Каждый раз, когда мы становимся перед иконой, мы надеемся, что чудо совершится и в нашей жизни, что после этого общения между нами и Матерью Божией что-то в нашей жизни изменится и станет по-другому. И Матерь Божия совершает чудеса. Бывает так, что и неверующие люди, и безбожники после этой встречи совсем по-другому начинают смотреть на жизнь, и в их жизни очень многое меняется. Такие случаи известны, и братия о них сохраняет предания в пример и назидание для всех, кто об этом будет узнавать. Мы сегодня уже пережили первую встречу, первое узнавание, что такое вера православная, что она значит в жизни каждого из нас, какую богатейшую историю имеет наша Церковь и наша культура, и нам сегодня нужно делать какие-то шаги дальше. Или, по-другому можно сказать, нам тоже нужно строить отношения. Мы не можем всё время думать: пусть Божия Матерь совершит в нашей жизни чудо. Нам нужно научиться так строить отношения, чтобы в нашей жизни постоянно были Её присутствие, Её молитва и наша благодарность Ей за это. Как эти отношения строить? Если мы посмотрим на общечеловеческую историю и на историю Церкви, то увидим, что любые отношения начинаются с благодарности. Нельзя никаких отношений строить, если ты неблагодарен, если ты не ценишь то добро, которое для тебя сделали, и не помнишь благодеяний, которые были для тебя совершены. Человек так устроен, что если что-то в его жизни произошло плохое, он это будет помнить долго, а если хорошее — он об этом сразу забывает. Мы помним евангельскую историю о десяти прокажённых, которые после того, как исцелились, сразу забыли, кто их исцелил, — кроме одного человека. И этот один, который вернулся и поблагодарил Спасителя, приобрёл гораздо больше, чем здоровье. У него начались отношения с Богом. Он теперь может прийти во второй раз. Он теперь знает, куда ему приходить. У него появились вопросы: «что мне делать дальше, чтобы эти отношения стали ещё лучше?» Мы с вами должны быть благодарны Матери Божией. В первую очередь, за то, за что Её благодарит вся Церковь каждый раз, во время каждого богослужения — за то, что Она послужила тайне нашего спасения, став Матерью Божией. За то, что Те Тело и Кровь, Которых мы причащаемся и через причащение Которых мы соединяемся со Христом, Бесплотное Слово, Сын Божий взял от Неё, воплотившись от Духа Свята и Девы Марии, как мы произносим в Символе веры. За то, что Её ходатайство о нас перед Богом — важнейшая часть нашей жизни, нашей надежды и упования. Церковь об этом говорит в самый важный момент богослужения, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними, когда мы вспоминаем всех, кто послужил тайне спасения и кто, восприняв эту тайну, наследовал святость и жизнь вечную. Мы говорим: «Изрядно (то есть больше всего) о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», — и поётся торжественный гимн в честь Матери Божией — «Достойно есть» или другое богородичное песнопение согласно уставу церковному.

