнего, девицу начали бить палками и во время истязаний игемон убеждал мученицу пощадить свою молодость и красоту. Но св. дева осталась непреклонной. Тогда ее распяли на кресте и жгли свечами до тех пор, пока она не предала Богу душу, вылетавшую из уст ее и взлетавшую к небу в виде белой голубицы. Разыскивая пропавшую дочь, родители, наконец, нашли ее. Они и плакали, жалея ее молодость, и вместе радовались, что дочь их удостоилась мученического венца. Христиане приобрели останки святой мученицы и предали их христианскому погребению. Пр. Ансы, священномуч. Аанасїа епископа, крестившего оную, и двух ее слуг, мучч. Харісїма и Неофта. Св. Анфуса родилась в г. Селевкии от богатых и знатных родителей язычников. Тайно от родителей приняв св. крещение от епископа св. Афанасия, она удалилась в пустыню и там подвизалась 23 года, незримая никем, и скончалась мирно. Св. Афанасий, бывший епископом г. Тарса киликийского, за веру Христову усечен мечом при имп. Аврелиане. Тот же мученический венец получили и св. Харисим со св. Неофитом, слуги св. Анфусы, крестившиеся вместе со своей госпожой. Празднование иконе Пресвятой Богородицы Грзинскї. При царе Михаиле Феодоровиче приказчик одного из ярославских купцов купил в Персии (после завоевания ею Грузии) икону Богоматери, написанную в Грузии, и принес ее в Россию своему хозяину, который, по повелению свыше, принес ее в дар Красногорскому монастырю (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тропарь, гл. 4. От духовнаго наставника научився, царю Иоасафе, Бога познаши: крещеньем же просветився, люди к вере обратил еси, и отцу твоему от купели приимник быв, царство оставив, пустыню достигл еси, и в ней трудолюбне подвизался еси: моли Христа Бога со учителем твоим Варлаамом, спастися душам нашим. Кондак, гл. 8. Ведый твое из младенства благое изволение, Иоасафе, един сердцеведец Бог, и от царствия земнаго в монашеское пребывание приведый тя, великому Варлааму последовати сподоби; с нимже и ныне горний Иерусалим всесветлый отечество имея, желаемыя доброты красно наслаждался Святыя Троицы; молим тя царская красото, поминай нас верою чтущия тя. Парем. (см. 6 нояб. Утр. Ев. Мф.5:14–19; 11 зач.; Ап. Кол.1:12–18; 250 зач.; Ев. см. 3 окт.). Праздник, идеже храм. – Последование для этой службы находится в Мес. Минее после службы свв. прор. Авдия и муч. Варлаама. Муч. Азы и с ним 150 воинов, пострадавших за Христа при Диоклетиане (по одним, в III в., по другим, в начале IV в.), в Исаврии. Св. Аза был сначала воином, но затем, оставив военную службу, подвизался отшельником в пустыне. За свою св. жизнь он был удостоен от Господа дара чудотворений и исцеления больных. Взятый, как ревностный последователь Христа, на мучение, он чудесно доставил воду сопровождавшим его 150 воинам, которые после сего все уверовали во Христа и были за это усекнуты мечом. Св. Аза получил тот же мученический венец. Муч. Илїодра, после многих тяжких мук за Христа усеченного мечом, при имп. Аврелиане в г. Магиде (в Памфилии), ок. 273 г. Муч. Рмана. См. 18 ноября. Пр. Варлаама, первого игумена Киево-Печерского. Сын Иоанна, первого между боярами, служившего у вел. кн. Изяслава, внук славного и храброго воеводы Вышаты, правнук известнаго воеводы Остромира (с именем которого сохранилось Евангелие – древнейший памятник церковно-славянской письменности), Варлаам с молодости часто приходил к пр. Антонию (10 июля) в пещеру, с любовью слушая его наставления. Прихавши однажды в сопровождении многих слуг с разными приношениями на богато убранном коне, в дорогом одеянии, молодой боярин снял с себя дорогие одежды, положил их к ногам встретившего его пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Через несколько дней на стенах церкви св. Софии появилось сформулированное обличение Нестория в ереси, причем его учение сближалось с ересью Павла Самосатского, в борьбе с которым церкви оказал некогда помощь имп. Аврелиан. 822 Автором обличения был названный выше схоластик Евсевий. Волнение в столице по делу Нестория разрасталось. 823 Император был на его стороне, но Пульхерия встала на сторону его противников. В отместку враги Пульхерии пустили сплетню о близости ее к Павлину, другу детства императора, с целью бросить на нее тень и тем ослабить ее влияние. Волнение не ограничилось столицей империи. Вопрос о наименовании Девы Марии Христородицей, а не Богородицей, Θεοτκς, требовал разъяснения тайны слияния Божества с человечеством в лице Иисуса Христа. С величайшей горячностью отнесся к делу Александрийский патриарх Кирилл. Не ограничившись посланием к египетским монахам по поводу соблазна, который производило учение Нестория, 824 Кирилл обратился с письмом к римскому папе Целестину и с обличительным посланием к Несторию, 825 который ответил ему в резком тоне. 826 Несторий сам писал римскому папе Целестину , препровождая к нему свои проповеди. 