О духовничестве и священстве Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного? Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать. Как поступить, если потерял доверие к духовнику, а сказать об этом стесняешься? Сказать об этом другому духовнику. Есть такие грехи (особенно некоторые плотские), которые говорить на исповеди очень стыдно, особенно если женщине приходится говорить молодому священнику. Как быть в таких случаях (особенно, если грехи эти тяжелые и не могут быть отпущены на общей исповеди)? Найти другого священника, которому и покаяться в этих грехах. Если священник благословляет сделать что-то не согласное с учением церкви, надо ли выполнять благословение? Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению евангельскому. Об этом пишет святой апостол в своем послании. Может ли один священник служить две Литургии в один день? В Православной Церкви это запрещается священнику . В житии святителя Иоасафа Белгородского читаем, что один священник не мог умереть из-за этого греха, и только когда он покаялся святителю Иоасафу и тот разрешил его, он смог умереть. Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом или не надо? Лучше воздержаться, как советует святой Варсонофий Великий . Близкому батюшке можно с любовью подсказать. Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику? Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику. Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях? Ввиду очень «сжатого времени» надо говорить на исповеди священнику только грехи. Остальное лучше высказать потом. Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит Литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если и по обыкновенному порядку вещей для родителей и известного круга людей бывает радость о том, яко человек родися в мир; то с какою радостью Церковь Божия прославлять должна день, в который родилась Матерь Господа нашего? Радость сия принадлежит всей вселенней, как и воспевает о ней Св. Церковь . Ибо не для Иоакима только и Анны или южиков их рождается пресвятая Мария, но для всего рода человеческого, для тех особенно, которых облаженствовал благословенный плод чрева ее, Иисус Христос, – для нас, Христиане! Так: конечно, происхождение на свет людей, которые рождаются, можно сказать, собственно для других, ко славе общего нашего Отца Небесного, должно быть сопровождаемо торжеством, благословениями и благодарениями общими. Но вместе с сим мы и относительно самих себя находим в том поучение. И мы, каждый у себя, отличаем день своего рождения. А в судьбах Божиих и для всех нас предназначено, чтобы каждый в своей мере жил для других. Дабы увидеть столь высокое предназначение свое, коренное, естественное начало обязанностей наших друг ко другу, вникнем в сию истину ближе. Слово Божие говорит о самых Ангелах небесных, что они все суть служебнии дуси, на службу человеком посылаемые 210 . И когда блаженное общество небожителей, не имеющее никаких, по-видимому, отношений к нам и связей, назначено Создателем разделять своим образом участи жизни человеческой; то что свойственнее для самих людей, как не взаимное одного другому служение? Мы сказали мало, – только об Ангелах: таково устройство целого мира, что все творения, столь разнородные, сотворены одно для другого. Следственно тем наиболее должен быть такой неразрывный союз, так сказать, в средоточии известного нам мира, в роде человеческом, между нами самими. Здесь усматриваем новые следы премудрости Творческой, которая убеждает нас ко взаимному друг другу служению. Все мы, будучи сотворены с различными способностями, наделены различными участями, поставлены в различных состояниях, составляем одно великое тело. Опыт тому в каждом из нас самих. Ибо как в теле нашем один член имеет нужду в другом, с другой стороны каждый не столько сам себе, сколько другому нужен; (сами ли для себя, напр., глаза? для самих ли себя – руки?) – подобным образом между людьми к чему такое различие свойств, дарований? к чему самый язык их, отличный дар разумного создания, как не к тому, чтоб быть средством к разделению другим самой души своей? К чему такие открытия в природе и течении дел народных, когда бы не было здесь высокого назначения принести пользу для других? Служебные нам твари, бессловесные животные и неодушевленные во все продолжение веков не сообщили одно другому ничего, не сделали ни одного шага к усовершенствованию себя или рода своего. А человек беспрерывно стремится к усовершению себя, достигая того по силам, или – нет, – дабы сделать что-нибудь общеполезное современникам и потомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