http://pravoslavie.ru/105498.html

По изъяснению св. Иоанна Златоуста , «теперь Апостол начинает показывать различие самых заветов, как один из них несовершен, а другой совершен, и сначала рассуждает о священстве, потому что для неверных было более убедительным предлагать доказательства от предметов уже принятых и прежде известных. Он доказал, что Мелхиседек был гораздо выше Левия и Авраама, явившись по отношению к ним священником. Это же он теперь доказывает со стороны священства нынешнего и Иудейского. И посмотри на великую мудрость его: чем, по-видимому, Христос отдалялся от священства, – так-как не был по чину Ааронову, – то самое Апостол и приводит в доказательство Его священства, а прочих исключает... Заметь, как он идет постепенно. Сказав, что Христос – по чину Мелхиседека, он доказал, что священство по чину Мелхиседека выше; затем он доказывает то же со стороны времени. Если Христос является после и принимает другой образ священства, то очевидно, что по причине несовершенства прежнего. Положим, говорит, что все прежнее исполнилось; для чего еще нужно было иному глаголатися по чину Мелхиседекову? Прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает. Если нужно быть другому священнику, или лучше, другому священству, то нужно быть и другому закону. Когда введено другое священство, то должен быть и другой завет, потому что невозможно священнику быть без завета, законов и постановлений, или принявшему другое священство руководствоваться прежним заветом. Священство пременено; следовательно, должен быть пременен и закон». 250 Перемена священства по колену должна быть к высшему. И вот она осуществляется в царском колене, с чем вместе происходит сочетание царского достоинства с священническим, и притом – в наивысшей степени, так-как Иисус Христос, происходя из царского рода Иуды, был Царем (как Бог всегда), а священником стал, принявши плоть, когда принес Себя в жертву за людей. По изъяснению св. Иоанна Златоуста , Апостол говорит как-бы так: «я сказал, что священство пременено; следовательно, должен быть переменен и закон, переменен не только по образу действий и постановлениям, но и по колену, чтобы и царское и священническое составили едино.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Часовню каменную, состоящую Рогожской части 1-го квартала в Ворониной улице, принадлежащую Спасо-Андрониеву монастырю, сгоревшую от неприятельского пожара, да благоволит оная комиссия покрыть железом с крыльцом на улицу, на четыре аршина (?), для поставления образа, и о сем учинить надлежащее рассмотрение. Июня 17 дня 1814 года. Сию просьбу верю подать онаго-ж монастыря иеромонаху Георгию. Спасо-Андрониевский архимандрит Феофан. V. Отдача святого колодца в арендное содержание. 1815 года декабря 1 дня. Я нижеподписавшийся московской мещанин Егор Васильев Балашов дал сие условие Спасо-Андрониева монастыря отцу архимандриту Феофану в том, что нанял я принадлежащий оному монастырю колодезь, называемый святой, состоящий за монастырем, сроком на четыре года, то-есть до будущаго 1819 года декабря по 1 число, ценой за каждый год по 50 руб., с тем, чтоб мне, Балашову, на свой кошт сделать свободный к нему подъездъ, для чего и брать из монастыря мусор, сколько потребуется, безденежно. И во все условленное время содержать мне, Балашову, оный колодезь в всякой исправности и совершенном действии, и всякие нужные починки исправлять мне своим коштом, и в Зимнее время отнюдь не доводить, чтоб вода в нем замерзала. Сколько-ж потребно будет для монастыря воды, отпускать оную беспрекословно, без всякой платы. Деньги вносить мне, Балашову, наперед, в начале каждого полугода. И во время моего содержания никому другому, без согласия монастыря, не передавать (аренду). И ежели я что-нибудь стану делать не исправно, или в чем вышеписанном сделаю какое-либо опущение, то волен отец архимандрит и прежде срока мне отказать и отдать другому. За полгода до срока, согласен ли я или несогласен впредь на содержание, объявить мне монастырю. Ежели-б я сего не учинил и колодезь тот остался никому не отданным, то должен я платить монастырю условленную сумму до того времени, пока будет отдан другому. По прошествии-ж срока, сдать мне оный колодезь во всякой исправности и действии, в чем сим и обязуюсь. (Недостает подписи). VI. Указ из московской духовной консистории архимандриту Гермогену от 13 августа 1821 г., за 3843.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

– Но разве они не были правы? Разве он не был жрецом сатаны? Да, был, раз был языческим жрецом. Но нельзя говорить с другим человеком таким образом. Божьи люди говорили по-другому. Есть случаи, когда святые были строгими в своих словах к другим, но они делали это без страсти и с большой любовью. Другими словами, если какой-то человек потерял сознание или пьян и нужно привести его в чувство, надо ударить ему пощечину. Если кто-то потерял сознание, он не придет в себя, если ты его просто погладишь. Нужно легко ударить его по лицу и даже иногда не очень легко. Это не значит, что ты бьешь его, не так ли? Ты даешь ему пощечину, чтобы привести его в сознание. Не бьем его, не ненавидим, а делаем это по необходимости. Или, например, ты нуждаешься во врачебной помощи. Приходит врач, делает тебе уколы, режет тебя, зашивает. Врач не имеет ничего против тебя, не хочет выпить твою кровь от злобы, но если он не будет действовать таким образом, он не сможет тебя спасти. То же и при исповеди. Приходит какой-нибудь человек и видишь, что он не понимает. Его сердце бесчувственно как камень. Поэтому его духовный исповедник дает ему пощечину без страсти, без злобы и разбивает этот камень. Потому что надо его разбить, чтобы этот человек смог открыть свое сердце и выпустить то, что там внутри. Это как бы хирургическое вмешательство, как бы электрошок, который духовник делает из-за исключительной любви, чтобы помочь другому. Поэтому, когда отцы использовали строгие слова, как и Сам Христос и св. Иоанн Креститель, ими двигали не страсть и не дух осуждения, а человеколюбивый дух, хотящий спасения человека. Поэтому нет никакой формулы того, что надо говорить другому человеку. Просто мы должны быть свободными людьми в Христе, быть благородными и не бояться. Православная Церковь никогда не имела страха. На Западе католики сжигали ученых, ибо боялись, что кто-нибудь из них может “опровергнуть” Бога. У них была такая неуверенность, ибо их вера держалась не на опыте, а на разуме. Там, где вера держится на разуме, есть страх, ибо всегда может появиться кто-то с более вескими аргументами, кто-то более умный и сокрушить тебя. Да, там, где вера держится на разуме, может возникнуть проблема, но когда вера держится не на разуме, а на опыте, то что может сказать тебе этот человек? Что он скажет тебе, раз не может отнять у тебя этого опыта, который у тебя от Бога?

