Блестящий этикет наложил свои оковы на жизнь императора, и всякий, кого допускали до его лицезрения, должен был падать ниц по-восточному, а в знак своего внимания император позволял лобызать край своей порфиры. 120 Служба при особе императора получила значение высокой чести; все исходившее от него и его окружавшее называлось словом sacer: sacrum Palatium, sacra vestis, sacrae largitiones и т. д. Диоклетиан приравнял себя Юпитеру, а своего товарища, с которым разделил империю, – Геркулесу. Термины Iovius и Herculius прилагались как почетные эпитеты к вновь формируемым полкам их армии, как в I веке термин augustus. Для общего обозначения императорского сана Диоклетиан принял слово dominus, владыка, как раньше его делал это Аврелиан, называвший себя Deus et dominus natus на своих монетах. Слово dominus с тех пор на долгие века стало титулом императора. В этом обозначении положения государя сказалось воздействие Востока, как и во всей той пышной обстановке, которая его окружала. Но этот бог и владыка оставался человеком и действовал среди условий своего времени и современного склада социальных и правовых отношений. Услужливая юриспруденция еще устами Ульпиана (III в.) объявила императора свободным от действия законов, solutus legibus; 121 но римский император никогда не превращался в восточного деспота, безответственного властителя имущества и личности своих подданных. 122 Утверждение христианства в значении государственной религии империи, последовавшее при Константине, освятило авторитет верховной власти идеей божьего избрания. Писатель конца IV века, Вегеций, смешивая языческие и христианские представления, говорит о поклонении императору как богу во плоти, tamquam praesenti et corporali Deo. 123 Сложившиеся за долгие века обычаи и нравы давали повод для этого смешения. Смиренный христианин на троне, имп. Феодосий Младший воспрещал поклонение своим статуям 124 и заявлял, что государь связан законами и от авторитета права истекает авторитет государя. 125 Юстиниан, в своем высоком самосознании величия императорского служения, гордо заявлял: «Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевленный закон».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Толерантность римлян к иным религ. традициям на территории империи базировалась на признании последними рим. суверенитета и, следов., рим. гос. религии. Гос-во, носитель традиции, принципов права, справедливости, считалось римлянами важнейшей ценностью, и служение ему воспринималось как смысл человеческой деятельности и одна из важнейших добродетелей. «Цель разумного существа,- по определению Марка Аврелия,- подчиняться законам государства и древнейшему государственному устройству» ( Aurel. Antonin. Ep. 5). Неотъемлемой частью рим. политической и правовой системы оставалась рим. гос. религия, в к-рой капитолийские боги во главе с Юпитером выступали в качестве символа гос-ва, могущественного гаранта его сохранения, успеха и процветания. По утверждении принципата Августа частью гос. религии стал культ правителей империи. В Риме он принял форму почитания «божественного гения императора», при этом Август и его наследники носили титул divus (т. е. божественный, приближенный к богам). В провинциях же, особенно на Востоке, император прямо почитался как бог, что стало продолжением традиции культа эллинистических правителей Египта и Сирии. После смерти мн. императоры, снискавшие добрую славу у подданных, официально обожествлялись и в Риме особым решением сената. Наиболее интенсивно имп. культ начал развиваться в эпоху солдатских императоров III в., когда власть, испытывая недостаток средств для обеспечения своей легитимности, прибегала к постулированию собой связи и приобщенности императора к сверхъестественному. В этот период в офиц. титулатуре появилось определение правителя Dominus et deus (Господин и бог); титул эпизодически был использован Домицианом в кон. I в., широкого распространения достиг при Аврелиане и тетрархах в кон. III-IV в. Одним из важнейших титулов в III в. стал Sol Invictus (Непобедимое Солнце), имевший родственные связи как с влиятельным в империи митраизмом, так и с сир. культом Бэла-Мардука. Гос. культ эпохи империи, особенно в поздний период, уже не мог удовлетворять духовным запросам абсолютного большинства ее населения, однако устойчиво сохранялся и развивался как средство политического и идеологического объединения страны и принимался обществом.

