165 . Основатели и настоятели Выговского старообрядческого общежительства: иноки Корнилий и Виталий, Петр Прокофьев. Данила Викулин, Андрей и Семен Денисовы. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-nepbaя половина XIX века. ГМИР. А —4591—IV. 166 . Портрет А.Л. Ордина-Нащокина. Конец XVII- начало XVIII века. ГИМ. 167 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. ГМИР (цв. табл. 12). 168 . Надпись на обороте иконы «Чудо Георгия о змие». XVII век. Из каталога: Косцова, Побединская, РИ, 1990, илл. на с. 89, кат. 13. 169 . Богоматерь Взыскание погибших. Конец XVIII века. 24х18. ГММК. 170 . Рождество Богоматери. XVIII век. ГММК 171 . Нил Столбенский, 30-е годы XIX века. 44х31,5. ГМЗК. 172 . Богоявление. Фрагмент иконы «Нил Столбенский». XVIII век. ГМЗК. 173 . Тихон Филатьев. Троица Ветхозаветная из Успенского собора Московского Кремля. 1700. гммк. 174 . Св. Екатерина. Крит. Виктор Критянин. XVII век. 120х85. Из альбома: МВД, 1970, с. 55. илл. 1. 175 . Фрагмент иконы Тихона Филатьева «Иоанн Богослов», 1691. 118х83. ГТГ. 176 . Иоанн Воин. Последняя четверть XVII века. ГММК. 177 . Прокопий Устюжский, XVIII век. 37х29. ГМЗК. 178 . Великие князья Владимирские чудотворцы Андрей Боголюбский, Георгий и Глеб. Фрагмент иконы конца XIX-haчaлa ХХ века. Палех. М.И. Парилов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 179 . М. Радоуш. Эпитафия Солимены Кобоневой с Распятием, сценой Воскресения и ангелом-хранителем. Из церкви св. Михаила в г. Хрудим. Восточная Чехия. 1582. Фотография из архива Я. Вацковой, Прага. 180 . Распятие с ангелом-хранителем и избранными святыми. Палех. Конец XVIII века. 32х23. ГТГ, собрание П.Д, Корина. 181 . Зосима и Савватий Соловецкие с избранными святыми. XIX век. Частное собрание, Москва. 182 . «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551. ГММК 183 . О прении живота и смерти. Печатный лубок. XVIII век. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 239. 184 . Богоматерь Неопалимая купина с богородичными образами. XIX век. 141х95. Собрание ГНИИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

То же самое распределение символов находится в Мстиславовом Евангелии, созданном не позднее 1117 г. в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава. Известен еще один памятник из собрания Государственного Исторического музея – «Новый Завет с Псалтирью», датируемый 1330–1340-е гг., там также символом ап. Иоанна является орел, а символом ап. Марка – лев (илл. 6, 7). Илл. 6, 7. Символы Евангелистов: Иоанн – Орел, Марк – Лев. Новый Завет с Псалтирью. 1330–1340-е гг. Син. греч. 407 (Влад. 25). ГИМ В литературе можно встретить ошибочные атрибуции, когда в качестве подлинной иконы кисти прп. Андрея Рублева фигурирует фальшак «Спас в силах» из собрания К.Т. Солдатенкова в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ. Инв. 22124), который поступил из ЦГРМ в 1932 г. Данный образ из-за поспешного предположения В.И. Антоновой долгое время считался происходящим из собрания П.И. Севастьянова (1811–1867), который якобы вывез его «из одного из древних русских монастырей Святой горы Афон». Икона была впервые приписана Рублеву В.И. Антоновой при составлении каталога Третьяковки. Её гипотезу поддержали В.Н. Лазарев, С.С. Чураков, В. Г. Брюсова, Г.И. Вздорнов , Э.С. Смирнова, Ю.А. Пятницкий http://www.facebook.com/state.hermitage , однако резко против выступил М.В. Алпатов, аргументация которого сохраняет свое значение и поныне. Ошибочная атрибуция В.Н. Лазарева особенно бросается в глаза своей спорностью, ведь именно он атрибутировал знаменитые миниатюры Евангелия Хитрово (1395 г.) Феофану Греку и Андрею Рублеву. Напомним, что данные миниатюры были выполнены гением русской иконописи в 1395 г. для напрестольного евангелия церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле, как установил еще в 1993 г. крупнейший исследователь творчества прп. Андрея Рублева (1340s-1428) академик Олег Германович Ульянов (Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Материалы научной конференции РГБ «Искусство русской книги XI-XIX в.». М., 1994; Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Вып. IV. Часть II. Почитание святых на Руси. Можайск, 1996. С. 108–119 (с доп. и илл.):

