Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Катакомбы св. Мустиолы в Кьюси (Италия) [Лат. Musmiola et Irenaeus] († между 270 и 275), мученики (пам. зап. 3 июля), пострадали в г. Клузий (совр. Кьюси, Италия). Мученичество М. и ее спутников (BHL, N 4455-4456) было составлено в нач. VIII в. в связи с перенесением мощей М. из катакомб в посвященную ей базилику по инициативе лангобардского герц. Беневентского Григория I (733-740) и его матери Аустрегонды. Мученичество содержит ряд анахронизмов, однако в нем есть факты, подтвержденные археологическими данными. Согласно Мученичеству, святые пострадали во времена правления имп. Аврелиана (270-275). Диак. И., член церковной общины г. Сутрий в Этрурии (ныне Сутри, обл. Лацио), был арестован и посажен в темницу г. Клузий за то, что похоронил казненного мч. Феликса. В темнице о нем, равно как и о др. находившихся там исповедниках, заботилась некая матрона М., христианка, принадлежавшая к знатному роду и приходившаяся родственницей имп. Клавдию II Готскому (268-270). Узнав о ее благотворительной помощи заключенным христианам, викарий Тусции Туркий (Турций) приказал схватить М. и стал склонять ее к отступничеству от Христа. Жесткая отповедь женщины вызвала ярость у викария, и он приказал обезглавить многих, содержавшихся в темнице. И. подвергся изощренным пыткам. Но М. продолжала обличать язычника. Тогда Туркий решил подвергнуть пыткам М., ее били до тех пор, пока она не скончалась. Тело святой было погребено неким христианином Марком (впосл., возможно, епископ Клузия) в христ. катакомбах у городской стены. Имя Туркий фигурирует во мн. Мученичествах святых из Этрурии, при этом его деятельность относят ко времени правления императоров Аврелиана или Клавдия II Готского. Однако должность викария в Италии была учреждена позже, в результате реформ имп. Диоклетиана (284-305). Несмотря на анахронизмы, можно считать фактом историческое существование М. На то, что ее почитали в Клузии уже в IV в., а также то, что она была благотворительницей недавно возникшей (2-я пол. III в.) церковной общины в этом городе, есть указания в Мартирологе Иеронима 1-й италийской редакции нач. V в. Воздвигнутый в IV в. 1-й кафедральный храм этого города был посвящен М. Это была базилика, находившаяся за городскими стенами к востоку от города, над катакомбами. Возможно, храм возник на месте имения М., к-рое она предоставила в распоряжение христ. общины.

