Саломия была мать Иоанна и, по предположению некоторых, сестра Матери Господа; Мария Клеопова — Мать Иакова и Иосия — была или тоже сестрой, или во всяком случае родственницей Ее; Мария Магдалина постоянно упоминается с ними и, по беззаветно восторженной любви к Господу, стала близким и родным им лицом и, конечно, не оставляла их; тут же жил, может быть, и Иаков, родной брат Иоанна. Это была как бы отдельная колония ближайших ко Господу жен под главенством двух тоже ближайших к Нему Апостолов. Жены другой группы жили, по-видимому, в ином месте и под главенством Апостола Петра; на это мы можем найти в Евангелии некоторые указания. Когда Мария Магдалина с отчаянием в сердце бежит сказать Петру и Иоанну, что во Гробе тела Господа нет, то сообщающий это Ев. Иоанн выражается так: " Бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус " (προς Σμωνα Πτρον και προς τον λλον μαθητν, ον εφλει ο " Ιησους) (Ин.20:2). Мы видим здесь повторение предлога к — πρς; не сказано: к Петру и другому ученику, как проще и естественнее всего сказать, если бы они жили вместе, а: к Петру и к другому ученику. Эта постановка предлога пред каждым именем отдельно, так сказать, пространственно обособляет друг от друга обоих Апостолов. Евангелист Иоанн как бы говорит: Мария Магдалина бежит к Симону Петру и затем к другому ученику и говорит им. Можно предположительно наметить и самый дом, где пребывал Апостол Петр и галилейские жены. От Евангелиста Луки мы узнаем, что лет четырнадцать спустя тоже во время Пасхи ап. Петр, чудесно освобожденный из темницы, идет прямо в дом Марии, Матери Евангелиста Марка; там всю ночь молилась о спасении Петра немногочисленная церковь Христова; Петра там узнают как своего близкого, по одному голосу, когда он стучится в дверь; сообщив о своем освобождении, Петр скрывается в другое место (Деян.12:12–17), указывая этим, что дом Марии как известное место его пребывания, был не безопасен от преследователей. Есть основание думать, что Тайная Вечеря Господа происходила в том же доме Евангелиста Марка, так как тогда проще всего объясняется присутствие последнего при взятии Господа воинами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

Второе: В вечер воскресения, во исполнение своего обещания дать Апостолам ключи царствия небесного, Господь преподал им Духа Святого, воеже вязати и решити грехи людей, глаголя: якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. зач. 68). Итак, сия великая власть, единому Богу только свойственная (кто бо может оставляти грехи, токмо един Бог: Мар. зач. 7.), дана святым Апостолам, яко епископам, в первый день воскресения Господня. Третье: Когда Господь явился Апостолам на горе Галилейской, тогда поставил их учителями вселенные и поручил им совершение таинства св. крещения во имя Св. Троицы, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. зач. 116). Итак, вот приведенные миссионерами свидетельства Евангелия, что Апостолы и до дня Пятидесятницы были уже облечены силами и дарами, принадлежащими епископству и священству в церкви Христовой. Какие же именно дары Св. Духа получили они в день Пятидесятницы? – об этом не было речи на беседе. Соберем относящиеся к сему вопросу свидетельства священного Писания. В Евангелии от Иоанна читаем слова Спасителя: Утешитель Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам (зач. 48). Егда приидет Утешитель, той свидетельствует о Мне. Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину, и грядугцая возвестит вам (зач. 52). В Евангелии от Матфея: Егда предают вы, не пецытеся, како, или, что возглаголете: не вы бо будете глаголющий, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (зач. 36). В Евангелии от Луки: И се Аз послю обетование Отца моего на вы; вы же седите во граде Иерусалиме, дóндеже облечетеся силою свыше (зач. 114). Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет о дарованиях Духа: Комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо дается Духом слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе; другому же вера, тем же Духом; иному же дарование исцелений, о том же Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения Духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (зач. 