Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение? Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения. Ночью на нее сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукою, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: " Сними крестик, ведь он такой маленький " . Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла " Отче наш " , перекрестилась и услышала, как диавол с тяжким стоном отошел от нее. Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Диавол начал внушать ему, что внешнее необязательно: " Пусть в сердце будет вера. Зачем крестик носить на шее, можно сказать, " напоказ " " ? И когда человек этот готов был уже снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: " Крестик - это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде " . Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху, однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лег спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась. Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это - Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_2....

Небо и землю.... Что нужно разуметь здесь под именем неба и земли, которые сотворил Бог в начале? Сими двумя словами бытописатель очевидно хочет обнять всю область мира видимого. Но некоторые отцы и учители церкви 79 , на том основании, что в следующем стихе одна только земля называется безвидной и неустроенной, разумеют под именем неба благоустроенный духовный мир, или ангелов. Под именем же земли, противополагаемой небу, надлежит разуметь первоначальное и общее вещество всего чувственного мира, с неотъемлемыми принадлежностями, или так называемыми в физике – общими свойствами материи. б. Первоначальное состояние видимого мира Земля же была безвидна и пуста (Ст. 2), и проч.... Почему первоначальное и общее вещество мира названо землей? Потому конечно, что свящ. бытописатель имел в мысли главным образом описать происхождение нашей планеты – земли, а посему и те основные материальные начала, яз которых она впоследствии образовалась, названы им землей, хотя еще невидимой и неустроенной. И Дух Божий носился над водою ... Кого нужно признавать в имени Духа Божия, носившегося вверху воды? Третью ипостась Св.Троицы, а не ангела, – как думают некоторые, – или ветр сильнейший, или просто животворящую силу божества «Духом Божиим, – говорит Св. Василий Великий , назван Дух Святый потому, что Он преимущественно и исключительно имеет сие наименование в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего собою божественную и блаженную Троицу». 80 Как изображается зиждительное действие Св. Духа в еврейском подлиннике? Там вместо слова «носился» стоит «согревал»... По замечанию Св. Василия Великого , словом сим Дух Святой символически изображается под образом голубя, который с распростертыми крыльями сидит на яйцах, и сообщает им животворящую теплоту 81 . При крещении на Иордане Дух Св. тоже явился, как известно, в виде голубине. в. Шесть дней постепенного образования мира (ст. 3–25). День первый. И сказал Бог: да будет свет: и стал свет. (Ст. 3). Говорит, т. е. произносить членораздельные звуки, свойственно человеку; что же значить слово или речение Божие? Значит мысль Божию, или волю Божию, – подобно тому, как человеческая мысль и хотение выражаются в словах. Представляя Бога творящим свет одним словом своим, богодухновенный Моисей дает понять, с какою легкостью Господь совершает дело творения. «Рече – и бысть», можно ли сильнее изобразить величие всемогущества Божия? Ритор Лонгин находил в этом выражения поистине высокое. С другой стороны слово или речение Божие намекает, по замечанию толкователей, на Ипостасное Слово Божие, на Единородного Сына Божия, которым небеса утвердишася 82 , и которым вся быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И все же, в этой земной жизни, все не так легко и просто. Апостол Павел, обращаясь к древним христианам писал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Римлянам 8, 35). В эти дни такие слова кажутся глубоко уместными. Священное Писание напоминает нам о словах Господа, обращенных Его Апостолам: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней» ( Мф.24, 6-8 ). Сегодня эти грозные знамения, предсказанные столпом Апостольским, и о которых говорил Господь, наблюдаются нами лично, непосредственно, и мы чувствуем их влияние как на себя, так и на наших соседей. Духи злобы поднебесной, при посредстве порабощенных ими людей, стараются сделать все возможное, чтобы отравить нас ядом разделения и ненависти. Все это приводит к усилению раздора между братьями по вере и духу, наследниками общей истории и культуры, вышедшими из единой купели Крещения Руси. Мы и ранее призывали верующих помнить, что участие в политических спорах не входит в обязанности Церкви Христовой, миссия которой – проповедовать Евангелие и направлять человека к покаянию и спасению души. Православная Церковь по самой своей сути не может призывать к войне, но всегда, несмотря ни на что, молится о мире. Что касается великой смуты, которая в настоящее время развернулась вокруг нас, мы должны жить в соответствии с этим принципом. Прошло восемь лет с тех пор, как наша Русская Православная Церковь Заграницей начала возносить особую молитву на Божественной Литургии «за страждущую страну Украины, раздираемую раздорами» — и эту молитву мы непрестанно продолжаем возносить, и так будет до тех пор, пока не наступит мир. Кроме того, епархии нашей Церкви, наши верующие приложили много усилий, чтобы реально помочь тем, кто страдает на Украине, и многочисленным беженцам во всех концах мира. Мы выражаем нашу благодарность за их великодушие и будем продолжать действовать подобным образом до тех пор, пока тьма страданий не превратится в свет примирения.

http://azbyka.ru/news/sobor-russkoj-zaru...

