Одно дело, если мы хотим просто составить представление о его творчестве и стиле. Тогда достаточно выбрать несколько наиболее ярких образцов (к примеру, беседы на Нагорную проповедь, слова «О Крещении Господа и о Богоявлении», «О кресте и разбойнике», «О воскресении мертвых», отдельные из «Писем к Олимпиаде») — и на этом остановиться. И другое дело, если нам важно разобраться, что считал святой Иоанн Златоуст по тому или иному поводу. Тогда хорошо бы найти способ как-то примириться с его своеобразными стилем и манерой изложения. А для этого важно как минимум иметь представление о жизни этого человека и о том, как рождались его сочинения. Как жил Иоанн Златоуст Юношей Иоанн (347-407 гг.) провел немало времени, изучая риторику — науку говорить доходчиво и убедительно — у Ливания, одного из самых известных учителей Антиохии (Антиохия — в то время третий город Римской империи по величине и значению после Рима и Александрии, центр римской провинции Сирия. — Прим. ред. ). Завершив обучение, молодой человек стал адвокатом и имел блестящий успех, но, с детства воспитанный в христианстве, в конце концов предпочел тихую уединенную жизнь — сначала в материнском доме, а затем в монашеской обители. В 39 лет он стал священником и скоро прославился по всей Антиохии вдохновенными проповедями и беседами (в частности, он разъяснял прихожанам Евангелие от Матфея и послания апостола Павла). Уже в то время, пишет профессор Московской духовной академии Константин Ефимович Скурат, «проповеди Златоуста (этим именем его станут называть уже после смерти) потрясали сердца слушателей и часто вызывали или слезы сокрушения, или бурные рукоплескания». В 397 или 398 году его вызывают в столичный Константинополь и ставят на высшую церковную должность — константинопольским архиепископом (очень скоро это служение назовут патриаршим). Здесь, в самом сердце Восточной Римской империи, святитель Иоанн обнаружил целый клубок человеческих страстей и пороков: в высших кругах царили любовь к роскоши, пьянство, лесть и тщеславие, у духовных лиц было в обычае сожительствовать с девственницами, а город был наполнен бедняками, часто не находившими ни помощи, ни сочувствия.

http://foma.ru/pochemu-ioann-zlatoust-a-...

Омовение — очень древний символ, его использовали во многих народах, культурах. Использовалось омовение у назореев. Иоанн Креститель погружал в знак покаяния в воды Иордана, сам Господь входит туда. Но это омовение свидетельствовало о рождении к новой жизни. И оно, опять же, было преображением жизни, а не просто самодостаточным действием, которое вдруг человека само по себе очищает или что-то ему дает. «Искупался на Крещение и заболел. Маловато веры?» — Все-таки крещенские купания имеют отношение к православию или нет? Спрашивала многих священников, и все отвечают по-разному… Так в итоге купаться или не купаться? — На праздники Богоявления, Пасхи в древней Церкви крестили людей, которые готовились в течение длительного времени. Представим себе Палестину или Византийскую империю — теплые страны. Большие купели найти было очень трудно, особенно если учитывать, что в крупных городах могли готовиться сотни человек за раз. Конечно, их крестили в открытых водоемах. Впоследствии такая практика прекратилась, а традиция освящать воду осталась. Теперь перенесемся на Русь. На праздник Богоявления Господня мы освящаем воду и разбираем ее домой. Сейчас мы можем купить практически любого объема емкость и поставить ее в храме для освящения воды. Но в какой-нибудь сельской церкви XV века не было же такой возможности. Где освятить воду на всех? Только на проруби. Освящалась вода для того, чтобы ее пить, а не для того, чтобы в ней купаться. И Стоглавый собор в одном из постановлений как раз говорит, что в эту освященную воду лезут окунаться именно те, кто чувствует себя нечистыми, кто ворожил, гадал, — и запрещает это. То есть изначально практика купаний была не церковная. Постепенно она проникает в православную субкультуру и начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся. — Сами никогда не купались? — Я купался много лет подряд. Мы ездили с прихожанами, с моими братьями, всей семьей. И я воспринимал это именно как религиозно осмысленное действие. Несколько раз после купания я заболевал — и гайморит был, и ларингит. Я так размышлял: наверное, маловато во мне веры… А потом пересмотрел свое отношение. Я знаю случаи, когда люди и воспаление легких подхватывали, хотя все делали правильно. Обычно говорят: «Ну, конечно, надо ж с молитвой! А не то, что ты там рюмку выпил и в прорубь полез».

