«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога. К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44 ; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10 , Лк.19:38 ; Ин.12:13, 19:19 ; Деян.1:6, 17:7 . Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия). К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11 ; Нав.12:3 ..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения. § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя I. Крещение Господне, 1:9–11 1. Фактическая сторона и отдельные моменты события: а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8; б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18 ; в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15 ; г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9; д) молитва Иисуса, Лк.3:21 ; е) схождение Св. Духа, ст.10; ж) свидетельство Отца, ст.11; з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31 . 2. Отношение Христа а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9 ; б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6 ; в) к Богу-Отцу, ст.11. 3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня. а) Связь с началом всенародного служения. б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15 ; Лк.7:29–30 ; ср. Ис.42:21 ; Мф.5:17 . в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29 . г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем 14 ; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1 , Мф.11:2–5 ; Лк.4:14–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Потом пришла советская власть, и катехизировать было невозможно. Нечего было дать почитать, да даже поговорить с человеком перед таинством Крещения было нельзя — это уже считалось преступлением, за которое священника могли лишить регистрации, перевести на другой приход. Все это было совсем до недавнего времени, до конца 80-х — начала 90-х годов. Поэтому, когда на волне празднования 1000-летия Крещения Руси у миллионов людей пробудился интерес к Церкви и они пошли креститься, Церковь оказалась к этому просто не готова. Не просто 70 лет советского режима — а уже несколько веков как опыт катехизации взрослых людей был атрофирован. Тем более в Церкви тогда количество священников по сравнению с волной желающих принять Крещение было крошечным. И мы, духовенство 1990-х — 2000-х годов, крестили эти миллионы людей… — По сути — нарушив повеление Господне о том, что сначала человека надо научить, а уже потом крестить? — Да, Церковь тогда приняла такое решение. Хотя понятно, что человека еще до принятия крещения нужно обязательно учить основам веры, чтобы он совершил осознанный выбор и сам для себя понял, готов ли он расстаться со своими страстями и жить со Христом. В 1990-е — 2000-е годы крещено было очень много людей, которые, очевидно, совершенно никак не собирались менять свою жизнь и строить ее по-христиански. Например, я помню, как году в 1993-м, будучи молодым священником, я совершаю Крещение в храме святителя Николая в Кленниках, даю крестному читать текст «Символа веры», а он читает и хохочет: ему эти слова кажутся смешными, забавными, он не может остановиться и чуть не падает от смеха. Я говорю ему: «Вы не можете быть крестным, отойдите в сторонку». Он страшно на меня обиделся и потом выговорил мне: «Я пришел в храм, а Вы мне настроение испортили». Примерно такое было отношение к Церкви. — Почему тогда Церковь приняла решение крестить всех? — Во-первых, по сложившейся практике. Так как в советское время сам приход человека в Церковь и заявленное желание креститься было поступком на грани исповедничества. Все знали, что эта информация уйдет в органы, могут быть проблемы на работе, трудности в карьере. А во-вторых, потому что все-таки Крещение — это некий аванс человеку, это дар на вырост, это начало таинственной жизни Святого Духа в человеке. Я убежден, что тогда это было единственно правильное решение, хотя все ошибки рано или поздно надо исправлять и за них рано или поздно приходится расплачиваться каким-то трудом.

