24-е Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме. † Преподобной Елисаветы чудотворицы Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета 298 , дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель 299 . В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета 300 . Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными. Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25-26). После этого мон-рь перешел под упр. архиеп. Авдуена, который назначил настоятелем мон. Хродеберта, однако тот вскоре скончался. Его преемником стал архидиак. Авдуена Рагентрамн, ок. 680 г. избранный на епископскую кафедру г. Абринкаты (ныне Авранш). В это время умер Эброин, что послужило поводом для примирения свт. Авдуена и прп. Филиберта, вернувшегося в Ж. Последние годы жизни преподобный находился в разъездах, в 684 г. скончался в основанном им мон-ре Хериона (ныне Нуармутье), поручив незадолго до смерти управление Ж. прп. Айхарду, настоятелю мон-ря Квинциак (ныне Кенсе), который был аббатом Ж. до 698 г. Согласно Житию Айхарда, составленному в XI в., в эти годы мон-рь переживал расцвет и насчитывал до 900 чел. братии. После смерти Айхарда мон-рем управлял настоятель Центулы (ныне Сен-Рикье) Госхин (Годин). В 714 г. в Ж. принял постриг свт. Евхерий , еп. Аврелианский (Орлеанский), в 718 г.- племянник франк. майордома Карла Мартелла Гугон († 731), впосл. архиепископ Ротомагский и с 724 г. аббат Ж. Аббат Дроктегауд дважды посещал Рим по поручению кор. Пипина Короткого (в 753 и 758). В 794 г. в мон-рь были сосланы родственники имп. Карла Великого - герц. Баварии Тассилон III и Теудон, к-рые скончались в Ж. и были погребены в зале собраний капитула. При перестройке мон-ря в 934 г. их останки были перезахоронены в ц. св. Петра. К XII в. оформилась легенда о «жюмьежских близнецах», к-рая имеет черты рыцарского романа. По легенде, кор. Хлодвиг II, отправляясь в паломничество на Св. землю, поручил королевство 2 сыновьям под надзором кор. Батхильды. Однако сыновья пожелали править самостоятельно, отстранили мать от управления и провозгласили себя королями. Батхильда сообщила об этом мужу. Тот по возвращении собрал войско, разбил сыновей и взял их в плен. В Париже состоялся суд баронов, к-рые при участии Батхильды приговорили их к смерти. Мятежным королевичам перебили голени, посадили их в лодку и пустили вниз по Сене. Волны прибили лодку к берегу близ Ж., где их нашел прп.

http://pravenc.ru/text/182383.html

Помимо опасности для провинций присутствие варваров влияло и на жизнь в столице, где мн. высокие посты, особенно в армии, со времени Феодосия I находились в их руках. В имперской элите сложились 2 противостоящие партии: готская, во главе к-рой стоял военачальник (magister militum) Гайна, и партия противников «варварского засилья», возглавленная префектом претория Востока Аврелианом. В 399-400 гг. между партиями произошло открытое противостояние, вылившееся в «мятеж Гайны» - попытку готского войска поставить под свой контроль К-поль и управление империей. Хотя Гайна вошел в столицу во главе подчиненных ему войск, население было настроено враждебно к арианам-готам; энергичный протест свт. Иоанна Златоуста не позволил Гайне передать своим воинам одну из главных церквей К-поля. 12 июля 400 г., когда Гайны не было в К-поле, толпа бросилась на готов и перебила ок. 7 тыс. чел. Гайна бежал на Дунай, где вскоре погиб в одном из сражений с гуннами (дек. 400). После этих событий влияние германцев в Византийской империи было существенно ослаблено. В честь победы над готами при А. было начато строительство нового форума в К-поле, завершенного при Феодосии II. В центре форума А. была поставлена колонна, украшенная барельефами; конная статуя А. в 421 г. была водружена на ее вершине. В программе барельефов колонны А. нашли отражение изменения в офиц. идеологии имп. власти: победу императора отныне связывали не с его военной доблестью правителя, а прежде всего с его христ. благочестием. Статуя упала при землетрясении в 740 г., а сама колонна простояла до 1715 г. В наст. время сохранились остатки постамента колонны. Религ. политика А. продолжал деятельность Феодосия I по укреплению Православия в империи после окончательного осуждения арианства на Всел. II Соборе (381) и запрета языческих жертвоприношений эдиктом 391 г. Во время «мятежа Гайны» ариане попытались восстановить свое влияние в столице. Позднее, несмотря на усилия правительства А., число ариан было достаточно велико. В самом К-поле арианское богослужение было запрещено, однако за чертой города благодаря покровительству высокопоставленных чиновников накануне великих праздников совершались пышные шествия ариан, во время к-рых пелись религ.

