Часть первая. Раздел II. [К Оглавлению] Раздел II Священное Предание 1. Священное Писание о Священном Предании Священное Предание — это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения. Или другая формулировка — сохранения и распространения Божественного Откровения. Сама эта форма сохранения и распространения, так же как и термин " Предание " , несомненно освящена авторитетом Священного Писания. В книгах Нового Завета мы можем найти целый ряд мест, которые указывают на важность Предания в жизни Церкви. Давайте вспомним эти стихи. Во-первых, это 2 Фее. 2, 15: " ...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим " . 1 Кор. 11,2: " Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам " . 1 Тим. 6, 20 : " О, Тимофей! храни преданное тебе. " .. Или славянский текст, более соответствующий греческому оригиналу: " О, Тимофее! Предание сохрани " . 2. Понятие о Священном Предании Предание (paradosis). Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому. Св. Викентий Лиринский задает вопрос: " Что такое предание? — и сам же на него отвечает, — То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал " … Такой механизм преемственного распространения Божественного Откровения также имеет свое основание в Священном Писании, где говорится о том, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение. 1 Кор. 11, 23: " Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам Передал " ... Ин. 17, 8. Сам Господь говорит об этой форме сохранения истины: " ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели " ... Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли. Тертуллиан, апологет конца II — начала III века, говорит: " мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога " . Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.

http://sedmitza.ru/lib/text/431679/

Во-первых, это 2 Фес. 2, 15: «…стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». 1 Кор. 11,2: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам». 1 Тим. 6, 20: «О, Тимофей! храни преданное тебе»… Или славянский текст, более соответствующий греческому оригиналу: «О, Тимофее! Предание сохрани». 2. Понятие о Священном Предании Предание (παρδοδις). Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому. Св. Викентий Лиринский задает вопрос: «Что такое предание? — и сам же на него отвечает, — То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал»… Такой механизм преемственного распространения Божественного Откровения также имеет свое основание в Священном Писании, где говорится о том, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение. 1 Кор. 11, 23: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам Передал»… Ин. 17, 8. Сам Господь говорит об этой форме сохранения истины: «ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели»… Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли. Тертуллиан, апологет конца II — начала III века, говорит: «мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога». Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге. Это очень важный момент, который надо отметить, именно этим Священное Предание и отличается от других традиций, например, культурных. Протестанты, например, могут с большим уважением относиться к Преданию Православия, они могут согласиться с тем, что все это хорошо и полезно, но при этом они заявляют, что это от человеков, а потому, хотя и полезно, но не является необходимым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Между тем домогающиеся, негодуя на сие приходят к другим и ими принимаются. Сие-то и запрещает настоящее правило, и того, кого один архиерей не признает достойным допустить до рукоположения, повелевает не принимать и другому, без представительных посланий епископа, у которого поисходило исследование. Представительныя послания суть те, которыя даются клирикам, или мирянам отлученным, или чтецам, отправляющимся в другой город, и в которых сообщается об них тамошнему епископу, что они разрешены от епитимий, или суть верные. Об этом пространнее сказано в 11 правиле четвертаго собора. Если же кто примет кого либо таковаго, то и принявшаго и принятого правило подвергает отлучению. Читай антиохийскаго собора правило 6 и халкидонского собора 13.     Аристен. Принявший почитаемого в другом месте недостойным принятия, и сам паче недостоин принятия.    