Духа. Так святы и чисты по своему происхождению христианские духовные дары; таковы же они и по своему назначению. Каждому же – продолжает Апостол – дается явление ( φανρωσι) Духа на пользу (πρ τ συμφρον ст. 7). Это обнаружение, проявление Духа в чудесных дарах 39 дается каждому, владеющему ими, не для соблазна и обольщения других, но для пользы и блага церкви, для ее назидания и благоустройства. В этом можно убедиться самим обилием и многообразием тех даров, которые подаются верующим Св. Духом. это не однажды заученные, искусственно созданные и искусством поддерживаемые способы языческих волхвований и гаданий, но самые живые и жизненные проявления Св. Духа, из совокупного действия которых слагается полный, всецелый и совершенный организм (σμα ст. 12 и дал.) церкви Христовой. Овому бо ( μν γρ) 40 Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о томже Дусе: другому же вера темже Духом: иному же дарования исцелений о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (8–11). Таким образом каждому члену церкви Христовой, находящемуся под воздействием Св. Духа, дается особый дар с тем, чтобы он служил им общей пользе, общему благу церкви, и этим самым входил в состав нее как член, связанный с ней самыми тесными узами (ср.7 ст. – 11 с 12–26). Таково происхождение и назначение духовных даров в церкви Христовой по учению ап. Павла. Возвращаясь еще раз к ним, после доказательства их полной и всецелой целесообразности в органическом устройстве Христовой церкви (12 ст. – 26) ап. Павел, сравнительно с приведенным исчислением, устанавливает только некоторый порядок между духовными дарами и прибавляет к ним два, три новых служения, не поименованных в предшествующем исчислении (ст. 27–30). Это новое прибавление показывает, что Апостол далеко не имел ввиду исчислить все духовные дары, которыми обиловала Церковь Христова в его время, но только хотел остановиться на многообразности и многосторонности проявления их в коринфской общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Ваши наставники, защищая определения Стоглавного Собора, говорят, что «на нем присутствовали и разсуждали чуднии мужие и угодники Божии: Феодосий Архиепископ Новгородский, ученик и содыхатель преподобного Иосифа Волоколамского, Акакий, дара пророческаго исполненный... святии достоблаженнии: Филипп, Гурий и Варсонофий, иже тогда игуменами бяху... ихъже по преставлении св. Церковь за Святых почитает... яко Богу угодиша, и за то нетлением телес и чудесы от Него прославишася» 1270 , и за сим делают такое заключение, что таковые мужи не могли предавать неправедного учения. – На самое это возражение, которым ваши наставники наиболее действуют к совращению простого народа в раскол, так как простому народу, не умеющему обстоятельно рассмотреть настоящее дело, оно может представляться очень сильным, дал в свое время весьма основательный ответ уважаемый вами преп. Максим Грек . Когда он исправлял наши богослужебные книги, и неблагоразумные защитники старины, оглашая его развратителем святых книг и еретиком, говорили: «о человече, досаду тем делом прилагаеши возсиявшим в нашей земли преподобнейшим чудотворцем и проч.», тогда преп. Максим отвечал: «Не аз, но сам блаженный Павел да отвещает им (винившим его), и да научит их, Святым Духом сице глаголя: Комуждо дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дуси. Другому же вера, темже Духом, иному же дарования исцелением о томже Дусе. Другому же действия силам, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языком, другому же сказания языком. Вся же сил действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет 1271 . От сих убо явлено, – продолжает преп. Максим, – яко не всякому вся вкупе духовная дарования даются. А яко убо святии чудотворцы Рустии по дарованию, данному им свыше, возсияша в благоверной земли Рустей, богоноснии Отцы быша и суть и аз исповедаю и покланяюся им аки верным Божиим угодникам, но яко ниже и роди языком и сказание их прияша свыше. Сего ради не достоит дивитися, аще утаися их, таковых сущих, исправление, еже ныне мною исправленных описей. Онем убо апостолоподражательного ради их смиренномудрия, и простоты и жития святолепнаго дадеся дарование исцелений, чудес предивных: иному же, аще и грешен есть, паче всех земнородных, дадеся языком разум и сказание: и дивитися о том не подобает и проч.» 1272 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

