Имп. Констанций Хлор. Бюст. IV в. (Музей Ватикана, Рим) [лат. Marcus Flavius Valerius Constantius Herculius Augustus] (31.03 ок. 250, Дардания - 25.07.306, Эборак, ныне Йорк, Великобритания), рим. император (цезарь с 1 марта 293; август с 1 мая 305), основатель династии Флавиев (Константинов). Его титул Chlorus (букв.- зеленый) известен в источниках лишь с VI в. Муж св. равноап. Елены и отец имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337). Согласно сб. Scriptores Historiae Augustae и имп. панегирикам в честь имп. Константина, К. был сыном Евтропия, некоего знатного гражданина из Сев. Дардании (пров. Мёзия), и Клавдии, племянницы имп. Клавдия II Готского (XII Panegyrici latini. VII (6). 2. 2; VIII (4). 2. 5; Scr. hist. Aug. Prob. 22). Вероятно, Евтропий также был братом Евтропии, жены имп. Максимиана Геркулия. Генеалогия К. большинством совр. исследователей считается недостоверной и сфабрикованной при сыне К. имп. св. равноап. Константине I для обоснования прав Константина на Римский престол, хотя убедительных доказательств подложности сведений об этих родственных связях также нет. К. сделал военную карьеру; находился в составе личной охраны имп. Аврелиана (270-275), участвовал с ним в походах против царства Пальмиры , позднее получил чин трибуна, а при имп. Каре (282-283) стал наместником (президом) пров. Далмация. После захвата власти на Востоке империи имп. Диоклетианом К. поддержал его, перейдя на сторону императора незадолго до сражения на р. Марге (май 285). К 288 г. К. занимал пост префекта претория при дворе имп. Максимиана Геркулия, соправителя Диоклетиана, управлявшего Западом империи. В 289 г. из политических соображений К. развелся со своей 1-й женой св. равноап. Еленой и женился на Флавии Максимиане Феодоре, дочери Максимиана Геркулия. В этом браке родились 6 детей: Флавий Далмаций, Юлий Констанций (оба соправители имп. Константина с кон. 20-х гг. IV в.; убиты в К-поле в 337 в ходе борьбы за власть после смерти Константина), Ганнибалиан Старший (ум. до 337), св. Констанция (впосл. супруга имп. Лициния в 313-324), Анастасия (впосл. супруга сенатора Бассиана) и Евтропия (ум. в 350; впосл. супруга Вирия Непоциана, консула 336 г.).

