Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с шести лет участвовали в совершении жертвоприношений, Мамант стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в некоторых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до Маманта, наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. Мамант был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества  и Метафрастовому Мученичеству , Мамант было тогда 15 лет. В старославянском переводе анонимного Мученичества указан другой возраст - 11 лет , в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии Маманту было 12 лет . В энциклике говорится, что Мамант в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет . Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить Маманта. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. Мамант обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного Маманта мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить Маманта камнями (в др. версии - бить камнями по устам  ). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие розы  . Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там.

http://drevo-info.ru/articles/6945.html

Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с 6 лет участвовали в совершении жертвоприношений, М. стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в нек-рых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до М., наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. М. был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества (напр., РНБ. Греч. 213. Fol. 12a) и Метафрастовому Мученичеству ( Θεφιλος (Ιωννου). 1884. Σ. 341), М. было тогда 15 лет. В старослав. переводе анонимного Мученичества указан др. возраст - 11 лет (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 133), в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии М. было 12 лет ( Berger. 2002. P. 298). В энциклике говорится, что М. в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет ( Delehaye. 1940. P. 129, 135). Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить М. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. М. обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного М. мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить М. камнями (в др. версии - бить камнями по устам - Berger. 2002. P. 290). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие розы ( Θεφιλος (Ιωννου). 1884. Σ. 344). Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ И ПАВЕЛ [греч. Ιουλιαν κα Παλος] († ок. 273), мученики (пам. 4 марта, 17 авг.), пострадали в правление рим. имп. Аврелиана (270-275). Источники Сохранилось 2 Мученичества И. и П., одно было издано В. В. Латышевым (по рукописям Х в. Paris. gr. Suppl. 241 и Vat. gr. 1671), другое опубликовано Ф. Алькеном (по рукописи Patm. 736, XIV в.), а также сокращенное и краткое Жития в составе Императорского Минология (1034-1041 гг.) и Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. Х в.). В 1-м Мученичестве (BHG, N 964) местом страдания И. и П. ошибочно названа Птолемаида в Исаврии (город с таким названием в этой области не существовал), во 2-м (BHG, N 964b) - Птолемаиада в Финикии. Болландист И. Пиний считал Мученичества И. и П. исторически недостоверными, ссылаясь на то, что Аврелиан издал эдикт о преследовании христиан в конце правления и не успел привести его в исполнение (ActaSS. Aug. T. 3. P. 447-448). Однако Латышев рассматривал описанное в Мученичествах событие как «частный случай преследования лиц, демонстративно заявивших себя христианами перед лицом самого императора», к-рый «мог произойти и раньше издания общего эдикта и даже мог послужить поводом к обнародованию его» ( Латышев. 1913. С. XXIII). Соглашаясь с тем, что издаваемое им Мученичество «никак нельзя признать первоначальной записью актов следствия», Латышев допускал, что оно «представляется позднейшей литературной обработкой первоначального сказания, хотя и с заметным стремлением сохранить стиль оригинальной записи» (Там же. С. XXII) в т. ч. использованием в диалогах глагола επεν (т. е. «сказал»). Алькен отнес эти агиографические сочинения к жанру эпических Мученичеств, не содержащих исторически достоверных фактов. Житие И. и ее брат П. жили в Птолемаиде. Имп. Аврелиан во время торжественного въезда в этот город увидел в толпе перекрестившегося П., велел схватить его, повесить на дереве и бить палками. По молитве святого Господь Иисус Христос облегчил его страдания, так что он не чувствовал боли.