веры Христовой, в первых её провозвестниках, и образ мыслей не обыкновенно высокий, и поступки беспримерные, и простоту изумительную, и мудрость дивную, и дар чудотворный чрезвычайный. А это показывает, что они были достойные служители завета, егоже водрузи Господь, а не человек ( Евр. 8:2 ), истинные посланники Божии, и действовали на великом поприще своего апостольства под особенным наитием высшей, божественной силы, – показывает, что, поистине, Дух Святый, обетованный Спасителем под именем Иного Утешителя ( Ин. 14:16 ), неразлучно пребывал с ними. Но Дух Святый обита и не только в апостолах, но и в других членах единого тела Христова – церкви. Особенно ощутительным образом Он обнаруживался в дарах благодатных, которых сподоблялись члены церкви Христовой. Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: разделения даровании суть, а тойжде Дух: и разделения служении суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера, тем же Духом: иному же дарования исцелений, о том же Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует один и тойжде Дух разделяя властью коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:4–11 ). И вообще, Дух Святый и сила Божия, всюду сопровождавшие святую веру Христову при первом её появлении, и после всегда были и будут присущи ей до скончания мира. Истина эта яснее всего открывается из не обыкновенно быстрого и чудесного распространения церкви Христовой, а также из непрерывного её пребывания на земле, при всех враждебных ей силах. Это суть новые важнейшие и несомненно очевиднейшие доказательства божественности христианской веры. А потому мы обратим здесь на них особенное внимание. Книга Деяний, а также и писания апостольские свидетельствуют, с какою изумительною быстротой распространялась христианская вера и как далеко проникла она еще при жизни апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Можно бы умножить эти тексты; но и приведённых достаточно, чтобы показать полное согласие в словах Иисуса Христа о Себе и в словах Его апостолов о Нем; Он себя изображает так же, как они Его изображают; Он называет Бога «Своим Отцем» также, как Его ученики называют Его «Сыном Божиим». Он имеет ту же самую веру в Себя, в Свою природу, в Своё посольство, какую свидетельствуют св. Матфей и св. Иоанн, св. Пётр и св. Павел. Важный источник заблуждения при изучении фактов состоит в том, что не умеют останавливаться на чертах общих и существенных и забывают их за чертами частными и второстепенными. Пусть относительно божества Иисуса Христа, этого основного начала христианской веры, оспаривают точный смысл того или другого слова: удаляют по подозрению в вставке то или другое выражение того или другого Евангелия, того или другого Послания; но за всем тем всегда останется бесконечно многое, достаточно утверждающее, что верующие ныне в божество Иисуса Христа веруют тому же, чему веровали и что исповедовали апостолы, и что сами апостолы не другому чему веровали и не другому учили, как тому, что сказал им Сам Иисус Христос. Противники догмата воплощения и божества Иисуса Христа забывают равно и человека, и историю, сложные элементы природы человеческой и смысл великих событий, знаменующих религиозную жизнь рода человеческого. Что такое сам человек, если не воплощение Бога, хотя не полное и несовершенное? Только материалисты, отрицающие душу, и натуралисты, отрицающие творение, одни с последовательностью отвергают догмат христианский. Бели же вы верите в различие духа и материи, если вы не верите, будто человек есть произведение брожения материи или преобразования видов, вы не можете не допустить в природе человеческой элемента божественного; вы необходимо принимаете слово книги Бытия: «Бог сотворил человека по образу Своему»; т. е. вы принимаете присутствие Божие в слабом и погрешимом человечестве. Откроем историю всех религий, всех мифологий, более чистых и самых грубых; мы встретим в них на каждом шагу идею и сказание о божественном воплощении. Брамаизм, буддизм, язычество, идолопоклонство – все верования обилуют различными и разновременными воплощениями, изначальными или преемственными, приурочиваемыми к тому или другому историческому событию, в объяснение того или другого факта, для удовлетворения той или другой человеческой склонности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Иному же роди языков, γνη γλωσσν – разные языки, –дар говорить на разных языках, которые прежде не были знакомы говорящим ( Мк.16:17 ; Деян.2:4, 19:6–7 ; 1Кор.11:15–17 ). Другому же сказания языков, ρμηνεα γλωσσν – истолкование языков, или переложение с иностранного языка на отечественный, – дар сказанное на непонятном языке излагать на понятном. Все сии дары раздавались от одного и того же вседействующего Духа, Который, как Бог, разным членам Церкви Христовой давал разные дары, согласно Своей Божественной премудрости и благости, для благоустроения и распространения Святой Церкви. 