http://pravenc.ru/text/2057134.html

Е. к началу рим. правления находилась в нек-ром упадке. Ирригационная система не поддерживалась должным образом. Уже при имп. Августе ситуация была в значительной мере улучшена. При имп. Веспасиане (или уже при Нероне) был учрежден департамент имп. имений Е. (οσιακς λγος). Превратив Е. в провинцию, Октавиан постановил, что треть выращенного и собранного в Е. зерна ежегодно должна вывозиться в Рим. Чтобы обеспечить это, Август конфисковал большую часть храмовых земель вместе с их доходами, либо сделав их собственностью императора, либо продав. При Августе ежегодные поставки зерна в Рим составляли ок. 20 млн модиев. От времени правления имп. Нерона (сер. I в.) есть сведения о том, что ежегодных поставок егип. зерна хватало для обеспечения потребностей Рима на 4 месяца. Объем поставок зерна изменялся в зависимости от разлива Нила, а также вслед. социальных волнений, зачастую приводивших к разорению обширных земель. В 100 г. в Е. был голод и имп. Траян распорядился вернуть в Е. корабли, привезшие в Рим егип. зерно. Однако даже в неурожайные годы натуральные налоги не снижались, и Е. отправлял в Рим положенное количество зерна. В кон. II в. были введены хлебный налог для нужд армии (annona militaris), временные налоги для содержания и финансирования перемещений армии внутри Е., налоги для обеспечения поездок чиновников (ναβολικν). При необходимости власти назначали фиксированные цены, по к-рым они обязывали крестьян продавать зерно и к-рые были ниже рыночных. В I - нач. II в. неоднократно повышались экстраординарные налоги. При имп. Адриане Е. постиг ряд неурожаев; в 60-70-х гг. II в. разразилась эпидемия чумы. Все эти факторы к кон. II в. привели к упадку хозяйственной жизни в стране и заставили рим. правительство при имп. Коммоде (180-192) искать новые источники импорта зерна в столицу. В III в. упадок ирригационных систем и производства зерна в Е. не был преодолен, однако общее ослабление налогового бремени позволило стабилизировать ситуацию. Е. сравнительно спокойно пережил кризис сер. III в. с помощью своей изолированной от проч. областей империи монетной системы и мер по недопущению чрезмерной инфляции. Кроме того, после дарования рим. гражданства жителям Е. по эдикту имп. Каракаллы 212 г. население оказалось избавлено от подушного и нек-рых др. видов налогов. При имп. Аврелиане вновь были осуществлены масштабные работы по восстановлению ирригационных и транспортных систем, а также увеличены натуральные налоги, поскольку в Риме в это время была увеличена норма хлебных раздач населению.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В 266 или 267 г. Оденат и его старший сын Герод были убиты. Двоюродный брат Одената, возглавивший заговор против него, также вскоре был убит, и власть в Пальмире формально перешла к малолетнему младшему сыну Одената Вабаллату. Его мать З. возглавила регентский совет и стала фактической правительницей Пальмиры, продолжив политику Одената. В 270 г., после прихода к власти в Риме имп. Аврелиана, З. заключила с ним договор (в Антиохии в это время чеканились монеты с изображениями Аврелиана и Вабаллата), к-рый в 271 г. был разорван. Это привело к началу военно-политического противостояния Рима и Пальмиры. Вабаллат и З. были провозглашены августами (вероятно, в Антиохии), приняли офиц. титулы - император Цезарь Луций Юлий Аврелий Септимий Вабаллат Афинодор Август и Септимия Зенобия Августа. В этот период войска З. попытались поставить под контроль Египет, однако организованный Пальмирой поход закончился поражением от войск префекта Египта Проба. Вскоре Проб в результате заговора был убит, Египет формально признал власть Пальмиры, а З. была провозглашена царицей Египта. Тем не менее скорее всего З. не успела утвердить там свою власть. Весной 272 г. имп. Аврелиан начал наступление на владения З.: в короткое время он переправил свою армию через Боспор и вытеснил пальмирцев из М. Азии. Продвигаясь дальше на Восток, римляне прорвались в Сирию, разгромили пальмирцев в сражениях под Антиохией и Эмесой и летом 272 г. подошли к Пальмире. Имп. Аврелиан предложил З. почетную капитуляцию, однако получил отказ. После кратковременной осады Пальмира была взята штурмом и разграблена. З. была захвачена римлянами в плен при неудачной попытке бежать с караваном верблюдов в Персию. Несмотря на требования солдат казнить З., имп. Аврелиан сохранил жизнь ей и Вабаллату. Среди казненных римлянами придворных З. был ее учитель Лонгин. Пострадавшая от разграбления Пальмира лишилась самостоятельности. Город и все его владения были присоединены к рим. пров. Сирия. В 273 г. в городе поднялось антирим. восстание; пальмирцы провозгласили царем Ахилла, родственника Одената и З. Однако вскоре римляне организовали новый карательный поход, в результате к-рого большинство населения Пальмиры было продано в рабство, город был вновь разграблен и уже более не смог возродиться.

http://pravenc.ru/text/199731.html

культа. Отождествляя себя с Солнцем, императоры III в. могли оправдать принятый ими титул «господин и бог» (dominus et deus). Императоры Элагабал (218-222) и Аврелиан (270-275) даже пытались сделать солнечный культ главным гос. культом. Обоснование абсолютной имп. власти давалось офиц. признанием близости императора к Солнцу как его посланца, избранника и соправителя. Отныне императоры изображались в лучистых коронах, с Солнцем, протягивающим им земной шар. Введение Аврелианом культа Непобедимого Солнца (Sol Invictus) было задумано с целью объединения новых форм имп. культа с идеями, к-рые связывались с Солнцем не только в народной среде, но и в философских системах. Еще во II в. имп. культ был дополнен культом Рима; имп. Адриан приказал возвести в столице империи храм в честь Dea Roma. Культ «Вечного Рима» (Roma Aeterna), дополненный идеей «золотого века» (Saeculum aureum), вызвал к жизни и разнообразные культы времени: века или вечности (Эон, или Aeternitas), года, сезонов. Так создавался образ монарха, к-рый благодаря полученной от Солнца харизме , а также своим добродетелям, победам и справедливости обеспечивал «вечность» Рима и наступление «золотого века». Со времен Северов идеологический пресс, выражавшийся в имперской пропаганде, нарастал, что проявилось, напр., в ужесточении наказаний, предусмотренных для «боговдохновенных пророков», призывавших к мятежу и оскорблявших императора. Однако в условиях чрезвычайного разнообразия религ. и религиозно-философских течений имп. правительству было крайне трудно решить, какой из этих культов следует считать опасным и заслуживающим наказания. Имп. культ не мог стать догмой, т. к. он не исключал почитания др. богов. Поскольку не было догмы, не было и понятия ересь . Противоречие между набиравшим силу абсолютистским характером имп. власти и невозможностью обосновать ее религ. догмой оставалось неразрешимым. Религ. течения III в. отражали глубину социально-политического и идеологического кризиса, потрясшего основы империи. Во II-III вв.