http://pravenc.ru/text/1237865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИЕН Публий Лициний Эгнатий [лат. Publius Licinius Egnatius Gallienus] (218-268), рим. имп. с 260 г. Происходил из древней знатной семьи, был сыном имп. Валериана , в 253 г. стал его соправителем ( Oros. Hist. adv. pag. VII 22. 1). В 254 г. был направлен на охрану дунайской и рейнской границ, где успешно выступил против правителя Паннонии Ингенуя, потом узурпатора Региллиана ( Eutrop. Breviar. 9. 8. 1; Oros. Hist. adv. pag. VII 10), затем удачно воевал с германцами, алеманнами, защищая Галлию, за что получил почетное прозвище Германский (Germanicus) (CIL. 11. 2914) и назван восстановителем Галлии (restituror Galliarum). В 260 г. осложнилось положение дел на Востоке, имп. Валериан, воюя с персами, был разбит и пленен царем Шапуром, усилилось давление варварских племен на границах империи, углубился социально-политический кризис в империи ( Eutrop. Breviar. 9. 8. 1). В Сицилии началась «рабская война, везде бродили шайки разбойников», бедствия усугублялись землетрясениями и распространившимся мором (Scr. hist. Aug. Gallien. 4. 9; 5. 1). Ослабление центральной власти усилило сепаратизм провинций, возглавляемых наместниками и полководцами, и отпадение их от империи, повсюду объявлялись лжеимператоры. Во власти Г. фактически оставалась только Италия ( Eutrop. Breviar. 9. 9-11). Стараясь предотвратить катастрофу, он провел в 263 г. военную реформу: из германцев, иллирийцев и мавров была создана сильная кавалерия, способная противостоять варварам, преторианскую гвардию преобразовали в корпус имп. телохранителей. Из него выходили высшие кадры военных и чиновников. В отношении народа Г. проводил традиц. политику, устраивая раздачи и зрелища, с удивительным размахом отпраздновал 10-летие своего правления (Scr. hist. Aug. Gallien. 16. 5; 7. 4; 8. 1-7). Этими мерами создавалась социальная опора императора в противовес сенаторской знати, к-рая была отстранена от высоких постов и ненавидела Г. В обстановке всеобщих трудностей и недовольства возник заговор полководцев во главе с Авреолом, Клавдием и Аврелианом. Они вызвали Г. из Рима, и он был убит близ Медиолана.

http://pravenc.ru/text/161568.html

«Послание Еноха» (1 Енох 91-105) содержит, вероятно, одно из самых первых сочинений в жанре апокалипсиса - «Апокалипсис седмин» (недель) (1 Енох 93. 3-10; 91. 11-17), появившийся до победы Маккавеев (см.: 1 Енох 91. 12). «Книга притчей Еноха», сохранившаяся только в эфиоп. версии, традиционно считается самой поздней в составе Е. п. к. Те ученые, к-рые вместе с Миликом причисляли эту книгу к христ. произведениям, полагали, что в ней отразились кампания имп. Аврелиана против Зенобии, к-рая имела место в 270-273 гг. по Р. Х. (1 Енох 56. 5-7), и гонения на христиан при имп. Деции (249-251) или имп. Валериане (257-260) (1 Енох 47. 1-4; 62. 11). Однако книга не содержит наиболее характерных для христиан тем, таких как учения о Боговоплощении и об Искупительной Жертве (в отличие, напр., от «Завещаний 12 патриархов»). По мнению Дени, указанные места могут отражать вторжение парфян в 51-50 или в 40-38 гг. до Р. Х. или кампанию имп. Траяна против них (115-117 гг. по Р. Х.). Возможно, что 1 Енох 67. 4, где говорится о служащих царям целебных водах, является указанием на источники в Каллирое, о которых повествует Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Antiq. XVII 6. 5. 171-173; в частности, там лечился Ирод Великий). Раздел 108, озаглавленный как «Иная книга, которую Енох написал для своего сына Мефусела», является поздним дополнением к Е. п. к., т. к. следов этого текста нет ни в кумран. рукописях, ни в греч. папирусах. Содержание В Е. п. к. рассказывается о различных событиях мировой истории и приходе Мессии, довольно подробно представлены ангелология, описание тайн небесного мира и мессианского царства. 1-я ч. Е. п. к. («Книга стражей») повествует об эсхатологической гибели земного мира, о грядущем Суде и воздаянии праведным и нечестивцам (1 Енох 1-5). Затем следует рассказ о «великом грехе» - самовольном сошествии на землю небесных ангелов-стражей и их браках с «дочерьми человеческими», в результате чего родились исполины (ср.: Быт 6. 1-4). Стражи и их потомки открыли людям запретные знания о колдовстве, магии, производстве оружия, косметики, драгоценных камней и украшений, а также об астрономических исчислениях. Как следствие, на земле стала проливаться кровь, а люди начали грешить (1 Енох 6-11). Енох попытался заступиться за стражей и их потомков, однако это не имело результата: вход на небеса для них оказался закрытым, а сами стражи стали злыми духами, обитающими на земле и под землей до дня Великого Суда (1 Енох 12-16). Далее описывается путешествие Еноха по земле, во время к-рого ему, в частности, были показаны огненная река и горы из драгоценных камней; место, где оканчиваются небо и земля и где будут находиться под стражей духи ангелов, соединившихся с женами; древо жизни ; Престол Божий, на к-рый Он воссядет, когда посетит землю. После этого рассказывается о сошествии Еноха в шеол (подземное царство) и вознесении на небеса (1 Енох 17-36).

