Вообще семик – праздник русалок и мертвых. В семик теперь главным образом поминают умерших насильственною смертью , умерших без церковного покаяния и некрещенных детей, которым предварительно дают христианские имена 243 . Поминовение некрещеных детей следует сопоставить с обычаем: «крестить кукушек» на ветку, на которой помещают чучело кукушки или на самое чучело, вешают шейный крестик, иногда чучело заменяется травою, называемой кукушкой. Вероятно, этот обряд стоит в связи с верованием, что душа по смерти принимает различные образы. Верят, что душа некрещеного младенца в течение семи лет, до обращения в русалку, летает по воздуху и жалобно просит окрестить ее. Если кто произнесет формулу крещения, душа возносится на небо, как бы приняв крещение 244 . Полагаем, что семицкие празднества доисторического, языческого происхождения. Отметим протест против этих празднеств, выраженный в Стоглаве 245 . На зеленой или русальной неделе, русалки, выйдя из воды, бегают по нивам, лугам и рощам, лазают по деревьям, бьют в ладоши, водят хороводы, пляшут и поют песни. Ходить на этой неделе в лес опасно, особенно мужчинам, русалки могут поймать и защекотать. Но с Троицына дня они уже не могут днем выходить на берег: в песне на Троицу поется: Русалочки земляночки На дуб лезли, кору грызли, Свалилися, забилися 246 Но еще и до Петрова дня русалки продолжают выходить на берег. В понедельник Петрова поста в некоторых местах бывают игрища – проводы русалки: соломенную куклу разрывают в игре. Такой обряд по местам проделывается на зеленой неделе 247 . Летом можно видеть русалку только на берегу реки и при исключительных каких-либо обстоятельствах. Русалки, по народным воззрениям, скорее враждебные, чем безразличные для человека существа: они могут защекотать или утопить человека, путают рыбакам сети, ломают плотины и мосты, заночевавшим на воде гусям завертывают крылья и проч. 248 Корень и происхождение слова русалка определить затруднительно. У нас есть слово рус-ый, русло, Руса. В санскрите rasa – жидкость, влага, вода; в кельтском rus, ros – озеро, пруд; в лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ее волнуют интересы более важные, ее духовная энергия возбуждается более возвышенными помыслами. Европа в суете своих материальных забот и стремлений не понимает этой духовной жизни, или точнее, той жажды духовной жизни, которая выражается агитациями по поводу дела Горгама и папского вопроса 603 . Над первым почти везде смеялись, как над чем-то детским, недостойным образованной нации; второе же сочли таким же ребячеством и признаком болезненного самолюбия англичан и англиканской Церкви в особенности. Я недавно слышал разговор француза с одним из моих соотечественников. Они сошлись в следующем глубокомысленном заключении: самолюбие всех народов, оскорбленное сравнением с Англией, теперь может утешиться: Англия, эта земля чудес, до того безрассудна, что толкует в продолжение целых месяцев о догматическом помешательстве приходского священника и о пустых, ничего не значащих титулах каких-нибудь двенадцати епископов. Конечно, такого рода мнения доказывают лишь, как невысоко в умственном отношении стоят лица, провозглашающие их; однако нельзя не признать, что форма, принятая религиозными движениями в Англии, много способствовала скрытию истинной важности спорных вопросов. Мне кажется даже, что эта форма обманывает и большинство ваших соотечественников, и что они рады обману, дозволяющему им укрыться от неизбежной встречи с истинным вопросом, от необходимости стать к нему лицом к лицу и признать его значение и важность. А все-таки вопрос не может быть устранен. Дело Горгама приняло форму спора о юрисдикции; в папском вопросе спор шел о титулах; но в том и другом форма не более как предлог. Горгамский вопрос, в сущности, не что иное, как несогласие, распря между пресвитером и епископом по поводу сомнительного богословского мнения; это возобновление старой нелепости об opus operans и opus operatum. Основание богословского мнения, единственное обстоятельство, которое могло придать ему некоторое значение, это вопрос о том: подвергаются ли некрещенные младенцы вечному осуждению (согласно с мнимо кротким, но в сущности жестоким учением Августина 604 ), или можно считать их спасенными, согласно с духом истинного милосердия, которое выражается в Евангелии? Вопрос этот – дело одного любопытства; на него решительно не найдется ответа ни в откровении, ни в Предании; он был окончательно затемнен умствованиями схоластической науки, или, скорее, схоластического невежества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Некоторые лица (могу сказать, уже много выше тебя по