http://pravenc.ru/text/180425.html

отправилась проповедовать Христа; переходя из города в город, она многих обратила к истинной вере. Достигнув Рима, где в это время по приказу имп. Аврелиана (270-275) начались гонения, И. бесстрашно посещала заключенных в тюрьмы христиан, ободряла их во время пыток, погребала тела мучеников. Согласно «народному» Житию, ее сопровождала родственница по имени Севастиана, отличавшаяся необыкновенной красотой. Слух о ней дошел до императора, к-рый велел привести к нему прекрасную деву. От Севастианы Аврелиан узнал об И. и захотел увидеть проповедницу. Посланных за ней воинов возглавлял сын императора Филодор. По дороге лошадь понесла, царевич упал и получил серьезные травмы. Севастиана убедила императора, что по молитве И. Филодор поправится. Тот послал к И. слуг с дарами и с просьбой прийти помолиться о здоровье его сына. И. написала в ответ, что Филодор исцелится, если император уверует во Христа. Аврелиан приложил письмо И. к ушибам сына, и Филодор тотчас же выздоровел. И. продолжила проповедь в Греции. Она побывала в Афинах, Беотии и Фессалии. Придя в Македонию, она встретила близ г. Эдесса иером. Евсевия, которому поведала о своей жизни и о желании стать монахиней. В «народном» Житии Евсевий назван игуменом Кукуменского или Кукумского (Κουκουμνων, Κουκομων) мон-ря; в то время он проходил через Эдессу, направляясь к св. местам. В синаксарном Житии Веррия названа городом, находящимся к западу от Эдессы, что соответствует местоположению одноименных сир. городов Берои (ныне Халеб) и Эдессы (ныне Шанлыурфа). Приняв от Евсевия постриг, И. отправилась в Веррию. Там своей проповедью она многих обратила ко Христу. По молитве И. воскрес юноша, ужаленный змеем, жившим недалеко от города. Укротив змея крестным знамением, И. надела на него поводок, привела в город и заставила заползти в костер, где он сгорел. Когда умер Аврелиан, новый имп. Проб (276-282) начал преследовать христиан. Правитель Фессалоники Кинтилиан (Кентиан или Киндиан), отличавшийся жестокостью, узнал об И. и направился в Веррию, чтобы предать ее суду.

