К сему прибавил Апостол: таинство веры, мною проповедуемой, есть премудрость Божия, в тайне Божества сокровенная. Ее никто не может верно знать, кроме Духа, испытующего самые глубины Божий. Сего Духа мы прияли, и Он открыл нам все домостроительство спасения. Мы от Него верно знаем все, дарованное нам от Бога, и вам возвещаем то не мудрствуя, а в простоте. Ведайте также, что и вы сами уразуметь истину спасения не иначе можете, как по просвещению от того же Духа, Который нам открыл и открывает тайны его. Кто не имеет Духа, тот душевен есть; душевный же человек не приемлет (не понимает) яже Духа Божия, юродство во ему есть, и не может разумети. Итак, поревнуйте стяжать и хранить благодать Святого Духа (1Кор. 2, 6—16). Одним из верующих коринфян учинено было блужение, такое, которое и среди язычников даже не именуется. Обличив и отлучив от Церкви сего грешника, Апостол перечисляет и другие многие грехи, заключающие вход в Царствие Божие, прибавляя к сему: таковыми и вы некогда были, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 9, 11). Не именем только Господа нашего Иисуса Христа, но и Духом Бога нашего, и сей Дух, совершив дело освящения вашего, не отошел, но в вас пребывает; так что вы посему храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Взирая с сей точки зрения на блужение вообще, Апостол говорит: Или не весте, яко телеса ваша — храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога. Аще же кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 6, 19; 3, 17). Церковь Коринфская богата была дарованиями духовными, что отчасти повело и к проявившемуся среди их разделению. Возводя их к единению, Апостол берет побуждения к тому из того же самого раздаяния даров — разных единым и тем же Духом Святым, говоря: Разделения дарований суть, а тойжде Дух… Комуждо дается явление Духа на пользу. Овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет… Единем Духом мы ecu во едино тело (чтоб составлять единое тело) крестихомся… и ecu единем Духом напоихомся (1 Кор. 12, 4—13). Таким образом, если кто верует, Духом верует; если кто уразумевает тайны премудрости Божией, Духом уразумевает; если кто пророчествует, Духом пророчествует; если кто молится, Духом молится. И ни одно вообще действие не бывает истинно богоугодно, коль скоро оно не совершается в нас и чрез нас Духом Святым. Действия без Духа и не от Духа не суть настоящие христианские дела, кои все должны быть духовны. Посему всякий должен исповедать, что если есть в делах его что доброе, то оно таково от благодати Святого Духа, — исповедать со Апостолом: Благодатию Божиею есмь, еже семь (1 Кор. 15, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

– Это когда духовно опытный старец брал себе духовных чад числом не более двенадцати. И это было такое духовничество, когда старец буквально со своих рук кормил своих детей, а в случае смерти передавал их другому. Вот это действительно духовничество! А у нас на приходах такого быть не может. Здесь должна быть полная свобода! Причины перехода от одного священника к другому могут быть самые разные. Даже то, что у одного священника времени меньше, а у другого больше – это также может быть причиной перехода к другому священнику: зачем же я буду отнимать время у страшно загруженного батюшки, лучше пойду к тому, кто более свободен. И можно, совершенно не смущаясь, идти к менее загруженному священнику. Или, к примеру, священника переводят. Зачем всем его прихожанам ехать за ним на другой приход? Они должны оставаться на месте и идти к тому священнику, кто будет служить у них – в той церкви, которая находится рядом с домом и является приходом этих людей. Я так и говорил всегда своим прихожанам в тех случаях, когда меня переводили: “Оставайтесь на месте, никуда не рвитесь, у вас теперь другой батюшка. Это меня переводят, а не вас!”. А то ведь как получается: на исповеди что-то говоришь, а тебе в ответ: “А вот мой духовник мне благословил то-то делать”. Какой духовник? Где он, этот духовник? Оказывается, где-нибудь далеко-далеко есть батюшка – чей-то духовник. Ну зачем это? Зачем какие-то непонятные сложности? Ну и говоришь в таких случаях: “Делай, что хочешь!” А бывает и так: приходят к батюшке люди и говорят: “Батюшка, мы к тебе последний раз пришли, мы от тебя уходим”. – “Ну и с Богом, идите!”, – отвечает он им. Вот это правильно, так и должно быть!» «Разделение на приходы существовало всегда, как, я помню, это было в Орле, где я бывал в детстве, – продолжал говорить отец Иоанн. – Но это разделение прежде всего было территориальным. Весь Орел был поделен на определенные районы, которые прикреплялись каждый к своему храму. Одни улицы относились к одному храму, другие – к другому.