http://foma.ru/k-kreshheniyu-gotov.html

прот. Андрей Резван: - На самом деле, всем нам знакомые слова из Евангелия «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», конечно, говорят только о том, что Господь, создавая Церковь, дал возможность каждому из нас прикоснуться к этому удивительному миру духовной жизни с Богом. И, конечно, в Ветхом завете не было понимания Церкви. Потому что Ветхий завет жил совершенно другими нормами и правилами. И только с пришествием Господа нашего Иисуса Христа, Господь дал нам Церковь. Церковь как общество верующих в Господа, как тех, кто был усыновлен в не зависимости от кровного родства духовным усыновлением, и конечно, через таинство крещения стал чадом Божиим. И вот, на самом деле, у каждого, наверное, есть какая-то своя история крещения, вхождения в Церковь. Но сегодня мы говорим совершенно о другой роли Церкви, когда человек заново, уже будучи крещеным, для себя находит обретение любви, духовного единства с людьми, с которыми он до этого времени никогда и не был знаком. И сейчас, действительно, в наше непростое время для многих происходит переосмысление. Несмотря на то, что были утеряны духовные традиции, преемственность, несмотря на то, что мы к сожалению, не получили от наших уже теперь бабушек и дедушек, даже от наших родителей, и даже от наших крестных, тех каких-то самых элементарных знаний о Боге, о молитве, о вере. И, конечно, мне как священнику не однажды приходилось слышать горечь, разочарование, что несмотря на взрослый, преклонный возраст, когда земная жизнь близится к концу, человек не узнал раньше о благой вести, о радостной вести Евангельского спасения. И переступая порог храма, порой не специально, вы знаете, ведь и для маленьких детей, и для молодежи, и для просто любящих путешествия, допустим, посещение таких русских городов, как Ярославль, Нижний Новгород, Санкт-Петербург – ну невозможно, ходя по магазинам, не зайти в великолепные древние русские храмы. И даже в качестве туриста переступая порог храма, человек так или иначе начинает видеть то, что он до этого не замечал. Начинает ощущать какой-то особый свет, особую любовь. И, конечно, очень важно, чтобы и в этот момент нашелся человек, который не просто формально бы рассказал о храме, как о музее, например, а нашелся человек, который немножко уделив внимание, рассказал, что наполняет этот храм. Потому что за вешним видом икон, замечательных росписей, церковного песнопения, стоят живые люди, которые горят любовью, добром, светом, чистотой, и которые моги бы в жизнь человека привнести самые такие важные духовные понятия как дружба, как любовь, как верность, как поддержка, как доверие. Потому что этого сейчас, к сожалению, не хватает.

http://radonezh.ru/2023/11/16/vhozhdenie...

Невозможно прийти к истинной вере, просто размышляя о духовной жизни Из первого правила неизбежно вытекает второе: вера приобретается не иначе как опытным путем. Неслучайно, когда ученики попросили Господа умножить в них веру, Он рассказал им притчу о добром слуге, который, тщательно исполняя повеления своего Господина, притом должен считать себя «рабом неключимым». То есть вера умножается в повседневном исполнении заповедей Христовых, при сохранении смиренного расположения сердца. И невозможно прийти к истинной вере, пребывая в праздности и просто размышляя о духовной жизни. Невозможно, потому что либо по милости Божией человеку откроется, что пора начать жить полноценной церковной жизнью, либо человек так и увязнет в своих бесконечных душевных исканиях и переживаниях и превратится со временем в бесплодно томящегося философа, всегда учащегося и никогда не могущего дойти до познания истины (2 Тим. 3, 7). Это, можно сказать, несчастнейший тип человека. Множество суждений и мнений он принимает или отвергает сообразно своему понятию о возможном и невозможном, правильном и неправильном, то есть мировоззрение свое основывает на собственном мнении, думая вместе с тем, что он блюдет некую совершенную меру благоразумия. На языке православной аскетики такое расположение сердца называется гордостью — одно из самых губительных состояний, из которого трудно выбраться именно потому, что человек склонен доверять в конечном итоге только себе и становится неспособен отказаться от хаоса разноречивых знаний и мнений ради простой и чистейшей истины. Но, возразит кто-нибудь, — что же это за свобода, если нужно отказаться от себя, от своей душевной жизни, от своего опыта, от мыслей, чувствований, переживаний, оценок и мнений? И вот здесь надо сказать об удивительном свойстве истинной веры. Когда мы смиряем себя перед полнотой Божественного Откровения, переживая как бы смерть, упразднение своего «Я», — мы не только не теряем себя, но обретаем во всей Богозданной полноте духовных, душевных и телесных сил. Можно сказать, что только соединившись посредством веры с Божественной энергией, человек познаёт, кто он таков на самом деле. И познаёт не теоретически, а опытно, на самом деле — самой своей жизнью. Собственно Таинство Крещения и означает такое перерождение человека во Христе посредством веры. Вот почему вера считается обязательным и главным условием принятия Таинства Крещения . «Входя в Церковь, — говорит святитель Феофан Затворник, — оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту!» («Мысли на каждый день года»).

