Видя погибель славного Тира, понимая всю глубину его падения и величие его лишения, окрестные народы, бывшие с ним в торговых связях, по искреннему сочувствию к жителям Тира, будут желать, чтобы больше никто не укорял их и, пользуясь их бедностью и слабостью, не обижал и без того опозоренную и оскорбленную до крайности «дочь Сидона». Это злосчастное положение Тира тем более жалко, что жители его не смогут найти для себя ни с какой стороны союзников, с помощью которых они могли бы хоть немного оправиться. Если они пойдут на запад и будут искать помощи на островах Киттимских, жители которых прежде, как родственные и союзные по торговле, были лучшими их помощниками, то теперь не найдут даже и спокойного приюта здесь, что обыкновенно оказывалось странникам. Если они пойдут на восток, в Халдею, которая славилась тогда войсками и крепостями, то окажется, что и её крепостные стены разрушены до основания, а правители её – Ассирийцы исчезли с лица земли, так как и они, за свою гордость, определены к столь же страшной погибели (ср.гл.10:5–17; 14:24–26). 14. Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена. (Плачитеся, корабли кархидонстии, яко погибе твердыня ваша). Если и само разрушение Тира с бесчисленными бедственными последствиями его, послужит побуждением горько плакать о нем (ст.1), то уверенность, что он не восстанет из своих развалин надолго, возбудит тем большую скорбь, которая должна выразиться в плаченных песнях прежде всего жителей Карфагена, лучшей колонии Тира и потому имеющей пострадать более других от его падения. 15. И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице. (И будет в той день, оставлен будет тир седмьдесят лет, якоже время [единаго] царя, яко время человеческо: и по седмидесятих летех будет тир яко песнь блудницы). В «тот день», когда оружие врага разрушит до основания твердыни Тира, он останется в развалинах на семьдесят лет. Это время жизни и правления одного царя, так как вообще время народной истории измерялось годами правления царей, из которых некоторые достигали этого полного и совершенного числа – семидесяти лет, или даже – время жизни одного человека, так как возраст человеческий в древности определялся числом семидесяти лет. Это определенное и крайнее число Господь назначил по своему совету (ст.9) для запустения Тира, подобно тому, как и для своего избранного народа – семидесятилетий плен, с тем, чтобы выросло и воспиталось новое поколение, чуждое образу жизни своих предков. Воспитанное в тяжелом труде, бедности и уничижении, оно будет чуждо праздности, роскоши и гордости; для него прошедшая жизнь отцов будет представляться столь же постыдной, как и для состарившейся и дряхлой блудницы некогда роскошная, но развратная её молодость, которая с беспредельной грустью воспевает и вместе оплакивает в своей песне потерянную честь и утраченное здоровье –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Казалось бы, этого достаточно, но баптисты, забывая об учителях и наставниках (вот оно – «выбирание») концентрируются на «отцах» и притом утверждают, что слова Христа относятся только к отцовству духовному. Можно было бы спорить о том, что отличает в данном тексте отцовство духовное от плотского, ведь в обоих случаях истинный Отец Небесный рождает (по плоти или по духу) через людей новых чад, однако мы просто приведем примеры использования апостолами слова «отец» в духовном смысле. Так, апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих – обрезанных и необрезанных ( Рим.4:11–16 ), а себя духовным отцом Онисима ( Флм.1:10 ) и целой Церкви Коринфской – «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Так и мы, священники, как отцы рождаем людей к жизни вечной благовествованием и крещением и воспитываем духовно. А если мы «противоречим» Евангелию, то вместе с апостолом Павлом. Объясню теперь, почему принято в Православной Церкви называть священника отцом: о своем плотском рождении человек всегда помнит, а о том, что он должен родиться свыше, от воды и Духа, он склонен забывать. Так как мы, священники, осуществляем данное от Отца Небесного рождение свыше (как отцы по плоти осуществляют данное от Отца Небесного рождение по плоти), то именование нас отцами напоминает людям об их втором рождении. 2) О почитании Пресвятой Богородицы, святых, святых икон и др. святынь Света во время нашего визита к вам спрашивала: «Как это православные празднуют Казанскую икону Божией Матери? Как это можно – поклоняться доске с красками, да и Самой Божией Матери как можно поклоняться? Она хоть и хорошая, но такая же простая женщина, как и мы». Это Светино недоумение является частью общего обвинения баптистами православных в идолопоклонстве, за почитание не только Пресвятой Богородицы, но вообще святых угодников, святых мощей, святых мест и т. д. (Некоторые баптисты рьяно боролись против изображений креста, а другие спокойно ставят кресты на маковках своих церквей.) В подтверждение своего обвинения против почитания св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Наталия Ростова 23 сентября 2019, 17:40 Александру. 23 сент. 13:52. Дерзкое заявление. Просто хотя бы логику включите. Упомянутый в комментариях доктор Москати был католиком, а за свою жизнь спас много людей. Протестанты - это те, я считаю, у которых нам, православным, стоит поучиться любви, кротости и смирению. И что же получается? Они все недостойны Царствия Небесного??? Бог - есть Любовь, а из Него делают карателя. Типа, если не православный, то вот тебе дорожка в мрак и компания с приспешниками сатаны....Бр-р-р... Послушайте хотя бы Осипова Алексея Ильича. Может хоть он изменит Вашу точку зрения в этом вопросе... Александр 23 сентября 2019, 13:52 Андрей22 сентября 2019, 22:24 " Какой Вселенский или Поместный собор сказал, что католики и протестанты не спасутся? Протицитируйте, пожалуйста! " Протестанты, как минимум лишены нормального священства - через цепочку рукоположений, начиная от апостолов. Следовательно, они лишены Евхаристии и прочих Таинств. А нет Таинств - нет и спасения, так как цитирую: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " Выходит, что не спасутся. Катерина 23 сентября 2019, 09:11 Андрей22 сентября 2019, 22:24 - мы вообще-то не запрещаем искать " другим " свой какой-то особый путь к их Богу. Или богам. Богиням даже. Хозяин барин. Пусть ищут. Как им угодно и где угодно. Но у нас, православных, как и у любого футбольного клуба или там общества защиты памятников культуры, есть свой устав, кратенько изложенный в Символе Веры (см. недавнюю статью на эту тему). Поэтому желающие вступить в наш " футбольный клуб " обязуются этому уставу подчиняться. Подчинение начинается с разделения правил, изложенных в уставе. Бессмысленно принимать в футбольный клуб спортсмена, с самого начала отвергающего правила и условия клуба. Поэтому кандидат в крестные и был отвергнут. Александр В 23 сентября 2019, 08:58 Андрей, кому Вы верите больше: Богу или собственному мнению? " Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет " . (Ин. 10:7-9). Если Бог один и Истина одна, то должна быть одна истинная религия, данная Богом. Следовательно, все остальные ложные. Все религии не могут быть истинными, т.к. Бог не может давать противоречивую и даже лживую информацию о Себе разным людям. Сам раньше думал как вы сейчас. Но начав разбираться, пришёл к выводу, что серьёзно заблуждался по причине незнания конечных целей

