В июне 260 г. имп. Валериан был взят в плен персами. Власть перешла к его сыну и соправителю Галлиену (253-268), к-рый отказался от антихрист. политики отца. Текст его рескрипта о возвращении христианам мест для беспрепятственных богослужений, адресованного еп. Дионисию Александрийскому и др. епископам, сохранился в греч. переводе у Евсевия (Hist. eccl. VII 13). Нек-рые историки Церкви считают, что такими законодательными актами имп. Галлиен впервые открыто провозгласил терпимость к Церкви ( Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 137 сл.; Zeiller. Vol. 2. P. 157). Однако это еще не означало, что христианство приобретало статус дозволенной религии. Как показывают последующие события почти 40-летнего периода мирного существования Церкви, к-рый начинается с этого времени, отдельные случаи враждебности к христианам, оканчивавшиеся их смертью, продолжали иметь место и в дальнейшем. Уже при Галлиене в Кесарии Палестинской был обезглавлен за исповедание христианства Марин, знатный и богатый человек, отличившийся на военной службе (пам. 17 марта, 7 авг.; Euseb. Hist. eccl. VII 15). Подобные случаи происходили и в правление др. императоров 2-й пол. III в. Погребальная комната в катакомбах Памфила, Рим. III в. Погребальная комната в катакомбах Памфила, Рим. III в. Опасность нового Г. нависла над Церковью при имп. Аврелиане (270-275). Этот император был приверженцем вост. «солярного монотеизма». Несмотря на личное участие (в 272) в деле изгнания с Антиохийской кафедры ересиарха Павла I Самосатского , низложенного на неск. Соборах, Аврелиан незадолго до смерти, как сообщают об этом Евсевий и Лактанций, замыслил новое Г., подготовив соответствующее распоряжение ( Euseb. Hist. eccl. VII 30. 2; Lact. De mort. persecut. 6. 2; текст предписания Аврелиана о преследовании христиан см.: Coleman-Norton. 1966. Vol. 1. P. 16-17). Хотя преследования при Аврелиане имели ограниченный характер, число мучеников этого периода, почитаемых Церковью, достаточно велико. К времени имп. Аврелиана традицией отнесена дружина Византийских мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (пам. 3 июня); мученики Павел и Иулиания Птолемаидские (пам. 4 марта); мученики Разумник (Синесий) Римский (пам. 12 дек.), Филумен Анкирский (29 нояб.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИГН ДИЖОНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Венигн (+ ок. 200 ), " апостол Дижонский " , священномученик . Память 1 ноября . Согласно житию, что Венигн был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом, учениками св. Поликарпа, еп. Смирнского , на проповедь в Галлию . Миссионеры проповедовали в Массилии (совр. Марсель ), в Лугдуне (совр. Лион ) и в др. городах. Их встретил в Отоне Фавст, сенатор, отец святого Симфориана Отонского , и его сестра, святая Леонилла Лангрская . Венигн крестил её внуков-близнецов Спевсиппа , Елевсиппа и Мелевсиппа . Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от совр. г. Сольё . Оставшийся в живых Венигн дошел до Дивиона (совр. Дижон ), где продолжал свой апостольский подвиг. Имп. Аврелиан , проезжая в окрестностях Дижона, узнал о деятельности Венигна и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Венигн не отрекся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскаленные гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Венигн был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием. После его кончины Леонилла умастила его тело благовониями и погребла в каменном саркофаге в склепе на христианском кладбище в западной части Дижона. Гробница стала местом поклонения. В Дижоне был монастырь святого Венигна, от которого остался собор, носящий его имя. Источники Основные сведения о жизни Венигна содержатся в его мученических актах 515 г., которые приписываются св. Григорию Лингонскому , и в 51-й гл. «О славе мучеников» (лат. De gloria martyrum), соч. св. Григория Турского (ок. 588). Прадед Григория Турского еп. Григорий Лингонский (Лангрский) (с 506 по 540) во время посещения г. Дивион (совр. Дижон) обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился неизвестный мученик, который распорядился восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную еп. Григорием часовню. О святом ничего не было известно, кроме его имени. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, которые рассказали об обстоятельствах мученической кончины Венигна. Его прославление сопровождалось чудесами, привлекшими множество паломников, что повлияло на распространение почитания Венигна и на возникновение возле захоронения монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/14210.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНИГН [лат. Benignus] († ок. 200), сщмч. (пам. зап. 1 нояб.), «апостол Дижонский». Основные сведения о жизни Б. содержатся в его мученических актах 515 г., к-рые приписываются св. Григорию Лингонскому , и в 51-й гл. «О славе мучеников» (лат. De gloria martyrum), соч. св. Григория Турского (ок. 588). Прадед Григория Турского еп. Григорий Лингонский (Лангрский) (с 506 по 540) во время посещения г. Дивион (совр. Дижон) обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился неизвестный мученик, к-рый распорядился восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную еп. Григорием часовню. О святом ничего не было известно, кроме его имени. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, к-рые рассказали об обстоятельствах мученической кончины Б. Его прославление сопровождалось чудесами, привлекшими множество паломников, что повлияло на распространение почитания Б. и на возникновение возле захоронения мон-ря. Житие Б. дошло до наст. времени в 6 списках с несохранившейся рукописи, подаренной еп. Григорию Лингонскому паломниками из Италии. Все рукописи датируются IX-X вв. В житии рассказано о том, что Б. был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом , учениками св. Поликарпа , еп. Смирнского, на проповедь в Галлию. Миссионеры проповедовали в Массилии (совр. Марсель), в Лугдуне (совр. Лион) и в др. городах. Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от совр. г. Сольё. Оставшийся в живых Б. дошел до Дивиона, где продолжал свой апостольский подвиг. Имп. Аврелиан , проезжая в окрестностях Дивиона, узнал о деятельности Б. и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Б. не отрекся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскаленные гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Б. был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием. Он был погребен Леониллой, к-рая, по преданию, имела 3 внуков, святых отроков Спевсиппа , Елевсиппа и Мелевсиппа , крещенных Б. Его житие входит в цикл сочинений о мучениках из Сольё, святых Андохии, Фирсе и Феликсе, мучениках из Лингона, святых Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе, Симфориане Августудунском (Отёнском) и Андеоле . К этому же кругу житий относятся акты мучеников Безанционских (Безансонских), святых Ферреола и Ферруция , и мучеников Валенцийских (Валанских), святых Аквиллы и Фортуната, учеников св. Иринея Лионского. Дижонские, Отёнские, Сольёские и Лингонские святые входили в окружение св. Поликарпа.

