Как всякий предмет, имеющий тем, или другим образом соприкоснуться с ритуальною стороною христианского богослужения, – прежде чем он соприкасается, получает известного рода санкцию – освящение, – так точно тоже самое нужно сказать в данном случае и относительно елея. Прежде чем его употребляли для помазания, он еще в глубокой древности известным образом освящался для этого. Указание на это можно видеть в Арабских правилах Ипполита, где говорится и о совершителе этого священно действия, и именно, по их свидетельству, совершителем этим является епископ 852 . Апостольские Постановления также очень определенно говорят, что елей освящается епископом 853 . Мало того, в последнем памятнике мы находим и самое описание этого освящения, которое изложено здесь в следующих чертах: «благословляется елей ( λαιον), говорит автор Апостольских Постановлений, – первосвященником, в оставление грехов и в предуготовление крещения, ибо призывает он нерожденного Бога, Отца Христова, Царя всякого чувственного и умного естества, чтобы освятил елей именем Господа Иисуса и дал благодать духовную и силу действенную, также прощение грехов и предуготовление исповедания крещения, чтобы помазуемый, разрешившись от всякого нечестия, сделался достойным освящения по заповеди Единородного 854 . На основании этого последнего свидетельства молчание Апостольских Постановлений относительно заклинаний, очевидно, просто устраняется, и именно тем, что молитва, посредством которой освящается елей для помазания крещаемого, носит на себе характер заклинаний 855 . Помазание елеем крещаемого, по выражению этой молитвы, имеет целью освободить его «от всякого нечестия» ( πσης σεβεας), от которого с своей стороны отрицается последний и, следовательно, оно служит объективною стороною одного и того же акта освобождения человека от бесовского влияния (т. е. заклинаний), субъективную сторону которого составляет отречение. Что касается того, какими внешними действиями сопровождалось самое освящение елея, мы не имеем сведений, кроме только того, что в этом случае произносилась известная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Слово «оглашение» есть перевод греческого слова « κατχησις» от глагола « κατηχω». " Κατηχω» вообще означает слышать что-либо из речи других 77 , наслышаться. В таком смысле этот глагол употребляется напр. в книге Деяний, 21 ст. XXI гл., в выражении: «известишася же о тебе» ( κατχθησαν δ επ σο) 78 . Частное оп означает: слышать что-либо из речи других такое, что относится, к таинствам спасения 79 . Сообразно с таким значением, рассматриваемое нами слово, на церковном языке, употребляется прежде всего в смысле наставления вообще истинам веры 80 . Это значение оно имеет, напр., в послании к Римлянам – в выражении: «наученный законом» – « κατηχομενος κ το νμου " 81 . С таким же значением оно употребляется и в творениях св. Отцов напр. у Григория Нисского 82 , у Феодора Студита 83  и др. По более же известному и общему употреблению слово » κατηχω« означает убедительно наставлять в познании главных правил веры или учения 84 , и, таким образом, слово «оглашение» будет значить не просто «наставление» а «наставление, в котором передаются главные начала какой-либо науки» 85 , в смысле же церковном «наставление» первоначальным истинам веры». В священном Писании, если согласиться с Свицером, такое употребление можно видеть в книге Деяний апостольских, где говорится об Аполлосе: «сей бе оглашен пути Господню» 86 . В после-апостольское время такой смысл рассматриваемого слова придается ему во многих местах огласительных творений древних церковных писателей 87 . Таким образом, «оглашение» – это наставление желающих вступить в Церковь Христову первоначальным истинам христианской веры. Но таким определением, «оглашение», как акт церковный, еще не вполне определяется. Как акт, имеющей тесную связь с христианским, хотя и частным, богослужением, оглашение, естественно, должно соединяться с некоторыми обрядами и различными священнодействиями. Поэтому, под именем оглашения, в точном смысле этого слова, должно разуметь наставление и обряды, сопровождающее приготовление к крещению, – словом, весь, чин приготовления человека ко крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В далекие времена таинство Венчания совершалось во время Божественной литургии, потому что целью брака, как и целью всех других таинств, является достижение Царствия Небесного. Поэтому и таинство Крещения, и таинство Венчания, и другие таинства совершались вместе с Божественной литургией. То, что впоследствии эти таинства отделились от Божественной литургии, – это результат обмирщения Церкви и упадка ценности брака, который зачастую превращается в трагедию или, если хотите, комедию. Итак, новобрачные приходят в храм, где, славословя Господа, испрашивают благословения на свою совместную жизнь. Диакон возглашает: «Благослови, владыко», тем самым прося священника прославить Господа, чтобы начать богослужение. Священник, в свою очередь, отвечает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Человек может славословить имя Господне за все, что происходит в его жизни. Все богослужения нашей Церкви, даже похороны, хоть и являются очень скорбным событием, начинаются с прославления Божьего имени. Этот церковный обычай свидетельствует о состоянии духа Церкви. В Церкви нет места ворчанию, в Церкви ты не можешь быть несчастным, потому что недовольный, ворчливый, несчастный человек не умеет славословить Господа. Бывает, спрашиваешь у человека: «Как дела?», а он отвечает: «Так себе, хоть бы хуже не было». А другого спросишь, он тебе в ответ: «Слава Богу, у нас все хорошо!» В Церкви есть место только для непрестанного прославления Господа и непрестанной радости. Почему мы всегда должны говорить: «Слава Богу»? Потому что, когда мы в любых наших жизненных ситуациях, даже в самых безвыходных, на первый взгляд, даже сталкиваясь со смертью, славим Господа, тогда все воспринимается иначе, все освящается, как поется в пасхальном каноне: «Ныне вся исполнишася света», все наполняется светом Божиим. Помню, как старец Паисий рассказывал о своем опыте. В бытность молодым монахом на Святой Горе выпало ему пройти через множество искушений и испытаний. Когда его встречали другие отцы, то спрашивали: «Как поживаешь, отец Паисий?» Он им рассказывал, как сильно устает, как непросто ему подвизаться и сколько мучений он претерпевает. И старец Паисий заметил, что когда так отвечал, то ему становилось еще хуже. С той поры стал он отвечать только: «Слава Богу! у меня все хорошо! у меня все просто прекрасно!» – даже когда ему было совсем тяжело. Он говорил нам, что, просто произнося эти слова, он уже получал отрезвение. Когда человек пребывает в состоянии славословия Бога, когда он за все благодарит Господа, тогда все меняется, причем меняется само по себе и даже без участия Божественной благодати, здесь человек сам себе помогает.

