204 . Фрагмент иконы «Притча о богатом». XVIII век. ГМЗК (цв. табл. 7). 205 . К. Малевич. Уборка ржи. 1912. Из каталога: Казимир Малевич. 1878–1935. Каталог выставки. 1988–1989, илл. 34. 206 . Н. Гончарова. Спас в силах. Гуашь. 1910–1911. Из книги: Поспелов. 1990, илл. 29. 207 . Николай Чудотворец с житием. Литография. 1867. Типография Е. Яковлева в Москве. Отдел ИЗО РГБ. 208 . Бык не захотел быть быком и сделался мясником. Печатный раскрашенный лубок. Середина XVIII века. ГМИИ. 209 . В. Лебедев. Плакат «Дядя Пров». 1920. ГРМ. 210 . Мадонна деи Пеккатори (Мадонна грешников). Печатный лубок. Конец XIX-haчaлo ХХ века. Из каталога: Кокьяра. IPS, 1882, илл. 48. 211 . Богоматерь «Нечаянная радость», Клеймо четырехчастной иконы «Богоматерь Нечаянная радость. Богоматерь Феодоровская, Николай Чудотворец и святые Кирик и Улита». XIX век. Частное собрание, Москва. 212 . Архангел Михаил. XVII век. 33х27. ГТГ, собрание П.Д. Корина, 213 . А. Р. Голенкина. Агитационная тарелка «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала». 1920, ГИМ 214 . Н. М. Суетин. Супрематическая икона. 1929. Собрание Льва Нуссберга, США. 215 . Икона «Физический труд Святого Семейства». Мстера. 1923. 70х56. ГМИР. Иллюстрации 1–4, 8–16, 19, 22, 33, 36–40, 42, 44, 65–67, 71, 84–87, 91, 92, 95–97, 120, 121, 127, 128, 131–133, 140, 145, 146, 148, 150–155, 157, 159. 163, 166–168, 171, 173, 174, 176, 178, 181–183, 185, 186, 196, 197, 200–210, 212–214 – фотосъемка В.А. Соломатина. Цветные таблицы 1 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Конец XVII-haчaлo XVIII века. ГМЗК. 2 . Богоматерь Неопалимая купина. Вторая половина XVII века. 36х32. ГМЗК. 3 . «Смертный человек, бойся того, кто над тобою...» Начало XVIII века. ГМИР. 4 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Начало XVIII века. 31х28. ГМЗК. 5 . Богоматерь Феодоровская с чудесами. Первая половина XVIII века. 36х30. ГМЗК. б. Царевич Димитрий с житием. 1745. 61х37. ГМИР. 7 . Притча о богатом. XVIII век. 38х45. ГМЗК. 8 . Судьба праведника и грешника. XVIII век. ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

583 . Патриаршая «Церковная Истина» о русских келлиотах на Афоне. – ПрЦВед, 1903, 40, с. 1555–1556. В конце текста: В. 584 . Πахомий, иеромонах. Путеводитель по святому граду Иерусалиму и вообще по святым местам Востока. В пользу Русского Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1862. 172 с; 1 план. Изд. 2-е, доп. СПб., 1864. 183 с; 23 л. илл. 2 л. план. Предисл. подпис.: иеромонах Пахомий. 585 . Пахомий, монах афонец. История афонской смуты или имябожеской ереси. Составил монах Пахомий-афонец по личным наблюдениям, рассказам очевидцев и печатным источникам, с примечаниями очевидца, бывшего редактора ж. «Монастырь» А. А. Павловс кого. СПб., 1914. 135 с. 586 . – Святая Афонская Гора и ее духовное влияние на весь православный мир, преимущественно же на Православную Россию. Одесса, БРОА, 1912. 48 с.; 1 илл. 587 . Первов П. Новый Афон и его обители. – «Странник», 1909, т. 1, с. 16–30, 164–183, 360–374. 587а. Петкович К. П. – См. Дмитриев-Петкович К. П. 217). 588 . Петров Н. И. Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. Вып. 1. Коллекция синайских и афонских икон Преосвященного Порфирия Успенского . Киев, 1912. 17с.; 12 л. илл. 589 . Петровский С. протоиерей. Имя Божие есть ли сам Бог ? Беседа. Одесса, САОСА, 1913. 32 с. 590 . Петухов Н., священник. 591 . Печальная летопись современного Афона. – «Колокол», 1913, 10 февр.; 17 февр., 1 мая (Продолжение скорбной летописи на Афоне). В конце текста псевд.: Афонец. 592 . Пимен, Митрополит Крутицкий и Коломенский, Местоблюститель Московского Патриаршего престола. Послание по Афонскому вопросу Его Святейшеству Святейшему Афинагору, архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 31 августа 1970 г. – ЖМП, 1970, 10. с. 2–3. 