Эта благодатная сила (благодать Божия) дается христианину к пребыванию в общении с Богом. Цель христианина – пребывание с Богом. Для этой цели он должен отречься от себя и всего льстящего самолюбию и предать себя воле Божией. Только та добродетель есть истинная, которая творится ради Бога, ведет к общению с Богом. Эта цель Богообщения достигается чрез ревностное, усердное, постоянное, непрестанное, из сердца исходящее исполнение святой воли Божией. «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех» ( Мф. 7:21 ; ср. Лук. 9:62 ; Мф. 10:22 ). Совершается все это с помощью Божественной благодати. Благодать есть достояние человека христианина и вместе отличительное свойство его жизни. Как вначале христианином он стал силою Божественной благодати чрез крещение, так и после все свои дела совершает той же силою. Ибо, по апостолу, «Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Филип. 2:13 ). Действия этой благодати, сопровождающей человека христианина в деятельности, состоят в многообразном просвещении истинами веры и пониманием святой воли Божией, просвещением очей сердца ( Ефес. 1:18 ) и воспламенением ревности, укреплением и утверждением воли к добру ( 1Петр. 5:10 ). Преуспевание в добродетели совершается в Церкви Христовой и обуславливается пребыванием в Церкви, членом которой христианин стает чрез крещение по вере в Господа Иисуса Христа. Вне Церкви нет истинно добродетельной жизни, ибо к тем, кто вне ее, не приходит Божия сила, около них нет воспитательной благодатной атмосферы, которая доставляется только таинствами и всем чином церковных священнодействий. Вот основные черты христиански-добродетельного состояния духа. Ими определяются и существенные свойства, состав и происхождение христианской добродетели. Они есть ни что иное, как порядок христиански-нравственной жизни. Из всего сказанного, сокращенно добродетель как состояние или как настроение добродеющего духа можно определить как ревность и силу пребывать в порядке христиански-нравственной жизни, или просто – ревность о христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Одна из них – это как раз то, что я рисовал, хотел стать художником и в какой-то момент открыл для себя красоту иконы. Это было примерно в восьмом классе. По репродукциям и по тем иконам, которые были доступны в музеях, я понял, что это – одна из вершин мировой живописи. Мне стало просто очень любопытно и интересно найти источник этой красоты. Когда человек начинает искать, Господь находит возможность проявиться и открывается человеку лично. Я прекрасно помню один эпизод, когда в 7-м классе я взял в руки Евангелие от Иоанна и стал читать отрывок, главу 8, о том, как Господь простил женщину, совершившую прелюбодеяние. В тот момент я почувствовал… это сложно описать словами… я стал сознательно верующим, прочитав этот отрывок! Христос стал для меня конкретной Личностью с большой буквы, с Которой я вступил в общение, Которую я понял и полюбил. «Твоя дорога – священство» В моей жизни был архимандрит Герман (Красильников), настоятель Казанского храма в селе Шеметово Сергиево-Посадского района. Он прошел лагеря, а затем в течение многих лет был духовником всего подмосковного духовенства. Умер в 1985 году. К тому времени я и мама стали уже достаточно активно воцерковляться. Мама как человек решительный оставила свое преподавание в школе и пошла работать в Елоховский собор. Ее как женщину смелую очень быстро поставили в крестильню, куда стремилось множество людей в связи с подготовкой к 1000-летию Крещения Руси. Иногда крестилось по 100 человек в день. И ей доверили нелегально вести первые систематические катехизические беседы в Москве. Священники пока еще не могли разговаривать с теми, кто пришел креститься, и сказали маме: «Наташ, если тебя поймают или вызовут, ты должна сказать, что ты сама все это придумала. В общем, сколько успеешь – столько надо будет потрудиться». До Таинства Крещения у нее было около 30 минут, в течение которых она должна была говорить о вере сразу 20-30 людям. Это был очень тяжелый труд с утра до вечера – с ничего не понимающими родственниками, десятками орущих младенцев и так далее. Но мама справлялась.

http://pravmir.ru/krestnyj-imeet-unikaln...