жизни, – лица с истинно-христианским направлением) сознавались мне, что они также затруднялись приступать к св. тайнам из-за своего недостоинства, с тою только разницей против тебя, что хотели приступать гораздо чаще, чем однажды в год. Но убедившись опытом, что не могут сделаться вполне достойными, а между тем находят для себя от свят. приобщения величайшую духовную пользу, – они решились приступать, как того только потребует их духовное настроение или борение с какими-либо тяжкими искушениями и трудными обстоятельствами в жизни. Наконец, рассуди внимательнее об этом самом: какой грех тяжелей, – тот ли, чтоб только не вполне достойному приступить, или же никогда не приступать? Недостоинство причастника, если он глубоко сознает себя таким, еще может быть покрыто благостью Христа; и бессилие причастника к тому, чтоб после принятия Св. Таин воздержаться от прежних пороков, также может восполниться благодатью Божьею; потому что благодать Божья «в немощи совершается» 29 , а главное – святым-то приобщением и подаются нам благодатные силы против греховных наклонностей. Но как же тяжек грех того человека, который каждый раз отказывается от св. причастия! Прих. Объясните мне тяжкую вину этого человека Свящ. Этот человек – неверная душа Иисусу Христу, потому что Иисус Христос оставил нам тело и кровь свою, так сказать, «на память о себе». «Сие творите в мое воспоминание», сказал Он, и – сказал, завещал так в самые трогательные минуты для Него, пред страданиями и смертью своей, т. е. здесь мы вполне видим завещание умирающего отца, к возлюбленным детям своим. Согласно с этим, сказано у апостола Павла елижды бо: (всякий раз) аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете 30 . И так оставить и оставлять без внимания то, чем в особенности желал бытъ вечно-памятным для нас Господь Спаситель наш, без всякого сомнения, значит быть неверным, неблагодарным в высшей степени. Этот человек немногим чем разнится от «оглашенного», т. е. от пожелавшего только креститься, а еще некрещенного и не принимающего никаких таинств. Да и не лучше он раскольника или того, который отпал от Церкви. Некогда в православной нашей России даже не велено было считать того христианином, кто ни разу не приобщался в год 31 . И в общественной жизни это как бы член отпавший: по закону он не принимается свидетелем ни в гражданских, ни в уголовных делах 32 °. Но самая последняя и страшная беда этого человека состоит в том, что так как он удаляется от Христа, не живет со Христом, то и не будет ему части со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

О «самоперекрещиванцах» упоминает и названное «Извещение праведное» Григория Яковлева. Здесь говорится: «ни от кого не приемлют ни покаяния, ни перекрещивания, но сами ея кийждо перекрещивают, зашедши просто в воду, токмо приговаривая обычная словеса, яже о крещении» 18 . Так как младенцы сами себя крестить не могут, то были в первой четверти XVIII века такие беспоповщинские общины, в которых крещение младенцев совсем не допускалось. Так, например, около 1710 года в местечко Янгоры, Каргопольского уезда, был вывезен из деревни Талицыны горы некто Иерофей Андреев. Жил он здесь в раскольнической общине около 20 лет. После он показывал, что «жили они», т. е. Иерофей и его родственники, с прочими раскольниками, церкви Божией не имели, отцов духовных для исповеди не призывали, никаких церковных таинств не сподоблялись, крестились двоеперстным сложением, ловили себе беглых девок, жили с ними, не венчаясь, как с сущими женами, приживали детей, которые или умирали, или оставались в живых некрещенными, матери молитвами не очищались, имена же младенцам давал старец Иов Матарыга» 19 . Таково было положение вопроса о перекрещивании в беспоповщине. Протест против совершения перекрещивания мирянами сказался и со стороны беглопоповщины. В первой четверти XVIII века некоторые поповщинские толки еще допускали перекрещивание. Так, около 1709 года на Керженце существовали «скиты»: павлиновщина, андреяновщина, иосифовщина, которые, принимая «нынешних попов», в то же время «перекрещивали людей, пристающих к их вере, кии суть ниже 60-ти лет». Крещение православное они называли «еретическим» и говорили, что «крещение еретическое несть крещение, но паче осквернение». А «иже выше 60-ти лет, тех не перекрещивали», говоря, что таковые крещены «истинным крещением», еще прежде патриарха Никона 20 . Но требовавшие перекрещивания поповщинские скиты прекратили свое существование, и со стороны поповщины мы встречаем сильный протест против перекрещивания лиц, переходящих в раскол. Сохранилось два послания иеромонаха-схимника Герасима, вероятно того самого диаконовца, от лица которого было написано послание с Керженца на Ветку в феврале 1716 года 21 . В приписке к этим посланиям сказано, что Герасим «древних ради преданий странствовал по многим местам», и скончался «в лето 7260-е, на Кубани». Во время миссионерской деятельности Питирима нижегородского на Керженце, диаконовцы бежали с Керженца в разные отдаленные места. Вероятно, Герасим был из числа этих беглецов. Жизни Герасима было 90 лет. Так как трудно ожидать литературной деятельности в глубокой старости, то время написания посланий можно относить приблизительно к 20-м годам XVIII века, или несколько ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

