Епископ Панкратий (Троицкий) говорит о том же: На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания. Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет. Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза. Вы пишете: Но мне очень страшно идти к Причастию без исповеди и остаётся ощущение что я чего-то не вижу или не могу сформулировать, как на стопор какой-то наткнулась. Для того, чтобы избегать такого дискомфорта, необходимо, во-первых, действительно хорошо испытать свою совесть (список основных смертных грехов см. здесь ), и если мы не находим за собой таких преступлений, то нужно напомнить себе о том, что покаяние не сводится к исповеди грехов перед священником. Обращаю Ваше внимание на то, что повседневные грехи мы исповедуем перед Богом ежедневно на вечернем правиле и это нормальная практика для верующих, а также, что причащаемся мы во оставление грехов. Прп. Никодим Святогорец говорит об этом:

http://azbyka.ru/vopros/kak-uvidet-svoi-...

«Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс. 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в 1 Пет. 3:20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи апостола, где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф. XXIV:37 сл.; 2 Пет. 2:5; III:6–7; Евр. 11:7 и др.)», – говорит Толковая Библия Лопухина . Второй важный вопрос: в чем именно заключалась эта проповедь и как она действовала? Христос просто сообщил мертвецам об искуплении и спасении мира? Или Его проповедь имела активный характер и вывела из ада тех, кто веровал в Него? А может быть, на благовестие Спасителя откликнулись и души добродетельных язычников? Не стала ли Его проповедь для некоторых людей последней возможностью обратиться к Богу? Допустимо ли, толкуя это место, говорить, что проповедь Христа предполагает покаяние человеческих душ за гробом? Сегодня наиболее распространенной является версия о том, что Своей проповедью Христос вывел из ада души ветхозаветных праведников. Т. е. Он просто объявил о Своем пришествии на землю и вывел из преисподней души верующих в Него. Но если посмотреть комментарии разных святых отцов и церковных писателей, можно увидеть, что они предлагают различные варианты толкований. Некоторые осторожно допускают возможность изменения участи души покойника под влиянием проповеди Христа в аду. «Христос спустился в ад для утешения добрых или для увещания и тех, и других, так что одни во спасение себе веруют, а другие в наказание себе не веруют», – говорит Блаженный Августин . Обратим внимание на слово «увещание», которое предполагает неодинаковую реакцию увещаемого. «Им и была благовествуема, по словам [св. Петра], великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять [это] место [Священного Писания], усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом», – пишет преподобный Максим Исповедник . Акцентными являются слова: «будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения». Очевидно, имеется в виду, что проповедь Христа в аду имела спасительный характер для тех, кто принял ее.