Александр, Печора: Благословите батюшка, на первое купание в проруби! Спасибо! Отец Максим Козлов: За благословением купаться в проруби следует все-таки обращаться к священнику, который Вас знает. Взять на себя ответственность санкционировать участие в Крещенских купаниях всем, кто читает эту конференцию, с моей стороны было бы безответственно и нагло. Мало ли, какие у вас недуги. Поэтому стоит сходить к доктору, а во-вторых, пойти в ближайший храм и посоветоваться о том, стоит ли совершать такое купание. Светлана: Здравствуйте! Обязательно ли окунаться в купель на Крещение? Максим Козлов: В праздник Крещения Господня, как и в любой другой великий праздник, Церковь призывает нас прежде всего сознательно оказаться на богослужении. Прийти не просто с бидончиком, чтобы унести с собой воды, а чтобы помолиться на службе и постараться прикоснуться к тому содержанию праздника, который совершается в церкви. Значительно более распространенной традицией, чем погружение в купель, является взятие с собой святой воды, которая освящается дважды – в канун праздника, 18 января, на утреннем богослужении, и в самый день праздника, 19 января, также в конце утренней службы. Эту воду уносим с собой домой, храним в каком-нибудь достойном месте, желательно не с бытовыми продуктами, употребляем по мере необходимости для пользы души и тела внутрь. А также в эти дни, 18 и 19-го, принято окроплять свой дом святой водой. Берете кисточку, и с какой-нибудь известной вам молитвой, лучше всего тропарь Крещения, обходите свой дом со святой водой. Это многовековая добрая традиция, в ней особенно радостно участвуют детки в семье, и это можно посоветовать каждому, в том числе и начинающему христианину. Сергей: Как Вы относитесь к согреванию алкоголем перед купанием? Отец Максим Козлов: В православной традиции нет ханжеского отношения к алкоголю. Предписания безусловного воздержания от разумного количества вина православие не знает. Лично человек может взять на себя такой подвиг, но это не является обязательным для всех. Хотя пьянство, конечно, есть грех, в православном понимании. А вот перед погружением в прорубь, или иордань, я бы не советовал принимать любых допингов, в том числе и алкогольных. Если уж хотите совершить такой подвиг, как крещенское погружение то постарайтесь сделать это горячим сердцем и трезвым сознанием.