http://pravenc.ru/text/76036.html

Помимо римского П. в раннее средневековье под этим же наименованием были известны облачения иного типа. В 6-м каноне Матисконского Собора 581/3 г. говорится о том, что все епископы Галлии должны быть облачены в П. на каждой мессе (CCSL. 148A. P. 224), что безусловно противоречило рим. практике (поэтому в более позднюю эпоху постановление этого Собора подверглось редакции: вместо епископов были указаны архиепископы). Возможно, такие же П. нерим. типа были распространены в Сев. Африке и Испании и представляли собой либо разновидность столы, либо аналог визант. омофора. По мнению нек-рых исследователей, эти облачения могли позже трансформироваться в рационал ( Gamber. 1977). Дарование П. Дарование П. папой др. епископам означало установление особых отношений этой кафедры с Римским престолом. Первое такое дарование относится к 513 г.: папа Симмах отправил П. свт. Кесарию Арелатскому (MGH. Epp. Bd. 3. S. 39-40). Затем последовала целая серия дарований Арелатским епископам как папским викариям в Галлии: папа Вигилий - еп. Авксанию в 545 г. (Ibid. S. 60-62) и свт. Аврелиану в 546 г. (Ibid. S. 64-66), папа Пелагий I - Сапавду в 557 г. ( Pelagii I Papae epistulae quae supersunt: (556-561)/Ed. P. M. Gassó, C. M. Batlle. Barcelona, 1956. P. 14-17). По крайней мере со времен имп. Юстиниана и папы Вигилия за получением П. Равеннские архиепископы должны были обращаться в Рим ( Agnel. Lib. Pont. eccl. Rav . 70; так, в 569 г. папа Иоанн III даровал П. архиеп. Петру Равеннскому - CCSL. 140A. P. 1100). Однако практика использования П. в Равенне отличалась от практики остальных кафедр. В частности, свт. Григорий Великий убеждал архиеп. Иоанна II отказаться от принятого в Равенне обычая носить П. до мессы в секретарии (secretarium) и во время литаний ( Greg. Magn. Reg. epist. III 54), что Иоанн оправдывал местной традицией (CCSL. 140A. P. 1097-1099). Причина конфликта была в том, что, по мнению свт. Григория, Равеннские архиепископы присваивали т. о. себе политические функции, поскольку носили П. в публичном пространстве, а не в контексте богослужения: secretarium служил не только местом для облачения клириков перед богослужением, но и комнатой для епископской аудиенции, куда могли входить как клирики, так и миряне (в античности помещение, в к-ром патрон принимал своих клиентов, именовалось salutatorium; этот термин также используется свт. Григорием). Кроме того, ношение инсигний во время литаний, по мнению свт. Григория, ставило под вопрос их покаянный характер, поскольку архиепископ демонстрировал свою власть вместо смирения. Конфликт продолжился и при следующем архиепископе, Мариниане ( Serfass. 2014). Однако в итоге свт. Григорий уступил давлению равеннских аристократов и разрешил носить П. на 3 литаниях в течение года и в годовщину ординации ( Greg. Magn. Reg. epist. V 11, 61).