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Иностранные книги или рукописи мы встречаем впервые в небольшом количестве в библиотеке царя Алексея Михаиловича; в библиотеке же его сына, предполагавшоегося наследника престола, царевича Алексея Алексеевича, умершего в 1670 году, библиотеке, заключавшей в себе уже значительно больше книг и рукописей вообще, находим большее число и иноязычных книг, и рукописей. В этой библиотеке, находившейся в хоромах царевича, было: 50 рамцов с листами «ряскими, 14 листов описание розных земель, 11 книг описание земель, 128 книг на разных языках «больших и малых» (по другому списку всего 137 книг), 3 книги Нового Завета, Библия, 2 книги меч духовный, апостол толковой, беседы апостольские, 2 книги бесед на деяния, шестоднев Василия великого , 2 книги Ефрема Сирина , 3 книги беседы на евангелие, псалтырь толковая писаная и харатейная в лицах, трефолой киевской, Маргарит в полдесть, патерик печерской, житие Саввы Сторожевского, аввы Дорофея , житие преп. Александра Ошевенского, святцы печатные, летописец вкратце царем и вел. князем, вирши на оказание государя царевича, алексикон печатный, мерило праведное, 2 канонника письменных, псалтирь письменная, 2 славянских грамматики, цветник, собрание патр. Никона, 2 катихизиса один «словенской печатной», другой «большой», 4 лексикона, из коих один «письменной словенский с греческим», другой письменный же латинский с словенским (по другому списку еще один лексикон славянский письменный), «письменная Аристотелева в отласе», часовник, печатанный при царе Иване IV, пролог письменной, о священстве Иоанна Златоустог о, 2 книги Иоанна Дамаскина (по другому списку одна из них Дионисия Ареопагита ), «книга монархия, книга описание соборное», жезл правления, книга ратного строения, книга о вере, Макария (по другому списку Кирилла) Александрийского. (Другой список сей библиотеки присоединяет еще: Никона Черные горы, собрание пророческое, Якова евреина, Григория беседовника, Исака Сирина, книга уложенная, книга розмерная, цыфирная письменная, календарь серебряной и описание о короновании Михаила короля польского). В числе иноязычных рукописей были также два евангелия греческое и арабское, поднесенныя патриархами Паисием александрийским (первое) и Макарием антиохийским (второе) 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Что мы в Нем пребываем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего». Что мы, чрез истинную любовь к ближним, приближаемся к Богу, вступаем в тесное общение с Ним, и Он в нас пребывает; это мы познаем из тех даров Св. Духа, которые Бог дает нам. И выше, в этом же послании св. Богослов говорит: «Соблюдали заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем. И о сем разумеваем, яко пребывает в нас, от Духа, Его же дал есть нам» ( 1Ин.3:24 ). О Св. Духе, сообщаемом верующим в Иисуса Христа, апостол Павел многократно говорит в своих посланиях. Так: Бог «запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» ( 2Кор.1:22 ). Еще: »В Немже (в Иисусе Христе) и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым, иже есть обручение наследия нашего» (который есть залог наследия нашего) ( Еф.1:13.14 ). В первом послании к Коринфянам св. Павел пишет: «коемуждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия, сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом (различение духов); иному же роди языков, другому же сказания (истолкование) языков вся же сия действует един и той же Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет» ( 1Кор.12:7–11 ). Это говорит Апостол преимущественно о дарах чрезвычайных, которыми изобиловала первенствующая Христова Церковь , и которые необходимы были для основания, распространения и утверждения Христовой Церкви. Но дары Св. Духа, необходимые для спасения всех верующих в Иисуса Христа, по благости Божией, всегда подаются каждому верующему по его нужде и приемлемости или по его достоинству. Таковы дары, исчисляемые апостолом Павлом: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:24 ), и другие. Превосходнейший из сих даров Св. Духа есть любовь к ближним; потому что она служит существенным обнаружением и ясным доказательством благодатного возрождения человека от Бога, усыновления Богу, истинной любви к Богу и тесного общения с Богом. А в ком нет этой любви к ближним, в том нет и любви К Богу; тот не имеет общения с Богом. Аще кто речет, говорит Богослов, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть, – тот лжец: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Его же не виде, како может любити ( 1Ин. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Я понял, о чём Вы задаете вопрос. В эпоху Возрождения, в эпоху Реформации даже возникло такое движение, которое называется научная библеистика. Смысл этого движения был следующий: мы делаем всё не так, как в Церкви. В Церкви так, а мы по-другому. (Не имеет никакого отношения к протестантам). Вот протест, мы будем делать всё по-другому, не так, как в Церкви. Если Церковь утверждает так, а мы это ставим под сомнение. И вот фраза «уже доказано» — доказано вот в этом движении, оно продолжается. Знаете как: советская наука доказала, что Бога нет. Ну и что? Ну что — я должен в это верить, даже если наука доказала? Понимаете, существуют свидетельства очень древние, то есть несколько десятилетий II века, которые говорят очень чётко, когда это было написано. Кому я должен верить: свидетельствам людей, которые жили там в 170 году; либо свидетельствам людей, которые жили там в XIX веке? Понимаете, что это вот именно такая наука. Это просто в Церкви так, а мы доказываем по-другому, этот подход такой. И поэтому эти утверждения о науке: советская наука доказала, что Бога нет, а научный атеизм — это наука. Как все-таки писали апостолы? Там такая мысль приводится: он человек, он, конечно, боговдохновенный, но он писал вот так: тут немножко не так. Я понял, о чём вы говорите. Существует такой раздел в библеистике, называется учение о богодухновенности. как Бог вдохновлял библейских писателей. Существуют разные теории. Есть теории, которые говорят, что Бог диктовал; есть теория, что Бог указывал: возьми вот это слово, или вот это. В моём учебнике, который года два назад вышел, это описывается, но если посмотреть всё-таки на такие наши догматические учебники и на мнения святых отцов, то они говорят следующее. Бог избирает человека, говорит ему, что надо написать, и человек пишет. Но Бог не диктует, То есть Он ему говорит: опиши, что было, и вот человек пишет. Он пишет, основываясь на своем разуме, своём словарном запасе, памяти. Что делает Бог. Бог ему не диктует, Бог его контролирует. Вот он пишет так, как бы знаете, когда мы над ребенком стоим, который пишет сочинение, то есть он пишет: «Молодец, правильно, молодец, молодец…Стоять, куда?! Не то! Зачеркивай, пиши по-другому!» — «Как писать?» — «Сам придумай». И вот человек пишет, вот такой подход правильный. Вот это и есть наше правильное учение, то есть Бог не диктует, человек пишет сам, но Бог контролирует, чтобы он не написал отсебятины.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

446 Св. Амвросий Медиоланский пишет, что супружество существует и тогда, когда соединяется девица, но не в то время, когда познается через мужское сожитие. Так как супружеское соглашение выражается в акте обручения, предшествующем браку, то обручение по своему действию считается равным браку. См.: De instit. virgin. lib. un., c. VI, col. 316, P. C. C. Ser. Lat., t. XVI. 447 Современник св. Златоуста папа Сириций называет святотатцем того, кто вступит в брак с девицей, обрученной прежде другому, так как здесь нарушилось бы священническое благословение, данное изъявившей намерение вступить в брак. «Nemini licet alterius sponsam uxorem ducere. De coniugali autem velatione requisisti, si desponsatam alii puellam, alter in matrimonium posset accipere. Hoc ne fiat modis omnibus inhibemus, quia ilia benedictio, quam nupturae sacerdos imponit, apud fideles cuiusquam sacrilegii instar est, si ulla transgressione violetur». Epistola I ad Himerium episc. Tarraconeus, c. IV, col. 1136. P. C. C. Migne. Ser. Lat., t. XIII. 448 Собор Анкирский, прав. 11. «Дев обрученных и потом иными похищенных рассуждено: возвращати предобручившим, аще бы и насилие претерпели от похитивших». Св. Василий Великий , повторяя то же определение в 22-м правиле, дополняет его. Хотя Св. Отец и предоставляет свободу брать или не брать в супружество обрученную, когда она похищена и оскорблена другим, но сила правила та, что обручение само по себе должно оставаться нерасторжимым, как и брак, разве словесе прелюбодейна. Отцы законодатели VII Вселенского Собора ясно и решительно высказали свой взгляд на обручение: «Жену, другому обрученную, – говорит 98-е правило этого Собора, – берущий в брачное сожитие при жизни еще обрученника да подлежит вине прелюбодеяния». Толкуя это правило, Вальсамон замечает: «Некоторые говорили, что если бы кто взял по закону брака обрученную другому, то таковой не есть прелюбодей и даже не блудник... Св. Отцы, не принимая этого, определили, чтобы тот, кто посмеет взять в общение брака обрученную другому, был осуждаем как прелюбодей». Ραλλη Γ. Α., Πτλη М. Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων. Τμος δετερ. – θνα, 1852. P. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Голодный человек не может пожелать тебе ничего хорошего. Смысл угощения на свадьбе таков: «Съешь эту вкусность, чтобы возвеселилась душа твоя и чтобы ты пожелал мне быть живым и здоровым!» И я несу тебе подарок, чтобы выразить мою огромную любовь к тебе. Какое громадное значение это имеет – сказать другому от всей своей души: «Будь жив и здоров, да благословит тебя Бог»! Вспомните, дети, у нас у всех есть знакомые, которым, когда мы о них вспоминаем, мы в душе желаем: «Да будет жив и здоров этот человек!» Это исходит у нас изнутри, и мы чувствуем, что из нас идет сила, которая покрывает этого человека, где бы он ни находился. Более того, дети, когда другой человек бывает уязвлен нами, тогда он может и не проклинать нас, не роптать на нас, если он церковный человек, но его боль ложится на нас огромным бременем. Это очень тяжелое дело – ранить другого. Наступит час, когда мы за это заплатим. Ты скажешь: «Но я ведь покаялся!» Да, ты покаялся, но другой же получил рану. Ты покаялся, и Бог принимает твое покаяние, но, чтобы твое покаяние восполнилось, мы, к сожалению (молюсь, чтобы этого не происходило), должны за это заплатить. Обычно эти вещи возвращаются обратно, как при абортах. Мать или тот, кто убивает ребенка, говорит: «Да, я сделала один аборт, но потом исповедалась!» Хорошо, ты исповедалась, покаялась, плакала, но всегда остается одно «но» – человек, который ушел на тот свет. Кто может заменить его? Кто заплатит за эту рану? Мы должны быть очень серьезны. Никогда не уязвляйте другого человека. Лучше не говори другому, что не любишь его, пережди, оставь его томиться в ожидании. Не говори ему этого. Пусть лучше не знает этого, даже если будет спрашивать тебя тысячу раз, чем услышит от тебя такое больное слово. Поэтому нам надо всегда иметь это чувство ответственности и быть последовательными в отношении к другому, к Богу и себе. Это то, что Церковь и устанавливает с помощью таинства Брака, и наше присутствие там об этом именно и говорит – как важно иметь правильное отношение к другому человеку. Церковь не делает этого тайно, но в храме, перед всеми: перед священником, перед родителями молодых, пред Богом, и ты даже ручаешься в этом, ведь кольцо – гарантия и залог того, что ты действительно будешь серьезно относиться к этой связи!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1556 году, после пятидесятилетних трудов и страданий, препо­добный скончался 21 января. В 1651 году совершились одно за другим два чуда над могилою преподобного Максима . Поселянин небрежно сел на могильном кам­не преподобного и внезапно был сброшен с него, так что расслаб всем телом. Придя в себя, приполз он к могиле в раскаянии и, когда отслу­жили панихиду, исцелел. То же самое было с послушником; последнему явился при том во сне преподобный и грозно обличил дерзость его. В конце XVII века имя преподобного Максима писали в святцах. Святитель Платон устроил раку и часовню над гробом страдальца ис­тины и правды 105 . Из многочисленных сочинений великого страдальца истины особен­но драгоценен для Православной церкви «Ответ о исправлении книг» 106 . Доказав примерами, что в славянские книги вошли многочислен­ные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные святой вере, святой Максим говорит: «Что скажут на это те, которые так не­основательно клевещут на меня, называя меня растлителем Священ­ного Писания и осуждая меня за оправдание свое? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священные писания, а то, что в них со­ставляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков или по неве­жеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божией и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему. Противники скажут: “Ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в Русской земле. Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами”. Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумит их. Он говорит: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар язы­ков, другому истолкование языков; все же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как Ему угодно ( 1Кор. 12, 7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Интересно свидетельство и других святых, которые чувствовали действие благодати, совместное со свободой их воли. Григорий Богослов (слово 37-е): “К преуспению нужны две доли великого Бога – именно первая и последняя, а также одна доля и от меня”. То есть в основном действует благодать Божия. Иоанн Златоуст (комментарий на Псалом 65): “Не по принуждению бывает то, что касается нашей добродетели, для спасения, хотя большая часть и почти все зависит от Бога, но Он нечто малое предоставил и нам, чтобы явился благовидный повод к увенчанию” (имеется в виду, чтобы к похвале нашей был некоторый повод). Или другое место (комментарий на Послание к Римлянам, 18:5). “Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ея и отвращаются от нея, постоянно против нея воюют и противятся ей”. Особенные дарования благодати Часто мы видим, что бывают дары человеку особенные: один очень умный, другой очень красивый, третий умеет делать то, что нам недоступно. Мы склонны в таких случаях говорить об особенных дарах, данных этому человеку. Не знаю, имеет ли то, что я перечислил, отношение к спасительной благодати. Какие же даны дары с целью спасения людей? Это дары, которые воздействуют на других людей. Та благодать, о которой мы говорили – предваряющая и спасающая, относится к данному человеку, а особенные благодатные дары относятся не к одному человеку. Это те дары, которые человек обязан употребить в отношении других, на пользу им. Об этих дарах – у ап. Павла ( 1Кор.12:3–11 ). “Темже сказую вам, яко никтоже, Духом Божиим глаголяй, речет анафема Иисуса, и никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым. Разделения же дарований суть, а тойжде Дух и разделения служений суть, а тойжде Господь; и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования изцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Тело, по существу своему, несть един уд, но мнози; но все такие уды единого тела, мнози сущи, едино суть тело: тако и Христос ( 1Кор. 12:12,14 ), или – так и тело Церкви, коей Глава Христос. Христос Господь дал Церкви Своей овы апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова ( Еф. 4,11–12 ). Это главнейшие члены (заправители), но и все другие назначаются на служение всему телу Церкви, чтоб никого не было праздного, как и в животном теле нет и малейшей частички без дела. Для чего всякий получает свой дар: овому дается слово премудрости, иному слово разума, другому же вера, иному же дарование исцелений, другому действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждение духовом, иному же роди языков, другому же сказание языков ( 1Кор. 12:8–10 ). Поэтому и положено было, чтобы каждый какое приял дарование, тем и служил всем, яко добрый строитель Божественной благодати. Аще кто глаголет, яко словеса Божия; аще кто служит, яко от крепости, тоже подает Бога: да о всем славится Бог Иисус Христом ( 1Пет. 4:10–11 ). Имеет ли кто пророчество, пророчествуй по мере веры; имеет ли кто служение, пребывай в служении; учитель ли кто, пребывай в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием, и прочее, и прочее ( Рим. 12:6–8 ). Таким взаимодействием всех членов все здание тела, будучи сгармонировываемо, растет в Церковь Святую о Господе, в коей и все созидаются в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ). Чего ради и внушается всем: истинствующе в любви возращать всяческая в Того, Кто есть Глава, то есть во Христа, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания себя самого в любви ( Еф. 4:15–16 ). В сие-то тело мы крестились, и все единым Духом напоились ( 1Кор. 12:13 ), то есть чрез Крещение вошли в нее и объединились в ней духовно, обязуясь к единомыслию, единоволию, единочувствию и единодействию, да не будет распри в телеси ( 1Кор. 12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010