А уж комментаторам в интернете – вообще простор. Пиши , что хочешь, от ветра головы своея, отстаивай свою точку зрения, гноби оппонентов , и будет тебе счастье. Зачастую познания в области религии и истории эти комментаторы черпают из Википедии, тех же блогеров, да своих фантазий. Нисколько этим фактом не смущаясь , и за богословские темы берутся. Главное – свои бесценные мысли высказать, даже если их и вовсе нет, и пос леднее слово за собой оставить. И побольше разговоров, побольше. Чем чаще высказываться будешь, тем твой авторитет солиднее, и самооценка повышается выше всяких башен, хоть вавилонских, хоть останкинских. Так-то вот репутация знающих и мудрых экспертов зарабатывается. Тренд нынче такой. Но поскольку собственно богословие пред мет глубокий, требующий серьёзных познан ий, то интернетные богословы всё время сбиваются с богословия то на философию, то на историю, то на политику, то вообще не пойми на что. Капитализм, социализм, права челов ека, Евангельские заповеди – всё под одну гребенку метут . Мешают красное, холодное и тврдое в одну кучу. В результате такой винегрет выдают, хоть за голову хватайся. Нужно ли приводить здесь имена? Каждый читатель не один десяток таких учителей может припомнить. Если, конечно, хоть немного в теме. О таковых-то самозванных богословах святой Исаак Сирин пишет: «Как из чревоугодия рождается мятеж помыслов, так от многословия и бесчисленных бесед – безмыслие и выступление ума из своего чина». Но это ж когда сказано! А нынче время другое, словоблудие за добродетель почитается. Однако истина не зависит ни от времени, ни от общественных мнений и Прп. Исааку вторит Св. Диадох: «Нет ничего более скудного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога». Но всё же мы страна-то православная, ещё любят у нас в России поздравлять друг друга с православными праздниками онлайн! Поставил лайк под картиночкой со стихами и разослал друзьям и знакомым. Очень удобно! И в храм не надо ходить. Да и молитвы вечерние и утренние по телефону прослушать можно. Такое интернетное православие. Древние христиане в катакомбах собирались, от гонителей, а мы в виртуальную реальность плавно перемещаемся, от реальной жизни подалее. И стоят вн овь построенные храмы и возрождённые древние, полупустые, а то и вовсе пустые, с несколькими прихожанами на вечерней службе. А Русь Православная по интернету молится. Чего же мы ожидаем от Бога? Может , подспудно надеемся, что ад и рай тоже для нас виртуальными будут? Или, по крайней мере, комфортными, со всеми удобствами. Только напрасные это надежды.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/di...

Кто-то спросит: а можно ли называть Церковью собрание, в котором люди грешат? Ведь Писание Нового Завета неоднократно называет членов Церкви «святыми»? Ответ: можно. Во-первых, святой не значит безгрешный. А во-вторых, надо правильно понимать отношение самих апостолов к этому вопросу. В этом смысле очень показательно первое Послание апостола Павла к коринфянам. В этом письме Павел довольно жестко укоряет коринфян в тех грехах, которыми болела их община в то время. К ним относились: внутрицерковные партийные разделения, судебные тяжбы между верующими, движение женской эмансипации, случаи вкушения идоложертвенного, гордость гностически настроенных философов-платоников, сомнение в воскресение мертвых, непонимание сути духовных дарований, разные нарушения церковной дисциплины, и – о ужас! – отвратительный вид блуда: кровосмесительство. Но все это не мешает Павлу называть коринфскую общину Церковью. Почему? Потому что хоть многие и были больны в этой Церкви, но они не отказывались лечиться и своим лечащим врачом признавали Господа Иисуса Христа. Сам факт написания Павлом этого Послания свидетельствует о том, что коринфяне не отказывались слушаться апостола и соглашались лечиться именно так, как Павел говорил, т. е. пребывали истинно апостольской Церковью, хоть и весьма несовершенной в нравственном отношении. У них была Евхаристия, и у них была апостольская иерархия. Поэтому, несмотря на все недостатки, коринфская община была настоящей Церковью. Такова и есть вообще церковная жизнь, в которой далеко не всегда бывает все так красиво, как в книжке или в благочестивом предании. Человек не пластинка, которую завели, и она играет. Человек вообще больной, а современный человек болен вдвойне. Он живет в королевстве кривых зеркал, где все наоборот, где добро вполне может именоваться злом, а белое называться черным. Будучи внутренне перевернутым существом, живя в перевернутом мире, человек никогда не мог, а сегодня и подавно не может спасаться быстро и красиво. Отсюда и некрасивости церковной жизни, отсюда и ропот эллинистов, и прочие трудности на пути спасения, которые будут идти рядом с нами всегда. Но вместе с этим важно помнить: все это происходит в Святой Соборной и Апостольской Церкви, в Теле Христовом, в котором живет Дух Святой. В той Церкви, где уже две тысячи лет спасаются люди, хоть и спасаются трудно, по слову Самого Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