http://pravmir.ru/v-chistyj-chetverg-ubr...

Патриарх Алексий I говорил так: когда в Петербурге была блокада, то ни один священник с голоду не умер, все православные христиане, получая минимальный кусочек хлеба, хоть щепоточку, но отдавали священнику. Потому что умереть без покаяния, без причастия, когда  никто тебя не отпоет – для них было страшно. - Батюшка, если человек говорит: «я не хожу в храм, потому что там священники за деньги крестят», то тогда нужно такому человеку быть честным до конца. Не нужно ходить в полицию, если что-то случится, потому что там все полицейские – коррупционеры, не нужно звонить в пожарную охрану, потому что там могут послать матом. Вот у меня дом горит, меня матом послали, я что, остановлюсь на этом?! Нет, я буду звонить в другую пожарную охрану, чтобы только приехали, помогли, иначе мой дом сгорит. Или «Скорая помощь» приехала, а врач пьяный, или матом ругается, или в грязных ботинках зашел ко мне в комнату.  Меня же  волнует не это, меня волнует, чтобы он мне помощь оказал! И даже если он пьяный, а сумел мне оказать помощь – спаси его Господи, он мне  спас жизнь … - Просто огромная масса людей не понимает, что такое Церковь. Вот Церковь сказала то-то-то, вот Церковь еще что-то сделала, но ведь надо понимать, что такое Церковь. Церковь – это тело Христово, глава этого тела – сам Христос, каждый человек верующий является клеточкой в Теле Христовом. Все, кто не соответствует заповедям Божиим, но в Церкви работает, они находятся вне Церкви, потому что Церковь – святая, Церковь – это тело Христово, у Бога всё свято. Вот это надо людям понимать. Вот Церковь то-то  и то-то сделала… Да не Церковь, а люди! Это люди сделали. А вот еще говорят: «Священник в деревне служит, а у него импортная машина! А мы ездим на отечественных…». Представьте себе, что священник, служа в селе, всю жизнь там прослужив, даже на колесо от такой машины не заработает! Вот ко мне пришел один батюшка, говорит: «Отец Амвросий, одолжи денег, у меня беда, надо заплатить за прописку». –«Ты где служишь?» – «В селе служу, у меня жена и дочка 14 лет. Домик, который нам дали, не отапливается». – «Почему?». – «Надо дрова, а мне  не на что их купить. Полмешка муки есть, немножечко масла, мы просфоры делаем, чтобы служить, и порой не доедаем. Вот на Крещение собралось три бабушки, они дали немного денег, и на эти деньги я смог на автобусе к вам приехать просить у вас помощи». Или другой батюшка приходит, ему дали храм – купол раскрыт, снег летит, вороны по храму летают, а батюшка и дьякон оделись тепло, в валенках, когда шестопсалмие читали, дьякон со священником несколько раз вокруг храма обежали, чтобы согреться. А во время литургии вино в Чаше замерзало… Люди же  этого  не понимают!

http://radonezh.ru/text/skazhite-pozhalu...