6. Упомянутых новокрещенных иноверцев, которые живут в одних деревнях с некрещенными, перевесть в другие деревни и поселить вместе с крещенными же иноверцами и старинными Русскими людьми... 15. Приходящим ко крещению в награждение за восприятие Святого крещения, против прежних дач, покупая из положенной на новокрещенных суммы, давать каждому по кресту медному, что на персях носят, весом каждый по пяти золотников, да по одной рубахе с порты и по сермяжному кафтану с шапкою и рукавицы, обуви чирики с чулками; а кто познатнее, тем при крещении давать кресты серебряные по четыре золотника, кафтан из сукон крашенных, какого цвета кто похочет, ценою по 50 копеек аршин, а вместо чириков сапоги ценою 45 копеек, женскому полу волосники и очельники, по рубахе холщевой, да от денег мужеска пола, кои от рождения выше 15 лет, по рублю по 50 копеек... 16. На содержание оной Новокрещенской Конторы и на прочие имеющиеся расходы отпускать к упомянутому Архимандриту Сеченову в каждом году денег по 10000 рублей из Коллегии Экономии, хлеба муки ржаной по 5000 четвертей и на то число круп по препорции из собираемого с иноверцев хлеба, и оные деньги и хлеб отдавать в тех местах, где оный Архимандрит Сеченов требовать будет. 21. Для обучения иноверческих детей учредить четыре школы... И обучать оных новокрещенских детей Русской грамоте...; однако ж притом за ними смотреть, чтоб они и своих природных языков не позабыли... ПСЗ-1. Т. XI. 8236. Царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) 1741 г., марта 11. – Высочайшая резолюция на доклад Кабинета. – Об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убивствах, или в других тяжких винах, за восприятие веры Греческого исповедания Конного казацкого полка Калмык за смертное убивство, из которых некоторые казнены, а достальные 3 человека, по наказании кнутом и вырезании ноздрей, посланы в Рогервик, ежели они живы, а убивство учинили прежде принятия Греческого исповедания, будучи в Магометанском законе: то их свободить и определить к кому они пожелают в услужение; а ежели их во услужение никто не примет, то определить в монастыри, и давать пропитание так, как отставным солдатам определено; також и впредь, ежели такие ж иноверцы в смертных убивствах или в других тяжких винах явятся, а потом веру Греческого исповедания восприимут, то их для того восприятия веры, нигде не описався, смертию не казнить, и в ссылку не посылать, а требовать о том указа от Кабинета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить». ЗАПИСКИ ТЮРЕМНОГО СВЯЩЕННИКА Священники и катехизаторы в местах заточения (Предисловие автора) Во многих тюрьмах и лагерях за последние годы появились храмы и молитвенные комнаты. Многие священники ходят к заключенным, «проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 9:35), «благодати Божией» (Деян. 20:24), крестят некрещенных, исповедуют, причащают, служат молебны и Литургии. Имеются желающие венчаться в тюрьме: муж в тюрьме, жена на воле хотят закрепить свой гражданский брак церковным. В места заключения ходят также пятидесятники, адвентисты, представители «Богородичного центра», баптисты, Армия спасения из англоязычных стран и множество других религиозных группировок и сект. В тюрьмы зачастили и иностранные, и отечественные журналисты и кинематографисты: конкурируют, кто первый снимет и опишет какое-либо небывалое еще событие в тюрьме, кто первый покажет в кино или по телевидению приговоренного к смертной казни или саму казнь. Торопятся французские и немецкие репортеры. На мой прямой вопрос французу: «А Вы пишете и даете репортажи о казнях в других странах, например, в Америке?» — был ответ, поразивший и возмутивший меня: «Нет, только в России». В интонации был подтекст: «Да нет, что Вы, только в России». Этому корреспонденту французской газеты «Монд» я сказал: «Мне не нужен гонорар. Если можете, пожертвуйте на храм в тюрьме». Я получил две бумажки. Когда мы расстались, я развернул их — это были две сторублевки, то есть в сумме меньше чем полдоллара. На следующий день борец за права и свободу человека в бывшем Советском Союзе улетал в Париж, рубли ему там были не нужны. Гонорара за это интервью, как и за многие другие, я не получил ни копейки. Наши тюрьмы (СИЗО), наши лагеря (НТК), наши заключенные всегда остаются с нами как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить. А все остальное — это отвлечение времени, реклама и щекотание нервов пресыщенных и богатых иностранцев. Одному из них пришла в голову идея: купить Бутырскую тюрьму и превратить ее в дорогой валютный отель…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Они были указаны в общем рассуждении о страсти плотской (см. 1 часть). 