http://pravenc.ru/text/78084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТРОКЛ Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons [Греч. Πτροκλος; лат. Patroclus; франц. Parre, Patrocle] (III в.), мч. Трикасский (Труаский) (пам. 17 авг.; пам. зап. 19, 21 янв.). Впервые упомянут у Григория Турского († 593/4), к-рый сообщает, что на месте погребения мученика находился посвященный ему ораторий, клирику к-рого был передан текст Мученичества П. ( Greg. Turon. Glor. martyr. 63). Известны 2 редакции Мученичества: BHL, N 6520 (изд.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 343-345) и BHL, N 6521 (Ibid. P. 345-347); оба текста изданы также В. E. Гиферсом ( Giefers W. E. Acta S. Patrocli martyris. Soest, 1857). Согласно этим источникам, П. жил в Галлии в г. Трикассы (ныне Труа, Франция), унаследовал большое состояние, однако, приняв христианство, посвятил жизнь служению Богу. Из своих богатств он много жертвовал нуждающимся, особенно христианам. Вел аскетический образ жизни: каждый час вставал на молитву, принимал пищу один раз в день, усердно изучал Свящ. Писание. За свои добродетели П. получил духовный дар изгнания бесов и исцеления. Однажды в Трикассы прибыл имп. Аврелиан (270-275), гонитель христиан, и ему сразу же донесли о П., к-рый был широко известен из-за своей благотворительности. На допросе у императора П. твердо исповедал христ. веру и отказался принести жертвы языческим богам даже под угрозой пыток. По приказу Аврелиана П. заковали в раскаленные кандалы, надели на него раскаленные железные вериги и затем бросили его в темницу. Через 3 дня мученик предстал перед императором и вновь отказался поклониться идолам. Обличая нечестия языческих богов, к-рые жили как грешные люди, П. пытался убедить императора отказаться от язычества, но Аврелиан счел это хулой на свою веру и приказал отрубить святому голову.