   Для нас неизбежны «или плен или борьба». И поскольку непрестанное упражнение естественно душе в рождении мыслей и чувств, то и к богоугодному упражнению она должна понуждаться непрестанно, чтобы ум и сердце были «всецело устремлены к Богу», «приняли и усвоили себе Евангелие», служили «выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными». В этом, по свт. Игнатию, основа умного делания.    Святитель указывает, что свойственное умному деланию «бодрствование над сердцем и очищение его» заповедуется в Новом Завете, в частности к этому направлены слова Господа: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26); «Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы …» (Мк.:7, 20—21); «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23—24). Из Ветхого Завета Святитель приводит слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23). «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль.» (Второз. 15:9). Заповедь о любви к Богу (Лк. 10:27; Мф. 22:37) свт. Игнатий объясняет как повеление устремляться к Нему всем сердцем и душою.    Умное делание совершается «в благоустроенном образе мыслей», в «сердечном произволении» к «принятию Господа», в «смиренных чувствованиях». Оно «необыкновенно просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере». Основание для умного делания — «благодать святого крещения», оружие — «моление именем Иисуса». Должно заметить, что для свт. Игнатия умное делание и упражнение молитвой Иисусовой есть единый нераздельный подвиг: «Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой». Отсюда умное делание — непрестанное обращение ума и сердца к Спасителю, хранение души от всякого греха, вопрошение у Господа милости и помощи нам грешным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Спаси вас Бог и Пресвятая Богородица! р.Б. Елисавета 2016/05/12, 18:53:17 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПРОШУ ПОЖАЛУЙСТА ВАШИХ МОЛИТ О МНЕ болящей Рабе Божией Елене и о моей семье болящих Раб Божих Марии,младенца Соломии,младенца Константина,Романа,Александра,Тамары ,Константина,Алексея. Против зла,ненависти,лжи,о прибавлении любви,уважении,ВОЙТИ В ХРАМ ГОСПОДНИЙ. СПАСИ ГОСПОДИ ВАС СВЯТЫЕ ОТЦЫ! ПОМОГИ ВАМ ГОСПОДЬ В ВАШИХ ТРУДАХ! АМИНЬ. 2016/05/12, 18:13:36 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон. Прошу Ваших молитв о здравии р.б. Петра, р.б. Ольги. Пусть Господь на ставит на путь истинный. Спаси Господи! 2016/05/12, 09:21:11 Дорогие Отцы и Братья Святой Горы Афон! Прошу Ваших молитв обо мне грешной р.б. Елене, чтоб Господь помог мне в очищении моей души от гордыни, раздражительности, чтоб я не кричала на моих близких и не обижалась, чтоб я научилась любить. Спаси Господи Вас за Ваши молитвы! 2016/05/12, 09:12:46 Христос Воскресе! Прошу ваших молитв о даровании хорошей работы. Уже полгода без работы сижу... И до этого постоянно увольняли... Или официально устраивать не хотели. Или просто деньги не платили... Чего только не было. Уже несколько лет почти постоянно без работы и без денег. А мне есть что-то надо. И за ипотеку платить. И родителям помогать. И семью свою завести хочу. Спаси вас Бог за молитвы, отцы и братья. Сергий 2016/05/12, 09:08:22 Христос Воскресе! " СРОЧНО ПРОСИМ МОЛИТВ! В одной замечательной семье родилась долгожданная девочка Света. Родилась она раньше положенного срока весом всего полтора килограмма. Малышка стала набирать вес и готовится с мамой к выписке, проходить обследования. Сегодня в голове ребенка нашли большую кисту, Завтра должны сделать МРТ мозга. Мама переживает,поддержим ее молитвами! Девочка крещена Фотинией, мама Ирина. Храни всех Господь! " Сергий 2016/05/11, 21:25:43 Прошу Вас помолиться о даровании чада рабам Божьим Александру и Валентине. Храни Вас Господь! Спасибо! Валентина 2016/05/11, 18:54:23 Христос Воскресе, отцы и братия Святогорские!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=167