http://pravoslavie.ru/118734.html

Если оценивать нашу нравственность с точки зрения Божьего закона, то мы нарушаем закон как по отношению к Богу, так и по отношению к ближнему. Как и утверждает Писание, людей, соблюдающих закон, просто не существует (единственным исключением является Господь Иисус Христос). Вопрос, “спасётся ли неверующий человек, живущий по заповедям”, снимается за неимением такого человека. Поэтому когда мы говорим о чьём бы то ни было спасении, мы говорим о спасении только во Христе; делами закона не оправдается никакая плоть (Рим 3:20). Церковным учителям, от блаженного Августина до святителя Игнатия Брянчанинова, постоянно приходилось спорить со стихийным пелагианством падшего человека, выдвигая один и тот же аргумент — если бы люди могли спастись своим нравственным поведением, всё домостроительство нашего спасения — Боговоплощение в Иисусе Христе, Его Смерть и Воскресение были бы просто излишними. Вот и спасались бы все личной нравственностью, зачем же Господу надлежало пить Чашу сию? Невозможно совмещать веру в Спасителя с верой в спасение личной нравственностью. Святой апостол Павел, рассматривая в первых двух главах Послания к Римлянам бедственное состояние падшего человеческого рода, указывает на то, что все люди, иудеи и эллины, чтущие истинного Бога или погрязшие в идолопоклонстве, порядочные граждане или негодяи — все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23). Далее Апостол продолжает и говорит о единственной надежде на спасение: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим 3:24,25). Единственная надежда, о которой говорят Апостолы, это надежда не на то, что мы вели себя достаточно хорошо для рая, а надежда на Того, Кто умер за грехи наши, по Писанию. Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал 3:27; 1 Ин 4:15; Ин 6:54–56; 15:1–7) таким образом, что Христос берёт на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал 3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он Сам (2 Кор 5:21). Попробуем пояснить это на примерах.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Один раз было – как вам сказать? – очень печально. Я был в миноре, усталый, я прочел текст, и он до меня не дошел. И в течение всей службы я переживал с ужасом тот факт, что Господь ко мне обратился со Своим словом, а у меня ничего не дрогнуло в душе. Когда пришло время проповедовать (я всегда проповедую перед отпустом), я вышел и сказал: „Вот что случилось. Вы понимаете, какой это ужас: Господь мне говорит какие-то слова, а все, что я могу Ему ответить, это: Не доходит, мне нечего Тебе отвечать. Слова как будто падают на каменную почву...” Я сказал так, и это тоже была проповедь, причем такая, которая соответствует опыту многих. Несколько человек из прихожан говорили мне: „Спасибо, что Вы это сказали, потому что и с нами это бывает, но мы никогда не посмели бы это высказать”. К проповеди не готовятся, просто засев за письменный стол и окружив себя толкованиями святых отцов. Когда отцы говорили, их слово шло из сердца, они кричали из глубины своего опыта. Если мы будем просто повторять то, что они говорили, никуда не достигнет их крик. Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит в чужую душу и вонзится в чужое сердце. Но если проповедник будет говорить вот „этим людям” то, что ему думается, „им полезно знать”, то большей частью это будет бесполезно, потому что ума это, может быть, коснется, но жизнь ничью не перевернет. Конечно, надо иметь какое-то знание, конечно, надо понимать, о чем говорит Евангелие или отрывок Священного Писания, но этого мало. Если твоя проповедь тебя самого не ранит в самые глубины, если ты не предстоишь в ужасе перед Богом и не говоришь в Его имя (может быть, себе в суд или осуждение, но во спасение другим), то такая проповедь ничью жизнь не переменит.   Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление слепого Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Перед Крещением Господним, перед тем славным днем, когда Христос пришел на берега Иордана креститься от Иоанна, святой Иоанн Креститель призывал всех к нему приходящих к покаянию, то есть к тому, чтобы отвернуться от всего, что делало их недостойными собственного человеческого звания, недостойными Бога, призывал их к тому, чтобы предаться Богу всей душой, всем умом, всем сердцем, всей волей – и всей крепостью и слабостью своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Совершенно точно можно сказать, что человек не может не нести печать святого, в честь которого он назван в Крещении. Все Екатерины, которых я встречала, – очень непростые… Они разные, но они всегда умные, сложные, всегда лидеры. Просто я так перебираю в памяти – всегда… По разным нуждам мы обращаемся к нашим святым: есть святые, которые особо помогают в тех или иных нуждах. Так вот, есть двое святых, которым молятся об учении детей – это святой преподобный Сергий Радонежский и святая великомученица Екатерина. Я даже на примере своих крестных детей и родных внуков знаю, что они всегда молятся великомученице Екатерине перед экзаменами и когда у них сложности в учении. И это в церковной жизни и в православном сообществе совершенно вещь непререкаемая – настолько своим житием она доказала, что такое слово, знание, и как можно ими распоряжаться. Святой великомученице Екатерине я молюсь каждый день. Независимо от того, прошу я у нее чего-то или благодарю, – это особая святая, это моя Небесная покровительница. И 7 декабря, конечно, – я день рождения так не праздную, как именины – стараюсь свято проводить этот день, и чтобы 7 декабря не в мою честь здравицы говорили, а прославляли мою святую. Все повороты ее недолгой судьбы (в молодом возрасте ее казнили) – стремительные и окончательные. Она настолько, нашими словами, принципиальна! Вот она уверовала – и все. Вот она решила – и все. Вот она сказала – и все. Неподражаемые вера, верность, сила непоколебимая, мужество. И это при красоте, при уме, при знаниях. То есть она, говоря опять же нашим корявым языком, имела огромные «стартовые условия» для земных благ – и красавица, и царская дочь, и умница, и образованнейшая дева своего времени! Надо было, конечно, так уверовать, чтобы оставить это все в одну секунду! В одну секунду – и уже никогда не было отступления и поворота назад… Какая сила, какая мощь! Представьте, вот если бы сейчас любая женщина – разумная, умная – собрала 50 человек (а Екатерина собрала 50 умнейших людей своего времени – философов, ученых) и обратила их в веру христианскую... Девушка, которая еще не прочитала так много книг – до нее еще не было никаких житий святых написано, – просто силой веры своей. Значит, как ей Господь открылся! Как она глубоко уверовала, что смогла донести свою веру и обратить людей!