На основании Священного Писания Нравственное богословие объясняет нам, каким образом падший человек примиряется с Богом через искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа и Его святую Церковь . Наука свидетельствует, что наступили времена благодати и мы получили от Господа благодатные средства для достижения Царства Небесного. В деле спасения теперь участвуют две силы – спасительная благодать Божия и свобода самого человека. Поэтому Нравственное богословие, излагая учение о благодатных средствах, которые пребывают в Церкви Христовой, способствует правильному пониманию и развитию нравственной природы, дабы отношения с Богом и окружающим миром стали для человека благоуспешными. 2. Понятие о нравственности Понятие о нравственности: отношение человека к Богу, другому человеку и к обществу людей под влиянием чувства добра и зла; понимание слова нрав, взаимосвязь нрава и нравственности; возрастание нравственности; чувства, лежащие в основе отношений человека к физической природе и в отношении к другому человеку Что принято называть нравственностью? Под нравственностью человека принято понимать отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей. В основании этих отношений лежит нравственное чувство добра и зла. При участии этого чувства человек рассматривает свои отношения с целью выявить то добро, которое в них заложено, или зло, если таковое в них присутствует. Такое рассмотрение помогает ему тем самым добро в себе утверждать и развивать, а зло удалять из своих повседневных дел. Что содержит в себе слово нрав? От этого слова получает свое наименование понятие нравственность, ибо в нраве находят отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувства и воли. В нраве сказываются преобладающие привычки и навыки человека. По нраву, например, люди могут быть вспыльчивыми, горячими, беспокойными или, наоборот, тихими, мирными, спокойными. Нрав отображается в мягкости, отзывчивости, милосердии или в противоположном: грубости, жестокости, требовательности, неуживчивости. Каков у человека нрав, такова и его нравственность. Если люди не приобщены к образованию, культуре, общественной жизни, а живут естественной жизнью, то нравам их соответствует и их нравственность. Люди эгоистического, недоброжелательного нрава и к другим людям относятся эгоистично, холодно, недоброжелательно. Значит, нравственность их будет низкой, общественно вредной. Отчего нравственность может в человеке возрастать?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

На что же именно? Будем алкать своего спасения, жаждать Божией воли, которая желает нашего спасения. А как можно нам преуспеть в таковой алчбе, дознали это мы теперь из сего ублажения. Ибо кто возжелал Божией правды, тот нашел подлинно достожелаемое, и вожделению сего удовлетворил не одним из тех способов, какими исполняется желание. Ибо не только, как снеди, возжелал причащения правды; потому что желание, остановившееся на этом одном расположении, было бы в половину совершенным; теперь же благо сие соделал и питием, чтобы горячность и пламенность пожелания доказать и самым ощущением жажды. Ибо, во время жажды, делаясь некоторым образом сухим и пламенеющим, с удовольствием употребляем питие, как нечто врачующее в таком положении. Поелику же, хотя побуждение к принятию пищи и пития по роду одно, однако же расположение к тому и другому различно: то Слово предписало нам, что всего выше в пожелании блага, ублажает тех, которые терпят то и другое, и алкание и жажду правды; так как вожделеваемого достаточно для того, чтобы применительно содействовать тому и другому желанию, стать и твердою пищею для алчущего, и питием для привлекшего с жаждою благодать. «Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся». Ужели же вожделевать правды достоблаженно; а если кто будет иметь подобное расположение к целомудрию, или мудрости или благоразумию, или к другому какому, ежели есть виду добродетели, то Слово не ублажает его? Но, может быть, сказанное имеет какой либо подобный следующему смысл: правда есть одно из разумеемого под именем добродетели; а божественное Писание по обычаю своему в упоминании о части нередко объемлет целое, например, когда естество Божие объясняет какими либо именами. Ибо пророчество как бы от лица Божия говорит: «Аз Господь» (Иса. 42:8.): «сие Мне имя вечное, и память родов родом» (Исх. 3:15.); и еще в другом месте говорит: «Аз есмь сый» (Исх. 3:14), и у другого Пророка: «яко милостив есмь» (Иер. 3. 