http://pravenc.ru/text/166129.html

распространиться за запад от Малой Скифии. Они же и Геты35). Оба Дака – житель левого берега Дуная и другой со времени Аврелиана живший на правом берегу Дуная36). Дакия собственно страна славян на левом берегу Дуная, но где поселились колонии римлян, известных у Нестора и других под именем Волохов37). В этом описании племен видим подтверждение той справедливой мысли, что после того, как многие славянские племена силою оружия Филиппа македонского вытеснены были из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная38), где они известны истории под именем Даков, некоторые племена их остались еще во Фракии и Иллирии, особенно в ушельях гор южных39). Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть апостолом этих славянских племен юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с апостольскою   35) Об этом говорено 20 января. Мальчик Гет, с славянскою надписью, приносящий в жертву гся – у Классена в Памятн. II, 12. М. 1854. 36) См. прим. 29. 37) Славянский перевод Зонары: «Троян воинствова на Даки, сиречь на Срьбле, начальник же их сръбскыи Диковал». Чтен. общ. ист. 1847 г. стр. 57. Временник Х, 40-49. 79-81. Славянская надпись о спасении некоторых славян от Траяна – у Классена, в материал. II, 37. 38. Феодорит говорит о Сардике: «этот иллирийский город – главный город народа Даков» (Ц. ист. 2, 4). – Нельзя не пожалеть, что даровитый Шафарик, ошибочно приняв волохов за кельтов, скоро исчезнувших в истории, потерял из виду историческую нить событий, происходивших в славянском мире со времени Александра македонского, при императорах римских и до самого имп. Ираклия. 38) Временник Х, 1-49. 80-89. Савельева Славянский сборник стр. 255-260. 39) Геты, бесы, славяно-влахи, скифы, как особые племена славянские, объясняют собою известия о славянах, покоренных в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христ. чтен. 1858 г. 11, 142). По известию Феофана (р. 288) и Кедрина (1, 435) в 657 г. император (Констанс 2) предпринял поход против славяний (???? ??????????, ???? ?????????) и взяв в плен многих покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь: дело идет о славяниях, о нескольких областях и княжествах славянских. Даже в Македонии было несколько жуп славянских. В 758 г. Копроним ворвался «в славянии, лежщие в Македонии» ??? ???? ?????????? ??????????. Stifferi 11, 79. Шафарик то говорит, что в Македонии занята область славянами поселившимися за Дунаем в первых столетиях (III, 398), то пишет (III, 259), что поселение славян в Мизии, Дардании и Македонии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ [Флавий Аркадий; лат. Arcadius, греч. Αρκδιος] (377 или 378, К-поль - 1.05.408, там же), визант. имп. (август и соправитель имп. Феодосия I Великого с 16 янв. 383, самостоятельно правил в 395-408); старший сын Феодосия I Великого и императрицы Элии Флакиллы. А. получил в управление Восточноримскую (Византийскую) империю в 395 г. после смерти отца, в то время как его брат Гонорий стал править Западом. А. 6 раз был консулом (385, 392, 394, 396, 402, 406). Отличался слабым здоровьем и нетвердостью духа. Всеми делами в его правление ведали всесильные временщики: префект претория Руфин (392-395), препозит священной опочивальни Евтропий (395-399), главнокомандующий Гайна (399-400), префекты претория Востока Аврелиан (399-400) и Анфимий (405-414). На время правления А. приходится деятельность свт. Иоанна Златоуста , бывшего предстоятелем К-польской Церкви в 