http://pravenc.ru/text/2578749.html

канонических норм о дисциплине монахинь, а также упорядочены нормы провинциальных Соборов. Последний Собор с участием Г. проходил в Паризиях в 573 г., сохранились 2 послания Собора к Эгидию, архиеп. г. Ремы, и кор. Австразии Сигиберту. Поводом для этих посланий стала рассмотренная на Соборе жалоба Паппола, еп. Карнутского (Шартрского), поддержанного кор. Гунтрамном, о незаконных действиях кор. Сигиберта и архиеп. Эгидия, учредивших новую епископскую кафедру в г. Кастродун (совр. Шатодён), прежде входившем в еп-ство Карнута. Эгидий поставил епископом некоего Промота, хотя эта территория входила в митрополию г. Сеноны (совр. Санс), и архиепископ Рем не имел здесь церковной юрисдикции, равно как и кор. Сигиберт не имел политической власти на территории, подвластной его брату Гунтраму. Накануне Собора Г. призвал Промота явиться на заседание, но тот отказался и был низложен. В постановлениях Собора подпись епископа Паризиев следует сразу же за подписями митрополитов ( Greg. Turon. Hist. Franc. 4, 47). Деятельность Г. не ограничивалась землями еп-ства Паризиев. Венанций Фортунат упоминает о пребывании святого в др. городах Франкского королевства: в Туронах (Vita Germani. 28, 34), в Августодуне и Аваллоне (Ibid. 29-30, 32, 64), в Битуригах (Ibid. 40, 63), в Пиктавии (Ibid. 45), в Намнетах (совр. Нант; Ibid. 47), в Аврелиане (Ibid. 69). Автор не всегда сообщает причины этих путешествий. Дважды святой ездил на поставление местных епископов: в Августодун для рукоположения еп. Сиагрия (до 567) и в Битуриги, где ок. 570 г. был рукоположен еп. Феликс (преемник Пробиана; † до 573). В др. случаях агиограф объясняет путешествия Г. стремлением поклониться мощам святых Мартина в Туронах, Илария в Пиктавии, Симфориана в Августодуне. О цели путешествий в Намнеты и Аврелиан автор Жития умалчивает. Согласно Аймоину из Флёри, Г. совершил путешествие на Восток (в Иерусалим и К-поль), во время к-рого получил в дар от визант. имп. Юстиниана I (527-565) руку мч. Григория и ногу мч. Иннокентия, помещенные впосл.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Выше этой провинциальной организации уже не было, собственно говоря, ничего, кроме очень живого чувства всехристианского единства и признания особого авторитета за римской церковью. Последний скорее чувствовался, чем был точно выражен; чувствовался, во-первых, самими римлянами, которые со времени св. Климента ни разу не уклонились от исполнения своего долга перед христианским миром; чувствовался также и прочими, поскольку это чувство не сталкивалось со специальными интересами того или другого момента. Проявляя свой нравственный авторитет, римская церковь при полной неопределенности таких проявлений то содействовала, то становилась помехой заинтересованным сторонам. Пока она им не противоречила, у людей не хватало слов для выражения своего энтузиазма и уважения, какое она им внушала, даже покорности, которую они считали для себя обязательной по отношению к ней. Во время же распри, как это обнаружилось, напр., во времена пап Виктора и Стефана, прерогативы кафедры св. Петра становились менее бесспорными. Но в обычном ходе вещей обширная христианская община столицы мира, возникшая с самого основания церкви, освященная пребыванием в ней и мученической кончиной апостолов Петра и Павла, сохранила за собой свое древнее положение общего центра всего христианства и, если можно так выразиться, евангельской столицы; к ней непрестанно были обращены благочестивые взоры ,и мирян, и пастырей; везде интересовались тем, что у нее делалось, какое учение в ней преподавалось, в случае надобности ее посещали. Основатели новых религиозных учений старались добиться у нее признания или даже овладеть ее вселенским авторитетом, пытаясь оказать влияние на ее предстоятелей ее благотворительность, опиравшаяся на довольно значительное уже богатство, не оставляла без помощи во время гонений или обычных бедствий самых отдаленных областей, как Каппадокия и Аравия. Она внимательно следила за богословскими спорами, волновавшими другие страны; она не поколебалась призвать Оригена к отчету в странных крайностях его экзегетики и вернуть к православному образу мыслей могущественного примаса Египта. Положение ее в христианстве было настолько очевидно, что язычники вполне ясно понимали его. Разбирая спор двух соперников по антиохийской кафедре, имп. Аврелиан тотчас же решил, что настоящий епископ – тот, кого признает римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

