Это святое таинство преподается новокрещеному прямо после крещения и миропомазания. Дети, не достигшие семи лет, приобщаются Тела и Крови Христовых без исповеди; впоследствии же им, как и взрослым, необходимо исповедовать свои грехи перед священником, который решает, могут ли они приступить к величайшей святыне. Желающий причаститься да памятует предостережение апостола: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11:27; ср.: Евр. 6:4–6). Сектант: Хлеб и вино Вечери Господней — обычные хлеб и вино, которые лишь олицетворяют собою Тело и Кровь Спасителя, не будучи ими на деле. Таковы были они и на Тайной вечери, как показывают слова Его: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием (Мк. 14:25; ср.: Мф. 26:29). Господь говорит о плоде виноградном, а значит, вино и тогда оставалось вином, не претворяясь в Кровь. Поэтому оно лишь символ Крови Господней, а Причащение, или Вечеря Господня, — просто памятная трапеза, за которой вкушают обычные хлеб и вино в воспоминание о Тайной вечере, страдании и смерти Господа. Так повелел Он Сам апостолам Своим: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24). И у апостола Павла сказано: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет (1 Кор. 11:26). Итак, Причащение — не более чем символ, углубляющий наше воспоминание о Голгофской жертве Господа, а не вкушение Тела и Крови Его в истинном смысле. Священник: Вечеря Господня — не только воспоминание о смерти Господа, как представляется вам, сектантам. И то, что хлеб и вино на ней — воистину Тело и Кровь Христовы, а не символы их, мы знаем от самого Спасителя. Ибо Он не сказал: «Приимите, ядите, ибо хлеб сей — символ Тела Моего» или «вино сие — символ Крови Моей», но: сие (хлеб) есть Тело Мое и сие (вино) есть Кровь Моя (Мф. 26:27–28; Мк. 14:22–24; ср.: Лк 22:19–20). И как хлеб и вино — не просто символы, так Вечеря Господня — не просто памятная трапеза с хлебом и вином, но таинство Евхаристии, в котором совершается бескровная искупительная жертва Христова с преломлением истинного Его Тела и излиянием истинной Его Крови, очищающих грехи мира и подающих нам освящение.

http://pravmir.ru/o-tainstvax-ispovedi-i...