http://pravenc.ru/text/189987.html

Александр Север. Его противником стал шах Ардашир I, основатель новой персид. династии Сасанидов. Римлянам вновь удалось углубиться на территории Месопотамии, но удержать завоевания они не смогли и вскоре заключили мир. Конец династии Северов ознаменовал вступление империи в полосу небывалого по масштабам кризиса. Социально-политический кризис империи и эпоха домината III-V вв. Базилика Северов в Лептис Магне. 210-216 В III-IV вв. гос. идеология начала претерпевать существенные перемены. Одним из этапов этой трансформации стал кризис III в., вызванный непомерным ростом влияния армии на политическую жизнь и отсутствием легитимных династических претендентов на престол. Между 235 и 284 гг. императоры, провозглашавшиеся армией и полностью зависимые от нее, получили в историографии определение «солдатских» императоров. Большинство из них вынуждены были заниматься бесконечной борьбой за власть друг с другом, надеясь с помощью побед над конкурентами и внешними врагами укрепить свой авторитет. Однако чаще всего их правление было коротким: они погибали в борьбе. После неск. неудачных попыток императоров Деция (249-251), Валериана (253-260), Клавдия II (268-270), Аврелиана (270-275) стабилизировать положение, окончательно объединить империю и восстановить дееспособную систему управления удалось имп. Диоклетиану (284-305). В то же время в ходе многочисленных гражданских войн постепенно выявилось новое положение власти. Имп. власть, отказавшаяся выражать интересы только рим. общины, стремилась стать выразительницей интересов всей средиземноморской ойкумены. Поддержка армии, на которую пытались опираться «солдатские» императоры, была достаточна для захвата власти, но совершенно не обеспечивала ее удержания и тем более проведения к.-л. долговременных программ гос. строительства. В связи с этим императоры начали поиск иных методов укрепления власти. Пытаясь сплотить общество вокруг гос. идеи, имп. Деций впервые провел церемонию гос. присяги на верность всех жителей империи. В кон. III в. эволюция гос. власти привела к формированию политической системы домината - абсолютной монархической власти, опиравшейся на армию и идеологию культа императора. Ее создателем стал имп. Диоклетиан, при котором достиг наивысшего развития культ гения императора. Император представлял себя подданным как воплощение Юпитера (Iovius), его соправитель принимал на себя церемониальный образ Геркулеса (Herculius). В имперской идеологии возрастало влияние вост. политических и религ. традиций, усложнялся придворный церемониал. Императоры демонстрировали приверженность некоторым вост. религиям, на рубеже III и IV вв. наибольшим влиянием при дворе пользовался митраизм. С кон. III в. основной политический центр империи окончательно сместился на Восток, резиденцией Диоклетиана стала Никомидия.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАЛЛИЕН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст императора Галлиена Публий Лициний Эгнатий Галлиен (лат. Publius Licinius Egnatius Gallienus; 218 - 268 ), римский император с 260 года Происходил из древней знатной семьи, был сыном имп. Валериана , в 253 году стал его соправителем . В 254 году был направлен на охрану дунайской и рейнской границ, где успешно выступил против правителя Паннонии Ингенуя, потом узурпатора Региллиана , затем удачно воевал с германцами, алеманнами, защищая Галлию, за что получил почетное прозвище Германский (Germanicus)  и назван восстановителем Галлии (restituror Galliarum). В 260 году осложнилось положение дел на Востоке, имп. Валериан, воюя с персами, был разбит и пленен царем Шапуром, усилилось давление варварских племен на границах империи, углубился социально-политический кризис в империи . В Сицилии началась " рабская война, везде бродили шайки разбойников " , бедствия усугублялись землетрясениями и распространившимся мором . Ослабление центральной власти усилило сепаратизм провинций, возглавляемых наместниками и полководцами, и отпадение их от империи, повсюду объявлялись лжеимператоры. Во власти Галлиена фактически оставалась только Италия . Стараясь предотвратить катастрофу, он провел в 263 году военную реформу: из германцев, иллирийцев и мавров была создана сильная кавалерия, способная противостоять варварам, преторианскую гвардию преобразовали в корпус имп. телохранителей. Из него выходили высшие кадры военных и чиновников. В отношении народа Галлиен проводил традиционную политику, устраивая раздачи и зрелища, с удивительным размахом отпраздновал 10-летие своего правления . Этими мерами создавалась социальная опора императора в противовес сенаторской знати, которая была отстранена от высоких постов и ненавидела Галлиена. В обстановке всеобщих трудностей и недовольства возник заговор полководцев во главе с Авреолом, Клавдием и Аврелианом. Они вызвали Галлиена из Рима, и в 268 году он был убит близ Медиолана .