593 . Пимен, Митрополит Крутицкий и Коломенский, Местоблюститель Московского Патриаршего престола, Кирилл, Святейший Патриарх Болгарский. Совместное заявление по Афонскому вопросу от 8 июня 1970 г. – ЖМП, 1970, 7, с. 1–2. 594 . Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В других патриархатах тоже не получилось умиротворения. Антиохийский патриарх Каландион не хотел принимать Энотикона. Его защищали временно политические обстоятельства. Патриций Илл получил почетное удаление от двора на Восток. Туда же прибыл фракийский генерал Леонтий. Илл выдвинул его, как конкурента Зинону на занятие трона. Для этой интриги было использовано пребывание в Исаврии тещи Зинона, императрицы Верины. Илл привез ее в Tape и уговорил короновать Леонтия. Иерархи Востока должны были признать Леонтия. Но когда Зинон победил Леонтия, Каландион был сослан в оазис. Петр Гнафевс был вызван из ссылки и в четвертый раз водворен на Антиохийскую кафедру. Он принял Энотикон. Ho у него, как в Александрии у Петра Монга, также образовалась оппозиция крайних... Это Петр Гнафевс (Сукновал) ввел на литургии чтение Никейского символа веры с тенденцией против Халкидонского собора. Он же ввел в Трисвятом пении добавки: «Распныйся за ны». Это было заменой формулы «Бог пострадал», намек на «единое естество». Это «распныйся за ны» стало лозунгом, «военным кличем» монофизитства, как в свое время у донатистов — «Deo laudes!» Другие сирские епископы в большинстве подписали Энотикон и вошли в общение с патриархами Антиохийским и Александрийским. B Палестине преемник Ювеналия Анастасий с собором своих епископов приняли перед тем Энкиклион Василиска. Сменивший Анастасия в 478 г. Мартирий также принял Энотикон и отрекся от Халкидона. Но и здесь, как в Александрии и Антиохии, оппозиция крайних (монахов) была против всяких компромиссов и не удовлетворилась Энотиконом. 35-летнее разделение церквей (484-519 гг.) из-за Энотикона . Папа Симплиций все время упрашивал столицу изгнать Петра Монга. Каково же было его изумление, когда он в 482 г. получил известие о непризнании избранного на Александрийскую кафедру Иоанна Талайи и продвижении на его место Петра Монга. Папа написал императору об отмене такого назначения и Акакию — об осведомлении: в чем дело? Акакий не ответил ни слова (!). Папа Симплиций болел и скоро, в 483 г., умер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Конец времен стал разыгрываться перед глазами человека ежедневно и многократно: он в детальнейших формах и сценах был представлен на небольшой иконе, наподобие той, которая показана на илл. 34. Небесная судебная процедура взвешивания душ архангелом Михаилом сопрягается здесь с противопоставлением ада и рая (праведники отделяются от грешников) и накладывается на идею второго пришествия. В притче о Страшном суде в Евангелии от Матфея мы читаем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» ( Мф. 25; 31–33 ). (илл. 34, цв. табл. 28) Раскол Церкви усилил эсхатологические настроения: массовое сознание стало жить страстным ожиданием Страшного суда. Образы «большой» и «малой» эсхатологии сосредотачиваются в «красном углу» крестьянской избы, частном пространстве человека. 32. Спас в силах. Конец XVIII века. Музей истории религии, Петербург. 33. Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. Исторический музей, Москва. 34. Страшный суд. XIX век (цв. табл. 28). Музей истории религии, Петербург. 