Митрополит Вениамин (Федченков) (1880 – 1961) рассказывал, как он однажды экзаменовал двух евреев, пожелавших принять крещение. Первый еврей его удивил своей сознательной верой, знанием и правильным пониманием христианского вероучения. Поэтому Владыка с радостью ему дал разрешение на крещение. А второму еврею он отказал, так как тот не знал даже Евангелия, а христианство представлял себе по учению Толстого, да и креститься хотел по политическим мотивам. Владыка Вениамин также вспоминает русскую девушку из советской нерелигиозной семьи, пришедшую к вере, уже изучавшую христианское вероучение и периодически посещавшую храм. Та пришла к нему за разрешением принять крещение. Владыка, побеседовав с ней, поручил ее подготовку к таинству монахине. И только подготовив девушку, ее затем окрестили. Она стала усердной и верной христианкой. Все эти строгости перед принятием таинства крещения просто необходимы для того, чтобы не появлялись скрытые иуды, чтобы не было такого явления, которое выражается известными словами: «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин., 2, 19). Крещение должен принимать только тот человек, который желает через покаяние в прежде содеянных грехах изменить свою дальнейшую жизнь по правде Божией. Смысл и значение таинства крещения Господь выразил в таких словах: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5). Поэтому крещение – это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Духовно рождаясь через принятие таинства крещения, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Задача человека – развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа. «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», - поет Церковь. Этим песнопением она указывает нам на то самое главное и важное, что дает человеку великое таинство. Человек крещеный (или по-другому – новопросвещенный) должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, по благодати стать похожим на Самого Христа. Через благодать крещения человек прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Телу Христову, которое есть Его Церковь. В него вливаются соки новой благодатной жизни. Итог земной жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если же человек не будет приуготовлен, то останется чужим для Творца. |
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961) рассказывал, как однажды он экзаменовал двух евреев, пожелавших принять крещение. Первый еврей его удивил своей сознательной верой, знанием и правильным пониманием христианского вероучения. Поэтому владыка с радостью ему дал разрешение на крещение. А второму еврею он отказал, так как тот не знал даже Евангелия, а христианство представлял себе по учению Толстого, да и креститься хотел по политическим мотивам. Владыка Вениамин также вспоминает русскую девушку из советской нерелигиозной семьи, пришедшую к вере, уже изучавшую христианское вероучение и периодически посещавшую храм. Та пришла к нему за разрешением принять крещение. Владыка, побеседовав с ней, поручил ее подготовку к Таинству монахине. И только подготовив девушку, ее затем окрестили. Она стала усердной и верной христианкой. Все эти строгости перед принятием Таинства крещения просто необходимы для того, чтобы не появлялись скрытые иуды, чтобы не было такого явления, которое выражается известными словами: «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин 2: 19). Крещение должен принимать только тот человек, который желает через покаяние в прежде содеянных грехах изменить свою дальнейшую жизнь по правде Божией. Смысл и значение Таинства крещения Господь выразил в таких словах: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (Ин 3: 5). Поэтому крещение – это духовное рождение, рождение в новую благодатную жизнь. Духовно рождаясь через принятие этого Таинства, человек усыновляется Богу, становится чадом Церкви Христовой. Через трехкратное погружение в воду человек смывает всю свою греховную скверну, получает прощение грехов. Затем через помазание Святым Миром он получает благодать Святого Духа для полноценного участия в жизни Церкви и ее Таинствах. Это тот самый залог благодати Божией, семя новой жизни. Задача человека – развить и усовершенствовать этот дар, чтобы семя стало большим деревом, исполненным различных даров Святого Духа. «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись», – поет Церковь. Этим песнопением она указывает нам на то самое главное и важное, что дает человеку великое Таинство. Человек крещеный (или по-другому – новопросвещенный) должен, насколько это возможно, уподобиться нравственно, по благодати, Самому Христу. Через благодать крещения человек прививается, как дикая ветвь культурному дереву, Телу Христову, которое есть Его Церковь. В него вливаются соки новой благодатной жизни. Итог земной жизни человека должен быть таким, чтобы эта новая жизнь заполнила всего человека, сделала его родным Богу. Чтобы перейдя из этой жизни в вечность, человек был уже подготовлен к жизни у Бога. Если же человек не будет приуготовлен, то останется чужим для Творца. |