http://pravoslavie.ru/44519.html

Это было действием благодати Святого Духа, как говорит евангелист: «сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин.7:39). Дух истины есть свет и живот и жи­вый источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный (мысленный), обладаяй, очищаяй прегрешения, Бог и боготворяй, огнь от огня происходяй, глаголяй, деяй, разделяяй дарования (из стихиры в день Пятидесятницы), как го­ворит Апостол: «Разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и раз­деления действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о томже Дусе: другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (1Кор.12:4—11). Опять ты говоришь, что сказано: «се Аз послю обетование Отца Моего на вы» (Лук.24:49); если же Сын посылает, то значит, что Он исходит от Сына, как и от Отца». Следовательно, Господь, по твоим словам, оставил нас погибать в полном неведении? Ведь Он не сказал: от Меня Дух Святый исходит, а напро­тив, очень ясно здесь указал на обетование Отца. По­слушай Григория Богослова, который говорит: «Когда Сын пришел к нам, прилично было, чтобы и Дух явился телесно, а когда Иисус Христос отошел от нас, надлежало Тому к нам сойти; приходит Он, как Господь, посылается же как не противный Богу». Такие изречения больше показывают единомыслие, чем разделяют естество, ибо разделяются Они нераздельно и соединяются, так сказать, неслитно: одно в трех Божество и три составляют одно по Божеству. Господь же, показывая равенство Свое с Отцем, говорит: «Аз послю обетование Отца Моего на вы» (Лук.24:49). В другом месте Господь говорит, что Отец посылает Духа Святаго, а здесь говорит о Себе, что Он посылает Его, но от Отца, думаю, посылается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3615...

IX. Бл. Иероним: а) «Каким образом Спаситель, по Иоанну, вдунул Святого Духа в святых апостолов, а по Луке, – обещал, что пошлет Его по вознесениии ( Ин.20:22 ; см. Лук.24:49 )? Решение этого вопроса весьма легко, как скоро нам известно из учения ап. Павла, что есть различные дарования Духа Святого. В первом послании к Коринфянам он писал: разделения дарованы суть, а тойжде Дух; и разделения служений суть, а тойжде Господь; и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Коемуждо же дается явление Духа на пользу, Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе, другому же вера, тем же Духом, иному же дарования исцелений, о том же Дусе; другому же действия сил иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет ( 1Кор.12:4–11 ). Господь, по евангелию Луки, говорил по воскресении Своем: се Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы-же сидите во граде, дондеже облечетеся силою свыше ( Лук.24:29 ), и по словам Луки же, в Деяниях Апостольских, повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отца, еже слышасте, говорил Он, от Мене: яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститься Духом Святым, не по мнозех сих днех ( Деян.1:4–6 ); а в конце Евангелия от Иоанна повествуется, что в самый день воскресения Своего, т. е. в день недельный, Он вошел к апостолам, дверем затворенным, и сказал им два раза: мир вам, прибавив: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И си рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся ( Ин.20:21–23 ). Это значит, что в первый день воскресения апостолы получили благодать Духа Святого, которою оставляли грехи, крестили, делали сынами Божиими и раздавали верующим права усыновления, как говорит Сам Спаситель: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся. В день же пятидесятницы им обещано было более, именно: что примут они крещение от Духа Святого; облекутся силою свыше, которою будут проповедывать Евангелие Христово всем народам, соответственно тому, что читаем в шестьдесят седьмом псалме: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс.67:12 ); будут иметь действия сил и дарования исцелений, и когда пойдут на проповедь ко многим народам, получат роди языков, так что в то время уже будет известно, кто из апостолов