—504— иноку от одного старца к другому. „На ново-оглашенных (κατ τν νεοατηχητν) не должно налагать такого правила, чтобы они не переходили от одного старшего к другому (μ μετελϑεν ατος π μειζοτρου πς τρον), даже когда разлучение их признаётся справедливым; ибо много козней диавола“ 2089 . В каких же случаях разлучение ученика со старцем следует признать справедливым? Лествичник считает дозволенным переход от старца к другому, когда первый по неопытности сам отказывается от своего руководительства. „Когда врач (духовный) отказывается, сознаваясь в бессилии, тогда необходимо идти к другому, потому что редкие исцеляются без врача“ 2090 . Следовательно смена старца совершенно законна, раз происходит она по его желанию, даже по его инициативе. Оставление старца по инициативе ученика и переход к другому должны вытекать из свободного согласия старца. Подобный пример рассказан у Иоанна Лествичника . Некто в Азийской обители жил у одного монаха, кроткого, скромного и безмолвного. И видя, что старец обходится с ним почтительно и как бы не брежёт о нём (т. е., почитая ученика, не применяет строгих мер старческого пастырства), – прекрасно рассуждает, что это для многих опасно: и умоляет старца отпустить его от себя. Старец же имел у себя другого ученика и для него это было не очень прискорбно. Итак, отходит он и по письму своего наставника (δι’ πιστολς, το πισττου) помещается в одном общежительном монастыре в Понте“ 2091 . Здесь полное изображение порядка смены старца по инициативе ученика. Его сожитие со старцем не приносило пользы душе и это вызвало желание оставить наставника, – что одобряется писателем подвижником. Но без воли старца ученик не считал возможным осуществить своё намерение и потому умоляет его дать согласие на переход к другому наставнику. Старцу было это прискорбно, хотя и не очень; он даёт своё согласие и его оставление признано состоявшимся. Согласие —505— выражается даже формальным образом: снабжением ученика рекомендательным письмом, что вероятно было выработано практикой в виду злоупотреблений самозванных монахов, бродяг в монашеском платье 2092 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Епископ Клинский Стефан " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Епископ Клинский Стефан: В жизни каждого человека встреча с Богом – это, наверное, самое счастливое, что человек может пережить в жизни. И с этой встречи начинается все по-другому: по-другому складывается жизнь; по-другому ты видишь то, что происходит с твоими родными и близкими; по-другому ты осознаешь вообще мироздание как таковое – по-другому, всё по-другому В.: В юности он мечтал стать офицером, а когда получил заветное звание, оказалось, что Господь ему приготовил другое служение. В жизни владыки Стефана встреча с Ним произошла около тридцати пяти, когда крестился . Тогда офицер ракетных войск Сергей Привалов ничего и не знал про православие. Мой приход к Богу совершенно случайный, он для меня даже был случайный, потому что, практически, оказался участником крещения другого человека, то есть младенца, но при этом сам был не крещён. И когда священник стал допытываться, крещён ли я вот после этого состоялась беседа, и он решил, что и мне можно в этот момент креститься. Крестная мама держала на руках младенца, а я с другой стороны, с другими людьми был крещён в Господа Иисуса Христа. Сейчас он понимает: случайность была неслучайной. Друзей, через которых состоялось его крещение , привел Сам Господь. К этому времени Сергей Привалов прошел службу в Вооруженных силах и проходил обучение в Академии ракетных войск имени Петра Великого . «Сергей, ты обязательно должен быть крёстным родителем у моего новорождённого младенца!» я про это вообще ничего не знал, в нашей семье о церкви, о таинствах никто не заговаривал: советское время, папа был руководителем, был депутатом, поэтому для него всё, что касалось церкви, наверное, было в то время неприемлемо. Мама, будучи крещённой, но, во всяком случае, и папа тоже крещеный, но тоже в семье не принято было как-то свою веру демонстрировать. И вот это воцерковление такое уже, наверное, было забыто. И в тот момент я согласился, причем не понимая до конца, что должно быть.

http://azbyka.ru/way/ot-oficera-do-monah...