398-404 гг. и пользовавшегося в столице значительным авторитетом. Большое влияние на А. имела также его жена императрица Евдоксия, дочь знатного франка Бауто. У императорской четы было 3 дочери и сын, буд. имп. Феодосий II Младший . Правление А. и Гонория знаменует окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. В то время как на Западе главную роль играли видные военачальники, на Востоке, где имела место большая централизация гос. власти, возрастает значение гражданских чиновников, особенно префекта претория Востока. Для эпохи А. характерно обострение отношений К-поля с Западом, вызванное соперничеством временщиков при дворах А. и Гонория. Претензии Стилихона, опекуна Гонория, на право распоряжаться делами всей империи вызвали в К-поле упорное сопротивление. Имп. Аркадий. Изображение на монете Имп. Аркадий. Изображение на монете Одной из главных проблем, к-рые пришлось решать правительству А., было усиление влияния готов . Это многочисленное и воинственное герм. племя в 70-х гг. IV в. было допущено на Балканы имп. Валентом , к-рый погиб при попытке решить разгоревшийся вскоре конфликт с готами военным путем (378). Его преемнику, имп. Феодосию I, не удалось окончательно примирить империю с иноплеменниками-готами, и А. получил в наследство чрезвычайно сложную проблему. В начале его правления вестготы (визиготы) под предводительством Алариха вторглись в Мёзию, Фракию и Македонию, угрожая К-полю, к-рый был спасен от разграбления лишь благодаря дипломатическому искусству Руфина. Аларих направился в Грецию и при попустительстве Стилихона, мечтавшего присоединить к Зап. империи всю префектуру Иллирик, опустошил и разграбил эту страну вплоть до Пелопоннеса. Лишь после присвоения Алариху должности главнокомандующего в Иллирике (magister militum per Illyricum) готская угроза для Балкан была устранена.

http://pravenc.ru/text/76036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИМБ [От греч. νφος и лат. nimbus - «облако»; др. названия - греч. λως, лат. aureola - «золотое сияние»], в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру. Н. может быть различной формы (круглый, квадратный или прямоугольный, треугольный, 8-гранный, лучистый, звездчатый, т. н. крещатый) и цвета (золотистый, серебристый, охристый, красный, голубой, зеленый и др.). Помимо христ. искусства Н. известен в античной, буддийской, индуистской и др. изобразительных традициях. Описание Н. в лит. источниках встречается редко. Марк Сервий Гонорат, рим. грамматик кон. IV в., в комментариях к сочинениям Вергилия определяет Н. как «божественное облако» («nimbo effulgens: nube divina, est enim fulgidum lumen quo deorum capita cinguntur. Sic etiam pingi solet» - Servianorum in Vergilii Carmina commentariorum/Ed. E. K. Rand. Lancaster, 1946. Vol. 2. Р. 471). Лат. богослов Исидор Севильский в Этимологиях упоминал Н. как сияние вокруг голов ангелов ( Isid. Hisp. Etymol. XIX 32. 2). В греч. и рим. искусстве Н.- светоносное облако или диск, на фоне или внутри к-рого изображали античных богов (Зевса и Юпитера, Феба (Аполлона) и Диониса (Вакха)), героев и персонифицированные фигуры. В позднеантичном и раннехрист. искусстве Н. служил атрибутом императора или консула. Напр., имп. Аврелиан (270-275) и имп. Проб (276-282) на золотых монетах времени своего правления, равноап. имп. Константин на бронзовом фоллисе 312-313 гг. или золотом солиде (321, Британский музей, Лондон) изображены в лучистой короне-нимбе, что связано с культом Непобедимого Солнца (Sol Invictus); с Н. изображены имп. Констанций II на Керченском миссории (337-361, ГЭ), имп. Феодосий I Великий на серебряном миссории Феодосия (ок. 400, Королевская академия истории, Мадрид), имп. Гонорий на консульском диптихе Проба (ок.