35. Христиан, ангел-хранитель, диавол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. Исторический музей, Москва. К этой же теме примыкали иконы Воскресения Христова с Двунадесятыми праздниками, средник которых занимало Воскресение и Сошествие во ад, а также иконы Вседержителя. Образы Спаса на небесном престоле отражали апокалиптическую идею конца времен по описанию Иоанна Богослова (илл. 32). На других иконах престол не изображался; Вседержитель держит раскрытую книгу со словами: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня...» ( Мф. 11:28–29 ). Это совмещение в одном моленном образе (или двух образах, стоявших рядом) «большой» и «малой» эсхатологии (Страшный суд в конце истории и суд сразу после смерти человека) один из парадоксов средневекового христианского сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

139 . Вениамин, епископ. О положении славянского монашества на Афоне. (Доклад, чит.15 июля 1948 г.). – В кн.: Деяния совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 г. Т. 2. М., 1949, с. 321–334. 140 . Вероисповедное послание святогорцев, отправленное к царю Михаилу Палеологу, когда он усиленно и неправо спешил соединить с нами латинян, не оставляющих своих ересей и навсегда неисправимых. Царьград – Галата, САОСА, 1925. 16 с. Ср.: Арсений, епископ Кирилловский (Иващенко А. И.). Послание с исповеданием веры... 61). 141 . Вертоградов П., иеромонах. Путешествие по святым местам на Святой Земле, во Святую Афонскую Гору и в Палестину в 1862 году Ново-Иерусалимского Вознесенского монастыря иеромонаха П. Вертоградова. С 11 рисунками и одним снимком с местоположением старого Иерусалима. Ч. 1–2 М., 1866. Ч. 1. 55 с. Ч. 2. 152 с. Об Афоне: Ч. 1, с. 16–55. 142 . Вести с Афона. – ЦВ, 1913, 20, с. 618–619; 24, с. 747; 42, с. 1317–1318. 143 . Вести с Афона. (К разъяснению положения дел на Святой Горе) – ЦВ, 1897, 45, с. 1462–1466. В конце текста: Один из братии. 144 . Вести с Востока. (Три документа об Афонском вопросе: Покаянно-благодарственное письмо афонских иноков Константинопольскому патриарху. – Разрешительная грамота патриархии. – Акт Афонской общины.) – ЦВ, 1875, 49, с. 12–14. 145 . Вечевой Н. Афонское дело. – «Новый журнал для всех», 1914, 14. 146 . Взбранная Воевода воинства Святой Горы Афонской. Повествование о чудотворных иконах Богоматери, во святых обителях Горы Афонской пребывающих. Одесса, САОСА, 1888. 193, IV с. с илл. 147 . Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления рукописей на рубеже XIV–XV вв. – ТОДРЛ, 1968, т. 23. с. 171–198; 3 илл. Библиогр. в примеч. «Описание русских и южнославянских рукописей XIV – начала XV в., написанных в Константинополе и на Афоне и посланных на Русь»: с. 185–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

По центральной оси располагается еще одно изображение Бога Отца на престоле со Святым Духом в окружении девяти чинов ангельских. Справа от Бога Отца на престоле оставлено место для Христа. Страшный Суд. Икона. XIX в. 71,7х60 см. ГМИР В этом же регистре слева располагается изображение Небесного Иерусалима в виде города, обнесенного стенами со множеством башен и ворот. Внутри него, за восемью престолами, представлены святые по чинам: апостолы, мученики, преподобные, отшельники (юродивые), пророки, святители, мученицы и преподобные жены. Напротив, в правом верхнем углу иконы, – ангелы, свивающие небо в свиток ( Откр.6:14 ). Страшный Суд. Икона. XIX в. ГМИР Вдоль левого поля иконы изображены крылатые монахи, возносящиеся в Небесный Иерусалим. Этот сюжет иллюстрирует видение египетского подвижника Иоанна Колова (V в.) и ряд других монашеских видений. Симметрично ему, вдоль правого поля, представлено низвержение с небес падших духов. Сочетание этих двух сюжетов, образующих своеобразное «обрамление» традиционной композиции «Страшного Суда», отражало распространенную в церковной литературе систему представлений, согласно которой праведники должны были занять на небесах место, освободившееся после отпадения десятого ангельского чина. Развитие византийской