Если бы кто подвергнут был каким-нибудь епископом испытанию о том, достоин ли он принятия во святую церковь Божию, и в то время, как испытание о нем производилось, удалился оттуда и, обратившись к другому епископу, был принят им без представительных грамот, свидетельствующих о безукоризненности его веры и жизни, то должен быть подвергнут отлучению и он, и принявший его.     Славянская кормчая. Приимый инде неприятнаго, сам неприятен. Аще некии причетник от епископа истязан, есть ли достоин поставитися презвитером во святей Божии церкви; Он же сведыи своея согрешения, и не терпя испытания, оттуду отшед, и пришед к другому епископу, прият будет от него бесписаний ставильных, являющихся его непорочною веру и житие, да отлучена будет оба, и той и приемыи его епископ. Глава 13 Если же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, как солгавшему и обманувшему церковь Божию.     Зонара. Предшествующее правило говорит о недостойном принятия и еще не рукоположенном и не отлученном; а настоящее правило дает определение о рукоположенном и отлученном, который, после отлучения, вознегодовав, пришел к другому архиерею и принят им, по неведению об отлучении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Припомнить разговор Петра Константиновича о блудницах, о жизни их, о раболепстве их мужчинам и содержательницам, о количестве их соитий в один день, о скотоподобности их, о побудительных причинах, по коим они поступают в вольные домы: готовая пища, питье (вино, пиво, мед), нарядная одежда, мягкая постель, беззаботная жизнь; чужды они упования на Бога. Количество блудниц до трехсот. Как допускать их к Святым Тайнам? Причины, от которых распространяется блуд: советы докторов, их неправильные суждения о здоровье человека. На молитве или пред тем, как нам идти надо на молитву в церковь , нас раздражает всякая безделица – отчего? Оттого, что враг поджигает. Можно ли строго судить тех людей, кои раздражаются на молитве? Нельзя. Надо пожалеть и помолиться об них и в дружеской беседе с ними показать им всё неблагообразие нетерпения и раздражительности – если где, то особенно на молитве, когда мы предстоим пред лицом Самого Бога мира. На молитве же, известное дело, враг поджигает наше сердце и разными сомнениями в истинах веры, словом Божиим и Вселенскою Церковию утвержденных. Ни на что подобное не обращать внимания. Неисчерпаемое зло во мне. Зависть. Положим, что дали другому вещь лучшую, чем мне, или такую же, как мне: я ее не употребляю, и она мне не нужна, а сердцем болю и тоскую, что брату дали то же, что мне, даже лучше, – или хоть не лучше, да в чужих руках кажется лучше. Если и от себя даю другому лучшую вещь, чем у себя осталась, и тогда завидую другому, что ему дал лучшую вещь. Какая бездна зла во мне! Вот поганая зависть! Всё бы мне, всё бы мне, а другому – не надо: он имеет, ему не на что! Эка лукавая! Эка злая! Эка самопритягательная! Июня 13-го дня 1861 года. Во время молитвы часто ощущаешь в сердце болезненное, какое-то огненное сопротивление тому, что читаешь, прекословие, противоречие почти каждому слову. По плодам их, сказано, узнаете их [ Мф. 7, 16, 20 ]. По этому легко узнать противника всему истинному и святому – диавола. Скорее смирись во глубине сердца своего пред Господом и святой матерью Церковью, наставляемою и руководимою Духом Святым! Иногда же враг поражает сердце бесчувственностию, а ум тупостию, и ум слепотствует, а сердце бывает как камень: ничего не понимают и не чувствуют, что читаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Анафематство 11-е . Если кто не исповедует плоть Господа животворящею и собственно принадлежащею самому Слову Бога Отца, по принадлежащею какъбы другому кому, отличному от Него, и соединенному с Ним по достоинству, то есть, приобретшему только божественное (в себе) обитание, а не исповедует, как мы сказали, плоть его животворящего, так как она стала собственною Слову, могущему все животворить: да будет анафема. Возражение восточных Хорошо исповедовать, что господственная плоть Слова чрез соединение соделалась Его собственною, но разумея однакож, что она заимствована от нас. Присовокупление же: «а не другому кому, отличному от Него“, излишне, если только не отвергает, что она заимствована от нас. Ибо постоянно называть ее собственною, свойственно (только) отвергающему, что Господня плоть нашей природы. И где же прославление наше, по которому, говорит Павел, совоскресил и спосадил нас ( Ефес. 2, 6 )? И плоть каждого (из нас) какому другому человеку принадлежит? Не всякий ли из нас имеет общую с каждым плоть в смысле единосущества, собственную же (в том смысле), что плоть каждого не есть (плоть) другого, а одного того, которого есть плоть? Итак что хочет он сказать словом собственная, как будто говорит что-то другое? Если он разумеет, что владычняя плоть взята из нашей, разумеет же, что она, как и плоть каждого, принадлежит ему, а не другому, то не странно ли, когда говорит, что она собственная? Или, вероятно, прикровенно отвергает, что она взята от нашего естества, как яснее учит в первом своем томе: „и младенец, говорит, был не как мы, т. е. не в чистом и совершенном подобии нам, но – в человечестве чрез плоть, и божественный, так как выше нас и с неба“; и еще во втором томе так говорит: «тело было не другого кого-либо подобного нам, но напротив собственное Слова Бога Отца, от нея рожденное“. Кто же когда говорил, что плоть Господня была другого кого-либо из бывших от века людей, например Авелева, Ноева, или Илиина, или кого-нибудь другого из бывших от века людей? Но не только о владычней плоти утверждаем, что не была другого кого-нибудь из бывших от века людей, а собственная одного только самого Господа, неслиянно и нераздельно соединенная с Богом Словом; но что плоть каждого из нас, как сказали, никогда ее есть плоть другого кого-либо, кроме того, которого есть плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Солнышкина 10 марта 2021, 23:12 Иоанна_, да кто ж говорит, что чувств и влюбленности быть не должно? Просто надо остерегаться такого варианта когда, что называется " несёт " и человек не отдаёт отчёт в своих действиях. Надо все таки стараться сдерживать свои чувства и включать волю и разум. И оглядываться на сопутствующие обстоятельства:например кто-то из родителей против, большая разница в возрасте или парень предлагает пожить для начала, чтоб получше узнать друг друга. Старцы говорят, что волю Божью можно разглядеть в обстоятельствах жизни. Хорошо описала в книге о своей жизни " Под кровом Всевышнего " период ухаживания и влюбленности, матушка Наталья Соколова. Влад 10 марта 2021, 21:26 И.10 марта 2021, 16:28 " Почему тогда Вам бы не воспевать чувства и терпение Якова? " Соглашусь на все 100%. Если кто и вызывает сочувствие и уважение в этой истории, так это терпеливый Яков. А вот воспевание любви замужней женщины к чужому мужчине вызывает удивление. Особенно когда эти восторги исходят от вроде как православной дамы. Для любовного романа в самый раз, но тут вроде как православный ресурс? Влад 10 марта 2021, 21:02 Наталья10 марта 2021, 06:09 " хотя еще до замужества отдала сердце другому человеку " . Если она еще до замужества отдала сердце другому человеку, то чем вы тут восхищаетесь? При совершении таинства венчания священник спрашивает, не обещалась ли другому. Соглашусь с Иваном, некоторые явно путают христианскую любовь с амурными переживаниями из киношных мелодрам. Иван 10 марта 2021, 18:14 Анна 8 марта 2021, 12:42 " Любовь замужней женщины к постороннему мужчине это грех перед Богом и непорядочность по отношению к мужу. " Анна, вы абсолютно правы. Но некоторым эту, в общем-то прописную истину, очень не хочется признавать). Ведь именно щекотание нервов и острые любовные переживания для многих и являются главной ценностью во взаимоотношении полов. Это как раз к вопросу о пустоте современного человека, о которой упомянула Ирина. И. 10 марта 2021, 16:28 Наталья, конечно, волшебных кнопочек нет. " Кнопки " в таких ситуациях создают, чтобы обуздать чувства, ставить преграды им. Иначе внучка выносит приговор деду: нелюбимый бабушкин муж, ревнивец, бабушка несчастна, жизнь Михаила " раздавлена " . Это справедливо по отношению к нему? Он сделал предложение, бабушка сделала свой выбор. Кто кого сделала несчастным? Почему тогда Вам бы не воспевать чувства и терпение Якова? Или у него сердце с волшебной кнопкой оn/off любовь или ревность? И за Вами тоже выбор: либо признавать, что чувства можно и должно воспитывать, либо считать отсутствие " кнопки " оправданием всех злодеяний: нелюбовь, ненависть, жажда мести и пр. подобное тоже из неуправляемого сердца.