http://pravoslavie.ru/47346.html

Титу он заповедал, чтобы одним из достоинств епископа почитал знание Писания, да будет он держащимся верного словесе по учению, да силен будет, и утешати во здравем учении и противящыяся обличати ( Тит. 1:9 ). Пророк Малахия, или, лучше, сам Господь чрез Малахию повелевает взыскать закона от священников ( Мал. 2:7 ). Во Второзаконии читаем: вопроси отца твоего, и возевьстит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 32:7 ). В псалме сто осьмнадцатом сказано: пята бяху мне оправдания твоя на месте пришельствия моего ( Псал. 118:54 ). В деяниях апостольских святой евнух или муж (так именует его Писание), когда во время чтения Исаии спрошен был Филиппом, разумеет ли он, что читает, отвечал: како убо могу (разумети), аще не кто наставит мя ( Деян. 8:27–31 )? Все это поставляю я на вид, дабы ты убедился, что свящ. Писания нельзя разуметь без предводителя и руководителя». Бл. Иерон. Письм. к Павлину: твор. т. 4, ч. 2, стр. 568. 569. 571. Париж, 1706 г. Ориген : «Без Бога ничего не может быть доброго, особенно же разумения богодухновенных Писаний». Св. Ириней: «Так как все Писания духовны; то одно из них решаем мы по благодати Божией, а другое предоставляем Богу, не только в сем веке, но и в будущем, чтобы всегда Бог поучал, а человек всегда поучался Богом». Св. Василий ввликий: «В словесах Духа не всякому позволительно приступать к исследованию сказанного, но только имеющему духа рассуждения, как научил нас апостол, который, говоря о разделении дароваиий, сказал: овому бо Духом дается слово премудрости: иному же слова разума о томже Дусе: другому же вера темже Духом: другому же действия сил иному пророчество, другому разсуждения духовом ( 1Кор. 12:8,10 )». Бл. Иероним: «В апокалипсисе, читаем у древних, говорится о книге, запечатанной семью печатями ( Апок. 5:1 ). Если ты дашь ее прочитать человеку просвещенному, то он скажет тебе: не могу прочитать, потому что она запечатана. Сколько и ныне людей почитают себя просвещенными! Но отверсть се они не в состоянии, если не отверзет ее Тот, кто имеет ключ Давидов, кто открывает так, что никто уже не закроет, и закрывает такт, что никто уже не откроет».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Разве где-то написал про унижение??? Даже в мыслях такого не было!!! Просто у Вас ошибка в рассуждении - разве архиерей унижает священника что он архиерей??? Или начальник унижает работника что он начальник??? Просто есть такая иерархия, так построен тот социум в котором мы живем и по другому не будет. Но образ мира сего проходит, здесь мы странники, и Царство Божие не в этом мире Господь приготовил - вот Там все кажущиеся противоречия снимутся. Потом, повиноваться можно и нужно ради Господа. Исполняя заповедь мы исполняем ее ради Христа (а не ради например мужа) и никак по другому. Если же по другому то в этом нет для нас никакой пользы. Например уступив мужу (или жене) в мизерном ради Христа (а в этом и проявляется любовь), исполняется заповедь и человек благословляется Богом - происходит невидимое перерождение души - вот это духовное и невидимое и есть самое главное, и есть ответ на вопрос о первенстве - там этот вопрос просто снимается как никчемный плод мирского мудрования. Лучше об этом написано у прп.Серафима Саровского " О цели христианской жизни " . Простите меня. Не мое дело это все писать. Спаси Господи. Марина 9 января 2015, 00:12 Вроде как правильно все,а вот бытовой пример о многом говорит. Если рядом теща,и правда скорее молодые живут у мамы жены. А такие зятья назывались несколько презрительно в строе патриархальное время- " приймак " . Ну и если у молодого мужа денег нет,жилья нет,настойчивости начать жить самим,пусть в съемной, небогатой комнате нет-он может хоть обуговариваться дать ему первому тарелку супа...глава семьи он пока номинальный.Это факт,а факт-вещь упрямая. А так видела,как с условным почтением относится жена к неработающему и совершенно бездельному мужу.Вроде по-евангельски это верно,а вот в плане того,что правильно воспитается в такой семье сын-не знаю. Евгения 7 января 2015, 23:16 Ярославу Не уместилось в одном письме. Когда Господь явился по Воскресении прежде женщинам, это, конечно, было уже почти там, а не здесь и сейчас. Мы медленно и верно сползаем к проповеди.