иконографии «Страшного Суда» на русской почве отражало стремление иконописцев к максимальной широте и универсальности идейного содержания этой композиции. Как традиционные сюжеты, так и новые, появившиеся в более позднее время, должны были свидетельствовать о промыслительной мудрости Бога – Творца и Спасителя и раскрывать всю историю Божественного Домостроительства – от Предвечного Совета до грядущего блаженства праведных в Царствии Небесном. Ист.: София Премудрость Божия. М., 2000. С. 321–322. Л. Н. Читать далее Источник: Очерки истории русской иконы от Крещения Руси до наших дней/Сост. и отв. ред. О.А. Платонов. - Москва: Институт русской цивилизации, 2011. - 592, с., 444 илл., (64 цв. илл). (Исследования русской цивилизации). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

О памятниках древнерусского зодчества как произведениях искусства, кроме перечисленных работ, см. также: Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976. Возможно, это икона Благовещения со св. мч. Феодором Тироном 2-й пол. XIV в. в собрании Новгородского музея-заповедника (Византия, Балканы, Русь: Иконы конца XIII — первой половины XV в./Каталог выставки. М., 1991. С. 240–241. 69). Кроме того, вероятно в 1381 г. митр. Пименом была привезена из Константинополя икона Пресвятой Богородицы Пименовская, находившаяся первоначально в Успенском, а со 2-й пол. XVI в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (ныне в ГТГ) — Византия, Балканы, Русь. С. 226–227. 43. Икона XII в. Благовещение (Устюжская) из Успенского собора Московского Кремля, относится к числу икон, привезенных в XVI в. из Новгорода при царе Иване IV Грозном (Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969. С. 9). Икона Пресвятой Богородицы Владимирская из владимирского Успенского собора датируется нач. XV в. (ок. 1408 г.). Создание ее связывают с переносом в Москву древнего чудотворного образа после нашествия Темир-Аксака в 1395 г. (Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1988. С. 25, 279. 96, 98). Подлинная Петровская икона Пресвятой Богородицы до настоящего времени не сохранилась. Известны многочисленные списки с нее начиная с XIV–XV вв. (старший список, вероятно,— в собрании ГТГ, см. воспроизведение его на с. 151 наст. изд.). Об истории Донской иконы Пресвятой Богородицы см.: Щенникова Л. А. История иконы «Богоматерь Донская» по данным письменных источников XV–XVII вв./Советское искусствознание. М., 1984. Т. 82. Вып. 2. С. 321–328. См. цветную илл. XVII наст. изд. Образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» из Кирилло-Белозерского монастыря, датируемый ок. 1397 г., ныне в ГТГ (Византия, Балканы, Русь. С. 233. 57, см. цветную илл. XVIII наст. изд.). Начальная история сказания о Курской-Коренной иконе Пресвятой Богородицы содержит противоречивые сведения, заставляющие усомниться в надежности древнейших свидетельств этого памятника, относящегося к сер.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Пророчествуя о соблюдении субботы на новой земле, он говорит не о субботнем дне, а о том субботстве, в смысле покоя, о котором говорил ап. Павел ( Евр. 4:9 –11 ). 705 г) Иногда сектанты стараются оправдать себя свидетельствами христианской древности и говорят: «празднование воскресного дня впервые введено законом Константина Вел. от 321 г., когда повелено чествовать «достопочтенный день солнца» или день воскресения. В то время Константин был еще язычником и закон его учреждал языческий праздник солнца или воскресения. Этот гражданский праздник был введен и в церковную жизнь христиан папой Сильвестром, который воспользовался законом Константина, чтобы придать празднованию первого дня недели характер законного церковного учреждения. Со времени же утверждения декретом Юстиниана в 538 