http://pravenc.ru/text/2564402.html

3 век был эпохой постоянных перемен в отношениях между христианской Церковью и Римской Империей. Начался он с жестокого гонения при имп. Септимии Севере в 202 году, потом гонения частично возобновляются при имп. Каракалле, но не повсюду. С воцарением Александра Севера, в семье которого были христиане и который окружил себя христианами, в жизни Церкви установился 13-летний период мира. В 235 году император и его мать-христианка погибли от руки Максимина (235–238), и началось вновь гонение, краткое, но жестокое. С воцарением имп. Филиппа Аравитянина (244–249), женатого на христианке и очень сочувствующего Церкви, положение настолько улучшилось, что епископ римский Фабиан явился соперником императора. Имп. Декий, вступив на престол в 249 году, конфисковал все церковные имущества и в течение нескольких месяцев гнал христиан по всей империи. Для Церкви это преследование было особенно тяжело, так как совпало с общий наступлением против христианства со стороны возродившегося эллинизма и нового врага, появившегося на Востоке – манихейства. Во второй половине века гнали христиан имп. Валериан (253–260) и Аврелиан (270–275), который, после своих походов против персов, решил установить в Империи единый культ Солнца, построил в Квиринале храм и требовал от всех граждан поклонения новому божеству. Перелом в церковном воззрении на мученичество В связи с началом гонения имп. Декия в 250 году, в церковном воззрении на мученичество произошел переворот, который направил дальнейшую жизнь Церкви по новому руслу. До этого времени, особенно во втором веке, христиане, даже если они были епископами в ответственными возглавителями общин, шли сами на мучения, и мученичество считалось высшим идеалом для истинного христианина. В середине третьего века церковное сознание пришло к выводу, что жизнь Церкви должна быть обеспечена, что ответственные ее члены не должны вызываться на мучение, а что, наоборот, их надо охранять и прятать во время гонений. Поэтому в 250 году виднейшие иерархи – Киприан Карфагенский , Дионисий Александрийский и Григорий Неокесарийский , по настоянию паствы, покинули свои города и скрывались до окончания преследований, находясь в тайных сношениях с своими Церквами. Это вызвало против них движение сторонников крайнего понимания мученичества «ригористов», но церковное сознание их оправдало.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мученичеству, Н. и А. были евнухами, служившими при Флавии Домитилле (Домицилле), племяннице имп. Домициана (81-96). Приняв христианство от ап. Петра, они обратили к вере свою госпожу и убедили ее получить «покров девства» (velamentum verginitatis) от ученика ап. Петра, сщмч. Климента , еп. Римского. После этого Домитилла отвергла жениха Аврелиана и сослана вместе с евнухами на о-в Понтия (ныне Понца, Италия). Через некоторое время Аврелиан прибыл туда и попытался через Н. и А. повлиять на решение бывш. невесты. Однако евнухи еще больше укрепили Домитиллу в вере. Тогда Аврелиан сослал их в г. Таррацина (ныне Террачина, Италия) и передал на суд Меммию Руфу, наместнику провинции. За отказ принести жертвы идолам Н. и А. были обезглавлены. Их ученик Авспиций, воспитатель Домитиллы, похитил тела мучеников и похоронил в имении Домитиллы на Ардеатинской дороге, в полумиле от Рима, рядом с могилой Петрониллы, дочери ап. Петра. В конце повествования о Н. и об А. сообщается, что они пострадали 12 мая. Свт. Григорий I Великий , папа Римский (540-604), произнес в рим. базилике Н. и А. проповедь в день памяти святых. Свт. Григорий не сообщил дополнительные сведения о мучениках, посвятив речь насущным проблемам рим. паствы ( Greg. Magn. In Evang. 28//PL. 76. Col. 1210-1213). Дж. Б. Де Росси относил мученическую кончину Н. и А. к периоду правления имп. Нерона (54-68), Дж. Х. Крехан предположил, что мученики были герм. происхождения и служили телохранителями при Нероне или другом императоре ( Crehan J. H. Nereus et Acilleus, natione Germani?//JThSt. 1936. Vol. 37. P. 254-265). Однако более вероятно, что святые пострадали за Христа в кон. III или нач. IV в., во время великого гонения имп. Диоклетиана (303-305) и его наследников, когда проводилась «очистка» армии от христиан ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3; X 8. 10; Idem. Vita Const. I 54; см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме Базилика во имя мучеников Нерея и Ахилия в катакомбах Домитиллы в Риме По мнению исследователей, в Мученичестве Н.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