Примите же, христолюбивые читатели, настоящую книгу радостно и благосклонно и, научаясь в ней искусству невидимой брани, старайтесь не просто только воевать, но и законно воевать, воевать как должно, чтоб и увенчанными быть, потому что, по апостолу, бывает, что иной хоть и подвизается, однако ж не венчается, если незаконно подвизался ( 2Тим. 2, 5 ). Облекитесь в оружия, какие она указывает вам, чтоб насмерть поразить ими своих мысленных и невидимых врагов, кои суть душепагубные страсти и их устроители и возбудители – демоны. «Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским» ( Еф. 6, 11 ). Вспомните, как при святом Крещении обещали вы пребывать в отречении от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его, т. е. сластолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочих страстей. Подвизайтесь же сколько можете, чтоб обратить его вспять, посрамить и победить во всем совершенстве. А какие воздаяния и награды имеете вы получить за такую победу свою?! Весьма многие и великие. И послушайте о них из уст Самого Господа, Который обещает их вам в Святом Откровении слово в слово так: «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия» ( Апок. 2, 7 ). «Побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя» ( Апок. 2, 11 ), «побеждающему дам ясти от манны сокровенныя» ( Апок. 2, 17 ). «Побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, дам ему власть на языцех... и дам ему звезду утреннюю» ( Апок. 2, 26, 28 ). «Побеждаяй той облечется в ризы белыя... и исповем имя его пред Отцем Моим и пред Ангелы Его» ( Апок. 3, 5 ). «Побеждающему сотворю столпа в церкви Бога Моего» ( Апок. 3, 12 ). «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем» ( Апок. 3, 21 ). «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог , и той будет Мне в сына» ( Апок. 21, 7 ). Видите, какие удостоения! Видите, какие воздаяния! Видите этот осьмисоставный и многоцветный нетленный венец или, лучше, эти венцы, которые сплетаются для вас, братия, если победите диавола! Вот об этом теперь и пекитесь, из-за этого подвизайтесь и от всего воздерживайтесь, «да никтоже приимет венца» вашего ( Апок. 3, 11 ). Ибо воистину стыд великий, что те, которые подвизаются на ристалищах в телесных и внешних подвигах, в пять раз больше от всего воздерживаются, чтобы получить какой-нибудь тленный венец из дикой маслины, или из пальмовой ветви, или из финиковой, или из лавровой, или из миртовой, или из другого какого растения; а вы, имеющие получить такой нетленный венец, проводите жизнь свою в нерадении и беспечности. Не пробудит ли вас от этого сна хоть слово св. Павла, который говорит: «не весте ли, яко текущии в позорищи вси убо текут, един же приемлет честь? Тако тецыте, да постигнете. Всяк бо подвизаяйся от всех воздержится: и они убо да изтленен венец приимут, мы же неизтленен» ( 1Кор. 9, 24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Их миллионы, прославляемых нами святых Божиих людей. Какой они дают всем нам урок – и святители, и преподобные, и мученики, и просто рабы Божий, которые в тайниках своего сердца спасались верою и добродетельною своею жизнью? Святой апостол Павел отвечает на этот вопрос. Он говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). Вот цель нашей жизни, вот завет всех святых Божиих угодников: к святости стремиться, иначе говоря, к спасению своей души, как к этой святости стремились все Божий люди. Господь не требует от нас, чтобы мы, подобно Его Апостолам, оставили свои семьи, свои дома. Никто нас не истязает и не мучает так, как мучали в первые века святых Христовых мучеников. Но все мы должны жить со Христом и в этой жизни со Христом достигать святости или вечного спасения, стать достойными небесных обителей радости, света и вечного счастья у нашего Небесного Отца. Ведь что мы обещали Господу Богу в Святом Крещении через своих восприемников, а потом много раз обещали Господу в минуты благодатного покаяния? Мы обещали отречься от диавола, как начальника всех грехов; обещали много раз в течение всей жизни при своем покаянии отказаться от греховной жизни и всеми силами души сохранять в себе чистое сердце. Мы сочетались со Христом в Святом Таинстве Крещения, а это значит, что мы и душу, и тело, и жизнь, и свободу – всё должны посвятить нашему Господу Иисусу Христу. В этом сила нашего христианского крещения, в этом значение нашего христианского звания, в этом сущность нашей христианской жизни. Если же кто и принял Святое Крещение, но не живет со Христом, о том сказано в слове Божием, что он кажется только живым, но он мертв. Мы должны жить со Христом. Это что значит? Живет со Христом тот, кто верует в Спасителя; тот, кто верует в Господа как Источник благодати, без которой мы все погибли бы во грехах своих; кто верует в Господа как Судию и Воздаятеля, Который имеет власть или прославить нас или повергнуть в скорбь и плач. Живет со Христом тот, для кого Господь Иисус Христос и свет, и жизнь, и утешение, и радость, и блаженство, и наслаждение, и высочайший пример для подражания. Пусть никто не подумает, что идти за Христом – это значит наносить какой-либо ущерб своим делам земным, домашним или служебным, рабочим. Напротив, кто идет за Христом и принимает Его Пресвятое имя, того Господь благословляет успехом в его трудах, тот освящается в своих трудах благословением Божиим и Господь взирает на него, как на Свое верное дитя. Он благословляет его совершать земные его труды и в то же время никогда не забывает того, что жить со Христом, спасать свою душу – это священнейший долг каждого, кто носит высочайшее звание христианина, кто путем спасения идет к вечной жизни.