должен благовестить каким народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Но как сообщаемая благодать происходит от Отца через Сына, так самое сообщение нам дара бывает не иначе, как в Духе Святом; и делаясь причастниками сего, мы имеем любовь Отца, благодать Сына и общение Самого Святого Духа. Итак, и из этого явствует, что действенность Троицы одна, так как Апостол показывает не то, что дары у каждого отдельны и различны, но то, что дары сообщаются в Троице, и все происходят от одного Бога. Евангелист Лука в Деяниях говорит: «явишася им разделени языцы, яко огненны, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята» ( Деян.2:3,4 ). Здесь он говорит о сошествии Святого Духа. И опять: «видев же Симон, яко возложением рук Апостольских дается Дух Святой ( Деян.8:18 ). И далее: »аще же глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святой на вся слышащие слово» ( Деян.10:44 ). И божественнейший Павел говорит: «комуждо дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе, другому же вера, темже Духом, иному дарования исцелений, о томже Дусе другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждение духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор.12:7–11 ). И верховный Петр в Деяниях говорит: «десницею Божиею вознесеся, и обетование Святого Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите» ( Деян.2:33 ). И опять: «еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святой прияша, якоже и мы» ( Деян.10:47 ). И Сам Господь, упоминая о том и другом исхождении Духа, в Евангелии Иоанна говорит: «егда приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне ( Иоан.15:26 ). Сказав: »еда приидет», Он показал владычество Духа и дал намек о времени; а сказав: «Егоже Аз послю вам от Отца», Он выразил то, что Дух Святой не противоположен Богу, и что сие исхождение будет для нас, так как Он и послан для нас. Но присовокупив: «иже от Отца исходити», Он достойным Бога образом высказал вечное и беспричинное исхождение Божественного Духа оттуда, откуда Он есть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Ибо и самые приверженные к Небесному Учителю, не могли быть без греха, по свидетельству св. Евангелиста Ионна, изрекшего: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаема, и истины несть в нас ( 1Ин. 1:8 ). Итак, Дух Святой в огне сошел на людей, а в виде голубя явился над Господом, для того чтобы мы в ревности к правде тщательно наблюдали за грехами своими, по снисхождению и милости терпимыми, и всегда попаляли оные пламенем покаяния. Дух Святой явился над Искупителем в виде голубя, а над людьми в огне для того, чтобы, во сколько раз строгость нашего Судьи сделалась для нас умереннее, во столько наша слабость сделалась против самой себя пламеннее. О Боге Духе Святом написано: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера, тем же Духом: иному же дарования исцелений, о том же Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:8–11 ). Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). Апостолы не решились бы противостоять властям мира сего, если бы их не укрепило могущество Святого Духа. Мы знаем, каковы были эти учители Святой Церкви прежде Сошествия Святого Духа, и видим, как сильны стали они по Сошествии Его. Действительно, сколь немощен был апостол Петр и сколь робок до Сошествия Духа, об этом скажет, если спросим, служанка привратница. Пораженный одним голосом женщины устрашившись смерти, он отрекся от Жизни ( Мф. 26:69–72 ); и вот что замечательно: Петр отвергся Спасителя на земле тогда, когда разбойник исповедал Господа на кресте ( Лк. 23:41–42 ). Но посмотрим, каким явился этот столь робкий муж после Сошествия Святого Духа. Сходится собрание правителей и старейшин. Апостолам, уже наказанным, объявляется, чтобы они не дерзали говорить о имени Иисуса, но Петр с великим дерзновением ответствует: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком ( Деян. 5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