827 Кирилл писал императору и Пульхерии с Евдокией, 828 обращался и к константинопольскому клиру. 829 Папа ответил Кириллу, 830 а к Несторию обратился с обличительным посланием; он писал также константинопольскому клиру и народу по возбужденному Несторием вопросу. 831 Кирилл и Целестин придавали огромное значение делу Нестория, и оба писали о нем Антиохийскому патриарху Иоанну. 832 Несторий пользовался в эту пору большим расположением и полным доверием императора, который относился к горячей агитации Кирилла с большим осуждением. Сохранилось послание императора к Кириллу, в котором Феодосий очень резко и строго осуждает его за возмущение церковного мира и согласия, порицает и за то, что тот позволил себе обратиться не только к нему, но также к Евдокии и Пульхерии и писал притом им иначе, как будто желая усилить разногласие, возникшее по этому делу во дворце. Поведение Кирилла Феодосий называл недостойным духовного лица. 833 Несмотря на это строгое внушение, Кирилл продолжал свою агитацию и имел на своей стороне полное сочувствие папы. Когда папа на местном Соборе в Риме осудил Нестория, то вслед за ним сделал то же и Кирилл в Александрии. К Несторию он обратился с требованием отказаться от своих лжеучений и свои разногласия сформулировал в 12 анафематствованиях (κελαι). Посольство Кирилла вручило Несторию требование отречься от своих заблуждений в десятидневный срок. Между тем в Константинополе разрасталось раздражение, которое охватило монахов многочисленных монастырей. Несторий позволял себе в отношении к ним грубые жестокости, а один монах, не пустивший его в церковь , был им избит, отдан светскому суду и приговорен к бичеванию и ссылке. 834

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

е. богочеловеческим, по природе самой церкви. Когда со смертью Феодоры отпал ее моральный «террор» не только над Вигилием, но и над множеством «западных» (главным образом с Балканского Иллирика) епископов, созывавшихся в столицу для подписи Judicatum " a, то и ближайшее окружение Вигилия начало его покидать, сливаясь с поднявшейся волной оппозиции всего Запада. Два диакона Вигилия – (а 7 диаконов Римской церкви это фигуры выдающиеся, обычные кандидаты и заместители пап) – Севастиан и Рустик, последний даже племянник Вигилия, демонстративно покинули его с умышленным шумом и скандалом в самый день Рождества Христова в 549 г., когда должны были сослужить с ним литургию в Св. Софии. Их соблазнили два африканских монаха – Лампридий и Феликс, распространявшие тут же в столице свои листовки против judicatum " a. Вигилий подверг своих диаконов и целую толпу примкнувших к ним клириков римской юрисдикции запрещению впредь до раскаяния. Забурлили и начали противиться Judicatum " у соборно целые области Запада. Епископы Иллирии свергли за принятие judicatum " a своего примаса, епископа Юстинианы 1-ой (т. е. Ахриды-Скопле), Бенената. Африка, по традиции поступила смелее. Под председательством Репарата, еп. Карфагенского, африканские епископы просто отлучили папу Вигилия впредь до раскаяния и послали протест Юстиниану. В Галлии не знали в точности положения дела. Но в тревоге епископы в количестве 71 собрались (28. Х. 549 г.) на собор в Орлеане и повторили осуждение ересей Нестория и Евтиха. А епископ Арльский Аврелиан послал своего клирика Анастасия для живого личного осведомления. При нем-то и наскандалили близкие Вигилию его диаконы. Вигилий был рад случаю обработать Анастасия в благоприятном для себя смысле. Вигилий убедил Анастасия, смягчая всю остроту вопроса, что дело идет просто о хулителях св. Кирилла Александрийского и сам написал в Арль успокаивающее послание с утверждением чести Халкидонского Собора. А самого Анастасия настроил и в пользу judicatum " a, и даже политики имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.). Согласно преданию, А. была настоятельницей общины девственниц в г. Терни (Центр. Италия), к-рую организовал св. Валентин , 3-й епископ города. Он уговорил А. посвятить себя Богу. Вскоре после мученической кончины св. Валентина в гонение при имп. Аврелиане (273) А. была обезглавлена и похоронена за городом, в мест. Интертуррес. В VI-XII вв. в Терни находилась церковь, освященная еп. Анастасием в честь А.; он же перенес ее мощи в бенедиктинский мон-рь. В 1174 г. церковь разрушилась, глава святой мученицы перенесена в базилику святых апостолов в Риме. А. считается покровительницей города и диоцеза Терни. Лит.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 823. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63166.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010