http://pravoslavie.ru/76126.html

Пятую причину того, что нам не должно чрезмерно, до забвения души, заботиться о земном, Иисус Христос указывает в том, что излишняя заботливость о земном свойственна язычникам, которые не веруют в Бога Промыслителя, которые живут только для земли, не мыслят о Небе. Но христиане веруют в Бога, Который знает, что они «имеют нужду во всем этом», т. е. в пищи и пр., и их долг больше заботиться о небесном, чем о земном, – искать вопервых «Царствия Божия», т. е. вступить в члены Христовой церкви, «и правды Его», т. е. оправдания чрез веру и исполнение закона Христова. И если они будут поступать так, то и «это все приложится» им, т. е. и земные блага будут даны им от Бога как бы в воздаяние за труды и искание Царства Божия. «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? Оно научает всех нас больше заботиться о душе и вечном спасении своем, чем о теле и земной жизни, и во всем больше надеяться на Бога, чем на себя и на земные блага. А у нас, братие, как бывает по большой части? Совершенно не так, как учит Евангелие. Посмотрите, сколько у нас притеснений, сколько несправедливости и сколько обид делается одним другому из за того, чтобы что-нибудь от одного перешло к другому, чтобы одному перехватить дело у другого для своего обогащения! Посмотрите, сколько у нас неправды: обмеров, обвесов, обманов, чтобы за немногое взять многое тоже для обогащения! Посмотрите, сколько у нас грабежей, воровства всякого рода, чтобы иметь и то и другое, словом, чтобы обогатиться! Посмотрите на эту, видимую нередко между нами, скупость: чтобы не передать другому лишней копейки; чтобы лучше оставить ближнего без помощи, чем убавить что из своего капитала. Посмотрите на эти работы у нас под праздники и в самые праздники, чтобы приобрести лишнее – работы, даже до недосуга сходить к праздничной церковной службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению любви, которое должно выражаться в трудах милосердия, в духовной и материальной поддержке нуждающихся. В отношении к страданию, к отторгнутому человеку любовь Христова издревле являла себя как высшая духовная сила, действия которой не следуют мирским установлениям, но могут побеждать мир и нести спасение обреченным. Праведники и святые Церкви, встречаясь со страждущими, отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми, проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь преизбыточествующую. Эта любовь изливается и на тех страждущих, которые оказались презренными и отверженными, изгоями, на тех, кого социальная мораль считает недостойными сострадания. Участие и любовь к прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от которых все с презрением или ужасом отвернулись, — исконно христианская, евангельская добродетель. Ибо Спаситель Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9. 13). Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника». В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью. В современном обществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью.

http://mospat.ru/ru/documents/87605-kont...