http://pravoslavie.ru/1729.html

Естественно, я говорю об особенностях столичного служения, исходя из опыта общения с теми людьми, которые приходят к нам в храм. Очевидно, что деревня − это один тип паствы, воинская часть – другой, а вот центр Москвы − это нечто особенное. Сам род занятий и уровень образования, приходящих к нам, говорит о том, насколько ответственно надо подходить к такому общению, быть готовым дать ответ «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Вот примерный социальный и профессиональный уровень людей, которые за последние несколько дней пришли в храм с вопросами или просьбами о совершении тех или иных треб, рассказами о своих нуждах: профессор юрфака МГУ; сотрудник ресторана − мусульманин, уроженец Узбекистана, с просьбой о Крещении; жители Воркуты, приехавшие в Москву к будущему крестному отцу их ребенка с намерением крестить сына в столице; инженеры ЗАО «Экспоцентр» − выставочного центра, на территории которого находится храм; топ-менеджер какой-то финансовой компании из близстоящего делового центра; многочисленные родители больных, подчас смертельно больных, детей из больницы имени Сперанского, которая совсем рядом с храмом… И вот всем надо помочь, в том числе найти выход в той или иной ситуации. Это сложно, и на свои силы надеяться дерзко. Помогает Господь. Об этом я и свидетельствую людям. Ваш приходской храм находится в Сити. Это влияет на состав приходской общины? Есть ли среди прихожан те, кто пришел в Церковь, уже работая в деловом центре? − Влияет. В будний день могут стоять молиться люди – мужчины и женщины, в деловых костюмах, исповедоваться, причащаться, и, поцеловав крест, убежать в этот самый центр. Или внезапно перед началом вечерни храм вдруг наполняется людьми, явно только что окончившими работу и пришедшими на акафист преподобному Серафиму, святителю Спиридону, или святителю Амвросию Медиоланскому. Это очень радостно, так как свидетельствует о том, что после тяжелых рабочих дней люди помнят о главном. Так что прихожане, работающие в центре, появляются. Помимо них есть люди, приезжающие издалека, просто полюбившие этот храм, давние прихожане Татианинского храма и чада отца Максима Козлова, настоятеля нашего прихода.