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

В. Кондрашковой [РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. 373]. Как известно, 1 января как начало года царь Петр Алексеевич установил в 1700 г. В партии баса рукой одного из певчих хора на память и была сделана эта запись (Илл. 3–4). «Служба Гавриила Бужинского — это апология и панегирик возрождению России. В этом заключается глубокий патриотический смысл рассматриваемого произведения» [Кравецкий, Плетнева С. 16]. Служба предназначалась для торжественного богослужения во вторую годовщину Ништадтского мира и должна была совершаться 30 августа 1723 г. вместе с перенесением мощей св. Александра Невского. Однако маршрут шествия был слишком масштабным, крестный ход затянулся, и службу перенесли на следующий, 1724 год. Торжества совершились лишь 30 августа 1724 г. Службы на заключение Ништадтского мира, перенесение мощей Александра Невского были последним благодеянием, совершенным Петром Великим Петербургу. Эти службы дополняют Минеи и звучат современно. Илл. 3. Запись в партии баса «По сей книге петь изволил Его Императорское величество Петр Великий» Илл. 4. Служба Новолетию. Лист 2. Партия баса, по которой пел Петр I Рукописные хоровые партии служб сейчас хранятся в собрании Фонда Оружейной палаты Российского государственного архива древних актов, они и послужили основой партитур, составленных по отдельным голосам: «Службы благодарственной на заключение Ништадтского мира», «Службы святому благоверному великому князю Александру Невскому» и других служб, которые опубликованы в серии «Музыкальное наследие Петровской эпохи». Нотированы они киевской нотацией. Сохранилось 17 партий этих служб [Плотникова 2015: 51–161], содержащих тенора, басы, альты, но, к сожалению, была утеряна партия верхнего голоса, дисканта, а возможно, его не было вовсе или дискант мог петь в октаву партию тенора. Среди этих 17 рукописей выявлена одна рукописная книга — партия баса, которая, как считает исследовательница, предназначалась для самого императора. В эту партию входят не только песнопения служб, но и чтения апостольские и ветхозаветные, которые Петр I обычно читал за службой.

http://bogoslov.ru/article/6177475

Илл. 1. Сергей Куракин. Устроение смотрящего совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. 1994 4 октября 2018 г. 14:58 Брань у Белого дома, или Президент с Матиасом Рустом на «иконе» ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИКОНОПИСАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Профессиональное сообщество иконописцев пришло в движение. В этом году сразу на нескольких престижных площадках прошли содержательные дискуссии, в рамках которых ставились непростые вопросы о путях развития иконописи, о сковывающих ее развитие барьерах и о возможных способах их преодоления. Суммируя сказанное в ходе обсуждений, «Церковный Вестник» сформулировал пять главных проблем современного иконописания и предлагает экспертам их прокомментировать. Проблема 1. Смешались в кучу змеи, люди… Оставим за скобками лжетворчество ряда горе-новаторов, которые создают обладающие некоторыми признаками икон (например, круглым «нимбом» вокруг лика) изображения Сталина, Ленина (с надписью «Живее всех живых») или Юрия Гагарина (по окружности вокруг гермошлема которого выводится «СССР»). Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Однако, в конце концов, вряд ли кто-то всерьез считает эти продукты творчества иконами. Но вот маленький шаг в сторону «серьезности» - и перед нами программная миниатюра Сергея Куракина, описывающая… брань у Белого дома (Илл. 2). Да-да, так и написано по-славянски в верхней части изображения, а чтобы не оставалось сомнений, рядом пояснено (почему-то арабскими, а не славянскими цифрами): «1993». Историчность полная: «воины Кремля» с хоругвью, на которую нанесен лик Спасителя, по горбатому мостику идут на приступ башни под предводительством «ангела Господня»; им противостоит ощерившееся штыками войско «путчистов». Но этого мастеру показалось мало, и прямо под цитаделью он изображает пару волонтеров, копающих могилы для захоронения павших товарищей. Достается и почившим первым лицам – Предстоятелю Церкви и главе государства. В опусе того же автора с немного загадочным названием «Устроение совета смотрящего. 1994» изображенный в царской мантии «правитель Руси Борис» передает Русской Православной Церкви в лице Патриарха Алексия ни много ни мало... Храм Христа Спасителя (Илл. 1). Спасибо, что хоть тут обошлось без нимбов. Пытливый исследователь, правда, быстро сообразит, что это ничто иное как посвященное воссозданию Храма Христа Спасителя 13-е клеймо Новорусской иконы Божией Матери, явившейся, по словам автора, ему «в воздухе». Кстати, в других клеймах этой «иконы» тоже много интересного. Например, сюжет «Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади», трактующийся как... проекция на события, связанные с приземлением Матиаса Руста в центре Москвы (так гласит комментарий).

http://e-vestnik.ru/church/putch_v_ikono...