Бесы радуются нашему пьянству и, радуясь, приносят дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Дьявол, радуясь, говорит: “Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах находятся все дела моего хотения...” И посылает дьявол бесов, говоря: “Идите, научайте христиан пьянству и всем делам моего хотения”. Ангелы же святые, пришедши, поведали святым отцам с великою печалию, чтобы они писанием отучили христиан от пьянства, но не от пития, ибо иное – пьянство злое, а иное – питье в меру, и в закон, и в приличное время, и во славу Божцю...” В заключение всего проповедник убеждает: “Слыша это, братие, подвигнемся работать Господу и творить заповеди Его и поживем в законе Его все дни живота нашего о Христе Иисусе, Ему же слава со Отцом и Святым Духом и ныне и присно”. Другое поучение Феодосия, обращенное к народу, имеет заглавие “Слово, писано святым Феодосием мнихом” и сохранилось не вполне, как можно видеть из начала его и конца 1316 . Название Феодосия святым, древность слога и самое содержание поучения, соответственное потребностям новопросвещенных христиан, удостоверяют, что это “Слово” принадлежит не другому Феодосию, как Печерскому. Здесь преподобный преподает своим слушателям самые простые наставления, говоря: “Знайте, братие, что за трапезою уставлено произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце обеда. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов, потому что никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Господней. Еще уставлено благословлять кутью за упокой усопших, но обед или ужин за упокой благословлять не установлено; приставлять к кутье воду или класть на кутью яйца не поведено. В алтарь не должно вносить никакой пищи и пития, кроме просфоры, ладана и свечи, – что относится к службе. Во время пира тропарей за чашами не петь, разве только три: один во славу Христа Бога в начале обеда, другой во славу Пресвятой Девы Марии в конце обеда, третий за здравие государя, а более не позволяем”. После этого Феодосии снова вооружается против господствовавшего тогда пьянства и обычая петь тропари за чашами, приводит правила святых отец, запрещающие пьянство, указывает на то унизительное положение, до какого доходит пьяница, отдавая себя на посмеяние всем людям и отгоняя от себя ангела-хранителя и, между прочим, замечает: “Бесный страдает невольно и удостоится жизни вечной, а пьяный страдает по своей воле и подвергается вечной муке. К бесному придет иерей, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы сошлися иереи всей земли и сотворили над ним молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства” 1317 . Из поучений преподобного Феодосия киево-печерским инокам четыре сохранились только в отрывках и приводятся преподобным Нестором: одно – в его летописи и три – в составленном им житии преподобного Феодосия. |
Бесы радуются нашему пьянству и, радуясь, приносят дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Дьявол, радуясь, говорит: «Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах находятся все дела моего хотения...» И посылает дьявол бесов, говоря: «Идите, научайте христиан пьянству и всем делам моего хотения». Ангелы же святые, пришедши, поведали святым отцам с великою печалию, чтобы они писанием отучили христиан от пьянства, но не от пития, ибо иное — пьянство злое, а иное — питье в меру, и в закон, и в приличное время, и во славу Божию...» В заключение всего проповедник убеждает: «Слыша это, братие, подвигнемся работать Господу и творить заповеди Его и поживем в законе Его все дни живота нашего о Христе Иисусе, Ему же слава со Отцом и Святым Духом и ныне и присно». Другое поучение Феодосия, обращенное к народу, имеет заглавие «Слово, писано святым Феодосием мнихом» и сохранилось не вполне, как можно видеть из начала его и конца . Название Феодосия святым, древность слога и самое содержание поучения, соответственное потребностям новопросвещенных христиан, удостоверяют, что это «Слово» принадлежит не другому Феодосию, как Печерскому. Здесь преподобный преподает своим слушателям самые простые наставления, говоря: «Знайте, братие, что за трапезою уставлено произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце обеда. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов, потому что никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Господней. Еще уставлено благословлять кутью за упокой усопших, но обед или ужин за упокой благословлять не установлено; приставлять к кутье воду или класть на кутью яйца не повелено. В алтарь не должно вносить никакой пищи и пития, кроме просфоры, ладана и свечи,— что относится к службе. Во время пира тропарей за чашами не петь, разве только три: один во славу Христа Бога в начале обеда, другой во славу Пресвятой Девы Марии в конце обеда, третий за здравие государя, а более не позволяем». После этого Феодосий снова вооружается против господствовавшего тогда пьянства и обычая петь тропари за чашами, приводит правила святых отец, запрещающие пьянство, указывает на то унизительное положение, до какого доходит пьяница, отдавая себя на посмеяние всем людям и отгоняя от себя ангела-хранителя и, между прочим, замечает: «Бесный страдает невольно и удостоится жизни вечной, а пьяный страдает по своей воле и подвергается вечной муке. К бесному придет иерей, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному, хотя бы сошлися иереи всей земли и сотворили над ним молитву, то не прогнали бы от него беса самовольного пьянства» . Из поучений преподобного Феодосия киево-печерским инокам четыре сохранились только в отрывках и приводятся преподобным Нестором: одно — в его летописи и три — в составленном им житии преподобного Феодосия. |
В таком виде мы действительно и видим крещальный чин еще с древнейшего времени. С действиями, предшествующими решительному моменту крещального чина, мы уже познакомились; теперь перейдем к историческому обозрению действий, заключающих чин крещения; сделаем только предварительно не большое замечание о способе этого обозрения. Естественно, что заключительную часть крещального акта можно рассматривать в ее целом виде, постепенно переходя от одного века к другому. Но такой способ исследования имеет место в данном случае только с VIII века, когда мы имеем возможность руководиться цельными чинопоследованиями. Что касается до истории ее ранее этого времени, то более удобным будет каждый акт ее обозреть историческим путем в его отдельности. Такое отступление в данном случае объясняется тем, что заключительные акты крещения или, точнее говоря, заключительные обряды не находились до VII в. между собой в тесной связи, а каждый из них стоял более или менее особняком и притом не всегда в одном и том же месте в целом крещальном чине. В настоящее время, по совершении таинства крещения, церковь приветствует крестившегося пением 31 псалма, облачает его в белые одежды, возлагает на него св. крест, дает ему в руки зажженную свечу, совершает шествие с ним вокруг купели и наконец постригает власы новопросвещенного. В практике древней церкви в данном случае мы находим почти все только что перечисленные действия, и кроме того, некоторые другие, теперь уже оставлевные. Прежде всего остановимся на употреблении 31 псалма. Не известно положительно, с какого именно времени стало практиковаться его употребление, при совершении крещения. Однако, нельзя сомневаться, что этот факт нужно отнести ко времени весьма древнему. Первые свидетельства об употреблении этого псалма при крещении относятся к IV в. Так св. Кирилл Иерусалимский указывает на его пение, когда говорит оглашенным: «измыйтеся и чисти будете»..., дабы воззвал к вам ангельский лик: «блажен и их же оставишася беззакония» 1357 . На этот же псалом, вероятно, намекает и св. |