153 О том на каких основаниях оставляется по-прежнему брак крещенного с некрещенной, и наоборот, будет сказано ниже в этой же книге. 158 Святые угодники ни с одною из страстей не боролись столько, как с плотскою. Хоть многие из них и жили в пустыне, не видели лиц иного пола: но страсти, в смысле первородного греха, или прирожденной наклонности грешить, находятся в человеке, а, так. обр., святые, уходя в пустыню, уносили и их с собой туда. Сам Иосиф, первейший по истории пример целомудрия, славен не за бесстрастие, а за победу над соблазном. Святые принимали заботливые меры также и против неестественного блуда: отсюда частые советы их друг другу против свободного обращения с отроками. Вообще, они особенно на сей-то раз не доверяли себе и потому, можно сказать, до гроба были осторожны относительно плотского греха. (Известны же примеры, что, когда тяжко-больным служили в уединении женские лица, тогда от одного прикосновения рукою к этим больным женщин воспламенялась в них похоть по искушению бесовскому, и были случаи несчастного падения при целомудренной дотоле жизни. (Алфав. Патер.)). Но зато святые одерживали победу над плотскою страстью, сохраняли себя в полном целомудрии. 159 Об этом будет сказано частью в этой же главе, и подробнее в наставлениях о воздержании в супружеском ложе. 169 К такой мере привлечь мужские глаза – только с иною, доброю целью – прибегла некогда и Юдифь. Пред тем, как пойти к военачальнику Олоферну и быть для него орудием казни Божией, Юдифь – благочестивая вдова – вымыла свое тело, красиво расчесала свои волосы, облила себя благовониями, надела лучшие одежды, украсилась цепочками, браслетами и перстнями. И воины Олоферна, тем более сам Олоферн, были поражены ее красотой ( Иудиф.10:3–5 ) 185 Закон гражданский судит мужа не только за такие побои жене, которыми подвергается опасности жизнь, но и только в характере истязания (улож. ст. 1583). 189 Вот примеры раболепства пред женой, достойные смеха и сожаления: Дария, царя Персидского, женщина била по щекам, заставляла его смеяться своему смеху и ухаживать за собой, когда была не в духе или рассержена, – снимала с него царскую корону, когда он сидел на троне и надевала на себя его корону ( 2Езд.4:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Если же муж или жена, по обращению другого супруга, жить в прежнем браке не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступать в брак с лицом православным (Там же, ст. 81) . Если новокрещенный имел несколько жен, то, по восприятии св. крещения, он должен выбрать из них одну, с которою жить пожелает и преимущественно также обратившуюся к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению. Это правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями. Если ни одна из жен креститься не пожелает, и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в новый брак с православною. Брак остается в силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы он и заключен был в степенях родства, возбраненных Церковию (Т. X, часть 1. ст. 82, 83 и 84)… Благословение или подтверждение брака по «церковному чиноположению» в данном случае состоит в том, что священник в церкви публично предлагает обоим супругам вопросы, установленные при венчании, относительно свободного произволения на вступление в брак и, получив утвердительные ответы, читает заключительную молитву, положенную в конце последования венчания: «Отец, Сын и Всесвятый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица» …Полного же венчания при этом не бывает»» ( Нечаев П. Указ. соч. С. 246–248). 8 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Указ. соч. С. 74. 9 В современном обществе может, однако, оказаться так, что люди, вступающие в смешанные браки, состоят в определенной степени родства. Поэтому небесполезно будет уяснить те родственные связи, которые церковное право считает безусловными препятствиями к браку. Ограничимся описанием только плотского родства, так как остальные степени родства не играют при заключении брака существенной роли: «…Запрещение браков между близкими родственниками должно способствовать большему сближению между собою людей разных родов и распространению в роде человеческом любви посредством брачных союзов…