http://pravoslavie.ru/137761.html

Анафематство 11 . Если кто не исповедует плоть Господа животворящею и собственно принадлежащею самому Слову Бога Отца, по принадлежащею как бы другому кому, отличному от Него, и соединенному с Ним по достоинству, то есть, приобретшему только божественное (в себе) обитание, а не исповедует, как мы сказали, плоть его животворящею, так как она стала собственною Слову, могущему все животворить: да будет анафема. Возражение восточных Хорошо исповедывать, что господственная плоть Слова чрез соединение соделалась Его собственною, но разумея однакож, что она заимствована от нас. Присовокупление же: «а не другому кому, отличному от Него», излишне, если только не отвергает, что она заимствована от нас. Ибо постоянно называть ее собственною, свойственно (только) отвергающему, что Господня плоть нашей природы. И где же прославление наше, по которому, говорит Павел, совоскресил и спосадил нас ( Ефес. 2, 6 )? И плоть каждого (из нас) какому другому человеку принадлежит? Не всякий ли из нас имеет общую с каждым плоть в смысле единосущества, собственную же (в том смысле), что плоть каждого не есть (плоть) другого, а одного того, которого есть плоть? Итак что хочет он сказать словом собственная, как будто говорит что-то другое? Если он разумеет, что владычная плоть взята из нашей, разумеет же, что она, как и плоть каждого, принадлежит ему, а не другому, то не странно ли, когда говорит, что она собственная? Или, вероятно, прикровенно отвергает, что она взята от нашего естества, как яснее учит в первом своем томе: «и младенец, говорит, был не как мы, т. е. не в чистом и совершенном подобии нам, но – в человечестве чрез плоть, и божественный, так как выше нас и с неба»; и еще во втором томе так говорит: «тело было не другого кого либо подобного нам, но напротив собственное Слова Бога Отца, от нее рожденное». Кто же когда говорил, что плоть Господня была другого кого-либо из бывших от века людей, например Авелева, Ноева, или Илиина, или кого-нибудь другого из бывших от века людей? Но не только о владычной плоти утверждаем, что не была другого кого-нибудь из бывших от века людей, а собственная одного только самого Господа, неслиянно и нераздельно соединенная с Богом Словом; но что плоть каждого из нас, как сказали, никогда не есть плоть другого кого-либо, кроме того, которого есть плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Дела Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как служащий Христу (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. Не позволяй другому исполнять дел, на тебе лежащих, чтобы и награда не была отнята у тебя и отдана другому и чтобы другой не прославился твоим богатством, к твоему унижению (свт. Василий Великий , 9, 50). Источник. ...Ничего не делать по рвению и тщеславию, но ради Бога и в угодность Ему... (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник. ...Кто в деле своем нарушает точность заповеди, тот, очевидно, слабо памятует о Боге (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Христианин, всякое действие маловажное и важное соображая с волею Божиею, и действие свое благоукрашает тщательностью... (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...При всяком будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему (свт. Василий Великий , 9, 149). ...Не надобно перебегать от одного дела к другому, потому что природа наша не способна вдруг успевать во многих занятиях; трудолюбиво заняться одною работою полезнее, чем слегка касаться многих дел (свт. Василий Великий , 9, 155). Источник. Ничего не должно делать напоказ людям, но во всем надобно поступать от чистого сердца; потому что Бог знает сокровенное и тайное... (прп. Ефрем Сирин , 30, 593). Источник. Что ты ни делал бы, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в возражение сопротивнику, укажи на какое-либо подобное ремесло. И что ты ни производил бы делом, или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин , 31, 304–305). Делающий по ревности и зависти бывает таков: когда видит, что другой благоденствует, а сам он находится в тесных обстоятельствах и в скорбях, тогда под видом благочестия начинает клеветать на благоденствующего, будто бы он худо пользуется своим обеспеченным положением. ...Но кто трудится по Богу, тот, трудясь о своем спасении, не будет другому полагать претыкания или соблазна, но все мысли и действия устремит к тому, чтобы угодить Господу... (прп. Ефрем Сирин , 32, 52–53).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