Все видимое и слышимое, осязаемое, обоняемое, вкусовое суть языки, говорящие, вещающие нашему духу, душе и телу. И все творения говорят не только нам и друг другу, но и ангелам Божиим, и Богу – славят Бога Творца. Ибо всякая вещь вещает: так сотворил Бог. Есть и ангельские языки, это особые дары Святого Духа, которые наипаче подаются для проповеди среди иноязычных. Как говорит апостол Павел: «овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков» (1 коринф. 12, 8–10). Какой язык есть истинный язык Бога? Христос есть Слово Бога. А все творения, произошедшие, чрез нетварное Слово, сиречь чрез Христа, от Бога Отца, суть слов а, тварные логосы Божии. Ибо в начале было Слово, и без Него ни что не начало быть (Ин. 1:1). На каком языке человеческом сказал Бог: «да будет свет»? Ни на каком. Тогда не было человеков на земле – не было языков человеческих. И в космосе не было и нет атмосферы для распространения звуков. И не требовалось Богу, Который есть Дух, вечный прежде всех веков, и безконечный прежде сотворения мipa, произносить слова так, как мы их произносим, выдыхая воздух из гортани. Итак, творческие слова Божии не изреченны, и язык Его не постижим, даже если и имеем многие дары благодати. Ибо, даже имеющие великую благодать от Бога, не все постигают всё, но отчасти, поэтому и разделяются дары Божии, – одному дается пророчество, другому чудотворение, или исцеление, или откровение тайн, или дар проповедания, или дар уразумения Слова. Или, еще, всем и каждому дается от всякого дара понемногу, елико может вместить человек и его ангел хранитель. И все мы вкупе, по дару Христа, являемся Церковию Завета, телом Божиим, Христовым. «Когда же приписываем Богу глас, речь и повеление, тогда под Божиим словом не разумеем звука, издаваемого словесными органами, и воздуха, приводимого в сотрясение посредством языка, но, для большей ясности учащимся, хотим в виде повеления изобразить самое мановение в воле» (святитель Василий великий, беседы на шестоднев, Беседа 2).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

  Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днём; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моём, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 31–32). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа».   Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно также как Им были установлены таинства крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит:   Каждому даётся проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа даётся слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки  .   Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по–прежнему занимает в церкви униженное и оскорблённое положение. В большинстве приходов она является чем–то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для неё не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики.   Однако в древности всё было совершенно по–другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходлейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» (peri < w=n kathch> qhv) (Лк 1: 3–4). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Из многочисленных сочинений великого страдальца истины Особенно драгоценен для православной церкви «ответ об исправлении книг» 231 . Доказав примерами, что в Славянские книги вошли многочисленные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные св. вере, св. Максим говорит: «что скажут на это те, которые так неосновательно клевещут на меня, называя меня растлителем св. писания и осуждая меня за оправдание своё? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священный писания, а то, что в них составляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков, или по невежеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божьей и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему». Противники скажут: «ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в Русской земле? Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами». Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумит их. Он говорит: «одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар языков, другому истолкование языков: всё же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Ясно, что не даются одному все дарования духовные. И я исповедую, что по дарованию свыше прославлены в земле Русской св. чудотворцы, и что Богоносные отцы, как были прежде, так и ныне есть; и я поклоняюсь им, как истинным угодникам Божьим. Но они не приняли свыше ни дара языков различных, ни истолкования их. Потому не должно удивляться, если при их величии прошло мимо их разумения исправление описок, исправленных мною. Им, по их Апостольскому смирению, кротости и святости жизни, даны дары исцелений и чудес; другому же, хотя и грешен он больше всех, даны знание и толкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