http://pravoslavie.ru/74367.html

Татьяна 17 января 2013, 17:57 В нашей стране узаконенно убийство детей в утобе матери! Я сама, когда делала аборт была уверенна, что ничего противозаконного не делала, ведь это все происходило в лечебном учереждении! Когда стала верующей, только осознала что страшнее ничего и нельзя сделать своему ребенку! Таких людей в наше время очень много, почти все прихожане или сами попали в такую ситуацию или знают людей, которые длали аборты. Это страшная беда, миллионы людей заблуждаются и полагаются на государство, которое так жестоко нас наказывает за неверие. Хотелось бы таких покаянных молебнов чаще слышать, думаю что это может кого то остановит и заставит задуматься. Евгений 11 января 2013, 16:33 Пережить память такого страшного события в истории христианства, на фоне светлой радости недавнего Рождества Христова, и не впасть в уныние и отчаяние можно только имея предельно сильную веру! Нет, наверное, ужаснее человеческой трагедии на земле... Но вспоминается иное сразу: сколько младенцев мы погубили сами, своими руками, в утробах наших женщин? Сколько невинных жертв НЕ БОГУ приносится каждый год только у нас в стране? Зверство Ирода меркнет на этом чудовищном фоне. Он убил один раз, а сколько мы абортами из года в год? А сколько просто не зачатых детей в угоду своему Я??? Злодеяние Ирода жестоко и ему нет никакого оправдания, но видя сегодня образ одного только исторического события, мы во истину зрим песчинку в глазу другого, не замечая в своем бревна! Господи, ангельскими молитвами невинно убиенных младенцев вифлеемских мучеников помилуй и вразуми нас, окаянных! http-observer 11 января 2013, 15:57 Сегодня, читал объявление в храме, что будет служится молебен по младенцам, кои в утробе матери умерли нечаянно от случайных деяний или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, или сознательно загубленных, и тем не приявших святого Крещения. Сегодня хороший повод поговорить о детской смертности и об абортах в частности. Вера 11 января 2013, 13:42 В Давидовой пустыне (Чеховский р-н МО) среди многих святынь находится глава вифлеемского младенца.

http://pravoslavie.ru/58710.html

Будем молиться о том, чтобы не беспокоиться слишком сильно — ведь чрезмерное волнение может привести к проблемам со здоровьем, превратившись в настоящую болезнь. Говорю это вам по-дружески, уважая ваши чувства, но позволю себе проявить здесь некоторую настойчивость. Волноваться слишком — нельзя. Постоянное беспокойство отравляет жизнь, изнуряет, истощает и оказывает негативное влияние не только на душу, но и на тело. Головная боль появляется не просто так: причина здесь чаще всего — в твоих мыслях и помыслах. Именно они затуманивают разум, мешая ясно видеть и надеяться. Я сейчас говорю не как человек, преодолевший эту проблему — она, к сожалению, свойственна всем нам, — но, по крайней мере, осознающий, что, когда начинает болеть живот, или одолевает бессонница, или поднимается давление или сахар в крови, — очень часто причина здесь именно в тревожности. Поэтому очень правильно будет обратить внимание на свое здоровье. И поправить его поможет Церковь — точнее, ее дух, если, конечно, человек проникается им целиком. Невозможно ведь купить одну только ложку или тарелку, если они продаются как сервиз? «Только в комплекте, — скажут вам, — берите весь комплект целиком!» Так и здесь. «Этого греха больше нет» Чтобы почувствовать, как Господь преображает твою душу и тело, нужно целиком погрузиться в процесс — как при крещении, когда тебя полностью окунали в купель и все твое тело, погрузившись в воду, приняло благодать Духа Святого. То же самое нужно будет сделать и сейчас. Если хочешь увидеть результат, изменения в семье, в сердце, в организме — придется отказаться от позиции «У меня вера — в душе, делаю, что хочу, как хочу». Исповедь помогает стать здоровым не только душевно, но и телесно. Благодаря ей прощаются грехи, залечиваются душевные раны и Господь, отпуская прегрешения, дарит тебе Свою любовь, заключает в объятия и говорит: «Дитя Мое, будем считать, что этого греха больше нет. Его срок годности — истек». Теперь все позади. И никто не корит тебя больше за провинность, никто не смотрит осуждающе, не критикует.

http://pravmir.ru/veryu-v-dushe-delayu-c...