II. Не всякий ли из нас, исповедующих Бога и Христа, призван со дня своего крещения к последованию за Христом? Не всякий ли должен стремиться к небесной славе, по примеру Христовых апостолов, вслед за святыми угодниками Божиими, ублажаемыми св. церковию? Правда, мы не слышим из уст Самого Спасителя призывающего нас голоса, как это было с апостолами Петром и Андреем. Но этого достойны были только люди, которым предназначено было уловить вселенную, собрать из людей стадо Христово. Для нас же вполне достаточно и того призыва, который мы слышим в переданных нам апостолами речах и словах Спасителя. а) Кто слушает в храме Божием чтение Евангелия, тот должен слушать его так, как будто бы говорил Сам Иисус Христос. Нужно помнить, что в церкви невидимо всегда присутствует между нами Сам Господь по непреложному Его обещанию: «где собраны будут двое или трое во имя Мое, там Я посреди их». Здесь, в церкви Божией, божественный голос Христа раздается во всем: и в совершаемых пред нашими глазами священнодействиях, и в чтении божественных писаний, и пении умилительных церковных песней, и в созерцании святых икон. Все это говорит нашему сердцу, чтобы мы оставили пристрастие к суете мирской, прилепились ко Христу и неотступно следовали за Ним, исполняя Его святую волю. Он стоит при дверях сердца каждого из нас и стучит, и если кто отверзет двери, входит к тому и вечеряет с ним ( Апок. 3, 20 ). б) Что другое, как не призыв Божий к покаянию, означают внезапно постигающия нас несчастия в этой жизнм, страшные явления природы, случающияся с нами по временам, нежданные милости или угрызения нашей совести? Посему, если кто услышит такой призыв или изнутри себя, или откуда-либо со стороны, если кому придет мысль начать «жить по-божьи», тот пусть немедленно приводит эту мысль в исполнение, тот пусть не отлагает святой своей решимости ни под каким предлогом, ни на один день и час, но, «оставльше вся абие», следует за Христом. Не говори: вот поживу еще год для мира, вот устрою свои дела, а там и примусь за угождение Богу. Нет, как поступили Симон и Андрей, услышав призыв Спасителя, так должны поступать и мы. Они даже и сетей своих не прибрали, но просто бросили их, так и мы должны немедля расстаться со всем, что стоит помехою на пути ко спасению, отречься от мирских уз и удовольствий. В самом деле, хорошо ли для христианина неправедные дела ежечасно, ежеминутно допускать, а сделать что-либо доброе, послужить Богу, поработать для спасения своей души, отлагать до будущего времени? (См. Воскр. день за 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А сие означать будет, что нам так надобно веровать в Сына, как и в Отца. 2) Понеже второе святой Троицы лицо, или Сын Божий по своей благости принявши на себя нашего спасения дело изволял во времени в плоть нашу облещися, и нас таким образом спасти: то уже о Сыне Божием учение неотменно двояко требует предлагаемо быть: первое, поскольку есть святейшая Троица второе лицо, от Отца рождающегося, единосущное и единочестное Отцу, и есть истинный Бог. И сие-то означают оные в член положенные слова: Сына Божия единородного и пр. Второе. Поскольку то второе лицо, а не другое, будучи истинный Бог стал ради человеческого спасения истинным человеком и из человека богочеловек Господь Иисус Христос, который распялся и умер, како надобно ходатаю, чтоб так за нас Богу удовлетворять: и до сего учения недлежат сие в сем же члене положенные слова: во единого Господа Иисуса Христа. Почему, чтоб изъяснительнее наше учение происходило; то первее станем говорить просто о Сыне Божии; а после уже о воплощении Его. Вопр. Для чего называется Христос Сын Божий единородный, когда и мы есмы чада Божия? ( Рим.8:16, 4:6 ; Евр.2 ). Отв. Для того, что един Христос есть единовечный и естественный вечного Отца Сын: ( Ин.3:6 ) «тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего ...дал есть нам», ( Ин.1:14 ; Евр.1:12 ), а мы чрез Христа по благодати в сыновство приняты ( Рим.8:16 ; Еф.1:5–6 ). Чтоб сие лучше выразуметь, то должно знать, что сыны иные суть естественные, иные принятые. Сыны естественные суть те, которым своих родителей сообщается существо или все или часть некоторая. Часть некоторая существа сообщается нам от своих родителей; а Сыну Божию целое Отца сообщается существо, тайным некоторым и несказанным образом, как уже мы сказали, где говорили о святейшей Троице. А принятые сыны те, которые становятся без всякого существа сообщения: по одной только воли принимающего, так что почитаются будто за рожденных. Как например кто поверженного младенца принявши воспитает, или сироту за сына принимает. И такие сыне все те, которые чрез Христа в крещении отродившись чувствуют в своем сердце сей вопль: Авва отче.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В. Хотиненко: Высчитывают сроки ее появления. Но не все знают, что это дата достаточно условная. Может быть, это произошло на пять лет раньше или на пять лет позже. Митрополит Иларион: Во-первых, мы не знаем, в каком году родился Христос. Это, действительно, плюс или минус пять или даже десять лет от общепринятой даты. Во-вторых, мы не знаем, в какой день родился Христос. Был выбран определенный зимний день в качестве праздника Богоявления. Сейчас у нас есть два праздника — Рождество и Богоявление, а в древней Церкви был один праздник Богоявления, когда одновременно отмечались Рождество Христово и Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Крестителя. Праздник Рождества Христова, действительно, выводит нас за пределы календаря, времени. Его позиционирование во времени весьма условно. А вот его позиционирование в нашей жизни — наоборот, безусловное, потому что для верующего человека Рождество Христово — это совершенно особое событие, это особая веха, это возможность встретиться лицом к лицу с удивительной реальностью присутствия Бога в нашей повседневной жизни. Если взглянуть на икону Рождества Христова, мы увидим чисто бытовую сцену. Мы увидим мать, ребенка, каких-то служанок, Иосифа, увидим окружающий мир. Это просто сцена из жизни человеческой семьи. Но в этой сцене мы узнаем Бога, Который присутствует там, Который все освящает Своим присутствием, Который избрал эту девушку Марию, чтобы Она стала Его Матерью. В. Хотиненко: Часто у людей возникает в голове путаница между двумя поклонениями — поклонением волхвов и поклонением пастухов. Некоторые спрашивают: это одно и то же или два разных события? Причем если число волхвов известно, то число пастухов неизвестно. Митрополит Иларион: Согласно евангельскому повествованию, приходили поклоняться и те, и другие. Пастухи находились рядом. Поскольку, как известно из Евангелия от Луки, для Богородицы и младенца не нашлось места в городской гостинице, ребенок был положен в хлеву и вокруг были стада, которые пасли пастухи. И они пришли поклониться. Но кроме этого, пришли и волхвы, то есть мудрецы с Востока, которые принесли дары: золото, ладан и смирну. Причем эти дары сохранились. Как раз в эти дни их привозят в Россию для поклонения.

http://patriarchia.ru/db/text/3503287.ht...

Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно потреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве, желательно перед едой. Ее можно добавлять и в питие, смачивать ею больные места, кропить себя, свои вещи, палату, больничную койку, приносимую пищу, лекарства. Еще несколько советов: при головных или иных болях можно приложить к больному месту ткань, смоченную Крещенской водой. Если не дают спать плохие сны или мучает бессонница, также можно выпить немного Крещенской воды. Крещенская вода иеромонах Тихон (Барсуков) В праздник Крещения Господня (19 января) в православных храмах освящается вода. Об особенностях святой воды нам рассказывает насельник Троице-Сергиевой лавры, врач, иеромонах отец Тихон (Барсуков). – Батюшка, какую воду называют святой? – На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину – Великим Иорданским освящением, и мы называем ее Крещенской. Есть такое греческое слово – агиасма, переводится оно как «святыня». И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое. – Что значит особое отношение? – Вкушается она натощак. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. А уже потом завтрак и прочие дела. Мамочкам надо и чадо свое приучать: каждое утро натощак принимать по ложечке Крещенской водички. – Обычно на Крещение в храмах, даже на улице, длинные очереди, все волнуются, переживают, вдруг не хватит им Крещенской воды. Бывает, и, Господи прости, бранятся. – И у нас в Троице-Сергиевой лавре такое не редкость. Ситуация, можно сказать, опасная. Ведь люди стоят не просто в очереди, а за великой святыней, об этом нельзя забывать ни на минуту. Для Бога невозможного нет, и Он может за наше непотребное отношение к святыне отнять благодатную, защитную силу воды. Поэтому встанем за водичкой тихонечко, будем предупредительными, станем пропускать друг друга вперед, все с любовью, как Господь нам заповедовал. Знаете, как бывает? Отвоевала себе прихожанка «в боях» трехлитровую банку Крещенской водицы, направилась домой, а банка возьми да и выскользни из рук, или на камушке поскользнулась, или ручки у сумки оборвались. Случайность? Конечно, нет. Господь показал: недостоин такой человек великой святыни.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

– Значит, не только любопытство руководит людьми. – Слава Богу, праздного, ненужного любопытства почти нет! Это чувствуется по вопросам, с которыми люди обращаются – к нам ли, или к приезжающим в нашу обитель афонским подвижникам, например, к отцу Ефрему, игумену Свято-Андреевского скита . Понимаете, праздность не в состоянии задать по-настоящему честный вопрос. Ведь Царство Божие для нас, христиан, является ключевой темой (и проблемой) и в этой, и в будущей жизни. В наибольшей степени, по моему ощущению, люди хотят услышать, увидеть воочию учение, которое основано на опыте. Хотя отец Ефрем еще не так стар, он подвизается на Святой Горе уже более 40 лет. Его духовный отец сейчас относится к наиболее значимым старцам православного мира из числа живущих ныне, будучи последователем старца Иосифа Исихаста , отошедшего ко Господу в 1959-м году. Таким образом, игумен Ефрем располагает опытом духовной жизни и других подвижников веры и благочестия. Помимо всего, он прекрасный оратор, способный ответить на самые сложные вопросы. Да, бывает, что некоторые приезжают из любопытства, например, чтобы увидеть монаха-святогорца или старца. Часто случается так, что через любопытство открывается тропа к духовной жизни. Случается так, что через любопытство открывается тропа к духовной жизни Проработав 16 лет преподавателем в православном училище при мужском монастыре Новый Валаам, православном духовном центре Финляндии, я сам видел и узнал о многих случаях перехода в Православие иноверцев по прошествии многих лет, в результате посещения монастырей. Такие люди принимали Крещение именно в том монастыре, где побывали в свой первый раз. Так что семя, посеянное в результате, казалось бы, «просто» любопытства, может дать со временем свой евангельский плод – давайте помнить об этом, когда встречаемся с людьми, мало знающими о христианстве. – О чем говорят гости со Святой Горы? Бывают ли, кстати, дискуссии с ними или с вами? Может быть, и споры? – Главная тема, своеобразная квинтэссенция наших встреч и бесед с гостями – Царство Божие со Вторым Пришествием Христа – не будет новой эрой или особым местом, а станет настоящей духовной реальностью. «Царство Божие внутри вас», – говорит Христос в Евангелии от Луки (Лк. 17, 21). Мы живем либо в сфере воздействия Небесного Царства, либо в изгнании. Где Христос, там и Царство Божие. Без Него Царство Божие остается для нас недосягаемым.