и Асклепиодот. Они имели в Риме последователей, образовали свою общину, там и поставили епископом Наталиса. Он впоследствии раскаялся и был принят в Церковь папою Зефирином (Евс. V, 28). Последнюю фазу римское адопцианство пережило в Артемоне. Он выступил лет 20–30 спустя после Феодота, по-видимому, он перенес свою деятельность на Восток, где его считали «отцом» ереси Павла Самосатского (Евс. VII, 31). На Востоке монархианство в динамической форме, по-видимому, было признаваемо епископом Бериллом , которого обличал и привел к раскаянию Ориген (Евс. VI, 33). Главным представителем динамистической монархианской ереси был на Востоке Павел, епископ Самосатский (Самосат в Сирии, на зап. берегу Евфрата), а с 260 г. Антиохийский . Антиохия принадлежала тогда Пальмире и управлялась царицей Зиновией. Павел занимал у нее высокий государственный пост. По Евсевию (VI, 30), он низко и неуважительно думал о Христе, представляя Его обыкновенным по естеству человеком. В 264 г. в Антиохии был созван Собор (кем – неизвестно, вероятно, Фирмиллианом Кесарийскими). На нем присутствовали: Фирмиллиан Кесарийский, Елен Тирский и др. Но Павел искусно скрыл свои еретические мысли и не был изобличен. Не имел успеха и второй Собор против Павла. Лишь третьему Собору, созванному, вероятно, в 268 г., удалось установить ересь Павла, благодаря антиохийскому софисту Мальхиону, кроме собственной диалектики призывавшему на помощь тахиграфов (Ц. И. XXIX). Павел был низложен; в преемники ему был избран Долен, которому удалось занять кафедру только в 272 г., благодаря победе имп. Аврелиана над Пальмирою, и при условии, чтобы Долен находился в сношении с епископами римским и италийскими вообще. Монархиане-модалисты . На Западе они были известны под именем «патрипассиан», а на Востоке – «савеллиан». Наши сведения о монархианах-модалистах скудны. Один из главных полемистов против них, Тертуллиан , не знал имени Ноэта, Эпигона, Клеомена и Каллиста; напротив того, Ипполит совсем не упоминает о Праксее, против которого ведет жаркую полемику Тертуллиан .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Св. мученицы Лукии девицы, и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура. Пострадали в Кампании. Пролог. Март. Р. Мес. В. Св. муч. Квинта. ФригианИн.Страдал в царство Аврелиана (270–275) от Клеара. Пролог. Свв. мучч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина, и с ними двух градоначальников, Руфа и Руфина. Св. Исавр родился в Афинах в царств. Нумериана; пострадал с прочими в Аполлониаде (Макед.) от трибуна Трипонтия, в 4 в. Пролог. (Act SS iun. III. р. 287–288.) Март. Р. 17 июня. Свв. мучч. Марина и Марфы, и чад их Авдифакса и Аввакума, и с ними Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Марин с Марфой и двумя сынами, Персиане, пострадали в Риме, куда прибыли для поклонения гробам свв. апостолов и служения мученикам, при имп. Клавдии, около 270 года. Прочие были Римляне. Иные из них усекнуты, другие камнями побиты; около 260 умерли от стрел и преданы огню. Чет. Минея. (Act SS. 19 ian. II. р. 214–219.) Март. Р. 19 янв. Обретение мощей св. Иулиании девицы. Княжна Ольшанская, из рода вел. кпнязей Литовских. Мощи ее обретены в начале 17 века, в Киево-Печерской обители. Чет. Минея. 7 Преп. Фомы Малеина. В мире, воинствуя, славился богатством и храбростью, в иночестве – просиял подвигами и чудесами. Чет. Минея. (Act SS. iul. II. 467.) Мес. В. Есть служба. Преп. Акакия, иже в Лествице. Вторично воспоминается 29 ноября. Имеет службу. Свв. преподобномучч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха. Из восточных стран удалясь в скифские, в Алмириду на Дунае, чудотворениями и учением обратили на себя внимание Латрониана областеначальника, и от него обезглавлены, около времен Диоклетиана. Александр и Маркеллина, родители Астиона, знав о кончине сына своего, крестились, раздали нищим имение, и, пожив богоугодно, по смерти сподобились части святых. Чет. Манея. (Act SS. iul. II. p. 538–551). Св. муч. Евангела. Скончался от меча. Чет. Минея. (Вероятно, это епископ Алмиридский, крестивший Александра и Маркеллину, родителей преподобномуч. Астиона и упоминаемый в его страдании).