У ап. Павла находится исчисление и самых этих дарований. Разделения дарований суть (διαιρσις χαρσμτων εσ), говорит он в послании коринфянам, и разделения служений суть (διαιρσεις διακονιν εσ),… и разделения действ суть (διαιρσεις νεργημτων εσν)… Коемуждо (κστ) дается явление Духа на пользу. Овому бο Духом дается слово премудрости, иному же слово разума,... другому же вера,... иному же дарования исцелений,... другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:4–11 ). Исчисляемые дарования (χαρσματα) апостол называет и служениями, так как эти дарования назначались на служение церкви, к назиданию верующих ( 1Кор. 12:7; 14:3. 4. 19 и 27), и действами, так как те же дарования видимо обнаруживались, были заметны для всех (представляли собою φανρωσις το Πνεματος – видимое явление Духа) 590 ). Каждое из этих дарований было особенным дарованием, отличным от другого, как это открывается из самых их названий и указаний Писания на их проявления. Особенности каждого из них состоят в следующем 591 ). Слово премудрости (λδγος σοφας). Под премудростию разумеется у апостола совокупность христианских истин, в особенности же тайна искупления ( 1Кор. 2:6–8 ; сн. 1:21–31), а слово об ней есть проповедь об этой премудрости, предлагаемая хотя устами человека, даже простых, не книжных рыбарей, однако действующая с непобедимою и покоряющею силою, воистину как слово Божие ( 1Кор. 2:4 ; 1Сол. 2:13 ; Лук. 21:15; 24:19 ; Деян. 6:10 ). Этот дар по преимуществу принадлежал апостолам и пророкам. Слово разума (λγος γνσεως). Знание – гносис есть всестороннее и глубочайшее проникновение в смысл тайн и требований веры Христовой, умозрение, сколько то доступно уму христианина ( Лук. 11:52 ; Рим. 11:20; 15:14 ; 1Иоан. 2:27 ). Слово разума проявлялось особенно в тех случаях, когда требовалось не одно лишь положительное, безъискусственное изложение веры, но и защищение последней от нападений лжеименного разума, соглашение с ней неоспоримых выводов науки и вообще человеческого знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию поемуждо, якоже хощет» (1Кор. 12, 7—11). Из этого явствует, что не всякому даются все вообще духовные дарования. А что святые русские чудотворцы, по дарованию, данному им свыше, просияли в православной русской земле и соделались богоносными отцами, —это и я исповедую и поклоняюсь им, как истинным Божиим угодникам. Но они не приняли свыше знания языков и сказания их. Поэтому, не должно удивляться, что от них, хотя они и угодны были Богу, утаились те неправильности, которые ныне мною исправлены. Им, за их подобноапостольское смиренномудрие и кротость, и за святость их жизни, дано было дарование исцелений и творения дивных чудес; другому же, хотя он и грешнее всех живущих на земле, дано знание и сказание языков, и этому удивляться не следует. Ведь и скот бессловесный, будучи вразумлен мановением Божиим, возмог уцеломудрить многоразумного старца (говорится об ослице (Чис.22,21–33); тем более человек, созданный рукою Божиею по образу и по подобию Божию, много превосходнее неразумного скота. И дивный оный угодник Божий (Моисей) не был ли вразумлен правильным советом Иофора (Исх.18,14–26), идолопоклонника и иноплеменника, и по его совету хорошо устроил относительно себя и людей Божиих? Также и блаженный Ефрем, который помолился Богу, чтобы послал ему такого человека, от которого он мог бы получить духовную пользу, —не блудницею ли был научен всегда смотреть в землю, от которой взят был и создан, и не со всяким ли смиренномудрием и благодарением Богу принял он поучение? Что же сказать и о чудном Макарие, который помолился, подобно Ефрему, и был вразумлен одним отроком, пасущим волов, как должно употреблять пищу, при чем отрок еще и укорил его, сказав: „Или ты подобен ослу, авва? " Таковы все истинные угодники Божии, которые со всяким смиренномудрием и благодарением Богу ищут и приемлют вразумление от всякого человека, могущего их пользовать, повинуясь в этом заповеди Божией, которая говорит: «вопроси отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твоя, и рекут