  7. “Блюди себя и возмогай!”. Записка епископа Варфоломея в ответ на исповедание помыслов 8. Записка-ответ архимандрита Никиты (Курочкина) на исповедание помыслов. 6 сентября 1935 г. Сохранялись не только изречения, зафиксированные в виде письменных маргиналий, но и устные изречения и фрагменты (часто не длиннее одной-двух фраз) проповедей и наставлений (илл. 9). На иллюстрации показаны записи изречений настоятеля 9. “О службах церковных”. Сборник изречений епископа Варфоломея из поучений, посвященных празднику Введения во Храм Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, постриженика Зосимовой пустыни епископа Варфоломея (Ремова). Все они посвящены празднику Введения во храм Божией Матери и были сказаны в один день (в сам день праздника, 21 ноября по старому стилю) в течение пяти лет: с 1928 по 1932 годы. В архиве присутствуют также записи изречений на другие темы — аскетические, пастырские, датированные и не датированные. Обратим внимание, что здесь изречения уже структурированы тематически. В виде таких сводных выдержек могли бытовать не только устные изречения, но и фрагменты из ответов на исповедания помыслов. Вполне возможно, что именно с ними мы имеем дело в случае с текстом на илл. 10. 10. Сборник сентенций епископа Варфоломея на аскетические темы Однако эти записи устных и письменных изречений, структурированные тематически, но ещё чётко отделённые друг от друга и существующие как соположенные, но всё же отдельные высказывания, были только вторым, промежуточным этапом в бытовании изречений старцев Высоко-Петровского монастыря. Совершенно очевидно, что дальше они объединялись в крупные тексты (илл. 11) — развёрнутые и пространные аскетические поучения. В 1996 г. при первой публикации мы квалифицировали 11. Поучения епископа Варфоломея, составленные из изречений этот и примыкавшие к нему тексты как письма 9 . Теперь же, после выявления разных форм бытования изречений духовных руководителей в высоко-петровской литературной традиции, всё более отчетливо выявляется составной характер этих текстов.

http://pravmir.ru/asketicheskaya-pismenn...