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Софию, где проходило основное богослужение. По свидетельству мон. Кристофоро Буондельмонти, в 1-й пол. XV в. храм практически пришел в запустение. Собор (базилика) Св. Софии (Айя-София) (92) - см. Софии Святой собор в Константинополе . Церковь св. Стефана в Аврелианах (93) (ν τας Αρηλιανας) ( Janin. 1969. P. 472-473), освящена во имя первомч. Стефана; согласно Феодору Чтецу, основана Аврелианом, чиновником высокого ранга при имп. Феодосии I Великом и Аркадии (консул в 400); вода из источника, бившего в алтаре храма, поступала в бани дворца Еленианы - с ними связано описанное Феодором Чтецом чудо, в память о котором по повелению имп. Анастасия I была сделана икона с подписями, выполненными диаконом этой церкви. В алтаре храма был похоронен прп. Исаакий, основатель Далматского мон-ря (см. ст. Исаакий, Далмат и Фавст ). Церковь восстанавливали из руин имп. Василий I Македонянин (867-886) и сын имп. Алексея I Комнина севастократор Исаак, который передал ее в дар основанному им мон-рю Пресв. Богородицы Космосотиры в Феррах (1152). Исходя из упоминаний в источниках, церковь располагалась близ дворца Еленианы и мон-ря Пресв. Богородицы Перивлепты и к югу от Далматского мон-ря. Предположительно может быть отождествлена с ц. св. Стефана в Сигме ( Janin. 1969. P. 477). Церковь св. Стефана в Большом дворце (94) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Церковь св. Стефана в Константинианах (95) (ν τας Κωνσταντινιανας) (в местности Зевгма на берегу Золотого Рога) ( Janin. 1969. P. 474-475), в Patria CP создание церкви приписывается имп. Анастасию (491-518) и его жене Ариадне после перенесения в К. из Иерусалима мощей первомч. Стефана, однако это указание следует понимать лишь в хронологическом отношении. Существует др. легендарная версия, согласно к-рой мощи были принесены в К. при имп. Константине и еп. Митрофане (306/7-314) некой Юлианой. Несмотря на явные анахронизмы, лишающие эту легенду доверия, имя Юлианы, по всей видимости, отражает реальное участие в перенесении мощей и создании церкви знатной визант.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

III в., наиболее важен Собор 268 г., на к-ром Павел Самосатский, обличенный пресв. Малхионом, был обвинен в ереси, дерзости и гордыне и смещен с кафедры. Правда, под защитой пальмирской царицы он продолжал удерживать резиденцию и лишь после разгрома армии Зиновии рим. войсками (272) был изгнан по указу имп. Аврелиана ( Евсевий. Церк. ист. VII 30), изданному в ответ на обращение законного епископа свт. Домна I . Сторонники Павла ушли в раскол, и много позже Всел. I Собор в Никее (325) определил условия их возвращения в Церковь (19-е прав.). Еп. Кирилл I , принявший в церковное общение ученика Павла сщмч. Лукиана , был, вероятно, схвачен и осужден на работы в рудниках после 2-го эдикта имп. Диоклетиана (март 303), направленного против христ. иерархов ( Harnack. Chronologie. Bd. 1. S. 217). Кирилл умер в ссылке исповедником веры (306). Его преемник Тиранн стал свидетелем разрушения христ. храмов во исполнение 1-го эдикта Диоклетиана 303 г. ( Евсевий. Церк. ист. VII 32. 