12.). И тысячами других имен, означающих высоту и боголепие, святое Писание умело наименовать Бога; почему в точности дознаем из сего, что, когда скажет одно которое либо имя, этим одним безмолвно произносится весь список имен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Когда же таким образом основанием взаимных наших отношений будет то, что все мы собратия о Иисусе Христе: то таким образом мы будем не только искренно и счастливо любить друг друга, но любезны будем и Самому Господу, о имени Которого любить мы должны и всех. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает, говорит возлюбленный ученик Богослов 60 . А о том уже и изъясняться теперь не станем, что с нашей стороны не может быть даже тени любви к Богу, когда нет любви друг к другу. Аще кто речет, пишет Богослов, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть 61 . Посему-то, можно сказать, единственная заповедь от Иисуса Христа дана нам та, да любим друг друга братски: о ней, как завете Своем, в особенности напоминает Господь последователям Своим в последней Своей пред смертью беседе 62 . Итак, когда ни будете вы, Христиане, слышать, при чтении Апостольских посланий, что Св. Апостолы возглашают в них к нам: Братия, Братия! припоминайте себе всегда, что, как приятно нам слышать такое приветствие себе из уст Св. Апостолов, так или более вожделенно Апостолам, или паче Самому Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы с тем же приветом и любовью расположены были все и между собою: ибо и цель посланий, писаний в таком виде, какие бывают между своими, – та, чтобы внушать нам всегда братское друг ко другу расположение. Аминь. 4. Слово об откровенности Слово в день рождения Благочестивейшего Великого Государя нашего Императора Николая Павловича всея России. Говорено в Новочеркасске, в кафедральном соборе, 1845 года. Не редко размышлял я некогда, особливо при виде избранных обществ человеческих, какое нравственное свойство в членах их могло б считаться наилучшим? Кротость ли напр.? рассудительность ли? осторожность ли? решительность ли? щедрость ли? терпеливость ли? любовь ли, или иное какое? Мысли, по обычаю рассуждений человеческих, переходили сперва от одного свойства к другому, и то сему, то иному, то еще другому и другому отдавали преимущество. Однажды вдруг вышли они как бы на ясный свет, когда представилось мне, что вопрос сей давно уже решен самым торжественным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Следующий игумен Кассиан, приобретая земли в княжествах Белозерском, Вологодском и Московскому большинство новых земель получал-как и предшественники, вблизи от прежних владений, в Белозерской области, где расширению монастырской вотчины много содействовал князь Михаил Андреевич. В 1451 году он дал в Кириллов монастырь: на Ирдме Товскые пустоши: Кощеевскую, Романовскую, Чаромскую (по другим спискам: «Уварову»), Брожикову, Еремееву, Малгину, Княжу, Брыкову, Соколову, Кулуберову (по другим спискам «Кулиберову») «да Мервинов починок, Уломское болото, да по речку по Каргать, и что к ним исстари потягло» 939 . По просьбе кирилловской братии он же дал свои земли вымороченые: у Федосьина Городка пустоши «Ондрейкову Горлова да Боровлянинову (или «Бородлянинову») над их (монастыря) озером с всем что к тем пустошам потягло» 940 , кроме того: «пожню на Шексне, на усть-Сярси в верхнюю сторону», «да по речки по Сярсе сверху до Ивановы пожни, а по Шексне вверх до Ивановыж пожни» 941 , пожню «Юрьев наволок Нефедьева на реке Шексне против пожни, да подай Юрьев-же наволок пожню Давыда Климентьева подле реку Выксу» 942 . На реке Шексне против Шатрецкого езу тот-же князь предоставил «на пяте пожню косити, да к той-же пожне велел им лесу причистити да на другой стороне Шексны реки против Камень Шатреца чистити пожни и лес сечи и деревню на той подсеке поставити» 943 . Наконец Михаил-же Андреевич дал «деревню Погореловскую, да Бренкову пустошь, да Кондратову пустошь, да Судоковскую пустошь» 944 , в Кивуйце «деревню Назаровскую (иначе Гришинскую) с пустошами», «Осиновские и иные топи в озере против Кивуйца», но взамен их взял себе монастырскую деревню Рунишню 945 , в Киснеме. Великий князь Василий Васильевич дал в Кириллов монастырь «пустошы, у которых нет вотчичев на Сяме (по другому списку: «на Сезме») – пустошь Волченкову, да Вахневу, да Левшину, да Овдейкову, да Аристкову, да Мордвинову, да Тарасову, да Чюрилову, да Петрокову, да Окинино (по другим спискам: «Оникино»), да Калиницыну пустошь по речку по Калиницу, да Ермолкину, да Левшину Острого (по другому списку: «Востров»), да Ивашевскую, да Самсоновскую, да Шадровскую (или Шавровскую), да Савковскую (по другому списку, Саковскую), да Пантелеевскую, да Власовскую пустошь, да Беляновскую, да Югрин починок, да тех пустошей покосы на реце на Порозобице» 946 . В 145 1 / 2 году в Вологодской области Кириллов монастырь получил