2. Между тем как часто спрашивавшие не узнавали о том, о чем спрашивали, некоторая жена, пришедшая без лукавства и с искренней верой, не искушавшая непостижимой силы Божией, но в простоте приступившая к Господу, и простыми словами, но с искренней верой сказавшая Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» ( Ин.4:25 ), тотчас услышала от Него, любящего простоту, следующие слова: «это Я, Который говорю с тобою» ( Ин.4:26 ). Она еще не спрашивала, и уже узнала; еще не было посеяно Им слово веры, и уже пожат плод благочестия. Святой Бог , в людях простых и святых «почиваяй», когда видит простоту приходящего, тогда и Сам просто являет благодеяния Своей Премудрости; а когда видит душу, развращенную злобой, тогда удерживает благодеяния и не сообщает учения. Послушай, что сам Он говорит через Моисея: если вы будете приступать ко мне прямо, то и Я буду приходить к вам прямо; «если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я [в ярости] пойду против вас» ( Лев.26:23–24 ); говорит так не потому, чтобы Божественное существо изменяло правоту Свою, но потому, что к коварным прямо не приходит проистекающее от истины. «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» Спаситель же сказал им, – здесь заметь, какой закон и правило для руководства дает нам Господь всех. Какой же именно? Он желает, чтобы и мы отвечали не на все вопросы коварных еретиков, иудеев или язычников, или каких-либо других людей, чуждых благочестия. Бывают, действительно бывают часто вопросы, недостойные ответа; и, конечно, на такие неправые вопросы нужно отвечать вопросами же, но правыми. Поэтому Господь сказал им: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» ( Мф.21:24–25 ). Посмотри на источник Премудрости, обличающий ложь вопросом; посмотри на Слово Божие, ниспровергающее злобу здравым суждением; посмотри и на злобу, как она поражается собственными стрелами и запутывается собственными злоухищрениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Церковь есть тело Христово. Конечно, это не определение. Это является образом или подобием. Не более чем аналогией. Но эта аналогия фокусирует наше внимание на основных чертах христианского бытия. Несомненно, у св. Павла это не случайное метафорическое выражение, а краткое изложение веры и опыта. Св. Павел всегда подчеркивал сокровенное единение уверовавших с Господом, разделение ими Его полноты. Его видение Церкви было, сущностно, христологическим. Как отмечал св. Иоанн Златоуст, комментируя Послание к Колоссянам 3:4, во всех своих писаниях св. Павел желал доказать, что верующие «причастны к Нему во всем», и «именно для того, чтобы показать это единение, он говорил о Главе и теле» . Этот термин мог быть вызван евхаристическим опытом (см. I Кор. 10:17 ) и обдуманно использован, как отсылка к сакраментальной коннотации. Христианские таинства являются социальными таинствами, таинствами инкорпорирования. Социальный характер Святого Крещения очевиден. А Святая Евхаристия является приобщением. Церковь Христова едина в Евхаристии, ибо Евхаристия являет Самого Христа, выступающего еще и как новозаветный Первосвященник. Он таинственным образом пребывает в Церкви, которая есть Его тело. Церковь есть, на самом деле, тело, то есть организм, а не только общество или конгрегация. По-видимому, «организм» — лучший современный способ употребления латинского слова to soma, используемого св. Павлом. Церковь есть тело Христово, а не просто «тела людей», «корпорация». Церковь существует во Христе так же, как Христос существует в Церкви. Церковь — не только община тех, кто верует во Христа и следует Его заповедям. Она община тех, кто пребывает и обитает в Нем, и в ком Он Сам пребывает и обитает Духом. И любимым выражением св. Павла было именно en Christo .    