4). В правление имп. Максимина Дайи язычники Антиохии предприняли попытку избавиться от всего христ. населения города. Когда в 311 г. имп. Максимин посещал свои владения в Сирии, он был встречен в Антиохии делегацией знатных граждан, к-рые потребовали отменить эдикт о религ. терпимости в отношении христиан прежнего имп. Галерия . Во главе делегации стоял прокуратор Антиохии Феотекн, отступивший от христ. веры во время гонений. Император согласился отменить эдикт, и Феотекн начал жестокие преследования христиан в Антиохии. Святители Иоанн Златоуст (PG. 5. Col. 635-636) и Амвросий Медиоланский (PL. 16. Col. 241-242) писали о множестве христ. дев и жен, к-рые предпочли смерть отказу от веры Христовой. Христиане были изгнаны из Антиохии, а затем и из мн. др. городов Востока ( Евсевий. Церк. ист. IX 11. 2-8). Еп. Виталий принимал участие в 2 Соборах: в Анкире (314) и несколько позже в Неокесарии Понтийской ( Mansi. T. 2. Col. 534, 548). Его преемник свт. Филогоний проявил твердость веры во время гонений имп. Лициния с 321 по 323 г.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИЯ [греч. Εδοκα] († ок. 160-170), прмц. (пам. 1 марта). По происхождению и вере самарянка, Е. жила в Гелиополе в Финикии (ныне Баальбек, Ливан). В правление имп. Траяна (98-117) она, будучи блудницей, собрала благодаря своей необыкновенной красоте огромное богатство. Е. была обращена в христианство мон. Германом, ее решение принять крещение укрепило явление арх. Михаила, к-рый вырвал ее из рук сатаны. Е. отдала свое состояние Гелиопольскому еп. Феодоту на нужды бедных и приняла постриг в жен. обители близ мон-ря, где подвизался Герман. После смерти игум. Харитины за строгую аскетическую жизнь Е. была избрана ее преемницей. Один из бывш. поклонников Е., по имени Филострат, пришедший в обитель и пытавшийся убедить ее вернуться к прежней жизни, упал замертво, когда святая дунула ему в лицо. По молитве Е. Филострат воскрес, раскаялся и уверовал во Христа. Прмц. Евдокия. Икона. XIX в. (МЗК) Прмц. Евдокия. Икона. XIX в. (МЗК) Местному правителю Аврелиану донесли, что Е. хранит в мон-ре несметные сокровища, и тот послал комита с отрядом в 300 воинов для разорения мон-ря. Воины окружили обитель и хотели напасть ночью, но, удерживаемые божественной силой, долго не могли ни на шаг подступить к мон-рю. На 3-й день на них напал огромный змей, из отряда уцелели комит и 3 воина. Тогда Аврелиан отправил своего сына, чтобы взять мон-рь, но по дороге тот упал с лошади и разбился насмерть. Скорбя о сыне, Аврелиан по совету Филострата отправил к Е. трибуна Вавилу с просьбой возвратить его к жизни. По молитве святой юноша воскрес. Аврелиан со всей семьей крестился, его сын впосл. стал епископом Гелиополя, а дочь Геласия приняла постриг в мон-ре, где подвизалась Е. Рим. наместник Диоген, к-рый хотел жениться на Геласии, после смерти Аврелиана послал 50 воинов, приказав схватить Е. В видении Е. было открыто, что она должна проявить стойкость, исповедуя веру во Христа. Она добровольно последовала за воинами, скрыв на груди под одеждой частицы Св. Даров. Когда по приказу Диогена святую повесили на древе и обнажили до пояса, чтобы подвергнуть бичеванию, частицы Св. Даров упали на землю. Слуги, пытавшиеся поднять частицы, были опалены огнем, а сошедшее с неба пламя испепелило наместника. Е. воскресила его и слуг, а также только что скончавшуюся жену комита Диодора, угоревшую в бане. После совершенных святой чудес Диоген, Диодор с женой Фирминой и множество народа уверовали во Христа. Из др. чудес Е. в Житии упоминается воскрешение ужаленного змеем отрока Зинона и умерщвление змея.