Гайна расположил свою армию в Халкидоне и потребовал, чтобы император лично явился к нему для переговоров, а также чтобы ему были выданы префект претория Аврелиан, комит Иоанн и ген. Сатурнин, воевавший с вестготами при имп. св. Феодосии I. На встрече с имп. Аркадием Гайна выдвинул жесткие требования, среди к-рых значилась полная свобода действий относительно выданных лиц. Брат Аврелиана, новый префект претория Кесарий, опасаясь потерять должность, советовал Гайне казнить всех троих. И. З., собиравшемуся отправиться по церковным делам в Эфес, пришло имп. предписание отложить поездку и попытаться договориться с Гайной, чтобы тот оставил пленников в живых. Переправившись через Боспор Фракийский, И. З. в результате длительных переговоров сумел убедить Гайну: пленники были лишь отправлены в ссылку. В кон. апр. 400 г. Гайна со своей армией вошел в К-поль и расквартировался там. Будучи арианином, он был вынужден посещать храм за городскими стенами (ариане потеряли право служить в городских храмах при имп. св. Феодосии I), что считал унизительным для себя. Присутствие в К-поле множества готов и др. ариан побудило Гайну потребовать выделить арианам храм в городе. Имп. Аркадий не возражал против этого и обратился к И. З. за одобрением. Но епископ был категорически против и потребовал встречи с Гайной, к-рому объявил от лица императора решительный отказ. В качестве компромиссного решения И. З. организовал в одном из правосл. храмов К-поля богослужение на гот. языке. В сер. июля Гайна решил вывести из К-поля в Евдом и переформировать там основную часть войска. В К-поле тем временем началась резня готов; отведенная им «церковь была сожжена и варваров было убито великое множество» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 6). И. З. по просьбе Кесария вновь отправился к Гайне, к-рый дошел уже до Фракии. Гайна встретил И. З. с большим почтением, однако на этот раз епископ не смог договориться с полководцем о примирении и о возвращении 3 опальных мужей из ссылки. 23 дек. 400 г. Гайна был убит в бою с гуннами ( Zosim.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Урдистен составил также краткое Житие св. Винвалоэ (BHL, N 8960), посвященное Иоанну, еп. Ареццо (868-900), к-рый был близок к имп. Карлу Лысому в последние годы его жизни и неоднократно выполнял поручения папы Римского Иоанна VIII и его преемников. Урдистен, ставший аббатом Л., попытался заручиться поддержкой еп. Иоанна, к-рый пользовался влиянием при имп. дворе, и послал ему реликвии св. Винвалоэ. Основу краткого Жития составляют заимствования из пространного Жития и гомилии (см.: Poulin. 2009. P. 430-436). В 884 г. мон. Урмонок, ученик Урдистена, по просьбе еп. Хинворета составил Житие св. Павла Аврелиана, которого почитали как основателя Леонской епископской кафедры (BHL, N 6586). Несмотря на то что Урмонок стремился подражать творчеству учителя, его произведение отличается большей простотой стиля и композиции (в прозаический текст 2 книг Жития включены всего 2 стихотворных фрагмента). «Барочный» стиль Урдистена и Урмонока сложился под влиянием не столько каролингских авторов, сколько писателей эпохи античности (Вергилий) и поздней античности (Гильда) ( Kerlou é gan F. Approche stylistique du latin de la «Vita Pauli Aureliani»//Landévennec. 1986. P. 207-217). В XI в. мон. Виталий из Флёри, переработавший Житие Павла Аврелиана, упрекал Урмонока за напыщенное многословие. По мнению франц. агиографа, из-за «бретонской болтливости» автора его сочинение было невозможно читать (ActaSS. Mart. T. 2. P. 112; см.: Poulin. 2009. P. 268-290). Анализ трудов Урдистена и Урмонока показывает, что в кон. IX в. в Л. существовала крупная б-ка. Среди авторов, сочинения к-рых он использовал, Урдистен называл блж. Августина, Кассиодора, Исидора Севильского, свт. Григория I Великого, Иоанна Златоуста и «аббата Пимена» (см. ст. Apophthegmata Patrum); он ссылался также на произведения Амвросия Медиоланского, Василия Великого и Гильды. Др. христианские авторы, труды к-рых были известны Урдистену,-Альдхельм Малмсберийский, Иоанн Кассиан, Павел Орозий, Сульпиций Север, поэты Седулий и Ювенк, а также, вероятно, блж.