http://pravoslavie.ru/43192.html

У нас в Князь-Владимирском соборе с пришедшими креститься и крестить своих детей в течение 40–50 минут беседует катехизатор-мирянин, после чего приходит священник совершать Крещение. В этой краткой беседе пришедшим напоминается о необходимости и возможности серьезной длительной подготовки к Крещению взрослых людей. Но соглашаются на это очень немногие. Люди приходят с желанием покреститься сразу. И тут уж, говори им – не говори, они все равно, выражая кивком головы согласие с тем, что им сказали, просят: «Ну, а теперь Вы, пожалуйста, нас сейчас покрестите». Это всем нам известно. У нас в соборе в течение дня установлено дежурство священников. Приходят люди с просьбой отслужить молебен, панихиду, освятить иконку и так далее, задают вопросы, завязывается беседа. И, если человек как-то живо реагирует, я всегда приглашаю его на катехизацию. Соглашаются немногие. Также и миряне, общаясь с нецерковными людьми на работе или в других местах, конечно, могут и занимаются миссионерством. Миссионерство – это призыв, который может родить в человеке желание войти в Церковь и изменить свою жизнь так, что центром её станет Господь. А вот оглашение или катехизация – это особое стройное церковное научение, а не просто разговоры с людьми, которые пришли, посидели, послушали и ушли, ничего не желая менять в своей жизни. Современный человек очень привык к разного рода разговорам и очень склонен к этому. «Вот скажите, пожалуйста, а как это, а как то и как это надо понимать?». Прямо как на пресс-конференции. Получив ответы, человек, порой даже восхищаясь, как хорошо ему ответили, уходит домой, совершенно не собираясь менять свой привычный ход жизни. Й вот такие «просто разговоры» практически не дают никакого результата. От того, что человек чаще будет заходить в храм, ставить свечку и даже иногда исповедуется и причастится, от этого суть дела не меняется. Мы все знаем, как в течение года люди заходят, забегают, ставят свечи и все. А на Страстной седмице, в Пасху очень многие вдруг хотят исповедоваться и причаститься, хотя в течение года им почему-то это было не нужно. И, причастившись, получив все, что они хотели, «благополучно» исчезают до следующей Пасхи.

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

Химическая задачка Все, даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять и не портиться. Но многие почему-то думают, что так происходит из-за ионов серебра, которые попадают в воду при освящении ее крестом. Много уже говорено о том, что все драгоценные металлы как были изъяты у Церкви при большевиках, так и не вернулись в приходской обиход. Но до сих пор сложно решить такую, например, химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на Волге, ширина которой в этом месте составляет 300 метров, глубина — 20 метров, скорость течения — 3 метра в секунду, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным? Вот путь, ведущий вниз, а вот — вода из крана (Б. Гребенщиков) Некоторым людям так сложно дойти до храма, что они считают, что любая набранная в этот день вода, предположим, просто из московского водопровода, имеет все свойства крещенской воды. В некоторых случаях, конечно, это и так. Например, если христианин оказался в далекой стране, где нет и намека на православный храм, нет и надежды встретить священника. И если в этот день этот христианин усердно будет молиться Богу, радуясь о светлом празднике, и наберет воды, то Господь по вере его освятит эту воду и даст ей благодать. Если чья-то ситуация подобна этой — Бог восполнит невозможность этого человека участвовать в празднике вместе с Церковью. Ну а если мы просто ленимся войти в храм или боимся, что нам какая-нибудь бабушка что-то с большой любовью скажет о нашей пластиковой бутылке — кажется, это другое дело. Воды набрали. Что делать дальше? В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы или, если речь идет о деревне, где стоит скот. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В нашем народе говорят: зло незнаемое – это зло, зло узнанное – это зло наполовину, а зло осмеянное – уже не зло. К Учителю и его грязной поделке не нужно относиться серьезно. Это несчастное создание, которое ничего, кроме пошлости производить просто не способно. А если мы на него гневаемся или обижаемся, то, тем самым, становимся с ним на один уровень. Над ним нужно просто посмеяться и забыть, что такой вообще существует. Обращаться нужно к президенту, правительству, в Государственную думу, Совет федерации, в силовые ведомства о запрете кощунственного фильма. Сегодня для всех этих организаций и структур настал «момент истины». С кем вы, господа правители? А еще вернее: кто вы, из какого племени, и зачем пришли на Святую Русь? Не даром Б. Окуджава обратился в молитве к Богу о своих соплеменниках: «дай покаяние Каину, и не забудь про меня…». В конце жизни он принял святое крещение с именем Иоанна воина. Вот достойный конец представителя «избранного народа» – добрые хорошие песни и преображение души. Именно за этим приходит племя Каина на Русь. Только на Святой Руси у них есть шанс на спасение. Россию можно сравнить с Ладожским озером. Какие только нечистоты не впадают в него, а оно все равно остается чистым. Как учитель не пытается плюнуть в святыню, осквернить ее, она все равно остается чистой. И фильм «Матильда» - это не проблема России и нашего святого государя, это великая проблема каинитов. Это те горящие угли, которые они собрали на свою голову. Но Окуджава просил для них покаяния. И такая возможность у них есть. Покайтесь, господин Учитель, ибо приблизилось Царство Небесное. Подумайте о себе и своих потомках. У вас еще есть шанс смыть клеймо Каина. Уничтожьте сами свой кощунственный фильм и принесите покаяние русскому царю и народу. Великодушный и всепрощающий русский народ простит вас, как прощал пленных немцев. Вы знаете примеры из недавней истории, когда во время Великой Отечественной войны русские женщины выносили кусок хлеба пленным немцам. И вас все еще кормит матушка Русь. Но каким позором, изгнанием и лютой смертью закончился поход руссоненавистников на нашу святую землю, вы тоже знаете.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/09/da...