http://pravoslavie.ru/102466.html

Что делать человеку, которого не крестили в детстве: сначала креститься в надежде, что потом придет и вера, или сначала надо потянуться к Богу, а уже затем креститься? Вера, глубокая вера — это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться на протяжении всей своей жизни. То есть стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела… Вера, помимо всего прочего, — это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься. Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны. Нужно ли, крестившись и придя в Церковь, полностью менять свой образ жизни? Ни в чем не должно быть абсурда. Главное, что должно быть в жизни христианина, — это мера и серьезный и ответственный отчет в собственных поступках в отношении к жизни и профессии. Совсем не обязательно переоблачаться в серо-черные тона одежд. Важно стремиться отбросить только то из своей прежней жизни, что безусловно является грехом. Предположим, если ты журналист, ты можешь им оставаться, но просто не работать в «Плейбое». Однако вообще отказываться от мира мирянину не полезно. Есть люди, призванные к монашескому служению. И этот призыв строго индивидуален, человек должен испытать зов в своей душе… Для большинства же из нас важно жить и трудиться в миру, являя собой пример христианской жизни. На этом пути можно и свою душу спасти, и очень многих людей к Церкви привести. Сегодня часто люди крестятся, ставя перед собой какую-то конкретную цель. Например, поступить в университет, выздороветь, обрести семейное благополучие. Что дает крещение человеку на самом деле, и можно ли быть некрещеным, но просто хорошим человеком? Да, можно. Необходимость крещения не означает, что все некрещеные – плохие люди. И наоборот, упаси нас Бог от таких рассуждений. Нельзя впадать в абсурд из-за того, что мы верим: без крещения нет спасения. Крещение — это прежде всего вхождение в Церковь, это дверь, вводящая в ее ограду. В символическом смысле это таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека — непременно самого человека — он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь — жизнь во Христе Иисусе. Но нельзя родиться с намерением тут же умереть. Человек, знающий, что после крещения в Церковь ходить не будет и крестится-то на всякий случай, подобен самоубийце, которого врачи спасают, а он говорит: «Сейчас я дам вены мои зашить, а потом все равно с балкона брошусь».