http://pravenc.ru/text/2579784.html

2-я ч. представляет собой произведение апологетического характера. Обращаясь к язычникам, Е. приводит аргументы в пользу единобожия, доказывает бытие Слова Божия - устроителя мира, необходимость Его пришествия в человеческом образе, объясняет смысл страданий, искупительной жертвы и воскресения Спасителя. Плоды подвига Христа он видит в наступлении блаженной эры христианского царства, в созидании внешнего благолепия Церкви, в храмоздательстве. Построение ц. Св. Гроба, по мнению Е., есть символ и венец исторической миссии императора (Ibid. 18). Взгляд на христ. императора как на священную фигуру и на христ. империю как на подобие Царства Божия на земле был в основных чертах сформулирован Е. в панегириках, т. е. в «Жизни Константина», в «Речи императора Константина» и в «Похвальном слове Константину», однако отголоски буд. доктрины, постепенно созревавшей на страницах его трудов, находятся уже в более ранних работах, таких как «Хроника», «Евангельское приготовление» и «Евангельское доказательство», а также в «Церковной истории» (о формировании идеи христ. империи у Е. см.: Farina. 1966; Idem. 2001; Barnes. 1981; Winkelmann. 1991). В «Евангельском приготовлении» и «Евангельском доказательстве» Е. говорит о подготовительной роли империи по отношению к распространению христ. веры и приводит в защиту своего тезиса цитаты из ВЗ, относя их к Римской империи (Быт 49. 10; Ис 7. 11-17; Дан 9. 25). В своих выводах он опирается на содержащиеся в сочинениях Оригена, сщмч. Ипполита Римского, Мелитона, еп. Сардского, Кодрата мысли о промыслительном сосуществовании христианства и Римского гос-ва ( Euseb. Praep. evang. I 4. 3-5; Idem. Demonstr. VII 1. 50; VIII 1. 46). Одним из центральных для Е. был вопрос о гонениях на христиан. Происшедшая сразу после установления единоличной формы правления сакрализация фигуры императора и воздаяние ему божеских почестей были неприемлемы для христиан, и именно за это они подвергались преследованиям. Е. говорит о преследованиях как о промыслительном попущении Божием, когда Господь попускает диаволу испытать твердость христиан и позволить им скорее достигнуть желанной награды ( Idem. Hist. eccl. X 4. 14). В первых книгах «Церковной истории» Е. повествует о гонениях как об исключительных явлениях, а правителей, возбуждавших преследования, называет тиранами. Оправдывая нек-рых из императоров, он приписывает инициативу гонений либо местным правителям, как в известном случае с Плинием Младшим во время правления имп. Траяна (Ibid. III 33. 79; см. в статьях Веротерпимость , Государство ), либо разбушевавшейся черни, как в истории мученичества св. Поликарпа , еп. Смирнского, в правление имп. Марка Аврелия (Ibid. IV 15). Е. говорит также о дурных советчиках, как, напр., в случае с имп. Аврелианом (Ibid. VII 30. 21). Последнюю волну гонений, описываемую Е. начиная с 8-й кн. «Церковной истории», он считает наказанием Божиим за грехи христиан.