—504— иноку от одного старца к другому. „На ново-оглашенных (κατ τν νεοατηχητν) не должно налагать такого правила, чтобы они не переходили от одного старшего к другому (μ μετελϑεν ατος π μειζοτρου πς τρον), даже когда разлучение их признаётся справедливым; ибо много козней диавола“ 2089 . В каких же случаях разлучение ученика со старцем следует признать справедливым? Лествичник считает дозволенным переход от старца к другому, когда первый по неопытности сам отказывается от своего руководительства. „Когда врач (духовный) отказывается, сознаваясь в бессилии, тогда необходимо идти к другому, потому что редкие исцеляются без врача“ 2090 . Следовательно смена старца совершенно законна, раз происходит она по его желанию, даже по его инициативе. Оставление старца по инициативе ученика и переход к другому должны вытекать из свободного согласия старца. Подобный пример рассказан у Иоанна Лествичника . Некто в Азийской обители жил у одного монаха, кроткого, скромного и безмолвного. И видя, что старец обходится с ним почтительно и как бы не брежёт о нём (т. е., почитая ученика, не применяет строгих мер старческого пастырства), – прекрасно рассуждает, что это для многих опасно: и умоляет старца отпустить его от себя. Старец же имел у себя другого ученика и для него это было не очень прискорбно. Итак, отходит он и по письму своего наставника (δι’ πιστολς, το πισττου) помещается в одном общежительном монастыре в Понте“ 2091 . Здесь полное изображение порядка смены старца по инициативе ученика. Его сожитие со старцем не приносило пользы душе и это вызвало желание оставить наставника, – что одобряется писателем подвижником. Но без воли старца ученик не считал возможным осуществить своё намерение и потому умоляет его дать согласие на переход к другому наставнику. Старцу было это прискорбно, хотя и не очень; он даёт своё согласие и его оставление признано состоявшимся. Согласие —505— выражается даже формальным образом: снабжением ученика рекомендательным письмом, что вероятно было выработано практикой в виду злоупотреблений самозванных монахов, бродяг в монашеском платье 2092 . |
Разделы портала «Азбука веры» Епископ Клинский Стефан " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Епископ Клинский Стефан: В жизни каждого человека встреча с Богом – это, наверное, самое счастливое, что человек может пережить в жизни. И с этой встречи начинается все по-другому: по-другому складывается жизнь; по-другому ты видишь то, что происходит с твоими родными и близкими; по-другому ты осознаешь вообще мироздание как таковое – по-другому, всё по-другому В.: В юности он мечтал стать офицером, а когда получил заветное звание, оказалось, что Господь ему приготовил другое служение. В жизни владыки Стефана встреча с Ним произошла около тридцати пяти, когда крестился . Тогда офицер ракетных войск Сергей Привалов ничего и не знал про православие. Мой приход к Богу совершенно случайный, он для меня даже был случайный, потому что, практически, оказался участником крещения другого человека, то есть младенца, но при этом сам был не крещён. И когда священник стал допытываться, крещён ли я вот после этого состоялась беседа, и он решил, что и мне можно в этот момент креститься. Крестная мама держала на руках младенца, а я с другой стороны, с другими людьми был крещён в Господа Иисуса Христа. Сейчас он понимает: случайность была неслучайной. Друзей, через которых состоялось его крещение , привел Сам Господь. К этому времени Сергей Привалов прошел службу в Вооруженных силах и проходил обучение в Академии ракетных войск имени Петра Великого . «Сергей, ты обязательно должен быть крёстным родителем у моего новорождённого младенца!» я про это вообще ничего не знал, в нашей семье о церкви, о таинствах никто не заговаривал: советское время, папа был руководителем, был депутатом, поэтому для него всё, что касалось церкви, наверное, было в то время неприемлемо. Мама, будучи крещённой, но, во всяком случае, и папа тоже крещеный, но тоже в семье не принято было как-то свою веру демонстрировать. И вот это воцерковление такое уже, наверное, было забыто. И в тот момент я согласился, причем не понимая до конца, что должно быть. |
Все видимое и слышимое, осязаемое, обоняемое, вкусовое суть языки, говорящие, вещающие нашему духу, душе и телу. И все творения говорят не только нам и друг другу, но и ангелам Божиим, и Богу – славят Бога Творца. Ибо всякая вещь вещает: так сотворил Бог. Есть и ангельские языки, это особые дары Святого Духа, которые наипаче подаются для проповеди среди иноязычных. Как говорит апостол Павел: «овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков» (1 коринф. 