http://azbyka.ru/o-smeshannyh-brakah

Примечание. 1) В указах Св. Синода от 16 Мая и 16 Июля 1722 г., между прочим, изложено: в первом – лицо (п. 7) раскольническое, православному сопрягаемое, первее да принесет церкви обещание с присягой, и втором – ежели раскольники (п. 6) похотят детей своих венчать от православ. Иереев и таковых православным Иереям венчать по чину церковному и по исправленным требникам, как и прочих правоверных, точию брачившихся обязывать присягой и сказкой впредь раскола не содержать, но быть твердыми в правоверии и с раскольниками никакого согласия не иметь, разговоров о раскольническом мнении не употреблять, учителей их при себе не держать и нигде с ними не сообщаться под жестоким штрафом. (Ук. Св. Син. 7 Авг. 1836 г.) – Детей раскольников с православия разрешено венчать и без согласия родителей первых. ( Высочайший утв. опр. Св. Син. от 28 Окт. 1842 г.). Прим. 2) О каждом случае присоединения раскольника к Православию следует непременно уведомлять то гражданское начальство, в ведении коего присоединившееся лицо состоит, для исключения его из списков раскольников. (Пред. канц. Обер-прокур. Св. Син. Секр. Консист. от 13 Февр. 1893 г. Глава 3. О браках новокрещенных 51 . Лицо не христианского исповедания, по восприятии св. крещения, 39 может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещенной женой; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам првославной церкви. (Ст. 79 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г. Ср. 1Кор.7:12–17 . Соб. Всел. VI, пр. 72. Св. Вас. пр. 9). Св. Синод по возбужденному калмыцким миссионерам вопросу о том: следует ли венчать крестившихся калмыков, состоявших в супружестве до крещения, определил: «А которые калмыки супружество имели до восприятия св. крещения, и ныне как мужи, так и жены их крещение приняли, тем бракосочетаемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно». (П. С. З. 1729 г. Апр. 25, 5400; подт. ук. Св. Син. 18 Июля 1729 г. 5444. Соб. пост. по Дух. вед. 1846, стр. 417). 52 . Если жена или одна из жен магометанина или другого лица не христианского исповедания примет св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Наталья 1 февраля 2020, 08:42 Это никакая не " непросвещенность " - все всё прекрасно понимают. Они ИСКРЕННО несогласны. Однако, я автору уже писала, что мы уверенно вошли в не последнее, а в Последнее время. Почему? Потому что ящик пандоры открылся и его уже не закрыть - только или потопом смывать или огнем сжигать. Этот ящик - человеческая сексуальность. Она как атомная бомба. Неправильное ее использование и весь мир летит в клочки, потому что уничтожается его фундамент - семья. Блуд же всегда связан к кровью. Аборты - следствие блудного сознания. Но попробуйте пойти и объяснить не то что обычным людям, даже нашим христианам, что секс вне брака - это смертный грех. Это вообще смех вызывает. Юлия 1 февраля 2020, 01:43 Не могу поверить, что настолько плохо обстоят дела даже в храмах... На глазах слёзы Елена 1 февраля 2020, 01:18 Это очень печально, но да, так и есть. Черное стали называть белым. Я думаю, что люди перестали доверять и надеяться на Бога, стали очень маловерными, верящими только в себя и свои силы. Поэтому и менталитет сейчас такой. Наталья 1 февраля 2020, 01:16 Хочу добавить, что также выступаю за запрет абортов. Но в то же время думаю, что введение запрета может снизить число детей, убитых во чреве, но вряд ли увеличит рождаемость. Люди просто будут тщательнее предохраняться, вот и все. И предохраняться будут, в том числе, и абортивным средствами: контрацептивами, спиралями и т.д. Их-то не запретят. Так что есть над чем подумать. Одними запретами не обойдёшься. Мария 1 февраля 2020, 00:13 Сейчас в доступе таблетки, убивающие детей в один-три приема. Никаких врачей не надо, никакие ОМС и дни тишины не участвуют в процессе принятия и исполнения решения. Начали бы с запрета этих средств - детки до 12 недель гибнут от них, души их мам гибнут. В таблетках условно " хорошо " (против операции) одно - горе-мать видит свое убитое дитя, ручки-ножки крошечные...и может быть не повторит и, ужаснувшись, придет к Богу... Jelena Svintsova 31 января 2020, 23:41 Самое страшное, что убиенное в утробе дитя умирает не только для земной жизни, но и для вечной, потому что умирает некрещенным.

http://pravoslavie.ru/127534.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010