«И послании беху от фарисей». Значит, это были люди гордые, хитрые, самолюбивые. Они строго соблюдали все старческие предания и считали себя чистыми, святыми; поэтому они думали о себе, что они уже готовы к принятию Мессии – Спасителя и не нуждаются в исправлении себя. Они с гордостью спрашивают Иоанна: «что убо крещаеши?» Кто тебе дал на это право? Зачем вводишь новый обряд? Это мог бы сделать только Христос, или Илия, или другой пророк. «Аз крещаю водою» – только водою, отвечает Иоанн: «Мое крещение маловажно и несовершенно, и не имеет в себе ничего кроме воды» ( Иоанн Златоуст ). Погружением тела в воду я только нагляднее представляю решительную перемену и в мыслях, и в чувствах, и в образе жизни, – ту перемену, какая требуется от кающегося грешника, если он хочет достойным образом встретить грядущего Христа. Мое крещение только приготовляет и указывает путь к другому крещению. Наше дело – тень и образ; должно прийти Другому, Который покажет истинное Крещение. И Он уже пришел: «посреде же вас стоит», живет уже между вами. Его оке вы не весте: живет, хотя вы и не знаете: кто Он и откуда? ( Иоанн Златоуст ). «Той есть грядый по мне»: Он явился (родился) после меня; «Иже предо мною бысть»: Он несравненно выше, славнее, досточтимее меня; «Емуже несмь достоин, да отрешу», не достоин развязать «ремень сапогу Его», то есть быть самым последним Его служителем. Если же Иоанн недостоин разрешить ремень, – поучает святой Иоанн Златоуст , – Иоанн, которого не было больше в рожденных женами, где же нам поместить себя? Если он признает себя недостойным быть в числе Его последних служителей, что же скажем мы, обременные тысячами пороков, мы, настолько отстоящие от добродетели Иоанна, насколько отстоит земля от неба? «Сия в Вифаваре быша»: на восточном берегу Иордана, против Иерихона. Называя место, Евангелист желает «показать смелость великого проповедника, что он проповедовал о Христе не в доме, не в углу, но при Иордане, среди множества народа (Феофилакт). А такому свидетелю нельзя было не поверить, ибо «кто не ищет славы своей, – сказано, – тот истинен есть, и несть неправды в нем» ( Ин.7:18 ). И он не искал, а отсылал к другому ( Иоанн Златоуст ). «Евангелист уверен, что ничего не прибавляет от себя, и в подтверждение своих слов ссылается на очевидцев-свидетелей и на самые места событий» (он же). Непостижимость Божества

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Я против того, чтобы человек, приходящий в Церковь, был уверен в том, что есть ответы на все вопросы. Поэтому, в том числе, пост — это довольно уставная вещь. Потому что устав поста складывался столетиями, скажем, в монастырских обителях, причем довольно таких строгих, как обители Египетской пустыни или обители Палестинских пустынь, Константинопольские, Студийские монастыри, где вот эти Уставы жизни монастырей, это были Уставы жизни определенного духовного уровня людей, свободно и вольно избравших для себя очень такой суровый жизненный путь, подвиг. И вот эти все уставы — что есть, во сколько есть, какое количество, с маслом, без масла, сухоядение или вообще полный пост, они все время касались конкретных обителей с очень таким конкретным уровнем жизни. Поэтому, если мы сегодня попробуем применять вот эти уставы во всей полноте к нашей жизни, к человеку, живущему в Москве в 21-м веке, мы рискуем сильно повредить его не только физическое, но и психическое здоровье. Александр Карлов: О правилах и канонах Великого поста мы еще поговорим сегодня. Отец Алексий, Вы-то сами как к Богу пришли? У Вас сугубо светское образование, насколько я понимаю. Прот. Алексий Уминский: Не только светское, но и духовное. Александр Карлов: Изначально было. Прот. Алексий Уминский: Изначально светское. Александр Карлов: Семья, по-моему, у Вас тоже светская, в которой Вы воспитывались? Прот. Алексий Уминский: Да. Александр Карлов: Расскажите. Прот. Алексий Уминский: Более того, я воспитывался в семье вполне атеистической, вполне такой традиционной семье. Мама — учитель, папа — инженер. Александр Карлов: В партии состояли? Прот. Алексий Уминский: Да, папа состоял в партии, а мама — нет. Мой первый опыт встречи с Богом был уже когда я учился в педагогическом институте. Просто я встретил людей, которые думали по-другому, которые позволяли себе думать не так, как думают все, потому что я был еще уверенным таким комсомольцем, каким-то активистом комсомольским был. И в этом себя чувствовал вполне комфортно. В институте я встретил людей, которые стали моими хорошими близкими друзьями, которые думают по-другому, и вот это первое удивление, что можно думать по-другому, для меня было каким-то открытием, откровением в тот период.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010