http://pravoslavie.ru/124041.html

В XVI веке, когда был составлен «Домострой», детей, женщин и слуг, к сожалению, били все, кому позволял статус (бить других, в том числе мужчин, могли и сами женщины, если были выше по статусу). Парадокс, но для своего времени «Домострой» был прогрессивным произведением: чтобы хоть как-то смягчить суровые нравы, в книге запретили бить женщин кулаком, палкой и металлическими предметами. Библейской аналогией можно считать заповедь «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» ( Лев.24:20 ), которая была призвана вытеснить традицию кровной мести и стать ступенью к заповеди Христа «Вы слышали, что сказано: “Око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Мф.5:38-41 ). В наше время адекватному человеку, а тем более христианину, не придет в голову пользоваться Домостроем как руководством по наказанию домашних. Да и вообще, «Домострой» – это в основном про ведение хозяйства, а не про насилие. В Православии женщина не может стать священницей. Справедливо ли это? Священство – это не привилегия, а служение. Сан не дает дополнительных благ в земном или загробном мире. Спасительнее для души женщины не подвергаться искушениям, ожидающим пастыря. Подробный ответ на этот вопрос см. в статье священство . Необходимо ли женщине рожать, чтобы спастись? Апостол Павел пишет: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие» ( 1Тим.2:14-15 ). Было бы неверно понимать эти слова как а) обязательное условие для спасения всех женщин; б) то, что естественный процесс родов как-то приближает женщину к спасению. В данном случае, речь идет о том, что основным средством для спасения верующей женщины (если она находится в браке) служит труд материнства, предполагающий не только рождение, но и христианское воспитание детей. Поэтому эта фраза завершается так: «…если они пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием». Свт. Иоанн Златоуст поясняет эту мысль: «Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. “Если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием”, то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность». Может ли женщина приходить в храм, если она в брюках и с непокрытой головой?