ти» (Второз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Изливаемое обилие божественных дарований находим у всех верных, крещенных во имя Спасителя Иисуса Христа. Прежде невежественные исполняются Духа Святого, и дух премудрости и разумения почиет на них. Вчера был невежда и один из многих, а сегодня – усердный в знании и один из немногих предопределенных для Царствия Небесного, вчера несведущий, сегодня – исполненный знания и истины, вчера заблуждаемый в хотениях, сегодня – полный изволения и силы. Вчера неведующий Бога, сегодня – исполненный знаний и страха Божия. Апостол Павел, проповедуя о дарованиях Святого Духа, говорит: «Комуждо же дается явление Духа на пользу, обому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе, другому же вера, темже Духом, иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор.12:7–11 ), чтобы, как члены одного и того же тела Христова, каждый предоставлял свое содействие в общем служении тела Церкви. Как таковая вера может ли считаться чем-то иным, чем день солнечный, озаряющий всяческое, чем вера, светлая и освещающая? Апостол Петр побуждает верных, принявших божественное дарование, говоря: «Кийждо якоже прият дарование, между себе тем служит, яко добрии строителие различныя благодати Божия» ( 1Пет.4:10 ). Итак, вот званные к вере Христовой народы, вот данное им извещение, вот светлый луч, просвещающий их разумение, вот огонь, разогревающий их сердце. Церковь вся, все общество верных было богоносным, в ней апостолы, в ней пророки, в ней учители, в ней силы, в ней дарования исцелений, постижения, правления, роды языков. Вот светы веры, делающие веру Христову светлой. 6. Вера во Христа светлая, ибо изобилует плодами Святого Духа О светлости христианской веры свидетельствует изобилие плодов благодати Святого Духа, которыми изобилуют верующие во Христа. Чудесный этот божественный дар есть величайшее свидетельство светлости христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Кратон сказал на это: — Хотя я не знаю, в чем собственно состоит ваша вера, но слышал, что всякий спасается по своей вере; вера одного не может помочь другому и наоборот, чье-либо неверие не может повредить другому. Святой епископ отвечал: — В жизни человеческой есть такое, что не может другим ни помочь ни повредить; и отеческое неверие не может вредить вере сыновней, но в нужде и при исцелении больных вера одного может способствовать другому, например, верой отец в состоянии помочь сыну, сестра брату и господин рабу. В Писании мы читаем, что сотник по вере получил выздоровление своего умирающего раба (Мф.8:5–13); начальник синагоги свою умирающую дочь увидал возвращенной к жизни (Мф.9:23–25), а сестры, плачущие о своем умершем и погребенном брате Лазаре, увидали его на четвертый день воскресшим по слову Господа, и возрадовались (Иоан. 11:1–44). Есть и другие многочисленные примеры в Ветхом и Новом Завете, ясно показывающие, что вера одного может помочь другому. Бывает и так, что неверие одного приносит вред другим, например, неверие одного человека фараона причинило различные казни всему Египту и даже погубило его со всем его воинством. Слушая эти и подобные им речи епископа, учитель Кратон пал к ногам его и сказал: — Верую в Проповедуемого тобой, что Он есть Истинный Бог и нет другого, кроме Того, Кто повелевает болезням и смерти уйти, и они уходят; повелевает жизни — и возвращается. Святой епископ Валент на это сказал ему: — Веру христианскую следует обнаруживать не только словами, но и делом. — Каковы же, — спросил учитель, — те дела, которыми может обнаружиться вера? — Откажись, — поучал епископ, — от идолов, сделанных руками человеческими, и прими святое омовение, чтобы причислиться к сынам Божиим. — Каким же образом, — спросил Кратон, — вода, омывающая только телесную скверну, может очистить от грехов? — Вода, — разрешил его недоумение святой, — когда над ней будет призвано имя Пресвятой Троицы, получает таинственно Духа Святого, Который и очищает все грехи крещающегося в сей воде человека.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010