Какие могут быть поводы для расторжения церковного брака? Это отпадение кого-либо из супругов от Православия; прелюбодеяние; неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака; признание одного из супругов умершим или безвестно отсутствующим; наказание в виде лишения свободы; вступление в новый гражданский брак; заболевание СПИДом, рядом других болезней; тяжкое неизлечимое психическое расстройство; злонамеренное оставление одного супруга другим; посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей; совершение женой аборта при несогласии мужа; засвидетельствованный врачами хронический алкоголизм или наркомания. − Каждая из этих причин может служить основанием для расторжения церковного брака. Но расторжение не является обязательным. Если супруг тебе изменил и ты находишь в себе силы простить его, живи, сохраняй брак. Потому что каждый человек немощен, у каждого есть много недостатков. А ведь как сказано: «Тяготы друг друга носите» (см. Гал. 6:2 ). Мы должны помогать слабым и немощным. Тот, кто может простить, должен сохранить семью. Развод – это крайняя мера, и необходимо собрать все силы, чтобы сохранить семью как малую церковь, как основную ячейку нашего общества. Если не будет семьи, не будет общества, не будет России. Брак благословлен Богом, и человек, который венчается, должен понимать это. Он дает обещание верности до конца своей земной жизни не только своей половине, но и Богу. Он должен помнить о своем обещании и слово своё хранить, каким бы образом ни складывались обстоятельства. Евангелие повествует о том, что законным основанием для развода является измена. Это было две тысячи лет назад. Господь в Евангелии сказал, что только измена дает повод человеку для расторжения церковного брака. Мы же для этого находим возможными уже целых двенадцать пунктов! И неизвестно, что будет завтра… Нести послушание в семье − К сожалению, сегодня далеко не все живут церковной жизнью, но Церковь не имеет права отказывать крещеным людям в венчании. К сожалению, тех бесед, которые священник проводит с желающими обвенчаться, бывает недостаточно для осознания ими того, что Таинство венчания – это когда Сам Господь соединяет два разных в одно целое. Создается семья – малая церковь, члены которой должны нести послушание. Но, увы, многие оказываются неподготовленными к этому. И мало просто понимать это, надо принимать это внутри себя, жить этим, впитать с молоком матери, убеждаться в этом каждодневно на добром примере своих родителей с тем, чтобы в будущем подавать такой пример уже своим детям.

http://azbyka.ru/semya/sohranit-dary/

Любовь Божественная — это вечная Жизнь. Зло сатанинское — это вечная смерть. Предлагается выбор: Жизнь или смерть? И что же тут думать? Мы, верующие, выбираем Жизнь! 2. ВОПРОС: Так или иначе, но смущает иногда протестантский взгляд: детей, мол, не должно крестить во младенчестве, когда они этого не осознают, а вырастут — пусть решают и выбирают сами. Почему мы, православные, считаем, что это неверно? Ответ частично содержится в ответе на первый вопрос. Попробуем и на этот раз разобраться. Выше мы уже говорили о том, что Божия благодать преподается (снисходит) от Господа через церковные Таинства. Есть ли смысл лишать ребенка Божественной благодати, дожидаясь, пока он вырастет и решит — креститься ему или обрезаться? Вспомните: “Не мешайте детям приходить ко Мне…” А если человек вообще не сделает никакого выбора и обречет себя на безблагодатное существование? А если он не доживет до сознательного возраста? Тогда как за него молиться? По канонам Православной Церкви имя некрещеного человека не заносится в синодик и не произносится на ектениях за богослужением. Похоже, протестанты скептически относятся к вопросу о Божественной благодати. Для них важен выбор человеческий, им кажется, что в центре вселенной стоит некая личность, держа в руках Декларацию прав и демократических свобод человека. Из Евангелия же мы знаем, что не Апостолы избрали Господа нашего Иисуса Христа своим Учителем и Спасителем, но Он — Сам. Не вы Меня избрали, а Я вас, чтобы вы шли и приносили плод… ( Ин.15:16 ). В пользу Крещения младенцев говорит и факт из Деяний святых Апостолов: святой апостол Петр, произнеся пламенное слово перед иудеями, в один день крестил около трех тысяч душ, среди которых, наверняка, были и младенцы; …охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:41 ). В Православии существует Институт крестных родителей, которые в народе почитаются на уровне биологических, а иногда и выше. Они называются: крестный отец и крестная мать или просто — крестный, крестная. Крестные родители обязаны следить за духовным развитием своих крестников и крестниц, регулярно приобщая их Святых Христовых Тайн. В Православии центром литургической жизни является Евхаристия. Под видом хлеба и вина человек вкушает Само Тело Христово и Саму Его Кровь, дабы мистически, чудеснейшим образом соединиться в этом Таинстве с Самим Господом нашим Иисусом Христом. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им, и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая ( Мк.14:22-23 ).

http://azbyka.ru/deti/kak-votserkovit-de...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010