http://pravenc.ru/text/293778.html

В сер. III в., в период кризиса Римской империи, Е., как правило, не вмешивался в борьбу многочисленных солдатских императоров, претендовавших на престол. В то же время центральная рим. власть была ослаблена настолько, что не всегда могла контролировать сбор налогов в Е. и доставлять их в Рим. В 60-х гг. III в., после пленения персами имп. Валериана, Е. оказался практически в независимом положении, так же как и большинство др. рим. провинций. В 260 г. Е. признал власть Макриана и Квиета, провозглашенных императорами в Сирии, однако уже вскоре провинция перешла к поддержке правившего Римом имп. Галлиена (260-268). Ок. 261 г. префект Е. Эмилиан был принужден александрийской толпой принять титул императора. Он отразил нападения нубийских племен блеммиев на Верхний Е. и приготовился к походу против Аксума. Однако имп. Галлиен назначил новым префектом Е. Феодота и отправил его с войском для восстановления контроля над провинцией. Александрия была осаждена Феодотом, после продолжительных боев он победил, а Эмилиан был схвачен и отправлен в Рим. Александрия была сильно разрушена, и вскоре по городу прокатилась волна эпидемий. Киоск Траяна. I -II вв., о. Филе Киоск Траяна. I -II вв., о. Филе В 270 г. царица Пальмиры Зеновия, контролировавшая почти весь рим. Восток, направила в Е. армию во главе с Забдой и Тимагеном для подчинения этой провинции. Рим. войска в Е. во главе с префектом Пробом нек-рое время успешно сопротивлялись пальмирцам, но в конце концов потерпели поражение, и Проб покончил с собой. Правивший Римом имп. Аврелиан (270-275) поначалу признал власть Зенобии и ее сына Вабаллата на Востоке; в Е. чеканились монеты с изображениями Аврелиана с одной и Вабаллата с др. стороны. Однако вскоре Вабаллат и Зеновия объявили о своей независимости от Рима. Началась война, и уже в авг. 271 г. римляне вошли в Александрию; префектом Е. стал Проб, подчинявшийся Аврелиану. В 272 г. Зеновия и Вабаллат были лишены власти. Однако после возвращения войск Аврелиана в Европу в Пальмире и Александрии вспыхнул мятеж. Во главе восстания встал богатый александрийский купец Фирм, имевший тесные торговые связи с Пальмирой и с блеммиями. Аврелиан был вынужден вернуться на Восток, подавил движение в Пальмире, вступил в Е., разгромил Фирма и осадил мятежников в александрийском квартале Брухейон. Движение было подавлено после полного разрушения квартала. В то же время блеммии, поддержавшие Фирма, дошли с юга до Птолемаиды и Коптоса. После отъезда Аврелиана в Рим префект Проб оттеснил их за границу Верхнего Е. В 276 г. Проб был провозглашен императором и признан в Риме.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН ГЕРКУЛИЙ Рим. имп. Максимиан Геркулий. Бюст. 293–296 гг. (Музей Сен-Реймон в Тулузе) Рим. имп. Максимиан Геркулий. Бюст. 293–296 гг. (Музей Сен-Реймон в Тулузе) [Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий; лат. Marcus Aurelius Valerius Maximianus Herculius; греч. Μαξιμιανς Ηρακλς] (ок. 250, близ Сирмия, Паннония, ныне Сремска-Митровица, Сербия - июль 310, Массилия, Галлия, ныне Марсель, Франция), рим. император (июль 285 - 1 мая 305, февр. 307 - нояб. 308, нач. лета 310). Род. в семье иллирийских лавочников. По свидетельству историка Аврелия Виктора (IV в.), М. не получил к.-л. образования ( Aur. Vict. De Caes. 39.17). Начав военную карьеру, выдвинулся при имп. Аврелиане (270-275), участвовал в большинстве походов того времени. Не позднее сер. 70-х гг. III в. М. женился на сириянке Евтропии. В браке родились сын Максенций (ок. 278 или 283; император в 306-312) и дочь Флавия Максима Фавста (ок. 289; жена имп. равноап. Константина в 307-326; о датах см.: Barnes. 1982. P. 34). Близкой родственницей М. была Флавия Максимиана Феодора (род. не позже 275), жена имп. Констанция I Хлора и мачеха имп. Константина. Позднеантичные источники говорят, что она приходилась М. дочерью ( Anon. Vales. Chron. Const. 2; Philost. Hist. eccl. II 16; Theoph. Chron. P. 7) или падчерицей ( Eutrop. Breviar. IX 22. 1; Aur. Vict. De Caes. 39.25; Idem. Epitom. 40. 12). Какая информация более верна, остается неясным. Возможно, М. принимал участие в провозглашении Диоклетиана императором в нояб. 284 г. в Никомидии (ныне Измит, Турция). Об отношениях М. с Диоклетианом до восшествия последнего на престол определенных сведений нет, вероятно они были дружны. В июле 285 г. в Медиолане (ныне Милан, Италия) Диоклетиан провозгласил М. своим соправителем, даровав ему титул цезаря. М. взял 2-е имя Валерий по номену Диоклетиана. Ряд исследователей высказывали мнение, что М. был усыновлен Диоклетианом, но достаточных подтверждений этому нет ( Odahl. 2004. P. 42-43; Southern. 2001. P. 136, 331; Уильямс. 2014. С. 54-57). Причины появления М. в качестве соправителя Диоклетиана античными источниками не объяснены. Вероятно, Диоклетиан пытался учесть опыт предыдущих императоров, к-рые, даже добившись политических и военных успехов, были убиты своими приближенными офицерами. Не имея сыновей, Диоклетиан стремился упрочить свое положение во власти, разделив ее с человеком, к-рому всецело доверял. Ок. 287 г. Диоклетиан принял титул Иовий (лат. Iovius), один из эпитетов Юпитера, а М. стал именоваться Геркулием, т. е. Геркулесом (лат. Herculius). Т. о., Диоклетиан претендовал на статус наместника Юпитера и проводника божественной воли на земле, а М. отводил роль сына верховного божества ( Liebeschuetz. 1979. P. 235-252; Odahl. 2004. P. 43-44; Barnes. 1981. P. 11-12; Уильямс. 2014. С. 57, 75-77). Для управления М. был отведен Запад Римской империи, где были особенно сильны движения мятежников.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с 6 лет участвовали в совершении жертвоприношений, М. стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в нек-рых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до М., наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. М. был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества (напр., РНБ. Греч. 213. Fol. 12a) и Метафрастовому Мученичеству ( Θεφιλος (Ιωννου). 1884. Σ. 341), М. было тогда 15 лет. В старослав. переводе анонимного Мученичества указан др. возраст - 11 лет (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 133), в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии М. было 12 лет ( Berger. 2002. P. 298). В энциклике говорится, что М. в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет ( Delehaye. 1940. P. 129, 135). Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить М. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. М. обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного М. мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить М. камнями (в др. версии - бить камнями по устам - Berger. 2002. P. 290). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие розы ( Θεφιλος (Ιωννου). 1884. Σ. 344). Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с шести лет участвовали в совершении жертвоприношений, Мамант стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в некоторых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до Маманта, наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. Мамант был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества  и Метафрастовому Мученичеству , Мамант было тогда 15 лет. В старославянском переводе анонимного Мученичества указан другой возраст - 11 лет , в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии Маманту было 12 лет . В энциклике говорится, что Мамант в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет . Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить Маманта. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. Мамант обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного Маманта мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить Маманта камнями (в др. версии - бить камнями по устам  ). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие розы  . Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там.