от великой княгини Марьи Ярославовны пожни на реке Вологде по обе стороны реки, Березницкие и Залеские с Сизмы едучи к Маслене, между путем Масленским и Баинским, а другие пожни вверх Вологды по обе стороны реки» 947 . Князь Федор Иванович дал в своей отчине в Карголоме деревню Илицыно (по другим спискам «Илейцино») 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В таком положении были дела и так кончилось совещание. Но когда пришел Иоанн, врач и синкелл Кирилла, (а вы знаете, как он пришел), то мы заметили, что большая часть начальников как бы изменились, так что уже и слышать не хотят от нас того, о чем прежде пред ними, или даже ими самими было рассуждаемо. Ибо некоторые утверждают, что пока должно иметь силу все, что сделано той и другой стороной, и должно быть определено низвержение не двух, как думали, но трех лиц; а другие говорят, что надобно уничтожить отлучение всех и пригласить сюда некоторых из благочестивейших епископов для того, чтобы, со всею справедливостию, было исследовано учение веры, а также и то, что противозаконно сделано в Ефесе. Есть и такие, которые все делают, употребляют все старание для того, чтобы им с ясными наставлениями от благочестивейшего императора позволено было отправиться в Ефес, для узнания и, как они говорят, устроения всего дела. Впрочем, пусть будет то, что угодно Господу. Но я прошу вашу святость не преставать усердно молиться о мне, претерпевшем такие бедствия и теперь находящемся в великой опасности. Свидетельствуюсь Богом, что я, быв позван на рассуждение пред императором, ничего другого не желал, как предаться морским волнам. Но Господь мне предста, как сказано, и избавлен бых от уст львовых (2 Тит. 4, 17), или лучше от бесчисленного множества скимнов. Послание благочеститейших императоров святому и великому собору, чрез комита Иоанна Келестину, Руфу, Августиану, Александру, Акакию, Транквиллину, Валентину, Иконию, Иоанну, Акакию, Урсу, Фирму, Имерию, Дексиану, Вериниану, Палладию, Астерию, Ювеналию, Флавиану, Елладию, Рамвулу, другому Александру, Максиму Фритилу, Перигену, Киру, другому Иоанну, Евферию, Елланику, Воспорию, другому Киру, Винатию, Петру, Динату, Дорофею, Антиоху, Далмацию, Евсевию, Селевку, Елевзию, Евлогию, Саприкию, Фимофею, Пию, Троилу, Иринею, Мониму, Олимпию, Теофилу, Юлиану, Василию и прочим благочестивейшим епископам. Из предыдущих наших действий, мы думаем, ясно открылось, какую заботливость мы имеем о благочестии и вере наших предков, а особенно очевидным, мы уверены, это сделалось для всей вселенной из того, что мы недавно призвали вас на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Более того, Иуда как бы и не ошибся — Крест действительно послужил славе Спасителя и нашему спасению, но в голове у Иуды шёл другой спектакль, другое кино — по другому сценарию он действовал, иначе были расписаны роли. Иудеи ждали царя земного, а не небесного. Иуда был готов к своей роли предателя именно потому, что был сребролюбцем, а не Христолюбцем. Он обманулся, но в нём обманываются и многие другие люди, думающие, что можно быть сребролюбцем и Христолюбцем одновременно. Человеческое сердце устроено иначе — либо/либо....   Христос был распят, и человечество будет распято (земная судьба Христа — икона земной судьбы человечества). Коллективный иуда — это все, кто действует по тому же алгоритму, что Иуда Искариот: готовность причинить страдания другому ради каких-то своих интересов или целей. Деньги — лишь символ, дело не в деньгах, а в устремлениях сердца. Кстати, кровавый пот Христа — признак предельного напряжения накануне страдания, потому христиане, которые думают принять всё в некой блаженной «расслабухе», удивляют (блаженнее быть коллективным Петром), особенно если учесть, что страдания грозят тому самому Другому в других, Христу в других, а не только мне самому. Радость от грядущих  на голову Другого страданий — иудина черта. Искариот тоже думал, что Христос явит своё величие, а не умрёт. Радость о грядущем Христе неизбежно сопряжена со страданием о страдании других, если она подлинная. Это радость, дающая силу претерпеть ад, созданный иудами, а не отмена ада и «кровавого пота» природного сопротивления ему.     Не надо стараться быть умным, надо стараться быть верным. И не каким-то там убеждениям или стереотипам верным, а Христу. А это значит, что без богопознания, без личной встречи со Христом быть христианином невозможно. Христовы зовут в Беседу, приглашают войти в Луч Встречи, чтобы, встретившись друг с другом и с Богом, увидеть и обсудить проблему в свете Луча, т.е. пребывая в Боге, в свете, видя суть вещей и людей не из себя, а из Христа, во Христе видя и глядя.