http://pravoslavie.ru/124476.html

И еще говорит нам светлый праздник Рождества Христова о том, что никакое звание или положение человека на земле, никакой труд не мешают человеку стать в ряды учеников и последователей Иисуса Христа. Кто первый поклонился Богомладенцу? Пастухи, пасшие стада вблизи священной пещеры, и ученые – люди науки, волхвы, пришедшие с Востока. Предание говорит о том, что Христу дары принесшие волхвы приняли от ап. Фомы крещение и были епископами Церкви Христовой. Так, дорогие мои, сошлись у яслей Спасителя и простецы, и мужи науки. Разве это не знаменательно? Так было, так и всегда будет. В этом заключается отличие Божественного Откровения от философий – человеческих измышлений. Всякое мирское учение бывает доступно или только определенному кругу людей, занимающихся той или иной областью науки или имеющих солидное общее образование. А Божественное Откровение, учение о Любви, о чистоте сердца, о призвании человека к вечной жизни – просто и понятно каждому чистому, не лукавствующему уму. Сколько простецов встречаем мы среди угодников, сколько святых ученых мужей, прославившихся в области наук, повергли свои знания к стопам Христовым! Всех объединяет вокруг Себя Христос, всех, кто откликается на Его зов и с радостью идет за Ним. Есть, мои дорогие, Жизнь – и есть животное прозябание. Нет большей радости, нет большего счастья, как всегда быть со Христом, знать Его Истину, знать Правду о человеке. А посему мы, христиане, должны всегда желать друг другу этой радости и помогать друг другу достигать её. Аминь. Неделя по Рождестве Христовом «Благодарение Богу за неизреченный Дар Его», – так восклицает ап. Павел, так восклицаем и мы в светлые дни праздника Богоявления. За какой Дар благодарим мы Господа? Много даров дано Творцом человечеству (1 Кор. гл. 12). Неизреченный же дар – это Сын Божий, Господь наш Иисус Христос . Это самый великий из всех данных человечеству даров. Из него вытекают для пользы человечества, для создания в мире Народа Божьего все остальные дары. Этот Дар дан не одному какому-нибудь исключительному народу, одной расе – Он дан всему человечеству. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного». Он дан всем: образованным и неграмотным, богатым и бедным, властителям и рабам, больным и здоровым, старцам и детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

— К каждому церковному празднику журналисты считают хорошим тоном снять что-то вроде небольшого документального фильма или специального репортажа, показывающего основные моменты торжества. Хорошо, если случайно авторы обладают определенным уровнем знаний или сами являются верующими людьми. Но зачастую такие программы делаются на основе штампов массового сознания по принципу «надо что-то сделать». А возможно ли вообще показать по телевизору такие категории, как, например святость, если мы настолько ограничены рамками заданного формата? — Я думаю, что телеэкран обладает большими возможностями, если только приглашать к участию в передачах правильных людей. Не случайных «спикеров», и не тех, кто пользуется этими передачами для самопиара, а людей, которые грамотно и интересно могут рассказать зрителям о смысле того или иного события. Очень хорошо, что церковные праздники становятся поводами для журналистов хотя бы когда-нибудь поговорить о религии и о чем-то духовном. Конечно, люди часто видят только внешнюю сторону праздника. То есть, например, если праздник Крещения Господня — то по всем каналам будут показывать проруби. Если праздник Пасхи — значит, будут говорить о куличах и крашеных яйцах. Эти внешние атрибуты нередко заслоняют собой в сознании и журналистов, и телезрителей внутреннее содержание праздника. Вот почему очень важно, чтобы представители Церкви, и в том числе священнослужители, имели возможность и в праздничные, и в непраздничные дни напрямую общаться с телезрителями. — В то же время существует негласное ограничение на показ в телеэфире таких «экзотических» для рядового зрителя вещей, как моменты богослужения, женщина в платке или человек в рясе и с бородой. Отчасти они объясняются нормами политкорректности, а отчасти — просто непонятностью такой картинки для рядового зрителя и возможной слащавостью, размыванием динамики телесюжета. О чем говорит такая тенденция? — Мне кажется, что такая тенденция существует лишь в какой-то степени. Есть и очень доброжелательно настроенные к Церкви тележурналисты и телеведущие, которые, может быть, и хотели бы больше говорить о Церкви, но не всегда мы сами оказываемся готовыми к тому, чтобы прийти на телепередачу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2158623...