http://religare.ru/2_99092.html

Для нас важно восстанавливать эту традицию. На призыв поучаствовать в этом благом деле откликнулся президент компании «РуссНефть» Михаил Гуцериев, который стал также членом ИППО. Само строительство обошлось примерно в 3,5 млн. долларов, оно было завершено всего за год. Первый камень был заложен 11 июня 2011 года. Строительные работы осуществлялись подрядчиком под руководством председателя Вифлеемского отделения ИППО Дауда Матара. Осенью 2011 года между ИППО и Россотрудничеством был подписан договор о передаче части помещений объекта для размещения Российского центра науки и культуры. Теперь и в Израиле, и в Палестине есть центры Россотрудничества, которые поддерживают наших соотечественников в этих странах. Если же говорить об устройстве русского паломнического подворья в Иордании, то напомню, что в феврале 2007 года Хашемитское Королевство Иордания передало Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан. Эта земля располагается в евангельской Вифаваре, рядом с историческим местом Крещения Господня. Строили паломнический дом на средства различных благотворителей под контролем Управления делами Президента РФ. Иорданская сторона оказала активное содействие. Президент России, открывая странноприимный дом, особо отметил то, с какой доброжелательностью отзывается принц Гази Бин Мухаммад об этом святом месте — месте Крещения Христа. Кстати, когда мне в один из моих визитов довелось встретиться с принцем Гази, то в ходе нашей беседы он особо подчеркнул, что присутствие в Иордании русских священников и монахов воспринимается им как благословение для его страны. — Чем послужит паломникам этот новый комплекс? Будут ли здесь совершаться богослужения? — Как известно, в связи с тем что мы не являемся местной Церковью на Святой Земле, необходимо было вести переговоры с Иерусалимским Патриархом. Мы строили паломнический дом, а не храм. Главная его цель — чтобы у людей, приезжающих из России, была возможность не просто быстро приехать, поклониться святыне и уехать, а совершить паломничество более вдумчиво и без суеты, спокойно помолиться. Вместе с тем было бы не очень логично, если бы в странноприимном доме, который находится в таком святом месте, не было хотя бы молитвенной комнаты или часовни. И многим русским паломникам, приезжающим сюда, хотелось бы, чтобы молитва совершалась на церковнославянском языке. Патриарх Иерусалимский хотя и не сразу, но благословил наше начинание, поэтому на территории паломнического комплекса появился домовый храм. Он находится в юрисдикции Иерусалимского Патриарха. Патриарх Феофил III совершил малое освящение в день открытия комплекса, ему сослужили митрополит Филадельфийский Венедикт и я. Служить в храме смогут священники, направленные сюда Русской Церковью, а также священники, которые сопровождают группы паломников. Они смогут совершать и Литургию, и чин освящения воды на Иордане. Гостиница рассчитана на 80 мест, есть трапезная на 60 мест. Есть и свой спуск к реке Иордан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2379919...

И слово этого пророка гремело подобно молоту, разбивая самое кремнистое сердце, жгло подобно пламени, проникая в сокровеннейшие помышления. С истинно пророческою резкостью и прямотою он обличал сборщиков податей за их вымогательства, воинов за их насилия, за бесчестность и недовольство, богатых саддукеев и знатных фарисеев за бездушие и лживость, которые сделали их ехид­нами порождения ехиднина. Ко всему народу он обращался с предостережением, что глубоко он заблуждается, когда всю свою надежду на спасение возлагает на свое происхождение от Авра­ама, будто бы освобождающее его от всякой дальнейшей обя­занности употреблять особенные усилия для достижения спасения. Бог, сотворивший Адама из земли, может и из камней воздвигнуть новых чад Аврааму. Поэтому, чтобы быть истинными сынами Авраама, достойными унаследования данных ему обетований, они должны искренно покаяться и «сотворить достой­ный плод покаяния». И это особенно необходимо было теперь, когда все предвещало, что приблизилось исполнение времен. Настал час пришествия давно ожидаемого Мессии. Эта проповедь потрясала сердца слушателей, которые поэтому охотно принима­ли введенный Иоанном обряд крещения, служивший видимым зна­ком внутреннего покаяния. Этот обряд неизвестен быль вет­хому завету и составлял видимое преддверие нового завета. Правда, в Моисеевом законе предписывались различные омовения и очищения, и вода в древности служила общеизвестным символом очищающей силы; но Иоанн придал крещению более глубокое значение, именно в смысле символа внутреннего очищения и обновления всего нравственного существа, и в этом смысле именно это крещение покаяния преобразилось впоследствии в крещение спасения. Пораженный всем этим народ спрашивал, кто же этот велики пророк и проповедник: не Илия ли это, или даже не Христос ли? Даже синедрион, пораженный слухом о проповеди и действиях Иоанна, отправил к нему осо­бую депутацию с этим именно вопросом. Но Иоанн отвечал, что он не Христос, не Илия и не пророк, а просто «глас вопиющего в пустыне», простой предшественник и провозвестник Того, у которого он недостоин развязать ремня сапог, кото­рый будет крестить не водою, но Духом Святым и огнем и уже держит лопату в руке своей, чтобы очистить гумно свое, собрать пшеницу в житницу, а солому, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Понять то, о чем я говорю, можно, размышляя над подвигом мученичества. С древности до сегодняшнего дня мученики входят в сонм святых нашей Церкви. Почему их подвиг так важен, почему мы молимся им с особым трепетом? С одной стороны, мученики были и есть не только в христианстве: любой человек, который за свои убеждения готов пожертвовать жизнью, вызывал уважение у других людей. И христианские мученики почитаются нами за то, что они были стойкими до конца. На самом деле, в древности было немного другое осознание мученического подвига христиан – мученики не просто сами страдали, они соучаствовали в страданиях Христа. Интересно, что если оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, принимали мученическую кончину, еще не успев креститься, они становились членами Церкви: считалось, что они крестятся собственной кровью. А значит, и кровью Христа. Крещение – это погружение в смерть, умирание со Христом и воскресение с Ним к новой жизни. Для мучеников это погружение было не символическим, а настоящим. Современные соучастники Сейчас идет Страстная неделя. Не только она, но и любой христианский праздник относит человека к Вечности. Когда празднуется какой-то мирской праздник, – речь идет о воспоминаниях события, произошедшего столько-то лет назад. Никому и в голову не приходит в этом событии участвовать. Церковный праздник – всегда участие человека. События, связанные с земным путем Бога – вечны. Время значения не имеет. Вот именно сейчас Господь входит в Иерусалим, именно сейчас Иуда предает Спасителя, именно сейчас Христос совершает Тайную вечерю, вот сейчас Он распят, а вот в эту минуту произошло Его Воскресение. Мы, живущие здесь и сейчас, выходим из границ времени в перспективу Вечности. Церковная жизнь помогает нам понять это, осознать. Даже какими-то внешними атрибутами, как, например, верба в праздник Входа Господня в Иерусалим. Но часто в атрибутике праздника люди теряют самое главное – то, на что эта атрибутика указывает. Вода на Крещение, окунание в прорубь становятся важными сами по себе, а не потому, что ты погружаешься в воду вместе со Христом. Или вербочки, с которыми люди стоят в храме в Вербное воскресенье, многими считаются значимыми сами по себе, как что-то материальное, что можно домой принести, а потом задавать священнику вопрос: «Батюшка, а для чего эта верба нужна? Что с ней делать дома? Под икону поставить? Детей шлепать, чтобы они не болели?» То есть таким людям кажется – верба имеет значение после того, как всё в храме произошло.