http://pravoslavie.ru/121051.html

Просто, да, я тоже думал, что, во-первых, помазание от Святого Духа (то, что апостол Иоанн Богослов говорит), произошло не только Крещение же в десять лет, но еще и миропомазание, то есть Дух Святой он все равно ведёт, действует, и неважно, где ты принимал какие-то, там, еще крещения, и так далее, или отходил от церкви, или даже еще и не знал всё равно Бог может уже тебя как-то привлекать, просить, чтобы ты приходил, именно на уровне вот таком на уровне сердца, на уровне мистическом, скажем. И второй момент то, что, да, тоже говорили, что кто только не переходил у нас, или вот как-то пытался креститься, ну, как-то с нами это тоже связано было, мы знали этих людей, потом узнали… Мне все рассказывают про какие-то искушения: пошли, там, кто-то на них накричал, сказал, чтó вы сюда пришли, вы сектанты, пошли отсюда… А, казалось бы, действительно, с распростертыми руками и мы ждём слава Богу, все рады! Кто-то говорит: я сейчас устал, с тобой не буду разговаривать в какую-то церковь пошел человек! Ну, иным это не объяснить, как только тем, что, когда человек идёт к истине, тогда начинаются всякие искушения, ну, в общем, как святые Отцы говорят, что любое доброе дело оно начинается с искушения, продолжается искушением, и заканчивается искушением. Поэтому, здесь ты совершенно верно сказала, просто, в этом даже не нужно что-то объяснять, что, действительно, такой процесс, и Господь испытывает сердца, как Он говорит в Писании : пойдешь ли ты до конца? И апостола Петра спрашивает трижды. Там интересно он спрашивает: любишь ли Меня? А в третий раз (там глагол греческий): ты вообще друг Мне? То есть два раза так возвышенно, и отвечает апостол Петр: Ты знаешь, что я люблю Тебя, Ты всё знаешь. А на третий раз, наконец, спрашивает: ты вообще друг мне? И тогда Петр, сказано, оскорбился на какое-то время даже. То есть Господь Он до конца испытывает. Ну, слава Богу, мы рады, приходи, будем дальше беседовать! Спасибо! Видео-источник: православный молодежный миссионерский центр «Атриум» Другие истории

http://azbyka.ru/way/poisk-istiny-ot-bap...