б) Равенство со Отцом и Сыном. Это видно из заповеди о крещении: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), где Дух Святой поставляется совершенно наравне со Отцом и Сыном. в) Единосущие со Отцом и Сыном. «Самым важнейшим доказательством что Дух соединен со Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем. Ибо сказано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор. 2:11 ). И сего довольно» (« Василий Великий о Св. Духе», гл. XVI, в «Твор. св. отц.» VII, стр. 294, снес. стр. 138). 3) Божеские свойства, например: а) Всеведение: «егда... приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину... и грядущая возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). б) Вездеприсутствие. Мысль об этом свойстве Св. Духа ясно выражается там, где говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по лицу земли: «Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть егов» ( Рим. 8:9, 11, 14, 16, 26, 27 ), «о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф. 2:22 ; снес. 1Кор. 3:16, 6:19, 12:11, 13 ). в) Всемогущество. Оно открывается преимущественно из самостоятельного, полновластного раздаяния Духом Святым чудесных или чрезвычайных дарований верующим: «Комуждо... дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера, тем же Духом: иному же дарования исцелений, о том же Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Всяже сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор. 12:7–11 ). 4) Божеские действия, как то: а) Творение и преимущественно в царстве благодати, или возрождение душ: «аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия... аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин. 3:3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Саломия была матерью Иоанна и, по предположению некоторых, сестра Матери Господа; Мария Клеопова – Мать Иакова и Иосин – была или тоже сестрой, или во всяком случае родственницей Ее; Мария Магдалина постоянно упоминается с ними и по беззаветно восторженной любви к Господу стала близким и родным им лицом и, конечно, не оставляла их; тут же жил, может быть, и Иаков, родной брат Иоанна. Это была как бы отдельная колония ближайших ко Господу жен под главенством двух тоже ближайших к Нему апостолов. Жены другой группы жили, по-видимому, в ином месте и под главенством апостола Петра; на это мы можем найти в Евангелии некоторые указания. Когда Мария Магдалина с отчаянием в сердце бежит сказать Петру и Иоанну, что во Гробе тела Господа нет, то сообщающий это евангелист Иоанн выражается так: «Бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус» (προς Σμωνα Πτρον και προς τον λλον μαθητν δν φλει Ιησος) ( Ин.20:2 ). Мы видим здесь повторение предлога к – πρς; не сказано: к Петру и другому ученику, как проще и естественнее всего сказать, если бы они жили вместе, а: к Петру и к другому ученику. Эта постановка предлога пред каждым именем отдельно, так сказать, пространственно обособляет друг от друга обоих апостолов. Евангелист Иоанн как бы говорит: «Мария Магдалина бежит к Симону Петру и затем к другому ученику и говорит им». Можно предположительно наметить и самый дом, где пребывали апостол Петр и галилейские жены. От евангелиста Луки мы узнаём, что лет четырнадцать спустя тоже во время Пасхи апостол Петр, чудесно освобожденный из темницы, идет прямо в дом Марии, матери евангелиста Марка; там всю ночь молилась о спасении Петра немногочисленная Церковь Христова; Петра там узнают, как своего близкого, по одному голосу, когда он стучится в дверь; сообщив о своем освобождении, Петр скрывается в другое место (см.: Деян.12:12–17 ), указывая этим, что дом Марии, как известное место его пребывания, был не безопасен от преследователей. Есть основание думать, что Тайная вечеря Господа происходила в том же доме евангелиста Марка, так как тогда проще всего объясняется присутствие последнего при взятии Господа воинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010