30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Моне Э. 323 Муравьева-Амурская, графиня 140 Муравьев-Амурский И., сын графини Муравьевой-Амурской 140 Муравьевы 145 Несвицкий К., протоиерей 24, 42 Низье А. Ф. 146 Никанор, архиепископ Казанский 222, 223 Никита, странник 33, 36 Николаев Б. , священник 83, 283 Николай 317 Николай 135 Николай, епископ Аляскинский 159 Николай Кавасила , святой праведный 328 Николай I, император 19 Николай II, император, страстотерпец 145, 146, 147, 148, 154, 171, 188, 223, 232, 279, 294, 295, 317, 318, 321, 323, 324, 330, 347 Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, святитель 143, 198, 213, 221, 222, 234, 322 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии 262 Новиков Н. И. 113 Оболенская, княгиня 152 Оболенские 145 Ографена 19 Озеров Д. А. 325 Ольга, младенец 128 Ольденбургские 145 Ориген 53 Орловы 145 Павел, славный и всехвальный первоверховный апостол 40, 49, 53, 54, 59, 198 Павел, младенец 128 Павел I, император 125 Павел Препростой, преподобный 178 Павлов И. П. 140 Павский Г. П. 112 Палицын Авраамий 302, 317 Палмер У. 85 Пантелеймон, великомученик и целитель 143, 144 Паозерский М., священник 70, 88 Пахомий, иеросхимонах 329 Пахомий Великий , преподобный 57 Пелагия 133 Перцова В., секретарь о. Иоанна 195, 237 Петр, славный и всехвальный первоверховный апостол 59, 198, 337 Петр Ермолаевич 214 Петр I, император 19, 231 Петров Г., священник 51, 103 Петров И., крестьянин 257 Петров М., иоаннит 260, 261 Петров П. 317 Пимен Великий , преподобный 52 Пио, католический монах и священник 234, 344 Питерс П. 6 Победоносцев К. П. 102, 234, 245, 257, 258, 293 Подгорный С. 279 Подосенов H., священник 282 Полунов А. Ю. 8 Помазанский М., протопресвитер 6 Пономарев И. А., крестьянин 253, 254, 255, 283 Попов И. (Иннокентий, митрополит Московский, святитель) 227 Протопопов В. В. 196, 263, 269 Пульхерия, царица Греческая, благоверная 53 Пустошкин В., иоаннит 262, 264, 275, 281 Пушкин A. C. 114, 198, 216, 222 Раменников Г. 192 Распопов В. 163 Распопова П. 163 Распутин Г. Е. 146, 147, 148, 198, 326

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Учение Церкви касается и природы, и Божественных Лиц. Нельзя забывать, что христианская вера есть принятие Замысла Трех Лиц о Спасении. Осуществленный по инициативе Отца, Который призывает людей и их прощает, он совершается через послание (миссию) Сына, Посредника совершенного Завета, и продолжается в Церкви через действие освящающего мир Святого Духа. Учение Католической Церкви о Тайне Святой Троицы: Бог един: ХВ 2, 5, 8/1, 16, 29, 252, 255; личностен: ХВ 135/1, 137; Он трансцендентен миру: ХВ 252, 257–258; содержит в Себе полное совершенство: ХВ 29, 234, 252; Он всеведущ: ХВ 137, 254. Бог сущ в Трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой: ХВ 9, 11, 29, 206, 220, 222, 228; обладающих единой Божественной природой: ХВ 9, 11, 14, 15, 17–18, 29, 206, 219, 222/1, 224, 231, 317, 332. В каждом Лице присутствует полное и неделимое Божество: ХВ 29, 210, 211, 222, 224; в Отце: ХВ 11 в Сыне: ХВ 9–10, 12, 207, 213, 214; в Святом Духе: ХВ 8, 8/1, 9, 13, 208, 215–217, 221. Между Тремя Божественными Лицами существует реальное различие: ХВ 9, 1718, 206, 209, 222/1, 225, 230. Основание этих отличий – в отношениях Лиц: ХВ 14–16, 224, 231. Отец Сам по Себе обладает Божественной природой: ХВ 11, 29, 227, 229, 233; Сын исходит [procedit] от Отца в вечном рождении: ХВ 12, 29, 212, 224, 229–230, 233; Святой Дух происходит от Отца и Сына как от одного и единого начала: ХВ 9, 13, 29, 226, 227, 229, 233. Отец, Сын и Святой Дух взаимно проникают в самом совершенном взаимопроникновении [circumincessio]: ХВ 18, 232; и действуют через одно и то же воздействие на мир вне Себя: ХВ 18, 22, 218, 233. Послание Дионисия, папы Римского, Дионисию, епископу Александрийскому (около 260 г.) Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге [ХВ 1]. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к «монархии». Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица – три бога. Исключая, что Слово как бы «создано» – Отец родил, – Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Сербский; министр-президент 2; санитарный отряд 142.143; посланник 9; престол 143. Сербское подворье в Москве 229. Сербы 139. 143. 144. 191. 194. 227. 229. Сергиева лавра 182. Сергий (Дабич), архимандрит 218. Сергий (Лавров), епископ 222. 226. Сергий (Страгородский) , архиепископ 277. Сибирский 52 стрелковый полк 280. Симеон (Нарбеков) , архимандрит 227. Синай 229. Синайская Гора 194. 230. Сирийские селения 222. Сирийцы 222. 224. Славяне 178. 190. 193. 283. Славянские народы 12. 35. Славянский язык 280. Славянские государства 140. Славянское; дело 35; благотворительное Общество 120. 140. 141. 142. 143. 144. 208. 210; см. петроградское, киевское; происхождение 258. Славянство 35. 141. 145. Словаки 191. Смарагд (Латышенков), иеромонах 202. Смирнов – см. Антоний. Смольный Институт 184. Смолянка 184. Соболевский Алексей Иванович, академик 141. 144. «Собрание узаконений и распоряжений Правительства» 166. 286. Соколов Виктор Павлович, дворянин 169. Солунь 218. Соснин Павел, священник 281. Старорусский 2-й полевой сводный госпиталь 282. Стокгольмский посланник 183. Стокгольм 178. 179. Страгородский – см. Сергий. Судейкин Власий Тимофеевич, сенатор 169. Супурганский епископ 194. 225. Суражский 280-й пехотный полк 282. Сусанна (Мельникова), игуменья 282. Сухомлинова Екатерина Викторовна 58. 59. Сухомлинов Владимир Александрович военный министр 81. 137. 290. Северные уезды 152. Северный район 154. 157. Северо-американское Филантропическое Общество 183. Сенцов – см. Леонид. Таврический архиепископ 309. Тамбовская Семинария 225. Татаре 49. Татиана Николаевна, Великая Княжна 10. 12. 72. 73. 130. 132. 170. 326. Татьянинский Комитет 120. 176. Тергявар, город 222. Тернавцев Валентин Александрович, чиновник особых поручений 157. 175. 279. Тифллс 60. 225. Тихон (Беллавин), архиепископ 175; 280. Тихон задонский , святитель 279. Толстой Иван Иванович, граф, петроградский городской голова 145. Торнео, г. 281. Торопец, г. псковской губ. 6. Трифон (князь Туркестанов), епископ 308. 309. Троицкий – см. Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел), когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: «Отпущаются тебе греси твои». Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли... и трудитесь. Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин (2, с. 185). 11. Наставление кающемуся о падении в плотский грех И не расслабляйтесь. Враг не силен: болий есть Иже в вас... но он лукав и лестию одолевает и берет в плен... Бдите убо и молитесь. Смотрите на внутренний строй... Ибо без должного здесь строя все спасительное, совершенное вами (Исповедь и Причащение), может остаться одним внешним чином примирения без внутреннего живого общения. Свидетельство о бытии внутрь должного строя представляют сокрушение сердечное и решимость твердая, как смерть, – не поблажать себе, и ревность сильная все требуемое совершать без саможаления (2, с. 221–222). Плоть надо умучить голодом, малоспанием, трудом молитвенным, удалением от соблазнов и винопития. Бог примирился с вами... представьте документы мира – эту готовность все должное делать без жаления себя (2, с. 222). Возьмите себя в руки, и Академия не помехой будет, а способствованием... Если же не возьмете себя в руки, то никакой монастырь не избавит вас. Устройте внутрь себя строгий монастырь: себе внимайте и все недоброе, возникающее внутри, мысли ли, или сочувствия и желания – подавляйте сразу без малейшей уступки, а все доброе восставляйте и поддерживайте. Это вы можете, если желаете спастись, ибо сие желание и есть прогоняние всего худого и принятие доброго (2, с. 222). Вы похожи на дом, потрясенный землетрясением. Хозяин – вы, увидев это, не опустили рук, не сказали: пропадай все... а решились восстановить его... Главное сделано; теперь надо доканчивать, отделать дом свой (2, с. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Важными конструктивными элементами знаковой системы фряжской иконы становятся и другие «вещи». На холуйской иконе Ивана Афанасьева «Великие князья Владимирские чудотворцы» (илл. 123) особое значение имеют атрибуты царского достоинства корона на голове св. Александра Невского, которая повторяется вместе с его гербовым вензелем на чепраке коня, горностаевый королевский плащ, в который облачен св. Глеб, царские одежды Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Все эти элементы могут служить иллюстрацией к истории костюма. К тому же Александр Невский представлен на коне и с мечом в руке, что усваивает всей композиции идею святости как силы и могущественного влияния. Скорее, это портрет царя, а не святого. Общий силуэт св. Александра и обращенные к нему жесты святых Глеба, Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и мученика Авраамия лишь подчеркивают репрезентативность фигуры одного из главных святых Российской империи. Икона, кстати, интересно сопоставима с распространившимися в ремесленном искусстве Палеха XIX в. изображениями св. Георгия, имеющими в основе композиции конный парадный портрет (см., например: Князева, ИП, 1994, илл. 101). На рубеже XVII–XVIII веков на иконах меняется способ бытия вещей. Стол, накрытый Авраамом для явившихся ему трех ангелов, включил предметы, которые иконописец мог видеть в придворном быту: ложки и нож, кувшин, кружку и стакан. «И поспешил Авраам к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы... И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом» ( Быm. XVIII; 6:8 ). К этому описанию мастер добавил морковь и символические гроздья винограда; живущий в сакральном пространстве «натюрморт». В иконе св. Димитрия Ростовского важнейшим атрибутом святого является библиотека епископа. Изображение модели на фоне полки с книгами – черта «постренессансного» портрета. В данном случае она говорит о значении писательского труда в жизни святого, которая сразу приобретает черты биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

74 Согласно хронике Феофана, которая в данном случае опирается на сочинение Федора Анагноста, в заговоре против Зенона участвовали Верина и некоторые сторонники Василиска из числа константинопольских сенаторов («Летопись» Феофана, а. 5967). 78 В борьбе православных и монофизитов, происходившей тогда в Византии, Василиск выступил на стороне монофизитов. 79 Тимофей Элур в 460 г. по приказу императора Льва был смещён с епископского престола и отправлен в изгнание. 94 Древние авторы сообщают противоречивую информацию о кончине Василиска и его жены. В «Хронике комита Марцеллина» указано, что Василиск вместе с семьёй был сослан в каппадокийскую церковь Лимис и там «и там зачах, поражённый голодом» («Хроника комита Марцеллина», а. 476:1). Согласно Анониму Валезия Зенон поклялся, что Василиск не погибнет насильственной смертью , после чего «Василиску, его жене и сыновьям не позволили выйти из пустого подземного резервуара, и они погибли там от холода» (Anon. Vales. II, 9. 43). Виктор Туннунский в своей хронике сообщает, что Василиск с семьёй был сослан и в каппадокийскую крепость Сасем и умер там («Хроника Виктора», а. 476), а Феофан Исповедник – что в каппадокийской крепость Кукус, где то ли был заморен голодом в башне, то ли убит насильственно, выведенный из крепости («Хроника Феофана Исповедника », л. м. 5969, р. х. 469 ). 95 Маркиан был сыном западно-римского императора Анфемия (467–472 гг.), а по матери – внуком восточно-римского императора Маркиана (450–457 гг.). 102 Патриций Илл был одним из наиболее могущественных людей при дворе Зенона: именно благодаря его поддержке Зенон одержал победу в войне с Василиском и подавил мятеж Маркиана; в 477 г. Илл был провозглашен магистром оффиций (одна из высших должностей в поздней Римской империи), а в 478 г. – консулом. 105 Евстафий Плакида (IV в.) – антиохийский епископ, один из Отцов церкви; по ложному обвинению был низложен и сослан в Филиппы (по другим данным – в Траянополь во Фракии). 