http://pravoslavie.ru/112408.html

Остается обратиться к судьбе церковной историографии на почве русской. Можем ли, по крайней мере, мы, русские, похвалиться в этом отношении хоть чем-нибудь пред Греками и славянами? Далеко нет, и, во всяком случае, очень мало. Мы также бедны церковно-историческими научными трудами, как и вся вообще православная Церковь . Долго было бы объяснять причины такого явления. Пришлось бы винить и строгую цензуру, и русскую косность, и неблагоприятные условия, в каких находилась доселе церковно-историческая наука в ряду прочих богословских наук, и пр., и пр. 2 Скажем одно: церковноисторической литературы почти нет на Руси, потому что не развита была потребность в такой литературе, долгое время, не было сознания важности ее. Конечно, при таких условиях невозможно и требовать, по крайней мере, от прежней богословской учености, чтобы она оставила нам какие-либо труды по этой науке. Кто бы стал заниматься ею в то время? Зачем? Для кого? И вот, не только в прежние века, но и в 18 веке никто у нас не оставил после себя никакого церковно-исторического сочинения в смысле курса или учебника. Но стоило дать только небольшой толчок церковно-исторической науке, и наука церковно-историческая появилась, показала ростки, заговорила, хоть и не зацвела. Таким толчком мы должны признать Синодский указ в конце 18 века, предписывавший преподавать в духовных Академиях, как выражается указ, «церковную историю с показанием главных эпох». Этот указ достопамятен в том отношении, что вызвал появление на свет первого русского церковного историка, который оставил нам в наследие первый опыт по общей церковной истории. В самом деле, требовалось учить юношей церковной истории, но как их учить, по какой книге? Самой необходимостью вещей наука богословская вынуждалась составить хоть какой-нибудь учебник по церковной истории. Так и было. 1805 год – это год, когда родилась на свет первая книга по нашей науке. Этот год должен быть памятен для любителей церковно-исторической науки. Творцом этой книги был Мефодий архиепископ Тверской, впоследствии Псковский. I. Мефодий (Михаил) Смирнов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