Есть те, кому не надо ничего говорить. Родители умирающего ребенка не ждут слов. Просто посидеть рядом – взять за руку, этого достаточно. Они часто спрашивают «за что?», но формальный ответ давать нельзя. Любые слова не будут иметь никакого значения, я это понял девять лет назад, когда умер мой отец. Они не держатся за мнимую перспективу завтрашнего дня. Их ребенок может не дожить до завтра. Им надо рассказать, что будет в ближайший час или два, что произойдет здесь и сейчас. Просто подойти и сказать «сейчас мы будем молиться». Ко мне подходят разные мамы. Помню одну историю… Роддом, после молебна читаю молитву к Богородице для рожениц, есть такая в требнике. Спрашиваю имена у барышень, как вдруг одна из них назвала себя каким-то красивым, но восточным именем. Ладно, думаю, мало ли… А на помазание, смотрю, тоже подходит. – Вы можете помолиться за мои роды, я мусульманка… Помолился. Какие тут могли быть варианты? Дождь после крещения Помню, как во время миропомазания девчушка, лежащая в проводах на животике, совсем еще махонькая, улыбнулась, начала двигаться и немножко приподнялась, словно пыталась встать на четвереньки. Елена. Так назвали. Стоящие рядом тоже были Еленами. Пронзительно что-то пикало рядом, за окном цвела зелень и светило солнце. Я чувствовал, что нет времени, оно убежало в щелочку, я читаю Апостола Павла, а вслед за ним Евангелие… Господь рядом и Он во всём. Я видел удивительный свет в этих маленьких, еще почти не открывающихся глазах. А потом пошел дождь. «Запах боли» Я служил в реанимации ожогового центра, и очень часто там пахнет горелой человеческой плотью. Именно так пахнет боль. Там нельзя оставаться брезгливым, этот запах стоял везде, даже рядом с молельной комнатой. В роддоме этого нет, но иногда есть ощущение холода. У меня не получается запомнить каждого. Я не веду счет тем, кого крестил в реанимации. Для себя записываю «О здравии младенца Георгия, Иоанна, Иулии, Дарии, Варвары, Елены». За два дня – шесть крещений. В перинатальный центр стали перебрасывать рожениц из областных больниц. Детская смерть

http://pravmir.ru/mezhdu-rozhdeniem-i-sm...

Многие предпочли просто наслаждаться жизнью. Бывает и так, что люди крещеные, но непросвещенные. Иной раз смотрю: в храме после воскресной литургии крестится, может, даже по 20 человек, а не все к Причастию подходят. Я таким и говорю: не забывайте, что крещение — это только первый шаг. Вы открыли дверь в Церковь Христову. Церковь Христова — это не просто собрание верующих, а в мистическом плане — это тело Христово. А мы — его члены. Как в физиологическом теле клеточек много, так и в церкви — духовном организме много клеточек, членов Церкви. И нужно жить этим организмом. Если ты крестился и получил название христианина, это значит, что ты последователь Христа, ты должен знать Его учение, знать Евангелие и жить по нему. А то ведь, бывает, человек крестился, ушел и живет хуже язычника. А когда помирает, родственники приносят его во гробе, поставят в храме и говорят священнику: «Батюшка, отпой, ведь он крещеный». Но хоть бы он и крещеный, а жил как атеист или еще хуже, то и отпевать такого нельзя. — Не могу не спросить о епископе Чукотском Диомиде, которому Архиерейский Собор РПЦ запретил проводить богослужения. Я знаю, что Диомид в дискуссии ссылался на вас… — Вопрос о Диомиде — это вопрос о чистоте Православной Церкви. К нему примкнули силы, враждебные Святейшему Патриарху. Мы видим из истории Церкви, сколько было ересей, сколько расколов, сколько было слуг сатаны в человеческом образе, стремившихся навредить ей… Святейший Патриарх был в Европе и, по приглашению, посетил католический храм, чтобы преклониться перед великой святыней — терновым венцом Господа, хранившимся там. При этом присутствовал католический кардинал, настоятель этого собора. Святейший поприветствовал его, кардинал поцеловал его. Это было зафиксировано на пленку, и диомидовцы раздули скандал: вот, дескать, предатель. И мне звонят: владыка, подпишитесь против Святейшего. Конечно, я отказался. Что касается ссылок Диомида на меня, то я и сейчас подтвержу, что я сторонник выхода Православной Церкви из экуменического движения.

http://pravoslavie.ru/37137.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010