(илл. 138) Существенно, что природный пейзаж обеих икон лишь на первый взгляд кажется хаотичным и «диким». Согласно канонам классицизма, пейзаж не мог существовать без человека и следов его деятельности: «механистическое понимание материи» предполагало проникнутость природы разумом, а ее изображение – дидактической пользой. Поэтому как в изображении «пустыни» на первой иконе, так и в изображении «Патмоса» на второй мы можем заметить романтический псевдоготический архитектурный стаффаж, указывающий, что общение святых персонажей с «дикой» «буйной» природой окрашено ее разумным освоением и организацией. Кстати, эти романтические сооружения говорят. что отдельные формы романтического пейзажа были неотъемлемой частью живописи и иконописи эпохи Просвещения. Точно так же, по наблюдению Д.С. Лихачева, отдельные романтические элементы в романтических парках «появились гораздо раньше самого Романтизма в литературе и только впоследствии получили свое осмысление в эпоху Романтизма» (Лихачев, 1982, с. 158). 139. Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. А.В. Хохлов. Начало ХХ века. Копия с иконы конца XVIII века. Частное собрание, Палех. В организованном по законам природы искусственном саду второй половины XVIII в. часто пытались создать и особую эмоциональную атмосферу добродетельной простой жизни. В этой связи в садах сооружали хижины, которые символизировали простую и тихую жизнь благочестивого человека, живущего в согласии с природой. Интересное отражение этого мотива можно видеть на другой палехской иконе – «Иоанн Предтеча в пустыне», которая представляет собой выполненную в начале ХХ в. копию с образа конца XVIII в. Вместо псевдоготического стаффажа здесь появилась хижина: она «прячется» в пейзаже, который напоминает спустившийся на землю небесный рай. (илл. 139) В искусстве неоромантизма пейзаж на палехских иконах уже получит характерную для русского модерна реалистическую символику, что хорошо видно на примере образа св. Тихона Луховского начала ХХ в. (илл. 129) Написанные в стиле живописи М.В.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Сейчас иконостас, дошедший до нас деформированным и с утратами, полностью отреставрирован. Иконы для него, правда, только предстоит написать (то же самое касается, впрочем, и большинства приделов собора: по российскому законодательству, бюджетные средства в ходе реставрационных работ можно расходовать лишь на приведение в порядок недвижимых объектов культурного наследия). Завершена и колокольня в целом (Илл. 3). Ярусы звона устроены в ее втором и третьем уровнях (исторический набор из 15 колоколов уже воссоздан), а выше располагается часобитня с курантами. Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены Ныне в здешнем убранстве преобладают барочные мотивы XVIII столетия. По хранящимся в Государственном музее-заповеднике (ГМЗ) «Новый Иерусалим» подлинным иконам воссоздан чеканный позолоченный иконостас (от его первозданного оригинала, изготовленного в XVIII веке на средства графов Алексея и Кирилла Разумовских, уцелела только медная основа) (Илл. 4). Помимо центрального здесь имеются два боковых придела. Северный — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — фамильный некрополь Суворовых. Семья великого русского полководца делала вклады в обитель, и здесь покоятся супруга генералиссимуса Варвара Суворова-Рымникская (†1806) и единственный их сын Аркадий (†1811). Южный — во имя священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского, — примыкает к пещере Обретения Животворящего Креста. Патриарх Никон предполагал устроить на этом месте святой престол. Но из-под земли забил источник с чистой прохладной водой. Поэтому патриарх заключил его в строгие формы кладезя «Живоносный Источник». Ежегодно в день празднования этой иконы Пресвятой Богородицы и на Крещение Господне здесь после торжественного крестного хода освящается вода. Воздвиженская церковь с Голгофой Подняться сюда можно по северной («жалостному пути») либо южной (винтовой) лестницам. Эта церковь — одна из немногих в соборе, освященных Патриархом Никоном. Само кипарисовое распятие высотой 3,4 м — в точности в меру и подобие Животворящего Креста Господня — сохранилось с никоновских времен. Теперь оно обрамлено образами предстоящих Божией Матери и святого апостола Иоанна Богослова (Илл. 5). Иконы в деревянный резной иконостас с большим Страстным чином еще предстоит написать (частично оригиналы хранятся в ГМЗ «Новый Иерусалим»).