3 . Апостол Павел почти во всех своих Посланиях а) указывает на разные чрезвычайные дары ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ); б) указанием, на дары сии обличает христиан в привязанности к обрядовому закону: о несмысленнии Галате, – сие едино хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры?.. Подаяй. убо вам Духа, и действуяй силы в вас, от дел ли закона, или от слуха веры ( Гал.3:1, 2, 5 )? в) даёт разные правила касательно употребления сих даров, чтобы всё было в порядке и направлялось к общей цели духовного назидания. Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают. Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части: и един да сказует (Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь; a один истолковывай). Аще, ли не будет сказуяй, да молчит в Церкви: себе же да глаголет, и Богови. Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают; аще ли иному открыется седящу, первый да молчит. Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся, и вси утешаются (получают наставление): и дуси пророчестии пророком повинуются ( 1Кор.14:26–31 ) Из сего видно, как обыкновенны были чрезвычайные дары в Апостольской Церкви. По свидетельству Апостола, у каждого из приходящих в церковное собрание был свой благодатный дар. Иному благодать внушала псалом – священную песнь во славу Божию; другому – предложит в собрании поучение или наставление; иной приходящий имел дар говорить на незнакомом языке; другому Дух Святый открывал какуюнибудь спасительную истину и внушал предложить её другим, а иному – истолковывать сказанное на незнакомом языке или предложенную к кемлибо истину, но не для всех понятную, или какуюлибо из истин спасения, предложенных в Писании и в учении Св. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И так как нет ни одного человека, ни одного пустынника, на которого бы совсем не влияли исторические обстоятельства и условия его времени, поэтому бесспорно, что дело, совершенное преподобным Сергием, непременно стоит в такой или другой связи с тем бедствием монгольского нашествия, которое охватило всю Русь его времени. Истребляя и разрушая все, что встречалось им на пути, татары в конец разрушили и ту колыбель, в которой Русь приняла христианство и получила основы государственности. Ни Киева, как великокняжеского города, ни церквей, ни святыни Киево-Печерского монастыря, собственно говоря, не стало. А с этим самым не стало и центра для южнорусского киевского периода, который проживала Русь в то время. Возник вопрос: должно ли воссозидаться ему заново, или уступить место другому периоду, другому центру российского государства, а его следует считать за такой, который не требуется настойчиво и безотложно природными особенностями, и призванием русского народа, поэтому не только без ущерба заменяется другим, но сегодня или завтра, по случаю татарского нашествия, или по какому-нибудь другому, а все должен будет отойти в область истории. Само собою разумеется, что решение этого вопроса в ту или другую сторону должно было создать неисчислимые последствия, значение которых затрагивало бы будущее нашего Отечества неизмеримо больше, чем само татарское иго. Удаленные от того времени целым рядом столетий, мы все-таки можем представлять себе дело. Мы еще не успели забыть момента, когда московский период заменялся периодом петербургским. И как бы ни сглаживались особенности того и другого периода, но все-таки строй жизни в них представляется существенно разным; как бы ни виделось, что реформы Петра во многих случаях оказываются далеко не без основы для себя в предшествующем периоде нашей истории, но все-таки Петр I был и остается бесспорно крупным преобразователем. По этому примеру легко видеть, какую действительно серьезную важность имел вопрос о киевском периоде, так резко обострившийся для наших предков, благодаря татарской беде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