Между тем, беспоповцы, исходя из мысли, что теперь настало последнее время, что священство православное погибло на земле и благодать хиротонии переселилась на небо, утверждают, что и миряне имеют право учить других вере и благочестию и руководит их ко спасению, «аще согласно Писанию и святым сие творят»; нет нужды и в лицах священнодействующих; таинства, необходимые для спасения (таковы, по их мнению, крещение и покаяние), могут совершать и не получившие таинственного рукоположения, а другие могут и не совершаться: церковь Христова может существовать и без них. Поэтому беспоповщинские общины, как не имеющие существенных признаков истинной Христовой церкви – священства и таинств, сей церкви не составляют. Но беспоповцы с таким выводом не соглашаются, а пытаются доказать, что их общество, и при отсутствии священства и таинств, может составлять и составляет истинную церковь Христову, для чего приискали в Священном я отеческих писаниях несколько свидетельств и святоподобий, которые и толкуют в свою пользу. 1) Так они приводят в свое оправдание слова Христовы: идеже бо еста два или трие, собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Mф. XVIII, 20 зач. 76) и говорят: значит, мы, старообрядцы, собравшись во имя Христово, и без священства и таинств можем составить собою церковь соборную и спасаться. Но по толкованию св. священномученика Киприана в слове о единстве церкви, слова эти сказаны Господом не о том, чтобы двум или трем, отделясь от единства тела церковкого, можно было составлять собою церковь , а только о собрании на молитву пребывающих в единстве церкви, потому что Господь не просто говорит: идеже два или трие собрани, но с предварительным вразумлением: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ее же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех ( Mф. XVIII, 19 ). Сказав, что молящиеся получат просимое, Господь объясняет, почему получат: яко между собранных во имя Его на молитву Он Сам посреди есть: идеже бо еста два или трие (рече) собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но вот наступает время родин. Женщина обязательно должна причаститься как можно ближе к сроку. Пора спросить у родственниц и подруг или купить в церкви образ Божией Матери «Помощница в родах». Я знаю одну такую иконку, которая уже несколько лет переходит от одной мамы к другой. Во скольких роддомах она побывала с ними за это время! Небольшой отпечатанный образ, наклеенный на картонку. Но чудотворный. Наконец ребенок родился. При первом же свидании мама осенит его своим нательным крестом. А в молитве поблагодарит Господа за счастливое разрешение. Теперь она будет кормить, любить его и молиться о своем младенце. А что же отец, бабушки, дедушки? Она закажут благодарственный молебен Спасителю и Богородице перед Ее иконой Тихвинской. К Тихвинскому образу Божией Матери еще не раз обратятся родители со своими заботами. Эту икону вполне можно назвать «Помощница в воспитании». Обязательно следует посмотреть в церковный календарь и узнать, в день какого святого родился младенец. Не важно, кто это будет, святой или святая. Угодник Божий не безучастен к вашему счастью. Запомните его имя, а позже скажите его сыну или дочери. Найдите и прочтите его житие. В Божием мире случайностей не бывает, во всем есть Промысл. Живо ощущая взаимосвязь родин и дневного святого, любящие родители или родственники в достаточных семьях в прежнее время могли заказать икону с образом этого угодника. Иногда такой образ жертвовался в храм. А, например, в Кремле, в церкви Рождества Богородицы, был устроен придел во имя Никиты Столпника, в память дня рождения супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны. Наступает пора выбрать младенцу имя. В Православной Церкви существует специальный чин наречения имени, где есть «Молитва во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». К выбору имени должно подходить со всей ответственностью. Имя — это не просто сочетание звуков, красивое слово. Через свое имя ребенок будет допущен к участию в Таинствах Церкви. Отец Самсона Маной в беседе с Ангелом спросил: «Как тебе имя?» — и получил ответ: «Что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно» (Суд. 13, 17-18). Так же «чудно», то есть таинственно, имя каждого человека. Христианское имя чудесным образом связывает нас с тем святым, имя которого мы носим. Удивительное чудо соединения земного и небесного!

http://pravmir.ru/krestiny/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010