http://drevo-info.ru/articles/13680054.h...

В I в. до Р. Х. А. стала ареной гражданских войн в поздней Римской республике. В 47 г. до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей, бежавший от Цезаря ; последний вернул власть егип. царице Клеопатре VII, одержав победу в Александрийской гавани (именно тогда устроенный Цезарем пожар флота перекинулся на городские кварталы, погубив знаменитую б-ку). В 31 г. до Р. Х. потерпевшие поражение от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и 4 авг. 30 г. до Р. Х. в А. вошли рим. войска. Египет был объявлен рим. провинцией, что считается завершением эллинистической эпохи. В рим. время А., уступавшая по значению только самому Риму, играла важную роль как морские ворота Египта - хлебной житницы Римской империи. Императоры заботились о процветании города, где тем не менее всегда господствовал оппозиционный дух. Посетивший город имп. Каракалла (211-217), раздраженный намеками жителей на убийство им собственного брата, устроил в А. массовые казни и ввел легионы. С III в. начинается постепенный упадок А. После смерти имп. Деция (251) александрийцы выдвинули своего кандидата на рим. престол - Эмилиана. В 270 г. имп. Аврелиан за поддержку жителями А. пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены. В IV в. А., бывшая крупнейшим городом Вост. Римской империи - Византии, стала ареной борьбы между православными и арианами . Позднее в результате соперничества А. с быстро растущей новой столицей - К-полем - в ней еще более возросли антиимперские настроения, что способствовало поддержке ереси монофизитства со стороны значительной части населения А. В 641 г. после 14-месячной осады А. захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII в. стала сворачиваться внешняя торговля города (кроме связей с Индией, поддерживавшихся венецианскими купцами); после основания Каира (969) А. окончательно утратила ведущую роль в Вост. Средиземноморье. В 1517 г. город был взят турками. К кон. XVIII в. он насчитывал ок. 6 тыс. чел. В 1798 г. А. была завоевана французами. Лишь в нач. XIX в. при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. В 1882 г. в А. вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на к-рое англ. войска подвергли город бомбардировке и захватили его. А. превратилась в брит. колониальный порт. В 1946 г. англ. войска были выведены из ставшего независимым Египта. Топография и археология