«Таким образом, самое личное, самое сокровенное, что есть в жизни православного человека, пронизано всё насквозь этим ощущением общности его со всеми, ощущением соборного начала, присущего Православной Церкви. Это чрезвычайно многозначительно, это обязывает задуматься». 264 Она связывает это непосредственно с Хомяковым, Достоевским, Соловьевым, величайшими фигурами XIX века, столпами русского религиозного возрождения. Затем м.Мария обнаруживает два пути, которые, как ей кажется, ослабляют силу этого ощущения основополагающего – соборность. Первый – это тот, что она называет «святой эгоизм», который приемлет вторую заповедь – необходимость накормить голодного, призреть нищего и т.д., – но относится к ней как к аскетическому упражнению совершаемому только ради спасения собственной души. Ближний, тот, кто в нужде, лишь способствует нашему спасению – такая любовь не есть любовь к ближнему вообще, но использование его или её в любви к себе. «Нельзя жертвенно любить во имя своё, – можно жертвенно любить только во имя Христово, во имя образа Божия, открывающегося нам в человеке». 265 Вторая проблема – «Добротолюбие» – выдающаяся работа православной духовности. Мать Мария отмечает, что «выборка всего, что говорится об отношении к своему ближнему в 1-м томе «Добротолюбия» на всех его более чем 600 страницах, занимает только 2 страницы, а во 2-м томе на 750 страниц – только 3» 266 – совсем другое соотношение, чем в Евангелии или Посланиях. Тем не менее, и с этих немногих страниц она цитирует прп. Макария Великого , прп. Иоанна Кассиана , прп. Нила Синайского (в действительности Евагрия), прп. Ефрема Сирина и прп. Исаака Сирина . Этого для нее достаточно, чтобы выявить святоотеческую традицию, ведущую к подлинному вниманию к ближнему, к другому, его или её нуждам, и м.Мария переходит к рассуждению о том, что это под собой подразумевает. Она говорит о труде и воздержании, где труд не есть лишь «неизбежное зло, проклятие Адамово », но также «соучастие в труде Божественного Домостроительства», в котором труд «преображён и освящён» и где воздержание освобождает для заботы, где человек сам не замечает этой своей воздержанности, ибо важным делается именно внимание. Внимание к другому, его или её нуждам первостепенно для м. Марии. Здесь требуется совершенствование своего душевного мира, что позволяет нам понимать и сочувствовать душевному миру другого – нечто совершенно отличное от аскетичной безличности, – но в этом уважении и внимании к другому не должно быть осуждения или потакания. Вот как м.Мария говорит об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Конечно, в браке в падшем мире действуют и другие силы. Бывает половое желание, бывает жадность, но бывает, что двое соединяются такой любовью, которая снимает все грани. Они теперь стали едины. Когда рождается ребенок, он как бы является не плодом хищничества, а плодом отдачи одного человека другому, одной половины другому или другой. Митрополит Антоний Сурожский Пребывающий же в супружестве, и оберегающий честь семейной, обоюдной жизни, и оставшийся до гроба в ненарушимой ограде, хранящий тайну и святыню этой супружеской жизни и соблюдающий заповеди Божии праведен пред Господом. Старец Иона Киевский В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом — это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью. Святая царица-мученица Александра Я думаю, что в первую очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо потакать друг другу во всем. Но если христианская семья представляет собой картину несчастливого сочетания двух или четырех людей, то всякий неверующий или полуверок, глядя на нее, скажет: ну, если это — всё, что Бог может сделать!.. Или еще хуже: если вторжение Бога в отношения двух людей приносит такие плоды, то лучше без Него… И мне кажется (я говорю не о всяком счастье, не о гармонии во зле, а о серьезном отношении), что в центре семьи должна быть любовь, должна быть радость, а не постоянная мука во имя какого-то идеала, часто выдуманного. Часто христианская семья могла бы быть самым убедительным доводом того, что, если Бог входит в какую-то обстановку, приходит к какой-то группе людей, Он вносит что-то, чего нигде нет, и что это можно назвать счастьем, а не разбитостью. Я поэтому говорю о счастье как о первом и очень важном условии. Счастье, конечно, должно быть нравственно-выдержанное, то есть должна быть подлинно христианская любовь между мужем и женой; и когда я говорю «христианская», я не говорю — что-то экзотическое и странное, а просто то отношение, в котором человек почитает, любит другого, считается с ним, считает, что он или она (это относится к тому и другому) с радостью пожертвует чем-то желанным ради другого; что дети тоже воспитываются в правде, в любви, что им стараются внушить, что добро приносит радость, а не только натугу, и т. д. Мне кажется, что счастливая семья — убедительное доказательство того, что, приди Бог в человеческую обстановку, она может расцвести так, как никакая другая не может.