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Т. о., «Римская республика» сохраняла широкую автономию, но К. пытались ограничить ее внешнеполитические связи, особенно с Византийской империей. К. могли обеспечить мир и порядок в Италии, защитить папу в случае серьезных конфликтов. Формирование «Римской республики» привело к тому, что в руках разросшейся папской администрации сосредоточились значительные экономические ресурсы. В источниках регулярно сообщается об аристократических группировках, к-рые интриговали при папском дворе, устраивали вооруженные беспорядки. Междоусобные конфликты правителей Беневенто, Капуи, Сполето и др. городов угрожали безопасности Рима и не позволяли организовать оборону от арабов, разорявших побережье Италии. После того как арабы напали на Рим и разорили богатые пригородные базилики св. Петра и св. Павла, в городе начались восстановление старых стен Аврелиана и сооружение мощных укреплений. В этих условиях Римские папы полагались на военную помощь К., но распад империи и междоусобицы представителей династии препятствовали этому. Последним правителем из династии К., к-рый пытался оказать папе военную помощь, был Карл Лысый, но принятые им меры имели преходящий результат. Ослабление династии К. привело к тому, что со времен папы Иоанна VIII Римские понтифики самостоятельно распоряжались имп. титулом, предлагая его подходящим претендентам. Устройство Франкской Церкви при К. было коллегиальным, важнейшие вопросы решались на совещаниях, собиравшихся по инициативе правителя, к-рый также брал на себя проведение в жизнь принятых решений. Главенствующую роль в управлении Церковью играли архиепископы. Вопросы, связанные с границами юрисдикции архиепископов и правами епископов-суффраганов, становились предметом обсуждения. Такая дискуссия, в частности, была инициирована архиеп. Гинкмаром Реймсским и его суффраганами Ротадом Суасонским и Гинкмаром Ланским, которые отрицали право архиепископа судить и смещать подчиненных ему епископов. Предполагается, что со спором между Гинкмаром Реймсским и его суффраганами связано появление т.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Уже при Галлиене в Кесарии Палестинской был обезглавлен за исповедание христианства Марин , знатный и богатый человек, отличившийся на военной службе. Подобные случаи происходили и в правление других императоров 2-й половины III в. Опасность нового Гонения нависла над Церковью при имп. Аврелиане (270-275). Этот император был приверженцем восточного «солярного монотеизма». Несмотря на личное участие (в 272) в деле изгнания с Антиохийской кафедры ересиарха Павла I Самосатского, низложенного на нескольких Соборах, Аврелиан незадолго до смерти, как сообщают об этом Евсевий и Лактанций, замыслил новое Гонение, подготовив соответствующее распоряжение; текст предписания Аврелиана о преследовании христиан. Хотя преследования при Аврелиане имели ограниченный характер, число мучеников этого периода, почитаемых Церковью, достаточно велико. К времени императора Аврелиана традицией отнесена дружина Византийских мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы ; мученики Павел и Иулиания Птолемаидские ; мученики Разумник (Синесий) Римский , Филумен Анкирский и др. Мир для Церкви сохранился при непосредственных преемниках Аврелиана императорах Таците (275-276), Пробе (276-282) и Каре (282-283), а затем и на протяжении первых 18 лет правления императора Диоклетиана (284-305) и его соправителей — августа Максимиана и цезарей Галерия и Констанция I Хлора. Как сообщает Евсевий Кесарийский, очевидец событий, «императоры были очень расположены к нашей вере». Лактанций, суровый обличитель императоров-гонителей, называл правление Диоклетиана до 303 г. счастливейшими временами для христиан. В этот период христиане занимали важные государственные должности, получая при этом освобождение от совершения жертвоприношений языческим богам, входивших в круг обязанностей чиновников. Среди мучеников, впоследствии пострадавших в «Великое гонение» Диоклетиана, были судья и управляющий царской казной в Александрии Филором, приближенные императора Горгоний и Дорофей, знатный сановник Давикт (Адавкт), занимавший одну из высших правительственных должностей. Христианство проникло и в семью императора: его исповедовали жена Диоклетиана Приска и их дочь Валерия. Много христиан было и среди образованных людей этого времени: достаточно упомянуть Арнобия и его ученика Лактанция. Последний был придворным учителем латинского языка в Никомидии. Христиане составляли значительную часть армии. В этот же период происходили массовые обращения язычников в христианство.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010