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Фрагмент арки имп. Галерия, воздвигнутой после победы над персами. Кон. III в. Фессалоника Гай Валерий Максимиан (Gaius Valerius Maximianus Galerius) (ок. 250, близ Сердики, совр. София - 311, Никомидия), рим. имп. с 293 г., до 305 г. соправитель Диоклетиана на Востоке. С периодом правления Г. в 303-311 гг. связаны жесточайшие гонения на христиан в Римской империи (см. Гонения на Церковь ). Сын иллирийского крестьянина родом с левобережья Дуная. Мать Г. Ромула была убежденной язычницей. В юности Г. был пастухом, поступил на службу в армию имп. Аврелиана , при Диоклетиане дослужился до офицерских чинов ( Lact. De mort. persecut. 18. 6). В 293 г. Диоклетиан сделал его цезарем Востока, после чего, несмотря на рождение дочери, Г. развелся с женой и женился на дочери Диоклетиана, христианке Валерии ( Lact. 9. 1; Aur. Vict. De Caes. 40. 11). В 294-295 гг. Г. отбивал натиск сарматов, карпов, бастарнов и готов ( Eutrop. Breviar. 9. 25; Iord. Get. 91), с 296 г. воевал против персов в Сирии, в 297 г. был разбит ими близ Карр за Евфратом ( Aur. Vict. 39. 34; Eutrop. 9. 24). За это, согласно преданию, Диоклетиан подверг его унизительному наказанию, заставив облаченного в пурпур бежать неск. миль за его повозкой ( Eutrop. 9. 24; Oros. Hist. adv. pag. 7. 25. 9). В 298 г., стянув войска из Иллирика и Мёзии, Г. вторгся в Армению, одержал победу над персид. царем Нарсесом ( Iord. Get. 110), обратил его в бегство, захватил огромные богатства, взял в плен его семью ( Eutrop. 9. 25. 1; Oros. 7. 25. 10-11). Вскоре вместе с Диоклетианом заключил мир с Персией. В 305 г., после отречения августов Диоклетиана и Максимиана от власти, Г. и др. цезарь, Констанций I Хлор , стали августами ( Eutrop. 10. 11). Вопреки ожиданиям, цезарем Запада он назначил не сына Констанция Хлора, Константина, а своего друга Флавия Валерия Севера, в то время как на Востоке цезарем стал его племянник, сын сестры Максимин Дайя (Даза; Daia). Это обеспечивало ему поддержку в обеих частях империи ( Lact. 18. 12). Положение Г. осложнилось со смертью Констанция Хлора в 306 г. На место августа Г. возвел Севера, а цезарем Запада сделал Константина, к-рого брит. войска провозгласили августом ( Lact. 25. 5; Eutrop. 10. 2. 2). Против этого выступил сын Максимиана Максенций , объявивший себя в Риме августом и собравший большое войско. В трудной борьбе с ним и с др. узурпаторами, Александром и Валентом ( Eutrop. 10. 2. 3), Г. едва не лишился власти. Но в 308 г. ему удалось на имп. совещании в Карнунте возвести в ранг августа своего друга Лициния ( Lact. 29. 2; Eutrop. 10. 4. 1). Г. занимался широкой строительной деятельностью, выстроил в Фессалонике триумфальную арку, дворец и мавзолей, готовился отпраздновать 20-летие своего правления и передать власть незаконнорожденному сыну Кандидиану, но в 311 г. был сражен страшной болезнью ( Euseb. Hist. eccl. VIII 16. 3).

http://pravenc.ru/text/Галерий.html

Имп. Валериан , поначалу благосклонно относившийся к христианам, в последние годы своего правления (с 257) становится их преследователем. Сам еп. Дионисий, а вместе с ним пресвитер Максим (буд. еп. Александрийский), диаконы Фавст (мученик при Диоклетиане), Евсевий (буд. еп. Лаодикийский) и Херимон, а также мирянин Маркелл должны были предстать перед наместником Эмилианом и после долгого допроса были сосланы в Ливию, а затем в обл. Мареотиды. По возвращении в Александрию епископ застал город в состоянии гражданской войны. К трагедии междоусобицы добавились ужасы постигшей город чумы: опасавшиеся заражения язычники выбрасывали тела умерших, оставляя их без погребения, тогда как христиане, из чувства сострадания и жертвуя собой, предавали тела умерших земле; по словам свт. Дионисия, это были тоже своего рода мученики. Их память Церковь празднует 28 февр. В 260 г. сын и наследник Валериана Галлиен (253-268) прекратил гонения, позволив Дионисию и др. епископам вернуться и возобновить совершение христ. богослужений ( Евсевий. Церк. ист. VII 23). Впосл. Александрия часто оказывалась вовлеченной в политическую борьбу на территории Римской империи. Ее последовательно захватывали претенденты на имп. титул и соперники Рима: Эмилиан (261/62), Феодот (263), армия Пальмирской царицы Зенобии (269), Фирм (273), Аврелиан (273), Сатурнин (279), побежденный имп. Пробом (280). Церковь оставалась в стороне от этих событий, и служение епископов Максима (264-282) и Феоны (282-300) было спокойным. V. Гонения Диоклетиана (284-305) Имп. Диоклетиану принадлежит важное место в истории Египта. После того как в 286 г. он взял себе в соправители Максимиана (286-305) и поделил с ним власть в империи, управление долиной Нила Диоклетиан оставил за собой. Позже он лично возглавил поход на Александрию, где провозгласил себя императором некий Ахилл (296–297). Раздраженный долгим сопротивлением города (осада длилась 8 месяцев), Диоклетиан огнем и мечом расправился с Александрией, жестоко наказав и весь Египет. Поначалу он не был враждебен к Церкви: из послания еп. Феоны Лукию видно, что христиане занимали при дворе важные должности, не прекращая совершения христ. обрядов (PG. 10. Col. 1569-1574). Однако под влиянием своего зятя, кесаря Галерия, Диоклетиан издал в 303 и 304 гг. один за другим 4 эдикта о преследовании христиан. Из всех регионов Египет более других подвергся испытаниям. Среди мучеников того времени - святые Дидим и Феодора , Тимофей и Мавра и множество др. егип. и особенно александрийских мучеников, о к-рых свидетельствуют копт. источники. Египтяне, храня память об этой кровавой эпохе, назвали распространившуюся с IV в. «эру Диоклетиана» (1 г.=284/85 по Р. Х.; см. Летосчисление ) «эрой мучеников» (χρνοι π τν μαρτρων). VI. Гонения Максимина (305-313)