Еще один вариант - люди ищут в Церкви каких-то прозорливых старцев, которые разом откроют им и будущее, и прошлое и решат за них все их проблемы. Иной прихожанин или прихожанка готовы ехать за тридевять земель, в какую-нибудь глухую деревню, к батюшке, которого почему-то считают прозорливым; но сам(а) при этом совершенно не хочет или, может быть, не осознает необходимости потрудиться, проделать ту личную внутреннюю работу, ради которой никуда ехать не надо. Потому что спасение наше - не в том, чтоб задать вопрос какому-то «особенному» человеку, а в том, чтобы принять ответ, который всем нам Христос уже дал, Церковь дала. В самом начале моего пути мне предложили поехать к одному батюшке, который считался духовным авторитетом и был весьма почитаем. Я спросил: а зачем мне к нему ехать? Мне ответили: ну как же, у тебя ведь есть вопросы? Я сказал, что мне все, в общем, ясно, особых вопросов у меня нет. Я понимал, что если я буду задавать ему вопросы, значит, я должен буду принять его ответы, а смогу ли я их принять? И я отказался от этой поездки. И вот, теперь я знаю, что очень часто так бывает: люди нас спрашивают, мы отвечаем, а люди наши ответы принять не готовы. Люди ждут каких-то пророчеств, чудес, а ведь Господь нам в Евангелии о чем-то другом говорит. Человек в Церкви должен искать не чудес, не видений, не откровений, не прозорливцев, а жизни со Христом, Его Самого. Если человек пришел и нашел все то, о чем я говорил (и старца, и видения, и откровения), но не нашел Христа, он не будет счастлив, тщета и ложность всего этого рано или поздно обнажится. Он никогда не достигнет внутренней гармонии, и утешения-то никакого не будет, потому что это все суррогат, туман, который довольно быстро рассеется. - А может быть, людям просто скучно в «обыкновенной» церкви, с «обыкновенным» священником, и они ищут каких-то необыкновенных впечатлений? - «Обыкновенный священник» и «обыкновенная церковь» - это ежедневный труд. Я полагаю, что Церковь сегодня выходит на некий этап: время великих потрясений, невероятных открытий и массовых крещений заканчивается, и дальше нас ждет - просто повседневная христианская жизнь: будни, требующие постоянной работы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Некоторые люди все-таки подстраиваются, приходят изредка на службы, но и в этом подстраивании я не вижу реального движения сердца, они просто спят на литургии! Иногда человека трогает красота службы , Господь просвещает людей, вопреки нашему немиссионерскому отношению. Здесь многое, бесспорно, зависит от катехизатора, но самое главное, что при таком подходе, когда новоначальному просто ретранслируется набор теоретических знаний, ему опытно не раскрывается самое главное – слова Господа: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17,21). Совершенно определенно Сам Господь говорит о том, что мир уверует тогда, когда увидит, что его верные люди едины в Боге. Но каков контингент нынешних прихожан? Это люди, которые в послесоветский период пришли в храм в силу каких-то очень сложных ситуаций в своей жизни: болезнь, скорбь, горе. Они не пришли за радостью, увидев со стороны радость и любовь христиан друг ко другу, они ушли от горя. Когда человек приходит в больницу, ему совершенно все равно: есть там радость или нет. Он приходит к врачу, он должен встать в очередь, чтобы получить необходимую помощь, больше его ничего не интересует. И такими людьми полна наша Церковь. Они стоят в уголках храма, не ощущая себя членами прихода , даже не желая общаться. И такую ситуацию нужно выпрямлять, вовлекая этих людей в жизнь Церкви, открывая им все грани любви Христовой, а не осторожно их обходить. Человек должен понять: он пришел в общину любви, он не безынтересен членам прихода, о нем молятся, ему сопереживают. Любым способом нужно достучаться до его сердца, обогреть его. Это могут быть такие приятные мелочи как чаепитие, совместные трапезы, легкие работы по храму, подготовки к праздникам. И после всего этого с ним можно начинать говорить о вере. — Что по Вашему лучше: чтобы человек до тех пор, пока не воцерковлен, не допускался к крещению — но тогда в случае, если он внезапно умрет, за упокой его души даже нельзя молиться в церкви — или же чтобы он был крещен хотя бы формально, в надежде на то, что в определенное время он будет верным, за него можно подавать записки, которые очень много значат для его души, как в земной жизни, так и небесной? Может все-таки оставлять любую возможность для спасения или таким образом порождается поколение «невоцерковленных христиан»?

http://pravmir.ru/svyashhennik-tigrij-xa...

Перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16, 17). В этих кратких словах уже присутствует тайна Троицы — Сын обращается к Отцу, Отец посылает Духа. Эта тайна встречает нас на каждом богослужении; «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» — постоянно провозглашается в Церкви. Мы поговорим об одной из сторон этой тайны — о тайне Святого Духа. Дух, созидающий Церковь Церковь, как ее описывает уже Новый Завет, это не просто собрание единомышленников. Это нечто гораздо большее — тело, организм, объединенный не просто общими убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Входя в Церковь в таинстве Святого Крещения, мы обретаем дар Духа. Дар, которым будем жить всю нашу христианскую жизнь — и вечность. Как говорит святой апостол Павел, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12-13). Книга Деяний апостольских повествует о первых шагах Апостольской Церкви после вознесения Господа; ее иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» — и не случайно. Она начинается с события, которое называют «днем рождения Церкви» — Пятидесятницы: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1-4). Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Апостолы — как и последующие поколения христиан — обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием, но силой Святого Духа. В истории христианского мира были лжеучителя, которые не могли ни понять тайну Троицы, ни хотя бы смириться перед ней.

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

Однако мало получить знак, важно еще убедиться, что человек реагирует осмысленно, предупреждает епископ Верейский Пантелеимон. Ведь пожимать руку, открывать или закрывать глаза больной может, совершенно не понимая, о чем его спрашивают и что с ним происходит. Чтобы выяснить, насколько человек адекватен, владыка советует задать ему какой-нибудь простой вопрос, требующий заведомо отрицательного ответа. Например, больного по имени Василий можно спросить: «Вас Игорь зовут?» — и если тот отреагирует утвердительно, значит он не понимает, о чем речь. Эти проверочные вопросы должны быть самые простые, учитывающие состояние больного, уточняет архипастырь. Если, например, спросить пациента, лежащего в палате с искусственным освещением, день сейчас или ночь, он может просто не сообразить, как ответить правильно. Иногда Господь творит чудеса: священник молится о больном — и человек, много дней пролежавший без проблесков сознания, открывает глаза и ясно выражает желание причаститься. Об одном таком случае рассказывает настоятель Никольского храма в селе Каменка Липецкой епархии протоиерей Олег Безруких. Поздним вечером его позвали напутствовать умиравшую старушку, сознание которой уже угасало: она никого не узнавала, смотрела безучастно, говорила с трудом и неразборчиво. «Когда ваша мама в последний раз причащалась, соборовалась?» — «Никогда. В церковь она не ходила». — «А она крещеная?» — «Не знаем». «В голове возникли мысли: нужно ли идти к человеку, который сам себя удалил от Церкви? — описывает свои размышления священник. — Но я постарался прогнать сомнения. В этой пятиэтажке часто кто-нибудь умирал, и ни о ком не приходили в храм с просьбой помолиться. А в сердцах детей этой умирающей женщины Господь почему-то возбудил сильное желание пригласить священника. Значит, есть на то одному Богу ведомая причина». На месте выяснилось, что родилась эта женщина еще до революции 1917 года, — значит, почти наверняка была крещена. Когда священник наклонился к ней, представился и сообщил, что пришел исповедовать ее и причастить, старушка подняла правую руку и перекрестилась. А как только он взялся читать молитвы перед исповедью, умиравшая стала тихо повторять слова вместе с ним! В итоге ее удалось и поисповедовать, и причастить, а вскоре после этого старушка спокойно скончалась. «Все мы, стоявшие около нее, стали свидетелями очень важного для нас откровения», — убежден протоиерей Олег Безруких. Он призывает помнить о промысле Божием, «который из тысяч больных людей выбирает для нас одного конкретного человека, желая через нас подать ему необходимую благодатную помощь. Нам нужно просто выполнить то, что от нас требуется». Сделать все возможное для того, чтобы узнать волю Божию об этом конкретном человеке.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923571...