106 В действительности к тому времени прошло уже около 150 лет после смерти Евстафия: тот скончался в 337 или в 346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Вполне удобный доступ к колоколам мы встречаем только в тех столпообразных колокольнях московской традиции, родоначальником которых был Иван Великий. Однако множество признаков указывает, что в сооружениях этого рода звон также производился с земли. Так, в основном ярусе-«валовых» колоколов Ивана Великого два древних благовестника – «Медведь» и «Лебедь» – в силу своих размеров должны были полностью занимать отведенное им пространство 104 . Их языки почти касались пола, а края – пилонов. Принести эти колокола в движение, находясь внутри звона, невозможно ввиду их огромной тяжести. Невозможно и само присутствие там человека в момент качания: раскачавшийся колокол влетает в существующий проход. Нельзя было находиться во время звона и в девятигранном столпе Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале. Во всех девяти звонах этого столпа стояли очепные колокола. Если обратить все очепы внутрь колокольни, а не наружу, как это было когда-то, вся площадка столпа окажется «закрещенной» качающимися тестами. Современному читателю нелегко представить себе знаменитую колокольню Ивана Великого в момент звона, обвешанную со всех сторон канатами с обступившими их звонарями. Однако так оно в действительности и было. Об этом свидетельствует известный план Московского кремля 1000 г. («Кремленоград»), где в ярусе больших валовых колоколов Ивана Великого изображены свисающие до земли веревки (см. илл.). Звон в благовестные колокола Ивана Великого изображен на миниатюрах Лицевого летописного свода 105 . На одной из этих миниатюр показан «плачевный звон» в большой колокол, утром 4 декабря 1533 г. известивший москвичей о смерти Василия III. Этим «большим колоколом» был отлитый в 1532 г. Николаем Немчином вышеупомянутый «Лебедь». Он стоял в западном звоне Ивана Великого и приводился в движение с земли стременными звонарями (см. илл.). Наружный способ звона в качающиеся колокола (а значит, в подавляющем большинстве случаев, и в язычные) составляет основное отличие древнерусского способа звона от западноевропейского, где колокола приводят в движение изнутри колоколен. Указанную традицию следует связывать прежде всего с составом русского звона. В отличие от стран Западной Европы, передавших Руси свою технику звона (например, Италии и Германии, где интерес к собирательству колоколов определенно отсутствовал, но где очень рано стали строить высокие каменные колокольни для одного-двух колоколов), русские церкви издавна обладали целыми собраниями колоколов, различавшихся по топу и звуку и особым образом развешанных и расставленных.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с. Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит 10 Книги Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта/Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с. Олстон Уильям Пейн 10 Книги Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019 Caputo John David 10 Книги Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума/Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с. Милбанк Джон 10 Книги Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума/Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение) Уэйнрайт Уильям Джордж 10 Книги «Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»/Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с. Макграт Алистер Эдгар 10 Книги Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры). Филоненко Александр Семенович 10 Книги Вера и доверие. Дар и прощение/перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021. Бьянки Энцо, монах 10 Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария/под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое.

http://bogoslov.ru/event/2838468

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010