http://pravenc.ru/text/82070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМИТИАН [лат. Domitianus] († 560), св. (пам. зап. 7 мая, в Румонде - 2 мая, перенесение мощей - 15 июня), 20-й еп. г. Тунгры (совр. Тонгерен, Бельгия) и г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Сведения о Д. содержатся в «Деяниях епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия» Херигера Лоббского (кон. X в.). Согласно Херигеру, Д. занимал кафедру в годы правления франк. кор. Хильдеберта I (511-558) и присутствовал на V Соборе в Аврелиане (совр. Орлеан, Франция; 549). Святитель покинул пришедшие в упадок Тунгры и переселился в Моза-Траект, где был похоронен свт. Серватий . Над гробницей святителя, где совершались многочисленные чудеса, Д. построил ораторий. Д. был погребен в ц. Пресв. Богородицы в г. Хой (совр. Юи, Бельгия). Подпись святителя стоит под деяниями Собора 535 г. в Арверне (совр. Клермон-Ферран). Вскоре после 1173 г. было составлено Житие Д. (не изд.). Во 2-й пол. XIII в. на его основе были написаны еще 2 Жития - краткое и пространное. Сведения о Д. содержатся также в «Деяниях Льежских епископов» мон. Эгидия из Орваля (сер. XIII в.). Согласно краткому Житию, святитель род. в знатной галльской семье. После смерти Тунгрского еп. Евхария Д. был избран на кафедру. Святитель обладал даром проповеди, занимался миссионерской деятельностью среди язычников, строил церкви и больницы и щедро помогал обездоленным. На Соборе в Аврелиане благодаря красноречию Д. была осуждена арианская ересь (в действительности на Соборе рассматривалось несторианское учение). Святитель избавил жителей Хоя от змия (дракона), отравившего воду в источнике. Как только Д. воткнул епископский посох в землю, забил новый источник, вода из к-рого обладала целительными свойствами. Святитель полюбил город и находившуюся в нем ц. во имя Пресв. Богородицы. В окрестностях Хоя он совершил множество чудесных исцелений. Почувствовав приближение смерти, святитель вернулся в Моза-Траект. Д. созвал клириков и мирян к гробнице свт. Серватия и произнес прощальную проповедь, испрашивая молитв паствы. Когда святитель остался в церкви один, ему явился Господь в окружении ангелов и принял его душу. Тело Д. было перенесено в Хой и похоронено в ц. Пресв. Богородицы. На гробнице святителя совершались чудеса. В Житии ошибочно сообщается, что мощи Д. были обретены св. Виллигизом , архиеп. Кёльнским (в действительности Майнцским; 975-1101), в годы правления франк. имп. Карла Великого (768-814). В 1173 г. мощи Д. были помещены в серебряную позолоченную раку.