Церковь есть тело Христа и его «полнота», pleroma. Эти два термина — «тело» и «полнота» — коррелятивны и тесно взаимосвязаны, один толкует другой: «Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Толкуя этот стих из послания, св. Иоанн Златоуст предположил, что pleroma действительно значит «завершенность». «Церковь есть завершенность Христа», — утверждал он. «Посмотрите, как он [св. Павел] представляет его потребность во всех членах. Таким образом, Глава будет восставлена лишь, когда тело завершено полностью, когда все мы вместе, в соединении и переплетении» . Другими словами, Церковь есть продление и «полнота» Святого Воплощения, или, скорее, Воплощенной жизни Сына «со всем, что ради нас было совершено сидящим одесную» . Воплощение исполняется в Церкви, в том смысле, что Церковь есть Сам Христос в его всеобъемлющей полноте (см. I Кор. 12:12 ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В общем, ничего у меня не получалось – с одной стороны, но и само желание писать никак не проходило – с другой, так что я пребывал в горьком и мучительном осознании своей немощи и неразрешённости, которая с каждым разом лишь подтверждалась с изнуряющим постоянством. Здесь, думаю, надо ещё сказать вот о чём. Для меня это было время напряжённых внутренних исканий, но я не был ещё крещён и о Православии почти ничего не знал. Я мог часами просиживать в библиотеке, изучая труды китайских или индийских мыслителей древности, мог часами вдохновенно спорить и упиваться беседами «о чём-то ином, высшем», но от Церкви я пока был далёк. И даже позже, когда я уже принял крещение, каюсь, долго ещё не понимал значения православной веры как единственного пути к спасению и познанию истины. И уж конечно, во всех своих попытках писать я никогда не молился, не просил у Господа помощи и вразумления. В конце концов я дошёл до какого-то нравственного истощения по поводу моего бесплодного графоманства и стал всерьёз подумывать о том, чтобы оставить это дело раз и навсегда, отрубить всё единым махом. Почти как известный персонаж, который мечтал «собрать бы книги все и сжечь», только я собирался «сжигать» не чужие книги, а свои, и притом ещё ненаписанные. То есть вынашивал решение выкинуть из головы саму идею о писательстве, а из рук – карандаш или ручку (никаких компьютеров тогда ещё и в помине не было). И вот, на самом пике таких переживаний и трудных раздумий я отправился в лес за грибами… Эх, благословенное время! Как жаль, что сейчас я почти совсем перестал выбираться в лес, в горы. И даже не скажу, что дело в возрасте, в размеренности и «оседлости» семейной и священнической жизни. Нет, это всё отговорки и не более. Дело, я уверен, во мне самом, и я ещё надеюсь как-нибудь эту свою лень и инерцию с Божией помощью перебороть. Словом, в те времена, о которых идет речь, я любил иногда просто так вот встать пораньше, взять легонький рюкзачишко, побросать туда минимум необходимых вещей и отправиться бродить по лесам и горам, иногда даже на несколько дней. Или взять пластмассовое ведерко и пойти за грибами. Ну, «на несколько дней» – это отдельная тема, а сейчас – о конкретном, грибном походе и о том состоянии, о котором я говорил.