В своей каюте капеллан выслушивает людей с разными проблемами. Обращаются не только мужчины, но и женщины, их среди членов экипажа до 10%. Как правило, задают вопросы о венчании, просят крестить ребёнка или помолиться о ком-то. Он видит, как тянутся люди к священному и как мало об этом знают. Часто приходят и просто поговорить, поделиться тем, что беспокоит. Сегодня, в эпоху цифровой связи и интернет-почты, моряки получают весточки из дома " в реальном времени " . Когда кому-нибудь вдруг сообщают, что у его ребёнка начался насморк или поднялась температура, здесь, за 10 тыс. километров от дома, этот насморк в сознании взволнованного родителя может перерасти в острую пневмонию! ...Бар для младших офицеров. Моряки и пилоты проводят здесь свободное от учений время за кружкой пива и просмотром теленовостей. Расположившись у стойки, о. Плишон заказывает себе кружку, закуривает. – То, что я могу зайти в бар и выпить пива вместе со всеми, не умаляет в их глазах достоинства священника, – рассуждает он. – Вы там, наверно, всё слышите, господин капеллан? – посмеиваясь, бросает ему тем временем какой-то офицер. – Да, всё! – Тогда придётся зайти к вам! – Заходи! " Те, кто приходят ко мне на исповедь, – смелые люди, это достойно уважения... " Ни на исповеди, ни на Мессе, которую священник ежедневно служит в корабельной часовне (по пятницам он выставляет для поклонения Святые Дары), никогда не бывает много народа. О. Плишон объясняет это жёстким ритмом жизни: часто у людей просто нет времени, иногда им приходится ложиться за полночь и вставать в шесть утра. Да и не все моряки католики, как чаще всего бывало в прошлом. И всё-таки, по его словам, трёх-четырёх человек он каждый год готовит к крещению. Быть миссионером на таком огромном военном корабле, как " Шарль де Голль " , дело не простое. Мысли об этом часто лишают его сна. Где только возможно, о. Плишон старается привносить в жизнь экипажа христианские понятия и символы. Например, удалось присвоить имена святых некоторым стратегически важным объектам корабля. Теперь площадка перед входом в узел телекоммуникаций носит имя покровителя средств связи – архангела Гавриила, а навигационный мостик – под защитой святого Эльма, покровителя моряков. Повсюду на корабле висит ежедневно обновляемый график работ. Капеллан каждый день добавляет к нему какую-нибудь цитату. Однажды, когда " Шарль де Голль " готовился пришвартоваться в Джибути – городе со множеством проституток, о. Плишон предусмотрительно вывесил слова Эммануила Канта: " Только вещи имеют цену – человек имеет достоинство " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Возьмите, батюшка! Ведь у вас там пост! Пост, получается, у нас, у попов! А что же, этот добродушный дядечка не православный, не крещеный, в храм не ходит? Как же! Крещен, и бабушка молиться научила, и покойников поминает! Просто он и сам не понял, что озвучил позицию, которая не вызывает сомнений ни у одного нормального человека: религия — это то, чем батюшки занимаются, а мы, грешные, придем в храм, когда положено, выполним, что скажут, а потом нам что-нибудь выдадут, главное, руку не забыть поцеловать.  Что выдадут? Зачем выдадут? Кем положено? Про такое только масоны спрашивают и обновленцы! Батюшки там разберутся!  Вот мы и разбираемся. И каждую Пасху хотя бы одна дама подойдет с вопросом: — Батюшка! А когда в церкви артроз выдают? — Зачем вам артроз? Берите артрит! — Нет, мне артроз! Сказали, очень помогает! Надо, чтоб дома был! И несут домой целые пакеты ни в чем неповинного артоса, чтобы через год ломать голову: в землю закопать, в реку бросить или сжечь эту великую святыню? Отсюда и нехорошее слово «миряне» — не выношу его, не принимаю! Это не просто слово, это своего рода «символ веры», вероисповедальная концепция, которая раскрывается в книжках под общим названием «Как спастись в миру?» — то есть, если ты не принадлежишь к одному из духовных сословий, ты уже не дитя Божие, а человек, внешний Церкви. И не подумайте, что духовенство, говоря «Церковь», имеет в виду церковную организацию, нет, сама церковная организация и есть в глазах клерикалов Тело Христово. Только клерикалами я называю не священников, а всякого человека, даже неверующего, который сознательно или бессознательно отождествляет Церковь с духовным сословием, остальных относя к категории мирян, «собирающих крошки с трапезы господ».  И не обижайтесь, пожалуйста, потому что это не может звучать оскорбительно для человека, которого вполне устраивает такое положение дел: и духовенству хорошо, и мирянам не обидно — ведь все за нас делают! И когда говорят о том, что миряне участвуют в богослужении, мне видится посетитель филармонии, внимательно слушающий скрипичный концерт, только никому и в голову не придет сказать, что слушатель участвует в концерте. Схимницы и феодалы

http://pravmir.ru/knyaz-czerkvi-vashe-pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010