http://pravenc.ru/text/64468.html

Псалмодическая формула 1-го модуса (Liber usualis missae et officii. R., 1923. P. 107) Псалмодическая формула 1-го модуса (Liber usualis missae et officii. R., 1923. P. 107) Существует 3 группы лат. И. ф. Наиболее ранней из них считаются мелодии на тексты, состоящие из слогов, не несущих смысловой нагрузки (noenoeane, noeais и др.). Как сообщает Аврелиан из Реома, 4 из них - ananno, noeane, nonannoeane и noeane - были введены в период правления имп. Карла Великого (см.: Aureliani Reomensis Musica disciplina/Ed. L. Gushee. [R.,] 1975. P. 82. (CSM; 21)). В раннесредневек. источниках обнаружено 64 слоговые комбинации этого типа ( Bailey. 1974. P. 18-19). Их тексты восходят к визант. прототипам - ихимам. Аврелиан цитирует беседу с греч. певчим, сообщившим, что слоги ихим не могут быть переведены на латынь, однако способны выразить ликование (nihil interpretari, sed esse apud eos laetantis adverbia - Aureliani Reomensis Musica disciplina. P. 84). Регинон подчеркивает, что эти И. ф. выполняют особую роль, позволяя «слуху и разуму распознать достойное восхищения разнообразие модусов» (per eorum diversos et dissimiles sonos tonorum admiranda varietas aure simul et mente posset comprehendi - Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 247). Второй, хронологически более поздней группой И. ф. принято считать мелодии на латинские тексты библейского происхождения, прямо или косвенно указывающие на номер модуса. Так, напр., текст для 1-го модуса «Primum querite Regnum Dei» (Ищите прежде Царства Божия; ср.: Мф 6. 33) включает слово, однокоренное со словом primus (первый). В тексте 7-го модуса упоминается число «семь»: «Septem sunt spiritus ante thronum Dei» (Семь суть духов перед престолом Божиим; ср.: Откр 4. 5) и т. д. Третья группа И. ф.- мелодические формулы без текста, предварявшие григорианские песнопения. Они могли также использоваться как мелизматические вставки в распевы праздничной литургии и выполняли ту же роль, что и мелодические невмы или т. н. мелоформные тропы . И. ф. без текста встречаются в более поздних источниках, чем лат. ихимы и формулы с лат. текстом. В нек-рых тонариях все 3 вида формул приводятся параллельно (см. прим. 1). После XII в. И. ф. исчезают из обихода.

http://pravenc.ru/text/468853.html

д. Ради сохранения священства ангел повелел И. отослать пресв. Захарию с 2 диаконами в др. города, чтобы они позаботились о христ. Церкви после гибели мучеников. Произнеся благодарственную молитву, И. начал готовить паству к подвигу мученичества. Ворвавшись в город, воины стали убивать всех христиан: «Люди всякого пола, положения и состояния принимали высочайший и вечный венец мученичества. По площадям стремились потоки драгоценной крови». Епископа схватили и привели к императору, к-рый приказал бросить его в темницу. Описание мучений и гибели И. в т. н. тексте из Фарфы отсутствует: «Ибо долго будет излагать, сколько мук перенес он ради Христа, а в его Мученичестве об этом говорится подробно» (attamen passio ipsius plenius declarat). Сообщается, что ночью пресв. Захария похоронил тело И. в «сокровеннейшем склепе» (in crypta abditissima), над к-рым был воздвигнут алтарь. Позднее И. в сопровождении множества мучеников явился св. Поликарпу, сообщил о новом гонении и попросил направить в Галлию пресвитеров Андохия и Бенигна и диак. Фирса. После подробного рассказа о прощании Поликарпа с учениками повествуется о том, как проповедники прибыли в Лугдун, где встретились с пресв. Захарией, и затем направились в Августодун (ныне Отён). Дальнейшее повествование состоит из рассказов о подвигах мучеников - Симфориана в Августодуне, Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа в Лингонах, Андохия, Фирса и Феликса в сел. Седелок (ныне Сольё), Бенигна в Дивионе при имп. Аврелиане, который, по мнению агиографа, наследовал Северу и продолжил гонения на христиан. При решении вопроса об исторической достоверности сведений из галльских Мученичеств V-VI вв. в научной лит-ре сформулированы 3 т. зр., к-рые варьируются между признанием полной историчности предания о мученичестве И. и опровержением предания как вымысла агиографов. В XVI-XIX вв. мн. католич. авторы (кард. Цезарь Бароний , Ф. А. Жервез и др.) считали достоверными сведения о гибели И. во время гонения на христиан при имп. Септимии Севере и предлагали разные датировки кончины святого.

http://pravenc.ru/text/673989.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010