113 Из многочисленных сочинений великого страдальца истины особенно драгоценен для православной церкви «ответ о исправлении книг». 114 Доказав примерами, что в славянские книги вошли многочисленные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные св. вере, св. Максим говорит: «что скажут на это те, которые так неосновательно клевещут на меня, называя меня растлителем св. писания и осуждая меня за оправдание свое? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священные писания, а то, что в них составляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков, или по невежеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божьей и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему». Противники скажут: «ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в русской земле? Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами». Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумить их. Он говорит: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар языков, другому истолкование языков; все же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Ясно, что не даются одному все дарования духовные. И я исповедую, что по дарованию свыше прославлены в земле русской св. чудотворцы, и что богоносные отцы, как были прежде, так и ныне есть; и я покланяюсь им, как истинным угодникам Божьим. Но они не приняли свыше ни дара языков различных, ни истолкования их. Потому не должно удивляться, если при их величии прошло мимо их разумения исправление описок, исправленных мною. Им, по их апостольскому смирению, кротости и святости жизни, даны дары исцелений и чудес; другому же, хотя и грешен он больше всех, даны знание и толкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В связи с признанием единства старца стоит решение вопроса о праве оставления его послушником. Старец несменяем. Уход послушника от старца преп. Ефрем Сирин сравнивает с предательством Иуды. «Если имеешь при себе ученика, – пишет подвижник старцу, – и он по нерадению своей невнимательности выйдет из под ига благочестия ( του ζηγου της εσεβεας), то не дивись сему и не давай унынию долго тревожить ум твой, чтоб и себя не сокрушать, и его не оставлять без пользы, но приведи себе на мысль служителя пророка Елисея. Если же впал он в великий порок, то рассуди, что и апостол сделался, предателем» 131 . Подчинивший себя старцу оказывается в таком же положении, как попавший в плен к варварам. Он це может сказать, что не в силах жить со своим наставником 132 . Преп. Иоанн Лествичник сравнивает новоначального инока, принявшего на себя иго старца, с больным, который явился к неизвестному врачу в неизвестную врачебницу. На первых порах он должен быть здесь на время, как прохожий, но, почувствовав пользу остаться навсегда: «Всякого наказания от Бога достойны те больные, которые, испытав искусство врача и получив от него пользу, из предпочтения к другому оставляют его прежде совершенного выздоровления. Не бегай рук того, кто привел тебя ко Господу, ибо во всю жизнь свою никого не будешь столько уважать, как его» 133 . Но несменяемость старца, как думали некоторые авторитетные писатели, не была безусловной. Преп. Ефрем Сирин решительно высказывается против абсолютного запрещения переходить иноку от одного старца к другому. «На новооглашенных ( κατ των νεοκατηχητων) не должно налагать такого правила, чтобы они не переходили от одного старшего к другому ( μ μετελβν ατος π μειζοτρου πρς δτερον), даже когда разлучение их признается справедливым, ибо много козней диавола» 134 . В каких же случаях разлучение ученика со старцем следует признать справедливым? Лествичник считает дозволенным переход от старца к другому, когда первый по неопытности сам отказывается от своего руководительства: «Когда врач [духовный] отказывается, сознаваясь в бессилии, тогда необходимо идти к другому, потому что редкие исцеляются без врача» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Предел человеческой любви положен самой природой человека. Даже очень любящие люди не могут соединиться полностью, ибо таковое было бы против законов естества. Правда, бывают случаи беззаветной любви, когда один отдает жизнь за другого: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15. 13). В этом случае происходит как бы полная отдача себя другому, но при этом один погибает, прекращается его физическое существование. Другими словами, в условиях земной реальности даже такая всевластная сила, как любовь, способна соединять, пусть даже до смерти, но не в состоянии соделать двух единым целым. Однако невозможное для человека достижимо в бытии Божественном. Об этом замечательно написал Николай Васильевич Гоголь: “Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий — это Бог Отец, любимый — Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой”. Новозаветное Откровение об устроении внутренней жизни Бога является основой всей христианской морали. Ибо мы узнаем, что сущностью Божества является любовь, и она же есть закон, по которому живет Бог внутри Себя. Но ведь человек создан по образу и по подобию Божию. И, следовательно, для того, чтобы уподобиться своему Творцу, также должен жить по закону любви, распространив его на все области общественных и межличностных отношений. Это имеет в виду Иоанн Богослов, говоря: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Ин. 4. 8). Мы не только не сможем уподобиться Богу и приблизиться к Нему, но даже понять Бога не сможем, если не будем любить друг друга. Но если станем жить по законам любви, то опытом своего существования прикоснемся к жизни Божественной и так узнаем, что есть Бог. Когда мы говорим о любви, то должны ясно понимать, о чем идет речь. Любовь истинная — это не стремление овладеть другим ради наслаждения и не благодарность другому за доброе к себе отношение. Как первое, так и второе есть любовь не к другому, а к самому себе. Ибо когда мы любим другого человека, чтобы им наслаждаться, то мы через него себя самих любим, а не его. Когда мы любим другого только потому, что он любит нас и добр к нам, мы опять-таки любим себя. Но любовь истинная есть полная отдача себя другому. Отдавая, посвящая себя другому человеку, мы исполняем Божественный закон любви.

http://mospat.ru/archive/86422-o-svyatoy...