— Еще в «Апостольских постановлениях» мы встречаем указание на то, что христиане отмечали праздник Рождества Христова . Тогда он был единым с Крещением (или Богоявлением). И уже в первые века мы встречаем записи о том, что христиане пытаются поститься перед этим великим праздником: кто-то семь дней, кто-то больше. Об этом пишут и святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин. На соборе 1166 года было принято решение, чтобы пост длился ровно сорок дней Для того, чтобы сделать это время единым постом для всех христиан, на Константинопольском соборе 1166 года было принято решение, чтобы пост длился ровно сорок дней. Причем последняя неделя перед Рождеством Христовым должна быть более строгой и ответственной. — Часто ли вам приходится давать благословение на ослабление поста? — По уставу во время Рождественского поста в среду и пятницу предписывается сухоядение. В остальные дни недели разрешается вареная пища, иногда с елеем, а в субботу и воскресенье даже с рыбой. Но в настоящее время, особенно в городах и для тех людей, которые работают и учатся, такое полноценное исполнение монастырского устава не всегда приемлемо. И поэтому церковные люди обращаются к священнику перед постом для того, чтобы получить некое облегчение. Бывают, конечно, и курьезные случаи. Когда я был совсем молодым священником, меня послали служить на другой приход. Там заболел настоятель, и благочинный сказал: «Иди, послужи там, но, пожалуйста, никаких обычаев и традиций не меняй, потому что их духовник очень строгий. Все как есть, так и оставляй». Бабулечка задумалась: “Батюшка, а вот ведь без колбасы я совсем не смогу. Благословите на колбасу” А время моего служения началось как раз перед постом. И вот служим мы последнее богослужение, а люди подходят и испрашивают благословение на облегчение поста. Подходят с детишками, говорят: «Дети учатся. Батюшка, пожалуйста, нам хоть сырок, хоть кефирчик, хоть творожок, бутерброд с сыром, но благословите. Нам духовник разрешал!» Ну, разрешал — значит, и я не препятствую, благословляю. Подходят люди в возрасте, спрашивают: «Батюшка, так и так, тяжело пост нам соблюдать, нам бы рыбку иногда можно в такие дни, когда нельзя?» — «Ну, — говорю, — духовник разрешал?» — «Разрешал». — «Ну, Бог благословит». И вот в конце подходит одна бабулечка, очень так выжидательно, испытующе на меня смотрит и говорит: «Батюшка, мне по возрасту уж, пожалуйста, разрешите рыбку вкушать. Духовник разрешал». Отвечаю: «Ну, раз разрешал, пожалуйста». Опять на меня смотрит пристально и говорит: «Знаете, батюшка, вообще-то мне для косточек молочная пища необходима. Духовник разрешал». — «Ну, что же, раз разрешал, Бог благословит». Тут бабулечка задумалась, смотрит на меня и говорит: «Батюшка, а вот ведь без колбасы я совсем не смогу, просто упаду и все — сил не будет. Благословите на колбасу». Тут я уж говорю: «Знаете, с этим вопросом, пожалуйста, к духовнику».

http://pravoslavie.ru/75491.html

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Простите за такую обширную цитату, но она, мне кажется, необыкновенно важная для всех христиан. Вообще, к сожалению, православным христианам не свойственно часто читать Священное Писание, а еще в меньшей степени — читать апостольские послания. Если еще евангельские тексты хоть как-то знакомы и даже немного бывают понятны на церковнославянском языке, то апостольские послания на церковнославянском совершенно непонятны, и вот этот отрывок практически не встречается в наших богослужебных текстах, которые мы слышим. А он является существенно важным для понимания нашего христианского призвания, как народа Божьего, как царственного священства, как живых камней, из которых устраивается духовный Дом Божий, который есть Церковь Божья, о котором апостол Павел говорит, что это «столп и утверждение истины». Можно было и на этом закончить мое выступление. Если бы не одно обстоятельство. В большинстве случаев миряне вообще не подозревают, что у них есть хоть какое-нибудь призвание. Вот в этом вся беда. О том, что миряне не задумываются о том, что у них, как у народа Божия, есть свое особое призвание. О том, что свое особое призвание означает и особое служение. Потому что, если человек не знает, в чем его призвание, он не будет способен никогда осуществлять никакого своего служения. В чем разница между мирянами и священством? Так сложилось исторически и культурно, что о призвании говорится чаще всего только по отношению к священству. А миряне воспринимаются, и сами себя привыкли воспринимать как некую вполне безликую, безответную, а значит, безответственную церковную общность, от которой ничего не зависит, которая ни на что не имеет права, за которую все вопросы решены или будут решены священноначалием в лице архиерея или приходского настоятеля. К сожалению, к подобной мысли за многие десятилетия или, скажем, даже столетия привыкли все: и священство, и миряне. И поэтому мыслят себя довольно разделенными друг от друга. Все права и ответственность в руках священства, миряне — паства, но уже не в евангельском смысле этого слова, а во вполне бытовом, прикладном. Потому что, когда Господь наш Иисус Христос говорит о Себе, как о Пастыре, а о нас, как об овцах Его стада, надо очень хорошо понимать разницу между тем, что говорит Христос, и тем, что на самом деле происходит.

http://pravmir.ru/miryane-svjaschenstvo-...