http://azbyka.ru/voprosy-o-cerkvi

К сожалению, автор не указывает, в чем именно заключаются новые проблемы и недоумения, которыя характеризуют взаимоотношения Церквей в XX столетии. Думается, однако, что тут надо иметь в виду то, что отпавшие в свое время от римо-католичества конфессии заявляют теперь о своей дружественности и уважении к Православной Церкви. Вместо спора и обличений слышны с обеих сторон любезныя приветствия и проявляются знаки иногда действительно весьма трогательного внимания. В этом только и заключается разница между нынешним веком и веками Вселенских Соборов, когда неправославныя вероисповедания обыкновенно ожесточенно боролись с Восточною Церковью и когда по отношению к чуждым Церкви конфессиям применялся только язык обличения и увещания возсоединиться с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. Вопреки довольно смелому заявлению Н. Зернова, невозможно найти в творениях Св. Отцов и в св. канонах противоречий в учении об единстве Церкви. С самых древних времен, начиная со слов Апостола, что «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Eф. IV, 5 ), православные христиане исповедывали, что есть только одна истинная Церковь , которой и дано обетование, что «врата адовы не одолеют ея» (М. XVI, 18). И думается, что сколько бы Н. Зернов ни старался, он ни в творениях Св. Отцов, ни в св. канонах не найдет противоречия этой мысли. Предписывая для разных случаев три чина присоединения, иногда чрез крещение, иногда чрез отречение от ереси и мропомазание, иногда же просто чрез покаяние, – св. каноны и все Св. Отцы последовательно всегда проводят мысль, что только одна Православная Церковь соединяет со Христом и спасает, а все другия исповедания лишены блогодатных и спасительных Таинств. Поэтому присоединяющихся к Православной Церкви каноны называют «теми, которые спасаются из числа еретиков» (II Всел. 7, Трул. 95). Разная практика при возсоединении их с Церковью , таким образом, нисколько не меняет вечного учения Православной Церкви, что только она одна истинна, спасительна и есть «голубица (Песнь Песн, II, 10) и единственная матерь христиан и в которой спасительно принимаются все Таинства вечныя и животворящия, а пребывающих в ереси подвергающия великому осуждению и казни» (Карфаг. 68) 1 Это учение особенно выпукло высказано в 46 пр. Св. Апостолов: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христово с велиаром. Или кая часть верному с неверным».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Моется человек в жизни очень много раз, под душ становится, в речку или в море ходит купаться или другие водоёмы. В бассейн ныряют, но это не крещение. Крещение  - это погружение, оно только один раз возможно от воды и Духа. Не будет Духа, будет только вода -  это будет ритуальное омовение. Будешь, как индус всю жизнь в Ганге мыться без особой пользы для души. Нужно креститься от воды и Духа. Крещение - это двери в Церковь, в которой непременно требуется содействие, участие живого присутствия Духа святого. Когда мы каемся в грехах своих, то мы упираемся прочно, как в твердый фундамент, в слова Господа Иисуса Христа, сказанные апостолам: Примите Духа святого, и кому свяжете на земле -  будет тому связано на небесах, кому развяжете на земле -  будет развязано на небесах. Это связывание -  развязывание грехов человеческих, апостольская власть, полученная непосредственно от Сына Божьего, действует в таинстве исповеди в других покаянных действиях Церкви, потому что не одна только исповедь освобождает человека от грехов, но действие Духа святаго. Дух святой живет и действует в Церкви, и им совершается церковное священнодействие, таинство освящения, миропомазания, Дух святой призывается на брачующихся. Духом святым совершается таинство Евхаристии. Одна из древних молитв Церкви говорит, обращаясь к Отцу: «Прими, Отче, в Церковь Твою приходящих к Тебе через Сына в Духе Твоем святом». Мы идем к Отцу через Сына, Сын  - это живой путь, путь истиной жизни. Никто не приходит к Отцу, только Мною. Через Сына в Духе святом идем к Отцу. Краткая формула святой Евхаристии: Идем к Отцу через Сына в Духе святом. Без Сына к Отцу прийти нельзя, но и Сына, как путь и истинную жизнь нельзя воспринимать, если Дух святой не научит человека. Апостол Павел говорит, что всякий, называющий Иисуса Господом, делает это Духом святым. Невозможно  называть Иисуса Господом, если не дано человеку Духом святым. Кто такой Иисус? Историческая личность, хороший человек. Мусульмане говорят: пророк. Кто-то говорит: не знаю кто, пророк великий, что-то великое в Нем есть или просто хороший человек.

http://radonezh.ru/analytics/novy-smysl-...