http://drevo-info.ru/articles/6945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Аврелиан. Гравюра. (Goltzius H. Vivae imperatorium. 1557) [Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиан; лат. Claudius Lucius Valerius Domitius Aurelianus] (9.09.214 - осень 275), рим. имп. (с 270). Родом из незнатной семьи, он стал одним из т. н. многочисленных «солдатских императоров» эпохи кризиса Римской империи , достигших власти благодаря поддержке легионеров. В правление своего предшественника Клавдия II в качестве полководца одержал победы над вандалами , готами и др. племенами Европы, что позволило восстановить дунайские границы империи. Для защиты от нападений приказал возвести вокруг Рима новую стену, сохранившуюся по сей день («стена А.», протяженность 18,8 км). Боролся за восстановление единства Римской империи против узурпаторов в Галлии и против Пальмирского царства на востоке. В ходе покорения вост. провинций А. подверг разграблению крупные города Эмесу и Пальмиру . В результате длительных войн А. впервые за неск. десятилетий междоусобной борьбы сумел распространить единую власть на всей территории империи, за что был увенчан титулом «Восстановитель мира» (Restitutor orbis). Сделал попытку реанимации языческой религии; ввел в Риме культ ближневост. бога Непобедимое Солнце, провозгласив его верховным божеством. Этот культ близок по происхождению к культу Ваала из Эмесы, к-рый существовал при имп. Гелиогабале . Гонений на христиан не предпринимал. Впервые в истории А. стал носить диадему и именоваться «господин и бог» (Dominus et Deus). Его правление подготовило эпоху решительного укрепления власти рим. императоров на рубеже III-IV вв. Ист.: Historia Augusta: Römische Herrschergestalten/Eingeleitet und übers. v. E. Hohl. Zürich; Münch., 1976-1983. 2 Bde. Лит.: Homo L. Essai sur le règne de l " empereur Aurelian, 270-275. P., 1904; Calderini A. I. Severi. R., 1949. P. 196-211; Walser G., Pek á ry Th. Die Krise des römischen Reiches. B., 1962. О. С. Воскобойников, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62992.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010