Недавно, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Патриарх, в слове после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вновь напомнил о нашем общем долге – хранить единство: «Мы должны молиться о нашем общем Отечестве, об исторической Руси, чтобы никакие перипетии, искушения и соблазны не разорвали единое тело Святой Руси». Понимают ли это, слышат ли этот призыв «иже во власти суть»? Ну, или эксперты, ими привлекаемые для тех или иных проектов. Потому что иногда вываливается же что-то совсем удивительное. Вот персонаж из 90-х сообщил, что все беды (и этнопреступность в том числе) – от совка. Просто был такой Советский Союз – от того и все. Вот же «дотянулся проклятый Сталин»! Впечатленный уровнем экспертизы интервьюер зачарованно поинтересовался – мол, а вот же в советское время взятка, убийство были случаем исключительным и однозначно порицаемым обществом и наказываемым законом. Сегодня-то далеко не так. Выходит, что закон тогда уважали больше, чем в нынешней РФ? – Нет, конечно, бестрепетно ответствовал профессор. Да вообще правовое сознание времен Советского Союза можно сравнить с периодом правления Ивана Грозного. Занавес. Это даже не Сталин дотянулся, это вообще Грозный, за свою жестокость, как известно, прозванный Васильевичем. А нам, с таким уровнем постижения истории и правосознанием остается, видимо, тянуться до «Русской Правды». Чтоб убийцы хоть виру платили за убитого русского, а не отпускались на свободу по воле той или иной диаспоры… Все это происходит на фоне очевидных успехов мультикультурализма в деле постепенного упразднения Христианства в Европе. Хоть бы посмотрели в сторону, как еще недавно говорилось, «цивилизованных стран» – а что у них-то в этой сфере? Процесс ведь давно пошел, какие результаты? Результаты есть. Из Англии, например, сообщают, что в Бирмингеме здание католической церкви из-за резкого снижения количества прихожан продали общине мусульман. Церковь закрыли еще в июле прошлого года, когда количество прихожан упало с более чем 150 человек до 40. Построенное в 1930-х годах здание было выставлено на торги. На него претендовали коммерческие компании и представители различных религиозных групп, но попечители выбрали именно мусульманскую общину. «Представитель архиепархии Бирмингема отмечает, что нынешняя сделка отражает изменения в местном обществе». Умри, представитель архиепархии, лучше не скажешь! И рядом в ленте новостей сообщение о том, что несколько десятков «выходцев из Великобритании» – в террористических бандах в Африке, например, некоторые участвовали в недавнем налете на торговый центр в Кении. Ну, это то самое «второе поколение», как правило. Бирмингем, кстати, давно уже известен, как город с «небелым большинством», причем значительным большинством, населения.

http://radonezh.ru/analytics/esche-o-pos...

Гильденлеве Вольдемар — граф Шлезвиг-Гольштейнский, датский государственный деятель, XVII в. Нынешний Великий Князь — государь очень благочестивый, который не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел. Если кто-нибудь обеднеет вследствие неурожая или по другим несчастиям, то ему дается пособие и вообще обращается внимание на его деятельность, чтобы он мог снова поправиться, заплатить долг свой и внести подати. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Хоть он и видел себя взнесенным превыше всех людей, тем не менее, сердце его всегда питало любовь к низшим, так что он, подавляя в себе всяческую гордыню, считал, что для созидания Царя нужны те же элементы, какие нужны для хорошего человека вообще. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Благодаря его заботам о мире, Москва, как бы мертвая до сего, казалось, вновь ожила. Ибо действительно никто, кроме Михаила, доблестнейшего Князя и как бы нового основателя, не был бы в состоянии восстановить утомленное и погибающее под игом столь многих зол государство; как в частной жизни он держал себя в высшей степени похвально, так и, став во главе государства, поддержал он прежнюю добрую о себе славу. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Нарвский гражданин Левин Нумменс, посланный (в Псков) с некоторою суммой денег, был не только задержан с деньгами, но и лишен имевшихся у него писем, которые были распечатаны, а сам он подвергся жестокому обращению. Его Царское Величество, как кроткий, богобоязненный и истинно миролюбивый государь, очень дурно принял (это известие) и тотчас отправил одного князя и дьяка верно разузнать, как дело обстоит, чтобы помянутые мятежники были надлежащим образом наказаны. Поммеренинг Карл — шведский резидент в Москве в 1647—1650 гг. Великий Князь Михаил Феодорович правил кротко и относился милостиво к иностранцам и туземцам, все говорили, что в стране за целые сто лет не было столь благочестивого государя. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник

http://pravoslavie.ru/1764.html

- Однажды уже был прецедент попытки изменить Церковь сразу. Во времена Патриарха Никона. Такой раскол был… - Раскол-то произошел не в результате этого. Раскол произошел из-за реформ Петра. Когда он начал брить бороды, навязывать немецкое платье, снимать колокола, закрывать монастыри, запретил пострижение. И началось: все, антихрист пришел. И сразу 20 миллионов людей ушло в раскол. А без реформ Петра раскол бы угас. А уже такие оппозиционеры, говоря по-современному, использовали этот аргумент. Что, дескать, вот новые книги -  другая вера. И так далее... Ну, это просто обман. Народ-то темный. И он думает, что обряд имеет какую-то ценность, кроме культурной. И, понятно, что для тех, кому  христианство – лишь обрядоверие, это будет именно так. Не по часовой стрелке, а против часовой стрелки крестным ходом ходить - это уже все. Конец христианству. Хотя, ходи хоть зигзагом. Хоть по синусоиде. Неужели в этом благочестие? Но люди не понимали. Для них исполнение внешнего играло большую роль. Патриарх Никон, вообще, тут ни при чем. Потом его уже пристегнули. Он же, вообще, к этому времени ушел с патриаршества. Какие проблемы? Раскол учинила, как все расколы учиняет,  государственная власть. Если бы ГПУ не поддерживало бы «живоцерковников», у нас бы что, был бы раскол после революции? Да, не было бы никакого раскола. Церковь сама по себе уврачевала, и все. Или на Украине. Если бы Кравчук не поддержал бы Мишку Денисенко, то и не было бы никакого раскола. Они там договорились. Ну, как бы друзья. А другие тоже: и мы хотим. И еще два раскола образовалось. Прецедент есть, все получается. А что, нормально, свою собственную церковь организовал -  и все твое. Денежки собирай -  это самое главное. - Скажите, пожалуйста, как правильно ответить родным на проявление суеверия, чтобы и не обидеть? Если, к примеру, не отвечать на фразу " Ни пуха, ни пера " . Мама очень обижается. - Если человек не отвечает, в этом ничего обидного нет. Необязательно потакать суевериям. Ну, а если мама начнет блюдца вертеть? Или знаки зодиака развешивать? Или еще, не дай Бог, портрет Ленина повесит...

http://radonezh.ru/text/u-khrista-byli-l...