http://pravenc.ru/text/187063.html

Сохранились и др. постановления, традиционно связываемые с Собором в Равенне ( Mansi. T. 18. Col. 229-233). Возможно, это 2-я часть постановлений Собора, к-рая была посвящена урегулированию церковно-политических осложнений в Риме и во всей Италии: сообщалось об упадке церковной дисциплины и авторитета Папского престола, о повсеместной неуплате десятины, об отсутствии средств в папской казне и о бесчинствах знати, из-за чего не удалось организовать восстановление обрушившейся Латеранской базилики. Участники Собора попытались привлечь к этим фактам внимание имп. Ламберта, желая восстановить тесное сотрудничество между папой и императором в поддержании церковной и светской дисциплины. Однако в окт. 898 г. Ламберт погиб. Последовавшая борьба за власть между знатными родами и вторжение в Италию венгров (с 899) привели к дальнейшему ослаблению авторитета Папского престола. И. попытался положить конец церковным разногласиям в Византии, возникшим после низложения К-польского патриарха свт. Фотия I (886) между приверженцами патриарха свт. Игнатия : часть иерархов и клириков во главе со Стилианом, митр. Неокесарийским, отказались признать совершенные Фотием рукоположения. Митр. Стилиан поддерживал связь с папами Стефаном V (VI) (885-891) и Формозом, однако из-за сложных обстоятельств в Риме переписка временно прервалась. И. отправил Стилиану краткое послание, в к-ром призвал принять меры к прекращению разногласий. Похвалив митрополита за верность Римской Церкви, И. сообщил, что Папский престол признает законными патриархами не только свт. Игнатия, но и свт. Фотия I, Стефана I (886-893) и Антония II Кавлея (893-901), не подвергая сомнению действительность совершенных ими рукоположений. Вероятно, послание папы явилось непосредственным поводом для примирения митр. Стилиана с патриархом Антонием II в 899 г. ( Dvorn í k. 1948. P. 270-271). В марте 899 г. И. подтвердил привилегии аббатства Монте-Кассино ( Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis//MGH. SS. T. 7. P. 613). Тогда же папа принял участие в разрешении спора о епископской кафедре г. Лангр (Франция) между местным духовенством и Лионским архиеп. Аврелианом, желавшим возвести на кафедру своего кандидата. Спор начался при папе Стефане V (VI), к-рый по просьбе жителей Лангра отверг епископа, рукоположенного Аврелианом, и рукоположил предложенного ими Теотбольда. Однако папа Формоз признал законным епископом Аргрина, поставленного Аврелианом, и даже послал ему паллий. В мае 899 г., отвечая на запрос лангрского духовенства, И. подтвердил решение Формоза и попросил кор. Карла Простоватого поддержать еп. Аргрина.

http://pravenc.ru/text/469688.html

Фрагмент саркофага с лат. надписью. III в. (Кафедральный собор Палермо) Фрагмент саркофага с лат. надписью. III в. (Кафедральный собор Палермо) Конец династии Северов (235), большинство представителей к-рой были убиты в результате заговоров, ознаменовал вступление Римской империи в период серьезного социально-политического кризиса, вызванного резким ростом влияния армии на политическую жизнь. Между 235 и 284 гг. императоры провозглашались армией и полностью от нее зависели. Поддержка армии, однако, не обеспечивала удержание власти; по этой причине «солдатские императоры» были вынуждены заниматься постоянной борьбой со своими конкурентами. Кульминацией кризиса стало появление на территории Римской империи сепаратистских образований (Галльская империя и Пальмирское царство). Данные территории вернулись под власть Рима при имп. Аврелиане (270-275), а окончательно восстановить систему управления и добиться политической стабильности удалось лишь имп. Диоклетиану (284-305), положившему начало системе домината. Страница трактата «О вере» свт. Амвросия Медиоланского. IX в. (St. Gallen. Schiftsbibl. Sang. 95. Fol. 5). Страница трактата «О вере» свт. Амвросия Медиоланского. IX в. (St. Gallen. Schiftsbibl. Sang. 95. Fol. 5). По мнению М. фон Альбрехта, период поздней латыни следует разделить на 2 этапа - эпоху средней (от имп. Адриана (117-138) до имп. Диоклетиана) и поздней (от св. равноап. имп. Константина (306-337) до св. имп. Юстиниана I (527-565)) империи,- границей между к-рыми является разрыв лит. традиции, вызванный кризисом III в. (число произведений языческих авторов на Л. я., написанных в это время, крайне незначительно) ( Альбрехт. 2003-2005. Т. 3). Верхняя граница поздней латыни определяется в лит-ре по-разному; одна из предлагаемых датировок - время перевода Библии на Л. я., выполненного блж. Иеронимом Стридонским по настоянию папы Римского св. Дамаса I (366-384) (см. Вульгата; Vulgata - простая, общая, обыкновенная). С политической т. зр. этой границей является падение Зап. Римской империи (476), с литературоведческой - смерть Боэция (524 или 526); лингвисты считают окончанием этого периода рубеж VIII и IX вв., когда носители протороманских языков (rustica Romana lingua) перестали понимать классическую латынь.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010