http://azbyka.ru/zhenshhina

Но как же эту совершенно абстрактную сущность можно воспитывать, то есть пытаться на нее " воздействовать " , " влиять " или что-то ей " внушать " ! Ключи глубинной сути Желая хоть сколько-нибудь продвинуться в своем направлении, мы должны восстановить в индивидуальном и общественном сознании истину о высокой ценности слов, а значит и ценности того, что эти слова выражают. Нет христианина, который не знал бы, что " в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " (Ин. 1: 1) и что " от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12: 36). Известно и то, что первое послушание первозданного человека было связано со словами, которые он произносил, давая имена всему сотворенному. ...И Сам Творец снисшел, повествует Писание, " чтобы видеть, как он назовет их... как наречет человек всякую душу живую " (Быт. 2: 19). Между тем, слова сами дают нам ключи для понимания их глубинной сути. Питание и воспитание в русском языке - слова однокоренные и по сути однозначные. Например, библейский пророк Варух пользуется именно этими понятиями, когда укоряет своих беззаконных современников: " Вы забыли питающего вас вечного Бога, а также огорчили и воспитавший вас Иерусалим " (Вар 4: 8). Итак, Господь питает, а святыня воспитывает, то есть сопровождает Божественное Таинство, способствует принятию его человеком, восполняет земными ценностями небесный дар и преподает его в совершенной полноте. Таков принцип Божественной педагогики. Раскрывается она на самом доступном для каждого христианина уровне в прошениях Молитвы Господней. " Хлеб наш насущный даждъ нам днесь " , - то есть, " напитай нас " ; " и остави нам долги наша... и не введи нас во искушение, но избави от лукаваго " , - то есть, " воспитай нас " , Отче наш! Заметим, что в упомянутом обличении пророк Варух обращается именно к личности окружающих его людей, а не к " субъектам отношений " или к " системам социально значимых черт " , как их именует всё та же книжность. Вообще каждый библейский призыв к покаянию и к праведной жизни основывается на общем методологическом принципе, который я попробую сформулировать так: единственный для человека способ улучшить качество своей личности и выправить искривления своей жизни состоит в деятельном воспоминании о своем достоинстве хранителя образа и подобия Божия. По выражению одного иудейского религиозного писателя, самое страшное, что может сделать людям диавол, это заставить нас забыть, что мы Царские дети (цит. по: Епископ Каллист (Уэр). Внутреннее царство. Киев, 2004).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Может, вы пережили что-то подобное. Я не знаю, как пережить потерю детей (и будущих внуков). Эта потеря огромна». Если бы мое прошлое высокое положение помогло мне сейчас сделать так, чтобы подобные ситуации и люди рассматривались с более открытым мышлением, если бы оно было способно помочь другим пересмотреть свое отношение к этим людям, мне кажется, что в таком случае, это мое положение принесло бы, наверное, единственно возможную пользу, которую вообще можно из него извлечь. Сейчас я думаю о словах Павла, когда он говорит: «Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы, что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем… Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить» 39 . Если информация, представленная в этой книге, поможет хоть одной такой матери, чтобы дети смотрели на нее не со стыдом, а с гордостью, ибо она осталась верна своей совести, все приложенные усилия стоят того. Вот почему, в основном, в этой книге будет изложено то. что я видел, слышал и пережил в течение тех девяти лет, которые проработал в Правлении Свидетелей Иеговы. Совершенно очевидно: необходимо добраться до корней того, что для многих стало душераздирающей проблемой. Приведенное выше не задумывалось как некое «обличение». Некоторые события представлены здесь не потому, что по-настоящему шокировали меня, а потому, что наглядно показывают и подкрепляют примерами фундаментальные проблемы, очень серьезные вопросы. Они демонстрируют, к каким крайностям может привести «преданность организации», каким образом случается так, что милых, в сущности, людей, руководствующихся самыми благими намерениями, можно подтолкнуть к недобрым и несправедливым, даже жестоким решениям и поступкам. Как правило, здесь упоминаются время и место событий и имена их участников, — мне кажется, это необходимо, чтобы материал был достоверным и основывался на фактах. Я уверен, что без этого многие будут подвергать сомнению или отрицать то, что все сказанное базируется на реальных фактах. Там, где подобные подробности не кажутся мне необходимыми, а также если их упоминание может вызвать ненужные сложности у участников событий, я не буду указывать имена и другие определяющие подробности. С отдельными личностями мы встречаемся только по мере того, как они фигурируют в общей картине. Если высказывания некоторых людей, например, Натана Норра или Фреда Франца, приводятся очень часто, то это происходит потому, что им было что сказать и их слова производили гораздо большие влияние и эффект, чем высказывания других. Такие люди, как Лайман Суингл и Карл Адамс, могут цитироваться чаще потому, что работа свела меня с ними ближе, чем с другими.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