http://pravenc.ru/text/178856.html

Казнь должны были совершить в глухой болотистой местности, чтобы тело мученика осталось без погребения на растерзание диким зверям и птицам. Воины отвели П. на берег р. Секваны (ныне Сена), но после молитв мученика их зрение помрачилось и они перестали видеть его. Тем временем он перешел полноводную, глубокую реку, не погружаясь в воду даже до колен, взошел на гору на противоположном берегу и продолжил молиться. Воины были в отчаянии, т. к. знали, насколько велик будет гнев Аврелиана, когда он узнает, что простой человек исчез из-под стражи отряда воинов. Однако некая местная женщина-язычница указала воинам, где находился П., и они немедленно устремились на гору. Найдя там коленопреклоненного П., они отрубили ему голову и отбросили ее далеко от тела. Свидетелями казни оказались двое старцев нищих, к-рые ранее часто пользовались благодеяниями П. Они взяли честную главу и тело мученика и спрятали в тайном месте, а ночью показали это место трикасскому пресв. Евсевию и диак. Ливерию, которые с честью похоронили останки П. По мнению нек-рых совр. исследователей, П. пострадал при имп. Валериане (253-260), когда действительно проходили гонения на христиан, Аврелиан, хоть и был убежденным язычником, создателем культа Непобедимого Солнца (Sol Invictus), систематически христиан не преследовал: при нем известны лишь единичные случаи казни за христ. веру. Однако установлено, что Аврелиан бывал в Галлии во время военных кампаний. Холм, на к-ром П. был казнен, получил название холма Св. Патрокла (ныне коммуна Сен-Пар-о-Тертр, Франция; там находится собор во имя П.). В средние века вокруг Труа было неск. церквей, посвященных П., также его именем были названы нек-рые деревни. Мощи П. были переданы в дар архиеп. Кёльнскому св. Бруно (пам. зап. 11 окт.; † 965); он перенес их сначала в Кёльн (960), а 9 дек. 964 г.- в Зост (Вестфалия), где в том же году был построен собор во имя П., сохранившийся до наст. времени. В алтаре собора в позолоченном реликварии покоятся мощи П. В Житии еп. Бруно перенесение мощей, однако, датировано 959 г. (BHL, N 6523; изд.: MGH. SS. T. 4. S. 280-281).

http://pravenc.ru/text/2579784.html

связывается с именем ап. Павла . В Деяниях св. апостолов упомянуто, что апостол язычников дважды проходил через Г., ок. 48/49 и 52/53 гг. (16. 6; 18. 22-23; 19. 1). Ап. Павел в Послании к Галатам пишет, что был принят ими с почтением во время своей болезни (4. 13-14). Возможно, что под Галатийскими Церквами в НЗ подразумеваются общины Ликаонии и Писидии (юж. части «большой Галатии»). В Послании к Галатам ап. Павел упоминает об ап. Варнаве (2. 1), к-рый был адресатом Павла, поскольку проповедовал именно в Ликаонии и Писидии. Нельзя исключить, что Евсевий Кесарийский (IV в.) связывает распространение христ. вести в Г. и прилегающих к ней Понте, Вифинии и Каппадокии с именем ап. Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 1. 4). Однако возможно, что он опирается на 1-е послание Петра, адресованное, в частности, и «братьям, находящимся в Галатии» (1. 1) (о южно- и северогалатийских гипотезах см. ст. Галатам Послание ), здесь также, видимо, имеется в виду юж. Г. (Ликаония, Писидия), поскольку ап. Петр использует названия не исторических областей, а рим. провинций. О развитии общин в Г. в первых веках известно в основном из описаний мученичеств христиан во время гонений. Мученики Прокл и Иларий пострадали в сел. Калипта близ Анкиры при имп. Траяне, св. Иулиан Воин - в Тавии при имп. Антонине Пии, во время гонений III в. пострадали святые Феодота и пресв. Сократ (при Александре Севере), Каллиника и Василисса (при Деции), Филомен (при Аврелиане). Тем не менее до гонения имп. Диоклетиана число мучеников в Г. было невелико. При Диоклетиане в Анкире пострадали свт. Климент Анкирский, мученики Агафангел и Платон, брат мч. Антиоха врача, мученики Евстохий и Гаиан с детьми, мч. Феодот Анкирский и с ним 7 дев, мученики Селевк и Валериан. В гонение имп. Лициния - св. Иулиан с 40 мучениками. В сир. мартирологе и мартирологе Иеронима назван еще ряд мучеников из Г., время страдания к-рых неизвестно. Евсевий Кесарийский упоминает о диспутах с монтанистами, состоявшихся в кон. II в. в Анкире, что подтверждает распространение этой ереси в Г. ( Euseb. Hist. eccl. V 16).

http://pravenc.ru/text/161507.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010