12, 8–10). Какой язык есть истинный язык Бога? Христос есть Слово Бога. А все творения, произошедшие, чрез нетварное Слово, сиречь чрез Христа, от Бога Отца, суть слов а, тварные логосы Божии. Ибо в начале было Слово, и без Него ни что не начало быть (Ин. 1:1). На каком языке человеческом сказал Бог: «да будет свет»? Ни на каком. Тогда не было человеков на земле – не было языков человеческих. И в космосе не было и нет атмосферы для распространения звуков. И не требовалось Богу, Который есть Дух, вечный прежде всех веков, и безконечный прежде сотворения мipa, произносить слова так, как мы их произносим, выдыхая воздух из гортани. Итак, творческие слова Божии не изреченны, и язык Его не постижим, даже если и имеем многие дары благодати. Ибо, даже имеющие великую благодать от Бога, не все постигают всё, но отчасти, поэтому и разделяются дары Божии, – одному дается пророчество, другому чудотворение, или исцеление, или откровение тайн, или дар проповедания, или дар уразумения Слова. Или, еще, всем и каждому дается от всякого дара понемногу, елико может вместить человек и его ангел хранитель. И все мы вкупе, по дару Христа, являемся Церковию Завета, телом Божиим, Христовым. «Когда же приписываем Богу глас, речь и повеление, тогда под Божиим словом не разумеем звука, издаваемого словесными органами, и воздуха, приводимого в сотрясение посредством языка, но, для большей ясности учащимся, хотим в виде повеления изобразить самое мановение в воле» (святитель Василий великий, беседы на шестоднев, Беседа 2). |
Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днём; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моём, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 31–32). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа». Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно также как Им были установлены таинства крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит: Каждому даётся проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа даётся слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки . Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по–прежнему занимает в церкви униженное и оскорблённое положение. В большинстве приходов она является чем–то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для неё не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики. Однако в древности всё было совершенно по–другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходлейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» (peri < w=n kathch> qhv) (Лк 1: 3–4). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса. |
Предел человеческой любви положен самой природой человека. Даже очень любящие люди не могут соединиться полностью, ибо таковое было бы против законов естества. Правда, бывают случаи беззаветной любви, когда один отдает жизнь за другого: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15. 13). В этом случае происходит как бы полная отдача себя другому, но при этом один погибает, прекращается его физическое существование. Другими словами, в условиях земной реальности даже такая всевластная сила, как любовь, способна соединять, пусть даже до смерти, но не в состоянии соделать двух единым целым. Однако невозможное для человека достижимо в бытии Божественном. Об этом замечательно написал Николай Васильевич Гоголь: “Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий — это Бог Отец, любимый — Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой”. Новозаветное Откровение об устроении внутренней жизни Бога является основой всей христианской морали. Ибо мы узнаем, что сущностью Божества является любовь, и она же есть закон, по которому живет Бог внутри Себя. Но ведь человек создан по образу и по подобию Божию. И, следовательно, для того, чтобы уподобиться своему Творцу, также должен жить по закону любви, распространив его на все области общественных и межличностных отношений. Это имеет в виду Иоанн Богослов, говоря: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Ин. 4. 8). Мы не только не сможем уподобиться Богу и приблизиться к Нему, но даже понять Бога не сможем, если не будем любить друг друга. Но если станем жить по законам любви, то опытом своего существования прикоснемся к жизни Божественной и так узнаем, что есть Бог. Когда мы говорим о любви, то должны ясно понимать, о чем идет речь. Любовь истинная — это не стремление овладеть другим ради наслаждения и не благодарность другому за доброе к себе отношение. Как первое, так и второе есть любовь не к другому, а к самому себе. Ибо когда мы любим другого человека, чтобы им наслаждаться, то мы через него себя самих любим, а не его. Когда мы любим другого только потому, что он любит нас и добр к нам, мы опять-таки любим себя. Но любовь истинная есть полная отдача себя другому. Отдавая, посвящая себя другому человеку, мы исполняем Божественный закон любви. |
| |