http://pravenc.ru/text/187357.html

По Верденскому договору о разделе империи Карла Великого А. отошел к владениям имп. Лотаря и его сыновей, а в 867 г.- западнофранк. кор. Карла Лысого. В 869 г. граф Вьена и герц. Прованса Бозон провозгласил себя королем Прованса (Н. Бургундии), в его коронации принимал участие архиеп. А. Ростан I. Преемники Бозона перенесли свою резиденцию в А., с 933 г., после присоединения королевства Прованс к владениям верхнебургундского кор. Рудольфа II, объединенное Бургундское королевство получило название королевство Арелат (Regnum Arelatense). Оно вошло в состав Римско-Германской империи , а после прекращения провансальской королевской династии (1033) перешло под непосредственную власть императора. В 1246 г. в Провансе установилась власть Анжуйской династии. В 1481 г. франц. кор. Людовик XI присоединил Прованс и А. окончательно отошел к Франции. С кон. XV в. экономика А. приходит в упадок, и он превращается в один из провинциальных городов Юж. Франции. Церковь А. до сер. XI в. Церковное предание, отраженное в послании папы Зосимы от 417 г. (Ep. I 3//PL. 20. Col. 642-645), связывает основание христ. Церкви в А. с именем св. Трофима , ап. от 70. Из послания галльских епископов к папе Льву I Великому в 452 г. ( Leo Magnus. Ep. LXV 2//PL. 54. Col. 881) известно, что он был направлен из Рима в А. ап. Петром. Григорий Турский относил деятельность св. Трофима к сер. III в. и включил его в число 7 епископов, посланных из Рима для просвещения Галлии (Ист. франков. I. 30). Свт. Киприан Карфагенский (Ep. 55) писал о том, что в 254 г. церковь А. уже миновала период становления и была достаточно организованной. Древнейшие христ. памятники в А. также относятся к нач. III в. В XI в. возникло предание, связывающее начало христ. проповеди в А. с Марией Магдалиной, Лазарем Четверодневным и его сестрой Марфой. Арена Первым мучеником в А. считается св. Генесий , пострадавший в годы гонений при имп. Деции . В период арианской смуты (см. Арианство ) еп. Сатурнин поддержал проарианскую политику имп. Констанция II, за что был низложен парижским собором под председательством еп. Илария Пиктавийского (361). В V-VI вв. христ. Церковь в А. достигла расцвета, почти все епископы этого периода канонизированы Зап. Церковью, из них особенно прославились святые Гонорат (427-429), Иларий (429-449), Кесарий (502-542), Аврелиан (546-551) и Виргилий (ок. 588 - ок. 610). В это время в городе и его предместьях появились мон-ри, первый был основан ок. 430 г. св. Иларием у базилики св. Генесия на левом берегу р. Роны.

http://pravenc.ru/text/76088.html

Не сохранилось сведений о том, были ли преследования христиан при К. Г. В средневек. Зап. Европе распространилось предание, что при К. Г. в Риме пострадал сщмч. Валентин (пам. зап. 14 февр.). Об этом упоминалось в агиографическом своде «Золотая легенда» Иакова из Варацце (1260), где святой исповедал свою веру перед неким имп. Клавдием. Интерпретаторы этого рассказа предполагали, что, поскольку при имп. Клавдии в I в. преследований христиан не было, речь могла идти только о К. Г. Тем не менее эти сведения не находят подтверждения в древнейших версиях Актов св. Валентина и, видимо, являются ошибочными. К. Г. умер от чумы, поразившей его армию в нач. 270 г., когда он в ходе продолжавшихся военных действий против готов начал концентрацию своих главных сил в Сирмии для отпора племени вандалов. После смерти К. Г. императором был провозглашен его брат Квинтилл, но он был убит через 17 дней. Власть принял Аврелиан, бывший при К. Г. начальником конницы. Рим. сенат провозгласил К. Г. божественным. В его память на Капитолии перед храмом Юпитера была установлена статуя высотой 10 футов; в рим. курии по решению сената был помещен золотой щит. Древние биографы К. Г. положительно отзывались о нем как о человеке и правителе. Утверждали, что подданные и солдаты любили его, как мало кого из проч. императоров. Автор «Scriptores historiae augustae» написал о К. Г. в панегирическом тоне, сравнивая его с Августом, Траяном, Адрианом и др. лучшими правителями Римской империи. В его жизнеописание был включен также ряд скорее всего подложных писем, в которых императоры - современники К. Г. (Деций, Валериан и Галлиен) отзывались о нем весьма уважительно (Scr. hist. aug. XXV 14-18). Повышенное внимание к К. Г. со стороны историков позднеантичной эпохи было связано с тем, что в IV в. при дворе имп. Констанция I Хлора (293-306), Константина I Великого (306-337) и их наследников (династия Флавиев) были широко распространены сведения о родстве их семьи с К. Г. В сб. «Scriptores historiae augustae» указывалось, что биография К.