Если же не нарушать этого правила, то нормальный монастырь, повторюсь, относительно легко выявляет и лечит подобные заблуждения. Но вот если в миру человек сам над собой не потрудится для выявления такого самообмана, то со стороны вытрезвить его почти невозможно. На работе обычно ни задачи, ни формат производства не позволяют руководству проводить рокировки в воспитательных целях. А вне работы человек вообще ничем не сдерживается – в наш век общения без границ он может сколько душеньке угодно плескаться в океане своих иллюзий и представлять себя хоть мучеником за правду, хоть патентованным защитником обиженных и угнетенных. Особенность этого заблуждения в том, что при воцерковлении ему сподручно лишь усиливаться. Мы ведь слышим, что надо прощать обиды, что ближнего надо любить и жалеть, надо защищать, надо творить добрые дела… Так почему бы не постараться? За чужой счет нетрудно, а душу греет чувством исполненного долга. Кстати, о добрых делах: еще одна разновидность этого странного делания – благотворительность за чужой счет. По той же самой схеме: «Ну что, вам жалко, что ли, помочь нуждающемуся? Фу, какие вы жадные…» Или сразу переходя к делу: – Павлик, мама дала нам по сырку, но я встретил бедного голодного котенка – и отдал ему твой сырок… – Почему же ты не отдал свой? – А свой я уже съел. Реальное положение дел упрекаемых людей не рассматривается: раз жалеющий решил, что эти люди могут помогать, значит, так и должно быть. И не учитывается предыдущий опыт благотворительности у этих людей. Вообще. А ведь он бывает очень и очень печальным, и в любом случае – это опыт. Которого у «добрячка» частенько просто нет. Как тут не вспомнить ситуацию, с неподражаемой иронией описанную у того же Марка Твена от лица беспризорного мальчишки! Два ответственных человека, зная отца Гека Финна как агрессивного пропойцу и вора, пытаются спасти от него мальчика, а городской судья отказывает им в опеке, начитывает мораль и напоследок еще решает дать городу урок человеколюбия, показав, как исправить Финна-старшего.

http://pravoslavie.ru/132171.html

Однако ты забываешь, что заповедь эта четкая, и она говорит: «Ты почитаешь своих родителей? Тогда будешь благословен! Не почитаешь их, не уважаешь? Тогда будешь терпеть последствия этого. Нет на тебе благословения». В мире есть определенные духовные законы. Чего бы ты ни хотел, что бы ни говорил, сколько бы ни протестовал – эти законы есть. Они четкие. Сколько молодых людей уходит на выходные развлечься, поругавшись перед этим с родителями? А мать потом ждет сына… плачет, читает-перечитывает журналы, дожидаясь своего ребенка. И ребенок возвращается, пройдя через какие-нибудь передряги. Возможно ли, чтобы этот ребенок был благословен, когда он причинил матери столько горя, такую скорбь, такие слезы, такое возмущение? Бог говорит тебе: – Деточка моя, Я сказал тебе: или по-хорошему будешь следовать Евангелию, или понесешь последствия своих дел, испытаешь боль, пострадаешь и тогда уже проснешься. Хоть на больничной койке, в последний час, хоть за две минуты до того, как испустить дух, но ты поймешь это и скажешь: «Бог был прав, дитя мое! Он был прав! Всё так и оказалось!» Поэтому скажу тебе другое. Есть люди, которые воюют с Церковью, но говорят: «У меня всё в порядке со Христом», – но ты ведь даже со Христом не ладишь. «У меня проблема со скандалом, а не со Христом!» Но почему, разве у тебя всё в порядке со Христом? У кого из тех, кто оказывается в центре скандалов, всё в порядке со Христом? Разве со Христом они ладят прекрасно, и только скандалы им не дают покоя? Хотел бы я спросить кое-кого из журналистов и политиков, утверждающих, что их раздосадовал произошедший скандал, но Христос для них выше всего: а ты ходишь в церковь? Когда ты был там в последний раз? Вот что я хочу, чтобы ты мне сказал. Когда? Один человек прислал мне по эл. почте письмо, в котором были результаты опроса, проведенного среди ведущих политиков всех партий поименно. Их спрашивали: «Когда вы в последний раз были в церкви?» – и большинство ответило: «Никогда» или: «Когда в парламенте служили благодарственный молебен с водосвятием», «Когда мы на 28 октября ходили туда добровольно-принудительно» . Некоторые отвечали: «В молодости», другие: «Я причащался лет 15 назад», кто-то вообще никогда не причащался – что-то невероятное. И эти люди сейчас правят, судят, принимают решения. То есть непросвещенные люди, которым неведом запах ладана, бессильные, прямо противоположные Божественному, вообще не имеющие Бога в душе, атеисты.

http://pravoslavie.ru/108401.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010