гг) Стих 12, 8-11 Стихи 8–10. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума о том же Дусе; другому же вера, темже Духом; иному же дарования исцелений, о томже Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Таково разнообразие даров Святого Духа! «Что значит слово премудрости? — То, которое имел Павел, которое имел Иоанн, сын громов. А слово разума? — То, которое имели многие из верующих, хотя имевшие знание, но не бывшие в состоянии учить и удобно передавать другому то, что сами знали» (святой Златоуст). «Словом премудрости Апостол называет не красноречие, но истинное учение, благодать которого прияли и сам божественный Апостол, и богомудрый Евангелист Иоанн, и божественнейший первоверховный из Апостолов Петр, и первый из мучеников блаженный Стефан. Ибо рыбари, питающиеся трудами рук, не знающие грамоты, не могли бы отважиться всенародно говорить и писать, исполняя притом слова и писания свои самой великой, какая только возможна, силы, если бы не прияли истинной премудрости от Божественного Духа. Другие же из уверовавших, хотя имели ведение, но не в силах были, подобно им, говорить народу. И сие было даром ведения, по благодати Святого Духа» (Феодорит). Феофилакт выставляет такую причину, почему так надобно понимать слово премудрости: премудрость, — σοφια, она называется уяснительницею— σαφεια,— так как она проясняет, — διασαφουσα, сокровенное. Но, может быть, под словом премудрости можно разуметь слово деятельное, от опытности духовной, о тайнах жизни духовной; а под словом разума — слово знательное, умозрение, о тех же предметах, сколько то доступно уму. Что вера? — Это «не вера в догматы, но вера чудодейственная, о которой Христос говорит: аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет (Мф. 17, 20). И Апостолы о ней просили, когда говорили: приложи нам веру (Лк. 17, 5). Ибо она мать чудотворений» (святой Златоуст). «Здесь разумеет Апостол не веру общую, но ту, о которой говорит несколько ниже: и аще имам всю веру, яко и горы преставляти (13, 2). Ибо по причине преобладающего неверия (Апостолы и другие верующие) творили много подобных изумительных чудес, и ими руководили неверных к истине» (Феодорит).

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Какое тут язычество, или в чем тут подражание язычеству? Разве ложно сказано, что разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо бо дается явление духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже Духом: иному же дарования исцелений о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:4–11 )? Правда, Бог может подать нам то или другое благо, тот или другой дар и без посредства святых; во несомненно и то, что Бог же подает нам иное благо или иной дар чрез одного святого, а иное благо или иной дар чрез другого святого 935 , подобно тому, как и чудеса иные творит Он чрез одного святого, а иные чрез другого 936 . Темже убо, o человече, ты кто еси против отвещаяй Богови? Еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь ( Рим. 9:20, 21 )? Яко велия сила Господня, и смиренными славится. Вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй. Яже ти повеленна, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных. Во избытцех дел твоих не любопытствуй: вящшая бо разума человеческаго показана ти суть: многи бо прельсти мнение их, и мнение лукавно погуби мысль их ( Сир. 3:20–24 ). Подвластные часто не могут знать, почему так или иначе действует человеческая власть; кольми паче нельзя нам знать, почему так или иначе действует непостижимая власть Божия. Впрочем, как Дух Божий, по беспредельной благости, готовый дать всякому человеку всякое благодатное дарование, действительно раздает дарования сообразно с законом правды, – достойным, и сообразно с законом премудрости, – способным употребить оные для благих целей: то можем полагать, что вышнее определение рода, степени, силы, пространства благодатных дарований, ниспосылаемых верующему человеку, бывает по некоему применению к роду, степени силе, пространству его свободных духовных расположений, и его подвигов и добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010