http://pravmir.ru/strastnaya-stat-soucha...

Пост – время покаяния . Многодневный пост в особенности. Покаяние – процесс изменения ума, переосмысления каких-то своих представлений, изменения и/или коррекции мировоззрения. Пост – опора в этом процессе. Апостольская проповедь в день Пятидесятницы (в ответ на вопрос иудеев, собравшихся в Иерусалиме и слушавших апостолов, что же им делать?) заключалась призывом Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2; 38). С покаянием, по мысли апостольской, человек приступает ко крещению потому, что вступление в Церковь – это не просто переход «на новый уровень развития», продолжение «самосовершенствования», выбор чего-то нового и более интересного, модного, удобного, перспективного (список можно продолжить). Нет, человек. приступая ко крещению (в чине оглашения), признает дух мира сего чуждым себе, отрекается «от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его», т.е. признает, что до сих пор пребывал в заблуждении, признает мир плененным сатаной… Не в том смысле, разумеется, что все, кто пока еще не уверовали и не крестились – служители бесов. Отречение от сатаны – это отречение от господства того, кто пленил род человеческий. Выйти из лагеря Но и в плену люди себя по-разному ведут: кто-то выслуживается перед начальством, предавая собратьев по несчастью, мучая их, кто-то пассивно подчиняется режиму и, принимая плен как данность, приспосабливаясь к его условиям жизни, опускается, теряет человеческое достоинство, кто-то живет пассивным ожиданием освобождения, а кто-то изыскивает и использует любую возможность для побега. И вот, представим, что на территорию лагеря попадает Узник, над которым ни начальник, ни вся его команда, оказывается, не властны. Он сокрушает лагерные ворота и призывает следовать за ним всех желающих. Никого не хватает за руки, не тянет за Собой насильно. Более того, Он дает возможность хорошо подумать каждому, хочет ли он выйти из лагеря вслед за Ним? Поэтому, кто хочет, должен сначала обозначить свое отношение к тому, кто его пленил и господствовал над ним, пусть даже и не будучи в состоянии вытравить из него все человеческое. Причем на протяжении всего долгого пути к свободе человек должен будет вновь и вновь подтверждать свой выбор.