http://pravoslavie.ru/94276.html

Выглядел епископ совсем не как солидный архиерей, его легче было принять за старенького монаха или послушника, нежели за епископа. На владыке был обветшалый подрясник, поверх его была накинута бесформенная жилетка. Голову архиерея венчала скуфья… Я бы не смог однозначно ответить, кто старше: я, или эта скуфейка. Панагию и крест владыка поместил в нагрудный карман подрясника, не снимая цепей с шеи. Началась защита диссертации. Преосвященного попросили сесть за стол в центр, где стояло мягкое кресло. Владыка взял деревянный стул, убрал в сторону кресло, и приютился на этом скромном седалище. В действиях владыки просматривалось некое юродство. Заметив икону Божьей Матери, которая была за его спиной, он отвернулся от зала и устремил свой взор к образу Богородицы. Через некоторое время владыка вновь сел лицом к присутствующим. Особо в споры не вступал, но все его немногочисленные реплики были краткими и содержательными. Запомнилось следующее. Заслуженный профессор К. Е. Скурат спросил у диссертанта о том, что значит в его работе выражение «креститься в Бога Слово»? Профессор настаивал на том, что правильнее было бы говорить просто «креститься в Бога», без добавления «Слово». По мнению профессора, крещение совершается в Троицу, а не во Христа. «Это вы, дорогой коллега, неправославный, а святой Иустин очень православный» Затем профессор спросил, кому принадлежит формулировка «Бог Слово»: автору диссертации или святому Иустину? Диссертант сказал, что так учил преподобный Иустин. «Тогда получается, он неправославный?!» – спросил Скурат. «Это вы, дорогой коллега, неправославный, а святой Иустин очень православный», – с улыбкой заметил владыка Афанасий. Господин Скурат покраснел. Кто-то из студентов тихо пробормотал «елицы во Христа крестистеся», как бы вступая в полемику с профессором. И действительно, в диссертации отображалась мысль о том, что крестимся мы во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, но во Христа. Вечером, освободившись от мероприятий, владыка навестил своих духовных детишек – сербов. Русский студент пятого курса – диакон Александр Афанасьев напросился к ним в гости, и меня прихватил с собой, за что ему огромное спасибо. Сначала нас было человек шесть, потом подошли ещё сербы. Владыка был как всегда прост. Расспросил нас с отцом Александром, откуда мы. Когда я сказал, что учился в Волгограде, владыка стал говорить о тех бедах, которые претерпел русский народ в ХХ веке, о Сталинградской битве. Преосвященный давал духовные наставления, а ещё рассказывал о своем горячо любимом авве – святом Иустине. Владыка говорил то на сербском языке, то на русском, и я не мог всего понять.

http://pravoslavie.ru/73879.html

Г. А. Муркоса, II, стр. 194). Два известные древности способа устройства Иордани практикуются и до настоящего времени: в одних местах ограничиваются просто помостом, в других на нем сооружают сень в виде часовни. Свящ. А. Петровский (профессор Александр Павлович Лопухин. Православная Богословская энциклопедия) Известно, что в период существования СССР крещенские купания совершались в некоторых его регионах. Особо широкое распространение они получили в 1990е годы и 2000е годы. В некоторых бывших республиках советского государства в купаниях в иордани на Крещение Господне вместе со славянами участвуют коренные жители, исповедующие ислам. При этом, по некоторым данным, иногда количество последних превышает количество православных. Советы перед Крещенскими купаниями [ править править код ] Иордань – прорубь, обычно крестообразной формы, вырубаемая во льду для освящения воды в праздник Крещения Господня (Богоявления). Название крещенской проруби иордань происходит от имени реки Иордан, в которой крестился Иисус Христос. Следует иметь в виду, что обычай купания в освящённой воде является неоднозначным с богословской точки зрения и купание в иордани не очищает от грехов. Очищает от грехов только покаяние . Вырезают иордань во льду обычной бензопилой – лед зимой в средней полосе промерзает не более чем на 15 сантиметров. Важно перед началом слить из пилы масло, смазывающее полотно, чтобы потом не пришлось очищать воду от разводов. Как выбрать иордань? Иордань должны подготовить специалисты с соблюдением мер безопасности. Не окунайтесь в незнакомые и плохо подготовленные самодельные проруби – использование таких прорубей опасно для жизни. Вода в проруби должна быть освященной, однако следует помнить, что освящение не является гарантией от несчастного случая. В чем окунаться в иордань? Стоит предусмотреть что-то, в чем вы будете ожидать своей очереди перед купелью и в чем пойдете после погружения до места одевания: для этой цели хорошо подходит махровый халат или тулуп, резиновые тапочки, а лучше – валенки (ноги на льду или снегу замерзают в первую очередь). Обыкновенно для окунания используется длинная белая рубаха, под которую лучше одеть белье или плавки/купальник. Как молиться перед погружением? Молитесь, чтобы Господь укрепил и исцелил вас. Пока стоите, ожидая погружения, можете петь тропарь Крещения: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине,/извествоваше словесе утверждение./Явлейся, Христе Боже,/и мир просвещей, слава Тебе.

http://azbyka.ru/palomnik/Список_иордане...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010