В своей проповеди в день Пятидесятницы св. ап. Петр призывает своих соотечественников к обретению спасения через покаяние и крещение во имя Иисуса Христа: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:38 ). В Послании к Галатам св. ап. Павел называет христиан «во Христа крестившимися» ( Гал.3:27 ). Тема Крещения во Христа проходит красной нитью через богословие свв. ап. Петра и Павла. Сам Господь Иисус Христос употреблял слово «крещение» для обозначения Своего искупительного подвига – страданий, крестной смерти, погребения и воскресения. В 47-м зачале Евангелия от Марка ( Мк.10:32–45 ) приводится беседа Господа с ап. Иаковом и Иоанном, поводом для которой послужили слова Христа: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). На просьбу Иакова и Иоанна позволить им сесть по правую и левую сторону от Него во славе Его, Христос отвечает: «Не знаете, чего просите... Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься.» ( Мк.10:38–39 ), предвозвещая тем мученическую кончину большинства Своих последователей и учеников. В Евангелии от Луки Господь Иисус, предвозвещая Свои искупительные страдания, говорит ученикам: «Крещением должен Я креститься» ( Лк.12:50 ). Таким образом, в евангельском учении Господа Иисуса Христа креститься – значит соучаствовать в Его смерти и воскресении, пройти по Его крестному пути, умереть для мира, чтобы возродиться в Боге. Вместе с тем смысл слов, обращенных Господом к апостоламИакову и Иоанну, далеко выходит за рамки их буквального, конкретно-исторического восприятия и толкования. Крещение, о котором говорит Христос, – не только мученичество. По слову свт. Кирилла Иерусалимского , «Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию» 168 . Смерть Иисуса Христа приносит жизнь, и, умирая в своем сердце для всякого греха и неправды, верующий в Него воистину начинает жить новой жизнью уже здесь и сейчас. Эта внутренняя духовная перемена, согласно евангельскому учению, неразрывно связана с внешним действием – участием в литургическом священнодействии водного Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). Таким образом, таинство Крещения – это не просто обряд или внешний знак совершившейся в человеке духовно-нравственной перемены, но действенное дарование плодов искупительной жертвы Христа, онтологическое соединение с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Покаяние» — это славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Покаяние — не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех. Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни. Покаяние необходимо всякому христианину. Оно — дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. «Ибо после того, как мы крестились, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше». Вслед за Иоанном Лествичником, преподобный Симеон называет покаяние вторым крещением: «В первом крещении, — говорит он, — вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина». Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Император Михаил III отправился со всем войском в поход против сарацин, поэтому в городе просто не осталось людей, которые могли бы противостоять набегу врага. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца,— вспоминал об этом событии святитель Фотий,— а заря бытия нашего поглощалась глубоким мраком смерти… вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только у Бога». Жителям Константинополя оставалось уповать только на чудо — и Господь сотворил такое чудо по молитве верного Ему Патриарха. Святитель Фотий обошел стены города крестным ходом, непрестанно молясь об избавлении от опасности Божией Матери. Затем молящиеся подошли к морю и опустили в волны край Ризы Пресвятой Богородицы. Сразу после этого на море поднялась сильная буря, которая опрокинула несколько кораблей неприятеля. Испуганные россы отступили, а через некоторое время обратились в Константинополь с просьбой о Святом Крещении, что и было исполнено. Так состоялось первое крещение славян, которое вошло в историю под названием «Фотиево крещение». В сообщениях греческих хронистов не указывается, кто были эти воинственные россы, однако из других источников известно, что киевские князья Аскольд и Дир с боярами приняли крещение от византийского епископа в начале или середине 860-х годов, а значит, есть все основания предполагать, что Аскольд и Дир были среди тех россов, которые так и не смогли войти во врата Константинополя. Славянский вопрос Воинственные славянские племена необходимо было христианизировать. Этот вопрос требовал системного решения на государственном уровне, и здесь интересы Константинополя вновь пришли в конфликт с интересами Западной Церкви. На западе, в Великой Моравии, славянские просветители Кирилл и Мефодий столкнулись с гонениями со стороны немецкого епископата. А на юге, в Болгарии, возникла ситуация, вследствие которой самому святителю Фотию пришлось вступить в богословскую полемику с представителями папского престола. Положение дел в Болгарии было сложным.

http://pravoslavie.ru/101154.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010