http://pravmir.ru/petrov-post-kto-my-dru...

Примерно 16 лет – Помните свое крещение? – Я ничего не знал, кроме отчасти прочитанного Евангелия. Крестился в храме Преображения Господня в Переделкине, там был баптистерий для взрослых. Крестивший меня священник ничего запоминающегося не сказал. О Боге он не сказал. О том, как познать Его, он не сказал. К чему стремиться, не сказал. Но тем не менее совершил крещение. И когда меня погружали в воду, и когда я вышел из воды, то ощутил в себе радость, которая не посещала меня ни до, ни после того. Это состояние сопровождало меня на протяжении недели или двух: легкость, парение, радость. Я никогда не мог поверить в смерть В детстве у меня было суставное заболевание. Летом меня выводили на двор, и я сидел на стуле. Я не болел футболом, волейболом, но меня интересовала интеллектуальная жизнь, шахматы, шашки, я обыгрывал всех напропалую. На меня восставали те, кого я обыгрывал, люди, гораздо старшего, чем я, возраста, меня отгоняли, как щенка, от шахматной доски. А рядом была песочница, я брал в руки песок и бросал в тех, кто меня отгонял. Я маленький был, но очень страстный. – Ребенком вы любили смотреть на погребальные процессии. Почему? – Это было неосознанное стремление заглянуть за край жизни. Когда происходили похороны, гроб с покойником выносили на улицу во двор и все прощались. Мне всегда хотелось посмотреть в лицо покойника, за грань его лица! – Вам удалось заглянуть за эту грань? – Нет! Но я никогда не мог поверить в смерть. Никогда! Я помню, услышал передачу, которая пришлась по моему настроению. В ней рассказывали, что человек умирает и распадается на органические и неорганические вещества, которые становятся питательной средой для растений, и подумал: «Как хорошо умереть и вырасти цветком!» Но вскоре эта мысль ускользнула от меня. Я не хотел быть просто цветком, но желал остаться тем, кто я есть. Неверие в то, что жизнь заканчивается смертью и после земной жизни иной не существует, сопровождало меня на протяжении всего пути до обретения веры. Тридцать два человека в пяти комнатах

http://pravmir.ru/creative/protoierey-vl...

Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: " Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином " . Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом - убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик - не посмели. Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение? Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения дьявольские нападения. Ночью на нее сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукою, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: " Сними крестик, ведь он такой маленький " . Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла " Отче наш " , перекрестилась и услышала, как дьявол с тяжким стоном отошел от нее. Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Дьявол начал внушать ему, что внешнее необязательно, пусть в сердце будет вера: зачем крестик носить на шее, можно сказать, напоказ? Когда он уже был готов снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: " Крестик - это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде " . Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лег спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась.

http://moral.ru/Eugen.htm

Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение? Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения. Ночью на нее сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукой, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла «Отче наш», перекрестилась и услышала, как дьявол с тяжким стоном отошел от нее. Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Диавол начал внушать ему, что внешнее необязательно, пусть в сердце будет вера: зачем крестик носить на шее, можно сказать, напоказ? Когда он уже был готов снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: «Крестик — это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде». Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лег спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась. Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это — Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.

http://moral.ru/st-evgeny-rodionov/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010