http://pravenc.ru/text/1841219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВУРТИЙ [лат. Evurtius, Evortius; франц. Euverte] (IV в.), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Аврелиан (ныне Орлеан, Франция). О жизни Е. достоверных сведений не сохранилось. В исторической традиции его отождествляют с еп. Эортием (Eortius), подпись к-рого стоит под актами Собора 374 г. в Валенции (ныне Валанс). Е. упоминается в Житии свт. Аниана, составленном ок. 500 г. (BHL, N 473), как его давний предшественник на кафедре. Согласно Житию, Е., «как считается» (visus est), воздвиг просторный кафедральный собор. Вероятно, составитель Жития не имел точных сведений о святителе, и его рассказ основан на устной традиции. Имя Е. присутствует в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.) как епископа и «исповедника» (Aurelianis Evorti episcopi et confessoris). Однако упоминания о почитании Е. отсутствуют у свт. Григория Турского . Почитание Е. фиксируется в 1-й пол. IX в., при епископах Теодульфе (797-821) и Ионе (ок. 822-843). В это время появились 2 Жития Е. В одном, составленном субдиак. Луцифером при еп. Ионе, Е. представлен как современник имп. св. Константина I Великого . Повествование начинается с рассказа о смерти еп. Дезиниана. Во время избрания нового епископа едва не вспыхнула междоусобная борьба. Во избежание кровопролития префект Аврелиана Профорий собрал галльских епископов и попросил указать достойного кандидата. В это время в город из Рима прибыл субдиак. Е., к-рый направлялся к варварам для выкупа захваченных в плен родственников. Услышав о происходящих событиях, он пришел в церковь, где заседали епископы. По молитве собравшихся в храм влетела голубка, к-рая села на голову Е. и т. о. указала на буд. епископа. Тот отказался от рукоположения, после чего голубка села на него еще 2 раза. Е. смирился и принял рукоположение. Во время строительства кафедрального собора был обнаружен клад, к-рый Е. отослал имп. Константину. Император не принял дара и велел употребить сокровище на строительство собора. Построенный храм был освящен в честь Св. Креста. После освящения посланные Е. люди привезли из Иерусалима частицы Честного Креста, а из Рима - реликвии апостолов Петра и Павла и св. мучеников. Во время совершения святителем литургии над головой Е. появилась сияющая длань, к-рая благословила Св. Дары. Под влиянием этого чуда мн. язычники приняли крещение. Святитель совершил ряд чудесных исцелений и спас город от пожара. Почувствовав приближение смерти, он назначил преемником пресв. Аниана, несмотря на сопротивление части клира и мирян. Е. был похоронен на земле префекта Тетрадия, к-рый построил над его могилой небольшую часовню (cella exigua).