Пока Иосиф был жив, не говорилось о том, что сыны Израилевы множились; в те времена вообще ничего не говорилось о размножении. Я верю словам Господа моего Иисуса Христа и не думаю, что хоть одна йота или одна черта в законе или пророках лишена тайн; не считаю я также, что что-либо «прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). Но так как наши способности невелики, давайте примемся за то, в чем мы можем лучше преуспеть. Сынов Израилевых было очень мало до того, как умер наш Иосиф, проданный за тридцать серебряников Иудой, одним из Его братьев. Но когда Он вкусил смерть за всех (ср. Евр.2:9 ), которой лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ), люди веры умножились, «а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, умножила земля их» ( Исх.1:7 ). Ибо, по Его словам, «если пшеничное зерно, пав в землю, не» умерло бы ( Ин.12:24 ), Церковь не собрала бы такой обильный урожай на всей земле. Поэтому после того, как пшеничное зерно упало в землю и умерло, из него произросло такое большое число верных, а сыны Израилевы возросли и усилились чрезвычайно. Ибо «голос» апостолов прошел «по всей земле… и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:4–5 ), и через них, как сказано, «слово Божие росло и распространялось» ( Деян.12:24 ). Это имеет глубокий мистический смысл. Но постараемся в этих словах увидеть и нравственную сторону, ибо это послужит наставлению душ слушающих. Итак, если Иосиф умер и в тебе, то есть если ты принимаешь умирающего Христа в свое тело и умерщвляешь свои члены ко греху, значит, «сыны Израилевы расплодились» в тебе. Словосочетание «сыны Израилевы» толкуется как благие и духовные чувства. И если чувства плоти умерщвлены, чувства духа возрастают, и когда пороки ежедневно умирают в тебе, число добродетелей также увеличивается. Так же и тебя земля умножает в добрых делах, совершающихся посредством тела. Но если хочешь, чтобы я на примере Евангелия показал тебе, кого «умножила земля», подумай над словами апостола Павла: «Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разделы портала «Азбука веры» Допустим, некий человек ходит в храм, но от природы он холоден и суров, и в своей душе не испытывает к нищим и бомжам ничего, кроме брезгливости. Надо ли ему все равно давать им подаяние, ради угождения Богу? Или это будет просто зряшной тратой денег, так как подаяние без любви бесполезно для его души? И лучше подождать, когда у него возникнет любовь к ним, и тогда уже подавать? Но с другой стороны, ведь нищие и бомжи все равно хотят есть, независимо от наших чувств к ним. Подавать, или не подавать? Похожие вопросы 4 Ответа На Ваш вопрос отвечает св. Амвросий Оптинский : “Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь”. Делайте дела любви без любви, стремясь ее получить, а Бог поможет. Касательно бомжей. Им, как и цыганкам и бабушкам, собирающим в людных местах и у церквей, я бы вообще не советовал бы подавать. Бомжи пропьют, цыганки и бабушки — члены мафии нищих. Стоит ли обогащать мафию и давать на пропой? Лучше подавать бабушкам, которые что-то продают. Их гоняет полиция. А стоящих и собирающих, которым мафия оплатила места — нет. Как и цыган. Кстати, цыгане с детьми накачивают их водкой или наркотой, чтобы они не кричали. Когда организм ребенка не выдерживает и он умирает, то его выбрасывают и покупают или воруют нового младеньчика. Так делают и женщины с младенцами славянской внешности. Если человек бомж и оборван, то ему лучше купить поесть. Хоть хлеба батон. Он хотя бы не потратит Ваши деньги на алкоголь, убивая себя и отправляя в ад. Помоги Вам Господь обрести любовь и давать угодную Богу милостыню! По силе спокойно подавайте в нормальном размере, не по рублю. Ведь за этим нищим, циганкой, бомжом, пьяницей может стоять Сам Христос. Что Вы ответите Ему когда Он спросит: Мф. 25:42–46 ибо алкал Я [Господь], и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную…

http://azbyka.ru/vopros/podavat-li-nishh...