http://radonezh.ru/2021/04/27/v-chyom-by...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Николай: «По-другому я поступить не мог» Удмуртские клирики, выступившие с обвинениями в адрес Патриарха Кирилла, запрещены в служении 01.04.2011 2561 Время на чтение 4 минуты Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай выступил с обращением к духовенству, монашествующим и верующим епархии в связи с появившимся в Интернете обращением трех удмуртских клириков к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу . «С большой скорбью принял я решение об освобождении от занимаемых должностей и увольнении за штат с запрещением в священнослужении бывших штатных клириков Ижевской и Удмуртской епархии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и священника Александра Малых. Но по другому я поступить не мог, потому что эти священнослужители, самочинно прекратив поминовение за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дерзновенно попрали Определение Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о избрании его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и поставили себя, по существу, вне Русской Православной Церкви», - говорится в обращении правящего архиерея, опубликованном на сайте епархии . «В своем обращении к Святейшему Патриарху они ссылаются на 15-е правило Двукратного Собора и 3-е правило 3-го Вселенского Собора, якобы дающие им такое право. О чем же говорят эти правила? В 3-м Правиле Третьего Вселенского Собора говорится: " ...повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам " . Во-первых, прежде всего, необходимо особо подчеркнуть слова правила " …единомудрствующие с православным и вселенским собором... " , то есть речь идет о неподчинении епископам, отступившим, или отступающим от православия в ересь, уже осужденную собором, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не осужден собором, а избран им на высокий и ответственный свещник церковного служения», - пишет архиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/01/mi...

АВ 26 июля 2017, 11:50 МАРИИ-прочтите " Церковь-она не для золота,а для спасения " автор Петр Давыдов,на этой же страничке Православие.ру. Наталия Ростова 26 июля 2017, 11:34 Саратовчанину.Я думаю, не надо ставить себя на место другого человека.Априори известно,что будешь бить себя кулаком в грудь с криком " а я бы так не сделал,а я бы по-другому поступил! " , и в похожей ситуации,запросто можешь сделать ТАК ЖЕ. Просто надо делать выводы для себя и не пытаться казаться большим героем,чем ты есть на самом деле.По своему наблюдению за людьми,скажу,что кто напускает на себя " пуха " ,хвастается своими добродетелями и хорошими делами,на самом деле,легко может предать,бросить в трудную минуту и элементарно не помочь другому человеку.Простите меня,если что-то не так сказала. Степан 25 июля 2017, 20:18 Спасибо Протоиерею Сергию за ЧЕТКУЮ статью!!! Оксана 25 июля 2017, 19:13 Для ЕВДОКИ- Вы не правы в Ваших суждениях о дорогих машинах. Готовы батюшки отдать свои ,, дорогие " машины. Известно и то, что если батюшка хорошо живет, значит его народ любит и жертвует и в храм и на семью и вообще не полезно нам верующим об этом рассуждать. Опыт. А что бы Вы сказали о святом Иоанне Кронштатском? У которого рясы были шелковые и на лебяжьем пуху. Знаю одну семью священника, которы прихожане пригнали дорогую машину и оставили ключи матушке. А другому подарили 5 млн.р. на покупку дома. Вы наверное не из тех кто дарит, а только смотрит и осуждает. Что мы знаем о жизни батюшек. Как правило прихожанину знают своих батюшек, кто и что может им дать. Мария 25 июля 2017, 16:16 АВ Когда приезжает правящий архиерей, расходы многократно увеличиваются. простите , вот этого я не могу понять. Это что, у нас хотят архиерея ублажить что-ли или показухой занимаются? Что не так с архиереем? Периодически наш батюшка объявляет особые сборы на монастыри или какие-то дальние миссии, но я никогда не слышала, что нам надо как-то собраться " чтобы встретить архиерея " . Саратовчанин 25 июля 2017, 14:50 Хорошо написано, заставило улыбнуться. Ситуацию хоть на сегодня перерисовывай; но только каждый задумайся, а как бы вы повели себя на месте персонажа этйо истории?

http://pravoslavie.ru/105308.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010