http://pravenc.ru/text/187620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАГН (III в.), мч. (пам. зап. 19 авг.). Согласно Каталогу Петра Наталиса (венецианского агиографа XIV в.), М. жил в г. Кесария Каппадокийская (М. Азия) во время правления имп. Аврелиана (270-275). За исповедание христ. веры он был арестован и заключен в темницу. Представ перед правителем города Александром, М. отказался принести жертвы идолам и был передан 2 языческим жрецам, Александру и Зосиме, для пытки огнем. Однако мученик остался невредим после истязания. Не тронули его и дикие звери, к-рым он был брошен на растерзание в городском амфитеатре. У этого чуда было множество свидетелей, т. к. казнь М. должна была быть публичной; мн. жители Кесарии Каппадокийской вместо того, чтобы глумиться над мучеником, сами уверовали во Христа и позже были приговорены за это к смерти (в источнике названо количество уверовавших - 2597 чел.). М. был отведен за город и побит камнями. Его мощи были перенесены христианами в город и помещены в гробницу. Из иных зап. агиографических источников известен др. мч. Магн, называемый также Андреем, пострадавший в правление имп. Диоклетиана (284-305) в районе Таврских гор (М. Азия); с ним пострадали также 2597 христиан, уверовавших после того, как лев лег у ног святого. Несмотря на совпадение имен мучеников и сходные обстоятельства их кончины, болландист Г. Куперус считает этих Магнов разными людьми. В Мартирологе, составленном П. Кало (XIV в.), приведены разные подробности их мученичества, нет упоминания о пострадавших вместе с Магном (Андреем) христианах. Следует также обратить внимание на то, что западные источники, содержащие сведения о М. и др. одноименном мученике, довольно поздние, поэтому с уверенностью говорить об историчности этих материалов представляется затруднительным. Ни в греческих, ни в вост. агиографических источниках сведений о М. не сохранилось. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. Col. 717-719; Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae. Venetia, 1578. P. 270. Лит.: Sauget. J. M. Magno//BiblSS. Vol. 8. Col. 541-542. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561182.html

Иларий). 2-е путешествие в Британию Девы Магнанция, Панадия, Камина, Порция и Макенна приготовляют тело свт. Германа к перенесению из Равенны в Галлию. Фрагмент гробницы св. Магнации (Мутье-Сен-Жан, Вост. Франция). XIII в. Едва Г. вернулся в Галлию, как к нему прибыла делегация представителей общин Арморики (Зап. Галлия), прося заступничества перед патрицием Аэцием, к-рый послал в их землю на подавление восстания багаудов войско аланов во главе с кор. Гоаром. Констанций называет вождем багаудов некоего Тибатона; однако его восстание было подавлено еще в 437 г., в то время как описываемые в Житии св. Г. события происходят незадолго до кончины святого в 448 г. Поэтому данное восстание следует скорее отождествить с мятежом 448 г. во главе с медиком Евдоксием. Если Тибатон объединял вокруг себя беглых рабов, то восстание Евдоксия носило характер недовольства городских низов усилившимися поборами фиска и самоуправством администрации, что скорее могло побудить епископа к заступничеству. Узнав, что аланы уже выступили на подавление восстания из района г. Аврелиана (совр. Орлеан), где ок. 440 г. им были предоставлены земли для расселения в качестве федератов империи, Г. спешно направился им навстречу. Встретившись с кор. Гоаром, Г. убедил его приостановить продвижение войска; Гоар согласился, но потребовал, чтобы святитель добился отмены приказа о подавлении восстания от патриция Аэция или от императора. Г. направился в Равенну ходатайствовать за жителей Арморики перед имп. Валентинианом III и его матерью и соправительницей Галлой Плацидией . По пути в Медиолане (совр. Милан) он принял участие в празднестве в честь мучеников Гервасия и Протасия, память к-рых отмечалась 19 июня, после чего спешно направился в Равенну. Там святитель через местного еп. св. Петра Хрисолога добился аудиенции у Галлы Плацидии. Среди придворных, поддержкой к-рых Г. пользовался в Равенне, агиограф Констанций упоминает Волузиана и Акула. Первый принадлежал к свите патриция и магистра армии Сигисвульфа, второй был одним из евнухов имп. опочивальни (sacri cubiculi). Миссия Г. окончилась полной неудачей, т. к. багауды в Арморике вновь взялись за оружие. 31 июля 448 г. святой скончался в Равенне.

http://pravenc.ru/text/164693.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010