Стоп! — не выдержал я. — Как ты вообще можешь говорить о навозе, когда я говорю тебе о небе? Ах да, я забыл, что ты у нас из дерьма лепишь идеальные (в смысле идей) конфеты. Знаешь, умник, — меня понесло не на шутку, — если розы хотя бы чуть-чуть замарать навозом, то главным в них станет именно навоз. И по запаху, и по идейному содержанию. Розы с каплями навоза на лепестках никто себе в дом не поставит. Если, конечно, речь не идёт о психе. Не так? — Бррр… гмм… Да я что… — Давыдыч всегда боялся моего напора. Вот так и всё человечество… После очередной катастрофы, которая хотя бы на секунду останавливала суетливое потребительское сознание, мир вздрагивал, но уже в вечерних новостях обсуждал курс какого-нибудь ресурса или поведение какого-нибудь политика. Почему я разговаривал на эти темы с «двуликим» Давыдычем и не уклонялся от общения с ним, соблюдая кладбищенское отшельничество? Во-первых, а чем я был лучше? Во-вторых, потому что чувствовал, что этот человек не утратил способности любить. Даже если, кроме себя, он до сих дней любил только Таню, он уже был способен любить хоть кого-то, кроме себя. А значит, он хотя бы чуть-чуть мог понять любовь к людям Иисуса, апостольскую любовь. У евангелистов это называется Закон Любви: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:32-36 ). Что можно сказать сверх этого? И первомученик Стефан, побитый камнями, умирая, просил простить своих убийц, как и Спаситель со Своего Креста… Именно эту любовь отвергали своим повреждённым существом те, кого Спаситель назвал детьми дьявола. Все хотели своего сильного и карающего бога. В каком смысле своего? В прямом: того, который придёт и покарает всех, кто думает или верит не так. Такой бог не может быть распят на кресте, не может нести страшные побои, искупая чьи-то там грехи, он уже за взгляд искоса карает молнией, а уж иноплеменников выкашивает штормом огня. Вот если бы римские солдаты и Понтий Пилат от одной только мысли о распятии попадали замертво, а ещё лучше, если б Христос махнул дланью, из которой вырвались бы языки пламени и пожрали всех врагов так, чтоб и пепла не осталось, вот тогда поклонились бы Ему все… А Он вынес унижения, побои, поношения и был распят… за грехи человечества, чтобы Своей кровью смыть их, чтобы Своей смертью прервать безнадёжное для человека владычество смерти. Но умер Он, чтобы воскреснуть. Ключевое слово — воскреснуть. И Он воскрес.

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Л. Толстой нарочито не обращает никакого внимания на следующее весьма важное обстоятельство. Глава, содержащая изложение первых частей Нагорной проповеди, начинается следующими знаменательными словами: «увидев народ, Он (Христос) взошел на гору, и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их. 937 В Евангелии от Ап. Луки тоже говорится, что Нагорная проповедь Спасителя была непосредственно и главным образом обращена к Его ученикам, к апостолам. «Возведши очи Свои на учеников, Он говорил: блаженны алчущие 938 и прочее. Беседу Христа, обращенную к апостолам, слушал и собравшийся народ. Что при этом не было не только представителей государственно-гражданской власти, но даже книжников и фарисеев, об этом свидетельствуют следующие слова Евангелия: «когда Иисус окончил слова сии (Нагорную беседу), народ дивился учению Его, ибо Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». 939 Из всего этого ясно, что слова Спасителя о непротивлении злому не были обращены к представителям государственно-гражданской власти и не налагают на них обязанности прекратить противление злым чрез обычные для ней средства. Кто нам заметил бы, что сказанное Христом кому бы то ни было из людей обязательно для всех их, тот обнаружил бы этим лишь решительное непонимание того, о чем говорить. Ведь если рассуждать так, то нужно относить ко всем без исключения людям, а не к апостолам только и к их преемникам, следующие к им подобные слова Спасителя, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, а что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 940 Нашу мысль, что слова Христа о непротивлении злому не относятся к представителям государственно-гражданской власти, как к таковым, можно было бы основательно опровергнуть лишь в том случае, если бы нашли в Евангелиях или вообще в Новом Завете хоть одно место, в котором запрещалось бы государственно-гражданским властям прибегать к средствам принудительного воздействия на злых людей. Но такого места не обретается и во всей Библии. При решительном его отсутствии не имела бы опровергающего нас значения даже ссылка на то, что, хотя, Нагорная беседа и не была обращена к представителям мирской власти, однако же в этой беседе есть заповеди, обязательные и для них. Что таковые заповеди есть в ней, странно было бы отрицать. Но разве следует из этого, чтобы и заповедь о непротивлении прямо относилась к ним, не как к частным лицам? Заповедь Спасителя о не осуждении ближних несомненно относилась и к ним. Однако же, Спаситель упрекал даже книжников и фарисеев за их пренебрежение к их судейским обязанностям. 941 Исполнение же последних неизбежно связано с применением насильственных мер по отношению к злым людям. 942

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010