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

43 Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV–XIX вв. (Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника)//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения, 1995. М., 1995. С. 126–150. 44 Анисимов А. И. Иконизация Кирилла Белозерского//ПК НО. 1987. М., 1988. С. 188–196. См. там же комментарии Вздорнова Г. И. на С. 184–188, 196–201. 45 Древнерусское шитьё XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки/Сост. Лихачева Л. Д. Л., 1980. 24, 38, 52, 53; Лихачева Л. Д. Ранний покров Кирилла Белозерского из собрания Русского музея//ПК НО. 1994. М., 1996. С. 381–387. 46 Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//ПК НО. 1977. М., 1977. С. 269–273; Хлебникова Н. А. Покров Пафнутия Боровского//ПК НО. 1975. М., 1976. С. 234–239. 47 Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 62. Илл. 57 42); Древнерусское шитьё XV — начала XVIII века. 82, 122, 132, 175. 48 Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского//ПК НО. 1978. Л., 1979. С. 426–430; Семечкина Е. В. К проблеме допустимости реставрационных вмешательств в памятники древнерусского шитья//Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С. 192–193. Илл. 5–6. 49 Мильчик М. И. Северный деревянный монастырь на иконах XVII–XIX вв.//ПК НО. 1978. Л., 1979. С. 333–346; Пуцко В. Г. Иконописные портреты основателей северных русских монастырей: корни локальной художественной традиции//Кириллов. Краеведческий альманах. III. Вологда, 1997. С. 207–224. 50 Серебрянский Н. Житие преподобного Евфросина Псковского (первона­чаль­ная редакция). СПб., 1909. С. 67. 51 Лихачев Д. С. Икона “Нил Столбенский в житии” самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни//ПК НО. 1981. Л., 1983. С. 245–254. 52 Пуцко В. Г. Икона Богоматери Максимовской: сакральный образ и ктиторский портрет//Рождественские чтения. II. Ковров, 1995. С. 9–16. 54 Средневековое лицевое шитьё: Византия, Балканы, Русь. Каталог выставки/Сост. Маясова Н. А. 1991. 9. Илл. 22.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Применение этого же принципа мы можем наблюдать во многих других известных палехских иконах – «Антоний Римлянин» Захария Бронина 1823 г. (Антонова, ДИПК, 1966, илл. 134, кат. 115); «Богоматерь Всех Скорбящих Радости» конца XVIII – начала XIX в.; то же – в романовских письмах: икона М. Архиповского «Исаакий Далматский с житием» (1833) (Антонова, ДИПК, 1966, илл 141, кат. 122); наконец, во множестве провинциальных вариантов не только официальной, но и старообрядческой традиционной живописи. Руководствуясь религиозной функцией иконы как главным стилеобразующим началом, автор первой палехской иконы вносит изменения в первую очередь в формы пейзажа, житийные сцены и элементы атрибутики. Его заказчиком был старообрядец, для которого, видимо, было важно подчеркнуть трагическое звучание образа. Поэтому если на ярославской иконе Иоанн Предтеча своим перстом указывает на лежащего в евхаристической чаше жертвенного Младенца, то на палехской иконе в евхаристической чаше помещена уже отрубленная голова пророка (известный, кстати, мотив «отрубленной головы», получивший широкое хождение в искусстве XVII – XVIII вв). Свободная же рука пророка изображена с двуеперстным благословением, что может пониматься и как знак жертвы в пророческом подвиге тех, кто принимал гонения на пути старой веры. Знак двуеперстия усилен подборкой сцен жития по принципу противопоставления рождения и смерти. В композиции ярославской иконы мастер заимствует только сцены «Рождения Иоанна», его воспитание ангелом и «Усекновение», добавляя к ним «от себя» эпизод «Обретение главы Иоанна Предтечи». Стремясь, согласно вкусам заказчика, к конкретности и «историзму», он меняет символику архитектурных форм: на фоне добавлено отсутствующее в ярославском прототипе изображение русских церквей с луковичными куполами и восьмиконечными крестами, что сразу переводит новозаветную драму на Русскую землю. Так цитата оказалась наполненной конкретным историческим содержанием. (илл. 189) Вместе с тем народный ремесленник мог нарушить архитектонику прототипа почти до неузнаваемости.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

на заставах означенному крестьянину чинить свободный пропуск» (ВОГА, ф. 604, оп. 1, ед. хр. 132, л, 1). Таким образом, отпускали лишь на сравнительно короткий срок. 62. Паспорт иконописца П.Д. Баранова. 1873. Архив Музея холуйского искусства, Холуй. 63. Иконописцы села Холуй. Фотография конца XIX -начала XX века. Архив Музея холуйского искусства, Холуй. Новые реальности эпохи Александра II значительно увеличили этот срок, что уточняется по паспорту холуйского иконописца П.Д. Баранова, выданному ему в 1873 г. (илл. 62) По паспорту мастер «уволен в разные города и селения Российской империи для собственных надобностей от нижеписанного числа впредь на полгода». В этом же году «Владимирские губернские ведомости» подытожили, что суздальские иконописцы намного активнее стали брать подряды на работы в Москве, а также в Тамбовской, Тульской, Нижегородской, Рязанской, Пензенской, Симбирской и многих других губерниях (ВГВ, 1873, 12). Все это оживление происходило одновременно на фоне политики правительства по «оздоровлению» народной религиозной жизни и строительства огромного числа новых и поновления старых столичных и сельских храмов. Формы и типы росписей сооружавшегося храма Христа Спасителя в Москве копировались в провинциальных городах и деревнях. Большое значение имело и пробуждение интереса широких слоев общества к древнерусской живописи и народной культуре, на волне которого народное ремесло «прорывается» в верхние сферы. Впервые за двести лет деревенские иконописцы – отец и сыновья В.Е., И.В. и В.В. Белоусовы получают подряд на роспись Грановитой палаты в Московском Кремле ко дню коронования Александра III, после чего они ставят свое «дело» на более широкой основе (Бакушинский, 1 934, с. 256; см. также: Георгиевский, 1895, март, с. 203–204). (илл. 91) Быстрое восхождение при вдохновленном идеей православной монархии Александре III мастерской Пешехонова, начавшего свое «дело» в Петербурге еще в николаевскую эпоху (илл. 55) (см.: Вздорнов, 1986, с. 32), а также Н.М. Сафонова в 70–90-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010