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Одного Он награждает богатством, другого бедностью; одному дает здоровье, другому болезнь; одному награды и почести, другому самое ничтожное звание и ремесло; одному во всем прибыль, другому убытки – мы и на том и на другом пути впадаем в пропасть, находим свою погибель, изощряем меч Божий против себя. Не дорожим краткостью жизни, быстротою времени, учением Евангелия, советами пророков и апостолов, средствами благодати Божией, таинствами церкви, страданиями Сына Божия, кровью мучеников. О, жалкие мы слепцы, сами себя поражающие!       Боже! вложи в сердца наши отвращение от наших беззаконий. Плен наш велик, узы рабства тяжелы, яд греха губителен, страсти пагубны – спаси нас Господи от нас самих – от наших страстей, от внешних и домашних врагов наших – видимых и не видимых и помилуй нас. Аминь. 126. О долготерпении Божием ,,Или о богатстве благости Его (Божией) и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет».  Римлян. 2:4. Братия! Отчего иные христиане вовсе не думают о своем вечном спасении, или как говорит св. Апостол Павел, пренебрегают богатством благости Божией и кротости его и долготерпения; не думают ни о смерти, ни о суде Божием, ни о вечных мучениях ада? Что значит пренебрегать богатством благости Божией? Бог по благости Своей награждает нас здоровьем, красотою, богатством, женою и детьми; посылает нам многоразличные средства к жизни или награждает здравым умом или добрым смыслом так, что иной ремесло имеет прибыльное, другой в торговле успех имеет; иной на бирже хорошо зарабатывает, другой около богачей копейку наживает; тот разными оборотами капитал собрал, а этот по наследству от родителей имение получил; словом, и тот и другой пользуется тем или другим богатством благости Божией; каждый имеет и дом, и состояние, и семейство. Чего бы еще, кажется желать? Но человек иной живет без всякого размышления, думая, что так и должно быть, что Бог, не смотря на его грехолюбную душу, как бы, обязан и здоровье его поддерживать и богатством награждать, и все выгоды жизни ему доставлять; почему он живет, как бы  закрывши очи: о благости Божией, и кротости, и долготерпении вовсе не радит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Мы, которые так далеки от дел, далеки от того, чтобы читать Божественное Писание делами, идем как раз по другому пути — мы если и изучаем Св.Писание, то подходим к нему со стороны простого понимания, со стороны, как говорит в другом месте Марк Подвижник, «своего собственного разумения». А между тем Закон Божий открывается нам по мере того, как мы входим в него своими делами. Вот почему Св.Подвижники и говорят нам, что нужно изучать не «нагим словом», а научиться познанию Божественных Истин потом и трудами. А так как мы, вернее, те из нас, которые изучают слово Божие, которые любят читать, подходят именно с этой стороны, со стороны своего собственного разумения, со стороны простого словесного книжного понимания, поэтому мы впадаем в ту ошибку, от которой предупреждали нас Св.Отцы. Иоанн Лествичник говорит, что вновь начинающие духовную жизнь особенно подвергаются великой опасности, толкаемые злым духом, толковать Св.Писание. Этот соблазн действует прежде всего на две категории людей: с одной стороны, на тщеславных, которые именно по своему тщеславию и хотят знать Св.Писание и потому толкуют его по своему собственному, а не по истинному разумению, толкуют его не делами, а словесно, по своему простому разумению. «Они (злые духи), — говорит Иоанн Лествичник, — и делают это в сердцах тщеславных». И есть еще одна категория людей, или род людей, впадающих в этот соблазн. Это те, которые обучены внешним наукам. Эта обученность внешним наукам часто толкает их на изучение Св.Писания и толкование его путем внешнего простого понимания. Именно по этим причинам 7-й Вселенский Собор указал на то, что в Церкви Св.Евангелие преемственно переходит от одного Св.Отца к другому, т.е. преемственно передается в своем толковании именно от одного делателя к другому. Кто сотворит и научит, тот велий наречется в Царствии Небесном. Теперь понятно, стало быть, почему в Церкви не представляется возможным каждому иметь свое разумение Св.Писания. Это разумение может быть у каждого свое, оно может быть не истинным и может быть основано только на чисто внешнем восприятии Закона, на его простом понимании, на том или ином тщеславном подходе к нему или на применении тех или иных внешних наук.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010