г. главенства во всей церкви римского папы празднование воскресного дня или первого дня недели стало повсеместным». Но Константин Вел. считал себя христианином уже с 313 г. и с этого времени до 321 г. издал много распоряжений в пользу христианской церкви, в том числе и закон 321 г. о чествовании христианами воскресного дня. День этот хотя и совпадал с языческим «днем солнца», но в чествовании его христианами не было ничего языческого и даже самому названию день «солнца» они придавали особый, христианский смысл, так как под солнцем разумели Солнце правды –Христа. «Если мы предаемся радости в так называемый день солнца, говорит Тертуллиан , то причиной тому совсем не то, чтобы мы поклонялись ему» (солнцу)... (Аполог. 16 гл. 39). Празднование этого дня началось гораздо раньше Константина Вел. и было уже во время апостолов. Следов., папа Сильвестр не имел нужды вводить этот обычай в церковное употребление, опираясь на закон 321 г., равным образом и другие папы не могли сделать этого обычая повсеместным, так как никогда не были главою всей церкви. 706 3. О тысячелетнем царстве Христа с праведниками Ап. Иоанн, провидя своим пророческим взором будущие судьбы мира и церкви Христовой, говорит в Откровении: «увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей; он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг ее в бездну, и заключил его...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Гордый не терпит обличений Помраченный гордостью не может равнодушно сносить даже незначительные обличения от своих ближних. Он не допускает даже и мысли о том, чтобы кто-либо судил его поступки (7, с.320). Гордый все делает напоказ Все, что ни делает он, делает напоказ всем, ради славы человеческой. Тщеславие настолько может возрасти в гордом, что он может совершенно забыть о Боге и о той награде, которую Господь дарует Своим верным последователям. Даже подвижническая жизнь гордого человека вменяется ни во что, потому что он совершает подвиги не ради славы Божией, а ради похвалы человеческой (2.258)(7, с.320). Что будет способствовать истреблению в человеке гордыни На протяжении всей жизни христианин должен всячески хранить свое сердце в смирении и самоукорении, приписывая все свои добрые дела еди­ному Богу. Только такая духовная настроенность будет способствовать окончательному истреблению в человеке гордыни и его постоянному духовному росту (7, с.321). Сильнейшее оружие «против гордого духа» Сильнейшим оружием «против гордого духа» святитель Тихон Задонский считает смирение (3.444), без которого в деле спасения напрасен всякий другой подвиг. Как гордость бывает «гнусна и мерзка» Богу, так смирение «благоприятно и любимо». «Ни на что так Бог любовно не взирает, как на смиренное и умиленное сердце» (5.228). Человеку, плененному гордостью, следует искать избавление от этой страсти во всех ее видах и проявлениях, только в познании самого себя, в сознании своего ничтожества и окаянства, в христианском смирении (7, с.321). Что является действенным средством борьбы с гордостью Действенным средством в борьбе со зловредной страстью гордости является рассудительность (7, с.321). В каком источнике надо черпать силы для искоренения гордости Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого (1.148) и в этом источнике черпать силы для при­обретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордыни (2.172). Должно часто взирать, – поучает святитель Тихон Задонский , – на глубочайшее Сына Божия смирение и тому учиться от Него, ..а притом и просить Его усердно, дабы пагубный оный яд врачеством Своея благодати выгнав, подал дух смирения, которому воспоследует и прочии Его дарования. Ибо смиренным Бог дает благодать» (2.174) (7, с.321).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010